Не в ладах с системой образования

Материал из Posmotreli
Версия от 18:46, 9 апреля 2022; Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Автор этих опусов видимо не учился ни в каких образовательных учреждениях, может быть учился, но очень поверхностно, может хотел создать идеалистически-невинный или наоборот — гротескно-чернушный мир. Так или иначе — человек, который хотя бы учился в...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автор этих опусов видимо не учился ни в каких образовательных учреждениях, может быть учился, но очень поверхностно, может хотел создать идеалистически-невинный или наоборот — гротескно-чернушный мир. Так или иначе — человек, который хотя бы учился в школе может надорваться от хохота, наблюдая за потугами автора воссоздать школьную иерархию, подобие предметов, классно-урочной системы или ВУЗовской структуры. Ректор суперпрестижного ВУЗа лично бегает разбираться с мелким хулиганьём? Из-за всякой ерунды вроде прогула урока поднимается хай вплоть до вызова милиции? В школе всего два-три предмета? Если всё это играется шутки ради — тоже наш троп, только с оговорками.

Отдельный случай — когда со своей системой образования автор еще более-менее в ладах, но переносит ее на весь остальной мир. В итоге школьники условной Америки вообще ничем не отличаются от советско-российских.

Где встречается

Литература

  • «Географ глобус пропил» — в книге не раз говорится о том, что Служкин пришел в школу зарабатывать деньги и кормить семью. Однако это невозможно. Он ведет географию в трех 9-х классах, максимум это 6 (9 с внеклассной работой) часов в неделю, т. е. от трети до половины ставки. Одна ставка нынче — это примерно 20 тыс. рублей, а в 1990-х (действие происходит в 1993-94 годах) учителям платили еще меньше. Вот и считайте, какие копейки получал главный герой в школе, ради чего он целый год терпел измывательства, угрозы и выходки Градусова.
    • Обоснуй: у хорошего учителя доход с частных уроков может вывозить его очень высоко, насколько специалист более-менее массовой профессии в принципе может получать. Хотя в 90-ых «бизнес-практики» были очень неотлаженными и намного вероятнее пресловутые «сборы на ремонт класса».
    • Да и семьи он лишился довольно скоро. Особая ирония в том, что в финале всё возвращается на круги своя: жена с дочкой вернулись, а работы снова нет.

Кино

  • «Чучело» — Маргарите Ивановне объявляют строгий выговор за то что её класс прогулял урок (причём урок должен был вести другой педагог). Строгий выговор объявляется в случае, если учитель не сообщил о прогуле в администрацию школы и (или) ученик пострадал во время прогула. Да, за классом Маргарита следит крайне паршиво, но в данном случае она сделала всё, что могла — сообщила директору сразу, родителям сообщила, так за что ей влепили выговор?
  • Валерия Гай Германика — чемпион по незнанию этой области матчасти из палаты мер и весов. В интервью она закономерно признаётся, что в школе не училась никогда. Например, «Все умрут, а я останусь» — школьницы сбежали с урока геометрии, после этого получают записки от фанатов: «Мы с вами, вы крутые!» Из-за этого собираются отменять школьную дискотеку, девочкам ставят ультиматум, короче, вокруг этого вертится весь сюжет фильма. Любой человек, который хоть день был в школе, понял бы, что всем школьникам, да и учителям было бы глубоко всё равно на истерику детей и на прогул урока.
  • «Училка». Там вообще много с чем не в ладах, но поведение детей и учителей во вроде бы опрятной школе напоминает поведение учеников шараги. В реальности, если учителю в лицо сказать бред про дочь-немку, начать открыто оскорблять её — последует вызов родителей в педсовет, вне зависимости от мажорства, нации и какой-либо соцппринадлежности. Если у учителя появится в руках оружие — дети прижмут уши, а не начнут бороться с училкой и провоцировать её на выстрел. Ну и так далее. Причина ясна — это ремейк фильма «Последний урок» (если не перепутал), в котором и школа «особенная», и акценты другие.
  • «Класс коррекции». В представлении авторов фильма — класс коррекции, это не место, куда определяют ребят, которые не могут усвоить программу средней школы, а некий концлагерь для инвалидов на базе средней школы, в которой, как в нацистской Германии, делят детей на нормальных и неполноценных.
    • Причем главная героиня Лена учится хорошо, учиться очень хочет и она ни в коем случае не попала бы в класс коррекции, а училась бы в самом что ни на есть нормальном классе, ведь единственное ее отличие — она сидела бы не на стуле, а в кресле.

Телесериалы

  • «Школа» от той же Гай Германики — презентуется как самая настоящая суровая школьная реальность. Однако, в школе всего 5-6 учителей, половину предметов просто повыкидывали (напомним, что Германика заявляла, как она «полностью воссоздала» школьную атмосферу). Здесь, в отличии от «Все умрут, а я останусь», на уроки может не ходить в принципе полкласса — учителям будет глубоко плевать, ответственность за здоровье детей ведь они не несут, помимо этого ученики и учителя называют класс — аудиторией, аттестат — дипломом, видимо авторы сценария не видят разницы между школой и ВУЗом.
    • Вообще-то среди учителей показаны наиболее заслуживающие внимания персонажи, а остальные, судя по всему — совсем непримечательные личности (в большинстве рядовых образовательных учреждений именно так дело и обстоит). Опять же, в заурядной районной школе девятиклассники очень много прогуливают, и как-то бороться с этим — бесполезно, поскольку рычагов воздействия на школьников и их родителей почти нет.
    • У автора правки классная руководительница, готовившая учеников к ВУЗу, называла кабинет аудиторией и приучала к этому класс.
    • Претензия не к тому, что такого не бывает, а к тому, что кроме пьянок, беспорядочных половых связей и драк персонажам ну совсем ничего не интересно.
  • «Зайцев+1» — каждый более-менее играющий роль в сюжете студент хоть раз, да побывал в кабинете ректора достаточно большого ВУЗа, где его распекали за порчу учебников, разбитый писсуар, исписанную стену и всякие другие мелкие хулиганства. Деканы и их заместители, на худой конец, проректоры по учебной, хозяйственной, воспитательной работе? Не, не слышали.
  • «Универ» — здесь ректор, будучи преподавателем истории, бегает проверять пары к аспирантам, которые ведут экономику, торчит на кафедре и назначает там каждого лаборанта. Зав. кафедрой? Кто этот человек?
    • Пример из реальной жизни: ректор крупного регионального университета несколько лет подряд совмещал управление университетом с должностью зав. кафедрой своей основной специальности. Потом, правда, перешёл к одной лишь управленческой деятельности и только изредка, по особому случаю, лекции читает. Так что и такое бывает.
  • «Простые истины» — завуч всего одна на всю школу, занимается работой завхоза, и одновременно учебной, воспитательной и работой со связями. (Школа не в деревне, где это возможно, а тоже в Москве и, судя по всему, довольно неплохая).
  • «Кремлёвские курсанты» — прапорщик из захудалого провинциального кадетского класса по ПРОСЬБЕ учащихся приходит в главный военный ВУЗ страны? Легко — ведь так часто бывает, что учитель ботаники в сельской школе, перескакивая через все ступени карьерной лестницы, становится одним из главных функционеров в министерстве образования.
    • А когда это Пал Палыч успел стать прапорщиком?…
  • «Тайны следствия» — в одной из серий главным героям необходимо опознать некоего молодого человека, подошедшего к преподавателю после лекции, что было зафиксировано видеокамерой. Следователи тратят на это полчаса экранного времени, прежде чем понимают: парень — не студент данного ВУЗа. В то же самое время, для автора правки это было очевидно сразу же:
    • Во-первых, он поздоровался с лектором. Вообще-то, после лекции это странно. Уже достаточно чёткий сигнал о том, что во время самой лекции юноши в аудитории не было.
      • Обоснуй: сильно опоздал, тихонько зашел, в конце пары подошел отметиться. С автором данной правки такое время от времени случается. Не знаю, правда, насколько реально это было конкретно в той ситуации.
    • Во-вторых, он поздоровался с ним за руку. Рукопожатие аспиранта с собственным научным руководителем? Возможно. Рукопожатие обычного студента с немолодым уже лектором? Как-то нетипично.
      • Впрочем, бывает и такое. Особенно если этот студент хорошо знаком лектору, а то и вовсе всему факультету — тогда и рукопожатие с деканом, а то и с ректором, странным выглядеть не будет.
    • В-третьих, он обратился к лектору «профессор». Студенты, как правило, более-менее осведомлены о реальных рангах и званиях своих преподавателей, в то время как преподаватели могут достаточно болезненно относиться к искажению таковых в любую сторону, в том числе и в сторону завышения. Данный лектор вообще учёного звания не имел, в штате ВУЗа не состоял, а являлся приглашённым специалистом-практиком. Отсюда вывод: либо его собеседник этого не знал и использовал то обращение, которое первым пришло ему на ум, либо создатели фильма перенесли на отечественную систему образования западные клише, согласно которым профессорами называют вообще любых преподавателей достаточно авторитетного учебного заведения.

Видеоигры

  • Bully. Понятно, что вся игра — большой стёб над комиксами о школе и молодёжными американскими фильмами, так что всерьёз рассматривать модель школьной иерархии, классно-урочную систему и т. д. в её контексте просто глупо. Но один существенный ляп, который нельзя списать на правило прикольности, создатели допустили. Они забыли, что в школа в США делится на три ступени: elementary school (начальная, для детишек от 6-7 до 11 лет), Secondary school(от 11 до 14-15 лет) и Third Level (с 15 до 18-19 лет). Важно, что это не ступени, а именно школы, т. е. ученик меняет школу 3 раза. В Булворте же учатся и семи-восьмилетние детки, и дяди и тёти старше восемнадцати.

Где НЕ встречается

  • Российский сериал «Студенты». Несмотря на общую слащавость повествования, временами скатывающуюся в идиотский сюжет довольно точно воссоздана модель управления ВУЗов по должностям преподавателей, функции студенческого комитета и многое другое.
  • «Класс». Эстонский фильм и его спин-офф сериал 2007 года. Все показано довольно реалистично, тем страшнее всё это видеть.
    • А еще страшнее видеть, что почти во всем виновата именно идиотская система образования и школьная иерархия, на примере Томаса можно видеть что это не какой-то маньяк, он вполне может и чувствовать и раскаиваться. Возможно, выжил бы альфа-самец Андерс, он бы тоже раскаялся, тут создатели слажали — надо было его оставить в живых и показать в спин-оффе.
  • «Ранетки». Да, как бы это странно и дико не звучало. Если убрать линию одноименной поп-группы, которая, мягко скажем, на любителя, то школу с ее предметами, несколькими классами в параллели, несколькими учителями-предметниками, первой-второй сменой и работой школы в целом воссоздали весьма скрупулёзно.