Реальная боль в виртуальной реальности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

допрос в виртуальной реальности

Описываемые в литРПГ миры обычно на редкость реалистичны. Зачастую это касается и чувств играющих, в том числе и неприятных. Конечно, герой никогда не умрёт от болевого шока, и почти всегда может действовать — но вот непрятных ощущений за смерть или увечье ему отсыплют щедро, до пятен в глазах. Такой ход делает битвы игрока более значимыми, спасение своей виртуальной жизни — более важной, а читателей избавляет от лицезрения унылого сейв-скамминга. Однако в случае близкого к реальности мира такой ход здорово просаживает подавление недоверия. Кто вообще захочет развлекаться в игре, прохождение которой не на шутку мучительно? И это только про страдания, а ведь бывает, что автор и про пытки, и про гуро пишет. Чтоб прикрыть несоответствие, используются разнообразные обоснуи:

  • это мир слаанэшитов, в котором гуро стало неотъемлемой частью культуры; ММО за авторством гомункулов Тёмных Эльдар.
  • сенсорика регулируемая, хочешь от боли орать — ори. Логическим развитием такой возможности регулировки являются тюремные коконы — уровень боли аппаратно выставлен на 100 %, выход из вирта изнутри заблокирован.
  • это «чёрный» сервер, не связанный с официальным миром игры. С «творчески» доработанным местными специалистами кодом, позволяющим удовлетворять хотелки самых разных клиентов.
  • как вариант — сервер тюремный (включая и тюрьмы госбезопасности, и частные тюрьмы), а запрет пыток на виртуальные миры не распространяется. Или причина не в запрете на пытки, а в том, что пытаемый точно не умрёт (или умрёт с куда меньшим шансом) и его можно пытать многократно применяя пытки, которые в реале привели бы к смерти.
  • это — военный проект, предназначенный для обучения военных специалистов. Так что наказание болью за игровые травмы тут сделано специально, чтоб боец не только умел ранить врага, но и сам с полной готовностью вжимался в складки местности и мог перенести, перетерпеть и вылечить ранения. Местный контингент знает, на что идёт, и в суд на игроделов после первого же ночного кошмара не подаст. И опять же — шанс смерти или взаправдашнего ранения солдата меньше, чем в реальности — в ней помимо боли была бы ещё дыра в теле от пули. Особенно — если это ещё и регулируется: новичкам и призывникам можно поставить меньше, крутым парням вроде спецназа, космодесанта и спецагентов — больше. При этом возможно, что в неё может заходить и обычный человек — если прохождение такой программы вошло в обязательный призыв, если герой является добровольцем, или если гражданских пускают за плату/по блату, и они сами за себя отвечают.
  • технология не подвластна «админам» до конца. Это какая-то инопланетная разработка, сервер под властью самостоятельного ИИ или, к примеру, болевые ощущения связаны с восприятием игрока и принципом работы капсулы, а не со стимуляцией каких-то специальных нервов. Ничего поделать нельзя, кто не хочет играть так — не играет.

В особо эпических случаях в игре существуют заклинания/расы/классы с усилением боли или вызывающей боль прокачкой.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Клан быка» Ивана Тропова — насчёт игроков неизвестно, но протагонист — заключённый, и боль при смерти — такой вот вариант исправления от любителей вечного ада для грешников.
  • «A.D.сектор» Эдуарда Полякова — местный мир весьма хардкорен, кое-где — чуть ли не до уровня «Зелёного слоника». Но сама игра — открытый бета-тест, на котором игроки-стримеры привлекают внимание к себе и развлекают народ. Не совсем ясно, что из показанного дошло бы до релиза.
  • «Первый робинзон Экса» Артёма Каменистого — в нескольких вариантах. Во-первых, после отсоединения разъёма от головы становится дурно — недостаток технологии, ничего не поделать. Во-вторых, бои на взломанном оборудовании с реальной болью и смертями тут настолько в почёте, что их даже рекламируют в открытую. Да и наркоту также продают, так что уровень жести в «реале» весьма велик. В-третьих, герой попал в самую реалистичную игру, с перепрошитого оборудования, из страны-изгоя. А организовали это ему в целях мести.
  • «Мистический рыцарь» Тайниковского — боль тут вполне реальна. Правда, протагонист оцифрован.
  • «Семнадцатое обновление» Смородинского — умирать тут определённо не хорошо. Обоснуев нет.
  • «Бета-тестеры» — с прикрученным фитильком, поскольку причинять игроку болевые ощущения законодательно запрещено; однако разработчики игр всё равно находят способы сделать игровую смерть весьма неприятным событием.
  • Altered Carbon — для бесконечных допросов с пытками. В ходе допросов жертву не раз «убивают» с предельно реалистичными болевыми ощущениями.
  • Перевод системы исполнения наказаний в целях экономии и надёжности вообще в вирт:
    • В Маханенко, «Путь Шамана» — капсулы по умолчанию снабжены фильтрами ощущений; для протагониста, отбывающего срок, фильтр отключён по приговору, как и для прочих з/к.
    • И. Магазинников, цикл «Мёртвый инквизитор» — протагониста засунули в капсулу тюремного типа, поставленную корпорацией для собственных нужд, заодно сделав точку возрождения аватара непригодной для выживания. Ощущения прилагаются.
    • stomoped, «Злоключения». Капсула тюремного типа. Пока везут партию з/к на опробование капсул, протагониста первым закидывают в такую по приказу обиженного высокопоставленного сотрудника корпорации-разработчика. На его счастье, в судьбу Земли вмешался некий всемогутор, и от капсулы (но не от вторичных эффектов) протагонист избавился.
  • М. Шапиро, «Школа» (из Миррского цикла) — эмотренажёр. Блокирует память и накладывает ложные воспоминания, чтобы ситуация вызывала реальные эмоции. Одну из учениц, особенно яростно отстаивавшую идеалы гуманизма и толерантности (на Мирре не котирующиеся), «на слабо» подвели к ей вообще-то не положенному прохождению на эмотренажёре вариации проблемы вагонетки.[1]
  • Джиллиан Рубинстайн, трилогия «Космические демоны», «Небесный лабиринт», «Пленники компьютерной войны» — попавшие в виртуальные миры игр, которым посвящена каждая из книг, люди способны ощутить по-настоящему и усталость, и боль, и холод. Особенно ярко это проявляется в Небесном лабиринте.
  • Филипп Хай, «Запрещённая реальность». Одним из побочных эффектов работы «машины мечты» является именно это: умело наведённая иллюзия тигра, ковровой бомбардировки или стихийного бедствия способна вызвать вполне реальные ранения и смерть.
  • «Тактика малых групп» Александра Зайцева — аверсия. Мир хоть и реальный, но переделанный под игру. Потому боли при атаках по «своим» и в мирных зонах нет. В итоге поддерживать порядок приходится, банально выталкивая нарушителей прочь.
  • Тамара Крюкова, «Ловушка для героя» — таинственная компьютерная игра с невероятным уровнем погружения, кроме всего прочего, позволяет игроку почувствовать боль, жар, холод и усталость. А травмы полученные виртуальными двойника, скопированными игрой, чтобы игрок мог выместить на них накопленный к ним же в реальной жизни негатив, дублируются в полном объеме у живых прототипов.
  • У. Гибсон, «Мона Лиза овердрайв» — при посещении «алефа» 3-Джейн выворачивает Терренсу «Тику» руку. По словам последнего, даже после выхода из Матрицы «…болеть рука будет долго».

Кино[править]

  • Изумительный малобюджетный трэш-боевик «Красный след» (1997), в котором Россия снята в Венгрии — Рутгера Хауэра (тут уже не киборг, а человек) именно так и пытают: подключили к виртуальной реальности, и на экране компьютере видно, что там его избивают. В реальности он мучается в кресле.
  • «Суррогаты» — многие люди сидят дома, управляя робо-телами (созданными по их подобию в молодости) через виртуальную реальность. Обычно, если это робо-тело сломается, можно просто подождать, пока не сделают новое. Но тут появляется оружие, с помощью которого можно убить робо-тело, одновременно уничтожив мозг настоящего человека, и ГГ расследует это дело…
  • «Начало» — в фильме прямо говорят, что показанный в фильме прибор был создан военными для тренировки солдат без риска смерти оных. Потому боль при ранениях во сне была сделана намеренно.

Мультсериалы[править]

  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — доктор Джеремайя Серд, принявшись дорабатывать «Квест Ворлд» под свои вкусы, добавил не только передачу другим подключившимся полноценных болевых ощущений, но даже психосоматическое нанесение их реальным телам повреждений, полностью аналогичных полученным в виртуальном мире.

Настольные игры[править]

  • «Shadowrun» — Обратная сторона хот-сима (наиболее полного подключения к местному VR-интернету). Облегчает работу «чёрного» ЛЬДА[2].

Реальная жизнь[править]

  • Вышедший в серию контроллер «Mindwire» со встроенными электрошокерами. Судя по состоянию страницы, проект обанкротил разработчиков.
  • Активный проект жилеток с ударниками, поддерживающими современные игры.
  • Замороженный проект контроллера, который в случае смерти игрока в игре высасывал бы из его вены немного крови.

Примечания[править]

  1. Ученица оказывается в роли оператора оружейной системы с задачей уничтожить захваченную террористами и закрытую «живым щитом» пусковую установку оружия массового поражения. Она отказывается, и через эмотренажёр переживает ощущения человека, отказавшегося пожертвовать малым числом невиновных ради спасения миллионов непричастных. Для усиления эффекта эмотренажёр показывает ей, что на поражённой ОМП планете погибла её семья.
  2. ICE — intrusion counter-effect, в народе ЛЁД. Гибрид антивируса, файрволла, системы отслеживания источника вторжения (и иногда системы ответного удара). По степени ущерба для замеченного хакера ЛЁД приблизительно делится на белый — выкинуть хакера из системы, серый — сжечь его машину и чёрный — сжечь ему мозги.