Стиль дурака

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Confusion Fu. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мне же неумение поможет:
Этот Шифер[1] ни за что не сможет
Угадать, чем буду я ходить!
»
— Владимир Высоцкий, «Честь шахматной короны»

(link)

Как автор видео воевал против соперников, использующих какую-то свою, странную тактику

Великий мастер меча боится только двух противников. Первый — другой такой же великий мастер меча — потому, что он может быть более умелым. И второй — человек, в первый раз в жизни взявший в руки меч — потому, что от него никогда не знаешь, чего ожидать[2].

Иными словами, этот троп — о том, как совершенный любитель может случайно одолеть профессионала, отчебучив что-нибудь такое нерациональное, от чего профессионал не знает защиты. «Включить дурака» и привести противника в замешательство может и достаточно хитрый профессионал. Иногда в качестве стиля дурака может сработать и хуцпа — запредельная наглость, которой тоже никто ожидать не может.

См. также На испуг.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Звёздные войны»: Люк Скайуокер тоже прёт напролом против могущественных противников, но у него, помимо стиля дурака, есть неосознанное в молодости и сознательно используемое лет этак с тридцати умение очень тонко понимать людскую психологию.
    • А ещё стилем дурака блестяще владеют все кореллиане.
    • А в мультсериале «Войны клонов» в серии «Джедай Бум-Бум/Вот так джедай» (Bombad Jedi, 8-я серия 1-го сезона) Джа-Джа всю серию так геройствовал, изображая джедая. Причем Бинкс благодаря своей глупости (или независимо от неё?) проявляет немалую храбрость. И жонглёр он тоже хороший (это расовая черта гунганов?..).

Фольклор и мифология[править]

  • Ирландская сказка «Учёный Фиоргал». Тёмный Патрик предложил выставить против означенного учёного, утиравшего нос всем мудрецам, первейшего дурачка Джонни Одноглазого! И это отлично сработало — Фиоргал потрясённо признал своё поражение в ученом диспуте на жестах.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Константин Калбазов, цикл «Рыцарь» — первая книга, «Рыцарь. Царство Небесное»: Андрей (почти типичный попаданец) первого своего врага, умелого бойца сэра Рэда, убивает случайно: пропускает удар в грудь, закручивается и выпускает из рук шашку. Шашка прилетела лезвием в голову Рэду, снеся половину этой самой головы.
  • В. Короткевич, «Ладья отчаяния»: герой выиграл в шахматы у Смерти, так как действовал вопреки её ожиданиям.
  • «На то и волки» А. Бушкова — субверсия: главный герой всерьёз настраивает себя на то, что происходящие неприятности являются плодами действий «шизанутой бабули», безумного одиночки, чьи действия просчитать крайне трудно. Однако оказывается, что за всеми бедами стоят вполне конкретные люди из серьёзной организации, применяющие вполне конкретные методы.
    • А в Свароге принцессу Делию долго не могли найти именно из-за её дилетантского мышления. Когда протагонист всё-таки нашёл её в борделе для гомосексуалистов, также искавший принцессу начальник столичной полиции (который и говорил о непредсказуемости дилетантского мышления) был в шоке — этот бордель был его явкой для встречи с агентами (ну и попутно позволял барону Гинкеру делать вид, что он «заднеприводный», скрывая его истинную страсть — тягу к официально запрещённой истории!).
  • Именно так начал играть в шахматы сам Остап Бендер. Противники были очень настороженны, но у него ничего не получилось совсем по другой причине…
  • Андрей Некрасов, «Судьба корабля» — спасший заглавный корабль гениальный противозенитный маневр был не продуманной стратегией, а результатом того, что вынужденная встать к штурвалу молоденькая медсестра не смогла держать курс. Противники не смогли найти никакой логики в заносах корабля просто потому, что ее там не было.
  • Генри Лайон Олди, «Путь Меча» — блистающий Дзюттэ Обломок, шут, оружие очень странного вида. И человек из Шулмы Хамиджа, слабоумная девушка.

На других языках[править]

  • «Властелин Колец»: Гэндальф несколько раз ставил на «безрассудство»: направить Единое Кольцо с маленьким отрядом в Мордор, пройти через Морию, напасть шестью-семью тысячами воинов на Врата Мордора. Саурон думал-думал, что бы это могло означать, но так и не понял истины своими рациональными подходами.
    • При этом Гэндальф все три раза шёл на риск: Братство Кольца могло быть сто раз уничтожено, орки могли сообразить замуровать врагов снаружи. Да и без Голлума Фродо с Сэмом далеко бы не ушли.
      • Обоснуй: Гэндальф, будучи посланником Небес (в каноне!), смутно и интуитивно чуял Промысел Божий.
  • «Гарри Поттер»: Гарри почти всегда идёт к цели напролом, почти не думая головой. И всегда переигрывает Волдеморта со всеми его планами. Даже когда ему самому кажется, что всё наоборот (например, история с турниром и кровью).
    • Обоснуй: кроме стиля дурака, Поттеру ещё и Провидение помогает.
    • И немножко планы одного хитрого директора.
    • И Волдеморт страдает классическим злодейским слабоумием.
  • «Мат» Роберта Шекли: стратегический суперкомпьютер был побеждён не вполне нормальным лейтенантом, хаотически долбившим по консоли командного пункта.
  • Карел Чапек, «Голубая хризантема»: слабоумная девушка по имени Клара регулярно достаёт откуда-то цветы небывалого, уникального сорта. Разбирающийся в садоводстве князь использует все возможности, мобилизует всех слуг и городскую полицию, чтоб прочесать местность и отыскать бесценный куст. Но полицейские возвращаются ни с чем, а Клара — в который раз с цветами. Как выяснилось, цветы росли у домика железнодорожного смотрителя, куда люди не совались из-за многочисленных запрещающих табличек, а Клара читать не умела.
  • Роберт Асприн, цикл «Миф»: Скив играет в драконий покер именно в этом стиле: в матче с суперпрофессиональным игроком Скив понимает, что в обычном матче из множества партий у него нет ни малейшего шанса, но если разыграть все деньги в одной-единственной партии, ему может просто повезти с раскладом. Сработало.
    • Впрочем, если разобраться, не такой уж это и стиль дурака: Скив использовал эту стратегию совершенно осознанно и расчётливо, поняв, в чём был его единственный шанс на победу.
  • Опять же Роберт Асприн. В книге «Шуттовская рота» против профессионального фехтовальщика, который пять лет подряд подтверждал титул победителя трехпланетного чемпионата, Шутт выставил сержанта Искриму, который никогда прежде не имел дела с саблями, но был знатоком борьбы на филлипинских палках (под названием Эскрима). В самом начале Искрима выиграл пять ударов, размахивая клинком со скоростью света и пытаясь буквально «отрубить» кисть противника, едва тот начинал свою атаку. Правда, чемпион быстро приспособился и, прорываясь сквозь заградительные удары самой простой атакой, выиграл в полном соответствии с правилами. Он лучше знал правила, лучше владел оружием и смог использовать это для достижения победы в спортивной схватке, но всем окружающим было очевидно: в реальном бою из него сделали бы котлету.
  • Хонор Харрингтон — в первой книге именно так ГГ на легком мантикорском крейсере и побеждает хевенитский рейдер по вооружению близкий к тоже крейсеру но уже тяжелому(а по боезапасу и побольше). Мантикорские корабли имеют превосходство в дальнем бою за счет лучших электроники и ракет, поэтому когда капитан рейдера замечает, что подбитый крейсер Хонор больше не ведет ракетный обстрел, решает, что у мантикорцев отказало воружение и подходит на близкую дистанцию чтобы добить их из лазерных пушек. Ну откуда ему было знать, что ГГ, в порядке эксперимента, выдали переделанный крейсер, на котором львиная доля оружия — лазеры по огневой мощи не уступающие его (но годящиеся только для стрельбы, по космическим меркам, в упор).
    • Впрочем тут Субверсия — в тексте неоднократно подчеркивается, что если бы Хонор не урезали ракетное вооружение, чтобы поставить эти самые лазеры, она бы победила намного легче.
  • Автор правки запамятовал, в какой книге, но точно помнит, что у Дюма. Чемпион полка был убит вызванным им на дуэль деревенским пареньком, буквально вчера присланным в полк. Одни из товарищей покойного, комментируя этот бой, говорит: мол, ну никак наш бретёр не ожидал, что этот дурак начнёт неуклюже размахивать шпагой, словно палкой: первым ударом ошеломил, вторым проткнул насквозь. Конечно, если бы он мог воскреснуть и провести поединок заново, он бы этого увальня на куски разрезал — но из мёртвых он уже не восстанет.
  • Станислав Лем, «Дознание». Тщательно просчитанный роботом Кальдером план уничтожения человеческой части экипажа провалился потому, что Пиркс в критической ситуации, почувствовав, что что-то тут нечисто, попросту растерялся и не отдал никакого приказа (тогда как любой приказ неизбежно приводил бы к гибели всех людей на борту). Кальдер, совершенно не разбираясь в психологии людей, этот вариант в своих расчётах не учёл.
    • Не совсем этот троп — Пиркс молчит потому, что понимает, что Кальдеру для достижения его цели нужен какой-нибудь приказ.
    • Нет, этот троп таки. Понимание про «какой-нибудь приказ» к Пирксу приходит сильно позже событий. Он сам указывает что «Все-таки странно, что я так хорошо понимаю сейчас его поведение и по-прежнему беспомощен, когда пытаюсь истолковать свое. Я могу логически воспроизвести каждый его шаг и не могу объяснить свое молчание.». Сути намерений Кальдера на тот момент он не понимал так что молчал именно от смутных ощущений о подстроенности ситуации, чего сверхлогичный Кальдер не предусмотрел.

Кино[править]

  • «Высокий блондин в черном ботинке» и «Возвращение высокого блондина», с Пьером Ришаром — вначале обычного недотепу представляют спецслужбе как суперкиллера, и теперь любые его действия интерпретируются именно в этом ключе. А потом ему сообщают что надо бы прикинуться профи, и все становится еще более забавным и соответствующим тропу.
  • «Пипец» — стиль Пипца и Кровавого Угара в первом фильме. Во втором Пипец накачался и поднял уровень крутизны. А Угар/Мазафакер — не очень, и во время их второй драки эффектно огрёб.
  • «Цыпочка» (2002): протагонист(ка) — старшеклассница, попавшая в тело воришки — уделывает гопника, бестолково размахивая руками и умудрившись вцепиться противнику в волосы.
    • С фитильком: победить-то он(а) побеждает, но само зрелище этого боя заставляет окружающих презрительно обозвать данный «боевой стиль» «гейквон-до».
  • Пародийный рукопашный боевик Чен Чи-хва «Какое-никакое кунфу» (1978): протагонист-антигерой (персонаж Джеки Чана) — придурок-акробат, который нифига не умеет сражаться. Пока он не начал ближе к концу фильма учиться кунфу по учебнику (в который заглядывает прямо во время боя), во время первых драк его спасал именно «стиль дурака» и толика везения.
  • «Пьяный мастер 2»: «Ты не можешь предугадать мои движения! Потому как я и сам-то не могу их предугадать».
  • «Человек, который слишком мало знал» — весь фильм об этом.
  • Первый мститель: первый заход Стива Роджерса в тыл врага.
  • «Пираты Карибского моря»: капитан Джек Воробей только благодаря этому стилю до сих пор и жив.
«

— Ты сумасшедший! — И слава Богу! Нормальный не пошёл бы на такое!

»
— «На краю света». В оригинале сильнее: «у нормального бы не сработало»

Телесериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны»: «Хитрый профессионал не поехал бы в приют!». На слуху именно эта фраза, но прямо перед её произнесением Мюллер буквально формулирует сложность сражения с мастером стиля дурака: «Все настолько глупо и непрофессионально, что работать практически совершенно невозможно. Невозможно понять логику непрофессионала».
    • И в книге тоже, практически дословно.
    • Аналогичное высказывание в сериале «Рождённая революцией», но там действительно опытные профессионалы-мафиози.

Телевидение[править]

Мультсериалы[править]

  • Примерам нет числа среди примитивных комедий типа «Тома и Джерри», где одномерное мышление принимает иногда совсем вопиющую форму, и жертва останавливается, не рассчитав размеры падающего объекта.
  • «Transformers G1» — когда энергетический вихрь Торнедрон вышел из-под контроля создателя и принялся опустошать Вселенную, никто не мог его остановить. Проблему решил глуповатый кибернетический динозавр Гримлок/Смельчак, просто пощёлкав тумблерами на пульте и сменив таким образом знаки в параметрах Торнедрона. Что по каким-то причинам не пришло в голову конструктору монстра.
  • «Metal family» — Чез выигрывает в техасский холдем у всей семьи Швагенвагенс, хотя среди его соперников его такие умники как Ди и Глэм (который Чеза с детства как облупленного знает). Как? Да он просто ставит как в голову взбредёт и вообще не смотрит свои карты: где интрига, если знать, что у тебя на руках?

Комиксы[править]

  • Дэдпул из Marvel Comics — зигзагом: он очень крутой боец, но у него синдром Болванщика, возведённый в квадрат, и он сам не знает, чего от себя ожидать. Что уж говорить о противнике.
  • Kill Six Billion Demons — Интра стал королём мечей, поскольку был королём тропа.

Аниме и манга[править]

  • Shijou Saikyou no Deshi Kenichi — Берсерк, второй по силе «молодой» антагонист, из пары десятков именованных и крутых. Никогда не занимался боевыми искусствами, но очень, очень опасен в бою, и к тому же его «рисунок боя» не прочитать из-за собственно отсутствия школы и стиля.
    • По началу и сам ГГ Кэнъити Сирахама, не столько удачно вычудив что-то, сколько внезапно удачно использовав недавно выученный приём, со временем прочно закрепляется в первой категории (хотя даже в финальном бою на идиотской и одновременно гениальной импровизации какое-то время тянул).
  • Naruto: главный герой — король этого тропа. Применяет этот стиль всегда и везде и вытворяет такое, чего никогда ни один нормальный ниндзя ожидать не будет. За это многие противники его недооценивают, о чём в будущем очень, очень и очень сильно жалеют.
  • Bleach — Дзараки Кэмпати, никогда не учился искусству боя на мечах, он по сути просто размахивает своим мечом одной рукой как попало, и до получения поста капитана даже не знал, что если меч держать двумя руками, удары будут сильнее! Правда, силушка богатырская у него такая, что приходится ограничивать её артефактом, иначе помрёт от скуки.
  • Hikaru no Go — в эпизоде, где старшие члены школьного го-клуба вынудили Тойю Акиру (лучшего го-юниора Японии) играть с ними сеанс одновременной игры вслепую. Наибольшего успеха добился самый плохой из противников: бессмысленность его ходов привела к тому, что Тойя не смог их эффективно запоминать, и, вероятно, проиграл бы, если бы вмешавшаяся старшеклассница не построила бы всех и не прекратила издевательский сеанс.
  • Kill la Kill — Рюко использует такой стиль против просчитывающего её приёмы врага. А потом просто решает накрыть всю арену своей AOE-атакой.
  • Chainsaw Man — из всех охотников дьяволы боятся не расчётливых и тренированных персонажей, а полнейших безумцев, чьи действия невозможно предсказать.
  • KSBD тоже в теме.
«

– Что за трюк ты использовал, чтобы одолеть моего бойца? – потребовал ответа король, и сам кипящий от недоверия. – Никаких трюков, – ответил юноша, рассеянно касаясь трупа я-ат носком ноги. – Тогда что за технику? Какому искусству меча ты обучен, что нанёс такой удар? – спрашивал король. – Моя техника – это отсутствие техники, – отвечал юноша. – Моё искусство – безыскусность. Это был удар идиота. – Десять тысяч бойцов не сумели победить моего гладиатора, – вытаращился на него король. – Обученные десяти тысячам боевых искусств со всего Колеса. Так как же необученный дурень мог одолеть моего раба-чемпиона?

Юноша потёр подбородок.

– Ну, не каждый может воспользоваться моим отсутствием техники. Ни один обычный дурак не смог бы повторить этот удар, – ответил он. – Только особенно преданный своей дурости.

»

Видеоигры[править]

  • Если говорить об играх в целом, то искусственного идиота не любят в основном за это. Хорошо прописанный ИИ достаточно рассудителен и осторожен — а значит, и предсказуем; проявив немного хитрости, его можно заставить плясать под собственную дудку. Искусственный идиот же периодически готов делать что-то себе в убыток, лишь бы вам насолить. Таким образом, если умный ИИ как бы симулирует поведение обычного игрока, то искусственный идиот симулирует поведение толстого тролля.
    • Зато этот хорошо прописанный ИИ сам становится лёгкой жертвой для стиля дурака, потому что обучен справляться с очевидными для разработчиков сценариями, а не какой-то дичью.
    • Вообще хороший ИИ для синглплеерных проектов должен постоянно создавать движуху и представлять для игрока определённую угрозу, но не должен его раскатывать в тонкий блин или слишком легко поддаваться. Например, в стратегиях такой ИИ посылает на игрока постепенно усиливающиеся волны атакующих с определённым интервалом, а не сидит безвылазно на базе 30 минут, чтобы потом явиться с десболлом, а в шутерах — ведёт огонь преимущественно на подавление, а не выцеливает пять выступающих из-за угла пикселей хитбокса.
  • Тактика раша отчасти полагается на этот эффект, и чем радикальнее раш, тем сильнее. Очень эффективна, если противник не предпринимает специальных мер заранее.
  • При проектировании игр жанра файтинг это вполне серьёзный вопрос. Беспорядочный долбёж по кнопкам (button-mashing) быстрее осмысленного набора комбинаций, и надо сделать так, чтобы игра не скатилась в долбёж.
    • Да и вообще в любой игре с боёвкой более сложной, чем закликивание мышкой — например, в action-RPG-слэшере — нужно соблюсти баланс между тем, чтобы осмысленное применение приёмов было эффективнее стиля дурака, и тем, чтобы его было не слишком сложно освоить.
    • А если лупить совсем быстро, то есть шанс вообще не дать противнику атаковать (лечится вводом строгой периодичности нажатий для достижения хоть какого-то эффекта). А уж если использовать тупого, как пробка, но одновременно с этим ловкого и быстрого, как черт (если предполагать, что играет игрок, а не бот) бота-макроса или автокликера…
    • Синдром босса SNK тоже может преодолеваться через стиль дурака, потому что ИИ обычно делают читерским когда ума дать не могут.
  • Starcraft II Wings of Liberty: по сценарию похож на роман Толкина. Прилетели люди на планету зергов, где их могли легко смести, запустили Артефакт… и оказалось, что он убивает зергов, а людей не трогает. Этого Королева зергов от них не ожидала.
  • For Honor — хотите нанести опытному игроку пару-тройку халявных ударов? Временно включите нуб-мод и несколько раз ударьте быстрой атакой с одной и той же стороны. Чаще всего срабатывает по причине невероятной глупости такого стиля боя. Автор этой правки смог сделать серию из десяти таких тычков, прежде чем противник начал держать оружие в том направлении, откуда шли удары, однако не стоит ожидать, что все игроки такие слоупоки.
    • Вообще непредсказуемость должна быть основой боя, ибо по сути зачестье это такой файтинг с мечами. А некоторые герои так и вовсе позволяют почувствовать себя святым Рандомием, гарантированно нанося урон если противник не угадал, какой вариант продолжения комбо вы выбрали.
    • У стража есть фаталити в виде откручивания противовеса меча и бросания его во врага. Самое смешное, что это есть в средневековых книгах о фехтовании. Другие, впрочем, тоже иногда творят фееричную дурь.
    • По мере накопления балансных правок некоторые герои оказались слабыми и бесполезными, как, например, валькирия. Со временем это привело к забавному результату: те редкие игроки, которые остались ей верны, могут преуспеть как раз потому что валькирию можно встретить в бою очень редко, и никто не знает, как с ней сражаться.
    • Нуса имеет читерскую механику обхода блоков, но для этого ей нужно попасть в блок. Так что если нубас тормозит и не подставляет блок в нужную сторону, под превращаемый в захват удар, или пытается спамить свою атаку, приём улетает мимо.
  • В жанре MOBA любой более-менее опытный игрок никогда не стоит на месте, а беспорядочно бегает в небольшом радиусе чтобы сложнее было целиться некоторыми абилками. А, пытаясь попасть скиллшотом во врага, кидает его не туда, где враг стоит сейчас, а туда, куда он, скорее всего, будет уклоняться, когда увидит, что в него бросают скиллшот[3]. В большинстве случаев работает крайне хорошо… но может привести к крайне смешной ситуации, когда новичок стоит на месте столбом, и даже уворачиваться не пытается, а кидающий с упреждением спец именно поэтому никак не может в него попасть.
  • В мультиплеере некоторых шутеров, таких как Team Fortress 2 и последователи, хаотичное перемещение по прицелу врага аналогично является основой выживания для всех, кто не является снайпером. Только тут оно уже осуществляется не мышкой, а WASD плюс прыжок.
  • MMORPG «Runescape» — для борьбы с высшими вампирами, которые предугадывают направление удара, герой изготавливает моргенштерн, присобачив к мифрильно-серебряному посоху освящённый серебряный серп на цепи. Как сказал ему посоветовавший это опытный воин «Даже самый опытный боец с этим оружием не угадает, куда попадёт, разве что сам себя не порежет.»
  • Hearthstone — когда разыгрываешь долгую комбинацию, можно легко отлететь от игрока, выставляющего карты «по стоимости», с игнором всех полезных свойств. Опять же, когда в плохой ситуации играется хорошая карта (например Рагнарос против полного стола) трудно угадать: противник — дурак, или у него есть хитрый план.
  • В Doom’е (еще том, старом) игрок может испытать этот стиль на себе. «Невидимость» игрока со стороны монстров отыгрывается тем, что они стреляют не точно в него, а «куда-то в ту сторону». И вот может получиться так, что игрок под невидимостью, пытаясь привычно уклониться от выстрела (либо двигаясь под шквальным огнем), — сам же на этот снаряд и натыкается. При том именно потому что выстрел был «косой»: в нормальном состоянии все «попадания» остались бы где-то побоку или за спиной (на упреждение монстры не стреляют). Вот и думай, стоит для боя с манкубусами брать шарик невидимости, или нет.
  • Realms (стратегия 1991го года) автор правки играл в неё мелким школьником не зная правил, не зная английского и не понимая в стратегии. Результат — почти чистая победа во всех компаниях. Попробовав поиграть в 2020 м зная про конницу с фланга, экономику и прочее — еле-еле осилил начальную кампанию.
  • Portal 2 — Уэйтли же! «Он не обычный дурак. Он — продукт величайших умов целого поколения, старавшихся создать наиглупейшего дурака в мире» — и, справедливости ради, по большей части действовал на удивление умно.
  • Elden Ring знаменит абсурдно затянутыми замахами в атаках боссов, рассчитанными на игроков, жмущих уворот сразу после их начала. И всё становится ещё сложнее когда затянутые атаки совмещаются со сверхбыстрыми, в результате чего игрок огребает и если жмёт уворот в ответ на любое движение, и если пытается выждать момент.
  • XCOM: Enemy Unknown — криссалиды представляют собой гигантских тупых членистоногих, а мутоны-берсерки накачаны стимуляторами до полного безумия. Из-за этого оба подвида в бою просто прут на врага, не разбирая дороги, атакуют только в ближнем бою… и практически неуязвимы для псиоников, которым у этих неразумных созданий просто нечего контролировать.

Настольные игры[править]

  • Подсветка в игре «Супер-манчкин»: там встречаются противники, против которых персонажи без класса/стиля имеют преимущество, потому что эти противники не знают, чего от них ожидать.
  • Вархаммеровские орки именно этим бесят некронского гиперлогичного стратега Имотеха Повелителя Бурь. По правилам игры он не может перехватить у них первый ход с помощью своей особой способности ни при каких обстоятельствах.
    • Орбитальная бомбардировка инквизиции и тактики, опирающиеся на вызов подкрепления так называемым глубинным ударом где-то посреди поля. Эти вещи предполагают довериться святому Рандомию, и если уж вы сами не знаете, что, куда и когда прилетит, то противник точно не знает.
  • Warhammer Fantasy — аналогично со скавенским шизотехом. Если вы сами не можете предсказать, снесёт эта пушка половину вражеской армии или вашей, враг точно не сможет.
    • Среди всех имперских колледжей магии наибольшей наукообразностью отличается посвящённый дисциплине металла. И его представители любят обвинять в применении стиля дурака адептов небесной магии, которые свои открытия делают с помощью интуиции и предсказания.
  • Шахматы — нестандартные дебюты. Как правило, они уступают классическим дебютам по возможности контроля центра, развития фигур и обеспечения безопасности короля, и их использование до некоторых времён выдавало полного нуба. Но правильные начала были изучены на много ходов вперёд, что опытные шахматисты знают наизусть. Поэтому некоторые гроссмейстеры стали применять необычные фланговые начала, что вынуждает оппонентов думать самостоятельно с первого же хода, и здесь это сопряжено с психологическими трудностями (особенно тогда, когда играющий чёрными намеревался с лёгкостью воспользоваться преимуществом, но сам столкнулся с трудностями, ведь его соперник не так-то прост), повышается вероятность зевка.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Честь шахматной короны» — шутки ради (см. эпиграф). Возможно, это связано с эпизодом из жизни Хосе Капабланки: «Играете свежо, нестандартно, но почему кони на месте? — А мне не рассказали, как они ходят».

Реальная жизнь[править]

  • Покушение на Рональда Рейгана 30 марта 1981 года. Ну не ожидала президентская охрана встречи с психом, одержимым актрисой Джоди Фостер!
  • В ту же копилку можно отнести и лейтенанта Ильина, совершившего покушение на Брежнева 22 января 1969 года. Коварных иностранных шпионов госбезопасность ждала с распростёртыми объятьями, а вот что озлобленный одиночка переоденется милиционером и начнёт палить, да ещё сдуру не по Брежневу, а по ехавшим рядом с ним космонавтам, — это стало полным сюрпризом. В итоге Ильина признали невменяемым, хотя сумасшедшим он не был — просто по принципу «ну какой дурак будет так делать?»
    • Признали его невменяемым совсем не поэтому. Осудить — значило официально признать, что в СССР есть люди, готовые совершить теракт против высших руководителей государства и партии. Идеология такого не допускала. Вот и признали сумасшедшим, ибо тогда — какой спрос? (По аналогичной причине до конца 1980-х в СССР не было статьи за проституцию: ввести её — значило признать существование явления. При этом статья за мужеложество почему-то была).
  • Впрочем, были и удачные покушения на глав государств, совершённые дилетантами-одиночками. Например, убийство Павлом Горгуловым президента Франции Поля Думера в 1932 году, короля Италии Умберто I в 1900 и президента США Уильяма Мак-Кинли в 1901.
    • Если многочисленные конспирологические теории не более, чем конспирологические, то и убийство Джона Кеннеди в 1963.
    • Вообще фанатик-одиночка — страшный сон любой службы безопасности. Покушения, организованные группами, они щёлкают, как орешки, обычно на том, что кто-то из участников начинает слишком много говорить. А вот одиночку до момента покушения можно раскрыть разве что если он совершит непростительную глупость.
  • Джон Малькольм Торп Флеминг Черчилль: ну никто во время Второй мировой и эпохи огнестрела не ожидает, что на тебя пойдёт человек с длинным луком, палашом и волынкой, а затем возьмёт в плен тебя с 41 товарищем (!), нагрузит трофейным оружием (!!) и погонит в военный лагерь (!!!).
  • Русские же, которые на каждую тактическую хитрость отвечают непредсказуемой глупостью (Отто фон Бисмарк).
  • Во время Второй Мировой опытным путем установили, что, если нужно быстро эвакуировать из самолета человека с нулевым опытом прыжков, то лучше… вообще никак его не инструктировать, только запихнуть в парашютную сбрую, показать, за что дергать и выпихнуть из самолета. Ничего не зная, он не будет пытаться ничего делать, и с бОльшей вероятностью приземлится живым и без травм.
  • Доля этого есть, пожалуй, в любой войне. Например, современная теория предполагает использование нескольких разных маршрутов для снабжения одного и того же района просто чтобы когда противник решит грабить корованы, он с меньшей вероятностью знал, какую дорогу выберет данный конкретный.
    • Да если б только в войне… Автор данных строк до сих пор помнит одну байку из цикла «почему с огнестрельным оружием шутить нельзя» — про бывалых дедов, сваливших в самоволку и обратно решивших зайти сквозь забор в в/ч… при помощи штык-ножа.[4] Второму-то повезло, а вот тот, что шёл впереди, словил 7,62 пилюлю от выставленного в караул зелёного солдатика-первогодки, который, услышав подозрительные звуки, от страха пальнул «куда-то туда»… влепив дедушке аккурат промеж глаз — ночью, со ста или около того метров и практически не целясь.[5]
  • Во время своего последнего боя знаменитый Манфред фон Рихтгофен — он же «Красный Барон» — погорел на своём упорном преследовании противника. А упорным оно получилось, по свидетельству этого самого противника — 2-го лейтенанта Уилфреда Мэй, только-только прибывшего на фронт — как раз благодаря тропу: как он сам рассказывал, увидев у себя на хвосте ярко-красный триплан он пришёл в такой ужас, что от неопытности начал беспорядочно дёргать рули высоты… чем полностью запутал немца, который никак не мог сообразить, что за дикие манёвры вытворяет его противник и пока суд да дело влетел зону обстрела вражеских зенитных пулемётов.
  • Так называемые «танцы с бубном», оно же «шаманство» [1] [2]. Попытки решения проблемы странными, непонятными методами, зачастую непонятными не только со стороны не знающего человека, но и со стороны самого пользователя/программиста/администратора/сисадмина. И иногда работает, так как иногда в ход идет перезагрузка компьютера, переустановка ПО (вплоть до перезаписи ОС), скачка нового, удаление старого, копание в файлах, и прочее. Иногда, правда, можно таким образом все доломать, или сделать только хуже (удалить или испортить что-то не то; к тому же многие компьютерные вирусы при перезагрузке, а то и при переустановке ОС вместо того, что бы перестать работать, наоборот — получают админские права или записываются в автозапуск, становясь только сильнее и вреднее)…
    • В ту же степь — Ремонт пинком и такой-то матерью, используемый для ремонта техники и являющийся одним из вариантов того самого «танца с бубном». Ну да — стукнуть, дунуть, потянуть, затолкнуть, убрать пыль, что-то куда-то засунуть, прикрутить, высверлить, снять, приделать, нагреть, остудить, варить, влить… Ещё больше уклон в «стиль дурака», а доломать аппаратуру ещё больше, а сами действия ещё непонятнее.
    • И в ту же степь: с мануалом на коленях, Т. Е. на одной лишь инструкции. Бывает и такое, но обычно или оказывается, что это уже было известно, или дело плавно переходит от мануала к бубну.
    • Как говорил старый мудрый ремонтник — ремонт всего, что включается в розетку, должен начинаться с проверки напряжения на этой самой розетке.
  • «Боевое искусство» «чхарёк», он же «стиль Орла и Змеи», придуманный неким Виктором Матвеевым и выглядящий как помесь псевдоушу с танцем тектоник. В среде поклонников единоборств благодаря своей нелепости стал своеобразным мемом. Тем не менее, мастера настоящих единоборств, не питая ни малейших иллюзий по поводу данного «искусства», отмечают, что совершенно невозможно предугадать, что этот самый Матвеев отмочит в следующий момент. В общем, как в том примере с мастером меча.
  • Правила HEMA разрешают превратить фехтовальный поединок в борцовский.

Примечания[править]

  1. Роберт Фишер, 11-й чемпион мира по шахматам (1972−75).
  2. Аналогичная шутка есть и в спортивном фехтовании — как минимум, на невысоких разрядах вроде КМС.
  3. То есть способность, которой, для того, чтобы она сработала, надо попасть в противника
  4. Конструкция отечественного штык-ножа позволяет нехитрым приёмом присоединить его к ножнам и таким образом превратить в инструмент для резки колючей проволоки.
  5. Строго по уставу, часовой обязан предварять огонь на поражение голосом и предупреждающим выстрелом; но в том конкретном случае комиссия посчитала, что стрелок действовал в состоянии стресса и «спустила на тормозах»: выжившего любителя пива в ускоренном порядке демобилизовали, стрелок дослуживал в другой части, ну а третий персонаж истории ушёл на дембель в цинке…