Киберпанк
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cyber Punk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Все, что может быть сделано с крысой, может быть сделано с человеком. И мы можем делать с крысой почти все, что угодно. Об этом тяжело думать, но это правда. Она не исчезнет просто потому, что мы закроем глаза. ЭТО — киберпанк. | » |
— Брюс Стерлинг |
« | Тек — хай, а лайф... тоже на букву Х. | » |
— «Мир фантастики» |
Киберпанк — антиутопический жанр научной фантастики, многое унаследовавший от детективов о частных сыщиках и нуарных фильмов. Классический киберпанк подчиняется принципу «high tech, low life» — высокие технологии контрастируют с описанием жизни низших классов общества, угнетаемых дзайбацу и правительством. Проще говоря «мейнстримовый киберпанк» — это американские чернушные «макулатурные боевики» уровня Дж. Х. Чейза или Микки Спиллейна, напичканные вычурной магией, которая почему-то называется «кибернетикой» (к вечно пьяному частному детективу приходит проститутка с глазами от Carl Zeiss, торгующая контрабандными компьютерными вирусами, потом её убивают, взломав наркотический имплант; в конце концов оказывается, что проститутку сдал сам главный герой потому, что мир говно и вот это всё). Термин «киберпанк» был введен в 1983 году американским писателем Брюсом Бетке в одноименном рассказе.
Действие киберпанковских произведений происходит в мрачном, беспросветном будущем. Отверженные герои-одиночки пытаются противостоять обществу[1], которое ежедневно сталкивается с проблемами, порождаемыми взрывным технологическим ростом, всеобщей компьютеризацией и популяризацией кибернетической модификации человеческого тела. Злодеем, как правило, оказывается очередной топ-менеджер мегакорпорации, который с помощью частной армии держит в страхе весь город или даже континент. С ним сражаются хакеры, борцы за свободу, которые используют технологии во благо людей. [2]
Киберпанк был популярен в 80-е и 90-е, самые известные авторы — Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. От киберпанка произошли такие ретрофутуристические жанры, как посткиберпанк, паропанк, атомпанк и дизельпанк. Впрочем собственно «панка» т. е. атмосферы морального и местами даже физического гниения исконно присущей настоящему киберпанку в них обычно нет, наоборот — чаще всего произведения слащаво-ванильны как рекламные ролики Vault-Tec (да, довоенный мир серии Fallout это «атомпанк»).
« | — О НЕТ, МАКС, — предостерег меня ДОН МАК, — ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЭТА ДВЕРЬ. В ЭТОЙ КОМНАТЕ ПОЛНО МОЛОДЫХ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ НЕ ЖИВУТ НИ ИНТИМНОЙ ЖИЗНЬЮ, НИ СОЦИАЛЬНОЙ. ОНИ ПРИГОВОРЕНЫ ВЕЧНО ЖИТЬ У СВОИХ МАТЕРЕЙ, В КОМНАТКАХ НАПРОТИВ КЛАДОВОК. ЭТИ РЕБЯТА ЛАДЯТ С ЖЕЛЕЗОМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ С ЛЮДЬМИ, ВСЕ ЕЩЕ СТРОЯТ И ЗАПУСКАЮТ МОДЕЛИ РАКЕТ И НЕЛЕГАЛЬНО ПРОБИРАЮТСЯ НА ПРОСМОТРЫ ДЛЯ ПРЕССЫ, КОГДА ПОКАЗЫВАЮТ НОВЫЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. ЭТО ЗАКОНЧЕННЫЕ НЕУДАЧНИКИ И ИЗГОИ, УТЕШАЮЩИЕ СЕБЯ МЕССИАНСКИМИ ФАНТАЗИЯМИ О ТОМ, КАК ОДНАЖДЫ ПОСЧИТАЮТСЯ С МИРОМ ПРИ ПОМОЩИ СВОЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАГИИ, А ПОКАМЕСТ ВЫХОДЯТ В СЕТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАГЛЯДЫВАТЬ НА СТРАНИЧКИ КОПРОФИЛОВ И ПЕРЕКАЧИВАТЬ К СЕБЕ ВСЯКИЕ ГАДОСТНЫЕ ГИФКИ. ТЫ ИХ ЗНАЕШЬ — ЭТО КИБЕРПАНКИ. | » |
— Брюс Бетке, создатель термина «киберпанк», одноименного рассказа и произведения «Интерфейсом об тейбл», откуда и взята данная цитата |
Типичные черты[править]
« | Киберпанк был модным бунтом не пойми кого против не пойми чего | » |
— Резюме |
Действие обычно происходит или в перекрашенном из неона в голографию Нуар-Сити, или в жутких трущобах где-то в Индии, или в не менее жутких трущобах Японии, в заброшенных промзонах и небоскрёбах из стекла и бетона, в подземельях и на космических станциях. В мире колоссальный уровень преступности и безработицы, связанный с социальным разделением на граждан первого сорта, работающих на корпорации, и всех остальных, вынужденных перебиваться подножным кормом. Все несогласные с такой политикой не имеют практически никаких прав — если они заступят какой-нибудь важной шишке поперек дороги, им не приходится рассчитывать не то что на справедливый суд — на какой-либо суд. Всякие арбитражи — это для чистой приличной публики, для разрешения джентльменских споров, ну а этой черни хватит и пули в затылок от киллера по вызову (или, если шишка достаточно важная, то от сотрудника «службы безопасности»).
Вполне естественным образом из такой концепции мироустройства выходят два мира — мир башен и тог, и мир ржавого будущего, и сегрегация по социальному признаку предрасполагает к двум моделям жизни — граждане первого сорта пользуются новинками техники и медицины, а все прочие вынуждены развивать смекалку, реверс-инжениринг и боевые навыки[4]. Не удивительно, что в боевых столкновениях парии общества могут на равных тягаться с местным спецназом, противопоставляя навыки выживания в каменных джунглях высоким технологиям[5]. Но, зная, что если бы власть имущие сделали доступными для всех те технологии что те держат под полой, под сукном или пытаются уничтожить, то качество жизни вознеслось бы до Олимпа — очень многие хотят восстановить социальную справедливость.
«Той ночью, когда мы сожгли Хром, стояла жара…»
… Зачастую, после долгой ночи, в этом мире, наконец, восходит Солнце.
Киберпанк как анархо-антиутопия[править]
Киберпанк вырос из антиутопии и унаследовал её общую мрачную атмосферу, но также привнёс свои элементы. Его основным отличием от классической антиутопии является то, что место сверхтоталитарного государства (или в дополнение к нему, пускай и обладающему меньшей мощью, чем в классической антиутопии) занимает анархическое всевластье могущественных мегакорпораций, подменяющих собой/подминающих под себя государство (анархо-капитализм[6] = корпократия без государства). Ну и сопротивление тут тоже представлено не организацией со своим штабом и прочими атрибутами координированной группы, а анархистким подпольем, в основном состоящим из хакеров-одиночек, редко и ненадолго объединяющихся для какой-то определённой единоразовой цели. Ну а сама борьба против Системы, часто завершающаяся в классической антиутопии победой Сопротивления, тут смахивает на борьбу с многоголовой гидрой — на смену побеждённой корпорации быстро приходят другие. Заметим, что классический киберпанк — это всё-таки борьба одиночек с системой, выигрыш в ней — не переделать мир, но отбить право жить по-своему.
А вот в посткиберпанке представлены точки зрения и защитников системы (мы здесь строим, а эти каммереры-несогласные только ломают!), и борцов с системой во имя другой системы. У этих последних в активе может найтись и собственное сопротивление, которому по силам не просто сломать, но и переделать, и даже сделать лучше, чем было.
Образы[править]
« | Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine? | » |
— SHODAN |
В основном персонажами киберпанка являются хакеры, которые, будучи маргиналами и панками в хорошем смысле слова, противостоят Системе — аллегорически, представляя её в виде башни, Вавилона, небоскрёба на тысячи рабочих мест офисного планктона, Олимпа, с которого вершатся судьбы тех, кто обитает на дне общества. Однако же, если в самом начале пути, Сеть видится как главный инструмент преобразований, с помощью которого можно сломать Систему, то после того, как система оказалась сломанной, оказалось, что хакеры уже не герои, бесстрашно прорубающиеся через лёд систем защиты дабы спасти мир, а просто жалкие неудачники, которым не до геройств — выжить бы, найти свою социальную нишу. И действительно, Интернет сделал невозможным доминирование мегакорпораций, но вместе с тем породил законодательство, регулирующее жизнедеятельность интернет-сообществ, и все несогласные были вынуждены убраться в теневой сегмент Сети — туда, где их не смогут найти, но и откуда нет никакой возможности влиять на события без опасности быть пойманным. Это, собственно, к вопросу о концовке предыдущей части.
В остальном, киберпанк с поправкой на информационную эру — полностью повторяет основные черты нуара вплоть до роковых женщин и отсутствия перспективы жить долго и счастливо в конце.
Две Системы[править]
Если копнуть глубже, окажется, что Систем на самом деле две — и обе порождены людьми, которые боятся перемен. В роли первой, «монстра недели» может фигурировать государственная система, корпоративная шиза, религиозный дурман или ещё что-нибудь, что решает не тратить деньги на тех, кто ей не нужен — обрекая их на жизнь во мраке безысходности. Эта точка зрения прагматична и обоснована фактом, что может быть при коммунизме и хватит ресурсов, чтобы все жили в достатке и счастье, — но реалии таковы, что ресурсов мало, и их надо тратить на тех, кто полезен, а так же на тех, кто живет с бременем ответственности за решение вопроса, является ли некто полезным для системы или нет. Все остальные — в пролёте. Отсюда правило: хочешь жить в киберпанке в достатке и стабильности — будь конформистом. Такая вот меритократия на максималках (ну и без всяких человеческих слабостей типа сострадания и всего такого) — ничего личного, просто голый бизнес. В роли второй системы обычно фигурирует социальное устройство отверженных и их инструменты в восстановлении социальной справедливости. В развитых обществах эта система смахивает на социализм, в неразвитых — на махровый фронтир, с выяснением отношений посредством сорок-пятого калибра.
Таким образом, Хакер в любом случае сражается с одной системой и защищает другую. Однако, победа его всегда бывает горька в долгосрочной перспективе.
См. также[править]
- Корпоратократия — устройство типичного государства в сеттинге сабжа.
- Частная армия — типичные войска в нём. Фриланс-альтернатива — разномастные наёмники.
- Частная полиция — типичные стражи порядка.
- TRON-style и/ли Ай-всё — эстетика локаций, где ошиваются важные люди: кампусы и офисы мегакорпораций, их лаборатории, сборочные цеха (лучшие из них), центральные улицы…
- Тёмная электроника и/ли Ржавое будущее — …а это припасено для всяких задворков (технических помещений, трущоб, заброшек и т.д.).
- Неореакционеры a.k.a. «тёмное Просвещение» — если вкратце: похоже, что кто-то, начитавшись и насмотревшись сабжа, воспринял его (аки «1984» Оруэлла в известном мемчике) именно как руководство к действию…
Примечания[править]
- ↑ Строго говоря, это уже посткиберпанк, в классическом же киберпанке герои-одиночки чаще заняты решением своих личных проблем, а к противостоянию обществу относятся с циничным скептицизмом, если вообще хоть на секунду о нем задумываются.
- ↑ Какие добрые хакеры и борцы за свободу! В классическом киберпанке главный герой ни с кем не борется, а просто решает свои местечковые проблемы. Все здесь написанное относится к посткиберпанку.
- ↑ Альтернативное крайне нелестное мнение
- ↑ В принципе, такое видение характерно лишь для самого примитивного киберпанка. Который в своей наивности различает только «наших» и «небожителей, которые не делятся». Посткиберпанк же наоборот обычно подчеркивает, что «небо» само по себе имеет множество прослоек и уровней, и жизнь там ничуть не легче и безопаснее «дна». Просто другая.
- ↑ О том, что творится за пределами городов и аналогичных им компактных хай-тек локаций, киберпанк обычно не детализирует. Судя по тому, что все кушают выращиваемую в чанах сою и прочую пластиковую кашу, разрыв между городом и деревней превратился в пропасть, то, что осталось от крестьянства, предоставлено само себе и там полный фоллаут и Мэд Макс. Первобытнообщинный строй, феодализм с крепостничеством или вовсе запустение и безлюдье — авторы никогда не уточняют, потому что «песня не об этом». Исключением является киберпанк-технофэнтези Shadowrun, где довольно подробно всё расписано: вот тут за МКАДом — племена индейцев с шаманами, вот тут — эльфийский лес, вот тут — тундра и оборотни, и если дело прогорит, «раннеры» могут невозбранно рвануть в дикое поле.
- ↑ В реальности однако среди анкапов доминирует точка зрения что за ростом крупных корпораций, в значительной мере, стоит государство, а Агористы (рыночные анархисты идейно близкие к анкапам), вообще не приемлют крупный бизнес(любой).