Протагонист лайт-новелл

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stock Light-Novel Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
И все как на подбор.

Итак, вы автор ранобэ (или лайт-новелл, как хотите, так и называйте), и, в отличие от манги, ваша аудитория, скорее всего, будет состоять не из школьников начальной или средней школы, а из старшеклассников, студентов или людей более взрослых. Так что и главный герой, с которым читатели будут себя ассоциировать, будет не таким, как в сёнен-манге.

Протагонист ранобэ, в отличие от протагониста сёнена, зачастую крайне приземлён в целях, довольно апатичен, спокоен, рассудителен. При этом, в отличие от протагониста сёнена, его нельзя назвать стопроцентно положительным персонажем: чаще всего это будет либо замкнутый в себе флегматик-пофигист, либо язвительный насмешник-циник, либо синдзи, на фоне которого даже сам Синдзи Икари будет гигачадом, либо же и вовсе антигерой с мрачным прошлым и риском стать полноценным злодеем. Словом, главный герой — эдакий рыцарь в ржавых доспехах. Внешность у него будет максимально «рядовой» — среднее телосложение, чёрные (или каштановые) волосы. Если такой типаж оказался в сёнене, то он скорее всего будет соперником (не антагонистом) для протагониста.

В отличие от протагониста сёнена, цель у протагониста ранобэ зачастую крайне размытая, и он скорее раб сюжета, который просто делает вещи, потому что так надо и того требуют обстоятельства вокруг него, а не потому что он хочет стать хокаге/королём пиратов/королём шаманов/вставьте-ещё-титул. Если у протагониста сёнена есть только одна возлюбленная, которой он добивается на протяжении всей манги, а остальные девушки могут и не сбиваться вокруг него в гарем, то представить протагониста ранобэ влюблённым в кого-то открыто и без небольшого гарема, практически невозможно. Он будет привлекать дам своим кротким нравом, добрым сердцем… и, возможно, своей аурой загадочности.

Так откуда растут ноги у такого архетипа? Если в случае с протагонистом сёнена, его происхождение можно проследить отчасти от героев различных уся-романов, то в данном случае зачастую можно проследить происхождение из видеоигр и визуальных романов, где характеры героев были крайне контурно обозначены для большей с ними ассоциации. А причина лежит в том, что многие «боевые» ранобэ пишутся под вдохновением от видеоигр или дейт-симов, где, очевидно, главному герою адекватный характер не слишком уж и нужен, а то бывают такие характеры, что без них было бы лучше для всех (Макото Ито не даст соврать)… В «школьных» вариантах такие герои зачастую обладают крайне богатым внутренним миром, который раскрывается посредством внутренних монологов, а так как повествование в ранобэ чаще всего ведётся от первого лица, то и от излишней импульсивности главные герои не страдают — зачем им доносить до зрителя свои мысли, если они и так уже представлены? В целом из-за этого и получается, что главный герой оказывается оттенён другими героями своего же собственного произведения, и чаще всего оттенён именно героинями своего «гарема», из-за чего может возникнуть ощущение, что он и не главный в своём же произведении.

Можно выделить два типа протагонистов:

  • Фэнтези-вариант. По происхождению чаще всего обычный крестьянин, либо же какой-то мелкий дворянин, либо же это ОЯШ, играющий в свою любимую (ВР)ММОРПГ, либо попаданец. При этом он чаще всего будет владеть какой-то крайне особенной способностью, которая переворачивает весь сеттинг повествования с ног на голову. Обычно протагонист ранобэ не прокачивается, а либо сразу получает все способности, либо же открывает их по мере продвижения сюжета в соответствии с потребностями сюжета, в отличие от протагониста сёнена, который начинать с нуля, пройдёт через несколько тренировочных арок, пока не закончит свой путь как великий мастер искусств. Но всё равно он будет крут как никто другой, балансируя на тонкой грани между адекватно прописанным персонажем и мэрисью.
  • Школьный вариант. Тут ему никакие подвиги совершать не надо, так что он просто будет либо с апатичным выражением лица жить, пока внезапно его жизнь не превратится в гаремник, либо же, поливая цинизмом и сарказмом всех окружающих, пытаться творить добро и помогать другим вокруг себя в житейских вариантах. Чаще всего отаку и/или задрот в какую-нибудь ММОРПГ. В таком случае может пересекаться с фэнтези-вариантом, но только если весь сюжет не построен на игре в ММОРПГ. Чем более циничен и саркастичен такой герой, тем больше вероятность, что у него будет полноценный любовный интерес.

Очевидно, что подобный архетип существовал задолго до ранобэ, однако именно в них он стал таким, каким мы его знаем сейчас, и именно там он чаще всего встречается, постепенно перекочёвывая и в манги — обычно в сейнен-манги.

На протяжении всего текста у читателя может возникнуть ощущение, будто девушек-протагонисток в ранобэ не бывает. Тут ситуация довольно неоднозначная, и ответ: «и да, и нет». Отчасти проблема в том, что большинство авторов ранобэ — мужчины, и поэтому пишут про парней. Ну а если автор вдруг пишет про девушку, то тогда у неё будет совсем иной характер, нежели у типичного представителя данной статьи. Похожий женский архетип и в самом деле существует, но в крайне нишевых ранобэ и аниме, о которых в наших широтах знают мало. Достаточно сказать, что Катарина из «Моя реинкарнация в отомэ-игре в качестве главной злодейки» является пародией на подобный архетип, а о чистых примерах известно мало. Впрочем, возможно, их стоит отнести к другому архетипу

Примеры[править]

Литература[править]

Мультсериалы[править]

  • Самурай Джек, особенно в поздних сезонах.

Аниме, Манга и неожиданно Ранобэ[править]

Фэнтези-вариант[править]

  • Sword Art Online — Кадзуя «Кирито» Киригая — кодификатор, эталон, хранить в палате мер и весов под колпаком. Черноволосый симпатяга, замкнутый в себе, но при этом великий игрок, который и так всё уже умеет. Подобные ему герои были задолго до него, однако именно бешеная популярность САО привела к тому, что если выходит аниме о ВРММОРПГ, то с вероятностью в 99 % ГГ будет выглядеть как Кирито (см. иллюстрацию в начале статьи — как говорится, найди 10 отличий).
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — Кадзума Сато, пародия на таких героев. Уникальных способностей нет (обходится общедоступными скилами, зато всеми сразу), характер откровенно козлистый. В обычном исекае он сошёл бы за мелкую шпану, а в этом прекрасном мире он протагонист.
    • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Нацуки Субару. Деконструкция образа, так как характер у него своеобразный (и служит маской), способностей, кроме Возврата после Смерти, нет, и являет собой пример того, что будет с героем школьных ранобэ, если он угодит в тёмное фэнтези.
    • Восхождение героя щита — их тут аж два! Собственно, сам Герой Щита Наофуми Иватани и Герой Меча Рэн Амаки. Последний ещё и является деконструкцией киритоподобных героев: крутой чёрный мечник, бывший игрок в ВРММОРПГ, но который из-за своего характера больше огребает, чем приобретает. Ну а сам Герой Щита олицетворяет троп на все 100 %.
  • Accel World — Харуаки Арита — олицетворяет троп во всём, кроме внешности: это невысокий толстяк, а не худосочный парень среднего роста.
  • Mahouka Koukou no Rettousei — Тацуя Сиба. Просто Тацуя Сиба.
  • Monogatari Series — Коёми Арараги.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — отчасти, дихотомия двух главных героев (Камина и Симон) построена именно на противопоставлении двух архетипов — ГГ сёнена (Камина) и ГГ ранобэ (Симон)
  • JoJo's Bizarre Adventure — оба Джоске: что из четвёртой части, что из восьмой именно такие, хотя их предшественники были ближе к героям сёнэна.
    • В принципе, и Джотаро из Stardust Crusaders процентов на пятьдесят похож на ГГ ранобэ.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — Хадзиме Нагумо начинал как флегматичный отаку, но после некоторых событий преобразился в жестокого и брутального антигероя, решающего проблемы максимально прагматичными методами. Постоянно заявляет, что ему глубоко плевать на спасение чужого мира и он просто хочет вернуться домой (насчёт первого слегка лукавит, но мир в итоге сам нарвался).
  • Death March to the Parallel World Rhapsody — настолько шаблонно, что уже оригинально. Сато смотрит на другой мир как на туристическую прогулку с детской группой, а тот видит его неизменно вежливую улыбку.
  • «Владыка демонов из другого мира и магия порабощения девушек-призывателей» — Дьябло, демон-лорд из другого мира! Разве что выглядит соответственно своему игровому персонажу. По ходу сюжета, однако, оброс настоящими друзьями, целями в жизни, и начал избавляться от девственности стеснительности.
  • Redo of Healer — Кеяру/Кеяруга. Невероятно тёмный вариант такого протагониста, где все типичные черты протагониста (антигероизм, циничность, способность к магии) возведены в абсолют.
  • Lazy Dungeon Master — апатичен особенно. Страдает от того, что его средняя внешность в новом мире уникальна для призванных Героев, к которым относится технически, но не морально.
  • I Shall Survive Using Potions! — редкий женский вариант. Прикидывается простой девушкой, хочет замуж и детей, страдает от благодарности присматривающей за ней богини.

Школьный вариант[править]

  • Меланхолия Харухи Судзумии — Кён. Обычный (а, может, и нет), рядовой школьник с незаурядной внешностью, который по воле сюжета оказывается в центре страстей по Харухи. Бесконечно саркастичен и так же бесконечно благороден.
  • Yahari Ore no Seishun Rabukome wa Machigatteiru — Хатиман Хикигая: побитый жизнью нелюбимый и замкнутый в себе циник-насмешник, который просто хочет, чтобы его оставили в покое. В решении проблем не чурается самых грязных и циничных методов, на чём постоянно и прогорает.
    • В горе-продолжениях стал лишь бледной копией самого себя.
  • Hyouka — Ореки Хотаро. Необщительный, тихий, но при этом крайне умный и способный парень, который просто не хочет слишком много напрягаться.
  • Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai — Сакута Адзусагава, прям воплощает троп: побитый жизнью циник-насмешник, пытающийся по мере возможностей помочь знакомым с их «синдромами юности».
  • Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e — Киётака Аянокодзи.
  • Chuunibyou demo Koi ga Shitai! — Юта Тогаси. Что его «обычный» образ, что «чунибьёшный» (этот образ и вовсе выглядит как типичный мэрисьюшный протагонист ранобэ среднего пошиба).
  • Boku wa Tomodachi Ga Sukunai — Кодака Хасэгава. Разве что у него волосы светлые, так как наполовину американец.
  • Jaku-chara Tomozaki-kun — Фумия Томодзаки. Начинает как задрот без друзей с нулевыми навыками коммуникации, но по ходу сюжета преображается в рассудительного человека с крайне тонким пониманием психологии окружающих людей.
  • Death Note и Code Geass — амбициозные гении Лайт и Лелуш соответственно.
    • Это Лелуш-то — протагонист ранобэ? Типичнейший герой сёнэна с откровенно идеалистичным взглядом на мир (хоть и приправленным амбициями и тяжёлым детством, да) и позицией «всколыхну весь мир ради незрячей сеструхи». Как ни смешно, за протагониста ранобэ куда больше бы подошёл Сузаку.
  • Soul Eater — Кид явный оммаж в сторону героев лайт-новелл и Лайта Ягами в частности. Ведь всё при нем — сдержанный мрачный характер, особые способности, готично-ухоженная внешность и даже боевой гарем в лице сестёр Томпсон!

Видеоигры[править]

Указывать тут персонажей было бы довольно неспортивно — как было сказано, этот троп перекочевал именно из видеоигр, но раз уж начали…

  • South Park: Stick of Truth — безымянный «новый ребенок», за которого и играет игрок.
  • Протагонисты третьей, четвёртой и пятой «Персон».
  • School Days — Макото Ито начинал как этот троп.

Визуальные романы[править]

  • Бесконечное лето — Семён. По заверениям сценариста, сделан таковым нарочно, в дань уважения аниме.