МТХ

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Что это с вашим другом?
— Он слишком долго смотрел на вашу мазню, и его затошнило.
»
— Р. Л. Стивенсон, «Потерпевшие кораблекрушение»

«Молодой талантливый художник» — то же, что МТА («молодой талантливый автор») в живописи. Рисовать не умеет, но думает, что умеет — и, что характерно, рисует. Иногда получается так плохо, что уже хорошо. Иногда развивается в нормального художника, иногда — в художника-халтурщика; в последнем случае резко теряет способность доставлять положительные эмоции. Иногда пытается выдать свою криворукость за багофичу («Это у меня стиль такой!»[1]). Иногда умудряется найти работу по художественному профилю и даже получить какое-никакое признание даже с такими навыками.

Но, повторимся, рисовать МТХ не умеет:

  • Пропорции чего угодно будут необратимо нарушены. Пропорции людей — в самую первую очередь.
  • Перспектива? Композиция? У, какие страшные слова!
  • Отдельные части рисунка нередко перерисованы с каких-нибудь изображений, но перерисованы криво и друг с другом не гармонируют вообще никак.
  • Отсутствует понимание того, как что устроено — на радость тем, кто разбирается в матчасти получше.
  • Полный кавардак с цветом, освещением и тенями.

При частичном (это важно!) преодолении оных недостатков и при выработке какой-никакой художественной изюминки МТХ может претендовать на утешительную характеристику «хорошо, но плохо».

Образ МТХ нежно любим авторами, которые любят посмеяться над бездарностями. В художественных произведениях примеры творчества сабжа попадают под троп нарочито плохо.

Примеры[править]

Большая просьба: мета-примеры (когда произведению или франшизе не везёт с иллюстрациями) писать в раздел «реальная жизнь».

Литература[править]

  • Пьер Грассу из одноименной новеллы Бальзака. Хоть и сабж, а сумел добиться определенной популярности и даже сколотить состояние.
  • Эпичный пример в «Швейке». Автор творения на страницах не появляется, зато само оно описано великолепно:
«

Пресловутый походный алтарь был изделием венской еврейской фирмы Мориц Малер, изготовлявшей всевозможные предметы, необходимые для богослужения и религиозного обихода, как-то: четки, образки святых. Алтарь состоял из трех растворов и был покрыт фальшивой позолотой, как и вся слава святой церкви. Не было никакой возможности, не обладая фантазией, установить, что, собственно, нарисовано на этих трех растворах. Ясно было только, что алтарь этот могли с таким же успехом использовать язычники из Замбези или бурятские и монгольские шаманы. Намалеванный кричащими красками, этот алтарь издали казался цветной таблицей для проверки зрения железнодорожников. Выделялась только одна фигура какого-то голого человека с сиянием вокруг головы и с позеленевшим телом, словно огузок протухшего и разлагающегося гуся. Хотя этому святому никто ничего плохого не делал, а, наоборот, по обеим сторонам от него находились два крылатых существа, которые должны были изображать ангелов, — на зрителя картина производила такое впечатление, будто голый святой орет от ужаса при виде окружающей компании: дело в том, что ангелы выглядели сказочными чудовищами, чем-то средним между крылатой дикой кошкой и апокалипсическим чудовищем. На противоположной створке алтаря намалевали образ, который должен был изображать троицу. Голубя художнику в общем не особенно удалось испортить. Художник нарисовал какую-то птицу, которая так же походила на голубя, как и на белую курицу породы виандот. Зато бог-отец был похож на разбойника с дикого Запада, каких преподносят публике захватывающие кровавые американские фильмы. Бог-сын, наоборот, был изображен в виде веселого молодого человека с порядочным брюшком, прикрытым чем-то вроде плавок. В общем бог-сын походил на спортсмена: крест он держал в руке так элегантно, точно это была теннисная ракетка. Издали вся троица расплывалась, и создавалось впечатление, будто в крытый вокзал въезжает поезд. Что представляла собой третья икона — совсем нельзя было разобрать. Солдаты во время обедни всегда спорили, разгадывая этот ребус. Кто-то даже признал на образе пейзаж Присазавского края. Тем не менее под этой иконой стояло: «Святая Мария, матерь божья, помилуй нас!»

»
— Признайтесь: вам тоже хотелось бы на такое взглянуть?
  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев» — очередная авантюра Остапа Бендера, предпринятая, чтобы попасть на пароход к вожделенным стульям.
    • Хотя он просто никогда этим не занимался, возможно, будь у него время и необходимость, то научился бы. Например, вывеску для клуба «Четыре Лошади Коня» оформил прилично.
  • Н. Носов — Незнайка побывал и в этой роли. Возможно, это выпад в сторону экспрессионистской живописи. Прошёлся же Носов по абстракционизму в «Незнайке на Луне»!
    • Судя по тому, что все, кто смотрел на портреты в исполнении Незнайки, сразу узнавали изображенных и очень смеялись (пока не находили свой портрет, на котором, впрочем, также узнавали себя сразу), Незнайка оказался действительно талантливым (без иронии) карикатуристом. Просто коротышки до такого творчества ещё не доросли: вместо того, чтобы посмеяться над всей выставкой, включая шарж на самого себя, или, хотя бы, осудить всю выставку, как обидную и неэтичную, смеялись над чужими портретами и бесились, увидев свой. Незнайка-то никого специально не травил, просто одинаково отстебал вообще всех, до кого дотянулся.
  • Кира Измайлова, «Футарк» — Виктор Кин чуть ли не впервые в жизни взял в руки кисть (в детстве его немного учили рисовать, но это было давно и успехов он и тогда не демонстрировал). Итог описан так: «На том огрызке холста, что выделил мне Питер, красовалось нечто инфернальное. Жёлто-фиолетовый червяк (Нэтти) извивался на сером с оранжевыми разводами кубе, явно силясь с него сползти. Длинная розовая макаронина (рука Нэтти) с трудом поддерживала грубо намалёванный оранжевый круг с черными лохмотьями вокруг (соответственно это были голова и волосы Нэтти). Над червяком висел в пустоте ярко-синий квадрат (окно), обрамлённый чем-то вроде парусов (я попытался изобразить замызганные занавески).» Художник-профессионал, взявшийся наставлять Виктора, однако, пришёл в полный восторг: он относится к новому направлению «наив», так что неуклюжие потуги ученика — это именно то, что нужно. Виктор про себя думает, что новый стиль стоило бы назвать «примитивом»… Но — не звучит!
  • В. Коржиков, «Солнышкин плывет в Антарктиду». Уличный живописец в городе Жюлькипуре торговал абстрактными картинами, якобы изображающими два натюрморта — «Бананы» и «Фрукты». Когда советские моряки назвали их незрелой мазней, пообещал, что они скоро созреют. Наши моряки поймали его на слове.
  • Иоанна Хмелевская:
    • «Роман века»/«Роман всех времён» — именно под продукцию МТХ контрабандисты маскировали переправляемые через границу драгоценности и иконы. Весьма впечатляющее описание.
    • «Подозреваются все»: один из героев — МТХ-абстракционист. Соседство с ним не всегда полезно для психики.
    • ГГ романа «Лесь» (по словам самой Хмелевской, списан с реальности).
  • «Верховная ведьма» Ольги Громыко — художник из ордена Белого ворона. ГГ его творение конфисковала… чтобы подарить Старминской школе чародеев, пифий и травниц.
    • Да и сама главная героиня, если уж на то пошло. К её чести то, что таланта у неё нет, прекрасно понимает, а потому, если уж найдёт вдохновение, рисует «для себя», в стол. Но один раз оформляла школьную стенгазету и едва не сорвала занятия — всем хотелось посмотреть на выставку абстрактного искусства.
      • Судя, по реакции Вельки на попытку Вольхи изобразить свой бой с монстром незадолго до описания той самой стенгазеты, рисует ГГ не просто плохо, а из разряда «такое нельзя придумать, можно только в бреду/ночном кошмаре увидеть». А вот орденский художник, вероятно, не так уж плох, по крайней мере в изображении человеческой мимики («На лице привязанной к столбу ведьмы застыло жесткое, ехидное и вместе с тем мечтательное выражение, которого я от себя никак не ожидала…») — а вот сюжет Вольхе по нраву не пришелся, особенно предполагая намерение рыцарей воплотить его в реале.
  • А. Бушков, «Нечаянный король» — картины «мэтра» Аркаса представляют собой сочетание разноцветных клякс и мазков, потому что рисовать он вообще ничего не умеет.
  • Александр Рудазов, «Серая чума» — барон Джориан, капитан рокушской королевской гвардии и в свободное время критик искусства (шарж на одноименного книгоблогера) ядовито проходится по произведениям МТХ и МТС, выставленным в дворцовых коридорах:
« — Вот это статуэтка «Весна», — указал он на небольшую скульптуру, изображающую девушку, одетую в ярко-зеленую листву. — Заурядная вещица. Идея приличная, исполнение — второй сорт. А вот тот же скульптор, но уже «Осень». Эта ещё хуже. Совершенно неумело вылеплено, сильно подпорчено несоответствием пропорций. Скажу вам так — если б эта Осень была живой зеньоритой, она бы даже ходить не могла. Не бывает у женщин таких ног.

— А это? — с интересом спросила Вон, указывая на третью скульптуру в ряду. — «Зима». Крайне плачевная картина. К третьей статуе художник окончательно исчерпался — получилась откровенная мерзость. Лучше даже не смотрите. Хорошо хоть, «Лето» он так и не закончил — спился. Пройдя в следующий павильон, Джориан указал на гобелен с оленьей охотой и сурово констатировал: — Пакость и уродство. Такое впечатление, что художник намазал фекалии на холст и пытается выдать это за картину. Собственно, это работа графа Адеморана, его при жизни так и прозвали — Фекализатор. Редкий был халтурщик, хорошо, что уже помер. Зато снежный пейзаж вызвал у него скупую похвалу: — Работа в целом неплохая. Конечно, чувствуется, что автор не напрягался — рисовалась эта картинка, такое впечатление, левой задней ногой. Художник был кентавром, — пояснил он. — Но поскольку это была нога Мастера… в общем, получилось вполне смотрибельно. Если не очень придираться. Если придираться, то все равно халтура, но… но ладно уж. А вот на соседнюю картину лучше не смотрите сразу — это новая мода, при батюшке Его Величества в ходу была. Тупо и глупо — автор заявил, что это изображение его сна. Интересно, что ему там снилось — пир среди помоев, что ли? Ванесса мысленно согласилась — указанная картина очень напоминала «шедевры» земных авангардистов. — Вот это совсем ужасно, — отмахнулся от следующей картины Джориан. — Душераздирающее зрелище. Согласно подписи — это Храм Единого. Согласно моим глазам — попросту дерьмо высшей гнусности. Опозорил художник и Единого, и себя самого. Вы, зеньориты, на это лучше даже не смотрите — незачем дерьму внимание уделять.

»

Кино[править]

  • «Плезантвиль» — владелец кафешки мечтает о зимних праздниках, потому что перед праздниками он раскрашивает витрины… Протагонист советует не ждать зимы, а попробовать себя в качестве художника. Получается очень даже неплохо. (таки точно МТХ?)
  • «Трасса-60» — субверсия. В одном из эпизодов протагонист выступает в качестве МТХ в «Музее поддельной живописи»: он якобы копирует картины мастеров, причём все посетители комментируют, что «сразу видно, что копия», «оно и видно, что на картину ушло три недели». Фишка в том, что все картины в музее — подлинники, вынутые из рам.
    • А вполне прямо троп сыгран в конце фильма, где сын-художник довольно недвусмысленно намекает папе на то, что в его кабинете висит отнюдь не Сидней Поллок…
  • «Приключения принца Флоризеля» — завязка сюжета строится на том, что МТХ собрался покончить с собой.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — Сквидвард пытается не только музицировать, но и писать портреты (себя любимого, естественно). Вот только до этих портретов никому нет дела…
    • Вообще-то, Сквидвард действительно хороший художник. Один ютубер даже сделал видео на эту тему.
  • «Avatar: The Last Airbender» — Сокка.
  • Касагранде — Фрида
  • Nomad from nowhere- Одна из постоянных шуток в сериале и субверсия. Делать портреты преступников со зловещими деталями вроде: огненных/тёмных глаз, дьявольских ухмылок, острыми углами и мрачными тенями может быть красиво и круто. Но для карикатур и бульварных романов, а не разысканных листовок (чем местные художники и занимаются). Собственно именно потому в сериале реальных людей(и существ) по этим плакатам зачастую не узнают.

Комиксы[править]

  • Sequential Art — попытка Кэт нарисовать Арта в «а-ля зооспартанцы». В результате получилась «палка, палка, огуречик».

Манга и аниме[править]

  • «Fullmetal Alchemist» — как ни странно, Эдвард Элрик. Его рисунок панды Сяо-Мэй просто надо видеть!
  • «Сказание об Арслане» — Лорд Нарсас. Зрителям его творения не показывают, но реакция персонажей явно говорит, что это лучше не видеть.
  • Akatsuki no Yona — неизвестный живописец из Авы, сделавший «фоторобот» Джи-Хи и Хака для розыскной доски.
  • One Piece — ещё один «фоторобот». Нарисованный на плакате «разыскивается» Санджи ну так хорошо получился, что мог безнаказанно шастать под носом у правительственных ищеек.
    • Луффи и Кэррот тоже умеют в живопись.
  • Haru to Natsu (Весна и лето) — у ГГ Макото Кимуры получается примерно такой эскиз Харуны.
  • Yuru Yuri — Тинацу Ёсикава. Рисовать любит, но не умеет, настолько что подруги что только не делают, лишь бы не смотреть на её мазню. Странно что никто не предложил использовать её художества как орудия пыток. Когда частно пыталась помочь Кёко её становится даже немного жаль.

Музыка[править]

  • Электрослабость, «Лариса» — титульная героиня, а также скульптор Стёпа.

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

  • «Non Non Biyori» — Семилетняя Ренге. Одновременно и троп и противотроп. Способна без малейших сложностей рисовать так, что и взрослые обзавидуются, но предпочитает рисовать до ужаса (в прямом смысле) абстрактное.

Интернет[править]

  • «Добро пожаловать в чудесный мир» — музыкальный минимульт, который мотивирует МТХ не опускать руки и работать над собой. Собственно продукт МТХ представлен в виде Куска Творчества.

Реальная жизнь[править]

Косоглазая вампирша в латах — судя по всему, Корделия. Сзади, судя по всему, сержант Ботари
  • «Сагу о Форкосиганах» явно преследует какой-то злой рок. Обложки книг… Обложки книг «Саги о Форкосиганах». Это вырвиглазное чудо просто надо видеть своими глазами — что оригинальные, что наших переводов. А что с ними сделали ценители красоты французы… (см. илл.) Дошло до того, что сама Буджолд откровенно восхищается любительской обложкой, нарисованной в рамках «Фэндомной битвы». Впрочем, она вообще хорошо относится к фанатам, включая русскоязычных, и даже поддерживает с ними общение.
    • Это вечный бич обложек издательства Baen Books, где издаётся не только Буджолд, но и, например, Дэвид Вебер и Эрик Флинт. Дошло до того, что у англоязычных фанатов существует даже такое понятие как «Baen cover» — нечто, что в лучшем случае не имеет никакого касательства к содержанию книги (например обложки Дэвида Мэттингли к Хонорверсу, в принципе, не такие уж и плохие, но ОЧЕНЬ вольные), а в худшем — нужно сразу обернуть газетой от стыда подальше (вроде обложки к «Гражданской кампании» Буджолд).
  • Денис Гордеев, автор иллюстраций к «Ведьмаку», «Сильмариллиону» и не только. Сложный случай тонкой разницы между МТХ и странным человеком — рисовать он умеет, но лица у всех персонажей вообще одинаковые, причем такие, словно у персонажа Базедова болезнь в самой тяжелой форме и одновременно сзади за волосы со всей дури дернули, а мечи держатся только в словно сведенной судорогой руке, и многое другое. На обложке к «Часу Презрения» у Кагыра даже латы горбатые! Некоторые особо прокачанные видят стилизацию под живопись XVI—XVII века, но результат все равно впечатляет.
    • Что персонажи на наш современный лад не слишком здоровыми смотрятся, так средневековье-с: рацион скудный и несбалансированный, быт примитивный и тяжёлый — вот то и получается.
      • У кого, у чародеек? Когда Трисс и Йен на банкете выглядят Сарой и Двойрой на Привозе?
    • Реальность нереалистична — хват, которым у него на картинах персонажи удерживают клинки, в большинстве случаев правильный: для плотного удержания рукоять действительно должна лежать по диагонали ладони, а не строго поперёк — в единичных случаях есть странности в виде зачем-то положившего палец на крестовину Геральта (впрочем он в этот момент не бьётся, так что не страшно), да отклонившихся до положения как раз поперёк ладони клинков при замахе (но при замахе как раз такое иногда бывает — при ударе ложится обратно в диагональ, другое дело что именно так замахиваться обычно не рекомендовано, если только вы не дрова колете). В остальном же хоть в фехтбук вставляй — особенно Цириллу.
Кто-то из «Сильмариллиона»
  • Роб Лайфилд. Создал Дэдпула. И это. Здесь подробнее.
  • Впрочем, на фоне Кэйсуке Итагаки даже Лайфилд покажется мастером анатомии. Можно списать на авторский стиль, но этот стиль настолько безобразный…
    • Справедливости ради, Итагаки, как бы странно это ни звучало, рисует сообразно анатомии человека, но его представления о соотношении размеров мышц верхнего плечевого пояса и мышц живота всегда были его слабым местом.
      • Ага, а с мимикой и соотношением мышц и подкожного жира всё в порядке.
  • Хирохико Араки тоже грешил этим в молодости. Сейчас его стиль резко поменялся, но вот любовь к упоротым позам осталась.
  • Судя по многочисленным отзывам о плохой рисовке, манге «Некий Научный Акселератор» не повезло с художником. Им стал неизвестный до этого Арата Ямадзи.
  • Студия Deen, дочернее предприятие «Санрайзов», известно в аниме-фэндомах именно своей привычкой экономить на художниках. Как гласит знаменитая шутка про Чеховское ружьё, «Если в аниме студии Deen на стене висит ружьё, то оно невероятно плохо прорисовано».
    • Встречная шутка ходит и про поздние работы Studio Pierrot: «Если в аниме студии Pierrot висит ружьё, то оно прорисовано ещё хуже, чем в аниме студии Deen, и при этом прорисовано в 3D».
    • Да и вообще это проблема всех аниме-студий — бюджета никогда не хватает, а сроки всегда горят.
  • Этим грешат и вольные аниме-художники. Только в мире появляется что-то интересное, что можно очеловечить (и даже по правилу 34), они тут же берутся за дело. И через полдня-день они таки выдают очередную тян, у которой, если присмотреться, грудь/бёдра больше головы, руки длиной до пояса, ноги раза так в 2,5 длиннее туловища и всё в таком духе. Но народ особо не жалуется.
  • Болгарский художник Иван Кьосев. Как какой-нибудь авангардист вполне себе неплох, но нельзя людей с таким мрачным воображением допускать к детским сказкам, а то получится такое или даже такое.
  • Ролевой системе GURPS очень везет на подкованных в матчасти авторов и очень не везет на иллюстраторов. Обложки-то еще ничего (благо для них покупают арт на стороне), а вот иллюстрации внутри… Абсолютное дно было достигнуто в книге GURPS Magic, иллюстрации в которой представляют из себя криво обмазанные 3D-модели с дебильными выражениями лиц и неестественными позами. Впрочем, если уж зашла речь про НРИ, следует упомянуть Cyberpunk 203X, который вообще был иллюстрирован при помощи фотографий кукол, пардон, экшен-фигурок.
  • Святослав Гуляев, создатель Гульмэна. Например, шедевральная картина «Я помню чудное мгновенье» — для начала, Анна Керн (судя по названию, это должна быть она) выглядит подозрительно похожей не на свои портреты, а на Наталью Гончарову с картины Н. Ульянова «Пушкин с женой на балу», даже выражение лица то же самое (что посреди зимнего парка выглядит откровенно по-идиотски). А дальше все как в шапке статьи: из-за спины поэта тянут щупальца коряги-мутанты; одна рука у Пушкина больше другой, лицо перекошено, глаза опухшие; дама раза в полтора крупнее него, зачем-то сидит посреди снега в распахнутой шубе, в чепце и с зонтиком от солнца; в целом композиция выглядит так, словно похмельный Пушкин-карлик подсел к мирно читавшей на морозе Керн и просит у нее подкинуть на пиво.
  • Отдельная тема «Художники-дегенераты» на Флибусте
  • Алексей Сопкин, он же Мистер Сопкин — автор комикса «ХУЮпи». Это даже на особенности стиля не спишешь, да и сам Сопкин признался, что рисовать никогда не учился, а истории про Юпи создавал для своих детей. Можно ли подобное показывать детям — вопрос немного другой. Собственно, ни на что не претендовал, но на него однажды вышел популярный среди подростков МТА Александр Полярный (отвратительный писатель дацзыбао на заборе, но неплохой маркетолог, мошенник и ТП мужского пола), который предложил Сопкину издать книгу в печатном виде, добавив пару историй от себя. Может, и прокатило бы, но недавний маркетинговый ход Полярного в духе: «Не купите книгу — я совершу Роскомнадзор!» и последующие выходки с попытками переобуться в полёте, отвратили даже преданных фанатов. Так что купит ли кто-нибудь это чтиво, кроме литобзорщиков, которым нужен контент, очень сомнительно.
  • Нормально покрасить миниатюрки для настольной вахи могут не только лишь все. Thin your paints!
  • Владимир Владимирович Путин рисовать таки не умеет. Единственная его попытка нарисовать кота (вид сзади) немало повеселила рунет.
  • Евгения Васильева (та самая, которая обворовала российскую армию и даже отсидела за это аж целый месяц) — не только певица чем угодно, кроме рта, но и художница. Даже не просто художница, а почётный член Российской академии художеств. Гуглить на свой страх и риск.
  • Вирусные (в смысле «поржал сам — покажи другу») туториалы предположительно из нулевых «How to draw manga». Сами не умеют, ещё и других учат!
  • Небезызвестный австрийский художник — зигзаг. Техникой он владел превосходно, а вот талантливым-то как раз и не был. Все сохранившиеся его акварели — фотографически точные пейзажи (чаще всего фасады зданий) без никакого сюжета и экспрессии. Отдельный диагноз — боязнь изображать людей, которые у Алоизыча либо букашки на фоне зданий, либо, чаще, вовсе отсутствуют.
    • Впрочем, есть тематика, с которой у Адольфа Алоизыча действительно получалось очень неплохо со всех точек зрения — собаки.
  • Star Wars: Knight Errant — одна из последних, если не последняя, серий комиксов перед покупкой Звёздных Войн Диснеем, поэтому на художниках решили сэкономить по максимуму. Впрочем с первого выпуска где: «дайте провоклашкам карандаши и пусть подзаработают на каникулах» к последнему выпуску художники эволюционируют до: «в художественную школу пока рано, но потенциал есть». По сравнению с теми же «Золотой Век Ситхов», где всё было оформлено странно, но стилистически одинаково на протяжении всей серии, в «Странствующем Рыцаре»:
    • Пейзажи представляют собой… ну что-то определённо представляют, понять где происходит действие, в космосе ли, в городе ли, в сельской местности, в квартире, дворце, ситхской лаборатории или музее, можно только из контекста фраз персонажей, да и то не всегда.
    • Сами же персонажи: в соседних кадрах один и тот же персонаж может выглядеть последовательно как девятилетний человеческий ребёнок неясного пола, сорокалетний мужчина, инопланетянин гуманоидного типа или маньяк с выпученными глазами нещадно переигрывающий на публику. Или главная героиня: как юная девушка, опухшая алкоголичка, бомжиха из канавы со свёрнутым набекрень носом или результат опыта безумного учёного, который решил, что голова должна плавно перетекать в… остальной организм под интересными углами, а ещё неплохо бы поменять горло и позвоночник местами и складки с пуза перенести на шею.

Примечания[править]

  1. Как ни забавно, МТХ больше не ищут прибежища в импрессионизме, постимпрессионизме, кубизме и абстрактной живописи. Видимо, потому, что с приходом фотошопа и прочих графических программ появилась возможность проявить себя в потугах на академическую живопись.