Философский диалог
Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару.
Философский диалог может также входить как часть в какое-либо другое произведение.
Чуть более редкий поджанр: беседа учителя и ученика. Ученик приходит к наставнику и спрашивает, наставник отвечает или задаёт наводящие вопросы. Очень любим индийской литературой.
Радикальный вариант: описывается место и обстоятельства действия, мудрец читает проповедь и отвечает на вопросы собравшихся.
Примеры
- Многие куски в Упанишадах.
- Ранние буддистские сутры.
- Книга Иова.
- Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом.
- Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе».
- Боэций, «Утешение философией».
- Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга».
- Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги».
- Абеляр, «Диалог между философом, иудеем, христианином».
- Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя».
- Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира».
- В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе».
- Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант.
- Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт».
- «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм.
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога.
- Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, обратный попаданец Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии.