Феодальная Империя

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Феодальная Империя — вид государственного устройства, обычно калькированный с наиболее известного примера — Священной Римской империи Германской нации, или Первого рейха, реже с других государств с феодальной раздробленностью. Как правило, заменяет Федерацию в сеттингах, которые ещё не доросли до республики и демократии, или, наоборот, переросли их.

Суть феодальной империи в том, что существует Император, якобы главный, но по сути лишь главноуговаривающий арбитр в разборках своих вассалов. Император может и не называться императором; в этом случае в англоязычных источниках он будет называться верховным королем (High King[1]), а в русскоязычных, скорее всего, великим князем. Вассалы же, короли, герцоги, князья просто и князья церкви — те, кому реально принадлежит власть; впрочем, и у них могут быть столь же неуправляемые вассалы, какие-нибудь бароны и графы. И не забывайте: вассал моего вассала — не мой вассал[2], поэтому император приказать что-то барону или графу не может вовсе (ну разве что пфальцграфу, который по должности отвечает за императорский дворец и потому напрямую подчиняется императору)[3].

В результате мы имеем уйму разношерстной аристократии с золотыми вольностями, которым живется весело и просторно. Как живут при этом простые люди — лучше не задумываться. Но в соседней абсолютной монархии им живётся намного хуже, правда-правда!

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Именно таковым, судя по всему, было государственное устройство королевств нолдор в Белерианде:
      • Есть Верховный Король Нолдор в Средиземье из Дома Финголфина.
      • Есть лорды из Домов Фэанора и Финрода/Финарфина, сохраняющие значительную автономию в своих владениях — вплоть до того, что Финрод в Нарготронде считался королём.
      • И даже в самом Доме Финголфина был полунезависимый Гондолин.
      • С приходом людей, в обмен на службу они получили себе домены в Дортонионе (Дом Беора) и Дор-ломине (Дом Хадора), где были очень автономны.
    • Нуменор тоже был устроен похожим образом — Андуниэ, например, было очень автономным владением.
    • Королевства изгнанников в Средиземье — Элендиль правит из своей столицы в Аннуминасе, но его сыновья в Гондоре очень автономны.
    • Различные регионы Гондора (Итилиэн, Анориэн, Лоссарнах, Лебеннин, Бельфалас, Дор-эн-Эрниль, Ламедон, Долина Рингло, Анфалас (Лангстранд), Мортонд, Пиннат Гелин и Этир Андуин) были очень автономны — и многие имели собственных правителей, подчинявшихся Королю (а позднее — Наместнику).
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом». Проливная империя со столицей Эстор (оттуда и происходит род Руматы Эсторского), её вассалы королевства Арканар, Ирукан и торговая республика Соан.
  • Что-то в этом роде представляют собой Семь Королевств на момент начала «Песни Льда и Огня». Некогда семь разных государств объединены в одно, с одним королём; ниже короля находятся верховные лорды из Великих Домов, под ними — лорды-знаменосцы, ниже них — мелкие лорды и рыцари-ленники.
    • Дом Ланнистеров (и фактически принадлежащий к нему королевский дом псевдо-Баратеонов) хочет укрепить центральную власть и подчинить Железному Трону напрямую все владения, а разгоревшаяся уже в первой книге гражданская война представляет собой феодальную реакцию против нарождающегося абсолютизма, которая приводит к распаду Семи Королевств и восстановлению частью из них независимости. Проводившие новую политику Тайвин и Киван Ланнистеры убиты, десница из другого мощного дома — Тиррелов. Так что с абсолютизмом королю из Королевской Гавани придётся обождать.
    • С абсолютистских позиций, да ещё с планами ввести новую госрелигию, выступает Станнис Баратеон, но пока он занят завоеванием плацдарма, с которого он начнёт второй поход на столицу.
    • А вот кто реально имеет шансы построить абсолютизм — это серый кардинал Петир Бейлиш, который успешно стравливает аристократические дома друг с другом, исподволь строит свою собственную власть и окружает себя мелкими служилыми лордиками и выжившими из павших домов. К несчастью для себя, Бейлиш — скептик, поэтому не знает и не хочет знать о надвигающейся с Севера апокалиптической беде, могущей расстроить все его планы. (Или знат и учитывает?… С ним не поймёшь). И что намного хуже для Бейлиша, кое-какие его планы могут рухнуть без помощи гостей с Крайнего Севера. Больно уж Петир стал в себе уверен, козля влиятельных лордов. В сериале таки-докозлился, за что и получил от троицы молодых Старков вышку, но это был совсем другой Мизинец из совсем другого сеттинга.
    • Ещё один кандидат на абсолютистскую перестройку с довольно серьёзными возможностями для этого — Дэйнерис Таргариен, потомок бывшей королевской династии, со своей идеей «сломать колесо». Завоевательные возможности-то есть, а вот с управленческим опытом туго… но это дело наживное — если выживешь при наживании опыта. В сериале она в двух шагах от цели бросила всё и отправилась на борьбу с вышеупомянутой проблемой с Крайнего Севера. В финальном сезоне деградировала до Психа с Драконом.
  • «Сага о Ведьмаке» — Нильфгаард, завоёванные провинции которого сохраняют очень большую автономию.
  • Дюна — самая настоящая феодальная империя по примеру Священной Римской империи или Речи Посполитой, балансирующая между амбициями императорского дома Коррино и других Великих домов, а также Космической гильдии.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата» — так-называемая Империя гоа’улдов. По-сути — горстка феодалов, постоянно грызущаяся друг с другом. Раннее, у них действительно был верховный правитель (Ра), но после того, как его грохнули земляне, то ни у одного из Системных владык не хватает сил на то, чтобы занять его место. Именно эта разобщённость и является единственным шансом землян, ток’ра (гоа’улдов-повстанцев) и свободных джаффа победить. К сожалению, когда на галактическую арену возвращается Анубис, то землянам приходится убеждать Системных владык объединиться и противостоять новой (вернее, старой) угрозе. Баал пользуется моментом и захватывает власть.

Аниме и манга[править]

  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — собственно, мы имеем огромную империю, но кто кем является непонятно: бастард имеет титул принцессы, полноправный голос на заседаниях сената и даже собственную гвардию, бароны и прочие князья напрямую подчиняются империи, хотя, вроде как, не являются ее территорией, а вассальными землями (что подразумевал под этим автор — неясно).
    • Вероятно то, что у Империи просто самая большая палка.
  • No Game No Life — именно такова империя, строящаяся Сорой, Сиро и Стефанией Дола. Все покоренные народы получают широкую автономию, чтобы в конце концов в неопределённом будущем выступить единым фронтом против бога этого мира.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls: Империя Тамриэль. Обладает сложной и запутанной системой феодальной лестницы; обычно, на вершине стоит Император, ниже него короли, каждый из которых отвечает за королевство-провинцию, ниже королей — местные аристократы. Местные аристократы — графы в центральной провинции Киродиил — прямые вассалы Императора. Но в каждой провинции есть свои особенности:
    • Так, в провинции Хай Рок нет общего короля, и прямыми вассалами императора являются местные корольки.
    • В провинции Морровинд король долгое время присутствовал чисто для проформы, а реальной властью обладала никому не подконтрольная храмовая иерархия Трибунала и собственно Трибунал, местная же аристократия — Великие Дома — обладала своей собственной запутанной пирамидой рангов.
    • В провинции Скайрим всё было вроде бы стандартно, пока она не осталась без короля, и ярлы (местные аристократы) не оказались предоставлены самим себе. За трон короля идет гражданская война между двумя претендующими на него ярлами, из которых одна признает над собой императора, а другой нет; Император напрямую приказать ярлам не может, даже тем, которые его признают (вассал моего вассала — не мой вассал), поэтому остальные ярлы находятся в состоянии «сам себе велосипед».
  • Trails of Cold Steel — Эребонианская Империя. Помимо императора огромной силой обладают Великие Дома, правящие четырьмя провинциями и обладающие собственными армиями (объединившись не уступающие императорской). Недавно начались массивные реформы по укреплению центральной власти и уменьшению влияния родовой аристократии, что им, естественно, не особо понравилось и в итоге привело к гражданской войне, закончившейся поражением Домов и продолжением централизации власти.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40k: Imperium Humanus — Бог-Император, несмотря на свою божественность (а может, именно из-за неё), сам давно ничего не решает, а всем заправляют Лорды Терры (в центре) и, в меньшей степени, местные власти (на местах). Простой народ при этом живет ну просто отвратительно, но никто не жалуется, потому что альтернативы ещё хуже (ну, кроме Тау, да и те тоталитаристы).
  • Империя в Warhammer Fantasy: ныне действующий император Карл Франц, он же курфюрст великого княжества Рейкланд и принц Альтдорфа. После Магнуса Праведного, во время Великой Войны с Хаосом заново собравшего расколотую державу, лишь Карл Франц и может похвастаться тем, что Империя едина как никогда. Но после смерти своего отца в первом раунде выборов едва не проиграл Борису Тодбрингеру и колеблющихся курфюрстов пришлось уговаривать поодиночке.
    • Сами курфюршества — тот ещё конгломерат феодальных владений и вольных городов, сдобренный крепостями могущественных рыцарских орденов. Порой амбициозный провинциальный аристократ может подсидеть действующего выборщика. Порой выборщик может отжать у вассала город, дав ему права фриштадта, отобрать за мятеж часть земель или вообще конфисковать земли.
    • Вишенка на торте. Если император творит дичь, выборщики могут его низложить, как случилось с Дитером IV, который последовательно прозевал опустошивший половину страны WAAGH, продул войну с Порубежными Князьями и за огромную взятку предоставил независимость Мариенбургу. И хотя император — главнокомандующий всеми вооруженными силами, де-факто твердо он полагается на армию своей провинции, другие выборщики могут и в сторонке постоять. Впрочем, порой и в родной провинции влиятельные феодалы могут создать проблем. А уж запутанная система владений лишь добавляет поводов для склок. Скажем, династии Карла-Франца принадлежит небольшой лен в Талабекланде и в определённом смысле Карл-Франц вассален курфюрсту Талабекланда… Как держатель этого лена.
    • У гномов и высших эльфов тоже похоже на то: первые сидят по куче относительно изолированных крепостей со своими королями, и над ними всеми верховный король; вторые поделены на княжества и находятся в довольно сложных отношениях с Королём-Фениксом, который заседает в одном из них. Ах да, ещё Король-Феникс должен вступить в годичный брак и ритуально совокупиться с Вечной Королевой Авелорна, дабы породить следующую Вечную Королеву. Соотношение власти между Вечной Королевой и Королем-Фениксом тоже не самый простой вопрос, хотя обычно соправители стараются не конфликтовать.

Реальная жизнь[править]

  • Громаднейшая Священная Римская империя из сотен мелких княжеств и нескольких королевств — кодификатор тропа.
    • И её жалкий обмылок — Австрийская империя, вся история которой — череда мятежей венгров, чехов, словаков, хорватов, поляков, украинцев, итальянцев… Итог — превращение в Австро-Венгрию[4], а затем и вовсе распад по итогам Первой мировой. Потом ещё какое-то время коптила небо одинокая Венгрия, формальная монархия без короля, зато с пожизненным регентом Миклошем Хорти. Наконец, и там монархия была упразднена, и последним крошечными осколками Священной Римской Империи остались Лихтенштейн и Люксембург.
    • Как ни странно — Германская империя. Просто к 1914 году Германия была единой чуть более 40 лет и частично сохраняла пережитки Священной Римской империи[5]
  • Киевская Русь, которую вражда удельных князей и привела к катастрофе. В Европе за правителями Руси признавался титул кагана, равный императорскому.
  • Некоторые средневековые балканские государства — первое и второе Болгарские царства, а также царство Сербское — в англоязычной литературе также называются империями, см. хотя бы английскую Википедию.
  • Речь Посполитая до разделов — страна с выборной королевской властью, на деле же — абсолютнейшая анархия, так как верховная власть не имела ни ресурсов ни авторитета для реального управления государством. Теоретически любой шляхтич (а шляхты в некоторых воеводствах собственно Польши было 10-20 % населения) мог блокировать любое решение Сейма [6], магнаты и гетманы организовывали не согласованные с королем походы на соседей (магнаты Мнишеки вмешались в Смуту в России, поддержав Лжедмитрия, гетман Сагайдачный устраивал походы и в Россию, и в Крымское ханство, и на Османскую империю), источник сепаратизма в лице запорожского казачества и вообще восточных украинских и белорусских земель прилагается. А еще у шляхты было официальное право на восстание против короля и ведение «частных воин» друг с другом (и это в XVI веке!). Польшу в итоге разделили её самодержавно-абсолютистские соседи — Россия, Австрия и Пруссия, которые имели и единый государственный бюджет и единую армию и самое главное — возможность проводить непопулярные, но необходимые реформы.
  • Т. н. империя «Великих Моголов» (экзоним, причем довольно поздний) в Индии, особенно после Аурангзеба. Навабы и раджи формально признавали власть падишаха, но де-факто творили что хотели — и Британская Ост-Индская компания, постепенно, одного за другим, прибирая к рукам (силой оружия или подкупом) феодалов, довольно быстро превратила империю из феодальной в чисто декоративную.
  • Империя Инков — огромная и странная громадина, при этом четко организованная и богатая.
    • Если чётко организованная, может, имеет смысл называть это не феод-империей, а абсолютистской? Или какое-то другое слово пристегнуть?

Примечания[править]

  1. В отнюдь не огромной Ирландии умещалось около сотни мелких королевств. Причём правители назывались королями буквально — rí от латинского rex. И эти мелкие корольки могли находится в подчинении у более крупного короля называемого overking = ruiri, который мог подчиняться king of overkings = ruirech, который свою очередь мог подчиняться high king = ard rí.
  2. На самом деле это фраза одного французского короля, а не какая-то историческая формула. В реальном Средневековье то, кто кому вассал, зависело от сложной системы из традиций страны, области, истории взаимоотношений с владельцами титула, харизмы сюзерена. Да и в целом формула говорила не столько о подчинении, сколько о требовании верности.
  3. Однако в средневековой Англии таки вассал моего вассала — мой вассал, поэтому и войско английский король мог собрать повнушительнее, чем большинство его коллег по ту сторону Ла-Манша. При этом английские короли имели в вассалах солидный кусок Франции, а сами (английские короли) в качестве герцогов Нормандских являлись … вассалами французских королей.
  4. Для характеристики сего образования достаточно сказать, что общим у Австрии и Венгрии был только император Франц-Иосиф. Все остальное — органы власти, суды, даже армии у каждого свои. Причём даже титулы у монарха него были разные. В Австрии он был императором, а в Венгрии — королём, отсюда формула «К. у К.» — Кайзер унд Кёнигсрейх.
  5. Например, войска все еще формировались по территориям бывших государств (прусские, саксонские, баварские дивизии и корпуса), некоторые земли, например Бавария, имели определенную автономию.
  6. Решения принимали не все шляхтичи сразу, а выборные в сейм от каждой области на местном сеймике. Правом выбора обладали только шляхтичи-католики, но не протестанты, православные или мусульмане — т. е. не больше 2/5 всего шляхетства. Во всей Речи Посполитой шляхетство составляло 2-3 % населения