Воин и ремесленник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Капитан Джек Воробей: Да кто куёт эти мечи?! Уилл Тёрнер: Я кую. И упражняюсь в фехтовании по три часа в день! Капитан Джек Воробей: Нашёл бы лучше себе девушку…

»
— «Пираты Карибского моря: Проклятие „Чёрной Жемчужины“»

Данный персонаж способен не только сражаться, но и создавать вещи, возможно, даже очень искусно.

Наиболее напрашивающийся подвид — кузнец-оружейник: с одной стороны, создавшийся образ кузнеца в массовой культуре — сильный мужчина (хоть в реальности это далеко не обязательно[1], но в играх часто получается следствием тропа Единственный человек в цеху), с другой — это удобно и круто, когда воин может сам себе сковать оружие. Но ничто не мешает воину быть плотником, кожевником, портным и вообще кем угодно.

В Японии самураи оставшиеся без господина — ронины — часто подавались в ремесленники, потому что кодекс чести крайне отрицательно относился к торгашам, а становиться крестьянином многим не хотелось. Ремесленники в целом в Японии считались ниже крестьян, но к оружейникам это не относилось — как сказал один из японских императоров: «Изготовление мечей — ремесло, достойное того, чтобы им занимались князья!» — так что занятие именно эти ремеслом никак не пятнало чести самурая.

Современная война характерна высоким уровнем механизации и проявлением тенденций к автоматизации, так что обладание техническим навыками достаточными как минимум для обслуживания и ремонта вверенной техники является разумным требованием для бойца современных вооружённых сил. Очевидный пример — механик-водитель, который должен не только рычаги дёргать, но и поддерживать в исправности вверенную ему бронетехнику. В локальных конфликтах же нехватка заводского оружия, избыток времени у пошедших повоевать добровольцев и нестандартные задачи вызывают поток разнообразного технического творчества, от стрелял из канализационных труб до автономных дронов.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Богатырь Никита Кожемяка, реально упоминается (без упоминания имени как некий «отрок», некоторые деяния совпадают) в хрониках времён Владимира Святославича.
  • «Кольцо Нибелунгов» — главный герой Зигфрид, кузнец и воин.
  • Вёлунд-кузнец же! После целых суток, проведённых в седле, вступил в схватку с семью опытными воинами, зарубил главаря и обратил остальных в бегство — и это в возрасте 15 лет!
  • Финская мифология и поэма Калевала — старец Вяйнемёйнен и кузнец Ильмаринен. Второй мог сковать что угодно — хоть живого коня или корову, и он же сковал небесный свод, первый мастерил больше всё остальное — лодку, гусли-кантеле, но если надо, мог и взять роль кузнеца, сделав кузницу из рубашки, наковальню из колена и молот из руки. И они же успешно сражались с лапландцами и чудовищами. Вяйнемёйнен также был великим песнопевцем. И конечно, поскольку в древнем сознании мастерство и пение были неотделимы от магии, они же — искусные маги (да и вообще, боги-демиурги).
  • Ирландская мифология — Луг из племени людей Даны (народ богов, впоследствии интерпретированный как эльфоподобное племя). Был велик во многих искусствах, не только войне и ремесле, но и во врачевании, музыке и виночерпии.
    • В сказании «Битва при Маг Туиред» Луг перед битвой опрашивает своих соратников о том, какими ремёслами они владеют и чем могут помочь в войне. Как выяснилось, помимо чародеев, целителей и бардов среди его соратников оказались также легендарные кузнец, плотник и медник, за одну ночь восстанавливающие всё сломанное в битве оружие и доспехи. Враги таким мастерством были ошарашены едва ли не больше, чем при виде исцелённых Дианом Кехтом воинов.
  • Славянская мифология — по мнению ряда исследователей, Сварог изначально был и богом ремёсел, и воином-змееборцем. Потом воинские атрибуты перешли к Перуну.
  • Афина Паллада, воитель и покровитель всяческих ремёсел.

Общее[править]

Литература[править]

  • «Сильмариллион» — Феанор. Отчасти создан «по мотивам» Ильмаринена — история его Сильмариллов напоминает историю Сампо.
    • «Властелин Колец» — непосредственно Саурон. До того, как переметнуться к Мелькору, был одним из майар Аулэ (покровителя ремёсел вообще и кузнецов в частности), впоследствии не растерял своих навыков. Самую эпичную подлянку Средиземью он, как мы помним, тоже устроил с помощью собственноручно выкованных магических Колец.
    • Многие и многие эльфы и гномы в обеих книгах.
  • «Волкодав» — веннские кузнецы, которые не только ковали лучшие мечи, но и прекрасно умели с ними обращаться и могли продемонстрировать заказчику всё, что на что меч способен.
    • Цикл «Братья» — Сквара и Светел, воины по основной профессии, прекрасно умели делать лыжи, снегоступы и музыкальные инструменты. И, разумеется, пользоваться плодами своего труда. Позже ремеслом овладевает дружинный воин Летень, комиссованный по контузии в их родную деревню.
  • Олди, «Путь Меча» — кузнец Коблан Железнолапый. Не кузнец, а прямо-таки художник по металлу. Железная рука Чэна Анкора — его работа. И своим герданом — тяжелой палицей в рост человека — владеет вполне уверенно. Ну, или Гердан хорошо обучил своего Придатка, тут уж как посмотреть.
  • ПЛиО:
    • Легендарный Азор Ахай собственноручно выковал свой магический меч для борьбы против демонов.
    • Донал Нойе, однорукий кузнец Ночного Дозора. В бою с великаном один на один хоть и погиб, но и великана завалил.
    • Джендри хоть и не кузнец, а подмастерье кузнеца, но искусством не уступит мастеру. И воин тоже отличный.
  • «Колесо Времени» — Перрин Айбара, кузнец и мастер боевого топора.
  • «Десять меченосцев» («Миямото Мусаси») — Байкэн, мастер по изготовлению кистеней, и он же готов продемонстрировать искусство владения ими. Главный герой посещает его в рамках познания воинского искусства.
  • «Досье Дрездена»: Рыцарь Креста Майкл Карпентер — неплохой плотник[2]. Его жена Черити не только собственноручно кует ему броню и запасное оружие, но и отлично пользуется всем этим сама. Да и Гарри Дрезден, хоть в основном и по магическим артефактам, за годы практики приобрел приличные навыки резьбы по дереву и металлу.
    • Анастасия Люччио, командир Стражей Белого совета. До попадания в тело более слабой волшебницы лично делала специальные мечи (режущие практически всё и разрушающие заклинания) для каждого из своих подчинённых. По разъяснению автора, под словом «делала» имелся в виду полный цикл производства, начиная с отбора и выплавки руды и заканчивая отделкой рукояти и сборкой. Впрочем, то, что Люччио — очень опытный огненный маг, способный при необходимости резать металл пальцем, как автогеном, наверняка очень ей помогало.
  • «Искатели искр и ветра» Пехова — бывший наёмный убийца поселился в деревне у чёрта на куличках в качестве плотника, но бывшие коллеги его всё равно нашли и убедительно попросили вернуться.
  • «Архимаг»
    • Сам Креол, хоть и не воин, но могущественный маг — а к тому же отличный кузнец и ювелир.
    • Лод Гвейдеон, глава паладинов не только может собственные доспехи починить, но и дров наколоть или крышу починить.
    • Дэвкаци Индрак молотом не только в бою машет — он знатный кузнец.
  • Дилогия «Плохая война» и «Хорошая война» — в одном из эпизодов ушедшие на покой и занявшиеся мирной жизнью швейцарские наёмники вновь берутся за оружие. Особенно среди них выделяется пекарь, в молодости бывший крутым бойцом. Да и за мирное время он не отвык сражаться. Безумный Патер умеет не только драться алебардой, но и рисовать, и плотничать. Из их противников примечателен бушенмейстер (мастер-артиллерист) Йорг. У него самое ремесленное занятие изо всех боевых (фортификация, обслуживание орудий). А вдобавок он превосходный художник.
  • «Сказки тёмного леса» — царь Лихолесья Трандуил не только многоопытный боец, но и кузнец по увлечениям, причем изготавливал не только ролевое оружие, но и вполне себе нелегальный холодняк. Да и остальные герои мастерили себе оружие сами.
  • «Князь Света» Желязны — Яма, бог Смерти. Одновременно лучший инженер Небесного Града и один из его сильнейших бойцов, если не сильнейший. Построил множество смертоносных видов оружия, но сам предпочитает сражаться клинком. Впрочем, бойцов среди богов много, а вот как инженер он абсолютно уникален. «Теперь я вижу, Смерть, почему любой бог — даже Брахма — может исчезнуть, и его заменит другой; любой, но не ты».
  • Ведьмак:
    • Краснолюды.
    • Рассказ «Дорога без возврата» — деревенский кузнец Микула, бывший солдат.
  • Эдвард Элмер «Док» Смит, «Кровавое око Сарпедиона» — кузнец Тедрик.

Кино[править]

  • Mechanic — наёмный убийца в официальной жизни как бы работает частным автомехаником. Хобби у него такое, которое он решил сделать своим прикрытием.
  • «Харакири» — главный герой ронин, зарабатывающий на жизнь клея зонтики. В финале оказался настолько крут, что деревянным мечом отдубасил самураев с настоящими мечами.
  • «Пираты Карибского моря» — Уилл Тёрнер изначально кузнец, который умеет не только создавать оружие, но и пользоваться им.
  • «Малефисента: Владычица тьмы» — Герда, драконша королевы Ингрид, аналогично.
  • «Царствие небесное» — изначально бастард барона Ибелина не был воином, а был просто кузнецом, но барон после того, как признал бастарда своим законным наследником, обучил его фехтованию.
    • Согласно расширенной версии он на момент встречи с отцом уже знал инженерное дело и успел повоевать.
  • Iron Man Trilogy — Тони Старк.
  • Серия «Зловещие мертвецы» — Эш.
  • 300 — аркадийцы.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — герои вооружены оружием-трансформером типа коса-противотанковое ружье, мечи-пистолеты, наручи-кастеты-дробовики и т. д. Утверждается, что выпускники академии Сигнал его собирают сами для себя! При показанном уровне сложности этих вундервафель, нужно иметь не самые худшие навыки механика-кибернетика, чтобы собрать его даже по готовым чертежам!
    • Судя по тому, что Вайсс способна в воздушном бою так взорвать скалу заклинанием, чтобы обрушить камнепад точно на противника (не менее летающего!), Охотники обладают сверхчеловеческим интеллектом. Так что способностям героев в оружейном конструкторстве нечего удивляться.
      • Семья Вайсс занимается горнодобывающей промышленностью, вряд ли кто-то ещё из Охотников может сделать подобное не случайно. Кстати, сверхчеловеческого интеллекта у охотников нет, но сильно развиты точность, скорость и интуиция (вплоть до тактического предвидения).
  • «Путешествия Жюля Верна» — Жюль, профессор Люкас и капитан Немо.
  • «Охотники на драконов» — главные герои, особенно Лиан-Чу, признанный мастер-на-все-руки и фанат вязания.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Хакода, вождь южного племени воды. Не только опытный воин, но и изобретатель — из сосудов, тухлой рыбы и водорослей придумал бомбы, останавливающие огромные корабли народа огня. Его сын Сокка унаследовал талант, но чаще доверяет воплощение идеи в жизнь другим (по ужасным чертежам).
    • Мастер Пиандао изготавливает мечи и обучает фехтованию.
  • «Конан искатель приключений» — Конан вырос в семье кузнеца и соответственно, ремесло знает. В одной серии выковал подковы из звездного металла для своего коня.

Комиксы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Goblin Slayer — главную работу Убийца Гоблинов поручает профессионалу, но сам делает текущий ремонт и небольшие модификации снаряжения, а также изобретает различные хитрые штуки вроде перцовых гранат.
  • One Piece — Фрэнки и Усопп. Первый самостоятельно сделал из себя киборга, а после таймскипа довёл свою киборгизацию до «почти робота». К тому же он и главный плотник в команде Мугивар и Таузенд Санни он тоже создал. Второй тоже знает толк в плотничестве, раз уж на предыдущем корабле он неофициально занимал эту должность. Да и в изобретательстве ему не отказать: разработал оружия для себя и для Нами.
  • Берсерк — Годо успел побывать и крутым кузнецом, и воином. Рикерт, который учился у него, тоже стал крутым кузнецом, а вот на счёт воина — сомнительно. Впрочем, он имеет все шансы стать, если клан Бакирака научит его боевым навыкам в своём убежище.
  • KonoSuba — естественно, спародировано. Казума просто обязан был попытаться сковать катану! Получился… Тюнтюнмару, да. Однако котацу спутницы оценили, а дальше за реализацию попаданческих идей успешно взялся Ванир.
  • Full Metal Panic — Сагара Сосукэ не просто воюет с детства, он фанат боевой техники, способный починить, настроить и улучшить любую машину.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — чего ещё ждать с таким названием? Формально, у Хадзимэ класс «синергист» (то есть мирный ремесленник), но кто запрещает нестандартно использовать свои способности, собрать себе огнестрельное оружие и в целом прокачать статы?
  • Kumo Desu ga, Nani ka? — уникальный навык «Создание Оружия», делающий именно это из одной маны, получил при перерождении они Гнев, он же Кёя Сасадзима. Скорее всего за семейное дело, заводик запчастей к технике. Да, у D несложное чувство юмора. Закон в этом прекрасном мире работает исправно, зато взрывающиеся мечи можно метать, в большом количестве.
  • Death March kara Hajimaru Isekai Kyousoukyoku — Сато увлекается изготовлением всевозможных улучшений качества жизни себя и своих подопечных. От массового производства святых мечей и летающих кораблей до несложных украшений и зелий.
  • Ride-On King — Саки как воин так себе (до определённого момента), но её ремесленные навыки работы с кожей и тканью весьма продвинутые — почти всё снаряжение и одежда, как её, так и Кании с Белл, пошиты именно ею.

Видеоигры[править]

  • Любые игры, где есть крафт, особенно CRPG и выживалки.
  • Assassins Creed Brotherhood — на стороне Борджиа выступает швейцарец Августин Оберлин, который мало того, что куёт оружие, так и ещё и рисует плакаты, прославляющие Чезаре. И при этом он — здоровенный бугай, неплохо обращающийся с боевым топором.
  • Stronghold — во всех играх серии кузнец способен уложить в рукопашной лёгкого пехотинца.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — помимо возможных путей прокачки игрока, сабжем являются спутники Магнус (кузнец и жестянщик), Себастьян (сапер-электрик) и Воллинджер (химик-оружейник), способные собрать себе оружие по плечу.
  • Dwarf Fortress — ничто не мешает легендарному бойцу быть также легендарным оружейником, бронником, каменотёсом, плотником или каким-нибудь пчеловодом. Правда, выпускать первых четверых в бой значит подвергать неразумному риску ценнейшие кадры.
    • RimWorld — аналогично. Умелые ремесленники могут сделать для себя крутые пушки и доставить врагу немало неприятностей.
  • Dark Souls — все кузнецы горазды как и выковать достойное героя оружие, так и отрихтовать черепушку зарвавшемуся игроку. Все, кроме Андрэ из Асторы, этот могучий дед не станет даже марать об вас свой молот, а забьёт вас до смерти ногами и кулачищами.
    • В первой части ГГ может купить инструменты и самостоятельно чинить и улучшать снаряжение.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — Бао-Дур, воин и технарь.
    • В целом во вселенной Звёздных войн немало пользователей Силы являются неплохими ремесленниками, но ремесло это обычно переходит в экзотические направления, например в алхимию, особенно у приверженцев Тёмной стороны.
  • Серия Gothic:
    • Gothic II — Гарад, кузнец, работающий на паладинов. Крепкий мужик, готовый лично выступать с оружием против орков, и не уважает тех, кто не способен.
    • Gothic III — среди орков также много кузнецов и воинов. Много их и среди людей-северян, особенно клана Молота.
  • WarCraft — Калесгос (или просто Калек). Правда, он создаёт оружие магией.
    • Нейтральные герои из WarCraft 3 — гоблинские инженер с алхимиком и пандарийский пивовар.
  • Overwatch — Торбьорн. Ну и чуть-чуть доктора Циглер и О’Доран. А так же сверхумный хомяк Хэммонд в собственноручно (собственнолапно?) сделанной мехе, известной на аренах Джанкертауна под именем «Таран».
    • Если понимать в значении «Сражается собственноручно разработанным и изготовленным оружием», список определённо расширяется: Крысавчик с Турбосвином, Уинстон, Сигма, Бригитта, Мэй, Симметра, с прикрученным фитильком — Сомбра.
  • Fallout: New Vegas — Рауль Альфонсо Техада — одинаково хорошо управляется как с гаечным ключом и отвёрткой, так и с револьвером.
  • League of Legends — таких немало среди чемпионов. В основном это техномаги-инженеры, использующие в бою собственные изобретения (пилот разлетающегося на куски «вертолёта» Корки, подрывник Зиггс, пилот самодельного меха Рамбл, гениальный изобретаель Джейс, не менее гениальный (хотя тут скорее «одержмый») изобретатель Хеймердингер, вундеркинд, путешествующий во времени Экко и техномагический киборг-трансгуманист Виктор), но есть также алхимик Синджед, кузнец-полубог Орм и пивовар Грагас.
  • Ragnarok Online — оба пути прокачки базового класса Купца. В одном случае получается боевой кузнец, в другом — боевой алхимик.
  • Lineage 2 — под занятия крафтом в игре выделен отдельный класс, доступный расе гномов (Ремесленник — Кузнец — Мастер — Мастер Тира).
  • Civilization III — каждая из представленных в игре цивилизаций наделена двумя качествами из нескольких возможных (трудолюбие, воинственность, коммерция, мореходство, экспансионизм и т. п.) Эти качества определяют, в каком направлении деятельность этого народа будет особенно успешной. Любовью одновременно и к труду, и к войнам наделены китайцы.
    • В пятой части этому архетипу, как ни странно, соответствует Россия. Стратегические (читай — военные) ресурсы вроде лошадей, железа и урана имеются в двойном количестве и улучшают производство. Проще говоря, можно нехило раскачать производство, а потом идти воевать. А уж что твориться в Индустриальную Эпоху, когда на арену выходят идеальные для тактики «ударил-убежал» Казаки…
    • Ещё в «пятёрке» есть боевые юниты, которые умеют строить. Самураи Японии ставят на морские ресурсы рыбацкие лодки, римские легионы роют дороги и строят форты, а конкистадоры и вовсе могут основывать города, но только на другом континенте.
    • Ну а в шестой игре система карточек для правительства позволяет себе собрать именно такую цивилизацию для кого угодно даже на стадии Вождества (когда кроме Войны и Производства ничего и нет)!
  • Guilty Gear — со времён т. н. Крестовых походов Сол Бэдгай запилил несколько уникальных убойных вещичек, которые можно одному ему известным способом слепить в абсолютную вундервафлю (собственно, меч Кая и веера Анжи — его рук дело). Ну и сам он является охотником за головами.
  • Смерть из Darksiders 2.
  • Pathfinder: Kingmaker — воительница Валери обучена швейному делу, а рейнджер Экандейо владеет ремеслом плотника.
  • Factorio — единственное, что в ванильной игре проще (и веселее) не автоматизировать — война. Точнее, истребление местной фауны. Справляется персонаж с ним мастерски.
  • The Elder Scrolls 5: Skyrim — среди Стражей Рассвета есть кузнец, охотник и дрессировщик Гунмар, эксперт по двемерским технологиям и арбалетам Сорин и жрец-алхимик Флоренций. Все они могут сражаться не хуже других членов ордена. Ну и Довакин тоже может стать шикарным кузнецом и изготавливать снаряжение с запредельными характеристиками.
  • Mount & Blade II: Bannerlord: главный герой, если овладеет кузнечным ремеслом.
  • Kingdom Come: Deliverance — Индржих, прежде чем отправиться по дороге приключений (не вполне добровольно) был сыном и подмастерьем деревенского кузнеца.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. Примарх Вулкан давит педаль в магму родной планеты Ноктюрн. Помимо того, что он был могучим генетически спроектированный сверхвоином, Вулкан к тому же являлся талантливейшим кузнецом и техником. Достаточно сказать, что его боевой молот мог играючи расколоть любую броню и был снабжён уникальной телепортационной системой, которая позволяла переносится с одной планеты на другую! Для ордена Космодесанта «Саламандры», чьим прародителем и был Вулкан, роль «Священного Грааля» играют 9 великих артефактов, созданных им, которые спрятаны по всей галактике[3].
    • Орден Саламандр, к слову сказать, состоит из таких типажей практически полностью. Каждый из этих Космодесантников со временем превращает свои силовые доспехи и оружие в настоящее произведение оружейного искусства, а ковка холодного оружия и мастерство кузнеца считаются чуть ли не обязательным условием профпригодности для всех Саламандр. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: родная планета Саламандр, огненный мир смерти Ноктюрн, богат полезными ископаемыми и рождает самых талантливых кузнецов в Империуме. Боевой опыт тоже прилагается: ноктюрнские мужики настолько суровы, что для них истории типа «после тяжёлого боя голыми руками задушил здоровенную огнедышащую ящерицу» сродни нашему отечественному «по дороге в сортир во дворе отогнал палкой дворняжку».
    • Помимо Вулкана, выдающимися инженерно-техническими навыками среди примархов обладали Феррус Манус и Пертурабо. Все трое подняли промышленность «родных» миров и внесли свой вклад в технологическое развитие Империума, плотно общаясь с Адептус Механикус. Любовь к технике и занятиям крафтом в полной мере передалась соответствующим легионам/орденам.
      • В заметно меньшей степени и Рогал Дорн. Будучи лучшим осадным мастером, прославился ещё и неприступными цитаделями (один только Императорский Дворец чего стоил), за что и прославился как лучший фортификационный инженер Империума. Строго говоря, оба титула делил с Пертурабо (хотя тут вопрос открытый), но после Ереси в Империуме стал первым. Его легион также подобным и знаменит (помимо неимоверной лояльности).
    • Технодесантники в орденах Астартес занимаются производством и обслуживанием оружия и техники, а благодаря усовершенствованному снаряжению в бою они опаснее рядовых десантников.
    • Орочьи меки не только создают всевозможную шизотехнику и вундервафли, но и активно применяют свои творения на практике. Особенно когда другие добровольцы отказываются.
  • Changeling: The Dreaming — «шляпа» Дома Дугал. Подсвечено тем, что даже со-основателем дома был не какой-нибудь благородный ши, а ремесленник-простолюдин (да и основатель до изобретения стали, превратившего железо из ахиллесовой фигни в ахиллесову пяту фей, титула не носил). Более того, даже вместо традиционных Дитя-Юноша-Старец градация возрастов в Доме проходит как «Ученик-Подмастерье-Мастер».
  • Dungeons & Dragons — архетип воина из пятой редакции, носящий название «Мастер боевых искусств», получает владение ремесленными инструментами.
  • World of Darkness — Дисциплина Могущество, в целом направленная на нанесение всё более ужасающего вреда противнику, позволяет также ковать особо качественные изделия.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Арчер охарактеризован как «герой-кузнец» (хоть и создаёт оружие с помощью магии). Да и до того, как стать героем, он часто занимался починкой всяческой техники.
  • Koihime Musou — Ри_Тен. Весёлая и обаятельная молодая девушка. Архитектор, инженер, отличный копейщик, а так же один из трёх заместителей командира городской стражи столицы царства Ги. Комбинезон, оптимизм, защитные очки, грудь четвёртого размера и полный набор разводных ключей прилагаются. Изобрести может всё: от станка по изготовлению плетёных корзин и сооружения плотин до подобий огнестрела и копий на реактивной тяге (и это во втором-то веке!).

Реальная жизнь[править]

  • Римские легионеры изготавливали оружие и доспехи прямо в легионе, а также занимались строительством дорог, мостов, акведуков и крепостей.
    • Аналогично и русские рекруты должны были сами шить свою униформу, чинить своё оружие, строить крепости и т. п.
    • Моряки парусного флота по всему миру занимались рукоделием, начиная с вязания, ремонтом своих кораблей, а при необходимости даже постройкой новых.
  • Бенвенуто Челлини — прекрасный скульптор и ювелир Возрождения. А также умелый фехтовальщик и стрелок. В 1527, во время осады Рима, застрелил Карла Бурбона, командира немецких войск.
  • Государь Пётр I владел множеством ремёсел, но и в боях отличился.
  • Как и принц Руперт Пфальцский.
  • Военные инженеры в современных локальных конфликтах часто действуют в составе пехотного подразделения, так что им приходится быть воинами. В то же время в перечень их обязанностей, кроме минно-сапёрных работ, входит также организация защитных сооружений, переправ и многого другого.
    • Кроме того существуют так называемые штурмовые сапёры/инженеры, но это в первую и главную очередь не сапёры, а сверхтяжёлые пехотинцы[4], задачей которых является атака по простреливаемой противником пересечённой и труднопроходимой местности: бурелом, «лунный ландшафт» после арт-удара, городские развалины и т. п. Рубить-копать и прокладывать дорогу «мабуте» они тоже могут, но это не их основная функция.
  • С прикрученным фитильком — снайперы, по обыкновению, владеют навыками кройки и шитья так как им приходится изготавливать маскхалаты на месте под конкретные условия.
    • Да и не только кройки и шитья, многие из них умеют и винтовку отремонтировать.
  • С прикрученным фитильком — исторические реконструкторы. Им тоже необходимо не только владеть оружием и знать свою эпоху, но и шить хотя бы самые простые элементы одежды. Многие идут дальше, и заводят свои мастерские. «Кузница Вёлунда» как самый яркий пример.

Примечания[править]

  1. Зачастую кузнец орудовал лёгким молоточком, аккуратными ударами показывая, что делать, своему помощнику — молотобойцу. Который, таки да, обязательно отличался рельефной мускулатурой. Однако мышца ещё не делает из человека воина — боевым навыкам необходимо долго и упорно учиться, лучше всего с раннего детства. В реальной жизни, возможно, каким-то уникумам действительно удавалось совмещать оба ремесла, но это так или иначе исключения, плюс едва ли они были реально хороши хотя бы в одном из этих двух дел. Тем не менее, одна из хроник упоминает рыцарей-минестериалисов, являющихся хорошими кузнецами-оружейниками — то есть рыцарю, особенно министериалису, предком которого был крепостной кнехт, было отнюдь не зазорно таким заниматься. Да и в Японии ронины, чтобы заработать на жизнь, нередко занимались ремёслами.
  2. Что само символично.
  3. Пять из них уже найдены и хранятся на родной планете ордена Саламандр. Ещё четыре находятся в поиске: Орудие Скорби, Чёрная Колесница, Вольное Пламя и Песнь Энтропии. Что они из себя представляют — неизвестно. Но это точно не открывашки для банок пива и не саморазогревающиеся кастрюли.
  4. Полная броня современного штурмовика весит до 40 кг, останавливает винтовочную бронебойную пулю и может задержать даже (небронебойную) пулю крупнокалиберного пулемёта, из-за чего часто оборудуется встроенным кондиционером и зародышами экзоскелета.