Бесконечный кислород

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бесконечный кислород — вечная проблема авторов, находящихся не в ладах со знаниями в области человеческой биологии. То у них человек под водой умудряется активно плавать по двадцать минут, то в космосе дышат часами, используя баллончик размером как от советского сифона (ну или от пневматического пистолета). К слову, профессиональные охотники за жемчугом таки умеют задерживать дыхание на четыре-пять минут, сохраняя при этом активность, вот только это скорее исключение, чем общие возможности.

В реальности при нагрузке средней тяжести у более-менее тренированного человека потребление кислорода составляет около 1,5 литров в минуту при атмосферном давлении. В состоянии покоя нетренированный человек на поддержание жизненно-важных функций расходует около 250—300 миллилитров.

O2.jpg

Таким образом, даже сжатый до пары сотен атмосфер «сифонный балончик» позволит дышать от силы минут десять-пятнадцать (и это при условии, что мы сможем без потерь на декомпрессию соорудить эффективный лёгочный автомат для таких-то давлений).

Точно так же у хорошего ныряльщика объём лёгких, конечно, существенно выше, чем у нетренированного человека, однако счёт даже в этом случае будет идти на единицы минут, а не на десятки.

Особенно часто и капитально данный троп встречается в компьютерных играх в жанре «экшен». Зачастую запаса кислорода хватает персонажу, чтобы свободно пересечь вброд достаточно широкую реку. А в «Fallout 4» есть даже специальный перк, позволяющий свободно дышать под водой.

Возможный реалистичный обоснуй: девайс может регенерировать выдыхаемый воздух, как давно известные изолирующие противогазы. Возникает проблема размещения дыхательного мешка, но если изобретён способ «на лету» сжимать выдыхаемый воздух[1] в компактный баллончик — то почему нет? Второй возможный обоснуй: девайс не хранит кислород, а вырабатывает его. Берём 100 грамм воды, немного сульфата натрия, при помощи электролиза разлагаем воду и получаем около 62 литров кислорода, затратив на электролиз порядка 280 ватт*часов. Вполне реалистично даже при нынешнем уровне развития технологии. Третий обоснуй: разбиваем электролизом углекислоту (отделённую нанофильтром), сажу откладываем, кислород возвращаем в дыхательную систему. Правда, энергии нужно ещё больше. И четвёртый обоснуй, пригодный для воды, но не для космоса — девайс фильтрует кислород из воды, являя собой, по сути, искусственные жабры. Такие эксперименты проводились с некоторыми сортами «дышащей» резины.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Тайна двух океанов» — аверсия. Для длительных отлучек с подлодки положены баллоны с жидким воздухом. Злодей, поставивший на лодку бомбу, а сам смотавшийся, чуть не задыхается (спасает злодейская кавалерия) из-за того, что смотался он под предлогом срочного ремонта, и выдавший ему снаряжение долгой отлучки не ожидал, так что поставил не жидкий, а просто сжатый.
    • Не баллоны, а патроны! С баллонами мучаются империалисты, у наших всё на мази: вставил патрончик, передал товарищу — и дыши. И никаких тебе проблем с парциальным давлением кислорода, с азотным или кислородным наркозом/отравлением…
    • Почему бы и нет, если патроны — фантастические. И кстати — «проклятые империалисты» (в данном сеттинге — японские) справились с задачей перезарядки скафандра Горелова, как аккумуляторов, так и кислородных патронов. Вот только одна из проблем подобного патрона, о которой скромно умалчивается — замерзание воздуха, расширяющегося до нормального давления из сжатого в столь крошечный патрон. Замёрзнет клапан.
  • «Сага о Форкосиганах» — аналогично. Комаррские террористы, приковавшие Форсуассона, не хотели его убивать, но он умер из-за малого запаса кислорода. Невольным убийцам просто не пришло в голову, что кислорода не хватит — на Комарре все перед выходом из дома проверяют запас, а Форсуассон был с Барраяра.
  • У Кларка в «Лунной пыли» на затонувшем пылеходе проблема не столько с кислородом, сколько с поглотителями CO2, отказавшими из-за жары в кабине. Поэтому терпящие бедствие принимают снотворное, чтобы пореже дышать, пока дожидаются помощи.
  • В одной из повестей Вебера подсвечивается при исследовании космокатера, произведённого перед самой технологической сингулярностью. Система регенерации воздуха — просто пустая труба, вообще хрен знает как, но работает, воздух очищает и кислород генерит.
  • Велтистов, «Приключения Электроника» — в одной из частей Сыроежкин некоторое время пробыл на подводной исследовательской станции. Для работы снаружи выдавали ранцевые «жабры», то есть рюкзак, извлекающий кислород из воды.
    • Кстати, сотрудник станции и ранца не брал — вместо него пил пилюли, позволявшие организму то ли удерживать кислород, то ли эффективнее его расходовать.
      • Они позволяли переходить на жидкостное дыхание и усваивать растворённый в воде кислород лёгкими. Кстати, не такая уж фантастика.
        • Попробуйте после этой фантастики продышаться. В «Бездне» очень хорошо показан процесс.
  • В «Острове ржавого генерала» Кира Булычёва как минимум упоминалась возможность вживления синтежабр (когда Алисе главный робот пригрозил макнуть её в воду и те самым прервать доступ кислорода, она пожалела об отсутствии жабр).
  • Жюль Верн, «Из пушки на Луну» — сам полёт стал возможным из-за изобретения установки, синтезирующей (!) кислород. Кстати, там же было указано, что избыток кислорода может вызвать нехорошую побочку.
    • Нет, кислород добывали разложением бертолетовой соли:
« Химическая добыча кислорода сама по себе очень проста. Наиболее практичным способом добычи считался в то время способ Реньо и Резэ. <...>

Хлорновато-кислый калий, хорошо известный многим под названием бертолетовой соли, представляет собою вещество, состоящее из белых, блестящих тонких пластинок. При нагревании до 400° бертолетова соль выделяет свой кислород и превращается в другую соль — хлористый калий. Для получения трех килограммов кислорода, то есть того количества, которое необходимо было для суточного потребления путешественников, достаточно взять семь килограммов бертолетовой соли.

Легко вычислить нужный запас этой соли для всего пути.

»
— Жюль Верн, "Из пушки на Луну"

Кино[править]

  • «Голубая бездна» Бессона (один из его первых фильмов, и, пожалуй, первый, который его так прославил). И всё бы ничего, но те рекорды, которые показаны в фильме, человеческим организмом недостижимы, во всяком случае, с медицинской точки зрения.
  • «Стражи Галактики» — маска Звёздного Лорда никакого видимого хранилища кислорода не имеет. Отфильтровывать его из вакуума — тоже гиблое дело. Тем не менее, в ней Звёздный Лорд умудряется находиться в пустоте чуть ли не часами. Но тут третий обоснуй работает в полный рост — компактных источников дофига энергии в сеттинге хватает.
    • Не совсем в кассу, но очень уж часто всплывает при разборе косяков фильма: эпизод с нахождением в открытом космосе — вполне возможен. Если выдохнуть, человека не разорвёт сразу, а дальше — 10-15 секунд до потери сознания от недостатка кислорода и 2-3 минуты до необратимого повреждения тканей. Опять же, Гамора — киборг, и по определению может перенести большие нагрузки, чем обычный человек. А Питер вообще наполовину Целестиал…
    • Тор в «Войне бесконечности» переживает вышвыривание в открытый космос. Один его побери, да он нейтронную звезду раскочегаривает с толкача и даже дыхания не задерживает!
  • «Шаровая молния» — Бонд использует в подводных сценах дыхательный аппарат, состоящий из загубника и пары балончиков размером с сифонные (собственно, реквизит из них и был сделан). Британские военные гаджетом заинтересовались и поинтересовались у художника-постановщика, на сколько его хватает — и получили ответ «На столько, на сколько пловец может задержать дыхание». Зато использованную в фильме реальную систему воздушной эвакуации Фултона тогда обозвали самым нереалистичным спецэффектом во франшизе.
  • «Скалолаз» — герой Сталлоне в замёрзшем озере.
  • «Звездные войны» — нет, баллоны, конечно, нормальные, но чтобы только в кислородной маске в открытый космос выходить!?

Мультсериалы[править]

  • «Флиппер и Лопака» — мальчик-туземец Лопака, пожалуй, даст прикурить даже Ихтиандру. Мало того, что он спокойно проводит под водой чуть ли не часы, так ещё и активно общается при этом с морскими обитателями. Это можно было бы списать на переводческую условность, но во втором сезоне Лопака встречает юного аквалангиста — и без проблем заговаривает с ним под водой! Никаких технических устройств или, на худой конец, туземных амулетов он не использует. Никакого внятного обоснуя, кроме «меня научил дельфин», таким чудесным способностям не даётся.
  • В старых «Утиных историях» в одной из серий Скрудж лично погружался к затонувшему кораблю в водолазном снаряжении, сильно похожем на старую «трёхболтовку». При нападении акулы он умудрился засунуть конец перекушенного рыбой шланга под шлем и дождаться помощи.
  • В новых «Утиных историях» Делла Дак за все годы после аварии на Луне получала кислород из одного кусочка жвачки, созданной Винтом Разболтайло.
  • «Вселенная Стивена» — достаточно изолироваться от воды/вакуума, и воздуха станет в достатке — хоть в силовом шаре, созданном Стивеном, хоть на пустовавшей тысячелетия и не имеющей даже шлюзового отсека лунной базе самоцветов (а самоцветы в воздухе вообще не нуждаются).

Комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • Вообще в играх часто встречаются две крайности — либо персонаж не может провести под водой и минуты, либо вполне активно плавает 5-10 минут.
  • «Космические» скафандры команды Шепарда зачастую сводятся вообще к одному респиратору. И даже не надо сейчас рассуждать о том, какая прелестная вакуумная дегидратация должна бы происходить с поверхностью глаз его спутников. Просто к респиратору прикреплена пара «баллончиков». Всё бы ничего, но в ряде случаев миссии «с баллончиками» длятся заметно дольше 20 минут.
    • Обоснуй стар, как дерьмо престарелого ворка: там, видимо, вдобавок на всё тело ставится какое-то, гет его побери, поле.
      • В первой серии, что характерно, все напарники носили нормальную броню, каждый для своей расы. Вот только кислородных баллонов на ней всё равно заметно не было, ну ладно, возможно, они маленькие и компактные, или регенераторы.
  • Fallout 4 — главный герой как бы и без того не слишком задыхается (особенно с хорошо прокачанной выносливостью), а с перком «водный мальчик» так и вовсе превращается в натурального Ихтиандра.
  • The Elder Scrolls — аргониане дышат под водой с помощью жабр, остальные расы обходятся специальными зельями и магией.
  • В Deus Ex тоже имелся имплант для подводных приключений. А без него JC очень быстро начинал фыркать и погибать.
  • Final Fantasy X — Тидус, Вакка и Рику умеют проводить под водой десятки минут. Тидус и Вакка — с ещё хоть каким-то обоснуем, они профессиональные игроки в блицбол, а блицбольные матчи проводят под водой (всё равно непонятно, как ещё в них никто не захлебнулся). Но у Рику это откуда?
    • Что характерно, вся остальная партия к воде вообще не приближается. Хотя по крайней мере Аурон вполне мог бы, он вообще на самом деле мёртвый.
  • Monkey Island — Гайбраш Трипвуд умеет задерживать дыхание ровно на десять минут. Больше ничего особо не умеет, по крайней мере в начале первой игры.
  • Rise of the Tomb Raider — по сюжету Ларе достаётся аппарат водного дыхания прямиком от Бонда из фильма (см. выше).
  • Инверсия в Elite: Dangerous — при пробитии кокпита кислорода в аварийной системе жизнеобеспечения хватает для пилота буквально на пару минут. Несмотря на все супертехнологии.
    • Не совсем, такая система там стоит только на новых кораблях. Другой вопрос что большинство пилотов ставят самую легкую версию, в которой воздуха больше всего на пару минут, хотя никто не мешает поставить самую лучшую СЖО на 25 минут. Не говоря уже что в любой момент запас может быть пополнен, благо что технологии позволяют поставить на любой корабль систему которая из кучи камней с ближайшей планеты полностью наполнит систему воздухом
  • Аналогично в Dead Space — без прокачки запасов кислорода в скафандре Айзека хватает буквально на минуту. Люди дыхание задерживают на больший срок. После входа в помещение с атмосферой скафандр демонстративно закачивает новую порцию. В последующих частях запасы увеличены вдвое или даже втрое.
  • В Commandos, начиная со второй части тоже с инверсией: погрузившийся в воду боец куда медленнее расходует воздух, если остаётся на месте. Но стоит начать перемещение, расход резко возрастает. Исключение — ныряльщик (Плавник) — его баллона со сжатым воздухом хватает на всю миссию.
  • «In Search of Dr. Riptide» — опять же инверсия: в этой старой (1994 год) игре уровень кислорода/воздуха служит своего рода садистским таймером, вынуждающим постоянно продвигаться по уровню. Просто потому, что пополнить его запас можно за счёт уничтожения некоторых бочек и лишь крайне редко нам даёт жирную возможность всплывать на поверхность для неограниченной подзарядки[2].
  • Assassin's Creed — те из протагонистов, которые вообще умеют плавать, задерживают дыхание на в целом реалистичные несколько минут — но расход кислорода почему-то ничуть не увеличивается от активных действий, таких как попытки выбраться из бурного, бьющего пловца о скалы, течения или отогнать кусачую акулу. А ещё сабж присутствует в водолазном колоколе у Эдварда, где можно сидеть неограниченно долгое время, хотя в реальности человек выдышал бы такой объём воздуха за несколько минут. До изобретения шлангов, через которые можно подавать воздух с поверхности, оставалось…

Примечания[править]

  1. Или выделять кислород из углекислого газа. С этой задачей справляются пероксиды и надпероксиды.
  2. Прописью — целый один раз после стартового уровня!