Забыл про останавливающее действие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Зомби можно убить только выстрелом в голову? Хорошо, допустим, но если очередь из пулемёта оторвёт ему ноги, как он будет без ног преследовать жертву?

Вампир обладает сверхъестественной регенерацией и даже выстрел в голову ему не страшен, если пуля не серебряная? Хорошо, допустим, но вот сможет ли он видеть и думать, пока его глаза выбиты, а мозг превращён в кашу?

Оборотень — туша в полтонны весом, состоящая из сплошных мускулов, когтей и зубов, так что если пули не серебряные, то его даже не замедлят? Хорошо, допустим, но вот как его сверхострое волчье обоняние, которое в разы острее собачьего, среагирует на перцовый баллончик?

  • Может скомпенсироваться регенерацией — баллончик на пару секунд дезориентирует оборотня, а потом обожженные обонятельные луковицы регенерируют, и если он успел выскочить из газового облака, то ожидаемых от кого-то без такой регенерации двух минут на побег у хитреца с баллончиком уже не будет.

У супергероя резиновое тело, так что ему даже пушечный снаряд не страшен? Хорошо, но увеличивать свою массу он вроде не умеет? Пусть от прямого попадания улетит на пару сотен метров и там прыгает мячиком.

Робот сверхпрочный и не должен дышать, так что без проблем переживёт утопление в болоте? Хорошо, но сможет ли он из этого болота самостоятельно выбраться? Особенно когда у него давление на грунт в разы больше человеческого…

Коротко говоря — если вы без проблем можете пережить некое воздействие, это ещё совсем не означает, что оно вам не страшно и никак не влияет на вашу боеспособность. В бою решает всё мгновенье ока, и заноза в ногу, которая помешает вам бежать в атаку прямо сейчас, может оказаться ценнее и эффективнее, чем доза радиации, от которой вы умрёте через три дня, но прямо сейчас можете сражаться как ни в чём не бывало.

Близкие тропы:

  • Безобидные холостые патроны — в реальной жизни энергии пороховых газов и пыжа вполне хватает на то, чтобы убить или покалечить при стрельбе на близкие расстояния (а тем более в упор).
  • Оружие бывает только стрелковое, бесполезный огнестрел — авторы забывают, что крупные калибры не просто делают дырки, через которые вытекает кровь, но и превращают внутренние органы в кашу, и банально рвут плоть на части.
    • Ракеты в западной литературе поражают только взрывом, причем весьма сомнительной мощности. Кинетическая энергия 4-тонной дуры с проникающей БЧ, разогнанной до 800 м/с куда-то моментально теряется. Не то, что снаряда весом 1 тонну, и летящего с той же скоростью... У дульного среза орудия. На излете траектории уже вдвое меньше. Он, будучи запущен из пафосной огромной корабельной пушки, порвет все.
  • Героическая сила воли, Такой психованный, что пытать бессмысленно — далеко не всегда к регенерации прилагается ещё и отсутствие болевой чувствительности.
  • Тупые предметы не опасны, Безобидная рана — типичные примеры повреждений, на которые персонажи просто не обращают внимания.
  • Технический пацифист — а вот он про останавливающее действие не забывает никогда, так как это его основное оружие.
  • Лежу и молчу — когда останавливающее действие есть, но оно, как и здесь, приравнивается к летальному. То есть всё, что убивает — убивает сразу и наповал.
  • У тебя ж регенерация — систематически употребляя троп, можно устроить бессмертному персонажу участь хуже смерти.

Троп может быть сыгран в двух вариантах:

  1. Забыл персонаж — бессмертный возомнил себя ещё и неуязвимым, попёр в прямую атаку, но другие персонажи ему преспокойно переломали руки-ноги, после чего, пока он регенерировал, спокойно доковырялись до его единственного уязвимого места и прикончили уже совсем.
  2. Забыл автор — противники такого малоуязвимого персонажа в панике бегают и орут «Оно не действует!», вместо того, чтобы очевидными способами обезвредить, а потом уже не спеша добить, или хотя бы убежать.

Примеры[править]

Забыл персонаж[править]

  • Два богатыря — зачем скакать за тридевять земель, искать иглу, в которой смерть Кощея? Связанный, он никому не опасен. «Ты же Бессмертный, живи спокойно, людям не мешай!»
    • Помогает временно. Особенно если у супостата рот не заткнут. Марья Моревна (сотоварищи) не даст соврать. Но это уже не Батыра проблемы, он вне кощеевой зоны влияния живёт.
  • Dead Space — некроморф по сути колония бактерий, и делать в нём дырки бесполезно? Отрежьте ему конечности инженерным резаком, и он вам уже ничего не сделает (если конечно это не уберморф, способный конечности отращивать).
  • Terminator — Т-1000 состоит из жидкого металла, так что стрелять по нему бесполезно? Не совсем: пока он заращивает дырки, можно убежать.
  • Robot Chicken — пародируется. Вервольфа можно расстрелять из пулемёта, превратив в кровавую кашу. Кровавую кашу потом можно сжечь. Пепел можно съесть, а когда он естественным путём пройдёт через пищеварительный тракт — спустить в канализацию. Но пока вервольфа не застрелили серебряной пулей, он всё равно жив, потому что Dungeon Master так сказал!
  • Discworld — да, местного вампира практически невозможно убить насовсем: капля крови — и он восстановится из любого состояния. (Хотя, похоже, одного вампира удалось-таки упокоить навсегда, когда его в форме летучей мыши съел кот.) Но это не значит, что вампиру нечего бояться. В конце концов, можно превратить вампира в пыль, собрать пыль в коробочку и выкинуть коробочку за край Диска: пусть там летает в космическом вакууме, пока не наткнётся на источник крови. Поэтому мудрые вампиры стараются не злить людей всерьёз, чтобы на них охотились традиционными методами и не начали проявлять изобретательность.
    • Трюк с волчьим нюхом оборотня, описанный в теле статьи, однажды провернули против Ангвы — разве что вместо перцового баллончика (за отсутствием таковых в этом мире) использовали бутылочку со смесью сильнопахнущих и едких веществ, разбитую у неё под носом.
  • Ведьмак — высший вампир Регис познал это на своей шкуре, когда по молодости начал пьянствовать без меры (кровь для местных высших вампиров не пища, а аналог алкоголя — помогает расслабиться, но для выживания не нужна). Кметы продырявили его кольями, отрубили голову, облили святой водой и закопали. Да, он не умер. Но регенерировал после такого лет 50.
  • Worm — местные герои и злодеи вообще про останавливающее действие забывают редко, так как неписанные правила запрещают им друг друга убивать, а сражаться как-то надо. Но Тейлор выжимает педаль в асфальт — из-за характера её суперсилы, помноженного на нездоровую изобретательность, она чёртово ходячее останавливающее действие, причём чаще всего — весьма неприятное.
  • Shingeki no Kyojin: титаны — идеальные регенераторы, способные восстановить за пару минут любые повреждения, кроме летального разреза сзади на шее. Поэтому их расстреливают из пушек, им протыкают и простреливают глаза, рубят и ломают конечности — всё, что можно сделать, чтобы проще добраться до той самой шеи. А титанам-оборотням и в человеческой форме руки-ноги отсекают — пока они их регенерируют, то не могут превратиться.
  • У Рудазова про останавливающее действие забывать не принято.
    • «Война Колдунов» — не забыли, но всё равно не помогло. Поражённый фугасом из Шпаги Калторанов, Ригеллион Одноглазый отлетел метров на двести и вышел из взрыва ужасно оскорблённый, но живой и здоровый.
      • Дэвкаци как нация слов «останавливающее действие» вообще не знают. Один рокушский ветеран вспоминал, как обстрелянный целым плутонгом человекодэв весь этот плутонг перебил и только потом издох, и советовал новобранцам разить исполинов сразу из пушек. Хорошо, что в текущей кампании дэвкаци рокушцам союзники.
      • Повелитель песка Амгай Пустыня таким макаром побеждал даже иммунных к магии эйнхериев — засасывал в зыбучие пески. Вся магия из последних при этом испарялась, да и вторично мертвяки не умирали — но много ли они навоюют в нескольких метрах под землёй?
      • Похожий эпизод был в «Шумерских ночах» — лугаль Аханид броском дротика банально пригвоздил напрыгнувшего на него зомби к стене. При этом мертвец даже попытался протолкнуть древко дальше в рану и слезть с него, но пока пытался, его уже обезвредил Креол.
    • «Шестирукий резидент» — хитин яцхена позволяет ему спокойно танковать автоматные очереди. Но кто сказал, что автоматчик будет целиться в корпус, а не в мягкие уязвимые крылья, на которых яцхен теперь уже не улетит? Правда, зато убежит, но это к тропу уже не относится.
      • Немного позже по тексту про останавливающее действие забыл и сам яцхен. Как ехидно заметил Рабан, супостатов всё-таки стоило сначала допрашивать, а потом убивать, но Олег в запальчивости сразу же взбил Йот’урраки в фарш и только потом задумался.
    • «Преданья старины глубокой» — Демьян Куденевич некоторое время удерживал раскрытой пасть Змея Горыныча, угрожая сломать дракону челюсть и вырезать глаза. А тот вместо того, чтобы пыхнуть огнём из блокированной глотки, пытался одолеть богатыря соседними головами.
      • «Конец сказки» — Илья Муромец таким образом сдерживал самого Кащея. Оба поединщика были нечеловечески сильны и быстры, но Кащей при этом худой, как скелет, а Илья — дедуган двух метров ростом и, с учётом доспеха, стольки же центнеров весом, что и позволяло ему какое-то время буквально играть царём нежити в бейсбол. Потом, правда, Муромец выдохся, и Кащей своего не упустил, но это к тропу опять-таки не относится.
    • «Паргоронские байки» — Кровавый Князь Кеннис, первый парифатский вампир, про останавливающее действие не забыл, а просто не знал. Сразу после обращения, поняв, что стал чудовищем, попытался самоубиться — и не нашёл ничего лучше, чем броситься на заточенный осиновый кол. В итоге и умереть не умер, и жить не жил — был вынужден пролежать трупом несколько месяцев, пока кол не сгнил.
  • «Кот в сапогах 2: Последнее желание» — Кот прекрасно знает, что великанов можно бить по пальцам, и делает это дважды. Но здоровенного волчару, который может его обхватить одной лапой, упорно пытается тыкать в лицо, что к этому самому захвату и приводит.
  • «Приключения Синдбада» — в серии с изобретшим увеличивающий в размерах эликсир ученым, который использовал его, чтобы стать больше и, за счет увеличения размеров мозга, умней, в кульминации он допивает свои запасы, чтобы достичь циклопических размеров и расправиться с главным героем и его командой. Противопоставить ему им нечего, вот только ученый не учел, что его масса стала такой, что ходить по богатому пещерами острову без риска для жизни он уже не сможет. А в серии с циклопом Синдбад, когда наспех организованная ловушка провалилась, заманил почти неуязвимого к человеческому оружию за счет размеров врага в зыбучие пески.

Забыл автор[править]

  • Метапример — Видеоигровая биология почти полностью из этого состоит. Пока у персонажа более одного хита — его боеспособность ровно такая же, как и у полностью здорового.
  • Другой метапример — Зомби-апокалипсис именно из-за этого часто перетекает в Необоснованный апокалипсис. Зомби сверхпрочностью не обладают, поэтому есть тысяча и один способ остановить их, помимо пресловутого выстрела в голову.
    • Иногда обыгрывается необходимостью полностью расчленить тушку зомби, поскольку без ног он продолжает ползти на руках, а без конечностей может лежать в засаде, изображая живой капкан, чтобы тяпнуть неосторожно поставленную рядом с его головой ногу.
      • Кстати, человеческие зубы не такое страшное оружие, чтобы для него не стала проблемой сколь-либо плотная одежда.
  • Флэш — совместно с тропом Забыл про сверхспособности. У Флэша часто возникают проблемы с героями и злодеями, не имеющими сверхскорости, но имеющими сверхпрочность и сверхсилу. Чувак, ты можешь принести катушку стального троса и замотать им этого парня с ног до головы быстрее, чем он моргнёт! Ты можешь залепить ему чем-то липким глаза и уши, можешь засунуть ему в рот и ноздри столько мусора, что он дышать не сможет, можешь столкнуть его в яму и залить сверху бетоном, можешь, можешь, можешь… нет, ты только ноешь, что недостаточно быстр.
    • Строго аналогично — Ртуть в «Эре Альтрона». Как с такой суперспособностью вообще было возможно чего-либо не успеть (в данном случае уклониться от пуль) — вопрос к сценаристам.