Искусные мастера

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Он сам молчал — а тело пело, Как уникальный инструмент. Оно растрогать нас умело И насмешить могло в момент.

Он сам молчал, но пели мысли В его движении любом, Поскольку тонок был он (в смысле И переносном и прямом).

Он сам молчал. А зал — взрывался, Зовя артиста. Вновь и вновь. И в нашей памяти остался Он звонкой песнею без слов.

»
— Ю. Благов, «Эпитафия Клоуну»

Именно то, что написано на упаковке. Это может быть семья, клан, гильдия, жители селения, города, страны или вообще целый вид/раса. Аналог в области кулинарии — Потрясающий повар.

Примеры[править]

«

…Финтифлюшкины — Рабочий русский род: Он был прославлен предками Кондитерами редкими, Их плюшками, ватрушками И чудо-финтифлюшками — Что сами лезли в рот.

»
— Сергей Михалков, «Финтифлюшкин»

Мифология[править]

  • Гефест, покровитель ремёсел и самый эпический кузнец.
  • Гермес, хоть и плут, работать руками тоже умел — к примеру, изобрёл лиру.
  • Дедал — выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крит.
  • Вёлунд. Мало кто помнит, что он не только оружейник, но и ювелир, и стеклодув, и скульптор!
  • Ильмаринен.
  • Египетский Птах тоже сюда же. В ряде изводов мифа он вообще Бог-Творец.

Литература[править]

  • Обычно такими персонажами бывают кузнецы.

Русскоязычная[править]

  • Н. Гоголь, «Ночь перед Рождеством» — Вакула. Умелый кузнец и прекрасный художник.
  • Н. Лесков, «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» — тульские мастера, подковавшие блоху, в особенности Левша.
    • Да и английские мастера, изготовившие ту самую блоху. Их превосходство в некоторых областях оружейного дела признал и сам Левша.
    • В итоге субверсия. Английская блоха была заводной игрушкой и умела танцевать. После апгрейда тульскими мастерами — разучилась (даже микроскопические подковки оказались слишком тяжелы, чтобы позволить блохе поднять ноги?). Англичане учились в университетах, Левша и Ко — хорошо, если в церковно-приходской школе. Мастера-то искусные, в смысле, что талантливые и опытные — но откуда простым рабочим знать физику и математику, которой пользовались создатели блохи? Басня в том, что российской элите как бы пора уже прекратить держать ценные кадры за расходный материал.
  • П. Бажов, «Каменный цветок» и «Горный мастер» — Данила-мастер. Да и вся его семья — приёмный отец и наставник Прокопьич, жена Катерина и всё их многочисленное потомство, из которого особо выделился Митя (в отличие от старших, не резчик по малахиту, а ювелир-гранильщик).
  • А. Грин, «Алые паруса» — Лонгрен, отец Ассоли, делал игрушки-модели кораблей.
  • Ю. Олеша, «Три Толстяка»:
    • Инженер Туб смог сделать заводную куклу, внешне не отличимую от живой девочки.
    • Доктор Гаспар Арнери вполне смог бы её починить, если ему дали бы больше времени чиновники во дворце Толстяков. Да и без этого владел такими ноу-хау, что необразованному народу казался волшебником.
  • «Волшебник Изумрудного города»:
    • Мигуны. И ювелирные изделия у них на загляденье, и оружие холодное высокого качества, и полный цикл сборки железного гиганта Тилли-Вилли смогли организовать в кратчайшие сроки… Самый умелый и почитаемый среди них — Лестар (в цикле отметился минимум двумя личными проектами — водопровод с Усыпительной водой в подземном царстве и центральное отопление в Изумрудном дворце во время Жёлтого тумана).
    • Да и жевун Урфин Джюс был искусным столяром, чьи изделия проявляли характер ещё задолго до того, как ему попался пресловутый живительный порошок. А после поворота направо стал не менее умелым огородником.
      • Предки Урфина из Изумрудной страны — он выше и сильнее своих сородичей, и да, куда искусней в ремёслах. Однако неизвестный кузнец-жевун (а жевуном ли он был?) оказался настолько сведущ в своем ремесле и магии Волшебной страны, что смог спасти жизнь Железному Дровосеку, превратив его в автоматона.
    • У подземных рудокопов много хороших строителей и архитекторов — вон какой дворец своим королям отгрохали! И инженеров тоже — кто-то додумался создать водяное колесо на шестилаповой тяге и часы-перевёртыш по принципу песочных.
    • Гудвин — мошенник и никакой не волшебник, но кукол, которые служили ему «масками», он делал отличных. Еще и со знанием психологии. Такое ощущение, что у него под все характеры свои образы были.
    • Гномы Арахны тоже давали Волшебной стране угля — в частности, пять тысяч лет поддерживали в рабочем состоянии ковёр-самолёт госпожи, а для подъёма яств ей на стол соорудили блочную систему.
    • И, конечно, Чарли Блек и Альфред Каннинг.
  • Лев Кассиль, сказка про Синегорию (повесть «Дорогие мои мальчишки»):
    • Славнейший Мастер Зеркал и Хрусталя ясноглазый Амальгама отливал стекло, в гранях которого жила радуга, а несравненной чистоты зеркала обладали таинственным свойством сохранять в своих глубинах солнечный свет и излучать его в темноте. Причем тончайшие лучи, если перебирать их пальцами, пели, будто струны арфы.
    • Могучие руки искуснейшего оружейника Изобара легко гнули самое толстое железо, но могли сплести и тончайшую кольчугу. Он ковал и знаменитые мечи, острые и прочные, но столь тонкие, что стоило повернуть их ребром, и они делались невидимыми для глаза, и плуги, и затейливые погремушки.
    • Знаменитый садовник и плодовод, мудрый Дрон Садовая Голова выращивал виноград, крупный, как яблоки, и яблоки, огромные и тяжелые, словно арбузы, и розы и лилии невиданной красоты, от аромата которых люди веселели, как от самого крепкого вина.
  • Братья Стругацкие, Хищные вещи века — парикмахер Гаоэй. Пишет статью об одном малоизвестном свойстве врожденно-прямого непластичного волоса, как будто он учёный! Впрочем, сами авторы относятся к человеку, который занимается такой ерундой, да ещё и смотрит мыльные оперы, безо всякого уважения.
  • «Волкодав» — ювелир Улойхо, кузнец Шаршава Щегол, все кузнецы из рода Серых Псов (когда клан ещё не истребил кунс Винитарий).
  • Павел Шумил, «Мастер-ломастер». Вся команда. Портить городское хозяйство, так, чтобы принести городу пользу тоже надо уметь.

На других языках[править]

  • Э. Т. А. Гофман:
    • «Щелкунчик и Мышиный король» — Дроссельмейер, крёстный Мари и Фрица Штальбаум. Опытный механик, мастеривший очень сложные игрушки.
    • «Мастер Иоганн Вахт» — заглавный герой, плотник. Еще во время традиционного путешествия подмастерьев после окончания учебы он обнаружил ошибку невежественного архитектора, ремонтировавшего собор, и смог её поправить, после чего ему предложили остаться в том городе.
      • Чудо-мастером является также его сосед мосье Леберфинк, позолотчик и лакировщик, работающий лишь из любви к искусству, потому что и так богат. Он завоевал сердце старшей дочери мастера Вахта Реттель как похвалами её кулинарным способностям, так и разными приятными сюрпризами. Например, таким: «Закуска, которой Леберфинк угостил своих гостей, состояла из самых изысканных печений, деликатнейших конфет, старого рейнвейна и превосходного мускатного вина. Реттель была вне себя от качества печений и сверх того выразила мнение, что таких сластей, частью тоже позолоченных и посеребренных, нельзя достать в Бамберге, и, следовательно, они откуда-нибудь выписаны. На это Пикар Леберфинк сообщил ей под секретом и с сладчайшей ужимкой, что он смыслит кое-что в изготовлении конфет и сладких печений и что, в сущности, он и есть счастливый автор всех предлагаемых лакомств. Реттель от благоговения и восторга готова была упасть на колени перед таким человеком» (на колени упал все-таки сам Леберфинк, когда тем же вечером оказался с ней наедине и решился просить ее руки и сердца).
    • «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» — сам мастер.
  • Арда:
    • Эльфы, в особенности нолдор. И если большинство в какой-то конкретной области, то последние и вовсе являются самыми искусными из «детей Арды», не зря именно из их народа происходит Феанор. В ранних черновиках синонимом нолдор вообще было Gnomes, что намекает.
    • Настоящие гномы (аналогично в других сеттингах, сотворённых по образу и подобию толкиновского). Когда речь заходит о камнях и металлах, идут с нолдор практически ноздря в ноздрю.
    • Маги-мастера Нуменора преуспели в создании волшебных вещиц на порядок лучше гномов. Куют металл они всё равно хуже, но, к примеру, если гном может сделать меч, рубящий эльфийские латы, как жесть, то нуменорец — завороженный кинжал, которым можно навсегда убить назгула. А ещё нуменорцы единственные в этом сеттинге доросли до стальных кораблей, а в описании их оружия, если продраться через староломанныйъ англицкойъ языкъ, можно разглядеть и намёк на огнестрел.
    • Как ни странно, орки. Их творения грубы, уродливы, шумны и вонючи, но для того, чтобы эффективно истреблять большое количество народу разом, тоже нужен талант, хотя и недобрый. Таран, ломавший врата Минас-Тирита, вышел из рук явно непростых кузнецов.
  • «Негромкий голос труб» — всё население материка Курр такое. Причём педалью делается затейливая гравировка на ядре планеты — то, что там считается уровнем «ниже среднего», многократно превосходит высочайшие стандарты во всех остальных мирах Федерации вне зависимости от выбранного направления, будь то музыка или столярное ремесло. Кроме разве что излишне замысловатой поэзии.
  • Spellsinger — все жители города Стрелакат-Просад. Когда Джон-Том случайно сломал свою волшебную дуару, ему пришлось обратиться к местному мастеру по изготовлению музыкальных инструментов, чтобы её починить — он единственный во всём мире умел чинить магические инструменты.
  • Хонор Харрингтон — огромные орбитальные верфи в системе Мантикоры называются именно божествами сабжа: Гефест, Вулкан и Вёлунд. Все три уничтожены мезанцами.
  • Альфред Аттанасио, «Доминионы Ирта» — Синий Типу, гном-кузнец, кующий зачарованное оружие для армии Даппи Хоба.
  • Фрэнсис Хардинг, «Стеклянное лицо» — обитатели города Каверна. Только в эпилоге прямо говорится, что они не люди, а фейри.

Театр[править]

  • А. Н. Островский, «Гроза» — Кулигин (недвусмысленный намёк на Кулибина).
  • Т. Г. Габбе, «Город мастеров». Искусность их ещё никто не оспорил.

Кино[править]

  • «Каменный цветок» (СССР, 1946 г., реж. А. Птушко), экранизация Бажова.
  • «Книга мастеров» (Россия, 2009, реж. В. Соколовский). Отсылка к этому же сюжету.
  • «Кин-дза-дза!» — у дяди Вовы настолько золотые руки, что он, покопавшись в недрах инопланетной техники, не только в одиночку поставил незнакомое транспортное средство на шасси, но и сумел потом буквально «из спичек и желудей» собрать транклюкатор — или, как минимум, достаточно убедительный макет, способный обмануть даже эцилоппа.
  • Сериал «Русские страшилки», эпизод «Ведьмак из Блёрово» — изобретатель Билибин, создатель шагохода, компактного левитатора, поглотителя нефти и огромной кучи других фантастических вещей.

Мультфильмы[править]

  • «Летучий корабль» — Забава предпочла построившего летучий корабль Иванушку богатому боярину Полкану.
  • «Морские псы» — бортмеханик Роки. Первоклассный механик, в любой ситуации способный привести в рабочее состояние «Весёлого Роджера», без труда один управляется в машинном отделении, также не раз демонстрировал свои навыки и в другом — например, в конструировании оружия (торпед).
  • Гаечка. Просто Гаечка.

Видеоигры[править]

  • Вселенная «Древних свитков» — у орков репутация непревзойдённых кузнецов, которые даже сами про себя говорят, что учатся махать молотом ещё в утробе матери. Не менее крутыми мастерами были двемеры — уже сколько тысяч лет как исчезли, а их механизмы до сих пор работают практически безотказно (особенно защитные)
    • Сюда же клан Серых Грив, работающий в Небесной Кузнице в Скайриме. Делают лучшие изделия из стали во всём Тамриэле, хотя поговаривают, что в том горне просто особенный огонь.

Аниме и Манга[править]

Комиксы[править]

  • Тони Старк же ж! И батя его, Говард — причём даже непонятно, кто круче.
  • На Бэтмена работает куча таких (делают ему всё его бэт-оборудование) под руководством Люциуса Фокса.

Музыка[править]

  • Сколот, «Кузнецы-колдуны».
  • Олег Медведев, «Крестик». (И многое другое)

Реальная жизнь[править]

  • Множество в самых разных областях. Хотя противоположный троп встречается несопоставимо чаще.
  • Известен т. н. «винт Архимеда» придуманный знаменитым мастером и учёным Архимедом из древнегреческого города Сиракузы (правда, сам изобретатель использовал спиральные винты огромных размеров для подачи воды в родной город).
  • Ремёсла — в настоящее время индивидуальная ручная работа почти исчезла, оставаясь преимущественно в ювелирном деле, народных промыслах и исторической реконструкции. В наследии человечества сохранились:
    • Амати, Страдивари, Гварнери — струнные музыкальные инструменты.
    • Карл Бехштайн, Игнац Бёзендорфер, Август Фёрстер, Стейнвей и сыновья — рояли.
    • Аристид Кавайе-Колль — органы.
    • Фаберже — ювелирные изделия (т. н. «яйца» — самые известные).
    • Кулибин — диковинные автоматы и забавные игрушки.
    • Муранское стекло, изготовленное по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции. В XV—XVII вв. эти мастера доминировали в Европе в своей отрасли.
    • Саксонский фарфор.
    • Дамасская сталь.
      • Сами дамасские кузнецы сталь не варили — они закупали в южной Индии, у тамильских и малаяльских мастеров литой вутц в чушках и полосах[1] и уже из готовой стали ковали знаменитые сабли.
    • Нюрнбергские и миланские оружейники и бронники.
    • Франконские монахи-оружейники. Они ещё и учебники по фехтованию писали!
    • Различные народные промыслы России (богородская резьба по дереву, гжельская керамика, дымковская глиняная игрушка, хохломская, палехская, мстёрская и др. роспись, кубачинская [Дагестан] обработка металлов).
    • Пьер Жакэ Дроз — часы и автоматоны (знаменитая кукла-писец, до сих пор работающая — его детище).
  • Микроминиатюра — направление в изобразительном искусстве, в котором работы изготавливаются под микроскопом. Например, Владимир Анискин (http://aniskin.ru) разместил в игольном ушке караван верблюдов, и это ещё не предел!

Примечания[править]

  1. Температура плавления железа — 1538°С — была недоступна подавляющему большинству средневековых мастеров, поэтому сталь они обычно получали науглероживанием сыродутного железа. Из-за особенностей процесса она получалась очень «грязной» и неоднородной, что сильно усложняло жизнь кузнецов. Выплавлять литую сталь (то есть с полным расплавлением в тигле, что даёт в разы более высокую чистоту и однородность материала) в те времена умели только в Индии.