В реальной жизни развитая интуиция — это крайне хорошо. Способность быстро, хотя и не точно, делать нужные выводы по малейшим признакам — верная черта профессионала, опыт которого столь велик, что перешёл в новое качество. Впрочем, в бочке мёда есть ложка дёгтя: интуиция может ошибаться, а проверить её нечем.
А вот в произведении развитая геройская интуиция — обычно явление плохое. Действующий «по наитию» персонаж хотя и действует, но не раскрывается, ведь мотивация и логика его действий никак не описывается. А сколько-нибудь результативная интуиция ещё и ломает сеттинг: она позволяет герою как-то двигаться к хорошему для него будущему, но, в отличие от честного продумывания или хотя бы разнообразных сверхспособностей, не прописывается автором явно, а её принципы и границы — не обозначаются. Из-за чего интуиция имеет свойство разрастаться в этакое всезнание на минималках: герой угадывает направления развития, моральный облик нанимателей и союзников, засады, внезапные удары… Причём на серьёзных щах, в отличие от способного выехать на прикольности везучего дурака. И если в стандартном боевичке герой чует только смертельную опасность, то в литРПГ прокачанный скилл интуиции может вовсе заменить персонажа как такового.
Родственный узкоспециализированный троп — Этический компас. Он про способность «чуять» без всякого обоснования исключительно мировоззрения. Другой близкий троп — Всегда знает свой результат — про допустимую жанровую условность в видеоиграх.
- «Путь шамана» Василия Маханенко — интуиция не просто присутствует: герой специально приучается использовать её побольше.
- Только здесь это не баг, а фича, как неотъемлемое свойство класса шамана. И да, с повышением уровня она прокачивается, но начинает специально выдавать ложные сообщения, чтобы игрок учился и своей головой думать.
- «Средневековая история» Галины Гончаровой — героиня ухитряется то определить психиатрический диагноз по мельком увиденному лицу, то чистоту крови короля по переписке его матери с его же бабушкой…
- цикл «Мрачность» Элиана Тарса — с одной стороны, герой просто угадал то, что скилл «мрачность» ему пригодится, хотя особых причин для этого не было. С другой стороны он же прямым текстом жалуется на отсутствие тропа, так как не может отличить союзника от врага, правду от лжи, понять, что делать в первую очередь и что вообще за мир вокруг.
- «Бессистемная отладка» Царенко — тут интуиция — даже не скилл, а стат.
- Протагонисты книг Сергея Иванова (мультицикл про Огранду, «Крылья гремящие»). Наделены своеобразным чувством «узловых моментов Судьбы», что позволяет без каких бы то ни было проблем успевать к любому сюжетно значимому событию и (благодаря обширному арсеналу других плюшек) благополучно всё разруливать. Причём автор даже не стесняется подсвечивать эти сюжетные рельсы.
- Легендариум Толкина — Гэндальф. Согласно «Неоконченным преданиям», важнейшие решения он принимал сердцем, шёл наудачу. Впрочем, и рассудком он не обделён (скорее, производит впечатление мудреца, расчёты которого трудно постичь простым смертным) — но какое решение могли бы принять герои, руководствуясь исключительно рассудком, когда все козыри, казалось, были в руках Врага?
- «Пепельный свет Селены» И. Дручина. Интуиция — заявленная способность одного из главных героев. Впрочем, автор не злоупотребляет и гениальные догадки посещают персонажа в основном тогда, когда это как-то рационально обосновано и правильный вывод по неполной информации действительно можно сделать.
- А. ван Вогт, «Оружейники». Здесь сверхинтуиция (или управление вероятностями?) — паранормальная способность одного из главных героев, вплоть до способности угадывать, на какое число сделать ставку в казино.
- «Цена алчности» Сергея Тармашева — способность чуять прописана в сеттинге как необходимая для любого, кто ходит по ареалу. Протагонист, конечно, тоже ей весьма широко владеет.
- «Успех» Михаила Харитонова — тут прокачанной интуицией обладают, похоже, все властители. Так, протагонист почуял произошедшую во время его сна измену и кинулся проверять камеры наблюдения; его будущая жена как-то догадалась о встрече мужа с посланником.
- Цикл «Класс — нейтрал» Сергея Бельского — в числе прочего тут и геройская интуиция роль играет.
- «Эквилибриум» — говорится, что у главного героя чрезвычайно развита интуиция, позволяющая ему находить тайники повстанцев и чувствовать ложь в разговоре.
- Twin Peaks — агент Купер, использующий постоянно такие методы расследования как тибетские гадания, сны, галлюцинации, знаки, магию и тому подобное.
- Один из аргументов критики сериала Шерлок. Это ведь сериал про разгадку загадок, но при этом зрители часто не получают информации о самой разгадке, сценарий просто говорит "Шерлок гений, поэтому он всё понял", (несмотря на то, что процесс мышления Шерлока красиво визуализирован). Иначе говоря, ум Шерлока становится заявленной способностью (в отличие от оригинала и многих других адаптаций, где аудитории сразу даётся информация, а Шерлок на её основе делает логичные выводы, которые аудитория не смогла, демонстрируя ум).
- Австралийский «80 дней вокруг света» 1972 года. Похоже, над явлением стебутся — Фогг, выбирая вещи, которые пригодятся в очередной локации, похож не то что на интуита, а вообще на ясновидящего.
- Wanted — скорее всего, одна из способностей Киллеров. По крайней мере, коллеги-суперзлодеи удивились, что Киллер-старший не почуял двух целящихся в него снайперов в то время, пока разбирался с другой атакующей его группой.
- City Hunter — Рё Саеба, хотя его интуиции дан обоснуй — это последствие воздействия на него в подростковым возрасте эксперементального озверина «Ангельская пыль»
- Touhou Project — развитая интуиция — одна из часто подсвечиваемых «особенностей» Рейму Хакурей. Именно благодаря интуиции, Рейму так легко решает инциденты и находит виновных в них. С немного прикрученным фитильком, потому что вне событий игры, к примеру, её интуиция помогает найти прячущихся фей, но опознать явный и довольно известный обман от кицунэ, не помогла.
- Disco Elysium — Гарри Дюбуа, конечно же. 216 раскрытых дел не пропьешь даже после амнезии.
Суперспособности и магия |
---|
Происхождение
| Магия (Sorcery) • Антимагия (Гаситель сверхспособностей (Криптонит повсюду) • Магоед • Твоя магия здесь бесполезна) • Антирегенерация • Аспект • Бытовая магия • В руках государя целебная сила • Ведьмовство (Гадание, приворот, заговор) • Вклиниться в чужой спеллкаст • Герметическая магия • Данный свыше дар • Друидизм • Инициация • Источник магии () • Магия вероятностей • Магия крови • Магия подобна радиации • Маг-фу • Матемагия • Метамагия (суперспособности к суперспособностям) • Нацистский оккультизм vs Советская магия vs Колдуны из НАТО • Некромантия • Не магия • Оммёдо • Призыв духов • Псионические способности • Расовая магия • Религия — это магия • Родомагия • Сексуальная магия • Сила денег • Стандартные магические проблемы (Психологические эффекты магии) • Супергеройство • Суповой набор заклинаний • Техномагия (Технология получения суперспособностей • Чудеса от науки) • Чернокнижие • Шаманизм • Шкала комфортности бытия магом • Шкала могущества богов • Шкала могущества магов • Шкала способностей персонажей
|
---|
Превращение
| Асимметричная метаморфоза • Анимагия vs Оборотень (Поединок оборотней) • Болезненная трансформация • Доппельгангер • Окаменение • Превратить в животное
|
---|
За счет чего колдуем
| Артефакты • Альтернативный источник силы • Мана • Мидихлорианы • Каст с хитов • Каст с годов
|
---|
Форм-фактор
| Адаптация к урону • Астральная проекция • Атакующие перья • Всеведение • Всемогущество • Дальновидение • Дурной глаз • Дышит в космосе • Желание • Звукоимитатор • Изменение реальности (Всесильная бюрократия) • Истинное зрение/Нечеловеческое зрение • Копирование сверхспособностей/Скопировать материю • Кроме мордобития — никаких чудес • Левитация • Летучий кирпич • Лучи из глаз • Люди-плюс • Монстр-жижица • Многозадачность • Невидимость (Гад-невидимка • Хороший невидимка) • Не чувствует боли • Няшная суперсила • Очень твёрдое тело • Волшебный барьер • Отражение урона/Перенос урона • Паразит сверхспособностей/Даритель сверхспособностей/Убил — забрал способность • Регенерация (утебяжрегенерация) • Руки-ножницы • Самокопирование • Самоуничтожение • Сверхчувствительные чувства • Сверхэластичность • Симпатическая магия • Созидание/Призыв и Магия Материи (трансфигурация) vs волшебная дезинтеграция • Стенолаз • Суперскорость • Технопатия • Убойное дыхание • Управление голосом • Ураганный чих • Физическая неуязвимость • Физическая суперсила • Ходить по воде • Хождение сквозь стены • Ядовитая персона
|
---|
Элементалистика
| Ветродуй • EXPLOSION!!! • Всех замочу (Ледяная душа • Заморозить и разбить) • Геокинез (Кристаллокинез) • Игра с огнём (Мощь лавы • файербол и его история • Ходячий крематорий • Холодное пламя vs. Адский и термоядерный) • Мастер бумаги • Окаменение • Повелитель металла • Погодная магия • Пятая стихия/Пятый элемент (эфир • пустотная сингулярность) • Распад и гниение vs Биомагия • Сила лепестков • Сила природы • Человек-сонар/Вибромантия • Шок и трепет (демон электричества • псих-электрик) vs. Не электричество • Ща как засвечу (Солнечная батарейка) vs Тёмная энергия
|
---|
Экзистенциалика
| Божественный бэкап • Внепричинность • Демонология (режим демона) • Магическое подчинение • Магия иллюзий • Магия имени (Истинное имя • тот, кого нельзя называть) • Манипуляция воспоминаниями • Массовый гипноз • Похититель душ/Похитители тел • Предсказание • Принудительный сон • Ретрокогниция vs Ясновидение (тактическое • ясновидящий детектив) • Семантическая сверхспособность • Творчество меняет реальность/Эмоциональное миротворение • Телепатия • Энергетический вампир
|
---|
Структуристика
| Алхимия • Артефакторика (исходный код Мироздания • программный язык Мироздания) • Магия воображения • Манипуляция возрастом • Музыка — это магия • Телепортация (боевая • через ад • экстренная) • Телекинез • Чародей-тополог
|
---|
Управление временем
| Мастер времени • Вернуться и переиграть • Остановка времени • Замедление времени • Ретрокинез
|
---|
Маги и Ко.
| Алхимик (Фулканелли) • Армия магов • Архимаг/Маг широкого профиля • Астролог • Боевой маг/Военный маг/Колдун и стрелок • Босоногий маг • Варлок • Ведьма (Баба-Яга) • Верховный маг • Гадалка (Слепой прорицатель) • Звероуст • Добрый волшебник vs Злой колдун • Карга vs Прекрасная волшебница (Готическая волшебница • Милая ведьмочка) • Изобретатель заклинаний • Ковен • Лидер и маг • Лич • Магл • Маг-недоучка • Маг-разбойник • Медиум • Нарушитель теории вероятностей • Некромант (Некромант-изобретатель) • Неуклюжий маг • Придворный маг vs Чернокнижника вызывали? • Ребёнок со сверхспособностями • Робот-маг • Следопыт • Сноходец • Спирит • Телосложение (в отличной боевой форме • толстый • хлипкий) • Убийца магов • Чудак со сверхспособностями/Просветлённый со сверхспособностями
Волшебники против ведьм • Миллионер-оккультист • Президент-супергерой • Смертный не может быть так крут vs Реалистичные суперспособности • Тело не по навыкам (Для магии нужна сила)
|
---|
Магические предметы и вещества
| Аксессуар для трансформации • Бездонный мешок • Бутылочка зелья • Волшебная книга (Гримуар • Книга заклинаний • Книга запретных знаний • Книга судеб и пророчеств) • Волшебная палочка • Волшебная татуировка • Волшебное зеркало • Волшебный цветок • Карты Таро • Ковёр-самолёт • Магический колокол • Магический пейджер • Машина лотофагов • Множитель силы • Непонятная штуковина • Рука славы • Священное древо • Средство Макропулоса • Филактерия • Фэнтезийные металлы (Адамантиум • Метеоритное железо/Холодное железо • Мифрил • Орихалк • Проклятое золото • Серебро — светлый металл) • Фэнтезийные неметаллы (Адский камень • Вечный лёд • Ихор • Обсидиан • Философский камень • Энергетические кристаллы)
Артефакт: Античитерский артефакт • Бесполезный артефакт • Злобный артефакт • Копирующий артефакт • Узнаваемый артефакт (Священный Грааль) • Читерский артефакт
Магическая одежда и аксессуары: Артефактная броня • Волшебная накидка • Волшебная шляпа • Магическая цепь • Магические ботинки • Магический браслет • Магический посох • Магический пояс • Магическое кольцо • Плащ невидимости • Талисман и амулет • Хрустальный шар
Оружие: Зачарованное оружие vs Колдовской клинок • Магический посох • Огненный меч • Одушевлённое оружие • Ритуальный клинок • Флеботические пули
Транспорт: Летучий Голландец • Мистическая карусель • Мистический транспорт • Поезд-призрак
|
---|
Магические места
| Агентство паранормальных исследований • Азкабан • Аномальная зона • Башня мага • Волшебный водоём • Дом-бестиарий • Магазинчик, которого вчера здесь не было • НИИ магии • Мистический лес (Чудесный лес • Тёмный лес) • Проклятый старый дом • Чужеродное место • Школа волшебства
|
---|
Прочее
| А кто ты без брони? • Автозащита • Активация через страдание • Антимист-фильтр • Без пяти полуночная спецспособность • Бесконечная выносливость • Борьба внутри (Прочь из моей головы!) • Вернуть силу • Взрослые не верят в волшебство • Волшебная аптека • Деньги тоже сверхспособность • Жертва сверхспециализации • Запретная магия • Забыл про сверхспособности (Сюжетоломающая способность) • Заявленная способность (Заявленная опасность / Заявленное проклятие / Заявленный интеллект) vs заявленная слабость • Иммунитет к магии • Как использовать суперсилу • Маги — мудрые • Магией владеют дети • Магическая ломка • Магию может победить только магия vs Сила против магии • Магом можно только родиться vs Любой тренированный — маг • Магический дозор • Магия против науки vs. Магия — фэнтезийная наука • Магия уходит vs. Пришествие магии • Магия — это плохо • Магл под опекой мага • Магутор сломался • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Ментальная защита • Может, магия, а может, реальность vs Внезапная мистика • Мозаика сверхспособностей • Морально нейтральная сила • Моя способность — совсем не это • Название заклинания произносится вслух • Не в ладах со всемогуществом • Невероятно клёвое проклятие vs Невероятно отстойный дар (Ироничная способность • Не такой уж отстойный дар) • Незамеченное чудо • Нестандартное использование магии (Магия не действует на живое) • Неуправляемая сила (Аварийная трансформация • Конечность или жизнь) • Низведён до простого смертного (до крутого смертного) • Новая сила взамен старой • Носитель • Обязательные побочные способности (бессонница) • Одолжить ману • Оккультрёп • Орёл — сверхсила, решка — могила • Отметина мага/Одарённый — значит, с недостатком • Ошибка в ритуале • Парадокс магократии • Плохие силы, хорошие люди • Подцепить паранормальщину • Портал (живой портал) • Правило 34 для сверхспособностей • Пространство берёт своё • Роман магла с магом • Сверхспособности — это плохо • Сила ёжика • Сквиб • Скомбинировать сверхспособности (летучий кирпич, Одной невидимости мало) • Сорвать ритуал • Стазис-броня • Суперсилы провоцируют конфликты • Тошнотворная суперсила • У магии нет инерции vs Проклятие-паразит (Инкубационный период проклятия) • Уровень силы • Фиговая суперспособность • Цвета магии • Человек массового поражения • Хозяин своего тела • Шкала могущества магов
Проклятие: Нечаянное проклятие • Проклятие по эстафете • Нас бьют, а мы крепчаем
Сверхъестественное зло, обыденное добро
|
---|
←
| Комиксы • Штамп • Основы
|
---|