Скилл оценки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Скилл оценки — один из краеугольных камней многих литРПГ и РеалРПГ. Иногда заметный, зримый, законно значащийся в таблице характеристик персонажа и получающий свои левелапы; иногда скрытый, используемый по умолчанию и без особой подсветки, он, тем не менее, неизменно присутствует всюду. Именно благодаря нему персонаж, внимательно вглядевшись в монстра, может понять, что перед ним именно серый волчок 3 уровня с 15 хитпоинтами и скиллами «быстрые ноги» и «укус за бочок», а не какое-нибудь другое волкообразное создание. Именно благодаря нему персонаж может прикинуть эффективность инструмента, прочность материала, наличие навыков у напарников и отношения с ними, а иногда и вовсе оценивать даже отдельные слова и понятия, фактически получая контекстную справку по всему миру.

В литературу оценка перекочевала напрямую из ролевых видеоигр, где способность игрока напрямую видеть свойства противников, заклинаний и вообще многого из того, с чем можно как-то провзаимодействовать — условность, весьма облегчающая жизнь игрокам. А до того она зародилась в настольных играх, где свойства монстров, предметов и заклинаний были изначально написаны в книгах правил — и игрок почти всегда читал такую перед тем, как, собственно, играть. При такой истории скилл оценки может показаться просто артефактом[1] — но на самом деле он крайне важный элемент жанра. Благодаря ему каждый мало-мальски сообразительный персонаж становится ограниченным пророком, что здорово влияет на всю логику произведения. Персонаж может напасть на врага, которого увидел впервые — и это не будет казаться безумной глупостью. Ведь параметры противника оценены заранее. Он может осуществить инженерный замысел — к примеру, соорудить копьецо из деревянной палки — и не будет казаться ни дураком, надеющимся на авось, ни внезапным мастером на все руки: достаточно просто усовершенствовать конструкцию до тех пор, пока «оценка» не покажет достаточно хороших значений, и всё будет нормально. В некоторых случаях герои даже могут раз за разом выбирать морально верную сторону — не авторским произволом, а прямым наблюдением элайнмента и фракционной принадлежности участников. А главное — результат оценки видят одновременно и одинаково и автор, и герой, и читатель, так что у последнего не возникает вопроса «как он это узнал», а первому не надо придумывать обоснуи феноменально точным познаниям героя в каждом конкретном случае.

Результат применения скилла оценки — чаще всего таблица характеристик, отображаемая интерфейсом. Применение оценки на себя обычно активируется командой «Статус».

Поскольку троп существует почти во всех лит- и реалРПГ, имеет смысл писать в примеры случаи, когда он отражается особо ярко или небанально.

Примеры[править]

Литература[править]

  • С. Юрченко, «Время для Инженера Времени» — герой использует троп, чтобы узнавать получше своих подчинённых. Ведь характеристики влияют не только на бой: можно попытаться угадать прошлое встреченных бойцов по их развитию, или, наоборот, прикинуть черты характера, отражаемые параметрами, и дать подчинённому соответствующее задание.
  • цикл «FERA» Константина Зайцева и Алексея Тихого — редкая аверсия. Герой нашёл амулет, позволяющий посмотреть свою прокачку, глянул разок... и всё.
  • цикл «Мрачность» Элиана Тарса — у протагониста активируется фразой "что это?". Но только у него: кодовые слова у разных пользователей могут отличаться, а большинство простых людей просто не умеют ими пользоваться, хотя и могут.
  • Артем Каменистый, «Самый странный нуб» — навык доступен всем игрокам, но наиболее ценен для добывающих ценные ресурсы и работающих с ними: шахтеров, ювелиров и прочих крафтеров. ГГ ставящий целью заработать много денег, сразу нацеливается качать его при малейшей возможности.

Сетевая литература[править]

  • Worm — в том или ином виде такими силами владеют многие кейпы класса «Умник», вроде Сплетницы или Счетовода.
    • С прикрученным фитильком — у большинства суперов это вторичная сила, необходимая для нормального применения основной, но оценивающая только что-то конкретное. так, например, Тектон чувствует геологические и архитектурные параметры своего окружения, что позволяет лучше понять, как на них воздействовать для достижения нужного результата.

Фанфики[править]

  • «Парагеймер» — тут прокачиваемая оценка вместе с возможностью смещать свою точку зрения и игровым инвентарём — чуть ли не главная и самая используемая способность протагониста.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Я паук, и что с того?» — ранобэ, манга и аниме. Отношение к оценке показано на иллюстрации: позже героиня успеет сплясать в честь неё танец и даже бухнуть с оценкой пива, правда, только в мыслях. А всё потому, что всё время, пока героиня находилась в теле паука в подземелье, оценка оставалась для неё единственным способом познавать мир человеческим способом. Так, именно из неё она узнала название и расположение подземелья, свойства своих будущих эволюций и много чего другого.
    • А так же огребла большую часть неприятностей-так как попытка сканирования видна вообще всем и почти всегда воспринимается как агрессия. В частности "первый главный враг" земляной дракон Алаба не использующего оценку крохотного паучка просто не заметил бы.
  • Everybody Loves Large Chests — тут скилл оценки был изобретён самими жителями, как и большая часть других скиллов и предметов. Собственно, его распространение почти уничтожило расу мимиков (которые могут копировать внешность, но не статус). Хоть как-то они могут существовать только потому, что подобный навык есть далеко не у всех.
  • «Ore no Genjitsu wa Ren’ai Game?? ka to Omottara Inochigake no Game datta» — тут скилл называется «разведчик» и покупается в игровом магазине по 100000 йен. Правда, уровень скила растёт вместе с уровнем героя, так что на начальных этапах мало что можно увидеть.
  • Nanatsu no Taizai — артефакт «Око силы Балора» позволяет видеть уровень силы по числовым значениям магии, физической силы и духа (решимость и выносливость в бою).
  • One Piece: у CP9 — правительственных псов — по понятным причинам не может быть листовок с наградой за голову (привычный здесь показатель могущества). Свою физическую силу они измеряют в «дорики» (10 дорики — уровень «стандартного» дозорного). Определять величину дорики как-то умеет Фукуро, который ловит на себя удары товарищей и озвучивает результаты.
  • Этот герой неуязвим, но очень осторожен — инверсия. Серьёзные противники и сам Сейя предусмотрительно пользуются скиллом подделки характеристик, потому против них оценка бесполезна.
  • «Ублюдок FFF ранга» — тут этот навык зовётся «Интерпретацией», и отличает призванных героев. У местных жителей что-то подобное реализуется через особые артефакты — дорогие, неточные и редко выдающие именно цифры.

Примечания[править]

  1. Разумеется, не в значении «волшебный предмет», а в значении «нечто постороннее, случайно привнесённое в рассматриваемую систему».