Никто не играет в экселе

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В реальной жизни вокруг сколько-нибудь сложных игр возникает общество тех, кому интересны теоретические основы и максимально эффективные действия. Для рпг и, тем более, ММОРПГ — это сотни игроков, математически высчитывающих наилучшие билды и стратегии. Именно эти люди занимают призовые места почти в любом соревновании, подают идеи всем остальным игрокам, а иногда — даже помогают админам искать дыры в балансе. Про таких говорят, что они играют в экселе.

Но это всё в реальной жизни. А вот в посвящённых играм произведениях всё, зачастую, не так. От стартовых локаций до богатых кланов тут правят бал нубы, заходящие в игру просто поприкалываться и потыкать кнопочки. Минмаксинг? Что это за нерусское слово? Попробовать разные комбинации класса и расы? Да зачем, все же человекопаладинами играют! Во-он тот парень замутил крутую сборку и выиграл турнир? Да пофиг на эту имбу, играем как играли! В итоге герой, намеренно или случайно выбравший верную комбинацию, оказывается единственным взрослым игроком в песочнице: никто не может ни бороться с ним, ни повторить его финты. Раз за разом протагонист совершает какое-то умеренно продуманное действие — а все остальные удивлённо вопрошают: «А что, так можно было?!» Ну, или вовсе игнорируют творящийся прямо перед ними беспредел.

К сожалению, в руках неумелого автора троп неистребим. Образ играющего в экселе умника справедливо восхищает как игроков, так и читателей, и потому пользуется спросом. Но сделать персонажа существенно умнее автора мало кому по силам, а схалтурить, отделавшись мутным описанием, не позволяют как весьма точный предмет спора, так и написанные самим автором числа. В итоге протагонист создаёт хитрый план на том уровне, который может позволить себе автор — а интеллект всех остальных приходится опустить ещё ниже.

Следует отметить, что существует несколько ситуаций, когда троп обоснован, и в экселе на самом деле никто не играет. Сюда относятся релиз новой игры (или нового патча с очень существенными изменениями баланса), ранний тест игры (открытый бета-тест, или — тем более — закрытый альфа и пре-альфа тест, когда тестеров всего с десяток, а тестирование игры на играбельность и нахождение и исправление многочисленных багов и ошибок является их задачей), превращение игрового мира в самостоятельный или внезапная гамификация реальности. Так, если игроки совсем недавно получили возможность строить билды, то крутую фичу на самом деле мог никто не заметить — просто потому, что времени не было. Вероятность оказаться первооткрывателем у игрока тем больше, чем меньше у него конкурентов, будь то малое число игроков вообще, или малое количество людей, имеющих доступ конкретно к этой задаче и стремящихся её решать. Не нужно быть гением, чтоб обыграть десяток приглашённых на презентацию нового продукта стримеров, или чтобы первым догадаться использовать призыв во время внезапного зомби-апокалипсиса. Однако если статус-кво существует годами, в игру играют миллионы игроков, и только протагонист догадался играть гоблином-магом с замакшенной мудростью — троп однозначно отыгрывается плохо. Не надо так!

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Голодные игры». Главная героиня — первая за долгие годы, кто додумался… вообще до всего, что должно было случиться ещё на первой же игре. В том числе до отказа убивать последнего соперника в финале и попытки закончить игру взаимным суицидом.
  • цикл «Искажающие реальность» Атаманова. Ну кто бы мог подумать, что в сеттинге космического литРПГ рядовая способность «Сканирование» (пусть и при использовании недешёвого для новичка расходника) будет глушить всю электронику в немалом радиусе? А электронику в этом мире содержит практически всё. Таким образом главгерой из небоевого саппорта-геолога превращается в крутого боевого саппорта с боевой глушилкой-станом. Кроме того, подробнейший скан пространства, изначально предназначавшийся для поиска руд и полезных ископаемых, даёт дополнительные супервозможности от воссоздания чертежей отсканированных сверхсекретных кораблей и до экспресс-теста беременности у окружающих.
  • цикл «Экс» Артёма Каменистого —
  • В. Маханенко:
    • «Путь Шамана». Прохождение протагонистом классовых квестов, оформленных в стиле vision quest, проходит именно по тропу. Даже с учётом того, что шаманов мало
    • «Галактиона». Протагонист — профессионал в другой игре, и сходу придумывает свои схемы, вместо того, чтоб изучить имеющиеся. Что характерно для тропа, более эффективные.
  • «A.D.сектор» Эдуарда Полякова — годный вариант. Во-первых, игра — открытая презентация, которую проводят в виде батл-рояля между известными и не очень киберспортсменами и стримерами, так что найти что-то интересное быстрее, чем это сделает считанные десятки других людей — вполне возможно. Во-вторых, найденная героем возможность усиливаться за счёт поедания мозгов зомби — не баг, а фича, которую должны были анонсировать к официальному выходу игры (скорее всего — вместе с крафтерскими умениями, позволяющими перерабатывать мозги в «усилители», а не мерзко жрать, получая отравление). В-третьих, имба была имбой считанные часы: сначала зрители стали обсуждать увиденное, потом на кипишь заглянули все остальные игроки… В итоге жрать мозги стали чуть ли не все игроки, а администрация сделала вид, что так и задумано (но обиду на героя затаила).
  • цикл «Мир Карика» Антона Емельянова и Сергея Савинова — поперву герой считает себя самым крутым и хитрым — и магию, которой ни у кого нет, у бога выбил, и уровни сбил. Вот только уже к концу первой книги стало ясно, что хитёр он только по сравнению с остальными недавними попаданцами, а среди людей сколько-то знающих таких вот хитрецов — порядочно.
  • Д. Рус, «Играть чтобы жить» — билд протагониста Лаита. Изначально он планировал некроманта, но случайно заполучив кристалл души сильного монстра, перестроился в рыцаря смерти. До этого подводить сильных монстров под добивающие удары нубов этой ветки классов для получения тем инструмента экспресс-прокачки видимо никто не догадался, хотя сам принцип прокачки «паровозами» (т. е. качающие собирают толпу монстров и аккуратно ранят и калечат, после чего качаемый добивает) в игре имеется и практикуется. Причём после похождений Лаита администрация игры отреагировала, закрыв этот способ патчем, понижающим ТТХ призыва в зависимости от уровня призывающего.
  • А. Андросенко, «Нагибатор» — игра за кобольда. Для кобольдов изменён ряд привычных игровык механик, и протагонисту учиться эффективно играть новым аватаром приходится «здесь и сейчас». Однако он не первый кобольд на сервере, и то, что встретившийся позже куда более опытный игрок-кобольд тоже до сих пор не обнаружил все встроенные навыки расы, выглядит весьма странно.
    • Очевидная отсылка к старому имбалансному билду, известному как Пун-Пун (или Пан-Пан в другом прочтении — условно можно перевести, как Каламбурный Каламбур или Каламбур Каламбуров) — вся идея крутится вокруг заклинания Манипуляции Формы, позволяющего изменять характеристики существа-монстра, вот только кобольд, являясь существом-монстром, сам способен получить доступ к магии, в результате чего на определённом уровне (двенадцатом, если точнее) получает возможность неограниченно накручивать себе все характеристики — считается эталоном дыры в правилах (на самом деле авторы Dungeons & Dragons долго не хотели прописывать в правилах возможность выбора произвольной расы для игрового персонажа, потому как это потребовало бы гораздо более тщательной переработки правил — и конкретно на данном примере мы видим, почему).
  • К. Чит, «Юрист» — протагонист первым из многомиллионного населения сервера находит способ призвать нескольких элементалей. Способ оказывается банальным до зубовного скрежета, начиная с попытки узнать в гильдии магов методы создания собственных заклинаний.

Сетевая литература[править]

  • «Реабилитация» Тимофея Царенко — протагонист получает возможность взять расу совоборотня-каннибала, который просто забыли удалить из игры. До него такой имбой просто никто годами не играл (выбрал расу через давно забытую консольную команду?).
    • Учитывая как показанный специфичный характер главгероя, так и заявленную некоторую деградацию творческого мышления у людей, могло просто не найтись желающих играть такой кровожадно-неадекватной имбой.
  • Macronomicon, «The Outer Sphere» — деконструкция. Отсутствие доступа к информации (по классам и богам, например) и карательные санкции против чересчур эффективных игроков с новых планет являются частью политики Внутренних Сфер для сохранения подчинённого положения Внешних, сочетаясь с качественной пропагандой. Так Гарс и Доктор Д оказались обладателями запрещённых классов (фитомаг/фитолич и плетущий плоть), а заодно и преступниками межпланетного масштаба.

Кино[править]

  • «Первому игроку приготовиться»: главный герой — первый за пять лет, кто додумался в гонке поехать против движения, что неудивительно — позади стартовой черты только стена.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Itai no wa Iya nanode Bōgyo-Ryoku ni Kyokufuri Shitai to Omoimasu — кто бы мог подумать, что, вложив всё в защиту, можно не только стать вообще непробиваемой, но ещё и начать буквально жрать противников на ПвП-турнирах! Правда, это произведение скорее про милых девочек, делающих милые вещи в игре, так что не стоит относится к нему серьёзно.
    • Правда, если бы не парочка небольших роялей, быть бы Мейпл стандартной консервной банкой из категории «меня никто не может убить, но это никому и не нужно». Да и с уникальными плюшками она скорее мамонт-танк − всех насмерть задавит… если догонит.
    • И ещё можно вспомнить, что среди её союзников есть такие же: Салли вкидывается в уклонение, благодаря чему заслуживает титула "Борис-Бритва", а потом ещё две сестрички со всеми статами в атаке.
  • Владыка демонов из другого мира и магия порабощения девушек-призывателей — вариант «никто не играет точка». Заглавный попаданец качал в компьютерной игре мага-элементалиста, заточенного на одиночную игру. Потому в прямом бою гораздо круче местных жителей и других попаданцев-перерожденцев, которые свою жизнь ценят, а в магии предпочитают призыв монстров или поддержку. К тому же, в этом мире есть идея характеристик и левел-капов, но нет удобного интерфейса. Даже соответствующий игровому «уровень персонажа» оценивают грубыми магическими приспособлениями или просто на глазок, по общей крутости бойца.
  • «Гарем рабов в лабиринте другого мира»зигзаг. Дело происходит в типичном мире РеалРПГ, с уровнями, профессиями и скиллами… только местные жители об этом даже не подозревают, потому что у них нет доступа к интерфейсу, за исключением отдельных элементов. А вот главгерой в процессе перемещения сюда ухитрился взять себе несколько уникальных бонусов, которые позволяют ему почти всё видеть и очень многое править. В итоге он — единственный играющий в экселе среди толпы обыкновенных людей. Неудивительно, что из него и его девушек получилась такая имба.
  • «Ублюдок FFF ранга» — ехидная аверсия: возвращающиеся на землю попаданцы обильно обмениваются знаниями, а молодые люди — читают соответствующие гайды. В один из моментов герой оказывается на троне владыки демонов, и, во время боя с «директором» этого мира, вынужденно пропускает нескольких героев. В итоге, вернувшись обратно на трон, он искренне негодует из-за того, что в сети уже появились гайды о том, как его «пройти».