Дева в беде

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Дама в беде»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Damsel in Distress. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Топ 11 идиотов в опасности

(link)

Топ 11 идиотов в опасности. 2-я часть
«

В плену томятся толпами девицы — Не разобрать, которой громче стон. Ах, рыцарь, тут рифмуется «жениться»… Спасай подряд, а выберешь потом!

»
— Т. Привалова, «Песня о нежданных заботах»

Дева в беде (Damsel in Distress) — сюжетный архетип.

Как следует из названия, девушки часто попадают в неприятные ситуации. Их похищают драконы, их запирают в башнях, они ссорятся со злыми мачехами и приходят в себя в окружении толпы гномов… Из такой ситуации деву должен выручить романтический герой. Угодить в подобную ситуацию может кто угодно, в зависимости от обстоятельств, но в особой группе риска находятся, очевидно, инженю, которые в первую очередь ассоциируются с этим архетипом.

Важно, что дева в беде не может выбраться из своей неприятной ситуации сама. Она беспомощна, зачастую наивна и не приспособлена к экстремальным приключениям, но главное: пожалуй, всякая уважающая себя дева подсознательно прекрасно знает, что спаситель уже близко. Однако бывают разные примеры таких персонажей. Если одни вполне приятны и их спасать только в радость, то другим просто хочется дать по роже каждый раз, когда они вляпываются в неприятности.[1]

Ситуация Damsel in Distress не ограничивается только лишь дамами. Так обозначают вообще всех персонажей, которые существуют лишь для того, чтобы их спасал главный герой. Гендерная инверсия — Парень в беде.

Из каноничных Damsel in Distress можно упомянуть Лоис Лэйн из Суперменской франшизы, а также принцессу Peach из Марио-игр.

Примеры[править]

Джузеппе Чезари, (1568—1640), «Персей, спасающий Андромеду».

Мифология и фольклор[править]

  • Миф об Андромеде — Посейдон наслал на Эфиопию морское чудовище, именуемое Кит. По заверениям оракула, избавиться от монстра можно было только скормив ему царевну Андромеду. Морские нереиды, которые давно питали неприязнь к царскому семейству, приковали девушку к прибрежной скале и злорадно стали ждать развязки. Но мимо совершенно случайно пролетал Персей. Пользуясь трофейной головой медузы Горгоны, он без особых проблем справился с Китом, отвязал Андромеду и взял её себе в жёны по праву спасителя (у былых женихов царевны против Персея нашлось ещё меньше аргументов, чем у Кита). Вся сценка запечатлена на звёздном небе, где созвездие Андромеды соседствует с Персеем, его конем Пегасом, Китом и родителями — Цефеем и Кассиопеей.
  • Также в роли девы в беде выступала Эвридика, девушка Орфея — после того, как она умерла, безутешный поэт пытался договориться с Аидом, чтобы тот позволил его любимой покинуть царство мёртвых. Конец у истории печальный: Аид согласился отпустить Эвридику с Орфеем, если тот на пути к выходу ни разу не обернётся на неё посмотреть — что поэт с треском провалил в нескольких шагах от финишной черты.
  • В сказании о Георгии Победоносце встречается ещё один кандидат на кодификатор: здесь царевна в качестве жертвы отдана на съедение змею, но проезжавший мимо святой решает помочь ей и убивает чудовище. Любопытно, что в этом сюжете дева в беде не молит героя о помощи, а наоборот, всячески отговаривает его от вмешательства; а также не достаётся и даже не предлагается ему в жёны после спасения.
  • Вообще говоря, троп очень часто фигурирует в сказках — из наиболее известных он встречается в «Белоснежке», «Спящей красавице» и даже в «Красной шапочке» (в том варианте концовки, где главную героиню и её бабушку спасают охотники). В этих трёх примерах троп можно считать обоснованным, так как девушки явно не в том положении, чтобы суметь спастись самим — мало что можно сделать, лежа в коме или волчьем брюхе.

Литература[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — Ровена и ещё дольше Ревекка.
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Маша, которую Швабрин держал взаперти.
  • Корней Чуковский, «Муха-Цокотуха».
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада» — такой стала сбежавшая с Левасёром Мадлен д’Ожерон.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Гюльджан и — С прикрученным фитильком — Зульфия.
  • Барсумский цикл Эдгара Берроуза. Ни одного романа не обходится без похищенной принцессы и героя, который её спасает. Чаще всего в роли принцессы — Дея Торис, а в роли спасителя — Джон Картер. Причём, поженившись в конце первой книги, Джон и Дея отнюдь не оставили эти игры — наоборот, всё только началось. В поздних романах увлекательная игра «укради-спаси» переходит по наследству к их детям и даже внукам. Но украсть Дею Торис всё равно полагает своим долгом каждый второй злодей. Благо, барсумцы живут долго (тысячелетиями), так что даже став бабушкой и дедушкой соответственно, Дея всё равно остаётся первой красавицей Марса, а Джон Картер — величайшим воителем.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская»: злые египетские жрецы привязали заглавную героиню — как положено, юную, извивающуюся красавицу, — чтобы скормить крокодилу.
  • Как ни печально, но Алиса Селезнёва, несмотря на репутацию бой-девки, играет этот троп очень часто. Проще назвать повести, в которых она не попадала в плен. Смягчает это тем, что всякий раз держится достойно, не трусит и нередко сбегает сама.
  • Роберт Шекли, «Охота» — инопланетный манок на человека зовёт на помощь женским голосом. «Бедствующая дама стонала и молила о помощи еще часов пять. Слишком долго даже для многосерийной мелодрамы».
  • Самуэлла Фингарет — «Скифы в остроконечных шапках». Такой является Одатис — сестренка главного героя.
  • М. и С. Дяченко, «Ритуал» — принцесса Юта, аж два раза, пополам с деконструкцией: сначала принц спас её от дракона, а потом дракон — от принца.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — принцесса Миллисента. Ее даже дракон украл (у тех, кто перед тем хотел ее похитить) и унес в пещеру. Дракон был (по словам Листик) очень большой и страшный.
  • E. William Brown, цикл про Алису Лонг. В случае с самой Алисой — аверсия. В случае с теми, кого она считает друзьями… В общем, выживших врагов нет.
  • Пэлем Грэнвилл Вудхауз, книга, не поверите, «Дева в беде» — Мод. С прикрученным фитильком, поскольку никакая реальная беда девушке не угрожает, но она в отчаянии от того, что её не пускают к объекту страсти. И экранизация, кстати, имеется.
  • Леонид Каганов, «Эпос хищника» — как выясняется, в культуре цивилизаций любых планет найдётся сюжет о походе отважного героя к дракону. Но если у стайных хищников вроде людей герой освободит прекрасную деву из беды, а дракону начистит морду, то у мирных травоядных существ герой доберётся к прекрасной деве, чтоб не оставить её в беде одну (побеждать дракона при этом не обязательно). А у экстремальных хищников вроде инопланетных пауков герою вообще не нужна дева в беде, чтоб пойти и начистить морду дракону, победить его, изнасиловать, убить, сьесть и потом еще завести от него сильное потомство.
  • Терри Гудкайн, серия «Меч Истины» — Кэлен похищают буквально в каждой второй книге.
  • Б. Сандерсон, «Двурождённые» — в первой книге цикла Стерис, девушка Вакса, с неизвестными целями похищена умыкателями, но спасена своим женихом в конце произведения; в последующих книгах её характер и роль в сюжете были значительно более проработаны. Сестра Вакса по имени Телсин тоже кажется нуждающейся в помощи девой в беде, которую держит в заложниках собственный дядя, но потом вскоре после личной встречи с ней оказывается, что она со злодеем заодно.
  • «Песнь Льда и Пламени» Джорджа нашего Р. Р. Мартина.
    • Санса Старк оказалась заложницей при королевском дворе сразу же после казни её отца — спасение приходит к ней благодаря не прекрасному принцу и не рыцарю в сияющих доспехах, а другому, более хитрому и коварному злодею. Впрочем, неясно, можно ли вообще назвать это спасением: по крайней мере, в сериале вскоре после этого спаситель насильно отдал её в жёны ещё более отвратительному человеку.
    • Лианна Старк была похищена и, предположительно, изнасилована принцем Рейгаром — собственно, с этого и началось восстание Роберта и последующее падение дома Таргариенов. Автор даёт намёки (а сериал и вовсе говорит в открытую), что на самом деле эта дева была явно не в беде, а вовсе даже в любви и сбежала со своим «похитителем» добровольно.
  • Антон Орлов (псевдоним Ирины Кобловой), «Тина Хэдис» — даже крутой киборг может попасть в беду, тем более если выглядит обычной девушкой лет двадцати. Разве что беда будет такой, что она сама с ней не справится. Зато спасать главную героиню будет её возлюбленный, обладающий псионическими способностями уровня бог во плоти.
    • В первом томе Тина угодила в засаду агентов манокарских спецслужб, которые уже много лет пытались захватить её живьём для образцово-показательной казни. Увы, несколько залпов из десятка парализаторов свалили с ног даже экспериментальную боевую модель, разработанную лучшими оружейниками галактики. Освободил её тот самый «террорист», которого она перед этим пыталась убить — манокарцы сами пригласили Стива Баталова на свой корабль, чтобы предложить устраивать теракты в «этом погрязшем в пороках мире», и рассказали о её захвате для демонстрации своей «доброй воли».
    • Во втором томе злодейка заманила Тину в комнату с телепортом и отправила на родную планету главного гада. Пусть её там не ждала никакая засада, однако одинокий человек на неизвестной планете негуманоидов, которые понятия не имеют о галактическом сообществе, определённо находится в беде. Тем более что главный гад здесь имеет не только статус «будь он навеки мёртв», но и множество тайных сторонников. А правая рука главгада Лиргисо, которого ей удалось найти и захватить в плен, оказался слишком опасным пленником.
    • Педаль в пол в третьем томе. Оказалось, что Лиргисо не умер, а переместил свой разум в тело человека. Однако Тина узнала это уже после того, как он устроил обмен телами ей самой. Так что теперь она — обыкновенная девушка необыкновенной красоты в плену у своего заклятого врага, который четыре года мечтал о мести. К счастью возлюбленный враг всерьёз надеется сделать её своей любовницей и напарницей, так что смерть, пытки и жестокое обращение ей не грозят — можно расслабиться, получать удовольствие и спокойно продумывать план побега. Зато всё вышеперечисленное (но уже без удовольствия) грозит им обоим на одной окраинной планете, где они остались без охраны. К счастью, навыки меткой стрельбы и экстремального вождения всего, что летает или ездит, Тина Хэдис сохранила. А ещё Стив успел спасти её тело, догадался о произошедшем и теперь вовсю ищет её.
  • «Три мушкетёра» — Констанция Бонасье для Д’Артаньяна: он спасает её от агентов кардинала, намеренных её арестовать, соглашается помочь в деле с подвесками; позже, когда Констанция вынуждена искать убежища в монастыре, он спешит к ней, узнав, что миледи поблизости, но на этот раз не успевает. Отчасти королева Анна Австрийская — самое серьёзное её преступление, заговор с правителями Австрии и Испании против первого министра Франции, уже выплыло, но её мужа это не особенно заботит, в отличие от возможной измены, и Д’Артаньян отправляется в Англию, чтобы вернуть ей неосторожно подаренные Бэкингему подвески, которые могли бы стать уликой. А вот миледи Винтер успешно ухитряется предстать таковой для Фельтона — её плен у лорда Винтера она преподносит, как часть чудовищного заговора против её чести, а возможно, и жизни, выставляя главным злодеем Бэкингема, ненавидимого пуританами вроде Фельтона, который в итоге подстраивает её побег и нападает на герцога, смертельно ранив его.

Сетевая[править]

  • «Бета-тестеры» — в «Тридевятом царстве» формальным поводом отправить игроков биться с Кащеем является похищение последним княжеской жены, которая и исполняет роль девы в беде где-то за кадром. А в «В лесах под Совранью» герои отыгрывают партизан, и примером тропа уже становится Внучка, захваченная при попытке украсть у немцев планы и запертая в темнице где-то на контролируемой врагом территории.

Театр[править]

  • Многочисленные драмы и оперы на тему спасения прикованной к скале Андромеды, начиная с Софокла и до наших дней.
  • Достаточно частый сюжетный ход в детских новогодних представлениях, когда злодеи похищают Снегурочку. Обычно чтобы сорвать праздник. Деда Мороза крадут реже.

Кино[править]

  • «Кинг-Конг» 1933 года и все его ремейки. Участь героини — сначала быть похищенной дикарями и смиренно ждать спасения, потом половину фильма лежать в лапе огромной обезьяны и вопить. Да и в финале…
  • Цикл про Фу Манчу. Особенно фильмы с Кристофером Ли в роли злобного гения (1965—1969). У Фу таких обычно полные подвалы. С одной стороны, он похищает жен, дочерей, прочих родственниц, а также любовниц тех людей, которых хочет заставить работать на себя. С другой — делает их своими тайными агентами, так сказать, злодейками поневоле. С третьей — получает удовольствие, издеваясь над ними. Иногда среди пленниц может и вспыхнуть бунт. С разным успехом, но кавалерия — комиссар полиции Найленд Смит и компания — старается вмешаться, спасая красоток в последний момент.
  • Цикл про доктора Мабузе 1960-х. Как и его китайский «коллега», любит похищать девушек, чтобы надавить на кого-то, заставив работать на себя. Но обычно не больше одной красотки за фильм. Также может превратить её в злодейку поневоле.
  • «Кавказская пленница» (1966) — умышленная деконструкция, так как Гайдай пародировал избитые сюжеты приключенческих мелодрам. Нину похитили, но эта «дева в беде» сама столько всего набедокурила… Впрочем, в конце-концов она всё равно оказалась связанной с кляпом во рту в машине, мчащейся в пропасть.
  • «Неуловимые мстители» (1967—1971) — на роль Ксанки специально искали девочку со спортивными и даже акробатическими данными. А что сняли в итоге? В первом фильме её приходится спасать, и это единственное, чем она запомнилась (даже похищение и возможные попытки сопротивления остались за кадром). Во втором её роль в сюжете заключается лишь сценой вербовки Бубы Касторского. И только в третьем фильме повзрослевшая Ксанка участвует в экшн-сценах: сперва неудачно пускается в погоню за Овечкиным, а потом… снова оказывается в беде, и снова её спасает Яшка.
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — в традициях новогодних спектаклей — Снегурочка.
  • «Звёздные войны» (с 1977) — франшиза скорее играет с этим тропом, прикручивая фитильки до состояния «получилась реальность». И Падме, и Лея — девушки смелые и умные, но против таких врагов в одиночку ничего не могут. Да и никто бы не мог.
    • К примеру, Лея Органа находится на стыке с тропом «бой-баба». В 4-м эпизоде её знаменитое «Помогите, Оби-Ван Кеноби, на вас вся надежда» — не просьба о помощи лично ей, а о помощи в передаче планов боевой станции её отцу[2], и герои именно что летели на Альдераан с этой целью, а о том, что Лею держат в плену на Звезде Смерти, узнали только тогда, когда сами оказались на станции — так что спасение «девы в беде» ни одна из сторон не планировала.
  • Франшиза «Индиана Джонс»
    • Аверсия в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) — Инди приходит спасать Мэрион Рэйвенвуд из вражеского плена. И в процессе развязывания героини понимает, что сейчас спасать её невыгодно, надо спасти её позже. Привязывает обратно, уходит и обещает вернуться.
    • Уилли Скотт из «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984).
  • «Невезучие» (1981) — объект завязки всего сюжета: крайне неудачливая дочь президента крупной компании Мари, которая была похищена в Мексике. Ее-то и ищут герои Пьера Ришара и Депардье, ставшие напарниками поневоле. Впрочем, длительность сцен с ее участием от силы минут девять.
  • «Вой 2: Стирба — Сука-оборотень» (1984) — злые оборотни (а другие здесь отсутствуют как класс) похитили Дженни и привязали к столбу в подземелье замка заглавной гадины. Они хотели превратить её в одну из них, но сразу кусать не стали — отложили инициацию на потом, будто бы специально для того, чтобы остальные персонажи смогли её спасти. В общем-то, на похищении и спасении роль Дженни в сюжете и заканчивается, никакого особых успехов на поприще оборотнеборства она не достигла.
  • «Супербратья Марио» (1993) — кузены Купа по приказу короля Купы похитили красавицу Дейзи, с которой у Луиджи Марио только-только начали выстраиваться романтические отношения. Заглавные водопроводчики бросились в погоню и попали в параллельный мир, населённый очеловечившимися рептилиями. На самом деле с фитильком: Дейзи оказалась достаточно деятельной девицей и сумела сбежать из камеры до прихода спасителей. Без фитилька троп отыгран с другими бруклинскими девушками, которых тупые, аки пробки, кузены Купа понапохищали до этого, ошибочно приняв за Дейзи («Одна голова, две руки, две ноги. Точно она»). В их числе оказалась и возлюбленная Марио Марио — принцесса Пич Даниэлла.
  • Трилогии «Человек-паук» Сэма Райми (2002-2007) — Мэри Джейн Уотсон! Питер спас её 5 (пять) раз (!), а их роман порядком надоел зрителям, особенно в последнем фильме.
  • «Бладрейн» (2006) от печально известного Уве Болла — собственно Рейн. За фильм ее спасают четыре (!) раза.
  • «Сумерки» (2008—2012) — Белла Свон. До превращения в вампира представляет из себя крайне беспомощное и неуклюжее существо.
  • «Обитаемый остров» (2009) — Странник зачем-то помещает Раду, возлюбленную Мака, в криосон (таким образом, Рада оказывается женщиной в холодильнике в буквальном смысле, хотя, к счастью, под соответствующий троп не подпадает). В конце фильма Мак прорывается к ней и размораживает её. В книге Странник просто поселил Раду на загородной вилле, чтобы её не захватили и не стали таким образом шантажировать Мака.
  • «Джанго освобождённый» (2012) — Брумхильда, чернокожая служанка в рабстве у жестокого южного аристократа Кэлвина Кэнди. По признанию самой актрисы, она согласилась на эту роль потому, что афроамериканкам в принципе не так часто достаются роли «дев в беде».
  • «Омерзительная восьмёрка» (2015) — редкий злодейский вариант тропа: отъявленная преступница Дэйзи Домергу, которую везёт на публичную казнь охотник за головами Джон Рут. И как оказалось, вызволить её из плена отправился не один, а целых четверо спасителей (читай: подельников).
  • «Хардкор» (2015) — Эстель. В самом начале её похищает злодей, и Генри весь фильм пытается спасти жену. Субверсия: на самом деле это спектакль для проверки его боевых способностей. Генри — тестовая модель, созданная в лаборатории самого Акана в рамках проекта по созданию армии киборгов, каждый из которых будет мотивирован похищением своей жены. Эстель в действительности — жена Акана.
  • «Оно» (2017) — сразу же после того, как Беверли убивает своего адского папашу, её похищает Пеннивайз, и остальным ребятам из Клуба Неудачников приходится забыть разногласия и отправиться на её спасение.

Телесериалы[править]

  • В киносериале 1940-х «Бэтмен» такой девой является Линда Пейдж. Главгад Дака (японский шпион) замечает, что если Линда в опасности, то рядом обязательно появится Бэтмен. А еще он заметил, что она не безразлична Уэйну. Поэтому японец решил использовать её в качестве приманки для Бэтмена, Брюса Уэйна или для обоих, поскольку, как и все, считал их разными людьми. Хотя не исключал, что Уэйн — один из Бэтменов.
    • В как бы сиквеле-киносериале «Бэтмен и Робин» 1948-49 всё время надо спасать журналистку Вики Вэйл.
    • Киносериал «Атомный Человек против Супермена» (Atom Man vs. Superman, 1950) — то же самое можно сказать и про Лоис Лейн, практически как в ранних комиксах. В других экранизациях «Супермена» 1950-х Лоис тоже оказывается девой в беде. Обычно, пытаясь отыграть роль бесстрашного журналиста. Все-таки старается серьезно относиться к работе. Настолько, насколько получается, и насколько позволяет авторам мораль тех времен. Попав в плен к злодеям, способна трезво оценить ситуацию, прикинуться дурочкой, и если не выкрутиться самостоятельно (все-таки в 1950-х господствовали свои стереотипы), то незаметно позвать на помощь.
  • Телесериал о Бэтмене 1960-х годов. Здесь просто неоправданно часто попадает в беду Барбара Гордон. При этом, она весьма неплохой боец. Но стереотипы в американском кино того времени были ой как сильны. Критиками многократно и по делу осмеяно, ведь сюжет явно не становится лучше от того, что кого-то отправляют в плен просто так. В какой-то момент возникают подозрения в фетишистских/садомазохистских наклонностях режиссёров/сценаристов.
  • «Звёздные врата» (1997) — Картер в целом не тянет на «деву в беде» и может за себя постоять, но ухитрилась вляпаться в первых же сериях. Ей крупно не повезло с очередной планетой — на ней женщины практически бесправны. Похитивший Саманту сын вождя не видел в своем поступке ровным счётом ничего дурного. Он любит женщину из своего мира, обменивает её на чужеземную красавицу… Что не так? А второй раз её вырубил, связал и заткнул инопланетный охотник за головами.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Изгнание» (4 серия). Серия начинается с типичной для данного тропа сцены. Обнажённая девица привязана к операционному столу, а злобный учёный готовится сотворить с ней нечто ужасное, но его прерывает появление отряда спецназа. Правда, потом сюжет переключается на тюремные будни арестованного учёного, а судьба девушки остаётся за кадром, равно как и её имя.
  • Польский мини-сериал 1999 года «Огнём и мечом» о восстании запорожцев под началом Богдана Хмельницкого в Речи Посполитой — шляхтянка Елена Курцевич, похищенная влюблённым в неё казаком Богуном.
    • Впрочем, такова она только в этот момент действия. А в целом, как в книге так и в фильме, Хелена Курцевич показана как особа умная, храбрая, волевая и достойная. В общем, ну да, похитил… но в целом пример не самый удачный.
    • А вот Баська из «Пана Володыевского» — чистейшая аверсия. Азыя мечтал сделать из Баси деву в беде, и того же ждали читатели/зрители, и поначалу всё к тому шло… А вот фигушки — хотя, учитывая Басин характер и её хобби, надо было предполагать…
  • «Брат за брата», первый сезон, восьмая серия. Роль девы в беде играет учительница Лена (молодая женщина редкостной красоты), которую похитил маньяк, чтобы «выманить» Светлова. Маньяк, похоже, отлично знаком с штампами мировой массовой культуры и намеренно их отыгрывает.
  • «Карпов» — Света Малышева в последней серии первого сезона.
  • «Комиссар Рекс» — Мозер регулярно спасает жизнь какой-нибудь свидетельнице или последней жертве маньяка. В серии «Смерть Мозера» это стоило ему жизни. А кого не спасёт Мозер, к тем придёт на выручку Рекс.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт» — в одной из серий под троп неожиданно подпала Галя Остапчук. Не послушавшись адвоката Марькарьяна, девушка направилась к гипнотизёру и попала под его чары. Если бы не прибывшие вовремя Володя с опергруппой, неизвестно, чем бы всё закончилось для Гали.
  • «Next. Следующий» — Ольга Кирсанова из второго сезона. Нюанс: она лежит в коме.
    • Её сын Иван больше подходит под этот троп.
  • «Мир Дикого Запада»: Долорес Абернати. За исключением тех случаев, когда включается режим Уайатта. После финала первого сезона данный троп к ней неприменим.

Мультфильмы[править]

  • Короткометражка Чака Джонса «The Dover Boys» или «братья Доверы» 1942 года: Дора. Примечательна тем, что это одна из самых ярких пародий на троп в мировой анимации, да ещё и с неожиданной аверсией в финале.
  • Принцессы/основные женские персонажи в мультфильмах Диснея приблизительно до начала 90-х.
    • Часто в этой роли оказывается Минни Маус.
    • А в диснеевском развлекательно-познавательном «Марс и дальше» (Mars and Beyond, 1957) игра со штампом. Во фрагменте про типичный сериал про типичных злых инопланетян.
  • «Волшебный меч: В поисках Камелота» — главная героиня Кайли. Девушка, мечтающая стать рыцарем, вот только выходит у неё не очень. Возможно, если её спасают слепой парень и цыпленок-мутант, ей стоит поискать другое занятие.
  • «Моана» — Моана, когда её спасает Мауи. Иногда тоже бывает наоборот.
  • «Геркулес» — инверсия с бронебойной подсветкой: «I’m a damsel, I’m in distress — I can handle this. Have a nice day!»
  • «Шрек» — именно вызволением Фионы из башни дракона главный герой в первом фильме и занимается, причём сама дева лично ему и даром не была нужна. По крайней мере, поначалу.
    • Во втором фильме она всё-таки примеряет на себя роль «девы в беде» в финале, где её без её ведома пытаются выдать замуж за самозванца, что выдаёт себя за Шрека. К её чести, она явно подозревала, что что-то здесь нечисто и всячески тормозила заветный «поцелуй истинной любви», в итоге выиграв время до прибытия своего настоящего мужа. Играющий на фоне происходящего в этот момент кавер на «Holding Out For A Hero» только усиливает впечатление.
    • «Шрек навсегда»: аверсия — Шрек попадает в мир, где его не существовало. Спасать Фиону суженый-ряженый так и не пришёл — но ей хватило собственной крутизны, и она возглавила сопротивление огров.
  • «Коргот-варвар» — Орала.
  • «Как казаки невест выручали» (1973) — пираты похитили казачьих невест (количество которых таинственным образом постоянно меняется), связали их в один большой «букет» и увезли на своём корабле. Ну а казаки весь мультфильм преследуют пиратов, дабы спасти невест.
  • «Девичьи узоры» (1981) — сначала Мыша-Помощница. Когда ее бежит спасать Маша-Мастерица, то уже она становится девой в беде. Баба Яга ее превратила в лошадь. Только удалось стрельцу Машу расколдовать, так царь решил ее выдать замуж за своего сыны (по совету Яги).
  • «Мегамозг» — здесь жертвой регулярных похищений становится репортёрша Роксана Ричи. Настолько регулярных, что, придя в себя в логове (анти)злодея Мегамозга, первой её репливкой было «А мешок постирать ты не смог!»
  • «Аладдин» (1992) — Жасмин принудительно становится служанкой Джафара после того, как он заполучил в свои руки лампу с джинном. Также в финальном бою с колдуном она оказывается запертой в огромных песочных часах, которые неумолимо заполняются песком — и оказывается спасена буквально в последний момент.
  • «Золушка» (1950) — в кульминации главную героиню запирает в кладовке злая мачеха, и спасают её оттуда маленькие разумные мышки, отбившие у хозяйского кота ключ от закрытой двери.
  • «Русалочка» (1989) — сначала Ариэль в финале оказывается в плену у Урсулы, и Тритону приходится выторговать её свободу у коварной чародейки в обмен на свой волшебный трезубец и корону. Позже, в финальной битве героиню выбрасывает в самый центр огромного водоворота, и Урсула готовится добить её — но принцу Эрику вовремя удаётся протаранить злодейку кораблём.

Мультсериалы[править]

И так в каждом сезоне.
  • «Супермен» (1941) — как и в оригинальных комиксах, Лоис Лэйн являет собой чистый эталон тропа из палаты мер и весов. Репортёрский азарт этой барышни начисто заглушает и чувство страха, и инстинкт самосохранения, если таковые у неё вообще имеются. А потому выпуски, в которых Лоис не попала бы в беду, можно пересчитать по пальцам одной руки фрезеровщика.
  • «Скуби-Ду» (с 1969) — Дафна в ранних эпизодах представляет собой настоящий эталон девы в беде.
  • «Инспектор Гаджет» (1983) — юная племянница Гаджета Пенни.
  • «Симпсоны» — «Тёмный рыцарь и суд» (24 сезон, 16 серия). Мистер Бернс, заделавшийся супергероем по прозвищу Фруктовый Бэтмен, спас привязанную к стулу красавицу от двух мордоворотов. Субверсия: Эту барышню изображал очень хорошо замаскированный обезьян клоуна Красти — Мистер Тини. А бандитами были сам Красти и его ассистент Сайдшоу Мэл. Смитерс нанял их, чтобы его босс почувствовал себя супергероем, не подвергаясь реальной опасности. Однако, Бернс действительно был уверен, что спас девушку от злодеев.
  • «Город собак» (1992) — Рози О’Грива часто попадает в беду, несмотря на то, что позиционируется как сильная независимая женщина-коп: то её в плен захватят, то свяжут, то замотают бинтами, аки мумию. Впрочем, главный герой Эйс Харт попадает в беду несравненно чаще. Но в его защиту надо сказать, что, в отличие от Рози, он обычно (хотя и тоже далеко не всегда) выпутывается из передряг самостоятельно. Контраргумент в защиту Рози: в отличие от Эйса, она не главная героиня, а потому бог нарисованного мира Элиот не подкидывает ей рояли в кустах.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 5 серия. Зигзаг: Всё начинается как стандартная история про Спящую красавицу — прекрасная и сказочно богатая заколдованная принцесса спит в замке, ожидая, когда явится прекрасный принц и разбудит её своим поцелуем. А потом выясняется, что всё это лишь легенда для привлечения на доверчивых простачков, а «несчастная принцесса» на самом деле — вампирша, которая убивает своих «спасителей» и пьёт их кровь. Однако в финале, после того как один из главгероев героев трусливо убегает, а второй убивает кровососку, оказывается, что под гробом фальшивой девы в беде спрятан ещё один, уже с настоящей Спящей красавицей.
  • «Аладдин» (1994) — по законам жанра в этой ситуации нередко оказывалась Жасмин, крутая принцесса. Но — ничуть не чаще, чем любой другой персонаж! Серий много, на всех хватило.
  • «Чудовищная сила» (1994) — с единственной девушкой в отряде, Шелли, по большей части аверсия. Она участвует в сражениях наравне со всеми и вполне может за себя постоять, а если и попадает в беду, то опять же за компанию с остальным героями. Однако ж, в шестой серии она таки отыграла троп, когда злобный мумий Хотеп уволок её в подземный город, чтобы использовать в своём тёмном ритуале. И пока парни искали входы в город, блуждали по гробнице, сражались с демонической стражей врат и уничтожали поднятую Хотепом нежить, Шелли ожидала спасения не в силах ничего противопоставить похитителю. Впрочем, её трудно за это винить, во-первых, она находилось под колдовским гипнозом, а во вторых, когда спасители наконец-то прибыли, они все впятером не смогли сладить с Хотепом, и победить удалось, только благодаря чудесному вмешательству третей силы.
  • «Годзилла» (1998) — вообще-то, доктор Элси Чепмен к данному типажу ни в коей мере не относится. Напротив, она — деятельная и смелая девушка (насколько вообще можно быть смелым перед лицом кайдзю величиной с дом), чьи обширные познания в биологии не раз вносили ключевой вклад в победу над монстрами. Так было почти на всём протяжении сериала, но в десятой серии Элси по воле сценаристов превратилась в чистокровный сабж. После того как гигантский археоптерикс Кетцалькоатль унёс её в своё гнездо, Элси впала в панику и вместо того, чтобы искать способы если не спастись, то хотя бы как-то обезопасить себя, только и могла, что вопить: «Помогите! Помогите!» При том, что гнездо находилось на вершине вулкана, и наличие поблизости потенциальных «помогателей» представлялось весьма сомнительным. С другой стороны, легко рассуждать, наблюдая за этим из-под защиты четвёртой стены, а утащи вас самих гигантская птица — тоже, небось, было бы не до геройств.
  • «Приключения Папируса» (1998) — принцесса Фети и принцесса фиванских воров Тия порой выступают в этом амплуа, но в целом обе более чем способны постоять за себя.
  • «Охотники на драконов» (2004) — здесь чаще всего каноничной «дамой в опасности» выступает маленькая девчонка Заза, которой ещё учиться и учиться…
  • «Зиг и Шарко» (2010) — главная героиня-русалочка, исключительно везучий вариант.
  • «My Little Pony» (2010) — самая сильная и мудрая обитательница Эквестрии как оказалась в этой роли уже в первом эпизоде, так и продолжила её отыгрывать практически до самого конца сериала. С одной стороны объяснимо желание сценаристов таким вот образом убедить зрителей в серьёзности грозящей поням очередной опасности, с другой — у них больше получилось убедить зрителей в несерьёзности самой Селестии. Один из правдоподобных обоснуев заключается в том, что любая напасть обойдётся Эквестрии дешевле, чем сражающаяся в полную силу повелительница Солнца.
  • «Аватар: Легенда о Корре» (2012) — сама Корра. Она не беспомощная дева, но её враги обычно вдвое-втрое старше и просто умнее и предусмотрительнее. В сериале очень много ситуаций, где ей навалял главгад или даже не главгад. Как итог боя — она парализована, лишена волшебной силы, в коме и её команда и не только вынуждены постоянно её спасать.
  • «С приветом по планетам» (2013) — красавец-рыцарь Брэд Старлайт как-то раз подписал Вандера и Сильвию на спасение прекрасной принцессы от похитившего её дракона. Серия оказалась деконструкцией — во-первых, принцесса — та ещё извраще… извините, любительница старых огнедышащих ящеров и с драконом у них всё по взаимному согласию. А во-вторых, когда её похищает уже сам несмирившийся с кидаловом Брэд, девица его лихо вырубила и связала. Ибо нефиг.
  • «Герои Энвелла» (2017) — игра с тропом: Мария Степановна попадает в плен к главному гаду, ученики идут её спасать… После чего команду главных героев, что полезли прямо в логово Моргарта без должной прокачки, вынуждена спасать сама Мария Степановна, максимально прокачавшаяся за время плена!
  • Нинздяго: Мастера Кружитсу — С этого начинается сам сериал: Скелеты, напавшие на деревню, где жили Кай и Ния, похитили последнюю. Зря: Кай ради сестры был готов пройти адские тренировки (пригодились в освоении Кружитсу и другим навыкам ниндзя) и даже спуститься в Преисподнюю, дабы вырвать её из рук Самукая! (Сестру спасли раньше, но в Преисподнюю лезть всё равно пришлось, но уже за Сэнсэем Ву).

Комиксы[править]

Vasilisa caric.jpg
  • Вообще говоря, есть тенденция, заключающаяся в том, что самый частый объект спасения комиксных героев — это их непосредственный любовный интерес или близкая подруга/родственница. Это практически всегда сохраняется в разного рода адаптациях.
  • «Черепашки-ниндзя» — Эйприл О’Нил. Погони за сенсациями никогда к хорошему не приводят. Но, несмотря на свою роль, вполне приятный персонаж. В некоторых сериалах прокачивается до бой-бабы.
  • DC Comics — Лоис Лейн, возлюбленная Супермена. В отличие от Эйприл О’Нил, вызывает только раздражение своей наглостью и способностью вечно попадать в неприятности.
    • Начиная с 90-х годов авторы DC наконец-то догадались усложнить образ Лоис. Теперь её чаще показывают в качестве волевого профессионала, чьё умение попадать в неприятности является следствием серьёзного отношения к работе.
    • Сейчас у Бэтмена какой-то особо примечательной и постоянной «девы в беде» нет, но в ранних выпусках в сюжете эту функцию выполняли Вики Вэйл и Джули Мэдисон — с последней Брюс Уэйн даже был помолвлен.
  • Marvel Comics
    • Уже упомянутая Мэри Джейн. А также практически все девушки Человека-паука: сначала Гвен Стейси (до поворотного момента её смерти) и Бетти Брант, потом Мэри-Джейн Уотсон. Порой в такой же ситуации оказывается и тётя Мэй.
    • Джубили — аналог Лоис в Marvel. Хотя в мультсериале поначалу вела себя как Бой-девка.
  • «Gen-13» — Роксанна Сполдинг. Яркий пример, когда авторы комикса выражают свою искреннюю любовь к героине частым превращением её в «пятое колесо».
  • Empowered — способности главной героини (Empowered, «Emp») обеспечиваются её супер-костюмом и теряются при его повреждениях. Об этом всем известно, и Эмп часто оказывается в виде «связана, кляп, обрывки костюма едва сохраняют приличия». К счастью, костюм самовосстанавливающийся, а сама Эмп — не сдаётся. Поведение костюма — результат психологической травмы самой Эмп после первой неудачи, помноженной на проклятие. Кроме того, костюм имеет собственный ИИ и в критической ситуации способен отключить Эмп и включить недоступные ей фичи.
  • Майор Гром — Юля Пчёлкина. А вот киношная Юля лишь притворяется сабжем, когда ей это выгодно.

Веб-комиксы[править]

  • «Самый тупой в мире маг» — Грегор и компания спасли хоббитшу Грету от гоблинов, приняв ей сначала за человеческую женщину. Лучше бы не спасали, поскольку дама оказалась крайне навязчива.
  • «Living with HipsterGirl & GamerGirl» — деконструкция в одном из выпусков. Боузер объясняет феминистке Кларе, что принцесса Пич является жертвой похищений не по причине «сексистского концепта „слабой и беспомощной женщины“», а потому что Пич — важный политический лидер, чьё похищение дестабилизирует процветающее королевство. И добавляет, что сохранять спокойствие и не делать глупостей, будучи в заложниках — не слабость, а здравый смысл.

Аниме[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — Нару. Даже сами персонажи поражаются, что она очень часто становится жертвой демонов.
    • В манге и сериале-перезапуске — Такседо Маск, насчет которого изумлялись даже близкие друзья художницы: что Усаги вообще нашла в этом бесполезном парне? Из-за этого в аниме 90-х годов его сделали гораздо мужественнее и сильнее, нежели в оригинале.
  • Судьба/Девочка-волшебница Иллия (Fate/Kaleid Liner Prisma Illya) — Мию в четвертом сезоне. Почти весь четвертый сезон Илиясфиль пытается освободить Мию из плена семейства Эйнсворт.
  • «Первый отряд: Момент истины»: Надя отправляется в загробный мир спасать оттуда своих друзей-пионеров, но в итоге её саму приходится спасать этим же друзьям-пионерам.
  • Bleach — две крупнейшие арки начинаются с того, что одну из подруг главного героя похищают, и он, в компании товарищей, отправляется её спасать, по пути отхватывая люлей и повышая уровень крутизны.
  • City Hunter — встречается и часто, зачастую девами в беде оказываются нанимательницы Рё.
  • Seikoku no Dragonar — озлобленный дракон Мордред берет контроль над и так разбушевавшейся Эко и Эш ринется ее спасать… спасать дракона от дракона.
  • Жена по контракту — главная героиня в первой трети сюжета, (оно и понятно она беременна наследником финансово-промышленного конгломерата, который по своим объемам тянет на не самое хилое государство и рождение её ребенка не выгодно очень многим людям), впрочем даже будучи беременной показывала себя только с лучшей стороны, со второй суровевшая бой-баба которая в целый год в отсутствие мужа рулила его корпорацией и уверенно расшибающая лоб каждому кто вздумает покусится на семейное достояние Иней.
  • To Aru Majutsu no Index — Фремея Сейвелун эксплуатирует троп на полную катушку. Дело в том, что она является эспером (хоть и нулевого уровня, ибо её способность не измеряется традиционными методами), так что её способность «Agitate Halation» позволяет в случае угрозы её жизни призывать «героев» (в данном случае имеется в виду ближайший к девушке человек, обладающий героическими качествами) к ней на выручку. В отдельных случаях, может призвать таких героев и целую армию.

Видеоигры[править]

  • Серия Марио (с 1985) — принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений», как будто для неё обычные будни.
    • Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»? Это подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей. А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается настоящим антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения.
    • А в Super Princess Peach Марио и его подруга меняются местами — она его спасает.
  • Donkey Kong (1981) — а до этого Марио, тогда ещё не получивший своё имя и звавшийся просто Прыгуном, спасал от заглавного злодея безымянную Леди, получившую потом имя Паулина.
    • В сиквеле надо играть за Данки Конга Младшего и спасать папу уже от Прыгуна. Эта игра породила необузданные догадки у фанатов — как нынешние Данки и Дидди — дети злого Данки, так может и Марио и Луиджи — дети Прыгуна и Паулины (имя вполне итальянское, заметим)? Хотя по факту имя Марио получил от реального итальянца — адвоката Нинтендо в США. Он не позволил засудить нинок по копирайту за обезьянок с фамилией Конг.
    • А был ещё «Prince Panda» — адовый китайский хак-порт (с Super Famicom на Famicom!) Super Donkey Kong. Две панды, заменившие Данки и Дидди, спасают всю игру панду с бантиком — местную принцессу.
  • Серия The Legend of Zelda (с 1986) — собственно, сама Зельда. В отличие от Пич, она вполне боевая принцесса, вот только враги зачастую оказываются гораздо сильнее, и без помощи Линка она ничего не может сделать.
    • Иногда она, как и Пич Марио, сама Линка спасает. Вот только вспоминать про игры на CDi — грех великий…
  • Dragon’s Lair (1983) — весь сюжет видеоигры крутится вокруг спасения принцессы Дафни.
  • Kung Fu Master (1984) — злодей Мистер Икс похитил красавицу Сильвию. И чтобы спасти девушку, её парень — мастер кунг-фу Томас Кэйдзи должен пробиться через 5 этажей здания, полного врагов. В начале третьего и пятого этажей происходит странная сцена: Томас видит перед собой привязанную к стулу Сильвию, которая зовёт его на помощь (В аркадной версии ей для этого даже кляп во рту не помеха) но вместо того, чтобы освободить любимую протагонист продолжает свой путь и спасает её только в конце, после победы над главгадом. То ли это флэшфорвард, то ли тревожные мысли Томаса, волнующегося за подругу, то ли Сильвия обладает экстрасенсорными способностями и взывает к нему телепатически — поди теперь разбери.
  • Karateka (1984) — безымянный каратист штурмует крепость злого полководца Акумы, в которой тот заточил прекрасную принцессу Марико. Эта дева, однако ж, не так проста, как многие другие примеры из этой статьи. Если после победы над всеми приспешниками Акумы, его ручным орлом и, разумеется, самим главгадом, герой забудет выйти из боевой стойки и попытается подойти к принцессе, то эта «несчастная слабая пленница» мгновенно убьёт его одним ударом ноги. Как её такую крутую вообще смогли похитить, и почему она расправилась с Акумой самостоятельно — великая загадка.
  • «The Castle» (1985) и её не то сиквел, не то ремейк «Castlequest» (1986), также известный под названием «Castle Excellent» — в этой метроидвании, вышедшей раньше, чем игры, давшие жанру его название, принц в широкополой шляпе с пером пробирается через очень запутанный и полный врагов замок, чтобы спасти принцессу Маргариту.
  • Ghosts’n Goblins (1985) — ещё одна нетленная классика. Король демонов Астарот[3] похитил принцессу Прин Прин, и её возлюбленный сэр Артур облачается в одноразовые доспехи и отправляется в невероятно сложную спасательную экспедицию. А в сиквелах демоны снова крадут принцессу, а Артур снова её выручает. В Ultimate Ghosts 'n Goblins выясняется причина столь частых похищений: принцесса Прин Прин — последний человек, в чьих жилах течёт королевская кровь. И смешав её кровь с демонической, демоны получат контроль над царством людей.
  • Серия Valis (с 1986) — царская семья Мира Грёз любит этот троп.
    • 1 часть для Famicom — Валия. И каков же шок Юко, когда оказалось, что не Роглес её похитил, а она его сама охмурила! Ныне неканон.
    • 2 часть — Валия и Вальна. Мы типа щит от пушки Мегаса изнутри подержим, а ты, Юко, иди мечом помаши опять. Впрочем Валия таки совершила в итоге героическое самопожертвование.
    • 3 часть — Чам, а потом заточённая Вальна. Обеих мы впрочем мы быстро спасаем и вербуем к себе и Вальна лично валит (простите за каламбур) своего мучителя.
    • 4 часть — снова Вальна и вот тут уже во все поляяяя… Аму Бранде, сестра протагонистки, гибнет, спасая её.
  • Legend of Kage (NES, 1987) — принцесса Кири, пожалуй, давит педаль в пол. Каждый уровень игры начинается с её похищения злыми вражескими ниндзя, после чего возлюбленный принцессы — юный ниндзя Каге — отправляется её спасать… лишь затем, чтобы злые ниндзя снова её похитили в начале следующего уровня. Заканчивается всё окончательным спасением и воссоединением, но после финальных титров появляется надпись «однако…………», за которой следует… да, очередное похищение!
  • Wizards & Warriors (NES, 1987) — отважный рыцарь Курос отправляется в поход, чтобы спасти принцессу королевства Элронд, которую похитил злой волшебник Малкил. Помимо принцессы, спасение которой — главная цель игры, в конце каждого уровня герой освобождает полуобнажённую девицу, подвешенную за руки на верёвке. Сии барышни так в игре и называются «the distressed damsel». А ещё у каждой из них есть имя, благодаря чему мы можем узнать, что Малкил — не только могучий колдун, а ещё и мироходец, похитил аж саму Галадриэль — могущественнейшую из эльфийских Владычиц Средиземья, а по дороге ещё и Эсмеральду прихватил.
  • Toki (1989, имеется также ремейк 2019 года) — ещё одно пополнение в полку похищенных принцесс. Злой колдун Вукидоро похитил Михо — принцессу дикарского племени, а её возлюбленного Токи превратил в обезьяну. Но это не остановило отважного юношу, ведь из-за побочного эффекта заклинания он обрёл невероятное слюноотделение и теперь способен заплевать насмерть любого, кто встанет на его пути к спасению любимой. В некоторых портах имена персонажей изменены: главного героя зовут Жужу, бедствующую деву — Ванда, а злого колдуна — Доктор Старк.
  • Teenage Mutant Ninja Turtles (NES, 1989) — Эйприл похитили! Какая неожиданность! А между тем дальше следует небезынтересный финт ушами: черепашки спасли Эйприл не в финале игры, а уже в конце первого уровня, и всю оставшуюся игру она помогала им, проводя брифинги перед миссиями. Злодеи, однако ж, на этом не успокоились и после подводного уровня, пройти который сумели не только лишь все игроки, похитили уже Сплинтера. Но черепахи и его спасли всего за один уровень.
    • Это клише гуляет из одной игры про Черепах в другую. И лишь в нынешней (2022) нам дадут за Эйприл играть.
  • D.J. Boy (SMD2 и аркадные автоматы[4], 1989) — злодеи из банды «Тёмные рыцари» похитили подружку главного героя Марию, и он…. ну в общем вы поняли.
  • Battletoads (NES, 1990) — принцесса Анжелика была захвачена Тёмной Королевой. Для разнообразия вместе с ней в плен попал один из жаб — крутой парень Пимпл. Оставшимся двум жабам приходится выручать обоих.
  • The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin (SMD2, 1990) — после того как Человек-паук собрал все ключи, необходимые для обезвреживания мега-бомбы, Амбал Кингпин приказал Веному похитить жену его лучшего друга — Питера Паркера. А потом позвонил Паукану, рассказал об этом и потребовал не отслеживать источник звонка, не обнаруживать по нему секретное логово и не приходить туда спасать Мэри Джейн. Разумеется, он добился обратного эффекта. Впрочем, несмотря на лёгкую идиотию этого поворота, тема бедствующей девы раскрыта на отлично. На арене, где проходит финальная битва, находится чан с кислотой, в который медленно спускается Мэри Джейн, подвешенная за руки на цепи. Если не одолеть Кингпина достаточно быстро, она погибнет, но спуск можно замедлять, временно стопоря цепь паутиной.
    • Spider-Man (2000) — Веном похищает Мэри Джейн и заманивает Человека-Паука в свое логово, где его необходимо победить до того, как Мэри утонет в трубе, куда ее запихнул злодей.
  • Tiny Toon Adventures (NES, 1991) — вообще-то, в оригинальных мультфильмах Бэбс Банни бой-девка, вполне способная за себя постоять, но не в этой игре. Здесь она заправская дева в беде: похищена Монтаной Максом, висит над бассейном с акулой, связанная по рукам, ногам и ушам, и зовёт на помощь. А героические Бастер и компания пытаются её спасти.
  • Rockin’ Kats[5] (NES, 1991) — подручные пса-мафиози Магзи похитили возлюбленную кота Вилли — белую кошечку Джилл. Причём похитили четыре раза одновременно, потому что игрок волен проходить уровни в любом порядке, а Вилли спасает Джилл в конце каждого из них. После всех четырёх спасений Магзи снова похищает Джилл и на сей раз реально заморачивается с тем, чтобы упрятать её подальше — пятый уровень в разы длиннее предыдущих четырёх, и на нём обитают почти все прошлые боссы, плюс два новых.
  • Joe & Mac: Caveman Ninja (1991) — дикари из одного первобытного племени прокрались ночью в лагерь другого первобытного племени и уволокли оттуда всех девушек, в том числе одну толстушку[6]. Ну а заглавные герои, которым почему то пришлось одним отдуваться за всё племя, отправляются по следу похитителей. Версии для разных консолей заметно отличаются в деталях. Рассмотрим различия, касающиеся нашего тропа:
    • NES: Изредка в конце уровня появляется спасённая девица, которая убегает в сторону родного дома. В финальной катсцене одолевший последнего босса герой спасает сразу двух девушек и бежит то ли с ними, то ли от них.
    • SNES: Протагонист спасают по одной красотке в конце каждого уровня и получают в награду поцелуй. Причём внешность дев намного разнообразнее, чем в 8-битной версии. В финале же главные герои натыкаются на нескольких дикарей из вражьего племени, которые в ужасе улепётывают от группы из четырёх девиц, возглавляемой вышеупомянутой толстушкой.
    • SMD2 и Аркадные автоматы: Здесь девушек «уволокли» в самом что ни на есть буквальном смысле — по земле и за волосы, а толстушку похититель тащит с ощутимым трудом. В отличие от предыдущей версии, бедствующая девица не просто выбегает из-за правой границы экрана после победы над очередным боссом, а как правило находится на арене во время самого сражения, связанная тем или иным способом. В финале Джо и Мак в зависимости от выбора игрока обнаруживают либо целую толпу девушек, либо всё ту же толстую тётеньку, либо нелепо размалёванного первобытного гея. Но во всех трёх случаях они спасаются бегством, а любвеобильный(ая/ые) спасённый(ая/ые) бежит/бегут за ними.
  • Felix the Cat (NES, 1992) — злой профессор похитил возлюбленную заглавного героя кошку Китти, чтобы обменять её на волшебную сумку. И пока Феликс, рискуя жизнью, пробивается через неисчислимые трудности и опасности, Китти, как и полагается деве в беде, сидит связанная на базе главгада и ждёт, когда её спасут.
  • Castlevania: Rondo of Blood (1993) — тут целых четыре. Супруга главного героя Аннет, её сестра Мария, Терра и Ирис. Мария, впрочем, с жирно прикрученным фитильком, ибо после спасения становится вторым играбельным персонажем и, будучи сильным магом, способна бросить вызов самому Дракуле, при том, что ей двенадцать (!) лет.
  • Вторая часть Legend of Kyrandia (1993) — игра с тропом. Главная героиня, алхимик Занция, выглядит как хрупкая девушка, но вполне способна за себя постоять. По ходу игры ей неоднократно приходится спасать влюбленного в нее мага Марка, попадающего в нелепые ситуации. Однако в финальной схватке с Рукой уже Марко приходит ей на помощь.
  • Earthworm Jim — принцесса Как-Её-Там.
    • В первой части (1994) Джим узнаёт, что принцесса томится в плену у своей сестры, королевы Слизнезадницы, и отправляется её выручать.
    • Во второй части (1995) Психоворон похищает принцессу даже не в начальной заставке, а ещё на экране с логотипом «SEGA» — и снова Джим спешит на помощь, преодолевая по пути множество опасных планет.
  • Серия Resident Evil
    • Самая первая часть (1996) — субверсия. При игре за Криса такой девой выглядят Джилл Валентайн, которая в самом начале попадает в плен к главгаду Вескеру и всю игру сидит в камере, ожидая, когда героический Крис её спасёт. Так-то на самом деле Джилл — крутая бой-баба, вполне способная справиться со всеми теми же трудностями и опасности не хуже Криса (разве что нужно, чтобы кто-то спас её от превращения в Джилл-сэндвич), да и вообще в её сценарии играется прямо противоположный троп. Но то в её, а в Крисовском она — сабж сабжем.
    • С Ребеккой Чамберс из той же части уже прямой отыгрыш. Эта девушка — необстрелянный новичок, ей каким-то чудом удалось не погибнуть вместе с остальным отрядом и спряталась в каморке под лестницей. Теперь она сидит там, пугаясь каждого шороха и намереваясь отбиваться от потенциальных зомби с помощью газового баллончика. В общем, придётся Крису и о ней заботиться, а то ведь пропадёт бедняжка.
      • Однако ж, нулевая часть, вышедшая после первой (в 2002 году), внесла коррективы в образ Ребекки. Оказывается, перед тем, как забиться в каморку, эта «няшечка-бедняжечка» побывала в другом таком же особняке, кишащем зомбаками, мутировавшими пиявками и другими образцами биооружия, и выбралась из него, перебив по пути уйму чертовски опасных тварей. Конечно, она сделала всё это не одна, а вместе с крутым напарником, но тем не менее в свете событий Resident Evil Zero Ребекка — такая же «дева в беде», как и Джилл.
    • Resident Evil 4 (2005) — дочка президента США Эшли Грэхэм — один из кодификаторов, падаль в шахту, где нашли Лас-Плагас, эталон из палаты мер и весов. Всё начинается с того, что девушку похищают злобные сектанты и Леон Кеннеди отправляется на её поиски в испанскую глухомань. И он её находит и освобождает, но не в финальной катсцене, как это обычно бывает, а почти в начале, после чего нужно провести спасённую деву через всю оставшуюся игру. За это время её ещё несколько раз ловят и похищают по сюжету, и Леону приходится спасать её по новой. А в те моменты, когда она не похищена, девица хвостиком таскается за Леоном, а злобные сектанты пытаются схватить её и унести с уровня, что, естественно, приведёт к гейм оверу. Но вместо того, чтобы пытаться он них отбиться или хотя бы убежать, Эшли садится на попу и истошно вопит: «Лиииион! Хеееееееепп, Лииииииион!!!» Из-за такого поведения многие фанаты серии ненавидят президентскую дочку и считается худшим спутником главного героя в истории видеоигр. А ведь, по идее, она должна была вызывать умиление и желание защитить. Но не спешите гнать Эшли и насмехаться над нет, она всего лишь пятнадцатилетняя девочка, которая не нюхала пороху и не проходила спецподготовку, но оказалась в ситуации, от которой и у иных закалённых ветеранов волосы бы встали дыбом.
  • Baldur's Gate (1998) — темная эльфийка Викония ДеВир, в некоторой мере деконструкция тропа — она вовсе не хрупкая и не мягкая дева, а злая и жестокая представительница своей расы (изменить мировоззрение на нейтральное в игре возможно, но это будет очень долго и непросто). Но попадание в беду почти стало её образом жизни, кратко:
    • Будучи жрицей злой богини Лолс, несмотря на свою злую природу и испорченность не смогла принести ребенка ей в жертву. В конце-концов сама оказалась на алтаре, чтобы успокоить гнев богини. Родной брат спас её ценой жизни.
    • Бежала на Поверхность, где ей пришлось опять стать клериком, но уже богини зла Шар, и была схвачена орками при попытке их обмануть. Спасена лишь благодаря прихоти хозяина проходившего мимо каравана.
    • Хозяин предпочёл сделать её своей наложницей. В конце-концов он умер прямо во время полового акта с ней, и она была обвинена в его убийстве.
    • Виконии удалось сбежать, но за ней по пятам шёл наемник и почти догнал. Протагонист может либо выдать ему Виконию, либо убить его и взять её в пати.
    • Во второй части вы, при желании, можете спасти Виконию от костра (она дроу, и это вполне достаточный повод для казни в этом мире) и снова взять в отряд.
  • Max Payne 2 (2003) — зигзаг: тяжелораненая Мона говорит Максу: «Господи. Я в итоге оказалась такой девой в беде», отсылая к первой части, где типичной «девой в беде» называла свою сестру, несчастную жену дона Пунчинелло.
  • Саботаж: Кулак Империи (2004) — Арис, была похищена бандитами, с целью сделать из неё стриптизёршу, и удерживалась в клубе «Вуду».
  • Serious Sam 2 (2005) — пародийная деконструкция: дракон украл принцессу народа Элфисов аккурат перед свадьбой. Сэм обнаруживает подозрительно радостного жениха и всё же идёт спасать похищенную, наивно полагая, что дочка унаследовала хотя бы половину красоты сногсшибательной матери-королевы (с которой наш герой провёл отличную ночку). Вот только оказывается, что природа на принцессе ну очень сильно отдохнула и схватка с драконом Сесилом идёт по принципу «проигравший оставляет деву в беде себе». Сэм хоть и побеждает, но спасает Сесила от суицида (от такой девы в беде кто хочешь сиганёт с обрыва) — забирает похищенную, разумеется, в обмен на недостающий фрагмент амулета.
  • Mass Effect (c 2007) — практически все напарники-женщины. Некоторые даже по нескольку раз, хрестоматийный пример — Тали. Мужчины, впрочем, не слишком отстают.
  • «King's Bounty: Легенда о рыцаре» (2009) — любой уважающий себя рыцарь должен уметь выручать дев из беды. Поэтому первое испытание на выпускном экзамене рыцарской академии — это спасение похищенной принцессы от дракона. В роли принцессы тренировочный деревянный манекен, одетый в женское платье, а вот дракон вполне настоящий.
  • Mini Ninjas (2009) — на первый взгляд аверсия и соседний троп: Из шести мини-ниндзя четверо были захвачены врагами и нуждаются в спасении. Сразу после освобождения они присоединяются к отряду главного героя, становятся играбельными персонажами и в равной мере эффективно крошат злобных самураев. Но без опоры на троп всё равно не обошлось — пленные ниндзя мужского пола яростно трясут прутья своих клеток и пытаются выбраться, а куноичи вместо этого только зовут на помощь, ожидая спасения.
  • BioShock Infinite (2013) — еще одна деконструкция: Элизабет кажется именно такой, но на самом деле она самостоятельный и решительный персонаж, вполне способный постоять за себя. Тем не менее, у неё на карме написано попадать из плохой ситуации в еще худшую, а из худшей — в кошмарную.
  • Papers, Please (2013) — троп встречается даже в такой бесконечно далёкой от героических приключений игре. На 6 день проходящая через КПП девушка даст инспектору записку с просьбой о помощи. Человек по имени Дари Лудум обещал ей и сестре работу танцовщицы в стрип-клубе, но она опасается, что вместо этого он отберёт паспорт и заставит заниматься проституцией. Её опасения не напрасны, Дари действительно рабовладелец, и если пропустить его через границу, то на следующий день в газете появится заметка, что некоторые танцовщицы в клубе были найдены мёртвыми. Но инспектор может спасти девушек, отправив Дари под арест.
  • The Evil Within (2014) — не типаж, но ситуация.
    • Надолго потеряв Джули Кидман из виду в начале игры, Себастьян Кастелланос находит её в пятой главе. Девушка заперта в большом стеклянном баке, который начинает заполняться водой. Чтобы спасти Кидман, Себестьяну и его напарнику Джозефу нужно сначала отбиться от нескольких больших волн противников (это первое подобное сражение в игре), а потом отыскать выключатель и перекрыть воду, прежде чем она заполнит весь бак.
    • Когда Себастьян встречает Кидман в следующий раз (в 11 главе) ей вновь требуется помощь. Толпа одержимых загнала Джули на маленький балкончик, и всё что она может это держать дверь. Себастьяну приходится пробраться через затопленный квартал мимо страшных подводных НЁХ и в одно рыло сразиться со всей осаждающей Кидман толпой, к которой ещё и прибывает подкрепление.
    • Впрочем, как и было сказано выше, сама по себе Кидман к тропу не относится. Из посвящённых ей DLC видно, что она хоть и не такой крутой боец, как Себастьян, тоже отнюдь не беспомощна.
  • Guilty Gear — в Xrd Revelator (2015) сюжет завязан на спасении Эльфэлт Валентайн. Но не только из каких-то дружеских или родственных отношений: её хочёт использовать Вселенская воля, так же известная как Ариэл для очередной попытки устроить Апокалипсис.
  • Флэш-игра «Cat Noir Saving Ladybug» (вроде бы, 2017) — Ледибаг привязана верёвками, либо прикована цепями к дымовой трубе на крыше здания. А Супер-Кот должен развязать её, не попавшись на глаза Бражнику, который стоит к ним спиной, но время от времени оборачивается назад, чтобы проверить, как там его пленница.
  • Hyperdimension Neptunia — встречается в каждой игре основного канона.
    • mk2/Re;Birth2 — завязка сюжета, старшие богини и Непгир идут разобраться с ASIC и не возвращаются. Спустя 3 года IF и Компа спасают Непгир, после чего вместе начинают собирать силы (и других младших сестёр), чтобы спасти старших богинь.
    • Victory/Re;Birth3 — местные злодеи похищают "типа приёмных детей" Нептун и Пурурут: IF этой вселенной, и Пише; после чего получают по заслугам. Спустя 10 лет они опять похищают уже взрослую IF, после чего... ну вы поняли.
    • Megadimension Neptunia VII — последняя часть трилогии, Heart Dimension Neptunia H, начинается с того, что в небе открывается портал непонятно куда, и старших богинь похищают. Опять.
    • Neptunia: Sisters vs Sisters — хорошие новости: Нептун жива. Плохая новость: она в руках у Арфор.
  • Nefarious (2017) — злая пародия на сабж, одновременно деконструирующая его и раскрывающая тему во все поля. Мы играем за Лорда Кроу — ПОХИТИТЕЛЯ принцесс, и начинаем игру с кражи копиркиной Пич — Леди Мэйэппл. В конце уровня является местный Лыцарь… И говорит, что задолбался её спасать и вообще не любовница ли она Кроу. А заканчиваем (на хорошую концовку, в новой игре+) спасением мира самими крадеными принцессами (точнее той же Мэйэппл, остальные помогают катсценно, запуская её в космос).
  • Red Dead Redemption 2 (2019) — как ни странно, Тилли Джексон. А вскоре и Эбигейл.
    • А теперь для не игравших. Почему это «как ни странно»? И в какие беды вляпались эти барышни?
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — в квесте «Тень над Хакдиртом» Чемпиону Сиродила приходится спасать похищенную хагдирцами юную аргонианку, которую они планируют принести в жертву неким глубинным жителям.
  • The Punisher — Бушуокер по приказу Ма Ньюччи похищает соседку Касла, Джоан, чтобы заманить Карателя в зоопарк. Освободить девушку получится уже в конце уровня, причем Бушуокер трусливо сбежит, представив Карателю добивать охраняющих брошенную на съедение пираньям Джоан бандитов и искать способ вытащить ее из ловушки.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — безоговорочное первенство в этой категории уверенно держит Майя Фей. В оригинальной игре сразу после дебюта стала главной подозреваемой в убийстве, в сиквеле ситуация повторилась вскоре после её возвращения в сюжет, потом её захватил в заложники киллер, потом в третьей игре её попыталась убить злобная мёртвая родственница, и наконец, после долгого отсутствия в сюжете четвёртой и пятой игр и возвращения в шестой уже по традиции она снова оказалась под подозрением, на этот раз уже в убийстве сразу двоих, и потом ещё недолго посидела в заложницах у одного из злодеев. Остаётся только догадываться, сколько нервных клеток потратил бедняга Феникс, которому то и дело приходилось выручать незадачливую подругу.
  • Киргизская визуальная новелла «Ласточки: Весна в Бишкеке» — Алтынай, подругу главной героини, похитили с целью насильно выдать замуж (всё в соответствии с ала качуу — старинным киргизским обычаем кражи невест). Главная героиня (по умолчанию её зовут Бегайым) сбивается с ног, пытаясь отыскать и спасти подругу (впрочем игрок волен забить на спасательную миссию и быстренько вырулить всё к плохой концовке), а Алтынай, которую физически ничто не держит, тем временем сидит в доме у похитителей, не находя в себе моральных сил, чтобы просто встать и уйти. В итоге она всё же может проявить характер, стряхнуть с себя оковы традиций и дать отпор жениху и его (а заодно и своей) семейке, но перед этим Бегайым придётся довольно долго её мотивировать.

Настольные игры[править]

  • Игра с тропом в позднесоветских «Зубах дракона». Дракон похитил принцессу. А спасти её должен… придворный телефонист. Причём спасение заключается в том, что телефонист установит в драконьем замке четыре телефона, чтобы Их Высочество звонила, куда ей захочется: в кинотеатр, подружкам, в пожарную, в полицию, рыцарю и белому коню. То есть дракона убивать и не требуется. Кстати, принцесса вредная (так и сказано в рассказе-предисловии), вся в своего упрямого папашу-короля.

Изобразительное искусство[править]

Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832—1883), «Андромеда, прикованная к скале».
  • Редко какой художник прежних веков проходил мимо сюжета о Персее и Андромеде. Просто очень неплохо продавалось изображение связанной обнажённой красавицы, у которой всё закончилось хорошо. Любопытно, что на всех полотнах она сверкает белоснежным телом, даром что дочь эфиопского царя.
    • Примерно то же самое художники изображали на картинах с Анжеликой по мотивам поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Наиболее известна работа Энгра «Роже спасает Анжелику».
  • На обложках зарубежных «палп-журналов» за 10-25 центов часто любили изображать сабж. Обычно это была иллюстрация к одному из рассказов. Очень часто красотку (преимущественно в обтягивающем, либо в минималистично-футуристичном костюме) тащил куда-то очередной монстр (иногда инопланетного/кибернетического происхождения), либо на ней проводил свои опыты очередной чокнутый учёный. Через раз на обложке изображался и герой-спаситель. См. [1], [2], [3] или [4].

Музыка[править]

  • Король и Шут, «От женщин кругом голова» (песня также известна под названием «Невольница и парень») — связанная и запертая в подвале девушка умоляет парня (по всей видимости, случайного прохожего) спасти её, суля взамен свою любовь. Но парень отказывается — от баб и любви одни проблемы, да и вообще «пойду-ка лучше я домой, желудок стонет, просит кушать!»
  • Сектор Газа, панк-опера «Кащей Бессмертный» — весь сюжет посвящён попыткам Ивана Царевича вызволить Василису Прекрасную из плена. Так как это панк-опера, то страдания девы заключаются в том, что её похититель Кащей стар и немощен, из-за чего она, собственно, дева.
  • Reflex — клип «Non stop». Солисток спасают футболисты.
  • Стрелки — клип «Я хорошая». Мария Соловьёва в сцене с пиратами.
  • Блестящие — клип «Апельсиновая песня». Солистки, когда их похищают.
  • E-Rotic — клип «Help Me Dr. Dick».
  • We the Kings, «Say You Like Me» — клип выполнен в стиле Актёры с мультяшками. Мультяшные злодеи во главе с Плохим Парнем нападают на «живую» Девушку, связывают её по руками и ногам верёвкой, заматывают рот куском ткани и увозят в логово к главарю. А ставшие свидетелями похищения участники группы отправляются выручать деву из беды, причём их похождения стилизованы под разножанровые уровни видеоигры: тир, платформер, гонки, файтинг и даже спортивный симулятор. Девушка, впрочем, тоже оказалась не промах, и после того, как один из «Королей» победил дракона главгада и развязал её, она сама выбила дерьмо из Плохого Парня. Не зря, видно, носит боевые шортики.

Прочее[править]

(link)

Фрагмент с принцессой в плену
  • На видео — деконструкция. Видать, украл дракон по ошибке крутую принцессу. И, судя по данному кусочку, рыцарю на белом коне (или лицам, исполняющим обязанности коня и рыцаря) придётся спасать не принцессу, а дракона.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Как правильно заметил Nostalgia Critic.
  2. Приемному. А то понятие "отец принцессы Леи" несколько многозначно...
  3. И да. Хватит уже путать Астарота из христианской демонологии и Азатота из лавкрафтианства. Тут как раз Астарот.
  4. Но не NES. Там под этим названием скрывался пиратский хак совсем другой игры Rollergames. Это тоже beat ’em up и тоже про роллеров, но ней девушка — играбельный персонаж, и она отвешивает люлей негодяям не хуже двух своих коллег мужского пола.
  5. Игру иногда путают с «Томом и Джерри» или ошибочно принимают за вторую часть «Кота Феликса».
  6. Судя по статуям т. н. Палеолитных Венер, сия пышная барышня — первая красавица племени. Хотя, скорее всего, разработчики этого не подразумевали и вставили её просто шутки ради.