Пария

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Unfavourite, All of the Other Reindeer. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Член семьи или общества, который что есть, что его нет — для остальных разницы никакой. Или — объект психологической травли, даже об участи игнорируемого лишь мечтающий как о «не самом худшем варианте».

Пария — это изгой, обычно в переносном смысле. Его не обязательно изгоняют буквально (чаще даже как раз обходятся без этого) — но демонстративно не любят, не уважают, не приемлют, сторонятся, ставят на самое последнее место, считают, что он хуже, чем все остальные. Или изо всех сил изображают такое отношение — чтобы за кем-то была стабильно закреплена роль «штатного изгоя».

В Индии так называлась низшая каста, представители которой выполняли самые грязные работы, так что представителям остальных каст было «западло» к ним даже прикасаться. В феодальной Японии существовали аж две аналогичных касты, несколько разного статуса: чернорабочие (burakumin) — и совершенные уже парии (eta), обитатели самого низа социальной пирамиды, «люди вне религии», занимавшиеся разведением мясного скота (в основном для собственных нужд — буддисты ведь не ели мяса), разделкой мясных туш, осуществлением истязаний и казней и уборкой нечистот. Только eta разрешалось не мыться.

В современном обществе слово «пария» обычно употребляется иносказательно.

Если в семье больше одного ребёнка и один из них любимчик в семье, то второй всегда будет этим тропом. Вовсе не обязательно, что этот персонаж менее талантлив, чем его брат или сестра — просто это тот, кого родители отторгают по каким-то причинам. Ревность к любимцу в семье — почти всегда спутник этого персонажа в произведении. Тяжёлое детство очень часто именно у этих персонажей.

Обычно в случае внезапной пропажи сабжа, внезапной пропажи никто не заметит, а если и заметят, то не придадут этому значения. Если в случае внезапной пропажи парии все-таки бьют тревогу, получается троп Пока рядом — невидимка, как пропадёт — тревога.

Родственные тропы:

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Театр[править]

  • Фридрих Шиллер, «Разбойники» — Франц Моор. Отец так его ненавидел, что Франц после того, как избавился от старшего брата, отцовского любимчика Карла и стал полноправным хозяином поместья, отправил отца в тюремные казематы.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • М. Е. Салтыков-Щедрин вырос в семье, в которой мать делила детей на любимых и постылых. Жизнь последних была незавидна. Эту особенность семьи писатель воспроизвел во многих книгах. Сам он, по мнению биографов, принадлежал к любимчикам, но в полуавтобиографическом произведении «Пошехонская старина» написал: «Что же касается до меня лично, то я, не будучи „постылым“, не состоял и в числе любимчиков, а был, как говорится, ни в тех, ни в сех».
  • Братья Стругацкие, «Далёкая Радуга» — деконструкция. Да, Роберт Скляров обделён умом (и то относительно — если сравнивать с местными гениями), но не всем же Нуль-Т покорять. А так вполне приятный на вид молодой человек, общительный незлобивый красавец и физкультурник. Вон с него даже скульптуры ваяли в античном стиле. Но он всё равно чувствовал себя неполноценным, потому что в довольно ровном обращении с ним всех, кто его знал, проглядывала некая неуловимая гадливость… а некоторые и насмешечки откалывали…
    • Впрочем, тут деконструкция. Скляров уж никак не «вовсе невинная жертва», никакой не «объект голимого предубеждения, который на самом деле совсем-совсем хороший». Просто за ним с юности, если только не с детства, замечены некие моральные провалы, в которых никто не мог оказаться виновен, кроме него самого — ведь в описываемом обществе педагоги бережно «нянчатся» с каждым, и пренебрежение (?!) хоть к одному из детей/юношей совершенно исключено; так вот, Робик, видимо, чем-то крупно расстроил даже таких педагогов, причём сам-то реагировал в духе «А чё я такого сделал-то?», и попытки втолковать ему, ЧТО ЖЕ он сделал, успеха не имели… И ему сказали «Что за фигня, герой?» и с тех пор относились к нему несколько неуважительно. И так называемая «обделённость умом» у него явно рукотворная (причём его же собственными руками — то есть он сам кузнец своего «недосоображения»). А уж никак не «Всего лишь не гениален, в отличие от гениев, на что каждый гражданин несомненно имеет право». Не-ет, там было что-то, с точки зрения людей Полудня однозначно неправомерное, недопустимое, а не просто «не выдающееся» — но и никакого формального криминала Робик себе, в то же самое время, разумеется, не позволял. Если знать сеттинг Полудня в целом — именно такая реконструкция прошлого Склярова станет очевидной и безвариантной. А впоследствии, уже собственно во время событий повести, когда люди начнут эвакуироваться от возможной страшной катастрофы и мест в эвакуационном транспорте будет на всех не хватать, Роберт довольно хладнокровно оставит свою возлюбленную на планете Радуга (где, возможно, все оставленные сейчас погибнут), а сам улетит — дескать, прости, дорогая, так получилось, я-то мне самому уж всяко ценнее, чем ты мне же, авось обойдётся, ты мужайся, милая, но и меня постарайся понять: своя рубашка, как говорится, ближе… То есть Роберт всего лишь «показал на Радуге наконец своё личико», некие «черты» которого — при сверхразвитой-то педагогике Полдня! — у него рассмотрели гораздо раньше, но поделать что-то с этим (убедить Роберта поменять внутри своих идей что-то) были бессильны (он не хочет, и всё!), тем более что Роберт формально ничего не нарушал и оттого прямым наказаниям не подлежал…
      • Автор явно не читал «Далёкую Радугу». Каким сверхразумом надо быть чтоб вообще этого персонажа привести как пример тропа? В каком месте Роберт оставил свою возлюбленную Татьяну на планете? Он наоборот, всеми силами пытается ее спасти, даже врёт о ее беременности. О себе не говорит ни слова. Единственный морально сомнительный эпизод — когда он оставляет группу детей в обесточенном транспорте, а сам увозит Татьяну в двухместном. Тут Боливар не вынесет двоих. «А кто выбирать будет? Ты? Или выбирай!». Да и с интеллектом у него все в порядке, лежит "обведенная рамочкой формула ", которую вывел. Скорее заморочки с самооценкой, что бывает даже в Мире Полудня. Абалкин подтверждающе кивает.
  • Юрий Томин, «А, Б, В, Г, Д и другие» — после того, как Шурик проявил себя как подлец, остальные юные туристы превратили его в парию (в социальном смысле). Стасик (их главный) — Шурику: «Молчи. Тебя не спрашивают. Тебя больше никогда не будут спрашивать». Шурик пытался делать вид, что «всё нормально» и «всё по-прежнему», но это не прокатывало.
  • Галина Гончарова, «Волк по имени Зайка» — троп в чистом виде. Главная героиня, девушка-оборотень (хотя тут оборотни больше похожи на анимагов тем, что могут менять облик не только в полнолуние), после церемонии инициации обнаруживает, что её звериным обликом является не волк, не лиса и даже не медведь, а… заяц! Вердикт очевиден: позор семьи (все остальные в её семье — волки), хотя родители и признают, что ГГ — не такой уж плохой оборотень, так как сохраняет разум при превращении, может менять облик когда захочет и оставаться в звериной шкуре куда дольше, чем другие. Но вот то, что она заяц, покоя не даёт никому: сестра ГГ после её побега даже заявляет, что искать её незачем, ведь «у неё кровь порченая».

Зарубежная[править]

  • Джейн Остин любит этот троп:
    • «Гордость и предубеждение» — Элизабет любимица отца, но троп для матери. Лидия же, наоборот, любимица матери, но не отца. Мэри игнорируют практически все, а вот Китти уже полноценный троп.
    • «Доводы рассудка» — Энн Эллиот. Младшая в семье, она явно и откровенно нелюбима. С ней не считаются, её не замечают, по умолчанию подразумевается, что она уступает всем, оказывает полезные услуги, а также занимается необходимыми делами, когда ими не хотят заниматься другие.
  • Г.-Х. Андерсен, «Гадкий утёнок».
  • В. Гюго, «Отверженные» — Козетта и Гаврош.
  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — собственно Гек Финн. Причём именно этим словом автор его и называет, в социальном смысле. То есть этот бродяжка — пария не для папаши-алкоголика, у которого он единственный, а для добропорядочных жителей города.
  • «Унесённые ветром» — когда умерла любимая дочь Скарлетт Бонни, мать недовольна тем, что у неё осталась Элла от предыдущего мужа, которого Скарлетт тоже презирала.
  • Роберт Грейвз, «Я, Клавдий» — Клавдий для всей своей семьи, кроме, пожалуй, старшего брата. Хромой заика, который только и делает, что сидит в своих этрусских книжках, риторике не обучен, любую ответственную должность поручить стыдно. Когда дедушка Август, выступая перед патрициями с призывом заводить большие семьи, показывает им как раз попавшегося под руку Клавдия, его поднимают на смех. Тем не менее, по итогам повествования оказывается, что Клавдий в семье был единственный нормальный человек.
  • «Властелин Колец» — Фарамир для Денетора. Что ж ты в танке не сгорел?
  • А. Азимов, «Штрейкбрехер» — колония с наследственной кастой из одной семьи, глава которой нажимает на кнопки, управляющие переработкой отходов жизнедеятельности. Герой прибывает на колонию, как раз когда этому человеку надоела жизнь неприкасаемого, и он решил забастовать. Герою приходится выполнить эту работу самому (переполнение резервуаров чревато эпидемией), после чего ему говорят (по телефону) «спасибо, а теперь быстренько на звездолёт и домой, неприкасаемый».
  • Стивен Кинг, «Кэрри» — главная героиня для своей матери.
  • «Гарри Поттер» — главный герой, конечно же. Эталонный пример.
    • Рон постоянно ощущает себя таковым на фоне старших братьев (Билл и Чарли — взрослые самостоятельные мужики с крутой, увлекательной и денежной работой, мамина гордость — староста Перси, а близнецы — бесстрашные неунывающие авантюристы и всеобщие любимцы), но на самом деле нет. Просто у родителей постоянно не хватает возможности выразить любовь к нему в материальном эквиваленте — всё уходит либо на старших, у которых потребности, понятно, выше, либо на Джинни, которую, как младшую и единственную дочку, немного балуют — и парень чувствует себя обделённым. Но когда требуется помочь не деньгами, а словом и делом — все Уизли моментально встанут друг за дружку горой, и Рон тут не исключение.
      • Вот кто среди Уизли реальный пария — так это Перси. Братья — даже бывший «коллега» Билл — дружно воротят от этого зануды, ханжи и карьериста носы. Безоговорочно любит его только мать.
      • А ещё у Молли есть двоюродный брат — то ли магл, то ли сквиб, с волшебным миром, включая родню, не контачит и служит где-то бухгалтером. Уизли его тоже не вспоминают — скорее всего, попытались как-то пообщаться, да не пошло.
    • Меропа Мракс, мать Волдеморта, воплощает троп. А ведь девочка всего-то хотела быть любимой, а не инструментом батиных евгенических фантазий…
    • Сириус и его кузина Андромеда (в замужестве Тонкс), поставили себя так среди Блэков, якшаясь с грязнокровками и осквернителями рода предпочитая общество нормальных людей, не страдающих шовинизмом.
    • Петунья Дурсль считала себя таковой. На самом деле, скорее всего, в семье её вполне любили — но Лили любили ещё сильнее, постоянно восторгались творимым ей волшебством, и Петунье, что называется, чужой кус казался слаще.
    • Северус Снейп. У этого и вовсе тяжёлое детство, деревянные игрушки, прибитые к потолку, и адский папаша.
  • «Песнь Льда и Огня»:
    • Тирион давит педаль в асфальт. «Любой карлик — бастард для собственного отца!»
    • Теон Грейджой. Отец его презирает, и вполне заслуженно (впрочем, в основном не за то, за что его следует презирать по меркам нашего общества). Аша же, может, и хотела бы помочь ему, но своим гадким характером он портит всё. Ашу сердит его козлизм и сексизм, и она несоразмерно шпыняет Теона и жестоко насмехается над ним, так что получился эффект «Называйте человека свиньёй почаще, и он в конце концов захрюкает». Если бы Аша не превратила в моральный ад пребывание Теона в родном доме (где он долго отсутствовал) — может, он и не решился бы на свою идиотскую и, как позже выяснилось, хуже-чем-самоубийственную авантюру…
      • В результате Рамси Болтон, взяв Теона в плен, превратил его не просто в своего слугу и «живую игрушку», а в парию — уже не в семейном, а в социальном смысле слова. Но только в этой роли Теон сумел раскаяться в своём прежнем свинстве, преодолеть свой козлизм и морально возвыситься. И всё равно, не дай бог подобного НИКОМУ.
    • Станнис Баратеон для своих братьев. Станнис, разумеется, виноват в том, что никак не боролся против некоторой своей собственной очевидной малоадекватности — но и старший брат Роберт и младший брат Ренли, в свою очередь, дурно поступали, изводя его насмешками и на каждом шагу с хохотком подчёркивая, что он в семье «белая ворона» и «кислорожий чудик», которым, дескать, никак не получается гордиться, несмотря на то, что Станнис выковал из себя сурового, бескомпромиссного воина, полководца и флотоводца. Однако верно и то, что бескомпромиссная суровость — это само по себе да-алеко еще не гарантия, что человек будет полностью адаптирован и социально безопасен… Ну кем надо быть, чтобы на полном серьёзе требовать от короля и министров немедля, вот прям щас, волевым решением запретить и ликвидировать по стране все бордели (или ещё и питейные заведения), притом что на дворе стоит лишь самую чуточку приглаженная версия навозных веков?..
    • Субверсия в случае со Старками. Арья думает, что она троп, но это не так — Эддард потакает ей во всём, а Кейтилин тоже её любит, хоть и недовольна её поведением: она хочет видеть Арью леди (нет, не воительницей), Арья хочет быть бой-бабой.
    • Джон Сноу троп, но только для Кейтилин, которая его ненавидит. Остальные относятся к нему доброжелательно.
    • Сэм Тарли для своего отца. Вот тут уже чистейший троп и абсолютная несправедливость по отношению к Сэму — ну да, ботан, ну и что? Такие, как он, в Вестеросе испокон веков становятся мейстерами, и все довольны. Но нет, надо вбить себе в голову, что, став мейстером, Сэм бы опозорил род (это не так — никто не посмотрел бы на это, как на позор, и вообще в мейстеры уходили даже принцы крови). А вот остальная семья относятся к нему нормально: мать и сестра его любят, и даже младший брат (любимчик отца) Дикон не проявляет выраженного негатива к Сэму.
      • В Ночном Дозоре, организации немногих добровольных отшельников, служащих вместе с многочисленными ссыльными (социальными изгоями) Сэма попытались было превратить во «внутридозорного» парию, потому что он в семье уже привык быть объектом буллинга и повёл себя в Дозоре как «штатная жертва». Но Джон Сноу не позволил — и сумел мотивировать большинство на воздержание от подобного, убедив их, что травить кого-либо недостойно. А меньшинство, не согласное с этим, Джон сумел попросту запугать, потому что другого языка они не понимали.
      • Джон вообще не любит, когда из кого-то делают парию — накушался сам и не желает этого больше никому. Ссыльного гомосексуалиста Атласа он тоже не дал в такого превратить (и нет, что бы там ни думали шипперы, Джон — абсолютный гетеросексуал).
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Ренарин с его врожденным малокровием и тихим характером презирается своими ориентированными на войну соотечественниками. Даже его отец довольно долго в мыслях называл его «тот, другой» и «инвалид» — хотя позже понял свою ошибку и раскаялся.
  • Жаклин Уилсон, «Разрисованная мама» — с прикрученным фитильком: так-то мать и сестра любят главную героиню, но всё же она всегда чувствовала себя «старой облезлой попугаихой, одиноко нахохлившейся в стороне от двух ярких и очаровательных неразлучников».
  • Даниэлла Стил, «Большая девочка» — главная героиня Виктория для своих родителей. Мало того что внешностью, по их мнению, не вышла (родители — темноволосые и стройные красавцы, а Виктория — пухленькая голубоглазая блондинка, так как пошла в бабушку), так и во всех остальных вопросах полное разочарование для них. При этом сестра ГГ Грейс, даром что любимица родителей, очень её любит.

Кино[править]

  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: мальчик «а что это вы здесь делаете?». Все дети в пионерском лагере дружно его за что-то не любят и каждый раз говорят ему только одно: «Иди, иди отсюда!».
  • «Тор» — Локи. Так он считал и, как оказалось, небезосновательно. На самом деле он сын не Одина, а ётуна Лафея. Он даже не бастард, а просто трофей. Следовательно, законным путём трона ему не видать.
  • «Совсем пропащий» (по «Приключениям Гекльберри Финна») — Гек Финн, роль которого исполняет Роман Мадянов.

Мультфильмы[править]

  • «Король Лев» — Шрам, конечно же. Во всяком случае он себя считает этим тропом, хотя подробностей мы не знаем.
    • Кстати, неканоническая расширенная вселенная утверждает, что раньше его звали Така — «мусор, отброс» на суахили.
  • «Холодное сердце» — принц Ханс.
  • «Русалочка 2: возвращение в море» — Моргана. Всю жизнь ревновала мать к Урсуле и закрутила всю интригу, только чтобы ощутить себя не хуже сестры.
  • «Энканто» — Мирабель, но только для бабушки, которая её стыдится. Остальные (кроме Изабеллы, но уже по другим причинам), относятся к ней доброжелательно.
    • А вот Бруно отыгрывает троп на все сто, хотя и тут есть исключение — в лице Джульетты.
  • «My Little Pony: Новое поколение» — вероятно до основных событий мультфильма сабжем была Иззи. В родном городе, полном апатичных единорогов, Иззи была единственной яркой оптимисткой. Но ее оптимизм оказался никому не нужным (вероятно, по этой причине ей выделили дом буквально на окраине города). Вероятно, окончательно устав от безуспешных попыток развеселить соотечественников, Иззи и отправилась в Мэритайм Бэй.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Angel Beats! — Аято Наой при жизни.
  • «Blue Exorcist» — Юкио умудрился стать сабжем и в родной, и в приёмной семье, а потом и повсеместно.
  • Funny Pets — Крещент.
  • Naruto — Хината в своей семье, поскольку была признала отцом бездарной и лишена статуса наследницы. В отношении неё есть небольшой бонус для гениев: в японской традиции отрезание волос символизировало разрыв связей с прошлым, и среди всех показанных членов клана, не считая статистов из побочной ветви, только у Хинаты короткая стрижка. Потом отношение к ней потихоньку начинает меняться, и ко второй части она уже отращивает волосы.
    • А также сам Наруто (до определённого времени) и Гаара, так как они оба с младенчества (или, в случае Гаары, с самого рождения) носили внутри демонов-Хвостатых, из-за чего общество их отождествляло с этими самыми демонами.

Видеоигры[править]

  • Silent Hill: Homecoming — протагонист Алекс Шепард по сравнению со своим младшим братом Джошуа. А разгадка в том, что Алекса с рождения предполагалось принести в жертву по договору с божеством.
  • Pathfinder: Kingmaker — Амири. Её в родном племени так и называли. А то, что она за такое может голову отвернуть, их не сильно смущает.
  • Darkest Dungeon — Прокажённый и особенно Выродок.
  • Elden Ring — поскольку в Годрике совсем немного божественной крови, прочие члены семьи запросто потешаются над ним, пусть он и действительно слаб и труслив. Годрик, пытаясь дотянуться до своих более сильных родичей, даже начал приращивать к себе конечности Погасших, чтобы перенять их могущество.
  • Scarlet Nexus — Касанэ и так была приёмной в семье Рэндалл, но после «гибели» своей сводной сестры Наоми на совместном задании (на самом деле Наоми не погибла, а мутировала в «Иного», но это строгая правительственная тайна) с ней перестают общаться удочерившие её родители.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Харука, в то время как Каната была любимчиком в семье. Правда, в конце оказывается, что более везучая сестра была ненамного счастливее в этой ситуации.

Реальная жизнь[править]

  • В Германии 1933—45 годов («эпоха Третьего Рейха») гитлеровский режим превратил евреев во вполне официальных парий. Существование такого явления, как «полезные евреи» (nützliche Juden), этого не отменяло, а наоборот, пуще подсвечивало.
  • В каждом архаическом обществе существуют отверженные социальные группы (фиксируемые культурологией в образе Другого), которые, на основании мифологии, наделяются негативными коннотациями. Чаще всего это потомки чуждых основной, наиболее массовой, этнических групп. В Индии, родине тропа, парии — представители низших каст и неприкасаемые (далиты), которые в большинстве состоят из потомков темных дравидов, покоренных европеоидными ариями. В Афганистане и Йемене париями являются, наоборот, потомки бывших завоевателей этих стран: в первом случае — хазарейцы, остатки монгольских орд, а во втором — эфиопы из Аксума. В этом же положении были африканцы в США вплоть до 1960-70-х, когда прекратили действие «законы Джима Кроу» и в южноафриканских странах, практиковавших апартеид, до 1980 г. (Южная Родезия) и до 1991 г. (ЮАР и Намибия).
    • Апартеида в Родезии не было, действовал имущественный ценз, но неграм, имевшим средства, не возбранялось проживать где угодно и даже избираться в парламент. Апартеид действовал только в ЮАР и оккупированной ею Намибии. Трудно сказать, скопировали апартеид буры у Российской империи с её чертой оседлости, или же дотумкали своим умом в отношении негров.
  • Ирина, младшая дочь Марины Цветаевой. К старшей Ариадне и сыну поэтесса относилась несоизмеримо лучше, а младшую привязывала к креслу, чтобы та не ползала по комнате, и постоянно жаловалась на крики голодающего и недолюбленного ребёнка, называя её гнусной и тупоголовой (в два-то года, и при этом она всерьёз сравнивалась с Ариадной, которая в семь лет писала матери отчаянные письма из приюта совершенно невообразимым для своего возраста языком). И если старшая всегда фигурирует в записях под уменьшительно-ласкательным «Аля», то вторая — только «Ирина». Совершенно неудивительно, что девочка в итоге умерла в приюте, куда мать сдала их с сестрой, не будучи способной прокормить их самостоятельно.

Примечания[править]