Пушечное мясо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Cannon Fodder, We Have Reserves. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
»
— М. Ю. Лермонтов «Бородино»
« Одни воины готовятся выжить, другие — умереть, и в часы перед тем, как судьбы их решатся, отличить одного от другого очень трудно. »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Врата мертвого дома»
« Разве солдатам нужны мозги? Они только служить мешают, а это дело плохое. Они всякое думают, от этого появляются мысли, а потом они уже не так и хотят драться. Если б солдаты много думали о том, что делают, они бы больше не дрались. »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Охотники за костями»

(link)

Пушечное мясо образца Первой мировой

Пушечное мясо (англ. cannon fodder или food for powder; также мясо для мясорубки или — в более раннюю эпоху — смазка для мечей) — это солдаты, которые отправляются на бойню без каких-либо шансов выжить — либо потому, что они новобранцы, либо потому что их командир отличается редкостной компетентностью, либо потому, что им поручена очень важная задача. Как и подобает солдатам, они старательно выполняют приказ, и в ходе операции дохнут практически полностью, а у оставшихся чудом в живых формируется синдром выжившего. Иногда в роли пушечного мяса встречаются уберсолдаты, когда в оборону уже вообще нечего ставить, а также старики, женщины, дети, раненые, инвалиды и нацменьшинства — победить они не смогут, а вот задержать вражеское наступление и оттянуть конец ценой своей жизни — вполне способны. Используется в рамках стратегии «Бабы новых нарожают». Если крутые герои/злодеи массово уничтожают сабж ещё до выхода из транспорта, этот транспорт — грузовик с пушечным мясом.

Этимология[править]

Данное выражение было употреблено в исторической хронике «Генрих IV», написанной Уильямом Шекспиром. Данная фраза была произнесена в 1 части (историческая хроника состоит из двух частей) в сцене 2 IV действия сэром Джоном Фальстафом в разговоре с принцем Уэльским, где данная фраза употреблялась по отношению к солдатам.

« Tut, tut, good enough to to∫∫e: food for powder, food for powder; they'le fill a pit as well as better; tu∫h, man, mortall men, mortall men.. »
— Перевод М. А. Кузмина, Вл. Морица

Словосочетание «пушечное мясо» употребляют по отношению к низшим чинам армии, которые в силу недостаточной выучки и опыта могут легко погибнуть во время боевых действий. Также это выражение можно применить к террористам-смертникам. В играх пушечным мясом называют многочисленную, но слабую толпу вражеских юнитов, без особых проблем убиваемых командой главгероя (или им самим собственноручно). В стратегиях же основным методом борьбы с «пушечным мясом» являются войска, способные атаковать по площади, либо элитные отряды, занявшие стратегически выгодную позицию.

Представление о пушечном мясе[править]

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Похождения бравого солдата Швейка» — автор устами вольноопределяющегося Марека воспроизводит реальный стишок, писавшийся солдатами на вагонах-теплушках: «Три тонны удобренья для вражеских полей: / Сорок человечков иль восемь лошадей».
  • «Сага о Ведьмаке» — множество раз играется прямо, во время битвы под Бренной — инверсия: откровенно расходные войска (прозвище «Бригада мудозвонов-пехотинцев» Biedna Pierdolona Piechota, смысл понятен без перевода, и никакие «мудозвоны» тут и рядом не стояли чисто по смыслу, скорее уж «аты-батые солдаты», как бы намекает) намертво застопорили продвижение противника.
    • Что интересно, именно под Бренной вполне реалистично показано, как работает в средневековых войнах пушечное мясо. Плотный строй, в котором достаточно уметь два-три действия, и главное - не ломать его. И напонтованные крутые рыцари кончаются.
  • Ник Перумов, трилогия «Кольцо тьмы» — армии отсталых народов, собираемые Олмером, почти полностью состоят из «мяса». Хегги, ховрары, в отличие от его «элиты» в лице ангмарцев и хазгов, представляют собой толпы плохо вооружённых и не обученных дикарей, которых бросают в мясорубку первыми, чтобы ослабить противника. Но педаль в магму автор продавил в третьей части («Адамант Хенны»), показав уничтожение харадримами мегаармии Перьеруких.
  • «Цена алчности» Сергея Тармашева — Меркулов высказывается о нанятых им бойцах-уголовниках именно в этом ключе.
  • Алексей Пехов, "Хроники Сиалы" - аналогично битве под Бренной у Сапковского. Ополчение намертво связало более сильного противника вполне реалистичным образом - плотный строй, в котором от бойца особых умений и не требуется.

Кино[править]

  • Орки во «Властелине колец». Если и могут кого задавить, то только числом. Отборные орки-уруки ласково именуют своих «младших товарищей» снагами, т. е. рабами. Себя же именуют урук-хай (народ орков, что намекает на то, кем они считают обычных орков. Есть, правда, мнение, что как раз снаги — орки выродившиеся)
  • Штурмовики из «Звёздных войн». Точнее, из «Новой надежды», дальше Лукас начал пытаться «вылечить врождённое косоглазие» имперских солдат.
    • Справедливости ради нужно уточнить, что фабула «Новой надежды» предполагает притворную «близорукость» штурмовиков при стрельбе: так приказал своим воинам император, твёрдо намеренный ради исполнения своего хитрого плана сохранить главным героям жизнь. А Дарта Вейдера — проводника императорской воли — штурмовики боятся больше смерти.
    • В начале той же Новой надежды в противостоянии не с героями, а с массовкой повстанцев проявляют себя отнюдь не как сабж
    • Солдаты-клоны ведут себя именно как пушечное мясо, хотя их прототипом является лучший в галактике охотник за головами. Например, в сцене из третьего эпизода во время битвы за Кашиик на береговой линии ясно видно наличие укреплений, но подавляющее большинство клонов вместо стрельбы из укрытия просто стоят на месте и погибают! Да и вообще из фильмов и сериалов видно, что дохнут солдатики пачками.
    • Там же — дроиды Конфедерации, а именно B-1. Слепленные по принципу подешевле и побольше. В итоге без какой-либо тактики, плотными построениями, в полный рост и парадным шагом идущие прямо на огневые позиции Республики и порой разваливающиеся сами собой.
  • Противники главных героев (Шварценеггера, Жан Клод Ван Дамма, Чака Норриса и т. д.) во времена боевиков 80-х, где использовался принцип армия из одного человека.
  • Арахниды (да собственно и сами десантники) в Starship Troopers (в фильме, не в книге!).
  • Чужие в одноимённом фильме, упрямо прущие на пулемёты.
  • «Утомленные солнцем 2. Цитадель» — пресловутая черная пехота, состоящая из гражданских с черенками от лопат в руках.

Телесериалы[править]

  • Красные рубашки из «Стар Трек».
  • Blackadder Goes Forth — капитан Эдмунд Блэкэддер и его подчинённые. Эдмунд прекрасно понимает, что как только его бойцы пойдут в атаку, как всем им (и, что самое главное — ему лично!) придёт полный конец. На протяжении всего сериала герой всеми силами пытается избежать высокой чести пойти в бой и сдохнуть. Безуспешно.
  • Stargate — именно так рейфы победили Древних. Поначалу Древние побеждали каждое сражение благодаря более высоким технологиям. Они продвигались всё глубже в территорию рейфов, пока не потеряли три корабля в бою. Рейфы заполучили модули нулевой точки из этих кораблей и использовали их, чтобы создать огромное количество клонов, стократно увеличивая свою армию. С этого момента, Древние попросту не могли победить. Рейфы попросту задавили их числом, не считаясь с потерями.

Мультсериалы[править]

  • Cybersix — отличающиеся огромным ростом и силой «идефиксы» (основные войска главгада нациста фон Рихтера) в комиксе показаны как опасные противники для главной героини, которая предпочитает с ними лишний раз не связываться, а вот в мультсериале, где героиня заметно окрутела и поумнела , они уже отыгрывают роль туповатых комик-релифов, местами в сюжете служа для разрядки смехом (хотя для среднестастического человека они действительно серьёзная угроза).

Видеоигры[править]

  • Act of War — автоматчики Консорциума, которые согласно руководству к игре являются пушечным мясом (хотя их можно перевооружить револьверным гранатомётом ММ-1 или РПГ-7 и тогда они становятся ощутимой угрозой отрядам легкой пехоты или танкам). Морпехи США — уже чуть более крепкие ребята ввиду более приличной экипировки и вооружения, а вот бойцы ТГК — инверсия: это уже Элитная армия (особенно в аддоне High Treason где их можно проапгрейдить!)
  • Потоп и ворчуны или как их называют Унггой из Halo, в меньшей степени человеческая армия.
  • Армия Ментала из серии Serious Sam.
  • Серия видеоигр Cannon Fodder — именно то, что написано на упаковке. Развесёлые похождения игрушечных солдатиков с тотальным разнесением всего и вся и массовыми смертями вояк.
    • Впрочем, тут любопытный зигзаг — на самом деле чтобы успешно пройти игру, требуется как можно сильнее экономить, солдат, иначе подкрепления быстро иссякнут и придется идти на миссию с 1-2 солдатами вместо полноценного отряда.
  • Зерглинги и прочие зерги в StarCraft, породившие мем зерг-раш.
    • Впрочем, зерглинги хоть и дохнут легко, но зато очень быстро бегают и способны, навалившись толпой, нанести весьма неслабый ущерб своими многочисленными укусами. Особенно если их как следует проапгрейдить.
    • А вот командир Аларак в «Совместном режиме» и его приверженцы просто давят педаль в пол — если зерглинги являются боевой силой, действующей по принципу стаи саранчи, то приверженцы нужны исключительно для того, чтобы создавать Алараку «массовку» и быть в нужный момент принесёнными в жертву.
  • «Хедкрабовые» зомби из Half-Life. Во второй части кроме них отметились ксеноидские жуки под названием «Муравьиные львы».
  • Warhammer 40K: Dawn of War — культисты Хаоса, о чём написано открытым текстом. Впрочем, при апгрейде становятся сносной пехотой для рукопашной.
  • Gunstar Heroes: войско рядовых робо-солдат, противостоящее двум главным героям — Рэду и Блю.
  • Stronghold: Crusader — рабы с факелами. Дохнут они не то чтобы пачками — толпами, но если уж они добрались до строений замка и смогли что-нибудь подпалить, то незадачливый строитель, придерживающийся концепции «все рядом», может за минуту стать погорельцем.
  • Disciples — призываемые существа, особенно дешёвые. Рассеиваются за один ход, поэтому их не жалко кинуть в безнадежный бой, точнее, разведку таковым боем. Впрочем, они исполняют и роль истребительных батальонов — изничтожают вражеских воров, которые не могут брать с собой в отряд никого, и низкоуровневых жезловиков, которые могут захватывать ресурсы, но физически слабы и могут таскать с собой в «копье» только одного бойца.
  • Heroes of Might and Magic IV — берсеркеры. Они довольно сильны для своего уровня, но совершенно неуправляемы, отчего постоянно подставляются под удары.
    • В геройской серии вообще пушечным мясом называют стеки «бросовых» юнитов, основное назначение которых — отвлекать силы противника или прикрывать собой другие, более ценные стеки. В одних случаях речь идёт о существах, чужеродных по отношению к фракции героя — присутствие таковых в армии обычно вредит боевому духу, а восполнение их численности, в зависимости от ситуации, может быть затруднительным или вовсе невозможным. В связи с этим держать в войске чужаков порой оказывается нецелесообразно по сравнению с юнитами собственной фракции. Но если в армии какого-то героя остаются незадействованные слоты, то их-то и можно заполнять «левыми» юнитами, чтобы жертвовать ими всякий раз, когда это позволяет уберечь от гибели пару-тройку бойцов родной фракции. В других случаях у игрока может накапливаться фракционный тип юнитов, в целом вообще малопригодный для большинства сражений, а в частности — бесполезный для раскачки героя на нейтралах. Такие юниты нередко обременяют войска основных героев в их «будничных» сражениях. Поэтому их могут собирать в замках или в войсках второстепенных героев, где они томятся до «лучших времён», а затем — выставлять в решающие бои, чтобы ценой жизни они оттягивали на себя часть урона, который в противном случае приходился бы на важные ударные отряды.
  • Tyranny — большая часть Алого Хора, благо за пополнением из числа пленных дело не станет.
  • Supreme commander — в игре с лимитом в тысячу юнитов мясные тактики остаются актуальными до самого конца. Можно послать на убой сотню стратегических бомбардировщиков, каждый из которых строится с минуту, чтобы сломать единственное здание, мешающее размазать противника супероружием. Ещё более активно приносятся в жертву разведчики, у которых только в больших количествах есть шанс добраться до вражеских тылов.
  • Hearts of Iron IV — тактика массированного штурма — вся об этом. При столкновении с тактикой огневой мощи выдавливает педаль в пол, где разница между потерями более, чем десятикратная.
    • В критической ситуации игроки развертывают части «в долг», то-есть натурально с одной винтовкой на троих. Остальные просто танкуют урон.
  • Обе части Total War Warhammer: некоторые тактики игры за вампиров подразумевают использование как подушки для пуль стека зомби. Скавены так же опираются на эту тактику, но их рабы немного сильнее зомби, а сама скавенская армия располагает к тому чтобы пока рабы умирают на передовой всевозможные дальнобойные машины стеляли прямо по линии фронта, убивая и своих и врагов. Но с патчем обновляющим Бретонию самыми главными адептами пушечного мяса стали они. Эта фракция не имеет штрафа к цене армий от их количества, а сами крестьяне совершенно бесплатны, что позволяет их нанимать в полностью неограниченных количествах и давить врага любым количеством стеков.
    • Смешно становится от того что крестьяне как и любой другой юнит могут получить "лычки" и вместе с ними бонусы для своих характеристик, а так же у Бретонии есть особый домик дающий бонус войскам и этот бонус накопительный от каждого такого домика. И вот уже к середине-концу игры ваши крестьянские армии по 5+ стеков расхаживают "в золоте" и с такими статами что им бы позавидовали Избранные.
  • Dynasty Warriors её спин-оффы и клоны посвящены именно борьбе с пушечным мясом.
  • «Казаки» — пикинер XVIII века. Строится за секунду, дешев, быстро подыхает. Абсолютно бесполезен даже для зерг-раша.
    • Зато полезен при обороне в плотной городской застройке. Дешево и сердито. И много.
    • Казаки 2 — любые новобранцы и особенно линейная пехота, если что новые стоят копейки. Но после одного-двух удачных боев получают повышение до полноценных людей, жизнью которых игрок дорожит аки тамагочи.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40k любит это дело:
    • Тираниды — самый очевидный пример, особенно в крупных кампаниях, так как после пожирания биосферы у флота-улья все равно будет масса органики. В противостоянии с орками используется принцип «главное чтобы погиб хоть кто то из орков»: органики собранной с поля боя хватит для восполнения потерь.
    • Орки не сильно отстают — во-первых, они живут войной и только ею; во-вторых, из каждого убитого орка выпадают споры-заготовки для новых орков, так что боятся орки, пожалуй, лишь кислоты, огня и поедания; в-третьих, орки свято верят в принцип «что не убивает — лишь делает сильней, дохнут только слабаки». Таким образом, орки могут себе позволить большие количественные потери — если битва для них действительно успешна, за желающими заменить павших очередь не станет, если битва была неуспешной, печалиться будет некому, а место боёв прорастёт «весёлыми опятами».
    • В Империи Человечества эту роль выполняют Силы Планетарной Обороны в большей степени и Астра Милитарум (Имперская Гвардия) — в меньшей. Первые зачастую комплектуются в соответствие с технологическим уровнем и финансовыми возможностями мира в соответствие с его потребностями, так что богатый мир-улей в не самом дружелюбном для человека секторе и аграрный мир в местах отдалённых от зон военных действий — это две больших разницы, что даёт огромный разброс в качестве. Вторые — это хорошо обученная армия из 10 % лучших СПОшников, с соответствующим оружием и техникой. Вот только даже простым крутым смертным приходится очень тяжко, если враги имеют подавляющее магическое, технологическое, физиологическое превосходство, а врагов таких хватает. Корпус Смерти Крига давит педаль в пол, если не асфальт, размен потерь для них — совершенно обыденное дело, солдаты посчитаны и оценены не хуже чем топливо и боеприпасы, и вполне согласны с таким положением дел, а роль комиссаров состоит не в том, чтобы гнать солдат в бой, а наоборот — не дать им ломануться в штыковую на танки. Впрочем, чего ещё ожидать от прекрасно подготовленных и искусственно выращенных солдат (превращение родной планеты в мёртвые земли ради уничтожения мятежников в комплекте), считающих личные имена — избыточным, отвагу и профессионализм — обычной чертой, за которую нет смысла награждать, ухитряющихся не общаться с друг другом даже при огромной плотности населения и размере подразделений, прозванных игроками «боевыми аутистами»?
      • для Adeptus Mechanicus — пушечное мясо это сервиторы, то есть лишённые самоосознания киборги, даром, что сами механикусы тоже киборги.
    • Силы Хаоса — зигзаг: если у Альфа Легиона даже культисты зачастую являются обученными не хуже Имперской Гвардии, то для Несущих Слово вполне естественно гнать на убой толпы своих мраккультистов — всё во славу Тёмных Богов!
      • Педаль в асфальт вдавил легион Пожирателей Миров: чудеса тактики и компетентности, проявленные их командиром, привели к тому, что у Пожирателей в мясо превратились… космодесантники.
        • Разница, правда, состоит в том, что Несуны и до Ереси считались не лучшими тактиками, стратегами и попросту воинами. В то время, как для Мирожоров такая, кхм, «тактика» — не столько заваливание трупами, сколько превращение своей армии в каток, которым они намерены раскатать противника. Да и чего ждать от орды штурмовых психов?
  • Warhammer Fantasy Battles тоже имеет таких в изобилии:
    • Вампиры могут поднять дешевых и многочисленных скелетов, но лучше всего на роль пушечного мяса подходят зомби… и буквально тоже.
    • Скейвены с их плодовитостью в глазах своих вождей обладают минимальной индивидуальной ценностью (это подчеркивает интересная особенность правил — скейвены могут стрелять по отряду противника, вступившему в рукопашную схватку с дружественным отрядом, разумеется, нанося потери и своим тоже), но прежде всего в качестве живого щита используются крысы-рабы.
    • Бретонцы не брезгуют гнать в бой необученных крестьян с вилами, в конце-концов, обученных ратников-простолюдинов не всегда хватает.. Пусть отвлекают противника, пока благородное рыцарство разгоняется для таранного удара копьями.
    • Империя славна прежде всего своими профессиональными пехотинцами, но нередко их сопровождают пестро одетые и кое-как вооруженные «вольные роты» провинциального ополчения. Платят им из того, что остается после выплаты регулярным частям, зачастую генералы намеренно не считаются с потерями вольноротников. И не надо путать такие «вольные роты» с настоящими наемниками вроде тильянских арбалетчиков — их-то пушечным мясом никто не считает. Впрочем, в сравнении с бретонскими «коллегами», «вольные роты» куда боеспособнее.
    • Для орков пушечным мясом являются гоблины, да и сами они немногим отличаются от более известных космических собратьев.

Реальная жизнь[править]

  • Японские камикадзе во времена Второй мировой войны. Как это ни печально, в начале войны у Японии были пилоты с самым большим количеством часов налёта[3], в конце — летали недоучки, поскольку квалифицированных пилотов выбили за три года войны[4].
  • Собственно, почти вся Первая мировая война, проходившая в позиционной фазе — это война пушечного мяса.
    • Битва при Пашендейле — педаль в пол: за полгода линия фронта почти не сдвинулась, а обеими сторонами конфликта слито по полмиллиона человек. Представленная на видео песня The Price of a Mile от Sabaton — как раз про это.
    • Верденская мясорубка — педаль в асфальт: за год погиб миллион, а линия фронта к концу оказалась на позициях к началу наступления.
    • Бойня Нивеля — педаль в земную кору: герой Вердена генерал Нивель, разработавший настолько хитрый план наступления, что не стеснялся рассказывать о нем едва не каждому встречному, за апрель 1917 года умудрился побить все рекорды той войны в соотношении количества потерь к затраченному времени при нулевых результатах. Бросить в атаку 129 танков, обвесив их баками с горючим и сделать таким образом металлическим вариантом сабжа — тоже светлая идея штабистов Нивеля. Чуть севернее в то же время под чутким руководством все того же Нивеля с теми же примерно результатами позажигали англичане. Терпение французского пуалю лопнуло, началось массовое дезертирство и мятежи, которые, конечно, подавили, но французская армия почти год после этого провела в обороне. Англичане же передохнули, собрались с силами и замутили вышеупомянутый Пашендейль.
    • На других фронтах было не лучше. Италия пыталась прорвать оборону Австро-Венгрии почти два с половиной года - названия вроде "Одиннадцатая битва при Изонцо" вполне характеризуют результат.
  • В годы Второй мировой: дивизии народного ополчения и истребительные батальоны в СССР, фольксштурм в Германии, отряды территориальной обороны в Великобритании, национальная гвардия США, японские ополченческие формирования и китайская армия почти целиком (поскольку подавляющее большинство обученных солдат и почти вся военная техника были потеряны ещё в начале войны в боях за Шанхай и Нанкин).
    • Советские дивизии народного ополчения и другие подобные формирования порой показывали себя весьма неплохо так как формировались из рабочих оборонных предприятий, студентов ВУЗов и прочих граждан которым была положена «бронь» от призыва. В Сталинграде рабочие заводов СТЗ и «Баррикады» шли в бой с танками и пушками которые сами же сделали. Ну а «истребительные батальоны» создавались для охраны тыла, потому какой-то боевой эффективности от них не требовалось, хотя в боях им участвовать часто приходилось и показывали они себя по-разному, кое-где «ворошиловские стрелки» и ГТОшники под командованием бывалых фронтовиков устраивали немцам весьма неприятные моменты.
    • А вот немецких фольксштурмовцев советские войска часто в плен не брали не в смысле убивали на месте, а просто отпускали разоружённых стариков и сопляков по домам.
  • Почти вся ирано-иракская война, причём с обеих сторон. Большая часть боевой техники и профессиональных военных погибло в начале процесса, а остатками предпочитали не рисковать, так что война шла с массовым применением обычных стрелков, усиленных артиллерией и китайскими танчиками по праздникам.
  • Закладчики (не те, которые делают закладки для книг, а те, что делают закладки с наркотиками) — зигзаг. В современном мире один и тот же магазин может существовать годам с неизменной верхушкой, а его рядовые сотрудники с завидной регулярностью отправляются в тюрьму на десять лет минимум, проработав в среднем 2 месяца. И никакой магазин их не будет отмазывать, и никакой адвокат им не поможет (за исключением поиска смягчающих и помощи со сделкой со следствием).
  • Француский иностранный легион. С прикрученным фитильком, ибо на готовке и экипировке не сильно экономят. А «пушечность» проявляется в первую очередь в том, что легионеров не жалко. Они не граждане Франции и голосовать их родственники не могут. Поэтому француское правительство затыкает ими все дыры, куда послать регулярные части жалко/сложно/рискованно.

Примечания[править]

  1. Собаки обычно являются крайне доставучими юнитами, от которых проблематично избавиться.
  2. Как известно, шесть крыс легко ушатают персонажа третьего уровня по правилам D&D; если повезёт — даже за один ход.
  3. Авианосец — не резиновый, и при ограниченной вместимости брать приходится качеством, а не количеством. Да и с точки зрения ограниченного военного бюджета подготовка 50 элитных пилотов обойдётся существенно дешевле, чем ещё один авианосец на 50 самолётов. Проблема лишь в том, что при потере 50 элитных пилотов построить новый авианосец на 50 самолётов будет всё же существенно быстрее, чем подготовить 50 элитных пилотов.
  4. После битвы за Мидуэй и полугодовой мясорубки над Гуадалканалом и Рабаулом у японцев, по сути, не осталось выхода, кроме как прибегнуть к тактике камикадзе. Правда, их массированное применение началось лишь два года спустя, в 1944 году, когда было уже поздно.