Крестьяне

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Крестьяне! Что вы думаете о крестьянах? Полагаете, они святые? Да они злобные пройдохи! Они говорят: «Нет у нас риса, нет фуража, ничего нет!» Врут! Все у них есть! Копайте под полом! Обыщите сараи! Вы много чего найдете — бобы, соль, рис, сакэ! Поищите в горах, там есть потайные склады! Крестьяне корчат из себя святых, а сами лживые скоты! Будь они прокляты! Но кто их превратил в скотов? Вы! Вы, самураи! Вы жжете их деревни! Разрушаете запруды! Отбираете пищу! Заставляете работать! Насилуете женщин! И убиваете крестьян, если те противятся! Так что же делать крестьянам? »
— Кикутиё, прикинувшийся самураем крестьянин, «Семь самураев»
Крестьяне — типичное пушечное мясо из Пятых Героев

Крестьяне — сословие земледельцев в феодальных и раннекапиталистических странах. Могут быть мелкими землевладельцами, наёмными работниками в сельском хозяйстве, арендовать землю или находиться в личной зависимости у дворянина.

Крестьяне — это типаж, воплощающий среднестатистического обывателя. Крестьянин много заботится о материальном — ведь его кормит его хозяйство (нищих батраков, хозяйства и перспектив обрести его не имеющих, в расчёт не берём). Крестьянин может разбогатеть (с помощью того же хозяйства), но даже в этом случае, в отличие от дворян, не будет ни сорить деньгами, ни чураться физического труда. Крестьяне, даже если крепостное право в сеттинге уже отменено, или, что более вероятно, ещё не введено, привязаны к своему хозяйству и зависят от него, не желая терять то немногое, что имеют. Наконец, крестьяне, хоть и не склонны находить в природе особенную красоту, живут в её ритме. Крестьянин не поймёт того, кто считает осень временем жёлтых листьев, потому что для него осень — время сбора урожая, а уже потом всякие эпитеты.

С учётом всего этого можно представить характер типичного крестьянина. Он прозаичен — склонность к мечтаниям и романтике только отвлекают от нехитрых, но многочисленных забот сельского быта. Он не доверяет переменам не столько потому, что любит свою размеренную жизнь, сколько потому, что не представляет другой. Представлять-то он может, но жуткая консервативность крестьянина закрепляется сугубо нулевой социальной защитой — он и его семья будут есть то и только то, что вырастили на своей земле за сезон, перемены же могут пройти неудачно и это смерть. Делать ровно так, как делали отцы, деды и прадеды — гарантирует результат, пусть и не досыта, но прокормишься, у предков же получалось из века в век… Любые инновации в сфере обработки земли, севооборота, возделываемых культур — для крестьянина прямой аналог русской рулетки, ставка — жизнь. Он ценит труд (материальное!), но любит простые удовольствия. Он почитает традицию (в том числе и религию), а к тем, кто ведёт себя не так, как положено, он относится с подозрением. При этом он очень прижимист (щедрость — добродетель знати), ведь ему все достается тяжёлым трудом, и разбазаривать он это не желает. Однако крестьянин — человек не нетерпимый и тем более не злой, он просто ограниченный. С другой стороны, крестьяне зачастую совершенно необразованны (сюрприз!), а потому многих вещей, им непонятных, боятся, а если им покажется, что это что-то угрожает их благосостоянию, начинают тут же это ненавидеть. Так что бродячим ученым и колдунам-отшельникам лучше селиться от деревень подальше: если не побьют камнями, то по крайней мере будут всякие гадости рассказывать и обвинять в наложении чар на посевы.

Прославлены крестьяне в первую очередь тем, что в стандартном фэнтези-сеттинге их пихают везде, где требуется типаж среднестатистического обывателя. Крестьянин — типичный житель Ширских холмов. Крестьяне — основная часть населения Королевства, но и в Империи их немало (если только империя не злая — там вместо них либо рабы, по сравнению с которым крестьяне, даже крепостные, живут припеваючи и свободны, как птицы, либо вообще никого, потому что жить простым и честным трудом — не по-злодейски, иногда, впрочем, это объясняется нефеодальной экономикой). Кого рыцарь будет защищать от злобного монстра? Крестьян. Кого будут беспощадно терзать орды тёмного властелина? Крестьян. Кто будет рукоплескать герою? Да крестьяне же! Короче говоря, крестьяне — это предельно пассивные люди, которые сами никакого влияния на сюжет не оказывают, но своим существованием придают ему смысл — всё-таки, их в аграрных феодальных странах действительно подавляющее большинство.

В том же СФС их никогда не бывает среди нелюдей. Орки живут грабежом, гномы — ремёслами, эльфы, личности без определённых занятий, пропитание добывают, видимо, собирательством и охотой, а то и магией — не затем же они учились стрелять из луков, чтобы разгромить тёмного властелина при первых признаках его появления? (Деконструкция — цикл о ведьмаке Сапковского, где до встречи с людьми у эльфов всё сельское хозяйство получалось как-то само собой, без особого труда, а вот после — фига, надо теперь учить агрономию, селекцию, и, главное, пахать и сеять руками. Проклятые дхойне!) А всё потому, что обывателями из пяти рас имеют право быть только люди.

Штамп, пришедший из компьютерных стратегий: крестьяне иногда появляются на войне, но лучшее, что могут сделать для победы своей стороны — сразу дезертировать обратно. Вооружаются чем попало, обычно — вилами (исторически достоверный, но незаслуженно забытый вариант — куза, выпрямленная коса, использующаяся как копьё или как алебарда-глефа, которая от неё и произошла). Драться не умеют. Строем не ходят и назначения его в рукопашном бою не понимают. Панически боятся врагов либо заранее, либо только при встрече с ними, а до того — демонстрируют ненормальную самоуверенность. Всегда появляются огромной толпой (потому что их же вообще много и им можно не платить или платить копейки, а то, что орду здоровых мужиков надо чем-то кормить — при том, что от них не ждут большой пользы — МТА игнорируют). Опять деконструкция от Сапковского — в битве под Бренной отряд таких вот недосолдат остановил атаку зашедшей в тыл армии нордлингов элитной кавалерии Нильфгаарда, предотвратив неминуемый разгром [1].

Исторически феодальные государства действительно могли формировать ополчение из крестьян. Однако, если в армии делался упор на рыцарскую тяжёлую кавалерию, это происходило не в каждую кампанию, а только тогда, когда не самый значительный выигрыш в военной силе стоил отрыва работников от сельского хозяйства. А если армия строилась вокруг стрелков, по типу английской XIII—XIV веков, то крестьяне и были этими самыми стрелками, на всё вышесказанное не походили ни разу, вооружались луками, которыми владели, как настоящие матёрые профи, и были куда более дисциплинированы, чем те же рыцари. Эти крестьяне и в мирной жизни не очень соответствовали обычному типажу — стрелков набирали из вольных крестьян вроде английских йоменов, у которых было время на тренировки и не было мотивации первым делом стрельнуть в спину ненавистному высокородному рабовладельцу.

Также крестьяне — основная часть населения Убервальда, коий сии оседлые и законопослушные землепашцы делят с бродячими и непредсказуемыми цыганами. Хотя во многих случаях Убервальд существует уже в Новое время, настроения у тамошних крестьян чисто средневековые: они позволяют властвующим над ними вампирам сосать их кровь, оборотням — охотиться на них по ночам у опушки, а безумным учёным — увозить их из деревень в замок на опыты. Впрочем, рано или поздно терпение у крестьян кончается, они берут вилы и факела и идут устраивать евромайдан у замка чудовища. Горбун Игорь, скорее всего, улизнёт, чудовище одолеют без них, а вот героям придется с крестьянами объясняться.

Поскольку сбор крестьянского ополчения отвлекает крестьян от их основного занятия, то в античности и в средние века обычно старались не воевать во время посевной и в период сбора урожая. Это относилось как к античными армиям, в которых ополчение играло большую роль, так и к рыцарям и лордам, которые были материально заинтересованы в том, чтобы крестьяне на их землях хорошо провели посевную, а затем собрали хороший урожай. При этом находились хитроумные полководцы, которые специально начинали войну с неожиданного нападения во время посевной или сбора урожая, с целью застать противника врасплох.

Разновидности[править]

Вообще[править]

  • Крепостные — находятся в личной зависимости, могут быть проданы как имущество своего господина, которым юридически и считаются. Не имеют права на суд короля — только на суд сеньора (т. е. даже если по закону крестьянам гарантировано подобие прав человека, на практике никто на это не посмотрит, потому что суды сеньоров законам короля следовать не обязаны: «Закон — моё желание, кулак — моя полиция, удар искросыпительный, удар зубодробительный, удар скуловорот!»). Несут повинности: помимо налогов королю и церкви ещё и оброк (плату сеньору, деньгами или товаром) и барщину (обязательные работы на полях сеньора).
  • Государственные — формально тоже находятся в личной зависимости, но уже у самого короля, никому, кроме него, ничего не должны и потому их статус считается более высоким. Однако они — тоже имущество, и, например, могут быть в любой момент подарены сеньору или монастырю, утратив все свои преимущества. Тоже несут повинности, но уже в пользу государства.
  • Вольные — могут полностью владеть той землёй, которую обрабатывают, а могут обрабатывать землю какого-нибудь землевладельца-помещика. Не являются ни крепостными, ни дворянами, а состоят в статусе свободных простолюдинов; их отношения с землевладельцем — скорее, аренда земли с уплатой арендной платы натурой или даже деньгами. Другое дело, что, например, в России после отмены крепостного права де-юре вольные крестьяне продолжали де-факто работать на помещиков, как крепостные, потому что были должны деньги или не могли приобрести своей земли.

Крестьяне-дворяне[править]

  • Дзи-самурай, в отличие от самурая обычного, имел собственный земельный надел, а в отличие от дана (японский аналог баронета), сам его обрабатывал.
  • В Корее худородный нищий дворянин-янбан мог сам обрабатывать свою землю.
    • Согласно конфуцианской морали, земледелие считалось почётным и уважаемым занятием, и формально крестьяне шли сразу за дворянами, а после крестьян шли ремесленники, и ронин мог, оставаясь самураем, заниматься каким-нибудь ремеслом. А вот быть торгашом для благородного мужа в конфуцианских странах (включая и Японию, где конфуцианство было только для императорского двора (для японцев мысли о «мандате неба» и законной смене правящей династии виделись крамольными, отчего конфуцианство было только для благородных) считалось презренным и недостойным занятием.
  • В России в XIX в. тоже были нетитулованные дворяне, которые пахали наряду с собственными крепостными, внешне и внутренне от них практически не отличаясь и, в полном соответствии со словами Пушкина, были «ограждены своим чином токмо от побоев, да и то не всегда».
    • Особенно много их было в западных губерниях — в основном потомки безземельной шляхты, живущие среди крестьян.
  • И в других странах Европы случалось, что благородный господин трудился в поле со шпагой на поясе, чтобы его не попутали с каким-то там презренным крестьянином.
    • Речь Посполитая — педаль в пол: там иной ясновельможный пан из околичной шляхты, владевший 2 га земли без крепостных, пахал с жестяной саблей на поясе, ибо настоящая не по карману. После раздела Польши такие шляхтичи оказалась и в Российской империи.
    • Земан — низший титул венгерского, словацкого и чешского дворянства. Просто дворянин, часто бедный настолько, что от крестьян не отличался ничем, кроме привилегий. Статус земана имели примерно 5 % венгерского дворянства, а в некоторых провинциях и все 10 %, так что встречались деревни, населённые одними дворянами,. Титул передавался всем детям земана, в том числе девочкам (но от девочек дальше не передавался).
  • Английские йомены, потомки прежней англосаксонской знати — ниже дворян, но выше обычных простолюдинов.

Русские[править]

  • Батраки — безземельные крестьяне, нанимающиеся пахать чужую землю как наемные работники.
  • Кулаки — богатые крестьяне, которые нанимают батраков[2], могут жить не в деревне, а на хуторе. Работать могут, но только в виде исключения.
  • Бедняки и середняки — имеют своё хозяйство или долю в общинной земле, но не прибегают к наёмному труду. Сами владеют — сами обрабатывают.
    • Тут, как всегда в деревне, всё сложно. Крепкий середняк мог позвать на сбор обильного урожая свою менее зажиточную родню. Отказываться нежелательно, поскольку богатый родич — источник влияния. А расплатиться — по совести, которая у каждого была своя (от варианта «честная плата» до варианта «ну и жила»). Ну и вообще сельское хозяйство — штука сезонная, в какие-то моменты рабочих рук надо много больше, чем обычно. Однако ростовщиков ненавидели однозначно — за упомянутые в сноске ранее грабительские проценты.
  • Поморы (см. поморы и купцы) и население других нехлебородных земель. Обычно были государственными крестьянами, поскольку на барщине тут много не выжмешь. Основной источник доходов — морские и лесные промыслы и отходничество. Хотя какое-то количество земли в их собственности обычно было.
  • Казаки — тоже крестьяне, но лично свободные, освобождённые от налогов, имеющие ряд привилегий вроде местного самоуправления (с выборными атаманами!). За всё это в царской России несли военную службу, составляя при необходимости иррегулярные отряды лёгкой кавалерии. Так как обычно селились на фронтире, сахарной их жизнь было назвать очень сложно даже по сравнению с крепостными. Но это были люди, предпочитавшие свободу безопасности.
    • Однодворцы — нечто среднее между казаками (живут на фронтире), государственными крестьянами (отделяют себя от дворян и мужиков) и аристократией из фольги (почти все считают себя служилыми людьми и хранят жалованные грамоты бубернадцатого века).
  • Колхозники — из всех вышеперечисленных, после коллективизации и раскулачивания, в конечном итоге получились они.

Британские[править]

  • Керлы — свободные простолюдины, не относящиеся к англосаксонской знати, первоначально сохранили свой статус и при норманнах, но затем были причислены к вилланам (к крепостным) унаследовав некоторое количество прав, отличающих от настоящего раба.
  • Йомены — потомки старой англосаксонской знати, не дворяне (потому как не потомки норманнов-завоевателей), но выше обычных крестьян. В общем-то свободные простолюдины, но выше керлов. Именно они составляли основной костяк знаменитых английских лучников. А после того как в войне алой и белой роз перебили почти весь цвет норманского рыцарства, то именно йоменам открылась возможность получения дворянства.

Американские[править]

  • Фермеры — основной вид американских крестьян, свободные, владеющие собственной землёй и часто являющиеся аналогами советских середняков. С самого начала ориентируются на рынок и специализируют свою ферму, развивая все остальное по остаточному принципу.
  • Гомстедеры — эти уже похожи на европейских крестьян некоторой автаркией, но с кучей земли, отжатой у индейцев. Обычно продукт полураспада, когда землю на окраине фронтира уже заняли, но плотности для того, чтобы полноценно включится в большой рынок, ещё не хватает.
  • Скотные бароны aka ранчерос — кулаки на стероидах: сами за скотиной не ухаживают, а нанимают ковбоев и нехило наживаются при этом.
  • Ковбои — батраки-скотопасы, но при этом круты и вооружены. Фронтир — он такой. Первоначально перегоняли стада с дальнего Запада в Техас, где коров и бычков грузили в вагоны и отправляли на промышленный северо-восток.
  • Реднеки — невежественные американские аграрии, обычно — мелкие фермеры.
  • Каджуны — жители болот большой Луизианы. Нет, не только нынешнего штата Луизиана, а французской Луизианы размером с треть нынешних США.
  • Освобождённые негры перешли в разряд крестьян после разгрома Южной Конфедерации. Примерно соответствуют нашим батракам и беднякам, и их освобождению точно так же всячески мешали разнообразным sharecropping (чересполосицей).

Японские[править]

  • Затюканные, бесправные, в силу этого трусоватые и подловатые. Могут родную маму отнести на гору умирать от голода и холода.
  • Гоно — кулаки эпохи Эдо. После революции Мэйдзи и переходом от феодализма к капитализму, резко повысили свой соцстатус, сблизившись по нему с госи (с самураями владевшими землёй — данами и дзи-самураями).

Индийские[править]

  • В современной Индии крестьянским трудом занимаются представители низшей варны — шудры, и они могут есть второсортное мясо, которым побрезговали воины-кшатрии. Традиционно «земледельцами» называют вайшья, которые фактически торговцы и землевладельцы. В далёком прошлом они действительно были крестьянами, работали в поле и сами пасли скот. Но за прошедшие века те вайшьи, что остались на земле, превратились сначала в кулаков, а затем и в аналог помещиков (но не были дворянами и не получали землю за службу, как в Европе).

Примечания[править]

  1. Деконструкция, впрочем, вполне историческая — в своё время пика приобрела огромную популярность, как раз потому, что сделать её нетрудно, обучить ей пользоваться нетрудно, а все требования к уровню начальной подготовки заключаются лишь в способности эту самую пику удержать.
  2. Однако являвшийся потомственным крестьянином Калинин относил к кулакам ростовщиков, а нанимающие работников, по его мнению, могли быть и середняками. А проценты у кулаков часто были грабительские — 50 % годовых с взятого взаймы зерна, и пофиг, насколько урожайным был год. А за взятую на день лошадь нужно было бесплатно отработать на кулака неделю (или три дня, если у кулака остались зачатки совести).