Бэтмен

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Batman»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я — отмщение. Я — ночь. Я — Бэтмен! »
— Герой о себе
« Надрал нам задницы… низкий голос… украл у Рафа сай. »
— Черепах-Ниндзя Микеланджело о Бэтмене
Бэтмен

(link)

Бэтмен-кантри
Брюс Уэйн (сидит)
Как менялся Бэтмен

Бэтмен (англ. Batman, Человек-летучая мышь) — супергерой комиксов, Тёмный рыцарь, защитник города Готэма (Gotham City) и гроза преступников. Впервые появился в серии DC Comics в 30-е годы XX века.

Когда маленькому Брюсу Уэйну было 8, его родители были убиты у него на глазах, что нанесло ему огромную травму. Мальчику удалось спастись. Используя богатство родителей, он путешествовал по свету, изучая боевые искусства и оттачивая своё детективное мастерство, чтобы однажды вернуться в Готэм и покарать всех преступников, до которых он сможет дотянуться.

Оказавшись в Готэме, страдающем от засилья организованной преступности, Брюс объявил ей войну. По ночам он переодевается в костюм летучей мыши и выходит на улицы, чтобы сражаться со злом, а днём играет роль безобидного плейбоя-мультимиллионера. У Бэтмена есть помощник Робин (Robin), который меняется от комикса к комиксу: когда погибает один, Уэйн заводит нового. Нынешний — уже четвёртый.

Брюсу помогает его дворецкий Альфред, обеспечивающий порядок в доме, а заодно и поставки новейшего вооружения, обеспечиваюшие Бэтмену победу в рукопашной схватке. Со временем вооружение меняется, учитывая моду времени: если в 30-е Бэтмен обладал набором из пуленепробиваемого жилета, шёлковой веревки и дымовых шашек, то теперь, более 70 лет спустя, он носит кевларовый костюм, ездит на крутом бэтмобиле и дерётся оружием военного образца. В сериале Batman Beyond главный герой, унаследоваший от Брюса Уэйна костюм Бэтмена, использует летающую силовую броню.

Часто Бэтмена сравнивают (и противопоставляют) с Суперменом, идеальным супергероем. Но Бэтмен — антигерой: хотя кажется, что он стоит на страже интересов общества, на самом деле им движет чувство мести и ненависти к преступникам, а не желание воздать по заслугам или восстановить справедливость. Он анонимен не только потому, что боится мести преступников, но и потому, что боится торжества закона в отношении себя. (А ещё для того, чтобы быть символом, а не человеком. Если даже Брюса Уэйна убьют, другой наденет его маску — и Бэтмен снова жив!) В некоторых комиксах Бэтмен показан и как рыцарь без страха и упрёка, и как окончательно свихнувшийся мститель; это неудивительно, учитывая, что серия идёт много лет и в ней отметилось огромное количество авторов. Важный мотив — кризис идентичности личности: кто он на самом деле — Брюс Уэйн или Бэтмен?

Бэтмену противостоят Джокер и многие другие суперзлодеи. Вследствие Кодекса комиксов, который запрещает убийство для положительных героев, убить он их не может, поэтому передаёт в руки закона, который отправляет их в тюрьму или психушку, откуда они сбегают, а Бэтмену вновь приходится за ними гоняться.

Характерно, что среди противников Бэтмена подавляющее большинство характеризуется словами «сумасшедший», «безумный», «страдающий раздвоением личности» или на худой конец «маниакально одержимый».

Друзья и враги[править]

За многие годы вигилантизма Бэтмен успел обрасти таким количеством врагов и союзников, некоторые из которых зажили собственной жизнью, что о них стоит написать поподробнее.

Бэт-семья и примкнувшие[править]

  • Альфред Пенниуорт — дворецкий семьи Уэйнов, фактически заменивший Брюсу отца после смерти Томаса и Марты Уэйн. В некоторых версиях, бывший британский спецназовец с тёмным прошлым и именно он дал Брюсу его первые боевые навыки. Альфред обычно сидит в Бэт-пещере и обеспечивает Бэтмена информацией, а также заботится о его оборудовании и ранениях, а при нападениях на особняк берётся за свой верный дробовик.
  • Женщина-Кошка ака Селина Кайл — главный любовный интерес Бэтмена, с которым они часто образуют боевую пару. Изначально была воровкой и врагом Бэтмена, питавшей к нему нездоровый интерес и постоянно пытавшейся затащить в постель, но после серии совместных приключений и взаимных спасений жизни Брюс ответил ей взаимностью, и из противников они стали союзниками и любовниками, хоть она так и не оставила свою криминальную деятельность. В некоторых адаптациях они даже в конце концов поженились. Для Бэтмена она — единственный человек, способный полностью понять его, ведь Кошка также, как и он, ведёт двойную жизнь на грани. Для Селины Бэтмен — единственный человек, разглядевший в ней нечто большее, чем простая преступница, а также способный дать ей защиту как от мафии, так и от полиции. Кроме того, не считая Альфреда, только Селина способна на регулярной основе переносить приступы бэтменовского козлизма и тёмные стороны его сущности.
  • Робины — их было аж пятеро. Помощники и, по факту, приёмные дети Бэтмена, которых он натренировал как своих преемников. Впрочем, из-за уже упоминавшегося козлизма, все они свалили от него куда подальше, как только подросли.
    • Дик Грейсон — первый Робин, чьих родителей тоже убили у него на глазах, что и привлекло к нему внимание Бэтмена. В детстве вместе с матерью и отцом выступал в цирке и был в списке на вербовку у Суда Сов, но, к счастью, Брюс успел первым. Дик очень переживал из-за того, что находился в тени Бэтмена и в конечном итоге уехал в другой город, став Найтвингом и возглавив команду Юных Титанов.
    • Джейсон Тодд — второй Робин, более буйный и жестокий, чем Грейсон. Повстречался с Бэтменом, когда пытался свинтить колёса у бэт-мобиля. Был схвачен и убит Джокером, но воскрес благодаря Ра’ас аль Гулу, став впоследствии Красным Колпаком. Подобно Бэтмену, он продолжил бороться с преступниками, но не стеснялся убивать их. В конце концов это привело его к столкновению с бывшим наставником, после которого Джейсон пропал. После неудачной стычки с Бэтменом Джейсон переосмыслил свою жизнь и простил отца. Он собрал и возглавил команду Изгоев, куда помимо него вошли Старфайер и Арсенал. Чуть позже он окончательно примирился с Брюсом и вновь стал полноценным членом Бэт-семьи.
    • Тим Дрейк — третий Робин, куда менее примечательный, нежели предыдущие и последующие. После разрыва с Бэтменом стал Красным Робином и больше походил на Джейсона и методами, и философией, но не утратил милосердие. На данный момент официально мёртв, но его душа (а может и тело) пребывает в ловушке Мистера Оза.
    • Дэмиен Уэйн — пятый Робин и единственный настоящий сын Брюса. Его матерью была Тали аль Гул, а дедом сам Ра’ас. Он вырос в Лиге Теней и готовился стать преемником деда и профессиональным убийцей, пока в восемь лет не попал к Бэтмену после нападения Дефстроука на Лигу Теней. Был ещё буйнее Джейсона, но в итоге смирился с философией отца и стал ей следовать. Убит собственным клоном, но воскрешён Бэтменом.
    • Керри Келли — последний Робин и единственная девочка на этом посту. Помогала престарелому Брюсу разделаться с Бандой Мутантов, одолеть Джокера и победить Супермена. Поскольку Керри никогда не появлялась за пределами комикса «Возвращение Тёмного Рыцаря», многие фанаты до сих пор отказываются признавать её полноценным Робином. Впрочем, подобные проблемы возникают практически со всеми комиксами про Бэтмена от Фрэнка Миллера.
  • Бэтгёрл — подобно Робинам, Бэтгёрл тоже были во множественном числе, но ограничимся хотя бы двумя.
    • Стефани Браун — первая Бэтгёрл, поссорившаяся с Брюсом (уже видите закономерность?) и ставшая после этого супергероиней Спойлер. В течение одного дня была Робином. Имела роман с Тимом Дрейком, после его смерти покинула Бэт-семью.
    • Барбара Гордон — вторая Бэтгёрл, дочь комиссара Гордона. Была тяжело ранена Джокером и потеряла возможность ходить, но не перестала помогать Бэтмену, став Оракулом и поставляя Брюсу информацию во время заданий. Впоследствии излечилась и снова стала Бэтгёрл. Влюблена в Дика Грейсона, и в некоторых адаптациях они становятся полноценной парой.
  • Бэтвумен — Кэтрин Кейн, кузина Брюса со стороны матери. Пытается подражать Бэтмену, называя себя Бэтвумен к вящему раздражению самого Бэтмена. Долгое время он вообще не признавал Кэтрин, но в конце концов принял в команду на пол-ставки. Кэтрин — лесбиянка, во многих адаптациях её сводят с офицером Рене Монтойей.
  • Джеймс Гордон — комиссар полиции Готэма и единственный честный коп в городе. Изначально был врагом Бэтмена и пытался поймать его, но потом махнул рукой и решил сотрудничать с Тёмным Рыцарем, соорудив бэт-сигнал на крыше полицейского управления. В последнее время появилась тенденция превращать его в антигероя похлеще Бэтмена.
  • Люциус Фокс — единственный нормальный человек за пределами Бэт-семьи, знающий настоящую личность Бэтмена. Фактический руководитель Уэйн Энтерпрайзес и гениальный инженер, именно Люциус разработал все гаджеты и технику Бэтмена.
  • Бэт-пёс — да, было и такое.
  • Бэт-корова — и даже, блин, такое. Серебряный Век Комиксов ни по кому так не ударил, как по Бэтмену.
  • Бэт-слон — был и такой да, отношение к нему примерно как к рождественскому эпизоду Звёздных войн, и на момент распространения служил негласным, хоть и шуточным тестом на профпригодность для продавцов комиксов, если продавец умудрялся впарить ЭТО, то он может продать что угодно. А вот и Бэтмен на слоне, возможно, что на другом. https://fotki.yandex.ru/next/users/ya-cri/album/57480/view/152977
  • Бэт-кредитка — было и такое.
    • А в трактовке 1960-х с А. Уэстом было ещё много чего с приставкой «бэт-». Преимущественно ради шутки. Причём не только предметы, но и танец бэтуси (т. е. ватуси от не очень Тёмного Рыцаря).

Враги[править]

  • Джокер — архивраг Тёмного Рыцаря, полный психопат и самый известный злодей комиксов, удостоенный собственной статьи. О прошлом Джокера известно чуть больше чем ничего, и он сам вспоминает то одну историю, то другую. По самой популярной версии, когда-то он был неудачливым комиком, чьи шутки никому не нравились. У него была беременная жена, и чтобы прокормить её, он согласился поучаствовать в ограблении завода «Ace Chemicals» в роли Красного Колпака. Но всё пошло наперекосяк: в день ограбления его жена погибла от удара током, а во время ограбления неожиданно появился Бэтмен и напуганный вор упал в чан с химикатами. Его кожа побелела, волосы стали зелёными, и так родился Джокер. Он одержим двумя безумными желаниями: во-первых, доказать всему миру, что глубоко внутри они ничем не отличаются друг от друга, и, во-вторых, бесконечно сражаться с Бэтменом, которого Джокер считает своим дополнением, другой стороной медали.
    • Харли Квинн — она же Харлин Квинзель. Сексапильная блондинка в фетишистском клоунском костюмчике, мастерица боевой гимнастики и порочной бисексуальности; любит дробящее оружие. Когда-то была лечащим врачом Джокера в Лечебнице Аркхэм и до безумия (в буквальном смысле) влюбилась в своего пациента. С тех пор Джокер использует её в своих планах, регулярно бросая на произвол судьбы и даже избивая. Но Харли такие отношения очень нравятся, так что она вновь и вновь возвращается к своему «Пуддингу». В некоторых адаптациях (серия Injustice) и комиксах ей это всё же надоело, и она окончательно бросила Джокера, став скорее антигероиней, нежели злодейкой.
    • Панчлайн — она же Алексис Кей. Студентка-стримерша, которую Джокер однажды взял в заложники и заставил помогать — а она прониклась, зафанатела и сама подалась в преступницы, чтобы обратить на себя его внимание. Ну что сказать… фанат пришёл к успеху. Вызывает лютую, бешеную попаболь у Харли, ибо получила всё то, о чём та мечтала, сама будучи приспешницей Джокера — и это обесценивает харлин поворот направо в её собственных глазах.
  • Двуликий — бывший окружной прокурор Харви Дент. Когда-то был другом Брюса и пытался изменить Готэм к лучшему, но страдал резкими перепадами настроения, доходившими до раздвоения личности. Был похищен преступниками (по разным версиям, Торном, Пингвином или Джокером) и потерял половину лица. Из-за этого раздвоение личности дошло до предела и теперь внутри Харви живёт две полноценных личности, одна нормальная, и одна напрочь безумная, которая постоянно доминирует. Поскольку две личности постоянно спорят, Двуликий принимает любое решение, подкидывая монетку. В прочем, в некоторых историях (назвать которые было бы спойлером) в голове Двуликого заводится и третья личность. Причём первые две могут даже не подозревать о ней.
  • Пингвин — криминальный барон по имени Освальд Кобблпот с детства страдал из-за своей внешности, но сумел превратить издевательства в силу. Он подчинил себе весь криминальный мир Готэма, пока не столкнулся с Бэтменом. Обожает птиц, некоторые его преступления связаны с ними. По версии фильма Тима Бёртона, которая то ли вопиющий, то ли блестящий неканон, брошен богатыми родителями за уродство и воспитан пингвинами в парке аттракционов. Часто его делают скорее антизлодеем, в основном за счёт добродушности (в сравнении с психами вроде Джокера, ага) и некоторой приязни к Бэтмену. Несмотря на британское ФИО, в ряде версий таки да.
  • Ядовитый Плющ — она же Памела Айсли, рыжая-бесстыжая безумная экотеррористка, наделённая даром управлять растениями. В некоторых прочтениях способна управлять и людьми, например, «обработав» их при помощи ядовитого поцелуя. Испытывает симпатию к Харли Квинн, в зависимости от версии варьирующуюся от просто дружбы до полноценного любовного интереса.
  • Мистер Фриз — доктор Виктор Фрайз был одним из лучших криогеников в Готэме, пока его горячо любимая жена Нора не заболела неизличимой болезнью. Чтобы найти лекарство, Фрайз ступил на дорогу преступлений и стал Мистером Фризом. Подвергшись воздействию собственной формулы, Фриз не может больше жить при плюсовой температуре и вынужден постоянно носить крио-костюм. В бою он использует крио-пушку, насмерть (в некоторых вариантах и адаптациях не насмерть и с возможностью оттаять и не заболеть насморком) замораживающую врагов. В своих первых появлениях был обычным тематическим злодеем, но в 1990-х (не без влияния мультсериала) стал антизлодеем. И цель у него появилась благородная — спасение жены.
  • Хаш — он же Томас Эллиот, друг детства Брюса. Отец Томаса постоянно избивал и сына, и его мать, так что Эллиот возненавидел их обоих: отца — за жестокость, а мать — за покорность. Поэтому он подрезал тормоза на их машине, что привело к гибели его отца, а мать он убил позднее. Брюсу он дико завидовал из-за того, что у Уэйна была нормальная семья и хорошие родители (к тому же именно доктор Томас Уэйн спас мать Томаса после аварии). Зависть со временем переродилась в лютую ненависть и Томас поклялся сделать Брюсу как можно большее, прежде чем убить. Выучившись на хирурга, он взял имя Хаш и начал срезать у своих жертв лица, пересаживая себе. Он неоднократно противостоял Бэтмену, в котором быстро разоблачил своего бывшего друга, и однажды даже вырезал сердце у Женщины-Кошки, но в итоге был побеждён Брюсом, а сердце вернулось на место.
  • Линкольн Марш — он же Томас Уэйн-младший, родной брат Брюса, разлучённый с ним в младенчестве. Томас попал к Суду Сов, тайной организации богатейших людей Готэма, правящей городом. Он получил имя Линкольна Марша и стал одним из кандидатов на пост мэра Готэма, попутно шпионя за своим братом. После событий Ночи Сов Линкольн был убит Когтями, поскольку Суд посчитал его излишне амбициозным, но Марш успел принять сыворотку Когтей и воскрес. Он отомстил Суду, отравив всех его членов и провозгласил себя новым Совиным Королём. В конце концов он сошёлся с Бэтменом в бою и проиграл. После этого Томас Уэйн исчез и больше не появлялся в жизни брата. Впрочем, неизвестно точно, был ли он действительно родным братом Брюса или это была искусная ложь, скормленная ему Судом.
  • Ра’ас аль Гул — шестисотлетний лидер террористической организации ассасинов Лиги Теней. Долголетие он поддерживает при помощи древнего артефакта — Ямы Лазаря. Обладает туманными целями по переустройству мира, практически безграничными ресурсами, в том числе фанатичных последователей, и дочерью Талией. Бэтмена считает своим преемником и наследником, с чем последний категорически несогласен. Что особенно иронично, Ра’ас — женоненавистник и женщин считает низшими существами, но оба его ребёнка — и Талия, и Нисса Раатко, родились девочками и именно Талию ему пришлось тренировать, чтобы та заняла его место.
  • Дефстроук — он же Слейд Уилсон. Лучший наёмник в мире, плод секретной военной программы по созданию суперсолдат, ветеран войны во Вьетнаме, а также любящий отец двоих детей, которые от его любви готовы бежать на край света. Регулярно сталкивается с Бэтменом с переменным успехом.
  • Дэдшот — он же Флойд[1] Лоутон. Тоже наёмник, простой крутой смертный, снайпер и ганфайтер. Начинал скорее как антигерой-социопат и вигилант, чем злодей, с Бэтменом конфликтует как с «конкурирующей фирмой». Но иногда Дэдшота конкретно так заносит, ибо единственные люди, чьи жизни он ценит — это его семья, а так, если хорошо заплатят, он не щадит ни детей, ни стариков, ни беременных, ни самого папу римского.
  • Бэйн — ещё один плод военных экспериментов, сочетающий в себе гениальный преступный интеллект (хотя в большинстве адаптаций он им обделён) и невероятную физическую мощь. Полжизни этот товарищ провёл в тюрьме Пенья Дуро, где мотал срок за умершего отца. Единственный враг Бэтмена, сумевший его победить (ведь для этого его и придумали).
  • Джентльмен Призрак — он же Джеймс Крэддок. Призрак убитого вора, «страдающий» от невероятно клёвого проклятия. В основном сражается с Хоукменом, но иногда приходит в Готэм, чтобы попытать удачи в бою с Тёмным Рыцарем.
  • Загадочник — (в некоторых переводах Человек-Загадка или «в лоб» — Ридлер, в особо тяжёлых случаях могут обозвать псевдонимом, связанным со словом «вопрос», упустив из виду, что существует персонаж Вопрос) он же Эдвард Нигма. Гениальный преступник, использующий загадки и головоломки как в своих преступлениях, так и в подсказках. Однажды едва не погиб в сражении с Лигой Справедливости и решил, что зло — это отстой. С тех пор Загадочник стал частным детективом и отличным парнем, иногда он даже помогает Бэтмену.
  • Пугало — злой психиатр Джонатан Крейн, исследующий природу страха. Совершая преступления, использует токсин, заставляющий жертв видеть свои худшие кошмары. По иронии судьбы, сам Пугало до дрожи боится летучих мышей. Плюс — из-за его токсина это единственное, чего Пугало вообще может боятся.
  • Убийца Крок — он же Уэйлон Джонс. Чудовищный громила, который из-за мутации и генетического заболевания походит на человекообразного крокодила. Силён, агрессивен, уровень интеллекта меняется по воле авторов. Людоед. Умеет надолго, по-крокодильи, задерживать дыхание, отчего устраивает себе логово обычно под водой (зачастую — в канализации).
  • Безумный Шляпник — он же Джарвис Тэтч. Суперзлодей, косплеящий одноимённого персонажа из «Алисы в стране чудес». Используя чипы управления разумом, может контролировать людей. Но его излюбленный трюк — использовать чип, чтобы поместить сознание жертвы в иллюзорный мир.
  • Чревовещатель — скромный дядечка Арнольд Вескер, страдающий раздвоением личности. Вторая личность — это злобный и отмороженный преступник. Свою злую личность Арнольд передаёт через деревянную куклу по имени Лицо-со-Шрамом. Сам Чревовещатель утверждает, что он абсолютно здоров, а кукла на самом деле живая. Возможно, так оно и есть.
  • Глиноликий — псевдоним нескольких мелкотравчатых суперзлодеев, общее у которых — способность преображаться в живой сгусток глины, как твёрдой, как кирпич, так и жидкой и текучей. Прообраз марвеловского Песочного человека.
  • Светлячок — (встречаются варианты перевода Огненный Жук, хотя под этим именем действует другой злодей) он же Гарфилд Линн. Долбанутый на всю голову пироман в силовой броне собственного изобретения. Никаких особенных целей не преследует, как правило, он просто «отжигает».
  • Убийца Мотылёк — профессиональный преступник. Друри Уокер всегда считал образ Бэтмена очень интересным и решил ему подражать. Он смастерил себе костюм мотылька, гаджеты и после этого стал антиподом Бэтмена — если Тёмный Рыцарь ловит преступников, то Убийца Мотылёк им активно помогает. Сам по себе он редкостный недотёпа — достаточно вспомнить, что когда Бэтгёрл впервые отправилась самостоятельно патрулировать город, она в этот же день схватила Друри.
  • Бэтмен, Который Смеётся — лидер группы злых Бэтменов из так называемой «Тёмной Мультивселенной» — скопления нестабильных, «бракованных» параллельных вселенных (из-за чего в этих мирах царит запредельный гримдарк, всегда завершающийся всеобщей гибелью). Сам родом с так называемой «Земли −22» (читается как «Земля минус двадцать два»). Когда-то был таким же, как и основной Бэтмен, но во время последнего сражения со своим Джокером то ли случайно, то ли умышленно (комикс специально не даёт ответа на этот вопрос) его убил. В момент смерти из лёгких Джокера вырвалось облако яда, тут же заразившее Уэйна, как самую близкую цель. Бэтмен неделю боролся с заражением, но в конце концов тормоза у него отказали. Начал с того, что перестрелял всю Бэт-семью, а потом, с помощью самолично созданного чёрного криптонита, заставил Супермена поубивать всю Лигу Справедливости, растерзать Лоис и покончить с собой. Великолепное полное чудовище, обладающее сильными сторонами и Бэтмена, и Джокера и лишённое их традиционных недостатков (строгого морального кодекса Бэтмена и чрезмерной хаотичности Джокера), превосходный генератор топлива ночного кошмара. Периодически ходит в сопровождении группы детей, которых он сам накачал Ядом Джокера и переодел Робинами, и которых держит на цепи, словно собак. Сам тощий и жилистый, носит шипастый визор из Тёмного металла, благодаря которому видит мир в истинном свете, постоянно и неестественно широко ухмыляется во все зубы, ну а его глаза — чёрные, со светящимися красными зрачками. Устроил на своей Земле натуральный апокалипсис (он вообще любит именно уничтожать), после которого его завербовал Барбатос — бог Тёмной мультивселенной, желающий захватить Светлую, для чего ему нужны были помощники. Надо сказать, смехунчик был настолько предан Барбатосу, что готов был пожертвовать собой ради его победы — и хотя Барбатос в итоге облажался, псих не унялся и попытался превратить всех обитателей Готэма в таких же хищных отморозков, как и он сам. Благодаря своему острому аналитическому уму практически постоянно обходил Бэтмена основной вселенной, но тот, поняв, что его двойник в конечном итоге руководствуется шаблонами мышления Уэйна, ради победы над Смеющимся совершил самый «не-бэтменовский» поступок и заключил временный союз с Джокером, который и сам считал смехунчика конченным отморозком.
    • Красная смерть: злой Бэтмен с «Земли −52». Возжелав наконец навести порядок в Готэме, попытался отнять у Флэша силу скорости — что у него почти получилось, вот только Бэтмен и Флэш слились воедино. Впрочем, сам Флэш стал лишь бессильным голосом в голове Красной смерти. Замочил всех своих врагов, но на этом моменте его вселенная начала гибнуть. Здесь к нему пришел Бэтмен-смехунчик, рассказал о Светлой мультивселенной, которая не обречена на подобное саморазрушение и предложил присоединиться к Барбатосу. Красная смерть легко согласился.
    • Машина-убийца: происходит с «Земли −44». В этом мире злодеи пробрались в Бэт-пещеру и запытали Альфреда насмерть. Убитый горем Бэтмен рассказал Киборгу, что в своё время попытался создать ИИ на основе личности Альфреда, но не справился. Киборг согласился помочь завершить работу. Получилось даже слишком хорошо — «Протокол Альфред», желая защитить Бэтмена, хакнул весь Готэм и поубивал всех местных преступников — а потом слился с Бэтменом, перековав его в киборга полной конверсии (то есть без кусочка живой плоти) и заодно освободив от страхов и сожалений. Решив перестроить мир на свой лад, Машина-убийца вынес всю Лигу Справедливости на пинках, но и его вселенная начала разваливаться. Бэтмен-весельчак как раз оказался неподалёку…
    • Сокрушитель зари: происходит с «Земли −32». В момент, когда его родителей убил Джо Чилл, маленький Брюс не почувствовал ничего, кроме эмоциональной пустоты и желания отомстить. Оказавшее рядом зелёное кольцо силы приняло это за способность преодолевать страх и выбрало Брюса своим носителем. Воля Брюса была столь сильна, что он смог разрушить протокол кольца, запрещающий убивать, и создал необычный тёмно-зелёный свет, которым расплавил Джо Чилла. В дальнейшем изобрёл этакую супер-атаку «Затмение» — порождающую орду монстров из зелёного света и его внутренней темноты. Замочил всех злодеев Готэма, зажарил комиссара Гордона за попытку его образумить, сразился со всем Корпусом Зелёных Фонарей и победил с разгромом. После чего решил отречься от всего, чем был, и принял имя и образ Сокрушителя зари. На этом моменте его вселенная начала разваливаться и за Сокрушителем пришёл Смеющийся Бэтмен.
    • Утопленница: она же Брайс Уэйн, происходит с «Земли −11», единственная женщина в этой гоп-команде. Охотилась на сверхлюдей после того, как один из них убил её любовника. В какой-то момент Аквавумен (местная версия Аквамена) и её атланты появляются, чтобы заключить перемирие с наземниками, Брайс ей не верит — и оказывается права. В последовавшей войне Брайс убила Аква-тян, но атланты в отместку утопили Готэм. Чтобы отомстить, Брайс переделала себя в подобие атланта и создала армию «утопленников», с которой вырезала Атлантиду под корень — но ценой победы стало то, что весь мир ушёл под воду. И опять Смеющийся Бэтмен выскочил из ниоткуда и завербовал Утопленницу.
    • Безжалостный/Беспощадный: происходит с «Земли −12». В этом мире Арес создал шлем, многократно увеличивающий его силу, и устроил мировую войну. Война длилась два года, и в конце концов остались только Арес с одной стороны — и Бэтмен и Чудо-женщина с другой. Шлем с Ареса сбить удалось — но Диана, казалось, погибла в этом бою. Бэтмен, который в этом мире был любовником Дианы, в ярости напялил шлем — и порвал Ареса на ленточки. После чего оглянулся на своё прошлое, обматерил себя за мягкотелость и принялся улучшать мир, вынося вперёд ногами всех, кто ему мешал. До кучи, оказалось что Диана в последней битве с Аресом лишь вырубилась — и когда она попыталась отнять адский шлем, Безжалостный прирезал и её (во внутреннем монологе признаёт, что до сих пор любит Диану и сожалеет, что её пришлось убить). Устроил штурм Олимпа Кратос-стайл. В этот момент и появился Бэтмен-смехунчик, поведавший Безжалостному, что все его свершения напрасны, ибо вселенная сейчас погибнет. Безжалостный, недолго думая, присоединился к его команде.
    • Опустошитель: происходит с «Земли −1». В этом мире Супермен по какой-то причине превратился в буйного психа и практически опустошил Землю. В финальном бою, где остались лишь он и Бэтмен, последний применил свой козырь — «вирус Думсдэй», превративший Бэтмена в неубиваемого монстра. Опустошитель разделал Супермена в три удара, но всё, что он мог теперь делать — проклинать себя за нерешительность. Его вирус мог превратить всех людей в таких же чудищ, которым никакой Супермен не страшен — но было поздно, людей не осталось. Ну а затем появляется Бэтмен-весельчак и предлагает Опустошителю новый мир. Монстра не нужно было просить дважды.
  • Кармайн «Римлянин» Фальконе — «крёстный отец» готэмской козы нострой, неприкрытый копиркин дона Корлеоне. В отличие от всех вышеперечисленных, злодей ни разу не «супер», а вполне себе реалистичный бандито-гангстерито, добивается своего не через масштабные жертвы и разрушения, а через подкуп, шантаж и лоббизм. Имеет крепкие крюки даже на многих мета-людей, которые обычно и отдуваются, если Фальконе всё-таки понадобятся жертвы и разрушения.

Тропы[править]

Экранизации[править]

  • Киносериал «Бэтмен» 1942-43 гг. Из достоинств только с исторической точки зрения — первое появление Бэтмена и Робина на экране. Плюс просочившиеся в канон бэт-пещера и худой дворецкий Альфред (в ранних комиксах он был добродушным толстяком). Киносериал-сиквел «Бэтмен и Робин» (1949 г., в некоторых источниках называют перезапуском) с другими актёрами и совсем иным прочтением образа Альфреда. Примечателен только появлением бэт-сигнала. Во многом повторяет структуру и стилистику 1942-43 гг. Один из главных недостатков обоих сериалов — главгады не из комиксов: в первом случае — японский шпион Дака, во втором — некто в плаще и маске под псевдонимом Маг/Колдун. С другой стороны, постоянные враги Бэтмена, появились не сразу. Поначалу было «новая история — новый враг». Зачастую без суперспособностей. Если противоборство Тёмного Рыцаря с очередным врагом оказывалось интересным, то враг мог вернуться позднее. Так что японский шпион или американский сумасшедший учёный в маске, а также стереотипные гангстеры-головорезы — более-менее в духе тогдашних комиксов. Кроме того, первый был принят зрителями — супергероики на экране было не так уж и много. Второй сериал был воспринят зрителями с меньшим интересом, хотя некоторые недостатки первого (в роде плохих драк) были учтены и исправлены.
  • «Бэтмен» 1960-х. Комедийные приключения Бэтмена и Робина, когда вовсю работал кодекс комиксов. Во многом следует этому кодексу, при этом при каждом удобном моменте подтрунивает над ним. Представляет собой по хронологии: первый сезон, полнометражный фильм «Бэтмен» (1966 г.), последующие сезоны и два полнометражных мультфильма «Возвращение рыцарей в масках» (2016, к 50-летию сериала) и продолжении «Бэтмен против Двуликого» (2018). Примечателен первым появлением Бэтгёрл (Барбары Гордон). Планировался сериал и про неё, но дальше пилотной серии дело не пошло. Был популярен в США, став своего рода классикой. Даже на некоторое время затмил собой оригинальные комиксы, а среди продюсеров стал бытовать стереотип, что про супергероев надо снимать преимущественно комедии (или как минимум приключения большой долей иронии). Собственно, этот стереотип был сломан после успеха «Супермена» 1978 г.
    • Не раз обыгрывались особенности Бэтмена 1960-х.
    • Телепередача 1979 г. «Легенды супергероев» (Legends of the Superheroes). Своего рода продолжение сериала в ином формате.
    • Как бы продолжение сериала «Return to the Batcave: The Misadventures of Adam and Burt» 2003. Тут ГГ не Бэтмен и Робин, а актёры их игравшие. Правильно, А. Уэст и Б. Уард.
  • Кинематографическая тетралогия Бёртона-Шумахера.[2] Для одних вопиющий неканон, для других — блестящий. Формально представляют собой сквозную историю, но по факту очень чётко делятся на:
    • Два фильма Бёртона («Бэтмен» 1989 и «Бэтмен возвращается»/Batman Returns 1992) — типичные фильмы Бёртона, то есть готические по антуражу, немного смешные и полные всяких фриков, которых никто не понимает. Своего рода страшные сказки. Время действия напоминает период с 1950-х до 1980-х одновременно, отсылая к «классическим» комиксам. Заодно эти два фильма «добивают» стереотип, появившийся из-за сериала 1960-х. Из достижений, связанных с фильмом — «Уорнер Бразерс» пришли к выводу, что надо развивать компьютерную графику, так как Бёртон и компания для второго фильма заняла половину павильонов компании.
    • Два фильма Шумахера («Бэтмен навсегда»/Batman Forever 1995 и «Бэтмен и Робин»/Batman and Robin 1997) — больше похожи на пародию на Бэтмена, чем на собственно Бэтмена: очень глупые злодеи (грызущие реквизит, где не надо), китчевый цветастый стиль, побольше персонажей, чтобы продавать игрушки. В некоторых источниках путают их названия, кое-кому проще называть их третьим и четвёртым фильмами, кому-то по годам. «Бэтмен навсегда» (1995, где к Тёмному Рыцарю присоединяется Робин-Грейсон и противостоят они Загадочнику и Двуликому) считается своего рода культовым провалом, а «Бэтмен и Робин» (1997, к двум супергероям присоединяется Бэтгёрл, а противостоят они мистеру Фризу, Ядовитому Плющу и Бейну) даже этого не удостоился. Из положительных моментов — общие виды города как в комиксах, только яркое неоновое портит мрачность.
      • Комический социопат — Ридлер, один из врагов Бэтмена.
      • Ой, бл… — что-то такое произносит Риддлер-Нигма перед тем, как у него полностью изжарятся мозги… С соответствующим выражением лица Керри, игравшего Риддлера.
  • Мультипликационное воплощение: мультсериалы «Бэтмен» и «Новые приключения Бэтмена» (англ. Batman: The Animated Series & The New Batman Adventures, 1992—1995 и 1997-99 гг.) и примыкающие к ним полнометражные мультфильмы. Во многом повторяет стиль фильмов Бёртона. Биографии персонажей ближе к первоисточнику, но внешне больше напоминают бёртоновских. Примечательны первым появлением Харли Квинн.
    • Особняком стоит Batman Beyond — благодаря воплощённым тропам киберпанка (в том числе довольно недетскими проблемами) и довольно нестандартным героем, напоминающим смесь Робинов и Брюса Уэйна. А, да, ещё там не появляется ни один классический злодей ни комиксов, ни экранизаций, хотя отсылок к ним рассыпано весьма много.
  • Трилогия К. Нолана. Считается самой реалистичной экранизацией комиксов, вернее — позиционировалась как таковая.
    • 2-й фильм — «Тёмный рыцарь» (2008). Фактически представляет собой лихо закрученный криминальный триллер в мире Бэтмена. Вызвал бурные восторги (намного большие, чем первая и третья части) и даже получил посмертный «Оскар» Хиту Леджеру за роль Джокера.
  • Т. н. «Расширенная вселенная DC» (DC Extended Universe) — представляют собой единый сеттинг и множество взаимосвязанных историй. В одних Бэтмен — главный герой, в других — эпизодический, в третьих — вообще отсутствует.
  • Кроссоверы «Лего Фильм: Бэтмен» и «Бэтмен против Черепашек-ниндзя».
  • «Бессильные» — действует за кадром, зато есть его избалованный и богатый кузен — Ван Уэйн.
  • 2022 года — деконструкция фильмов про Бэтмана, где суперзлодей Загадочник, которого он ловит, является отморженным вигилантом борющимся с коррупцией

Игры[править]

Деконструкции и пародии[править]

  • «Пацаны» (и комикс-первоисточник) — Чёрный Нуар. В отличие от многих других, представленных в этом разделе, действительно обладает суперспособностями и не брезгует убивать.
  • «Чёрный Плащ».
  • «Черепашки-ниндзя» (2003) — Никто.
  • «Суперособняк» — Чёрный Сатурн.
  • «Тик-герой» — Летучий Мыш. Пафосен, но труслив.
  • «Не та дверь» — эпизодический персонаж Ворон. Плейбой-миллионер, явившийся на прослушивание супергероев, не обладая суперспособностями, а только тренированным телом… и в неловком падении сломал себе кости.
  • «View Askewniverse», Кевина Смита — Пыхарь (Bluntman, из комиксов пыхарь и хроник), Buttman (пародия только из-за имени, из к/ф «Тусовщики из супермаркета». Бен Аффлек, ещё до того как стал Бэтменом).

См. также[править]

  1. Учитывая, что в «Отряде самоубийц» его сыграл Уилл Смит, имя превращается в характерное.
  2. Впрочем есть версия, что ни Бёртон, ни Шумахер в насилии над каноном тут не виноваты, потому как на «Малину» фильмы номинировались за сценарии, которые к ним писал Акива Голдсмэн — и судя по сериалу «Титаны» (2018—2019), где Голдсмэн снова отметился характерным почерком, основным поставщиком трэша и угара при производстве этих фильмов был именно он. Позже снова номинировался на «Малину» за работу над «Трансформерами». Что примечательно, серьёзные драматические сюжеты Акиве даются существенно лучше (например «Игры разума»), а также в целом относительно неплохо даётся умеренная лёгкая мистика (например «Грань»), но вот с эпической супергероикой у него всё… Да вообще в целом жанр проблемный: в нём в принципе почти нереально сделать что-то серёзное — всё серьёзное в этом жанре фактически удалось серъёзным потому, что от этого жанра фактически же ушло.