Стокгольмский синдром

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Похищенный начинает испытывать сочувствие, симпатию или даже любовь к своему похитителю.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stockholm Syndrome. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сестра его жены совершила нередкую для жертв ошибку: она скрывала свои раны, считала побои мужа нормальными и начала думать, что это она виновата, а не тот безумец, за которого она вышла. »
— Малазанская книга павших, книга «Охотники за костями»

Стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром — неожиданное сочувствие заложников или похищенных к своему похитителю, порой перерастающее в извращённую привязанность и/или симпатию, особенно если похититель обращается с жертвой хорошо. Название это явление получило по инциденту с захватом заложников в Стокгольме в 1973 г. Бывает также обратный вариант, названный «лимским синдромом»: когда похититель проникается такой симпатией к жертве, что отпускает её.

Почему так получается? Защитная реакция психики, старая версия психологов: чтобы не сойти с ума от ужаса, жертва начинает отождествлять себя с агрессором, старается как-то понять и оправдать его, вызвать его одобрение в надежде, что тогда агрессор проявит снисхождение. Такая реакция случается далеко не всегда: стокгольмский синдром в его классическом виде — всё-таки довольно редкое явление и свидетельствует о уже существующей серьёзной проблеме. Не возникает на ровном месте.

Например, если женщина «обречена» на этого мужчину (насильно выдана за него замуж или является ценным видом имущества согласно традициям), то она, возможно, постарается вызвать в себе что-то вроде любви к нему: «уж коли жить вместе, так хоть не с постылым». В средние века и ранее был распространён вариант с похищением невесты. А в античности такое порой случалось с попавшим в рабство и ставшим верным преданным рабом своему хозяину. Особенно если с ним обращаются хорошо.

Вторая версия, психиатрическая, современная: явление исходит из христианской аксиомы о том, что любой человек может раскаяться или устыдиться и встать на путь исправления. И да, в теории даже человек с врождённым отсутствием эмпатии, обусловленным мутацией генов, ответственных за перенос и восприимчивость серотонина, может подстроиться под общественную мораль и даже выработать когнитивную эмпатию (что бывает редко) — но только если на то будет его воля. Так что из этого не следует, что другой человек может перевоспитать против воли сформировавшуюся взрослую личность, в мозгу которой нейронные связи не так пластичны. А человек до последнего надеется, авось насильник станет лучше и попадает в ловушку своих убеждений (впрочем, для христиан, знающих хотя бы Библию, такая наивность нехарактерна). Конечная стадия — Шея мёрзнет без ошейника: герой, обретший свободу, снова хочет вернуться в неволю.

Если стокгольмский синдром подаётся в романтическом и/или сексуальном ключе, то может получиться романтизация насилия, а может и троп «принцесса выбрала дракона» — в зависимости от того, как расставить акценты.

Противотроп — Влюбиться в спасителя. См. также Враг мой — о взаимной симпатии, родившейся при вынужденном сожительстве противников во враждебной среде — и Девушка из лагеря противника.

Примеры[править]

Общее[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — Фамарь, изнасилованная Амноном, просила его не прогонять её.
  • Похищенные римлянами сабинянки, которые впоследствии заступились за римлян перед своими братьями и отцами. С прикрученным фитильком, потому что их изначально сделали полноправными женами, а не рабынями и секс-игрушками, и относились соответственно.
    • Есть версия, что похищение сабинянок и война с их родичами были фиктивными, в соответствии с древнеиталийскими свадебными обрядами. Мужчина должен был доказать, что может завоевать себе невесту, несмотря ни на какое сопротивление, а родные изображали, что защищают её, хотя на самом деле всё происходило по взаимному согласию. Да и у других народов «умыкание невесты» может быть такой же традицией, вовсе не обязательно это зверское похищение с убийствами и последующим изнасилованием.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» — чувство Бэлы к похитившему её Печорину. Однако это длинная история, связаная с её братом, Печорин в её глазах спаситель.
  • И. С. Тургенев, «Записки охотника». Много раз поднимается тема взаимоотношений крепостных и их хозяев. Например, в одном диалоге главного героя с крестьянином, которого приказал выпороть хозяин, крепостной заявляет: «Нечего наговаривать на барина. Барин у нас хороший. И если приказал выпороть, то за дело».
  • «Хроники странного королевства» — Ольга и Харган выжимают педаль в пол: прогресс отношений между ними показан невероятно подробно и со вкусом.
    • Часть хитрого плана Шеллара. Он вовремя сообразил, что Харгану ничего не стоит убить беременную от Кантора Ольгу, и толкнул его «попробовать новое», то есть взаимную искреннюю любовь вместо «кровь-кишки», а то и чего похуже (Харган — некрофил, ему изнасиловать и убить, а потом изнасиловать труп — раз плюнуть). Для Харгана урок стал оздоровительной поркой и впоследствии привел к запоздалому раскаянью, а для Ольги — серьезным испытанием на прочность и верность. Ни о какой «любви» в этом союзе речи не шло изначально, но вот симпатия возникла вполне искренняя. Возможно, потому что Харган тоже имеет положительные черты и не прикладывал Ольгу слишком сильно.
  • Андрей Дашков, «Домашнее животное»: маньяк, похитивший героиню и державший её взаперти, регулярно выгуливал её во дворе за высоким забором как собачку — на четвереньках, голой, с ошейником на шее и на цепи. Когда она однажды сбежала, под влиянием стокгольмского синдрома не пошла к людям, а вернулась обратно.
    • В сети существует очень, очень много фанфиков плохого качества и даже копи-пастинга именно по этому произведению, а то и фанфиков по фанфикам без упоминания автора и оригинального текста. Особенно любят вставлять в крипипасту.
  • Марина и Сергей Дяченко:
    • «Скрут» — Илаза постепенно проникается симпатией к скруту.
    • «Ритуал» — здесь доходит и до любви между принцессой и похитившим ее драконом. Не говоря уж о том, что она спасает ему жизнь.
    • «Корни камня» — Ивар тоже проникается симпатией к Барракуде. В финале именно он хоронит погибшего Барракуду.
  • Павел Шумил, «Слово о драконе»:
    • Героиня третьей части, потерпев крушение на варварской планете, угодила в рабство. Там она с переменным успехом пыталась прогрессорствовать, что не уберегло ее от изнасилования новоявленным хозяином. Со временем влюбилась в него, и в самом конце он признал, что это чувство взаимно (до этого полагал, что мужчине не к лицу такие сопли).
    • В следующей части зигзаг: обращение в рабство Саманты — по большей части фикция, хитрый план, придуманный не желающими ей ничего плохого персонажами, чтобы защитить ее, пока ее отец считается мятежником (Саманта — заложник, отданный на воспитание сюзерену как раз во избежание мятежей). Это, однако, не мешает главному герою считать секс с ней, пока она в рабстве, изнасилованием. И да, он искренне ее любит, и финал показывает, что это взаимно.
  • А. Прозоров:
  • Лев Прозоров, «Наш Старый Князь». По мнению некоторых рецензентов, именно сабж определяет поведение протагониста и его семьи — польско-белорусских крестьян, искренне преданных своему Старому Князю. Тот всерьёз заботится о «пище», уничтожает разбойников и иностранных мародёров (шведов, французов — в зависимости от эпохи), магически поддерживает плодородие и отводит эпидемии. Выгодно отличается от соседних панов отсутствием сексуальных бесчинств… да, пожалуй, и вообще бесчинств, не имеющих отношения к диете. И подданные за него горой.
  • Олеся Емельянова, «Хромой Пегас» — одна из сюжетных веток как раз про это. Как бы ведьма (на самом деле — девушка, которую бросил жених, мечтающая отомстить) убедила не очень умного, зато очень внушаемого парня в том, что не будет ему счастья в жизни, пока он не похитит и не изнасилует конкретную девушку (новую невесту того самого коварного возлюбленного). Он верит, похищает девушку прямо с ее свадьбы, держит в подвале, насилует, в конце концов они влюбляются друг в друга, она беременеет двойней, все счастливы.

Зарубежная[править]

  • Гомер, «Илиада» — Ахиллес выкрал Брисеиду с острова Лесбос и сделал её своей наложницей. А после его смерти она оплакивала его.
    • Не факт, что наложницей: по некоторым источникам, единственной «наложницей» Ахиллеса был его друг и соратник Патрокл, и статус Брисеиды был довольно формальным, тем более, что выкрадывал ее не персонально Ахилл. В отсутствие же добродушного и милосердного хозяина (он же — по умолчанию её единственный защитник) трофейная наложница оставалась в крайне незавидном положении.
      • У Ахилла, так-то, и сын был от Деидамии — Неоптолем, он же Пирр. Почему же он с другой женщиной не мог быть. А вот насчёт Патрокла — неканонические апокрифы. В «Илиаде» ничего такого нет, они там друзья, плюс братья по оружию. Надо понимать, что это — не пива вместе выпить, это люди, доверяющие друг другу жизнь. Естественно, они при этом могут быть ближе всех на свете. Вовсе и не думая делить постель. Вот это уже каждый понимает в меру своей испорченности.
      • «Испорченность» здесь ни при чём. Это разные версии. И гомосексуализм у персонажей греческой мифологии очень распространён. Версия о том, что Ахиллес и Патрокл были любовниками, очень распространённая.
  • «Песнь Льда и Огня» — Теон Грейджой, заложник у Старков в качестве названого брата Робба Старка.
    • Разве что с очень длинным фитильком. Теон постоянно помнит, что он именно что заложник, а значит у него над головой меч. А Робба, хоть и названного брата, без лишних терзаний предаёт в пользу своей настоящей семьи. Сыновьи чувства к Неду Старку додумали уже в сериале.
      • Да вообще не сюда. Теон у Старков жил себе, не тужил и всякой психологической ерундой не заморачивался — мятежные родственнички сидят смирно и не рыпаются, и значит, никто его, Теона, казнить не собирается, а Нед Старк — человек ответственный, если уж взял в дом, то растил если не как родного, то уж точно не хуже, чем двоюродного, чего б не жить в свое удовольствие? На Островах, в кругу родной семьи, пожалуй, воспитывали бы много суровее, вот там бы да, мог и не дожить до совершеннолетия. Невыносимые моральные страдания и «вечно помнил про меч, занесенный над головой» — это он уже потом придумал, когда этих самых Старков запросто предал, пытаясь выпендриться перед кровной родней. Надо ж было как то перед самим собой оправдываться, после всего, что натворил?
    • А вот что точно сюда — так это то, что намеренно старался у Теона вызвать Рамси, чтобы «Вонючка» был полностью покорным «хозяину» и до одури благодарным за каждый день, который проведёт ПОЧТИ без мучений. Получился если не сабж, так, по крайней мере, привычка имитировать и умело изображать таковой.
  • С. де Сегюр, «Медвежонок». Влюбленный волшебник похитил королеву, только убедившись, что и она к нему неравнодушна.
  • Брайан Джейкс «Мартин Воитель» — Друвп, просто Друвп.
    • В экранизации (телесериале «Рэдволл») аналогично.
  • Гарри Гаррисон, трилогия «West of Eden» — главный герой, Керрик, попал в плен к разумным ящерам-иилане в возрасте восьми лет, и вырос у них, дойдя до того, что, вопреки всем отличиям, сам стал воспринимать себя как одну из иилане. Почти забыл язык своего племени, забыл, что иилане убили весь его род, даже гордился вниманием их предводительницы Вейнте. И, хоть в итоге Керрик вернулся к людям, тайную симпатию к иилане, с которыми воюют человеческие племена, так и сохранил навсегда.
  • Джон Норман, «Горианский цикл» — рецепт любви по-гориански: похитить женщину, связать, выпороть, заклеймить калёным железом, изнасиловать и сделать своей рабыней. И она будет души не чаять в мужчине, проделавшем всё это с ней.
  • Ричард Бахман «Бегущий человек» — похищенная протагонистом девица долго не верит, что он не полное чудовище и что пошёл в шоу не за славой, а чтобы заработать на лекарства дочке (впрочем, кажется, к тому моменту дочку уже убили). Потом, однако, проникается сочувствием и подыгрывает в качестве заложницы.

Фанфики[править]

  • По мотивам «Айвенго»: любимый фанский пейринг — Ревекка и выживший Бриан де Буагильбер.
  • Некоторые фикрайтеры любят этот троп, а кое-кто на самом деле верят, что такие отношения нормальны. Бывает не только в гетных фиках, но и в слэшных. Среди самых популярных фандомных работ всегда найдется парочка таких. В основном почитатели подобного — подростки лет 12-14, у которых самое страшное, что случилось в их жизни — смерть собаки. Пишут они эти произведения для себе подобных, с низким возрастным рейтингом и без реалистичных подробностей, а стокгольмский синдром перерастает в ВЕЛИКУЮ ЛЮБОВЬ, злодей раскаивается, и заканчивается всё хэппи-эндом.
    • Есть и разновидность с подробностями — эротические тексты про похищение и «приручение» героинь, зачастую крайне сомнительные с точки зрения анатомии, физиологии и психологии.

Кино[править]

« — Воу! История заканчивается на том, что у Дениса разбито сердце. Друзья, так нельзя, у нас новогодний, семейный, добрый фильм.
— Что же делать?
— Пускай Денис влюбится в свою тюремщицу!
»
— BadComedian о шестых "Ёлках".
  • Собственно, про ту историю, которая дала имя синдрому, существует пара фильмов, например, «Стокгольм» 2018 года (в прокате «Однажды в Стокгольме»).
  • «Плоть и кровь» — Агнес по отношению к изнасиловавшему её Мартину.
  • «V — значит вендетта» — главная героиня.
  • «Он — дракон» — главная героиня. Это — вольная экранизация книги супругов Дяченко «Ритуал» (см. выше Литература).
  • «Кинг-Конг» Питера Джексона: Энн становится жалко гигантскую обезьяну.
  • «Ночной портье» — офицер в концлагере и заключённая концлагеря. Когда после войны заключённая и офицер встретились… нет, не убийство, начался роман.
  • «Мексиканец». — Сэм к лже-Лирою
  • Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto фильм 1974 года про итальянскую патрицию (аристократку) оказавшуюся на необитаемом острове вместе с пролетарием — в оригинальном фильме 1974 года он её именно насилует (а вот в американских римейках 1997 года (Swept from the Sea) и 2002 года (Swept Away) изнасилование убрали, оставив только то, что девушка из высшего общества влюбилась в простого пролетария).
  • Серия фильмов «Пила» — пережившие испытания Пилы, для которых их похищали и помещали в ловушки и/или опасные для жизни ситуации, в конечном итоге переосмысливают свою жизнь, разделяют идеи Конструктора. А некоторые становятся его помощниками.
    • В седьмой части встречается и обратный пример: девушка, отрезавшая себе руку, чтобы выжить в ловушке, считает, что испытание ей ничего полезного не дало.
  • «Стекло» — стокгольмский синдром вместе с лимским синдромом, единственная выжившая жертва серийного убийцы со множественной личностью умеет вызывать личность девятилетнего мальчика, не давая пробудиться «Зверю»
  • «Убойные каникулы» — когда Эллисон попыталась объяснить своим друзьям, что все произошедшее было чередой недоразумений и несчастных случаев, а «маньяки» на самом деле вовсе не такие, как они себе вообразили, то «студентики» решили, что девушка просто психологически привязалась к своим «похитителям».
  • «Собачий полдень» («Вечер жаркого дня») — взятые в заложницы банковские служащие к концу дня уже начинают проникаться к Санни и Солу симпатией. При задержании грабителей одна даже говорит, что будет молиться за Сола.
  • Мюзикл «Семь невест для семерых братьев» (1954): Семи братьям, живущим на одинокой ферме в горах, нужны невесты. Почерпнув идею из легенды про сабинянок, их похищают в соседнем городке, а дорогу на зиму блокируют сходом лавины. Сработало: по весне все переженились.
  • «Погоня» (1994) — беглый заключенный берет в заложницы девушку, заставляет ее сесть к нему в машину и пытается оторваться от полиции. За время погони девушка в него влюбляется.
  • «И целого мира мало» (1999) — Электра Кинг, дочь и наследница крупного нефтепромышленника. Влюбилась в похитившего её террориста Ренара и сама стала злодейкой (причём главной в фильме).

Телесериалы[править]

  • Game of Thrones (TV) — Дейнерис же! В книге кхал Дрого вел себя иначе (гораздо нежнее, осторожнее и «постепеннее»), а в сериале он изнасиловал ее в первую же брачную ночь, что, однако, не помешало ей в дальнейшем полюбить его.
    • Троп отыгран не в чистом виде: стокгольмский синдром не является единственным мотивом сериальной Дейнерис, как и главным её мотивом. Несмотря на первоначальную грубость Дрого в сериале, Дени точно так же, как в книге, искренне интересуется тем, что творится на душе у её мужа (не этим ли и очаровался так Дрого в обоих канонах?), а также хочет гармонии в отношениях со своим кхалом (как бы он себя ни вёл) и учится сексуальным трюкам у служанки Дореи, чтобы обрести влияние на супруга.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт», (Название серии неизвестно, дата выхода — 24 июня 2014 года). Подсудимая до 15 лет подвергалась каждодневным избиениям со стороны родителей-алкоголиков. Когда же они умерли, отравившись водкой, дочь переживала из-за их смерти, оправдывала их (мол «если бы не водка, они были бы хорошими людьми и любящими родителями») и решила за них отомстить владельцам водочного завода.
  • «Личные обстоятельства» — Герман похищает Катю, жену олигарха Сундукова и держит ее в уединенном домике в деревне. Она ему нужна, чтобы шантажировать Сундукова и заставить его дочь признать вину в ДТП, в котором погибла целая семья (дочь действительно виновата, потому что вела машину чуть ли не под кайфом, да еще и чуть ли не называла себя жертвой, а когда разозленный Герман, который вообще-то врач, надавал ей пощечин, в итоге эту аварию повесили на него). В итоге и Катя, и Герман постепенно начинают доверять друг другу, а потом между ними возникает любовь. Все это с прикрученным фитильком, потому что Герман совсем не был жесток с Катей. Только связал один раз — после второго побега.
  • «Бумажный дом» — игра с тропом и родственным: Денвер влюбляется в Монику, одну из заложниц, и всё у них как по маслу, пока товарищи по банде не объясняют ему, что такое стокгольмский синдром. Денвер под этим предлогом отталкивает Монику, считая, что у них всё «не по-настоящему», однако потом они понимают, что дело не во временном помутнении рассудка, и мирятся. Впоследствии Моника вступает в банду под прозвищем — да, вы угадали — Стокгольм.
  • «Досье детектива Дубровского» — соседка Дубровского Лера, отчаявшись очаровать его самого (не то чтобы он был против, просто спасение мира не оставило времени на ухаживания), нашла своё счастье с бывшим бандитом Геной-«Бугирем», сторожившим её после похищения. Справедливости ради, Гена был на порядок интеллигентнее других членов банды, изначально был полу-комическим персонажем и не замарался в откровенных злодеяниях, у него было тяжелое детство (классика: «начал играть в орлянку и покатился»), и он защищал Леру от других бандитов, когда те (в шутку) угрожали изувечить её, чтобы поторопить Дубровского с выкупом.
  • «Секретные материалы», 2 сезон, серия «Дуэйн Бэрри» — с фитильком: одна из женщин, которую Дуэйн Бэрри взял в заложницы, в конце явно проникается к нему симпатией и говорит, что верит ему.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

  • «Жил-был пёс» — комический вариант. Ребёнок весело гулил, пока Волк нёсся с ним по полю, а громко разрыдался лишь тогда, когда такого замечательного Волка у него забрали.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — отношения Хлои и Сабрины: Сабрина безропотно переносит все грубости и унижения, а расстраивается только если Хлоя решает ее прогнать.
  • Приключения мишек Гамми — сколько бы Игторн ни шпынял Подлизу, тот неизменно благосклонен к нему и ей-богу, иногда ведёт себя так, будто влюблён в него. Бывал в изгнании не один раз, но всегда добровольно возвращался домой. Причём видно, что он пытается с этим бороться — иногда устраивает ему подлянки, срывает его планы, которые действительно могут серьёзно кому-то навредить, короче бунтует. Также неоднократно упоминает, что недоволен своим положением груши для битья, тем, на что ему приходится идти ради хозяина, и в целом не отрицает, что Игторн — сволочь. Но тем не менее, он от него в восторге.
  • Пластилиновая хоррор-короткометражка «Pussycat» / «Кошечка» (автор Такэна Нагао) — с прикрученным фитильком. Девушка-кошечка в финале спасает антропоморфного свина от волка несмотря на то, что ранее свин, будучи влюблённым в неё, похитил её и запер в секретной комнате. Правда, волк напал на свина как раз для того, чтобы самому добраться до кошечки (вероятно, с целью изнасилования), и свин бросился защищать пленницу и при этом (случайно или намеренно) выронил ключи от цепи.

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — главгерой проникся задушевным разговором с Дачем, будучи его пленником. А, ну и ещё компания, отправившая его в командировку, решила его прикончить. А пираты, которым он особо-то и не нужен, пощадили.
  • Shinsekai Yori — Акки, дочь Мамору и Марии, воспитанная монстрокрысами. По этой причине она отождествляет себя с ними, а людей считает врагами.
  • Tiger & Bunny — всю жизнь Крим презирали из-за ее сверхспособностей, и даже родители девушки жалели о том, что она появилась на свет. Джейк (тоже НЕКСТ), похитивший Крим ради выкупа, был единственным, кто отнёсся к ней хорошо. Он сказал, что ей нужно гордиться своими способностями, и что она стоит выше тех, кто её унижал, после чего отпустил, хотя родители Крим выкуп так и не заплатили. Стоит ли удивляться, что девушка захотела последовать за своим похитителем?
  • Сказание об Арслане — оруженосец Этуаль/Эстель. Субверсия — он неплохо относился к протагонисту с самого начала, но после попадания в плен к Арслану превращается в ну совсем уж откровенного Цундэрэ.
  • Tokyo Ghoul — Главный герой считает свою мать чуть ли не святой, а на самом деле она его избивала.
  • Toward the Terra — буквально на грани Джона Мацука по отношению к Киту Эниану. Хотя Мацука является представителем народа Мью и подлежит уничтожению, Эниан, раскрыв его, не стал убивать юношу, а сделал его своим помощником. При этом отношение Эниана к Мацуке было довольно специфическим (например, постоянно подчёркивал в его присутствии, что Мью чудовища и их надо уничтожить, вплоть до прямого признания, что после уничтожения Мью Мацука тоже будет ликвидирован). Тем не менее Джона сильно привязался к командиру и в итоге пожертвовал собой ради него.
  • Osomatsu-san — 5-ый эпизод полностью об этом.
  • Хироаки Самура, «Harukaze no Snegurochka» — чтобы продолжать жить на даче Юсуповых, где они ведут поиски сокровища, Белка и Щенок вынуждены работать прислугой у наблюдающего за ними сотрудника ОГПУ Михалкова. В том числе юная девушка-инвалид была вынуждена… как бы помягче сказать… сожительствовать с оным стариком. Но когда Михалков был арестован НКВД, а потом, выйдя на свободу, вновь встретился с героями, Белка вдруг бросилась обнимать его как родного. Чем вызвала немалое удивление Михалкова.
  • Гора, просто гора хентая.
    • Не меньшая гора романтической манхвы «для девочек», где стандартный властный-жестокий-красивый миллионер заставляет героиню быть с ним вместе, а та спустя некоторое время в него влюбляется.
  • Natsume Yuujinchou — люди жестоко обращались с главным героем, а он считает себя виноватым во всем. В один момент в манге прочитавший его мысли дух спрашивает: «Неужто ты и правда считаешь всех людей добрыми? А как же те, которые били тебя? Или „забывали“ тебя покормить? А дети и того хуже, собираются вместе и жестоко дразнят».
  • «Maou-jou de Oyasumi» — с фитильком привязанность Авроры к похитившим ее демонам. Дома куча обязанностей, церемониал и никакой возможности поспать — а в замке демонов делать ничего не надо, спи не хочу, да и ходячих материалов для лучшего сна полно. Немудрено, что в финале, даже попав обратно в отчий замок, она лишь изображает свое похищение заново и улетает обратно.
  • Sword Art Online — субверсия. В новеллах, даже после того, как Кёдзи Синкава попытался изнасиловать и убить Сино, она, по собственному признанию, не может его ненавидеть и искренне его жалеет. Более того, у неё проскальзывает мысль, что в случившемся есть и некоторая доля её вины, поскольку, будучи поглощённой своими переживаниями, она совсем не замечала, что и у её друга не всё ладно. Однако его поступки она ни в коем случае не оправдывает.

Видеоигры[править]

  • Touhou Project: Ремилия Скарлетт — вампир. Её верная служанка и охранница Сакуя Изаёи… бывшая охотница на вампиров!
    • Впрочем, это сугубый фанон, так что пример не чист.
  • Инди-хоррор «Mad Father»: вся игра практически об этом. Как следует из названия, отец Айи — маньяк и сумасшедший учёный, однако девочка продолжает сохранять к нему сильную привязанность. Даже когда выясняется, что мама Айи умерла именно по его вине, а сам папаша планирует сделать из дочери куклу, чтобы та «не запачкалась». В «стокгольмском синдроме» также замечены две несостоявшиеся жертвы сумасшедшего доктора: Мария (его верная ассистентка) и Моника (мать Айи).
  • WoW — император дворфов чёрного железа Дагран Тауриссон свою жену Мойру в своё время похитил. Но она его полюбила.
  • Grand Theft Auto 5 — Майкл подкалывает Тревора: «Стокгольмский синдром очень хорош в это время года».
  • «Lost Constellation», дополнение к игре «Night in the Woods» — Ребёнок в своё время была похищена лесной ведьмой Ханчер, но ничего против этого не имела и даже не пыталась сбежать — уж слишком она ненавидела свою прежнюю жизнь и работу на лесопилке. С прикрученным фитильком, так как Ребёнок — законченная социопатка и никаких тёплых чувств к Ханчер не испытывала, а та никак не могла повлиять на ленивую и грубую девочку. После того, как Ханчер исчезла (предположительно умерла и передала Ребёнку все свои силы), единственное, о чём Ребёнок жалела — это о том, что она не взяла с Ханчер денег за свой яд, которым та отравила Лесного Бога.
  • The Technomancer — сын судьи, которого похитили и четыре года держали в заложниках, искренне привязан к своим похитителям.
  • «Цена Свободы: Тайна Кукловода» — именно это заработали трое выживших в первом акте «пьесы» маньяка. Исполнено по всем канонам. Жертвы сами были скверными людьми в прошлом, так что искреннее считают произошедшее в особняке искуплением грехов/возможностью начать жизнь заново/откровением свыше — нужное подчеркнуть в соответствии со складом характера. Вторая часть игры давит педаль в пол. С прикрученным фитильком подходит сам Кукловод а точнее, все Кукловоды. Особняк и место, на котором он построен, тоже умеют привязывать людей к себе…
  • Yandere Simulator — брак, в котором родилась главгероиня. Мать героини похитила своего Сэмпая и заставила жениться. А ещё подобное грозит возлюбленному самой героини в одной из концовок.
  • Zettai Zetsumei Toshi 2: Itetsuita Kiokutachi — Играя за девушку Амбер можно отыграть этот троп по отношению к убийце её брата.

Визуальные романы[править]

  • Серия хентайных романов Rance — главный герой, который стремится оприходовать все, у чего есть грудь, насилует принцессу Лию — полное чудовище, которая похищала и пытала людей для забавы. После этого принцесса влюбляется в него, хочет стать его женой и превращается в яндере.

Музыка[править]

  • Kikuo, «Gomenne, Gomenne» (дослов. «Прости меня, прости меня» ) — каннибализм в данной песне выступает аллегорией изнасилования и жестокого обращения. Лирическую героиню регулярно «пожирает» жестокий отец, и однажды она сбегает с пожалевшим её парнем. Однако психика героини искалечена настолько, что девочке кажется, будто её не любят, если не применяют к ней насилия. В итоге она возвращается обратно к отцу и тот вместе с друзьями окончательно сжирает её (т.е. групповое изнасилование в итоге приводит к смерти героини).

Прочее[править]

  • «Суд идёт», выпуск «Раба любви». Пожилой профессор влюбился в молодую массажистку, которая внешне и тактильно напоминала ему его скверную, но обожаемую мать. После очередного сеанса массажа мужчина запер девушку в комнате без окон и удерживал её там два года, при этом изображая с ней счастливую семейную жизнь. Жертву обнаружили уже тогда, когда в доме в отсутствие хозяина случился пожар, во время которого девушка едва не погибла. Однако даже после всего этого несчастная умоляла не судить её похитителя слишком строго, а когда ему дали реальный срок, расплакалась и заявила: «Как же я без него буду?». Упоминание соотвествующего термина и его расшифровка прилагаются.
  • Веб-сериал Confinement — Коннор по отношению к Фонду испытывает именно такие чувства, несмотря на скотское отношением его сотрудников к своей персоне.

Реальная жизнь[править]

  • По иронии судьбы, правящая в Стокгольме династия Бернадотов взошла на престол как раз благодаря стокгольмскому синдрому: пленным шведам полюбился захвативший их наполеоновский генерал Бернадот.
    • Совсем не сюда. Швецию никто не захватывал, а приглашение на трон монарха из другой страны, если собственные кончились, в целом было достаточно обычным явлением, особенно если сопровождалось полезным союзом с этой «другой страной». В тот момент Швеция была разорена непрерывными войнами и стояла перед вполне реальной перспективой превратиться в очередное «великое княжество шведское» в составе России, поэтому «крыша» в виде Наполеона была жизненно необходима. При этом Бернадот действительно оказался исключительно удачным и эффективным королем (в том числе и из-за того, что в нужный момент предпочел блюсти интересы Швеции, а не интересы Наполеона), особенно на фоне его столь же исключительно неудачных предшественников.

Где не встречается[править]

Литература[править]

  • «Коллекционер» Д. Фаулза: Миранда не испытывает никаких тёплых чувств к Фредерику, хоть и глубоко анализирует его характер, подмечая и положительные его черты.
  • С. Моэм, «Непокоренная». Аннет ненавидит Ганса, хотя одно время чуть было не начала его жалеть.
  • Артур Хейли, «Вечерние новости» ― Джессика Слоун, посещавшая курсы самообороны, рассказывает о «Стокгольмском синдроме» максимально подробно и предостерегает своего отца Энгуса и сына Никки от чувства симпатии к похитившим их бандитам.

Кино[править]

  • «Барракуда» — похищенный безумным дедулей молодой сосед не сдаётся и в конце концов таки убивает похитителя. Поздно — психика парнишки уже безвозвратно покалечена (нет, не победитель дракона становится драконом).
  • «Крепкий орешек» — в телевизоре приглашенный эксперт рассказывает, что как раз сейчас заложники начинают испытывать стокгольмский синдром. На заднем плане тем временем террористы уволакивают тело казненного заложника.

Веб-комиксы[править]

  • Mias and Elle — казалось бы, именно этого и ждёшь от истории про одинокую девушку, похищенную волшебником и утащенную в параллельный мир… вот и волшебник, наверное, ждал чего-то подобного (да что уж там, порой даже подсвечивал открытым текстом). А получил по голове мебелью, плюс кучу неприятностей от абилки этой девушки (разрушает зачарованные замки́, открывая то, что совсем не надо открывать). В авторских побочных артах есть намёки на то, что они всё-таки подружатся — а есть и обратные, что она так и оставит первичной целью надавать ему по его пандоглазой башке и удрать домой.