Мама-медведица

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Mama Bear, Action Mom. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Aliens Ripley Newt.jpg

Любому человеку, мало-мальски знакомому с повадками животных, известно, что самый опасный зверь в лесу и джунглях — это самка, защищающая своих детёнышей. Даже кошка, защищающая котят, без колебаний бросится на врага гораздо больше себя, что уж говорить о зверях покрупнее, вроде медведицы (но не волчицы[1]). Человеческие самки в этом плане не исключение — женщина, когда её детям грозит опасность, способна на невероятные подвиги отваги и решительности. Да блин, родить и вырастить человека до 14 лет — уже подвиг! Если же кому-то постороннему хватит глупости покуситься на благополучие этого человека, любая подобная мать тут же превратится в Бой-бабу, даже если до этого ни с чем опаснее бутерброда дела не имела. А когда мать и так Бой-баба, незадачливому обидчику лучше добровольно завернуться в простыню и ползти на кладбище. Впрочем, бывает и так, что защищаемый является конченой мразью, и тогда такая мать вызывает только ненависть и желание удавить её вместе с чадом.

Словом, Мама-медведица — это явление, когда женский персонаж отчаянно защищает своего ребёнка от опасности. Объект защиты необязательно должен быть родным, достаточно, чтобы женщина по-матерински к нему относилась, поэтому менторы и матери солдатам тоже могут попадать под этот троп.

Мужской вариант и частый спутник мамы-медведицы — Папа-волк.

Противоположный троп — Скверная мамочка и Я тебя породил, я тебя и убью (Медея), а также Родитель-кукушка.

Родственные тропы[править]

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Царь Эврисфей ненавидел и боялся Геракла, при жизни он выдумывал ему подвиги, а после его смерти стал преследовать его детей и его мать, Алкмену. Дошёл до того, что пошёл войной на царя, давшего им приют, но был разбит и попал в плен. Когда Алкмена увидела перед собой мучителя своего сына и своих внуков, она озверела и убила его голыми руками.
  • Японская легенда о ныряльщице (ставшая сюжетом пьесы театра Но «Ama»). Знатный сановник должен вернуть священный камень, похищенный царём драконов. Это вызывается сделать его наложница, простая ныряльщица за жемчугом, но с условием, что сановник сделает её сына своим наследником. Ныряльщица пробирается в подводный дворец, забирает камень, который прячет в нанесённой себе ране (драконы избегают мёртвого) и выплывает с ним на поверхность, но сама умирает. Не зря: в дальнейшем её призрак рассказывает эту историю сыну, ставшему министром.

Театр[править]

  • Mutter Courage und ihre Kinder - кампен-фрау Мамаша Кураж
  • «Недоросль». Госпожа Простакова, конечно, монстр. Но своему сыну Митрофану она — сабж. «Где это видано, чтобы сука щенят своих выдавала?»
    • А добрая и затюканная няня Еремеевна мигом превращается в сабж, как только Скотинин начинает угрожать Митрофану. «Издохну на месте, а дитя [шестнадцатилетнее] не выдам! Сунься, сударь, только изволь сунуться — я те бельмы-то выцарапаю!..»
  • «Снежная королева» Шварца — не показано впрямую, но косвенно можно предположить, что Атаманша — именно этот случай. Иначе её несколько зазнавшуюся дочку давно призвали бы к порядку другие разбойники.
    • Скорее Атаманша настолько уважаема подчинёнными, что им и в голову не приходит нанести деточке какой-то вред.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. Лажечников, «Ледяной дом» — педаль в асфальт: Мариула. Канон, эталон, хранить вечно. Ради своей дочери Мариорицы познала и странствия, и бедность, а потом ещё изуродовала собственное очень даже привлекательное лицо, чтобы во дворце никто не признал в ней мать всеми любимой княжны Лелемико.
  • Кир Булычёв, цикл про Алису Селезнёву — Ирия Гай, крутая в отставке, тут же из неё выходит, если семье грозит опасность. Правда, спасает она обычно не дочку, а мужа, ну и чужих детей заодно. Причём для этих детей (Алисы, Пашки и Аркаши) она — клёвая старшая сестра.
  • Б. Акунин, «Чёрный город» — Саадат Валидбекова, ногами отпинавшая похитителя своего сына.
  • Д. Трускиновская, «Шайтан-звезда» — Шакунта, ушедшая из дома и прокачавшаяся от мирной купеческой жены до бой-бабы, чтобы найти похищенную дочь. Правда, об оставленных дома детях история умалчивает.
  • С. Седов, «Сказки про мам». Сказка без названия, начинается со строк «Жила была мама, очень серьёзная» — буквально. Один крокодил решил пошутить, что съел её сына, а она чуть не убила незадачливого шутника, чтобы своего отпрыска из желудка достать. Не успела — другие крокодилы его нашли и принесли.
  • Метавселенная Рудазова — Асмодея Грозная. Когда другие члены Совета Двенадцати докапывались до малышки Дайларианы, бесилась — даже если это был не чающий души в демонском отродье Тахем.
    • Можно предположить, что и Ванесса со временем доросла до такого, но именно что только предположить — до эпилога прошла дюжина с лишним лет, и не факт, что у неё была возможность проявиться в этом качестве.
  • Иар Эльтеррус «Отзвуки Серебряного Ветра» — педаль в бесконечность — светлейшая княгиня Ланика Т’а Моро-Фери. Когда её тесть (великий князь Раван, правитель государства) слег с сердечным приступом, а муж (наследник престола, соответственно) пропал без вести при взрыве звездолета в космическом бою, клика аристократов решила свергнуть династию, не посчитав серьёзным противником женщину, имевшую заслуженную репутацию «серой мышки из библиотеки». И у них, возможно, всё бы получилось, не поставь они Ланике условием сохранения её жизни смерть её нерождённого ребёнка. Цитата: «…Я не ожидал от нее такого, но решил поддержать игру. И не ошибся. Страшная смерть зачинщиков прямо в тронном зале настолько перепугала остальных заговорщиков, что они сдали всех своих подельников. Так светлейшая снова отличилась! Отдала мне приказ проводить полевые суды прямо на месте и не жалеть никого. К сегодняшнему дню казнено больше сорока тысяч человек. Могу с уверенностью заявить, что старая аристократия окончательно сломлена. Даже протестовать не решаются! Покорно идут на плаху.<…> Уже дней десять, как главы вроде бы непричастных к заговору родов и кланов заказывают в церквях молебны за ваше скорейшее выздоровление. — Что?! — от изумления великий князь едва не выронил стакан. — Они что, скопом с ума сошли? — Нет… — не выдержал и рассмеялся Тарнен. — Молятся, чтобы вы побыстрее вернулись на престол и согнали оттуда кровавое чудовище в женском обличье.»
  • Мария Семёнова, «Братья» — разбойничья жёнка Чага убивает атаманшу Куку, вздумавшую молодиться каким-то тёмным способом с помощью Чагиного младенца.
  • Е. Шварц, «Два клёна». Мама не побоялась Бабы-Яги.
  • А.С.Пушкин — «Сказка о Медведихе» — буквально. Медведица храбро защищала двух своих детей от мужика с рогатиной. К сожалению, погибла, а медвежат мужик забрал с собой.

На других языках[править]

  • Эрнест Сетон-Томпсон, «Медвежонок Джонни» — настоящая медведица по кличке Злюка любила и баловала своего хилого сыночка, а однажды, защищая его, напала на огромного медведя-гризли.
    • А её саму умудрилась прогнать самая обыкновенная домашняя кошка, которой показалось, что медведица угрожает её котятам.
  • Бетти Смит, «Дерево растёт в Бруклине» — мать Фрэнси застрелила педофила, напавшего на девочку в подъезде.
  • «Сага о ведьмаке»: крутая бабуля Калантэ, Львица из Цинтры, была той ещё мамой-медведицей для своей внучки.
    • Потом эстафету приняла Йеннифэр.
  • A Song of Ice and Fire: единственное положительное качество Серсеи — то, что она превращается в маму-медведицу, как только её детям что-то угрожает. (Это не отменяет того, что она же, по всей видимости, их, всех троих, и погубит — нечаянно, косвенными методами. Старшего уже погубила — неправильно воспитала, избаловала, потакала его безумию… чему потом сама же не была рада, но было уже поздно… а потом сынка отравили те, кому гораздо удобнее был другой, не-отмороженный король.)
  • «Сага о Форкосиганах»: Корделия Форкосиган. Никогда не смейте обижать Майлза или Марка.
  • Harry Potter — несколько примеров:
    • Лили Поттер, чьё самопожертвование спасло маленького Гарри от Волдеморта.
    • Молли Уизли, собственноручно прикончившая Беллатрису Лестрейндж («А ну не тронь мою дочь, сука!»).
      • Возможно, отсылка к финалу фильма «Чужие» (см. Кино).
    • И Нарцисса Малфой, ради своего сына солгавшая Волдеморту про Гарри. Некоторые читатели/зрители недооценивают этот её поступок, но на деле это — подвиг из подвигов: Волдеморт — один из сильнейших легилименистов своего мира, и чтобы успешно солгать ему, от Нарциссы потребовалось немыслимое напряжение всех её душевных, ментальных и магических сил (заведомо меньших, чем у Волдеморта), причём сам факт напряжения тоже потребовалось замаскировать. Если бы Тёмный Лорд распознал ложь — кранты пришли бы Нарциссе, и тяжкие муки ожидали бы Малфоя-отца и Малфоя-сына!
    • Стоит отметить и миссис Крауч, которая добровольно села в Азкабан, обменявшись местами с сыном. Правда, ни к чему хорошему это не привело.
  • «Коты-воители» Эрин Хантер — практически все кошки, у которых есть котята. Даже если котята уже выросли.
  • Маугли: волчица Ракша, приёмная мать Маугли. Не побоялась встать против Шер-Хана.
    • Чисто теоретически сюда же можно отнести и Багиру из русского перевода (потому что в оригинале она самец).
  • «Звёздные войны», Расширенная Вселенная. В «Темной Империи» Лея Органа без раздумий набрасывается с кулаками на Палпатина, рискнувшего угрожать её нерождённому ребёнку. Позже, в «Новом ордене», Мара Джейд будет защищать своего сына с ещё большим пылом.
  • «Собор Парижской Богоматери» Гюго: Гудула, которую прямо в тексте сравнивают с матерью-тигрицей.
  • «Хроники Дерини» К. Куртц: В отчаянии богобоязненная Джехана прибегла к ненавистной ей магии. Ради защиты сына.
  • «Беовульф» — мать Гренделя. Старше, чем печать.
  • «Досье Дрездена» — Черити Карпентер. Конечно, муж её тоже не даст в обиду их многочисленных детей… если он рядом. Что далеко не всегда бывает: Майкл — Рыцарь Креста, который зачастую сражается со Злом где-то далеко от дома. Но не думайте, что с Черити легче справиться: кто, по-вашему, постоянный спарринг-партнёр Майкла? А доспехи ему кто выковал?
  • Эдуард Шторх, «Охотники на мамонтов» — Ниана, мать главного героя, мальчика Копчема, погибла, защищая своего сына, который вместе со взрослыми охотниками ввязался в охоту на зубров. А позднее Копчем вспоминает, как, когда он был маленьким, мать зимой, во время голода, поймала рыбу, вырезав для наживки кусок мяса из собственной ноги.
  • Туи Сазерленд, «Драконья сага» — именно с такой стороны показывает себя Тёрн, когда со сравнительно небольшой группой своих драконов бросается на штурм замка принцессы Огонь, чтобы спасти попавшую в плен Солнышко. С некоторой натяжкой таковой можно назвать и королеву Коралл, всё-таки своих дочерей (но не сыновей) она и впрямь любит. Даже слишком.
  • Александр Дюма «Альбина» — заглавная героиня, будучи призраком, заботилась о своём сыне Эверарде, а когда её муженёк граф фон Эпштейн решил убить его, рассвирепела настолько, что убила графа. Так ему и надо, поделом.
  • «Тёмные начала» Филиппа Пулмана — Мариса Колтер, мать главной героини. Изначально была, правда, такой себе матерью (вообще бросила девочку сразу после рождения), но позже предала организацию, на которую работала и даже пожертовала собой ради спасения Лиры.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — Мэри Хэтфорд. Ради выживания своего сына была готова на всё, что угодно — в том числе лупить его самого за ошибки.

Кино[править]

  • «Чужие» — Рипли. «Отойди от неё, сука!» По иронии судьбы, ее противник — тоже мать, старающаяся для своих детей.
  • Terminator — Сара Коннор.
  • «Малефисента» — заглавная героиня прокачивается из противницы и пассивной наблюдательницы за состоянием маленькой Авроры именно до этого тропа. Недаром же та, наивная душа, считает и называет её своей «феей-крёстной». Доходит до того, что Малефисента чуть ли не штурмует замок своего врага-короля, чтобы спасти Аврору от собственного заклятья.
  • «Долгий поцелуй на ночь»: даже если секретный агент ЦРУ потеряла память, не надейтесь, что она утратила боевые навыки, если пытаетесь обидеть её дочь.
  • «Охотник: Зимняя война» — да, у королевы Фрейи сильно не в порядке голова и перекошены понятия о добре и зле после пережитой ею травмы. Но своими Охотниками, когда-то — детьми, которых по её приказу забрали из семей и привели в её дворец, она действительно дорожит, как бы сама с ними ни обращалась. Когда им грозит беда, Фрейя с возгласом: «Не смей трогать моих детей!» кидается на их защиту.
  • «Мама», 2013. Заглавная героиня — призрак душевнобольной женщины, у которой при жизни отобрали ребёнка и которая после смерти спасла маленьких девочек, которых их сумасшедший отец пытался убить. А теперь их пытается усыновить брат того психа, поэтому она считает, что девочек надо защитить от усыновителей.
    • С прикрученным фитильком: из девочек она смогла вырастить скорее зверят, чем людей, к усыновителям откровенно ревнует (они хорошие люди, но она всё равно пытается их убить), а, развоплощаясь в финале, убила (будем называть вещи своими именами) младшую, которая не хотела с ней расставаться.
  • А вот заглавная героиня в советско-румынско-французской музыкальной сказке «Мама» (с Гурченко и Боярским) — явная представительница тропа, даром что по паспорту коза.
  • Kill Bill — две: Вернита Грин и Беатрис Киддо. Их поединок — одна «медведица» мстит за потерянную дочь, вторая — пытается защитить свою.
  • «Лабиринт Фавна» — Мерседес, которая относится к Офелии как к дочери.
  • «Варкрафт» — женщины орков и так достаточно суровы, но Дрека, защищая своего сына Го’Эла по партийной кличке Тралл, перегрызла горло одному из воинов Гул’дана.
  • «Сочувствие госпоже Месть» Пак Чхан Ука — Ли Гымжа.
  • «Август восьмого» — скромная офисная мышка бесстрашно, на ходу учась выживать у проезжающих мимо солдат и спецназовцев, вытаскивает своего сына из зоны боевых действий. При этом в начале фильма сбагрила сына бывшему мужу, ради поездки на курорт с новым ухажером.
  • «Фурия»  Вьетнамский фильм 2019 года — главная героиня Лиа Конг Фонг, ради дочери способна вступить в схватку с торговцами людьми, и она же — бывшая глава преступной группировки.
  • Советский фильм «Золотые рога» — вдова Евдокия ради своих двойняшек Маши и Даши и восьмилетнего Кирилла, ставших пленниками Бабы-Ягы, способна не только к Солнцу, Месяцу и Ветру сбегать, но даже превратится в богатыршу (натурально, с доспехами и мечом) и сразится со злодейкой, да ещё снять её заклятье с детей. А как она перед боем с Бабой-Ягой говорила…
  • Apocalypto: спасаясь на дереве от спецназовцев Пустого Волка, Лапа Ягуара видит на ветке котенка настоящего ягуара. Через секунду по другую сторону от него обнаруживается мама-ягуар, которая в следующие несколько минут внесла немалое оживление в развернувшуюся погоню…
  • Банана Сплитс 2019 — Бет она ради своих детей одалела двух аниматроников.
  • «Тропой бескорыстной любви» — в начале фильма мама-рысь вступила в схватку с медведем, защищая своего детёныша. В итоге погибла, но медведя прогнала, а рысёнка подобрал добрый дедушка-лесник.
  • Короткометражный фильм «Страна игрушек» (2007 г.) — Германия, 1942 год. Немецкая женщина ищет маленького сына Генриха, который пропал в то же утро, когда были арестованы соседи-евреи (обе семьи дружили и мальчик-немец захотел отправиться вместе с другом в так называемую «Страну игрушек»). А в итоге главгероиня, отыскав поезд, уже готовый отправиться в концлагерь, и не найдя там Генриха, выдаёт за него Давида, сына соседей-евреев.

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Папины дочки» — Людмила Васнецова. Чего стоят её слова в адрес фантастически алчной и изворотливой секретарши Тамары: «Делайте что хотите, но если мои дети пострадают, то играть в тетрис вы будете на бирже труда!».
  • «Бомбила» (второй сезон, первая арка) — Марта Куличкова. Чуть не отстрелила гениталии бандиту, который из мелочной мести и глумления ради притворился, будто похищает ее сына Захара.
  • «Глухарь» — Ирина Зимина. За сына может даже ухо оторвать.
  • «Игра», 2 сезон — Наталья Белова, зигзаг с педалью в пол. Олигарх Грачев похитил её дочь Леру и сына Алексея Смолина Пашу, а потом прислал видео, в котором убил одного ребёнка (однако блефовал и на самом деле никого не тронул, не смог). У Натальи слетели все предохранители, и она, в обход мужа (на минуточку, бывшего полковника ФСБ), пришла к Смолину (который когда-то сам пытался её убить) и предложила план: самой прийти в здание, достать заранее спрятанный пистолет и убить врага, — а затем этот план и осуществила. Реакция Смолина на всё происходящее весьма красноречива.
  • «След» — Валентина Антонова, что особенно заметно в одной из серий спецпроекта «След-52».
    • В серии «Жизнь после шоу» — мать Миши Ростовцева. Только вот сыночку это на пользу не идёт.
  • «Гадалка», серия «Играющий с огнём» — Алла. Женщина пытается снять заклятие с приёмного сына и заодно защитить его от бросившей его биологической матери, а также своего бывшего мужа, предавшего семью.

Зарубежные сериалы[править]

  • Battlestar Galactica: Шэрон «Афина» и, как ни странно, Старбек (во втором сезоне).
  • The X-Files: Скалли в 9-м сезоне, когда обзаводится ребёнком.
  • Bones — несмотря на заявленную эмоциональную холодность, Бреннан проявляет эти чувства не только к родной дочери Кристине, но и к «найденышу», ребёнку жертвы преступления.
  • Grimm — Ник в первом сезоне встречает Диану Рейб, такую маму-медведицу, причем и в переносном, и в прямом смысле: она оказалась оборотнем.
    • А если только в переносном смысле, то это, несомненно, Келли Бёркхардт и Адалинда Шейд.
  • Once Upon A Time — Эмма и Реджина, причём они — медведицы относительно одного и того же ребёнка. В мирное время они его делят (хоть и по дружбе), в опасное — решительно объединяются ради его спасения.
  • Сверхъестественное — Линда Трен, мама пророка Кевина Трена.
  • Doctor Who — «Доктор, вдова и платяной шкаф», рождественский спецвыпуск 2011 года — Мэдж.
« — Ничего из сказанного вами не убедит нас, что вы выстрелите.
— Правда? Ну так вот, я ищу своих детей!
»
— Это их убедило.
  • Первородные — Хейли Маршалл, мать Хоуп Майклсон, а также Ребекка и Фрея (последние две приходятся Хоуп тётками, но под троп вполне подходят).
  • «Рим» — Атия, мать Октавиана. Жестокая, беспринципная и совершенно безжалостная женщина, однако все её действия нацелены на сохранность её семьи и детей. Она готова предать, пытать и убивать — однако каждый раз, когда она выдаёт фразу: «А что бы вы делали без меня? Кто защищал бы вас, если не я?!» — она абсолютно права. Если бы не она, то её соперница Сервилия из дома Юниев спокойно съела бы детей Атии на завтрак, без лука и без соли. Она действует внутри морального кода её эпохи.
  • Викинги — Лагерта. В числе прочих, ярл Калф убедился в этом на собственной шкуре (зря, очень зря он пытался убить её сына чужими руками. Итог — смерть на собственной свадьбе).
    • Аслауг, хотя она не воительница, тоже — но в основном по отношению к Ивару, который не мог ходить с рождения и который должен был по обычаям быть оставлен в лесу на верную смерть. Но ему повезло, что его мать не даст никому его обидеть, даже отцу.
    • С Хельгой её инстинкт же мамы-медведицы сыграл злую шутку — и привёл не только к её смерти, но и смерти её удочеренной девочки-сарацинки.
  • «Великолепный век: Империя Кёсем» — Халиме-султан. Потеряв старшего сына, она ради младшего и оспой заразиться рискнёт, и с курдами договорится, и в госперевороте поучаствует, и к убийству султана руку приложит, и единственной дочерью пожертвует (та не против).
    • Сафие-султан, да и, в принципе, большинство султанш подходят под троп. Особенно Хандан.
  • Terra Nova — Мира, предводительница «шестых» во всё это ввязалась, потому что её маленькая дочь Сиена тяжело больна, при этом у них денег-то и нормальное жильё не было, чего уж о враче говорить. Стоит ли говорить, что стимулом для выполнение задания (а это гос. переворот в Терра Нове) служит то, что девочку вылечат и они получат нормальное жильё?
    • жена главного героя, Элизабет Шеннон, тоже не даст в обиду своих троих детей. При том, что она не бой-баба, а врач.
  • «Lucifer» — Мазикин (не просто бой-баба, а буквально демоница) в отношении детей своих друзей, Трикси Эспиносы и малыша Чарли.
  • Невеста века — одновременно и Крутая бабуля, прапрабабушка главного героя, её любовь к сыну и его потомкам оказалась сильнее самой смерти
  • Kyoryuu Sentai Zyuranger — ведьма (в прошлом — королева одного из кланов) Бандора, главная злодейка сезона. Педаль в земное ядро — за гибель любимого сынка снесла всю мезозойскую цивилизацию и почти погубила динозавров, прежде чем была остановлена и заперта в урне на планете Немезис.

Мультфильмы[править]

  • «Дамбо» — слониха-мама главного героя, миссис Элла Джамбо. На все насмешки в его адрес реагировала достаточно остро, от стукания дверью по мордам обидчиц-слонов до швыряния нехилыми стогами сена в толпу детей, несколько из которых посмеялись над сыном. В лайв-экшн адаптации дело доходит до обрушения целого циркового шатра на голову незадачливому зубоскалу. Смерть последнего прилагается в качестве приятного бонуса, ибо мужик реально мерзкий. Дохардкорилась до того, что отправилась в обеих версиях на импровизированные тюремные нары.
  • «Храбрая сердцем» — королева Элинор в схватке с Мор’ду. Педаль в пол, потому что Элинор в этот момент действительно пребывает в облике медведицы.
  • «Секрет Н. И. М. Х.» — миссис Брисби. Собственно говоря, большая часть мультфильма как раз об этом.
  • «Микки Маус» — в одном из эпизодов ему досаждал маленький вихрь, и дело дошло до того, что герой погнался за ним с граблями. Но за вихрь вступилась мама — огромный смерч.
  • «Обезьянки и грабители» — мама Обезьяна на корабле грабителей. Ки-и-ия!!!
  • «Умка» — белая медведица, мама Умки. Медвежонка защищать не пришлось, но была готова.
  • «Ледниковый период»:
    • В первом фильме мама младенца, спасая сына от саблезубых тигров, не побоялась спрыгнуть с ним в водопад с обрыва. Сама женщина вскоре утонула (вероятно, из-за полученных при падении ран), но ребёнка до берега донесла и передала Мэнни и Сиду.
    • «Ледниковый период 3: Эра динозавров» - Тираннозавриха напала на огромного барионикса Руди (несмотря на то, что он был куда больше неё) вероятнее всего, чтобы защитить своих трёх детёнышей. Мало того, победила его.
  • Старый советский мультфильм «В лесной чаще» — буквально. В эпизоде, когда волк пытался достать барсучонка и зайчонка из норы, гулявшие с мамой-медведицей медвежата вырвались чуть вперёд, испугались волка и влезли на дерево. Чуть отставшая мамаша увидела своих детёнышей на дереве и провела с волком воспитательную работу.
  • «Земля до начала времён» — после того, как на Литлфута и Сэру напал тираннозавр, мать Литлфута вступила с хищником в схватку. Дети были спасены, но мать погибла.
  • «Иван царевич и серый волк» — после того, как Иван случайно стукнул поросёнка доской, свинья ударила Ивана с такой силой, что тот долетел прямиком до дворца.
  • «Братец медвежонок» — буквально. Мать медвежонка Коды едва ни прикончила Кеная с Денахи. В итоге сначала погиб Ситка, а затем Кенай прикончил медведицу, чем очень разгневал духов.
  • «Тарзан» — Кала.
  • «Бесподобный мистер Фокс» — как храбро Миссис Фокс кинулась в бой с крысой, чтобы защитить своего сына!

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994)
    • «Сбор. Часть 2» (2 сезон, 45 серия). После того как папа-волк Ксанатос не сумел справиться с Обероном, явившимся, чтобы забрать его новорождённого сына, мама-медведица Лиса пробудила в себе дремлющие магические силы и вломила королю Авалона. Этого всё ещё не хватило, чтобы одолеть Оберона, но оказалось достаточно, чтобы он пересмотрел своё решение.
    • «Новый поворот» (2 сезон, 48 серия). Демона неожиданно для всех (включая её саму) включила режим мамы-медведицы, когда Фаилог попытался убить её дочь Анджелу. Собственно, в этом и состоит заявленный в названии новый поворот.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — мать принца Зуко. Чтобы спасти от смерти любимого сына, согласилась отравить свёкра-правителя, а после, когда муж унаследует престол, уйти в изгнание. Примечательно, что имя этой женщины, Урса, в переводе с латинского как раз и означает «медведица».
    • Впрочем в случае с Урсой может иметь место некоторая деконструкция образа матери-защитницы. В то время как сына она несомненно любит и готова пойти ради него на многое, к родной дочери, папиной любимице, Азуле она питала гораздо менее теплые чувства. Со слов самой Азулы, мать считала её настоящим монстром и сильно этим отношением огорчала её. По словам повзрослевшей девушки, Урса была не так уж и не права насчет неё. Вот только после такого отношения к дочери к материнским инстинктам этой женщины возникают серьезные вопросы и сомнения. Так же смотрите в комиксе поиск о том, почему Озай начал изводить Зуко. Оказывается, Урса однажды написала в письме, что Зуко — сын не Озая, а её первой любви Иккема. Это была ложь, и когда Озай возмутился, тогда та сказала, что действительно хотела бы, чтобы Зуко не был его сыном. Её поймали на слове, и муж пообещал обращаться с ним как с бастардом. Что за фигня, мамаша?!
    • Кая, мама Сокки и Катары. Когда в Южное племя пожаловали люди Огня в поисках последнего мага воды, женщина выдала себя за такового, чтобы защитить маленькую дочь, настоящего мага. Вот только захватчики в тот раз не брали пленных…
  • «Охотники на драконов» — Дженелин для Зории и Зазы. Только тронь её девочек — зарубит кухонным топориком на месте!
  • «Вселенная Стивена» — Жемчуг всегда относится к Стивену как мать. Как очень, очень хорошая мать.
    • Гранат тоже.
  • «Спец-агент Арчер». Мэллори. Мать она ужасная, но горе тому идиоту который станет угрожать её сыну. С некоторых пор — Лана Кейн тоже подходит.
  • «С приветом по планетам» — встречаются, да. Серия «Яйцо» — непонятная животинка, просто прикрикнувшая на дракончика, который охотился за её дитём. И, как ни странно, Сильвия, вставшая грудью на защиту ребёнка.
  • «Кармен Сандиего» — тренер Брандт (или Гром в официальном дубляже) — сильная и суровая женщина, инструктор по боевым искусствам, которая относилась к главной героине как к своей родной дочери, пока та не предала злодейскую организацию, в которой они обе состояли. Подсветка в последней серии первого сезона, где сама Брандт называет себя мамой-медведицей.
  • «Первобытный» (2019) — самка тираннозавра Клык до последнего защищала своих детёнышей и очень тяжело переживает то, что так и не смогла уберечь их.
  • «Звездные войны: Повстанцы» — графиня Урса Врен.
  • «RWBY» — Такой была Саммер Роуз. «Супер мама. Пекла печенье и убивала гиганских монстров.»
    • Уиллоу Шни большую часть времени пребывает в запое и депресии, но когда на ее сына Уитли напал Гримм Гончая, взяла себя в руки, отбросила бутылку и атаковала монстра своим Проявлением, несмотря на очевидно видную панику. Да и до этого, даже в состоянии запоя, последних остатков воли ей хватило, чтобы установить в особняке камеры, дабы у нее были доказательсва в случае, если ее муж Жак вконец потеряет берега и причинит вред детям.
    • Кали Белладонна, очевидно, входит в сей список. Безмерно любит дочь и способна скрутить опасного террориста из Белого Клыка обычным подносом.

Комиксы[править]

  • «Top Cow Artifacts» — Сара Пеццини, хозяйка Клинка Ведьм. Готова ради спасения дочери уничтожить Вселенную.
  • Marvel — Алая Ведьма.
  • Fables — Белоснежка, мать-героиня семерых волчат.
  • ElfQuest — добрая целительница Лита сама от себя не ожидала, на что у неё хватит сил и смелости ради спасения её детей (например, отнять жизнь у другого живого существа — да, для эльфа-целителя такое немыслимо). Вообще, почти все мамы-эльфийки такие: Росинка, Ночная Птица, Лунная Тень, даже Капель…
    • Кави не проронила слезинки, когда умерла в битве с троллями её старшая дочь Вайя, но когда над новорождённой Венкой Рейек по незнанию обрушил свод пещеры, она кинулась спасать её, к ужасу своих соплеменников (которые подумали, что лишились своего единственного вождя).
  • Castle Swimmer — королева акул Саска. Всерьёз попыталась обречь весь свой народ на гибель ради спасения жизни своего сына и лишь чудом обошлось без жертв.

Аниме и манга[править]

  • «Принцесса Мононоке» — богиня-волчица Моро. Готова отдать жизнь как за родных сыновей-волчат, так и за приёмную дочь, Сан.
  • «Звуки Небес» — Фелиция Хайдеман. Поднимает мятеж и захватывает в плен полковника Хопкинса за то, что он хотел убить военнопленную — Аишу.
  • Берсерк — Каска же! Пусть её ребёнок — монструозный дух-переродок, она никогда не перестаёт его любить. И даже пытается защитить, когда Гатс хочет его убить.
    • Фарнезе постепенно приобретает инстинкт защитника по отношению к Каске, и Люка для своих «девочек» тоже подвергнет себя опасности не раздумывая.
    • Сис, приёмная мать Гатса.
  • Death Note — на что только не пошла Рем ради спасения Мисы.
  • Neon Genesis Evangelion — Кацураги Мисато.
    • И, внезапно, сами Евангелионы. По крайней мере, Ева-01 и Ева-02, в которых обитают души, соответственно, Юи Икари и Кёко Цеппелин Сорью. За своё дитятко-пилота они готовы кого угодно сожрать (в том числе и в прямом смысле).
  • Naruto — Кушина Узумаки, как оказалось.
  • Black Lagoon — мать солдатам «Балалайка».
  • One Piece — Бельмере, приёмная мать Нами и Ноджико. Нико Ольвия, мать Робин.
  • Now and Then, Here and There — Сис для своих детей, что родных, что приёмных.
  • Nurarihyon no mago — Хагоромо Гицунэ, мать Абэ но Сэймэя. Готова в прямом смысле родить его заново (даже не спрашивайте, как), в процессе порвав на кусочки всех, кто попытается помешать.
  • «Армитаж Полиматрица» Андроид Наоми Армитаж сначала штурмовала в одиночку хорошо охраняемую штаб-квартиру мегакорпорации (злодей захватил её дочь, и атака была дымовой завесой, чтобы её муж смог скрытно проникнуть и вывести дочь оттуда), а потом сняла с себя блокировку и задала жару своей более прокачанной копии (с фитильком: она чуть не убила себя, а её копию добил её муж, хотя копия получила тяжелые повреждения), а до этого противостояла сразу двум своим копиям.
  • Fullmetal Alchemist. Изуми Кертис братьям Элрикам не родная мать, а учитель, но любит не меньше. Ох не стоило похищать мальчика… «Грядет ужас… Он уже у дверей»
  • Mo Dao Zu Shi — Юй Цзыюань, мать Цзян Чэна. Сына любит совершенно искренне и будет защищать его до последнего вздоха… но при этом, надо отметить, именно эта любовь стала одной из причин появления у парня весьма серьёзных комплексов, в виду того, что проявляла её женщина ТАК, что хоть святых вон неси.
  • Рокма из «Ice Scream» — причём, в прямом смысле слова является медведицей.
  • City Hunter — таковы в аниме являются Уесуки Дзайбацу (разлучив своего сына с возлюбленной она его убила) и Юми Умино глава крупной судоходной кампании (чуть повторившая выше приведенный пример)
  • Хроники Эвиллиоса — несколько странная версия. Баника отказывается съесть своего ребёнка, чтобы спасти себя. В Фарсе Каприччио довольно жестоко огрызается на Шестерню, когда его раздражают слуги.
  • «Горячая мамочка» — киллер Му Сяосяо для своего сына.
  • «Не связывайся с этой горячей мамочкой» — главная героиня для своего трехлетнего сына, будучи мультимиллиардером, отгрохала личный луна-парк и обнесла его четырьмя рядами стен каждая в десять метров высотой. В свою очередь, отец малыша такую заботу матери оценил, саркастично заметив, что подобная гиперопека до добра не доведет.
  • Mommy is coming in, Dad please take it — главная героиня, звезда боевиков, ради своих детей способна без вопросов избить десяток охранников.
  • «Ты выглядишь как мать моего ребёнка» — главная героиня ради сына была готова фактически зарезать себя.
  • «Свет и тень» (маньхуа) — мать главной героини, чтобы обеспечить побег дочери, подожгла свой замок, а до этого успешно скрывала подлинный пол своего ребёнка. Да и сама главная героиня, практически в одиночку забившая боевым кнутом похитителей своего сына.
  • Жена по контракту — мать главного героя, Инь Си Ченя, с перебитой спиной вытащила своего сына из горящего автомобиля. Сама главная героиня в рэнобе отстреливалась из револьвера от похитителей своих сыновей, а манге на них же набросилась с лопатой.
  • Tsuujou Kougeki ga Zentai Kougeki de Nikai Kougeki no Okaasan wa Suki Desuka? — Мамако Осуки. До беспамятства любит свою единственную кровиночку, но до типажа гиперзаботливой ле-маман не скатывается, доверяя сыну принимать ответственные решения лично. Но если что-то угрожает ему или другому подростку, страдающему от произвола собственных родителей... В общем, не только главгерою от неё не суждено спешно ретироваться. В лучшем случае.
  • «Девять сокровищ, атакующих осенние листья мамы» — не смейте обижать девятерняшек главной героини Мо Сяоди, если вам жизнь дорога. Иначе вам сильно повезет, если вы просто останетесь банкротом.
    • Детей главгероини похитили у неё и продали работорговцам, и она их долго искала. И, например, когда узнала судьбу своего второго сына, то была в неописуемом бешенстве: мальчика купила богачка, чтобы выдать за своего ребенка с целью удержать своего мужа, но тот не будучи идиотом сразу сделал ДНК-тест и выяснил правду, после этого окончательно с ней разошелся. И эта мразь всю свою бессильную злобу по поводу развода выплеснула на младенца, сначала выпоров его кнутом и затем буквально выбросив его своей собаке на съедение. В итоге Мо Сяоди (которая к тому времени стала богатой и уважаемой женщиной), узнав эти ужасные подробности, в итоге эту богачку похитила, выпорола её саму кнутом и дала покусать собаке. А самое смешное, что сын героини не погиб и стал невольным свидетелем этой экзекуции.
  • «Герцогиня из стеклянной оранжереи» — главная героиня герцогиня Рэйна Хитбилллиан урождённая Виншот, ради своего сына готова устроить головомойку и своему отцу, с которым у неё очень непростые отношения, чтобы тот помог с лечением сына.
  • «Необыкновенная женщина для сильного мужчины» и сиквел «Сильная жена, слабый муж, которые скрывают свою личность от друг друга» — главные героини Виолетта Ву и её невестка Люн Дэйшэнь. Первая была готова пойти против воли своего властного деда, тайно родив ребенка, а вторая так вообще педаль в пол — после похищения сына она отправилась штурмовать убежище похитителей во главе отряда наёмников.
  • «Я переселилась как мать трех злодеев» — протагонистка Цю Тун, ради своих тройняшек готова принять участие в подпольных боях без правил, (где ей в качестве вишенки на торте пришлось врукопашную драться с диким гепардом (!!)) или пойти на работу телохранителем, принимая только заказы повышенной сложности с особо высоким уровнем риска.
  • SukaSuka - конечно, технически Найгглато не мама девочкам-феям со Склада, у которых нет и не может быть никаких биологических родителей. Но лучше никому даже не пытаться обидеть их - женщина-тролль может порвать на лоскуты, причём в буквальном смысле. А если когда кто-то из фей не возвращается из боя, Найгглато вымещает свои ярость, бессилие и горе, охотясь на медведей в горах. Голыми руками.
  • «Это не твой ребенок!» — главная героиня прославленный генерал империи Рохас Калия Таксикейт для своего сына Александра, и мать самой Каллии фея Гайа, которую в мире живых держало только любовь к дочери (она вообще пожертвовала собой чтобы Каллия появилась на свет, и была готова пожертвовать остатками своих сил чтобы дочь смогла безопасно родить сына)

Видеоигры[править]

  • Mass Effect: коммандер Шепард, если это женщина, может относиться так к своей команде. В третьей части Мамой-медведицей становится Джек, защищающая своих студентов в Гриссомской академии.
  • Dragon Age: Inquisition — именно такой матерью для Кирана стала Морриган. Ради безопасности сына она готова порвать кого угодно на тряпки, для его образования и социализации переехала ко двору императрицы Селины (при том, что она ненавидит придворные политесы) и не раздумывая согласилась стать новым вместилищем для Флемет, лишь бы спасти от этой участи мальчика (правда та с самого начала не собиралась ни в кого вселяться и предложенный выбор был лишь проверкой).
  • Resident Evil 2: Клэр Редфилд, когда встречает Шерри Биркин.
  • «За гранью добра и зла»: Джейд отважно защищает детей, из приюта на маяке.
  • Wicce — Красная Шапочка пошла с пирожками к бабушке… и кончилась бы Красная Шапочка, не будь её мама ведьмой, способной набить морду Ктулху. Серьёзно, по местной мифологии вообще выходит, что средневековую Европу от чумы спасла именно эта ведьма, потому что убила вызвавшего её демона, так как тот покусился на её дочурку.
  • Bayonetta: мать Байонетты, Роза, была именно такой.
    • Да и сама героиня становится такой для Серезы. Даже уже зная что девочка это она сама.
  • Bioshock — в Бриджит Тененбаум материнский инстинкт проснулся не сразу, но потом она посвятила всю свою жизнь заботе о пострадавших девочках.
  • Undertale — здесь на сцену выходит не мама-медведица, а, берите выше, мама-монстр. Не только метафорически, а ещё и буквально; она — монстр в самом прямом смысле этого слова, способный дать прикурить абсолютно всем, покушающимся на её приёмное дитя — начиная от не такого уж безобидного цветочка и заканчивая грозным королём подземелья. Естественно, это Ториэль.
  • The Evil Within 2 — Мира Кастелланос для своей дочери Лили. Даже не медведица, а почти что цельный демон. Это надо видеть.
  • Dead in Vinland — такое прозвище едва не получила Блодьювед от своей сестры Мойры, но её дочь Кари может сама о себе позаботиться. В итоге дикарка Шана называет Мамой-Медведицей Сольвейг, даже во время боя не выпускающую из рук маленького Тормунда.
  • Fallout 4 — Нора: в поисках сына перевернет всю Пустошь, даром что юрист по образованию.
  • Dark Deception — буквально… и вместе с тем жутко.
    • С прикрученным фитильком, т. к. она жертвует жизнями Триггер-мишек ради убийства игрока, посылая к нему, чтобы те совершили суицидальный самоподрыв.

Визуальные романы[править]

  • Umineko no Naku Koro ni — Нацухи и Ева. Обе готовы на всё ради своих детей. Нацухи также схожие чувства проявляют и к осиротевшим племянникам с племянницами. Первую однажды с медведицей, защищающей детёныша, даже сравнили.
    • Мать из Розы скверная, но в критических и опасных ситуациях она, не раздумывая, кидается на защиту дочери.
  • The DeLuca Family — Леди Кордия Де Люка, глава крутого криминального клана, для которой все члены клана — её дети. Однако со старшей дочерью Луной у неё крайне холодные отношения при том, что Луна является одним из лучших бойцов клана (чему есть ужасное объяснение: когда Луна была маленькой её и её отца похитили, и похитители заставили Луну убить своего отца. После того как Луну вернули, её мать, зная об этом, уже не могла относиться к дочери как прежде). Примечателен диалог с её сыном, Антонио Де Лукой, когда Кордия прямо говорит, что никогда не перестанет относиться к нему как к маленькому.

Музыка[править]

Изобразительное искусство[править]

  • Скульптура крупнейшего анималиста-натуралиста Эмманюэля Фремье «Похититель медвежат». Изображает медведицу, ломающую спину первобытному охотнику, с пояса которого свисает безжизненный медвежонок.

Реальная жизнь[править]

Животные[править]

  • Большинство видов зверей, потому что самец обычно не занимается защитой потомства.
  • Буквальный отыгрыш тропа: если увидите посреди дикой природы очаровательного медвежонка — ДАЖЕ НЕ ДУМАЙТЕ о том, чтобы его приласкать (как бы сильно ни тянуло). Даже если он сам вас не покусает и не поцарапает — мамаша наверняка где-то поблизости, и с высокой вероятностью вы уже труп, особенно если коснётесь маленького мишутки у неё на глазах или она унюхает на детёныше ваш запах. Но и это не обязательно: если вы забрели на территорию, которую она считает своей — она может превратить вас в труп или калеку по одной лишь этой причине.
  • Обычная овца, которых обычная же овчарка отарами гоняет. Защищая ягнят, она становится натуральным берсеркером и уже сама способна задать трёпку самой злобной псине.
  • Кошки-матери, заступаясь за котят, могут отогнать даже пса бойцовской породы. На родине автора правки (Херсонщина с её степями) много вторично одичавших кошек, живущих в камышовых зарослях и на солончаках. Для людей они не опасны, предпочитают убегать или прятаться, но их детёнышей трогать крайне не рекомендуется — запросто могут глаза выцарапать, ибо «тормозов», характерных для домашних котиков, у них нет.
    • Кошка Скарлетт в 1996 г. вытащила своих пятерых котят из горящего гаража и сама при этом обгорела.
  • Совы и дневные хищники, особенно крупные соколы. Поэтому в тундре рядом с полярными совами и сапсанами любят селиться краснозобые казарки: хищник не охотится вблизи гнезда, поэтому опасности такой сосед не представляет, зато ни один хищник не захочет сунуться на охраняемую территорию, следовательно, птенцы казарки будут в безопасности.

Люди[править]

  • Томирис, царица массагетов. Именно в бою с её войском и погиб Кир Великий. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые только проходили у варваров (то есть не-эллинов). А всё потому, что незадолго перед этим персы захватили в плен её сына Спаргаписа, который, по тому же Геродоту, ухитрился назло захватчикам покончить жизнь самоубийством (при том, что Куруш был очень милосерден к побеждённым правителям). Персы даже не смогли отбить тело павшего царя, настолько страшной была битва. А после неё царица ещё и вволю поиздевалась над трупом Куруша.
  • Токива Годзэн (1138—1180) — японская аристократка, наложница (по другой версии: жена) лидера самурайского клана Минамото, Минамото-но Ёситомо, и мать будущего сёгуна Минамото-но Ёритомо. Спасаясь во время смуты Хэйдзи, провела своих трёх сыновей сквозь пургу, пряча мальчиков под собственной одеждой. Позже ради безопасности детей согласилась стать наложницей Тайра-но Киёмори, который разгромил клан Минамото.
  • Мать Петра I, Н. К. Нарышкина, имела при дворе боязливо-уважительное прозвище Медведиха. Далеко-о не безосновательно.
  • Герцогиня Беррийская Мария Каролина Бурбон-Сицилийская, поднявшая в Вандее революционное движение против Луи-Филиппа IV ради того, чтобы посадить на трон сына.
  • Королева Португалии Амелия Орлеанская во время покушения на королевскую семью в 1908 году заслонила собой своего младшего сына Мануэла и набросилась на террористов, хотя у неё не было при себе ничего, кроме букета цветов, которым она успела несколько раз ударить одного из покушавшихся, прежде чем того застрелили телохранители.
  • Марина Фокина, в одиночку спасшая своего ребёнка… как раз от медведя.
  • Ная Ривера утонула, но смогла спасти своего маленького сына.

Примечания[править]

  1. Волки, как ни странно, в случае опасности… бросают своих волчат. И причиной тому социальная структура волчьей стаи: размножается только главная пара, и главная волчица за раз рожает свыше десятка волчат в помёте, которых кормит вся стая. И все в стае, кроме вожака и его волчицы — по сути, «расходный материал», включая как взрослых, так и волчат.