Крутой наездник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Укротить проклятое животное было бы под силу разве только ковбоям американского Запада, этим чудесным наездникам, которые точно воскрешают в своем лице легендарных кентавров древности. Сорвиголова был превосходным наездником, но не той силы. »
— В итоге всадник тяжело шлёпнулся о землю
« Cowboy, cowboy, he can ride
Any horse and any bride.
Cowboy, cowboy comes to town
Beat you up and shoot you down!
»
— Гимн Жана Кирштайна Lindemann, «Cowboy»

Крутизна может проявляться самыми разными способами. Безусловно, очень круто, если персонаж мастерски владеет клинком. Или стреляет с небывалой быстротой и меткостью (подойдёт и лук, и пистолет, и винтовка). Не меньше впечатляют способности всевозможных рукопашных бойцов, магов или кудесников от науки. Но наш герой, даже если владеет какими-то из перечисленных навыков, прославился совсем в другой сфере. В первую очередь он — крутой наездник, который лихо управляется с… ну, с тем, на чём в его мире принято ездить верхом. Педаль в пол, если в целом не принято, но конкретно он умеет. В Древнем мире и соответствующих ему сеттингах это, вероятнее всего, будет колесница (если повезёт — летающая), от поздней Античности и до Нового времени — конь (какой-нибудь крутой, конечно, а в фэнтези возможны и более интересные варианты), в наши дни наездник пересядет на мотоцикл, а в будущем сменит транспорт на какой-нибудь ховерборд или гравибайк. Чтобы не раздувать статью до невероятных размеров, обозначим условия попадания персонажа в эту категорию:

  • Его транспорт должен быть соразмерен габаритам всадника, то есть байкеры и крутые пилоты мини-мехи сюда, а те, кто предпочитает полноценную меху, самолёт или автомобиль — уже в другие категории.
  • Персонаж должен выделяться своей крутизной на фоне других наездников, а своими навыками езды и любовью к ней — на фоне других крутых. Если он просто умеет перемещаться верхом, а крут в чём-то другом, не пишем его сюда, как и универсалов, одинаково крутых конными и пешими.
  • Также нежелательно помещать сюда персонажей, прославленных только благодаря крутому и/или уникальному маунту, если для управления им не требуются особые умения.

Особые категории крутых наездников, вынесенные в отдельные статьи:

Товарищей из этих групп стоит добавлять в статью либо при наличии у них разноплановых ездовых навыков (дракон или байк плюс что-то другое), либо перечисляя их в ряду других крутых наездников из произведения. Также можно упомянуть тех, кто выделяется своей крутизной и навыками даже на фоне коллег по цеху. Остальных лучше помещать в списки на соответствующих страницах.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Литература[править]

  • П. П. Ершов, «Конёк-Горбунок» — хоть Иван и Дурак, а волшебную кобылицу объездил и укротил, причём сидя на ней лицом к хвосту! Так что преференции от этой крутой лошадки герой честно заслужил.
  • М. Лермонтов, «Герой нашего времени» («Бэла») — пожилой джигит-полуразбойник Казбич, владелец крутого скакуна Карагёза.
  • Т. Майн Рид, «Всадник без головы» — разумеется, Морис-мустангер, укротитель диких лошадей. Отличные наездники также его друг Зеб Стумп и враг капитан Кассий Колхаун. А заглавному персонажу просто повезло с лошадью — она не боялась мертвецов.
  • Луи Буссенар, «Капитан Сорвиголова» (см. эпиграф): «Переводчик, дойдя до тяжелой, как булыжник, фразы Temmer van wilde paarden, что означает дословно „укротитель диких лошадей“, удачно нашел для нее точный и меткий перевод в чисто французском выражении „Сорви-голова“».
  • Роберт Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — главный герой невероятно крут во всех дисциплинах, популярных на Диком Западе: стрельбе, мордобитии и укрощении диких лошадей. Капитан Кидд, его чудовищный жеребец, в свободное время развлекающийся охотой на кугуаров, является зримым тому подтверждением.
  • Карл Май, цикл о Виннету — протагонист Олд Шэттерхэнд. Впрочем, у него тоже не без мерисьи в анамнезе хватает других талантов. Мода тогда была такая.
  • «Властелин колец» — в первую очередь, всадники Рохана. Среди других народов (кроме гномов и хоббитов, хотя Бандобрас Тук однозначно подходит) таких тоже немало, а назгулы круты настолько, что оседлали крылатых монстров.
    • Эльфы могли общаться с лошадьми так, что те их слушались, а потому могли ездить верхом без седла. Гэндальф тоже так умеет.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская» — сама Таис, которую её тренер верховой езды за талант и успехи в учёбе называл «истинной дочерью Термодонта».
    • И её подруга-спартанка Эгесихора, великолепно управлявшая колесницей.
  • «Гарри Поттер»:
    • В первую очередь сам Гарри и Виктор Крам с их изумительным навыком полётов на мётлах. А ещё Гарри довелось полетать на гиппогрифе Клювокрыле.
    • Во вторую — Сириус Блэк на летающем мотоцикле и Хагрид, который на этом же мотоцикле ухитрился оторваться от преследующих его Пожирателей Смерти.
  • «Волкодав» — шо-ситайнец Винойр, один из учеников Волкодава. Учитывая, что его мастерство обращения с лошадьми поразило даже саккаремцев (которые из-за соседства с Халисуном явно повидали всяких наездников), был настоящим виртуозом верховой езды. Волкодав с Винитаром тоже умело сражаются верхом, но чаще вступают в схватку пешими.
  • «ПЛиО» — дотракийцы. В дотракийском языке, разработанном для сериала, глагол dothralat («ехать верхом») в широком смысле означает «перемещаться вообще» (там, где на русском сказали бы «идти», а на английском употребили абстрактное «go»). Само название народа Dothraki — форма того же глагола, буквально «мы едем верхом»; он же употребляется во фразеологизмах типа dothras chek («прощай/счастливого пути», буквально «скачи хорошо»). А в одном из фанфиков утверждается, что дети садятся верхом в 3 года, а пешком ходят только преступники и рабы.
    • До вырождения и вымирания драконов на них летали Таргариены.
  • «МИФоуказания» — когда Ааз и Скив выяснили, что в Большой Игре участвуют верховые игроки (Всадники), они задумали напугать соперников, посадив Скива на дракона. Оказалось, что оппоненты тоже не лыком шиты — в одной вражеской команде Всадник играл верхом на гигантском хищнике семейства кошачьих, в другой — на каком-то многоногом бронированном чудовище.
  • Генри Лайон Олди:
    • «Герой должен быть один» — лавагет Амфитрион, отец близнецов Алкида и Ификла. Если для обучения сыновей кулачному бою, владению копьём или стрельбе из лука он привлекает наставников (не каких-нибудь, а самых прославленных героев Греции), то колесничному делу твёрдо намерен обучать их сам. Умение остановить четвёрку понёсших лошадей на узкой горной дороге, на полном ходу перепрыгнув в чужую колесницу, показано наглядно.
    • «Чёрный Баламут» — крутых колесничих хватает и здесь. Особо примечательны Матали, возница бога Индры (по словам последнего, способен обогнать его же молнию) и герой Карна, выросший как приёмный сын возницы, а потому постигший все тонкости колесничного дела.
    • «Путь Меча» — Эмрах ит-Башшар, мастер джигитовки и конных поединков. Крутейший фехтовальщик сеттинга Чэн Анкор (без труда победивший Эмраха в пешей Беседе) признаёт, что верхом он с Эмрахом может и не справиться.
  • «Хроники странного королевства» — герой Элмар, воспитанный по традициям степных варваров, «способен ездить верхом на чём угодно», что и подтверждает, взнуздав каппийское чудовище грака (хищная бронированная тварь с крайне скверным характером). И король Эгины Александр, сперва фанатично увлекавшийся гонками на колесницах, а затем открывший для себя полёты на драконе — причём дракон его всеми силами пытался напугать и от езды отвадить, но не помогло.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — Сочиняй-багатур, знаменитый (по собственным словам) степной батыр, побратим главного героя. Ещё и акын, причём поёт и играет весьма недурно.
    • Цыган Мара, непревзойдённый знаток лошадей и конокрад. Ухитрился увести коней из-под героев прямо на скаку. «Было время навостриться! Он, я думаю, и у отцов наших коней уводил, и у дедов… Да что там у дедов! Когда человек впервые на лошадь уселся, наверняка цыган Мара тут же ее и угнал!».
  • Роман Злотников:
    • «Грон» — табунщик Верен, обучавший главного героя премудростям верховой езды и ухода за лошадьми.
    • «Арвендейл» — граф Шоггир, командир королевских латников и один из наиболее искусных мастеров конного боя в Империи, если не самый. Даёт полезные советы главному герою и дарит жеребца из своих конюшен.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг» — каабарские паладины. На родине ездили на лучших суухских рысаках, на Рари пересели на клонированных Муроком раши. А вот от плонетских гравициклов отказались — с живым существом им проще находить общий язык.
    • «Паргоронские байки» — юный Гаштардарон в качестве «дембельского аккорда» перед отбытием из Школы Молодых укротил самого злобного из имевшихся при ней паргоронских коней, чем и закрепил его за собой.
  • «Отблески Этерны» — Рокэ Алва, в дополнение к другим своим многочисленным талантам. Да никто другой с Моро бы и не поладил.
    • И Робер Эпинэ, причём у него талант, по-видимому, наследственный. ЧСХ, посаженный в тюрьму Алва доверил Моро именно ему.
  • Мэгги Стивотер «Жестокие игры» — Шон Кендрик, великолепный наездник на… морских лошадях-людоедах. Книга про скачки, поэтому все соревнующиеся — наездники разной степени крутости. А вот Пак Конноли — по мнению автора правки, субверсия. Хотя автор книги, видимо, так не задумывала. Пак — неплохая наездница, но… на самой обычной лошади, что не так уж круто в данном мире. Участвовать в скачках на обычной лошади почему-то не запрещено. По такой логике, кто угодно может всех на машине обогнать, раз там нет правил насчет участие именно на опасном животном.

Кино[править]

  • Вестерн как жанр. Если бюджет позволяет, крутых наездников будет хватать и среди героев, и среди злодеев, и среди белых, и среди индейцев.
  • Киноверсии рыцарских романов — аналогично.
  • «Чапаев» в своей бурке, на лихом коне… Образ, конечно, очень мощный и запоминающийся, вот только исторический Чепаев после ранения на коне сидеть вообще не мог, а передвигаться предпочитал на автомобиле.
    • Всё пошло слишком так — Фурманов задумывал свой роман как подчёркнуто неисторический, фильм же сделал такую трактовку комдива каноничной. И вот в советском учебнике НВП Чапаев описан (и проиллюстрирован!) крутым наездником. Справедливости ради: там не сказано, что он был таким в жизни, только в фильме.
  • Звёздные войны — многие персонажи, но в первую очередь, конечно, Энакин Скайуокер, с юных лет гонявший на чём попало.
  • Avatar — среди на'ви, умеющих объезжать очень крутых зверюг, педаль в пол давят Торук Макто — немногочисленные герои, сумевшие оседлать высшего хищника Пандоры, торука. Одним из таких стал Джейк Салли.
  • «Тринадцатый воин» — Ибн Фадлан.
  • «Хоббит» — Азог, ездящий на крутом белом волке, и запрягший в сани выводок кроликов Радагаст. В финальной битве Торин, Двалин, Фили и Кили лихо гоняют на козлах, Балин не менее лихо рулит колесницей, а Трандуил убедительно доказывает, что способен на своём лосе не только красиво позировать. А Бофур и вовсе оседлал тролля.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Насуверс — героический класс Райдер весь именно об этом. Обычными лошадками, к слову, дело не обходится: кто-то седлает пегаса, кто-то гиппогрифа, а кто-то и дракона. Или крутую колесницу, как тот же Александр Македонский. Ага, ту самую. Слуги других классов тоже могут подобное. Сейбер Артурия была ещё и рыцарем при жизни, что подарило ей как Слуге талант наездника — возможность управлять любым транспортом кроме чужих фантазмов, вроде упомянутой колесницы Македонского. Едва ли она хвасталась, когда говорила, что сможет управлять реактивным самолётом, а уж как Король Рыцарей гоняла на мотоцикле…
  • Ride-On King — Плутинов способен оседлать что угодно.

Видеоигры[править]

  • Darksiders — вся четвёрка Нефилим, естественно, хотя порулить дали пока только Войной и Смертью.
  • League of Legends — ледяная всадница Седужани верхом на вепреподобном звере, Железная Дева Релл на оживлённом доспехе в форме лошади, мальчик Нуну на йети Виллумпе и йордл-воин Клед верхом на трусоватой ящерице. Из любителей машин — пилот Корки на своём мини-истребителе и Рамбл на небольшом шагоходе.
  • Overwatch — пилот мини-мехи D’va (иногда действует и без неё) и хомяк-мутант Таран, пилотирующий шарообразную боевую машину собственной конструкции.
  • Sonic — Вавилонские Разбойники из Sonic Raiders. В игре-гонке, естественно, все герои проявляют себя в этом амплуа, но у птицеподобных вавилонцев это главная сюжетная функция и чуть ли не жизненное кредо.
  • Gun — в этом клоне GTA на Диком Западе крутым наездником придется стать главному герою.
  • Mount & Blade — проработанные конные бои тут главная фишка, поэтому игра почти полностью про это.
  • Warcraft 3 — наездники на грифонах, топовый юнит Альянса. Дварфы не умеют ездить верхом и боятся открытых пространств? Три раза ха-ха!
    • А также рыцари Альянса, волчьи всадники, наездники на кодоях, вивернах и нетопырях Орды, рыцари смерти Нежити и воительницы Ночных эльфов, катающиеся на крупных кошачьих или на гиппогрифах.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — в езде на лошадях тут ничего особо крутого нет, но Довакину довелось полетать на драконах, а для Мирака дракон (причём очень крутой змеевидной породы) и вовсе служит основным транспортом.
  • Dragon Age — герцог Проспер де Монфор, сражающийся верхом на виверне, и летающий на драконе Корифей. До вымирания грифонов такими были и Серые Стражи.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — служащие в Корпусе Смерти Крига уважают езду на генетически модифицированных лошадях. А также Аттилианские Всадники (СФК монголов, если что).
    • Белые Шрамы, тоже СФК монголов, катаются на верных двухколёсных (а то и антигравных) конях, от них не отстаёт Крыло Ворона Тёмных Ангелов. А среди Космоволков есть и волчьи всадники.
    • Особо крутые кровопускатели Кхорна ездят в бой на джаггернаутах.
    • Среди орков есть как крутые байкеры, так и наездники на сквигготах.
    • Некоторые круты используют в качестве ездовых животных своих мутировавших сородичей.

Реальная жизнь[править]