Окозлиться

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Took a Level in Jerkass. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Бывает, что в процессе сюжета персонажи становятся лучше — более добрыми, чуткими, великодушными и благородными. А бывает так, что их характер начинает портиться: появляется ранее несвойственная грубость, агрессивность, надменность; их некрасивые и неэтичные поступки возмущают что окружающих людей, что аудиторию; меняется и моральный облик персонажей — из однозначно положительных героев они превращаются в серых антигероев, а те, которые ранее были таковыми — становятся на путь к злодейству.

Нередко причиной «порченого» характера становятся тяжёлые жизненные обстоятельства, в которые попадает герой. Подвели друзья, умерла любимая кошка, коллеги присвоили себе достижения — как от такого не озвереть? А иногда ситуация куда более трагична, и причиной «окозления» становится смерть дорогих людей, предательство, тяжёлая болезнь или инвалидность, а также крушение всех надежд и полное разочарование в жизни.

Бывает, что персонажи портятся от хорошей жизни — успех, любовь окружающих, богатство и популярность могут сильно вскружить голову. И вот кто-то начинает задирать нос и вести себя не очень-то красиво. Может быть облегчённый вариант — когда персонаж под влиянием жизненных обстоятельств не начинает козлить, а просто перестает быть таким милым, добрым и позитивным.

Противоположный троп — Поднял уровень доброты.

Родственные тропы: Катализатор цинизма, Пытки портят характер, Рыцарь в ржавых доспехах (когда Рыцарь в сияющих доспехах «окозлился» только сверху, но остался рыцарем внутри), Был никем, стал кошмаром.

Соседний троп — Поднял уровень крутизны.

Смена манер (и фактических поступков) не в каноне, а в фаноне — Скурвился.

Смена стороны, на которой персонаж выступает — Налево кругом, Негодяйский моральный стриптиз и Казался героем, оказался злодеем.

А если у персонажа ухудшается характер в адаптации произведения, это троп Окозлиться в адаптации.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Скандинавская мифология — Локи. Начинает как эталонный трикстер, способный в том числе и на хорошие поступки — а заканчивает апокалиптическим маньяком.
    • С сильно прикрученным фитильком, поздние произведения про Локи писались их христианскими авторами с целью его очернить и сделать из него некий языческий аналог Люцифера/Сатаны, изначально же этот персонаж был культурным героем-трикстером, не то что бы положительным, но и не берсерком вроде Тора, которому убить что сплюнуть, так что оригинал подобного точно не сморозил бы, несмотря на свой острый язык.

Литература[править]

  • И. А. Гончаров, «Обыкновенная история». Наивный идеалист Александр Адуев под конец повествования превращается в такого козла, которому не рад сам его дядюшка (не без влияния которого и совершилось превращение).
    • Подразумевается, что то же самое некогда произошло и с дядей. История-то обыкновенная (в то время «обыкновенный» чаще значило не столько антоним «необычному», сколько «типичный, встречающийся то и дело»).
  • В. Примост, «Жидяра». ГГ Миша Кохановский в «чёрной» неуставной части ЗабВО из интеллигентного еврейского мальчика со временем превращается в обычного быдловатого «дедушку». Правда, он — юноша образованный и развитой, и в душе его всё-таки сохранились «тонкие парфюмы»… Козлизму не мешающие. И осложнённые ПТСР и ещё рядом приобретённых расстройств. Особенно ярко читатель видит это в сиквеле «Жидяры», повести «Приднестровский беспредел», в которой Миша, повзрослев на несколько лет, подался в наёмники.
  • Л. Габышев, «Одлян, или Воздух свободы». Малолетний зэк Коля Глаз, обычный парнишка, попавший в тюрьму за сущую мелочь, в стенах Атлянской воспитательной колонии превращается в типичного блатного с «понятиями».
  • «Гарри Поттер»:
    • Сам протагонист, начиная с пятой книги. Когда он вырос, то из милого ребенка он превратился нервного, порой надменного и агрессивного молодого человека, который срывает злость на окружающих и никого не желает слушать. А причиной тому ПТСР, которое развилось после трагических событий в четвёртой части.
    • Северус Снейп — такое случилось во время учёбы в школе. Несчастное детство, травля со стороны Мародёров (кроме Римуса), попадание в ну очень плохую компанию — и на выходе мы получаем личность, не очень приятную даже после поворота направо.
    • В шестой книге, вроде бы без всяких причин (а может, потому, что его задолбало жить в бедной многодетной семье, да ещё и каждую секунду ждать, что налетят слуги Зла?), это делает Рон. Если раньше он мог обидеть человека из-за бестактности или недопонимания, то теперь делает это намеренно: ранит чувства Гермионы из-за надуманной обиды, пренебрежительно отзывается о Полумне (Луне), дразнит Плаксу Миртл, которая ему ничего плохого не сделала. К концу книги, правда, исправляется.
    • Перси Уизли. Из вредного, помешанного на правилах, но в тоже время неплохого парня становится предателем семьи и лизоблюдом. Правда, семья оказалась всё-таки важнее карьеры.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Тирион. Конечно, он далек от образа однозначно положительного персонажа, но жизненные проблемы вместе с алкоголизмом явно не идут на пользу его характеру.
  • Владислав Крапивин, «Острова и капитаны. Наследники» — Роза Анатольевна. Поперву показывается молодой идеалисткой, только выпустившейся из пединститута и яростно вступающейся за подопечных школьников, но ко времени основного действия она уже прожжённая, самовластная завуч, считающая, что все дети одинаковы и смотреть нужно на родителей, кого ругать и кого нет.
  • Э.Веркин, «Место снов» — Ляжка с самого начала показывается, как толстяк-изгой, однако всё-таки зарабатывающий честной добычей вещей типа редкого музыкального или игрового диска. В том мире его постоянно унижал Перец, а потом и Зимин, и после периода разлуки ближе к финалу Зимин встречает Ляжку уже главарём первой в этом мире настоящей банды, планомерно готовящимся к подчинению мира и не стесняющимся насилия (как минимум, его усилиями был убит бунтарь-рейнджер Глина и он же приказал избить до полусмерти и оставить на верную гибель без воды в пустыне Зимина).
  • Николай Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» — Пулька, за время пока он лежал в больнице его характер явно испортился. Со всеми спорил, требовал несуществующие блюда, издевался над медсестрами и даже замахивался на них костылём.

Телесериалы[править]

  • «Сваты» — Женя с пятого сезона.
  • «13 причин почему» — главный герой Клэй. Из простого хорошего парня становится нервным и резким молодым человекам. Довольно груб по отношению к своим родителям, хотя те вполне любящие и адекватные. Да и желание карать всех плохих-нехороших порой заходит слишком далеко.
  • «Доктор Хаус» — главный герой и в самом начале сериала не был белым и пушистым, но пройдя через наркологическую клинику, психиатрическую больницу и тюрьму, пережив смерти нескольких членов своей команды, предательство Кадди и онкологический диагноз Уилсона, полностью слетел с катушек.
  • «Игра престолов»:
    • Санса начинает плести интриги, готовая на предательство и убийство ради власти.
    • Тирион. Туда же. Он ещё и свой зад при этом спасал.
    • Бран, став трёхглазым вороном, откинул от себя все человеческое — например, сочувствие, эмпатию и чувство благодарности. Мира Рид, которая сколько пережила и потеряла ради его миссии, удостоилась разве что холодного «спасибо».
  • «Теория большого взрыва» — Бернадетт. Как оказалось, под маской милой девочки прячется довольно агрессивная, грубая и властная особа, которую побаиваются как коллеги по работе, так и друзья. С прикрученным фитильком, поскольку Бернадетт свои недостатки осознаёт и старательно с ними борется. Всему виной сильнейший комплекс роста: Берни не раз подсвечивает, что из-за миниатюрности никто не воспринимал её всерьёз, пока она не «отрастила зубы».
  • «Blackpool» — детектив Карлайл. В первых сериях был добр к свидетелям и подозреваемым, наблюдателен, въедлив, не робел перед коррумпированным временным начальством и представлял из себя мужчину мечты изголодавшейся по вниманию и заботе Натали. В последних — пошёл на сделку с главным подозреваемым, угрожал своему подчинённому, спровоцировал арест невиновного, мешавшего главному подозреваемому.
  • Друзья — в последних сериях Фиби стала совсем невыносимой для Росса и Чендлера.
    • Сам Росс прошел через это после расставания с Эмили, а стал он и той хуже.
  • «АйКарли» — Сэм Паккет была задирой и хулиганкой с самой первой серии, но с каждым сезоном становилась всё хуже. Её регулярно вызывают к директору за сквернословие, агрессивное поведение и озорные проделки. Особенно резко у Сэм подскочил уровень козлизма в той серии, когда не сойдясь во мнениях с Фредди, она просто избила его теннисной ракеткой и вытолкнула из домика на дереве.
  • «Сплетница»:
  • «Великолепный век» — шехзаде Селим за сезон прошёл от просто безответственного любителя выпить до братоубийцы.
      • Потому что не стань братоубийцей он, оным стал бы Баязид. Который, между прочим, ещё с самого начала 4 сезона усиленно шпионил за братом в надежде выискать какой-нибудь косяк и донести о нем отцу. Святых там нет.
    • В сиквеле шехзаде Искендер, начав как добросердечный и честный юноша, к концу сезона подхватил распространённую в сериале болезнь — жажду трона Османской империи.
  • «Универ» и «Универ. Новая общага».
    • Таня из эмоциональной, но доброй девушки становится настоящей истеричкой и мегерой со скалкой.
    • Кристина, которая начинала как милая стервочка, постепенно стала изменщицей и козой, а уж после своего возвращения она и вовсе деградирует до альфа-суки, у которой нет ничего святого.
    • Инверсия с Гошей: поначалу он тот ещё козёл (за с золотым сердцем, но с уклоном в козлизм) и аферист, которому не составит труда обмануть и использовать даже близко знакомого человека, или жестоко над ним подшутить (посмотрите, как он относится к Кузе в серии, где тот временно ослеп). В спин-оффе это уже в целом безобидный лентяй и халявщик, который лишь изредка берётся за старое. В итоге, правда, кидает ставшую его женой Лилю и сбегает за границу с другой девушкой, но тут скорее троп жизнь пишет сюжет (актёр Алексей Гаврилов покинул проект, так что исчезновение персонажа надо было как-то срочно обосновать). Тем более, что спин-офф большинством не считается каноном.
  • «Пятницкий» — Измайлова в четвёртой главе внезапно становится Королевой драмы, раздувающей истерики на пустом месте и неуважительно относящейся к мужу (а в конце и вовсе его предающей).
  • «Клиника» — Джей Ди ступил было на эту дорожку под чутким руководством доктора Кокса, но к счастью его любящий, хоть и непутёвый, брат, растолковал Коксу, что Джея Ди надо беречь, потому что такое искреннее желание помогать людям — это редкая ценность. Справедливости ради, Кокс действовал из лучших побуждений, желая привить нежному юноше необходимый медику цинизм, чтобы он не спятил и не повесился, но после выслушанной нотации фитилёк слегка прикрутил.
  • «Тайны следствия» — в 17 сезоне сильно окозлилась Злата.
  • Папины дочки — девочки и в первых сезонах далеко не образцы нравственности, но, начиная с арки амнезии Веника, становятся настоящими козами и истеричками. Более-менее нормальной остаётся Женя, но и ее чаша сия не миновала после отъезда в Америку.

Мультфильмы[править]

  • «My Scene Goes Hollywood: The Movie»: Мэдисон/Уэстли, самая застенчивая и скромная из компании подруг, получив второстепенную роль в фильме, начала окозляться и задирать нос. Осознав свое окозление, впала в ГЭС, но извинилась перед друзьями, и те ее простили.

Мультсериалы[править]

  • «Леди Баг и Супер-Кот» — Маринетт Дюпен-Чен, начинала как робкая и малообщительная школьница, но в поздних сериях «социализировалась» и стала вести себя скорее как Alpha lupina vulgaris из третьесортных молодежных драм, чем как положительная героиня.
    • Масла в огонь подливает и тот факт, что главный создатель мультсериала всячески оправдает Маринетт. Хороший пример детишкам, ага.
      • Обоснуй: Маринетт у нас теперь «ошибками живёт», да и стресс от должности Хранителя талисманов даёт о себе знать.
      • Тем временем Хлоя после третьего сезона вернулась к своему привычному поведению.
  • «Простоквашино» 2018 — заметно окозлился Матроскин.
    • В книгах он тоже козлил немало.
  • «Spongebob» — Патрик поначалу был таким же хорошим парнем, как и Губка Боб. Теперь же это один из самых отвратительных персонажей всей франшизы.
  • «Family Guy» — Лоис Гриффин из образцовой домохозяйки и единственного адекватного члена семьи в первых сезонах к последним постепенно стала пофигистичной хамкой и неадекваткой.
    • Что уж говорить о Брайане Гриффине, который из резонёра и «человека» с небольшими недостатками (с которыми периодически старается бороться) превратился в самовлюблённого, жалкого козла, который порой идёт на поступки, достойные полного чудовища. Например, в одной из вставок дал утонуть машине с девушкой, когда узнал, что у неё есть ребёнок (то есть потому, что барышня «с прицепом». И да, ребёнок тоже был в машине в этот момент). В одной из серий подбросил девушке-коллеге наркотики, усадив ту за решётку, так как испугался, что она пожалуется на него за сексуальное домогательство. А в другой так вообще, по мнению автора правки, пересекает моральный горизонт событий, вложившись в бизнес по переработке собак в дешёвое спортивное питание. Своих сородичей, Карл! И плевать, что он явно умнее других псов: в ранних сериях он вполне считал их своими собратьями.
      • Впрочем, почти все главные и многие второстепенные персонажи сериала окозлились. Питер из просто идиота превращается в общественно опасного умственно отсталого; Мэг из девочки-изгоя — в парию с психопатическими замашками (душит кошек, к примеру); Крис из наивного и глуповатого задрота — в агрессивного дебила задрота; Куагмир из просто похотливого ловеласа — в насильника и, по всей видимости, педофила (по крайней мере в одной серии оказывается, что девочка-школьница с объявления типа «Вы видели меня?» находится то ли у него в рабстве, то ли нечто подобное); Джо из честного, героического копа — в храмовника, который бьёт подозреваемых и следует расовым предубеждениям при арестах. Разве что Стью стал намного лучше, ибо начинал он со злобного гения и неэтичного учёного, а сейчас гений без особых перегибов в «злобность», да и в целом сейчас он относительно безобидный метросексуальный бисексуал. А разгадка проста: Сет Макфарлейн устал от Гриффинов, о чём говорил в интервью, а потому активно пытается слить сериал, посвятив себя своему явно более любимому детищу «Орвилл». Но пипл продолжает хавать, а рейтинги не пускают.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — практически вся серия «Putting Your Hoof Down» посвящена этому тропу. Сначала вкрай оборзевший кролик Энджел приказывает Флаттершай добыть на рынке ингредиенты, чтобы приготовить для него салат точно так же, как изображено в книге. Слабохарактерной Флаттершай, однако, не удаётся купить одну-единственную вишенку, и Энджел, обнаружив этот недочёт, вышвыривает из дома пегаску вместе с салатом. Так вот, дабы повысить свою настойчивость, Флаттершай решает пойти на семинары Айрона Вилла, в результате чего превращается из милой, трусливой тихони в агрессивную, бесцеремонную личность, склонную оскорблять и хамить всем понивилльцам подряд. Впрочем, сами жители Понивилля ведут себя далеко не лучшим образом: издеваются, кричат, выбивают из очереди, не дают пройти дальше, приносят не ту почту. И всё-таки по козлистости побеждает именно Флаттершай за счёт того, что нахально наезжает на ни в чём не виноватых подруг Пинки Пай и Рарити, доводя их до слёз.
  • «Смешарики» — на минималках, так как окозление было всего на одну серию. В эпизоде про хоккей Ёжик из-за свойственной ему робкости и медлительности выступает в качестве камня на шее для своей команды («Друг мой, здесь вам не бальные танцы. Нельзя быть таким неженкой»). Устыдившись этого, он начинает тренироваться, и со временем поднял уровень крутизны. Да настолько, что в финале серии стал для своей команды крайне суровым тренеромИ смотрите мне, без лишних нежностей! Это вам не бальные танцы»).
    • Тонко чувствующего поэта и романтика Бараша в последнее время (особенно в спин-оффе «Пин-код») всё чаще показывают с саркастично-озлобленной стороны.
    • Крош в «Пин-коде» из весёлого, целеустремлённого паренька превратился в легкомысленного разгильдяя-неудачника. Может, и не только в «Пин-коде»…
    • Да и Нюша. Если раньше она была женственной инженю с мягким характером и иделистическим взглядом на мир, то теперь она агрессивная эгоистка и собственница, что-то среднее между Сакурой Харуно и Эриком Картманом, которая из-за собственных капризов в серии про Бетельгейзе чуть не погубила всех смешариков.
    • А уж Лосяш… Скучаете по доброму лосю? Так вот, теперь нам чаще попадается упрямый и иногда даже бестактный спорщик.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — Гатс после Затмения. Из адекватного антигероя превращается в весьма мрачного, агрессивного и антисоциального типа. К счастью, со временем начал приходить в себя и вести куда адекватней.
  • Shingeki no Kyojin — с Хисторией это произошло еще в детстве, из-за довольно скверного отношения к ней родителей (особенно матери). Правда, долгое время успешно прикидывалась милашкой Кристой.
    • А уж как окозлился Эрен к последним главам — это даже не расписать, надо видеть самому.
  • Mahou Shoujo Tokushusen Asuka — Куруми Мугэн. Из запуганной и робкой школьной «омеги» она стала маньячкой и садисткой с юрийными наклонностями, а перед своей любовью Аской Отори она так и ломает няшу, что только делает её персонажа омерзительнее.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Кёко, Хомура, а на излёте жизни — ещё и Саяка. Пострадали от закона «о равновесии добра и зла». Они получает ровно столько дерьма в жизни, сколько хорошего принесло другим их загаданное желание. Хомура смогла вернуться в прошлое и изменить будущее на новое плохое — и так 100 раз. Кеко захотела сделать семью счастливой, но в итоге её потеряла. Саяка исцелила друга детства — лишь затем, чтобы он её бросил. В итоге Хомура стала социопаткой высшей пробы, Кеко просто козой, Саяка всего лишь заработала мортидо.
    • Впрочем, действительно ли это работа «закона»? Сам Кьюбей упоминал его скорее в контексте превращения девочки-волшебницы в ведьму и баланса желания/проклятья. В конце концов, Саяка сама решила не бороться за своего друга («Я же зомби!..»), Хомура никогда не отличалась умением общаться с людьми, а Кёко нашла явно не лучшее желание.
  • Dragon Ball — Ти-Ти, жена Сон Гоку. Была милой и доброй девочкой и через стадию бой-девки в зрелости стала стервозной и злобной козой.
  • Naruto — Обито Утиха, Нагато (до нарутотерапии), Карин Удзумаки, Цунаде (до нарутотерапии).
  • Shaman King — Анна Кёяма, уже к началу манги зачётная стерва и коза. Из флешбеков становится ясно, что от природы она вовсе не такая, а такой её сделало отчаяние от лени и пофигизма Йо, а тот уже с детства рассматривался как кандидат в спасители мира. И ради Мира, Анна убила в себе доброту и сострадание чуть менее круто, чем Тайвин Ланнистер.
  • Rozen Maiden — Нори Сакурада, по ходу повествования из робкой овцы, полностью прогнувшейся под младшего брата-хикки, становится всё более решительной девушкой, а к концовке по козлистости она уже начинает уделывать даже Шинку.
    • Суигинто. Ртутная Лампа, как выясняется, изначально не была такой лютой неадекваткой.
  • Oyasumi Punpun — собственно, вся манга посвящена тому, как под влиянием обстоятельств протагонист из ребёнка-идеалиста, грезившего стать астрономом и открыть новую звезду, постепенно превращается в циничного социопата с деструктивными наклонностями, а потом и вовсе в окончательно сломленную личность без цели в жизни. Вдобавок, ещё и одноглазого инвалида с чужим ребёнком под боком и женщиной, которая от безысходности играет с ним в «семью». Педаль экзистенциального ужаса в пол: под конец ему едва за 20!
  • Rave Master — Джулия Драгон, изначально была доброй и милой девушкой, но после долгого пребывания в драконьем облике характер начал портиться — к концу манги она стала вспыльчивой и наглой хабалкой, нет — в темные силы не ушла.
  • Nidome no Yuusha — через это прошёл главный ОЯШ, он за 3 года так и не понял, что попал не в классическое героическое фентези, а в тёмное — по лучшим канонам Деда-в-Кэпке, а на четвертый год Мир показал ему своё истинное лицо и как результат — характер у него резко испортился. Аналогично его сообщницы — Минарис и Сурия.
  • Fate/Stay Night — Широ в параллельном мире, став Арчером.
  • Жена по контракту — в комикс-адаптации отец главного героя Инь Сычэня Хаоэр, в ранобэ сложный и трагичный персонаж пронесший любовь к давно умерший женщине в течении сорока лет! В комиксе равнодушный эгоистичный козёл который не признал своего второго сына

Видеоигры[править]

  • Серия «Принц Персии» — Принц становился все бо́льшим козлом в каждой части, в результате в последней его козлизм даже обрел свою личность (как у Эша Уильямса), и отделаться от нее получилось, только исправившись.
    • А это отсылка к старому циклу «Принц Персии», 1980-х и 1990-х годов, с другим принцем (Али, а не Дастаном) — там в самой первой части глубоко запрятанный козлизм Али тоже «обрёл свою личность», и отделаться от неё можно, только не проявляя к ней агрессии, «приняв» её и «слившись» с ней.
  • Tomb Raider: The Angel of Darkness — здесь Лара стала грубой и язвительной козой, особенно после случая в Египте.
  • Luigi’s Mansion: Dark Moon — Педаль в пол — в начале король бу был благонамеренным экстремистом и отцом солдатам, потом его заперли в картине, потом он освободился, и превратился в полное чудовище.
  • Saints Row — третья часть сильно изменила лейтенантов Босса, доставшихся ему после второй части. Пирс, пожалуй, поменялся в лучшую сторону — перестал безуспешно изображать единственного нормального человека и научился оттягиваться, а вот забавная Шаунди испортилась после смерти Гэта. Большую часть игры от неё нет никакой пользы, зато нытьё и упрёки она генерирует в промышленных масштабах. Основной лейтмотив: «Какого хрена всем так весело, когда кровь Джонни взывает к отмщению, и почему Босс ни черта не делает?» (т. е. не идёт мстить всем виновникам вотпрямщас). Во второй половине игры предъявы Шаунди становятся конкретнее: она критикует Босса за дружбу с «Моргенштернами», причастными к смерти Гэта. К тому времени автор правки ожидал следующего логичного шага — предательства — и предвкушал, как отстрелит башку тупой овце, но сюжет удивил неприятным поворотом. Дева в беде опять в руках врага, и порядочный герой должен на всех парах нестись спасать эту Джа-Джу (ну и вторую девушку за компанию), забыв о возможности убить Киллбейна (а последний давно наработал на жестокую смерть). Нет, на заложниц можно плюнуть ради мести, но это, простите, не канон! Потом ещё и другие Святые вздыхать будут, как же им жалко скончавшуюся вредину Шаунди.
  • The Last of Us — Элли. Во второй части она не только подняла уровень крутизны, но и заматерела характером. Даже начала чаще материться.
  • Tales of Berseria — главная героиня Велвет. После двух лет отсидки в тюрьме от простой деревенской девушки ничего не осталось.