Парад кровавых мальчиков

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодею являются видения его жертв
« Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
»
— Монолог царя Бориса из трагедии Пушкина «Борис Годунов»
« То снова разгорались в нем
Докучной совести мученья:
Пред ним толпились привиденья,
Грозя перстом издалека.
Всех чаще образ старика,
Давно зарезанного нами,
Ему на мысли приходил...
»
— И снова Пушкин — «Братья-разбойники»
« Тук-тук.
— Кто там?
— Открывай, мы души тех, кого ты убил!
»
М. П. Клодт, «Иван Грозный и тени его жертв».

Час расплаты либо пробил, либо вот-вот пробьёт. Сколь ни вилась верёвочка, вот уже показался и кончик. Злодей понимает, что возмездие неотвратимо, и вот тут-то все загубленные им люди предстают перед его затуманенным взором, предъявляют ему свои ужасные раны и высказывают в лицо всё, что накипело. В сказочном, мифологическом или фэнтезийном сеттинге это могут быть настоящие призраки жертв. В реалистическом — галлюцинации, порождённые страхом и нечистой совестью, кошмарные сны или тягостные воспоминания, и тогда троп не только эффектен, но и может развенчивать уже сложившийся у читателей или зрителей образ полного чудовища: раз совесть мучает, значит, что-то за душою осталось.

Обычно злодей начинает судорожно метаться, пытаясь где-нибудь скрыться, но из всех углов появляются новые и новые «кровавые мальчики» (девочки, мужчины, женщины, старики — чем больше душ погубил злодей, тем масштабнее и эффектнее сцена), как бы символизируя, что от совести не убежишь.

Инверсия: впрочем, персонажу с характером Влада Цепеша, любившего обедать в саду из насаженных на кол людей, парад кровавых «мальчиков» доставит только лишь удовольствие, а не ужас. Изредка персонаж остается уверен, что ему не в чем себя винить, и «мальчики» сами напросились, но ужас всё равно испытывает.

Иногда такое бывает и со вполне приличными людьми, которые не могут простить себе даже ненамеренно причинённого кому-то зла.

Может пересекаться с тропом Единственный проблеск совести. Отличие в том, что мальчиков персонаж обязательно видит (или слышит) воочию (во сне, в галлюцинациях), тогда как для проблеска совести это не обязательно. Кроме того, «мальчиков» может быть много, в то время проблеск совести относится к одной жертве, ну максимум — двум-трём из многих.

Где встречается[править]

Чаще всего парады кровавых мальчиков встречаются либо в исторических произведениях, либо в хорроре — благо, и там, и там проливается море крови.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин — «Братья-разбойники».
    • «Видение короля» — король видит отца, которого он с братом убил, а также брата.
  • Н. В. Гоголь, «Вечер накануне Ивана Купала» — кровавый мальчик является своему убийце.
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — Ивана Грозного терзают призраки его жертв, лезущие из подпола.
    • Старый разбойник Амелька Коршун пролил много крови. Но жалеет он только о двух убитых — случайно встреченной в лесу бабе и ее младенце. В виде призраков они не являются, но помнит их Коршун и через тридцать пять лет.
  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — Свидригайлову во сне являются жертвы всех его злодеяний, наводящие его на мысль, что смерть равносильна искуплению.
  • Н. С. Лесков:
    • «Легенда о совестливом Даниле» — герой убил эфиопа при побеге из рабства и теперь его преследует собственная совесть, черная, как убитый эфиоп.
    • «Леди Макбет Мценского уезда» — заглавная героиня видит убитых ей и её любовником свёкра, мужа и малолетнего племянника, после чего тут же топится, прихватив с собой новую пассию любовника.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы». Порфирию Владимировичу Головлёву перед смертью в бреду являются «умертвия» — призраки тех, кого он прямо или косвенно довёл до кончины: маменька Арина Петровна, братья, оба сына. В итоге он не то умирает,не то кончает с собой(прямым текстом этого не сказано).
  • Михаил Первухин, «Пугачёв-Победитель» — образы загубленных людей не дают «анпиратору» покоя. По мере того, как его пьянство усугубляется, из тягостных воспоминаний грозятся перейти в «парад».
  • Леонид Соловьев, «Очарованный принц» — деконструкция с цветовой инверсией: Ходжа Насреддин, выдающий себя за Узакбая, убеждает бывшего судью Агабека, что сабжем (от множества приговорённых им ранее к казни) являются периодически наблюдаемые им «стеклистые червячки». Агабек отвечает, что всегда полагал, что это от излишней крови[1], но «Узакбай» возражает, что тогда они были бы красными, а не «прозрачными, как бы бесплотными».
  • А. Бушков, «Волчье солнышко» — в нашем мире никто не осудит Данила Батурина за его участие в игре престолов альтернативной реальности. Но когда перед глазами Данила начинают вставать погибшие при его участии люди, он предпочитает повернуть свои «Жигули» на встречную полосу — прямо под ближайший «Камаз».
  • «Волкодав» — красивая инверсия. В конце первой книги Волкодав получает тяжёлые ранения и оказывается между жизнью и смертью. Жрица Луны, матерь Кендарат узнав об этом, начинает магический ритуал, заключающийся в разжигании костра, поддерживающего жизненную силу Волкодава. К костру одна за другой приходят тени людей, которым когда-то помог Волкодав, и бросают в пламя хворост и поленья. Этих теней оказывается очень много, так что к Волкодаву возвращаются жизненные силы и он приходит в себя.
    • Впрочем, также к Волкодаву иногда приходят тени убитых им людей, если при их убийстве приходилось нарушать моральные нормы — или, лучше сказать, правила магической безопасности. Раскаяния Волкодав не испытывает, но мести мертвецов вынужден остерегаться.
  • Борис Акунин, «Азазель» — Амалия Бежецкая устраивает Фандорину (который думает, будто случайно её застрелил) зомби-маскарад, чтобы заставить его признаться, куда он спрятал украденные у неё ценные документы.
  • Сергей Лукьяненко, рассказ «Визит» — офицер-спейсмарин проводит время в кругу друзей и возлюбленной: ужинает, мило беседует, героически приключается… Вот только время от времени кто-то из друзей заводит странные речи, а то и вовсе пытается прикончить протагониста. Потому, что на самом деле всё происходит у ГГ во сне, а все эти люди — те, кого он несправедливо убил.
  • Павел Шумил обожает этот троп. Что характерно, правило о предвещении смерти нарушается.
    • В «Последнем Повелителе» Джафар, неудачно впав в транс, галлюцинирует на тему людей, которым он причинил зло. Любое зло, хотя бы обычное хамство.
    • В «Осколках Эдема» тяжело раненному Мраку снится кошмар, в котором он раз за разом принимает увиденных людей (и драконов) за своих близких, — а оказывается, что это то полицейские, которых он облапошил, то женщина, которую он убил…
  • Макс Фрай, «Путешествие в Кеттари» и предыстория в «Вороне на мосту»: поскольку в Ехо грань между сновидением и реальностью очень размыта, здешние «кровавые мальчики» и сами могут за себя отомстить. Шурф Лонли-Локли стал непроницаемым стоиком именно в попытках спастись от призраков двух магистров, когда-то убитых им ради изготовления знаменитых смертоносных перчаток — магистры караулили его во сне и намеревались устроить ему участь хуже смерти. Сначала Шурф пытался не спать вообще, на почве чего едва не сошёл с ума и не умер от истощения (а после смерти его ждали бы всё те же ребята), потом, по наводке Джуффина, сумел изменить свою личность, сбив магистров со следа. Окончательно смог отделаться от них при содействии Макса.
    • Совсем жуткий парад Макс устроил для Угурбадо, натравив на него всех погибших от эпидемии анавуайны, которую этот самый Угурбадо и напустил.
      • Вообще-то, нет. Для убийства Угурбадо было просто собрано десятка три скелетов с улицы, абсолютно безликих. Макс дал им силу, достаточную для убийства столь сильного существа, каким стал колдун; помнится, даже оживил их не он. Собственно, и целью-то был переход свойств убийцы (мёртвость) к убиваемому, а не какое-то там искупление или наказание.
  • Александр Афанасьев — редко, но встречается. Как правило, в «Бремени империи» и входящих в него подциклах.
  • Борис Громов, трилогия «Терской фронт» — главному герою несколько раз являются во сне погибшие ОМОНовцы.
  • О. М. Гурьян, «Один рё и два бу» — во время снежной бури разбойник Рокубэй сходит с ума и начинает видеть призраки убитых им жертв. Буквально спустя несколько дней он и сам погибает — от руки своего же воспитанника.
  • Павел Марушкин, «Девочка из страны кошмаров» — маньяка преследуют кровавые ДЕВОЧКИ. Да, это детская литература.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — троп ожидает в конце жизни (вне зависимости от его естественности или насильственности) каждого мага смерти — в течение ещё целого года он не сможет полностью умереть, а будет мучим душами тех, кого сам замучил за время занятий чёрной магией, получая от этого жизненные и магические силы.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Фрида и ее платок.
  • Один из романов Уланова, последняя встреча со сбежавшим антагонистом — субверсия, поскольку являются не убитые лично им люди, а погибшие в этом месте животные. Только вот место это — лежбище морских котиков, где бельков убивали и сдирали шкуры буквально тысячами…
  • Вениамин Каверин, «Много хороших людей и один завистник» — зигзаг: Великому Завистнику благодаря чудесному снотворному впервые в жизни снится веселый сон, как все его жертвы приходят к нему... и благодарят. «Мальчик, на которого Великий Завистник наступил в прошлом году, явился смеющийся, розовый и сказал, что ему совсем не было больно. Девочка, которую он превратил в Старую Лошадь, долго старалась втиснуться в лифт и наконец, отчаявшись, стуча копытами, вскарабкалась на девятый этаж — только для того, чтобы поблагодарить его: с тех пор, как она стала лошадью, для нее началась — так она проржала, положив ногу на сердце, — настоящая жизнь. Божья коровка, которую он убил, летала вокруг него, напевая: „Так мне и надо, тра-ля-ля”, и когда он спросил ее во сне: „Почему?” – она ответила: „А потому, что нечего было притворяться мертвой”».

Зарубежная[править]

  • Аверсия в романе маркиза де Сада «Жюстина, или Несчастья добродетели»: именно этим Жюстина старается повлиять на порочного юного аристократа, задумавшего жестокое убийство родной матери — дескать, образ убиенной потом не даст ему покоя. Естественно, злодей лишь поднимает её на смех.
  • Г.-Х. Андерсен — «Соловей». Императору перед смертью являются его добрые и плохие дела в виде человеческих лиц.
    • «Сон»:
« — Каждую ночь! — повторил первый. — Да, он каждую ночь и приходит ко мне, воет и душит меня… Сгоряча я много делал злого, таким уж я уродился! Оттого я опять и угодил сюда! Но коли я грешил, так теперь и несу наказание! В одном только я не повинился ещё. Когда меня в последний раз выпустили отсюда на волю и я проходил мимо двора моего хозяина, сердце во мне вдруг так вот и закипело… Я чиркнул о стенку спичкою, огонёк слегка лизнул соломенную крышу, и всё вспыхнуло разом. Пошла тут кутерьма не хуже, чем была у меня в душе!.. Я помогал спасать скот и имущество. Не сгорело ни одной живой души, кроме стаи голубей, которые влетели прямо в огонь, да цепного пса. О нём-то я и не вспомнил. Слышно было, как он выл в пламени… Вой этот и до сих пор отдаётся у меня в ушах, как только я начну засыпать, а засну — пёс тут как тут, большущий, лохматый!.. Он наваливается на меня, воет, давит меня, душит… »
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — Саймон Легри, конечно, гнусный алкаш, садист и расист, но воспоминания о матери, которой он разбил сердце, для него поистине мучительны.
  • Джон Стейнбек, «Золотая чаша»: главному герою перед смертью тоже являются его поступки с вопросом: «Почему ты совершил меня?»
  • «Гарри Поттер и Кубок огня» — при столкновении заклятий палочка Лорда являет призраки последних заклинаний, совершенных ею, в том числе и многочисленных убийств: из неё выходят тени последних убитых, которые не позволяют Волдеморту расправиться с Гарри.
    • «Гарри Поттер и Дары Смерти» — инверсия: когда Гарри идёт на верную смерть, он на короткое время вызывает с помощью воскрешающего камня тех мёртвых, кто был ему дорог, чтобы они поддержали его.
  • «Смертельный урок музыки» Р. Л. Стайна — ещё один пример из детской литературы. Безумный меломан отрезал руки ученикам музыкальной школы и при помощи хитроумной технологии заставлял эти отрезанные руки бесконечно играть музыку. А призраки жертв возьми, да и вернись за своими руками… Маньяк был оттащен в соседний лесок, и дальнейшая его судьба покрыта мраком.
  • «Досье Дрездена» — загнанный в ловушку в вампирском логове, в ярости и отчаянии Гарри Дрезден вызывает призраков всех убитых вампирами в этом доме и даёт каждому из них частичку своей власти над огнём. Орда огненных полтергейстов испепеляет кровососов и сжигает само здание дотла, сам Гарри едва уносит ноги.
  • Стивен Кинг, роман «Под куполом» — злодею Джиму Ренни перед его одинокой смертью во тьме мерещатся тени убитых им людей. А может, и не мерещатся — в мире Кинга (а действие романа происходит во вселенной Дерри и Касл-Рока) призраки реальны. А ветеран Ирака Дейл Барбара вспоминает молодого иракца, которого они с однополчанами жестоко избили.
    • «Сердца в Атлантиде». В новелле «Ради чего мы во Вьетнаме». Джону Салливану видится «старенькая мамасан» — пожилая вьетнамка, которую убил его однополчанин. Джон не злодей, он просто не остановил это, но совесть не даёт ему покоя. Перед смертью старушка предстаёт перед героем как наяву. А герою новеллы «Слепой Уилли» не дают покоя воспоминания о маленькой Кэрол Гербер, в избиении которой он принял участие. Причём настолько. что он наложил на себя своеобразную епитимью.
    • «Противостояние» — в детстве Ллойд Хенрид выиграл на ярмарке кролика и по забывчивости надолго оставил его запертым без еды и воды. В результате кролик погиб, успев от отчаяния обгрызть собственные лапки. Когда уже взрослый Ллойд, ставший закоренелым уголовником и убийцей, оказался заперт в тюремной камере без еды и воды, ему сразу вспомнился тот несчастный кролик. И ещё раз — когда Рэндалл Флэгг заставил его расстрелять беззащитного старика.
    • А Рейчел в «Кладбище домашних животных» не дают покоя воспоминания о её сестре Зельде: она чувствует свою вину из-за того, что обрадовалась её смерти — учитывая, что из-за болезни Зельда практически потеряла человеческий облик, её на самом деле трудно винить.
  • ПЛиО — после убийства детей мельника Теон видит кошмары. В одном из них за ним гонятся волки с детскими головами.
    • Там же: с закадровым персонажем из прошлого — Сервином Зеркальным Щитом сыграно прямо, и аверсия с Даарио Нахарисом — любовником и защитником королевы Дейнерис:
« Даарио спит как младенец… И кошмары его не мучают. Он только посмеялся, услышав от Дени, что Сервина Зеркального Щита преследовали призраки убитых им рыцарей. «Явись эти дохляки ко мне, я поубивал бы их снова!». Совесть у него наёмничья — иными словами, её нет вовсе. »
— «Танец с драконами»
  • «Правда» Терри Пратчетта — после вспышки магического «тёмного света» господина Кнопа начали преследовать и буквально сводить с ума призраки невинных, которых он убил за свою долгую криминальную карьеру. А вскоре, встретив заслуженну̶ю̶ ого Смерть, убийца столкнулся со своими жертвами, так сказать, лично…
  • «Каста Огня» — роман Петера Фехервари по вселенной WH40K. Главного героя, комиссара Айверсона преследуют призраки несправедливо убитых им (и не убитых). Частично с ужас у холодильника — внимательный читатель заметит, что Айверсон видит не только своих «мертвецов».
  • «Присяжный рыцарь» (или «Верный меч», один из приквелов ПЛиО). Ближе к финалу рассказа Дунк и его оруженосец Эгг предотвратили кровавую бойню. Но ранее, когда не было известно, удастся ли её предотвратить, Дунку приснился кошмарный сон, где перед ним предстали мертвецы — в том числе те, кто не будет спасён, если все попытки окажутся тщетными и бойня всё-таки случится.
  • В «Саге о ведьмаке» присутствует аверсия, подобная той, что в «Волкодаве» (см. выше). в финале «Владычицы Озера» раненых Геральта и Йеннифэр помогают нести призраки погибших персонажей цикла.
  • «Две минуты сорок пять секунд» — рассказ Дэна Симмонса, практически полностью посвящённый сабжу.
  • «Остров сокровищ» — лежащий раненым в постели Билли Бонс уговаривает Джима принести ему рома, жалуясь, что, если он трезв, то ему является капитан Флинт. С прикрученным фитильком, поскольку сам Бонс его не убивал (однако после его смерти хотел присвоить его сокровища).
  • Ю Несбё, цикл о Харри Холе — Харри регулярно снятся люди, которых он не сумел спасти, и очередное «пополнение» в его компании из кошмаров он воспринимает практически как обыденность.

Театр[править]

  • «Борис Годунов» Пушкина — тропнеймер, но не кодификатор, так как мальчик перед Борисом предстаёт только один — убиенный царевич Димитрий. Не лишним также будет отметить, что на самом деле «кровавыми мальчиками» называли багровые пятна, мелькающие перед глазами больного человека.
  • «Ричард III» Шекспира — накануне решающего сражения Ричард видит во сне призраки убиенных. Похожие видения терзают и Макбета в одноимённом произведении того же автора.
    • Шекспир в данном случае руководствовался выдумками Томаса Мора (который для пущей достоверности ссылался на «рассказы слуг»), не имеющими под собой реальных оснований. Во всяком случае, по имеющимся историческим данным, Ричард был, скорее, мудрым государем и крутым королем — а его племянников, скорее всего, убили по приказу захватившего власть Генриха Тюдора.
    • У шекспировских Плантагенетов это явно семейное: в «Ричарде III» брат протагониста-злодея Георг Кларенс незадолго до прихода убийц видит сон, в котором к нему является погибший тесть (которого Кларенс в своё время предал ради старшего брата Эдуарда) и юный принц Эдуард Вестминстерский (в убийстве которого Кларенс также принимал участие). Вспомним старинную дурную примету — если во сне тебе является покойник и зовёт тебя с собой, это как бы намекает…

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Красная палатка» — «мальчики» по вызову. Умберто Нобиле в своём воображении собирает всех участников злополучного полёта, чтобы они устроили над ним суд.
  • «Царь Иван Грозный» — экранизация «Князя Серебряного».
  • «Исчадье Ада» 1991 года по повести дореволюционного террориста Бориса Савинкова «Конь бледный». Предводитель террористов Жорж перед смертью видит призраки убитого им губернатора и своей любовницы Эрны, которую он невольно обрёк на смерть.
  • «Десять негритят» — преступников, в своё время избежавших наказания и теперь приговорённых к смерти зловещим судьёй, терзают образы тех, кого они погубили.
  • «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести Чехова «Драма на охоте» — таким воспоминанием для Камышева является образ Оленьки Скворцовой, которую он убил. Хотя не меньше его вина и перед мужем Оленьки, которого он за собственное преступление отправил на каторгу, где тот умер. В повести же Камышев — бессовестный и хладнокровный убийца, которого совесть не мучает совершенно.
  • Советская экранизация «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» — Джекила посещает образ чернокожей девушки, изнасилованной его товарищами, когда он был на войне в Африке.
  • «Бег» — генерала Хлудова преследуют образы-воспоминания повешенного по его приказу вестового Крапилина.
  • «Последнее дело комиссара Берлаха» — когда за нацистским палачом Эменбергером является Гулливер,— единственный выживший узник концлагеря Штутгофф, Эменбергеру он видится облачённым в лагерную робу и сопровождаемым толпой остальных жертв.
    • До этого сам комиссар устроил Эменбергеру «парад кровавых мальчиков» подручными средствами, запустив плёнку с записью расстрела узников Штутгоффа в обратную сторону. На экране расстрелянные поднялись из оврага и стеной двинулись на безрезультатно стреляющих по ним нацистов.
    • В киноверсии доктору Марлок видится призрак искромсанного пациента, замотанного в бинты. В телеверсии этого эпизода нет (решили не перегружать?).

Зарубежные фильмы[править]

  • «Доктор Мабузе — игрок» Фрица Ланга.
  • «В полночь я возьму твою душу» — первая часть культовой мексиканской трилогии про когтистого злодея Зе-Гробовщика. «Мальчики» (в основном девочки) здесь настоящие — это призраки жертв Зе. В сиквелах выясняется, что Зе после «парада» не только выжил, но и вконец оборзел.
  • «Маньяк» 1980 и 2012 годов: серийный убийца Фрэнк Зито скальпирует женщин, приколачивая скальпы к головам стоящих в его квартире манекенов. В обеих версиях манекены в его видениях ближе к концу оживают и раздирают Фрэнка на мелкие кусочки.
  • «Инквизитор» Стюарта Гордона — в конце Торквемаде являются ужасные призраки его жертв.
  • «Дантист» Брайана Юзны.
  • «Тауэр Лондона» 1962 г. по отдалённым мотивам «Ричарда III».
  • «Коматозники» Джоэла Шумахера целиком построены на идее, что загробный мир — это сплошной парад кровавых мальчиков. Даже если ваша вина перед «мальчиками» в общем-то незначительна. Если же на вас кровь, загробное существование может превратиться в ад.
  • «Резня в школе» 1986 года: после того, как ботаник Марти перебил всех своих мерзких одноклассников, они все внезапно ожили и начали его преследовать. Впоследствии оказывается, что всё это были приключения в Комаляндии, и резни не было. Однако очнувшийся Марти, несмотря на кошмарные сны, все равно намерен её устроить.
  • Экранизация «Going Postal» Терри Пратчетта (в самой книге этот момент дан очень слабым намеком): Мойст фон Липвиг заявляет, что да, он мошенник, плут, он воровал, но никого не убил. Вскоре в кошмаре ему являются погибшие по его вине (кто-то умер от голода, кто-то не выдержал разорения и покончил с собой, и так далее). Именно этот парад заставляет Мойста совершить поворот направо.
    • Впрочем, в фильме и количество погибших на порядок больше. Да, именно на порядок. В книге Мистер Помпа заявляет что, по его подсчётам, Липвиг виновен в смерти 2.26 людей. А в фильме озвучивается цифра «22.5» или нечто похожее.
  • На несколько долларов больше — бандиту Эль Индио наплевать на все свои жертвы… кроме одной девушки, покончившей с собой, когда он её изнасиловал. Он постоянно таскает с собой её карманные часики и раз за разом проигрывает их мелодию.
  • «Бомж с дробовиком» — провожать в последний путь бандита, сжёгшего из огнемёта два десятка школьников в школьном автобусе, приезжает тот самый автобус.

Телесериалы[править]

  • «Тюдоры» — накануне смерти Генрих VIII общается со своими мёртвыми женами. Все они обвиняют его — даже третья, единственная, которую он действительно любил.
  • Buffy the Vampire Slayer — Первичное Зло, желая вернуть Ангела на путь зла, устраивает ему парад кровавых мальчиков: дескать, после стольких убийств ты создание пропащее. Ангел не становится на путь зла, но хочет покончить с собой.
  • Секретные материалы — в одном из эпизодов страдающий от ПТСР бывший американский солдат перед смертью видит убитых им вьетнамских детей.
  • Убойная сила — в предпоследней серии 1 сезона Аркадию Викторовичу Боголепову снятся все убитые по его приказу люди. Впрочем, Боголепов не тот человек, чтобы раскаятся после такого, да и сеттинг соответствующий.
  • Табу — главному герою, Джеймсу Делейни, постоянно снятся тонущие в трюме корабля рабы. В том самом трюме, который он лично заколотил гвоздями по приказу людей компании.
  • «Мистические истории».
  • «Стрела» — Дигла в тюрьме навещала галюцинация ныне покойного Дэдшота, за которым он охотился несколько лет по ложному обвинению.
  • Вавилон 5 — Техномаг Эрик пророчит такой парад Лондо Молари. Сбывается, если не буквально, то метафорически уж точно:
« Эрик: "Я вижу огромную руку, тянущуюся с небес. Это твоя рука. И я слышу миллиарды голосов, взывающих к тебе."
Лондо: "Мои последователи?
Эрик: "Твои жертвы."
»


Мультфильмы[править]

  • Труп невесты — когда лорд Баркис врывается в церковь, чтобы силой увести Викторию, он вряд ли ожидал встретить среди присутствующих убитую им много лет назад Эмили, свою первую невесту…

Мультсериалы[править]

  • Фантастическая четвёрка — когда Призрачный Гонщик использует на Галактусе свой фирменный Карающий Взор, в сознании разрушителя миров возникают образы жителей планет, которые он погубил.
  • Трансформеры: Трилогия войны за Кибертрон — персонофицированная Великая Искра представала перед Оптимусом в виде Ультра Магнуса и Элиты-1, в чьих смертях винил себя Прайм.
    • С Мегатроном вышло ещё хуже — его иллюзия о признании его власти над Кибертроном за секунду обернулась кошмаром с зомби-десептиконами.
  • DOTA: Кровь дракона — отправившись через Колодец душ на битву с Террорблэйдом, главгерои оказались заперты в собственных искажённых воспоминаниях наедине со своими кошмарами.

Комиксы[править]

  • После того, как Киборг-Супермен уничтожил Кост-Сити, Зелёный Фонарь Хал Джордан с помощью своего кольца создаёт «тени» всех жителей города, которые и смыкаются над телом злодея.
  • К Дэдпулу в каком-то выпуске тоже приходят души его жертв… да только не на того напали: «Будь у меня возможность, я бы убил вас снова, а потом ввернулся в прошлое, трахнул ваших мамаш, чтобы вы наверняка родились, и убил бы еще раз».
  • Рыцарь-вампир Реквием — вампиры страдают от призраков своих прижизненных жертв во сне. Кроме некоторых: к тем, кто находит в еженощных пытках вдохновение для новых злодейств уже в Воскресении, кровавые мальчики приходить перестают.
  • Судья Дредд — Судью Смерть утащили в ад души всех его жертв.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — во время цикла мести Арадия натравливает на Вриску призраки всех убитых той троллей. Особо сильного вреда они ей не наносят, но пугают до жути.
  • Гоблины: жизнь их глазами. Чёртов Кор, ни дна ему, ни покрышки. Педаль в пол — это его т. н. «личное проявление волшебства», которое у более нормальных выглядит тупо как свечение какого-то персонального цвета. То есть, что бы ни творил Кор с помощью магии — его окружает зловещий ореол его жертв. Совесть? Да тварь ими гордится!
  • «Polandball» — в комиксе «The Greatest Enemy» Третий Рейх во время свого пребывания на том свете встречается с жертвами Холокоста и видит все свои преступления против человечества с другой стороны. И искренне ужасается.

Аниме и манга[править]

  • Этот герой неуязвим, но очень осторожен – на Эксфолии один из генералов тьмы (некромант) призывает себе на помощь усиленных зомби из всех врагов, которых убил Сэйя. Только вот Сэйя избавлялся ото всех трупов, поэтому против него выступили 4 врага, которых он в спешке пропустил.
  • Death Note — накануне «очной ставки» с Ниа Лайту кажется, что с ним в лифте едет L, его друг-враг, погибший в результате его интриг. В финале, перед смертью, он видит образ L, склонившегося над ним.
  • Hellsing — довольно-таки бафосная деконструкция: во время боя в Лондоне вампир Алукард призывает для помощи в бою души всех тех, кого он когда-то поглотил. Алукард — полное чудовище, и от наглядного подтверждения этого все в шоке. Кроме самого Алукарда.
  • Берсерк — в процессе перерождения в Фемто Гриффит созерцает внутренним взором всё, что происходит с принесёнными в жертву Ястребами. Это только помогает его становлению в качестве полного чудовища.
    • Гатс видит сожженных им детей после эпизода с эльфами Туманной Долины.
  • JoJo's Bizarre Adventureвеликолепный мерзавец и маньяк-фетишист Ёсикагэ Кира, имевший при жизни милую привычку отрезать жертвам руки, наконец-то получает по заслугам и, будучи в виде призрака, поражённо наблюдает за своим же бездыханным телом. К нему подходит дух первой жертвы, девочки-подростка, и обещает, что Кире уготована невероятно веселенькая потусторонняя жизнь. В итоге тысячи гротескно искажённых рук утаскивают злодея куда-то в неизвестное измерение. Однако, судя по выражению абсолютного ужаса на лице, Кира догадывался, ЧЬИ это на самом деле руки.
  • Gungrave — когда в последней серии Брендон и Гарри встречаются в старой кафешке, откуда начинали, вокруг них собираются души ими убитых людей и сидят как посетители.
  • Hell Girl — прежде чем забрать энного грешника в ад, Энма Ай и её подручные каждый раз наглядно показывают ему, за что, собственно говоря, его «заказали». И иногда частью представления становятся и «парады» душ тех, кто умер (или просто серьёзно пострадал) по вине наказуемого.
  • Vinland Saga — с тех пор как Торфинн осознал, сколько зла натворил на пути к своей мести, ему регулярно снятся полуразложившиеся трупы его жертв, вопрошающие, за что он убил их, и тянущие к себе.
  • Legend of the Galactic Heroesсубверсия. После того, как Райнхарду фон Лоэнграмму напоминают про Вестерланд, он, пролив вино, видит на своей руке кровь. Перекликается с 26-й серией, где на его ладони — кровь Кирхеайса.
  • Golden Kamuy — простывшему на морозе Огате в горячке снится подло застреленный им брат.
  • Что, если чрезвычайно развитая ролевая игра с полным погружением вызывает большее привыкание, чем реальность — в камере Хироси Юки является призрак случайного убитого им друга детства Мартина, который просит вспомнить клятву детства, что они дали друг другу. Хиро в упор не помнит (ибо дело в игре, и Мартин — друг его персонажа), и Мартин блюет на него кровью и обещает приходить каждую ночь, пока Хиро не вспомнит.
    • Если вспомнить, Гиндзи тоже убил и друга, и подругу детства. А в сцене знакомства в таверне он сидит один, а кружек перед ним три…
      • Да, все именно так, и Гиндзи тоже мучается от прихода призраков. А вот Хиро в 5 серии наконец включил мозг и сумел, погрузившись в флэшбэк, найти нужные слова и дать призраку Мартина покой.
  • Nanatsu no Taizai — Хельбрам до своей службы на Хендриксона из злости вырезал целый город. А потом туда пришла Мирасцилла и своей магией пробудила к жизни те загубленные души, что напали на "Грехов". Через самопожертвование Хельбрам вроде и успокоил духов, да не всех
  • Senki Zesshou Symphogear — зигзагом: во время штурма «Шато де Тиффож», Мария натыкается на автоскорера-адаптойда, который в бою с ней принимал облики её погибших близких (приёмной матери и младшей сестры), а потом принял облик самой Марии, когда та была злодейкой. Остановить Марию это не особо помогло, но девушку всё равно проняло.
  • Tokyo Ghoul — после своего первого неудачного визита в центр содержания гулей, Канэки во время ломки в своих кошмарах видит призраков Ризэ и Ямори, пожирающих его.
  • 86 (Eighty Six) — на грани с заявленным холодильником: люди, чьи мозги поглотили машины «Легиона», по сути не умирают — даже если мозг на момент изъятия из тела и подключения к коллективному разуму машин был повреждён, остаточные фрагменты личности через беспроводные устройства связи продолжают вещать их предсмертные крики... которые могут слышать и люди при связи друг с другом через «Парарэйд» (этакая псевдотелепатическая рация). Причём, не кого-то конкретного, а всех их разом. И они не молчат и не откликаются на зов живых — лишь выполняют протоколы «Легиона», продолжая вопить свои последние слова.
    • Педаль в пол: Синъэйю приходится и того хуже — он слышит этих «призраков» и без «Парарэйда», так как является латентным телепатом (способности для целенапрвленного чтения мыслей у него не развиты, но и имеющиеся он отключить просто не может).

Видеоигры[править]

(link)

Пример из World of Warcraft
  • Call of Juarez: Gunslinger — на последней миссии Сайлас Гривз рассказывает о том, как за ним пришли призраки всех, кого он поубивал за свою жизнь. Другое дело, что он, во-первых, отбился от них, а во-вторых, нарочно сам всё это выдумал, чтоб слушатели потеряли бдительность
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — пример, где это вписано в геймплей. Один из финальных боссов игры — медиум и обладает способностью призывать души умерших, кои и обрушивает на главгероя — к нему являются призраки всех тех, кого он убил на протяжении игры. Если герой проходил миссии «мирно» (игра даёт такую возможность) и никого не убивал, разве что случайно, то эта стадия будет совсем лёгкой. А чем больше у него на счету трупов, тем будет труднее.
  • S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля — после отключения пси-подавителя в Х16 на Янтаре, Меченый, как единственный, имеющий пси-защиту, пробивается к главному пси-подавителю — Выжигателю мозгов на Радаре. Путешествие от начала локации до подземелий проляжет через толпы фанатиков Монолита и попеременно появляющихся с разных сторон светящихся призраков разных монстров, что объясняется несовершенством пси-защиты. При игре ночью по реальному и игровому времени становится реально страшно. Факт: если стоять на склоне, зверушки всё равно набегают на одном уровне с ГГ — то есть теперь по воздуху или из-под земли — они же глюки.
  • Clive Barker’s Jericho — второго босса, епископа Мальтеуса Сент-Клера, в буквальном смысле преследуют кровавые мальчики — призраки детей-крестоносцев, отправленных им на верную смерть.
  • Prototype — вполне обосновано, учитывая, что протагонист получает всю память тех, кого поглотил — до последней секунды: «Каждый раз, когда я закрываю глаза, я вижу тысячи людей, кричащих, пока я их убиваю… Мгновения, которые я буду переживать вечно…» Возможно, это и есть причина, по которой Алекс в сиквеле так сильно поехал крышей.
  • Plague Tale: Innocence — ближе к концу игры ГГ в её бреду протискивается через земляной коридор, в котором вмурованы люди, которых она убила по ходу игры. Они пытаются до неё дотянутся и зовут к себе. Та им с явным страхом и печалью говорит, что если это потребуется для защиты своего брата она их снова убьет.
  • Mad Father — в основе сюжета игры лежит проклятье, в результате которого особняк одного учёного-маньяка внезапно наводнили ожившие жертвы его чудовищных «исследований». Субверсия: расхлёбывать последствия такого «парада» приходится в основном не самому убийце, а его малолетней дочке: когда мирным путём, через успокоение несчастной души, а когда и бегством от агрессивных зомби-подопытных.
  • LISA — Брэду довольно часто являются галлюцинации в виде покончившей с собой сестры Лизы. Себя он считает виновным в этом, поскольку ничего не сделал, когда Марти её насиловал.
  • Assassin's Creed — в финальной битве Аль-Муалим призывает к себе всех 9-ых бывших подельников, устранённых по его приказу Альтаиром.
    • «Assassin’s Creed 3: Liberation» — отравленная Авелина сражается со всеми предыдущими жертвами.
  • World of Warcraft — когда герои уже стучали в дверь Цитадели Ледяной Короны к Королю Личу явились призраки тех, кого он убил и говорили, что для него всё кончено. Не похоже, что это его как-то задело.
  • Призраки убитых детей, из-за которых фиолетовый парень покончил самоубийством в Спрингтрапе (возможно, галлюцинации) в начале третей части Five Nights at Freddy's.
  • Mass Effect 3 — с прикрученным фитильком: Шепард(а) во снах преследует погибший в начале игры мальчик, которого он(а) не смог(ла) спасти. А под конец и Катализатор предстает перед ним (ней) в облике этого мальчика. А ещё во снах фоном звучат голоса погибших товарищей — как по вине протагониста, так и нет.
  • «Whispering Willows» — Дарби О’Халлорана во снах преследует убитая им девочка по имени Небесный Цветок.
  • Star Wars: The Force Unleashed 2 — клон-Старкиллер во время своего визита на Дагоба посещает пещеру, где сосредоточена Тёмная сила. И одно из видений клона под её влиянием — призраки других клонов Галена, убитых Вейдером из-за их дефективности.
  • Scarlet Nexus — во время штурма гробницы клана Сумэраги, окопавшийся там Карен устраивает телепатическую ловушку главгероям и их товарищам: вначале заманивает их миражами погибших близких (к Юито явился прикованный к аппаратуре Наги, Касанэ чудится иная-Наоми в камере содержания, Гэмма видит труп Сэто), а потом Карен начинает транслировать всем в головы свои воспоминания при гибели иной-Элис в перемешку с накатившим тогда отчаянием. Хуже всех пришлось Касанэ, в таких же условиях недавно потерявшей сестру. Ужас у холодильника: учитывая, что эта «пси-трансляция» была зациклена на самоповторы, и что Карен до этого спёр способности Юито и Касанэ, чтобы путешествовать во времени, сами эти повторы воспоминания могут намекать, что сколько бы Карен ни нырял в прошлое, предотвратить мутацию Элис в «Иного» и её последующую смерть он так и не сумел.

Музыка[править]

Наглядно и под красивую музыку

  • Видеоклип «Angels» Within Temptation: в финальной схватке с маньяком-демоном к главной героине, внезапно оказавшейся ангелом, присоединяются призраки предыдущих жертв убийцы.
  • Песня Снайпер от группы «Афазия»: главный герой, военный снайпер, убивает пару противников, но и сам закономерно получает пулю от вражеского снайпера. Вместе с болью он ощущает присутствие всех 12-ти своих жертв.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

  • Знаменитый гангстер Аль Капоне, чей рассудок был изрядно подорван тяжелыми условиями тюремного заключения и прогрессирующим сифилисом, на закате дней, говорят, частенько устраивал горячие споры с людьми, которых отправил на тот свет. А было их много.

Примечания[править]

  1. На самом деле — от возрастного или связанного с заболеваниями помутнения волокон стекловидного тела.