Аниме категории Б

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В Японии есть одна-единственная уникальная школа, где обучают магии. Школьники призывают колдовские мечи и дерутся ими. И главный герой оказывается худший на экзаменах. Но потом он всех мочит, потому что хитрый. И сначала девочка с розовыми волосами и огненной магией, характером цундере, влюбляется в него после его первой победы. А потом еще остальные девочки. И никто его не может победить. А его способность в том, чтобы просчитывать чужие ходы и обнулять магию. »
— Краткий пересказ сути явления

Некогда (до того, как затраты на съемки фильма стали чрезмерно большими) на каждый выпускаемый на Западе качественный фильм приходилось несколько так называемых фильмов категории Б, выпускаемых «в довесок» и отличавшихся штампованным сюжетом и примитивной актерской игрой низким бюджетом. Штампованным сюжетом и примитивной актёрской игрой отличается обычно эксплуатационное кино (exploitation cinema), выпускаемое с целью срубить бабла на тренде недели людьми, которые экономят на всём — начиная от режиссёра-МТА, заканчивая актёрами-любителями и купленными на распродаже по копейке за тонну декорациями и костюмами.

Аниме, надо полагать, дешевле в производстве. Поэтому если фильмы категории Б почти полностью переселились в интернет, то эпоха аниме категории Б еще в разгаре. Конечно, о том, чтобы пускать их в эфир перед полноценными произведениями, речи не идет, но они все же заполняют рынок. Часто это экранизации манги, написанной мангаками-МТА. Изредка ранобэ.

Жанровые характеристики[править]

Аниме категории Б включает свой собственный малый типовой набор, во многом отличающийся от привычного на Западе, но столь же навязающий в зубах на десятом повторении:

  1. Минимум превозмоганий. Алгоритм сортировки зла летит коту под хвост.
  2. Никакой прокачки. Суперсила либо выдаётся главгерою в самом начале, либо есть у него сразу, и принципиально никак не изменяется.
    1. Соответственно, из-за унылой непобедимости героя вся сюжетная интрига чаще всего состоит лишь в том, каким способом добро набьёт злу морду.
    2. Иногда прокачку подменяют поиском путей использовать силу лучше, комбинировать приёмы и тому подобные жалкие попытки развивать уже статичный уровень силы
  3. По мере увеличения объема — появление дофига персонажей, поскольку придумывать всё новых и новых болванчиков — едва ли не единственный способ разнообразить сюжеты.
    1. Постоянные драки за скамейки даже между героями, стоящими на одной стороне конфликта, чтобы были поводы потрясти суперсилами.
    2. Популярен сюжет вида Королевская битва. Но если автор уровня Уробучи Гена или Косюна Таками выжмет максимум из психологии участников, то МТА сосредоточится на том, как весело они выбивают друг из друга вещество органического происхождения.
  4. Фансервис, куча фансервиса!
  5. При этом, «в СССР секса нет»: если есть команда главгероев, то отношения между ними развиваться никак не будут.
  6. Едва ли не фирменной меткой этого жанра являются слегка цундернутые грудастые красноволосые девицы, претендующие на отношения с героем, но см. предыдущий пункт.
  7. Труъ герой обязательно добрый и будет бескорыстно помогать всем вокруг, особенно красивым девушкам. Есть квест на победу Зла? Вперёд! Мотивация? Это можно съесть?

Игра с тропом[править]

При всей надоедливости таких затасканных сюжетов вполне вероятны попытки слепить на их основе нечто оригинальное, как правило — на основе инверсии или аверсии некоторых элементов малого типового набора этого жанра.

  • Mikagura Gakuen Kumikyoku, она же Сюита школы Микагура.
    • Единственная на всю Японию магическая школа? Есть.
    • Странное оружие у учеников и их поединки во имя школьного рейтинга? Есть.
    • Редкая или уникальная способность протагониста? Есть.
    • Цундере, красивые девушки и прочий антураж гаремника? Есть.
    • Большинство других характерных штампов — также есть.
    • А теперь внезапно: заменяем классического Обычного Японского Школьника в роли протагониста на школьницу. Нет, не обычную: напрочь упоротую юрийщицу с юрийными фантазиями и обломными попытками собрать себе тот самый юрийный гарем.

Пограничные случаи[править]

Иногда бывает сложно однозначно сказать, это автор так обыграл и спародировал штампы, или же просто прошёлся по всем граблям подряд.

  • Марш смерти под рапсодию параллельного мира: в данном аниме герой попадает в типичную MMORPG (которую сам же и разрабатывал), благодаря стечению обстоятельств обретает почти нелимитное количество очков умений (мгновенно став самым крутым персонажем), и… Начинает откровенно развлекаться, разыгрывая из себя обычного торговца и исследуя социальные хитросплетения в мире, который внезапно оказался большим и живым. Довольно неплохая комедия.
    • И нет, прокачка умения музыки не дала ему возможность играть таковую, не умея этого ! Звуки инструмента стали мелодичными, но в мелодию так и не складывались!
    • Кроме того, в ранобэ, которое и является первоисточником, присутствует и дальнейшая прокачка (в основном союзников, что уже интересно, но и сам гг создает порой новые заклинания для своего арсенала), и достаточно сильные противники, и далеко не самый плохой сюжет. Да и в целом протагонист в разы адекватнее своих коллег по цеху в аналогичных произведениях и является не глупыш школьником, а взрослым человеком, который и умер-то из-за переработок. Одна из немногих вещей, которая реально раздражала автора правки в данном ранобэ (не считая наличия гарема как такового) — это то, что оно на четверть состоит из описания готовки/поглощения разнообразных блюд (что в целом характерно для многих японских произведений).
    • Вообще в большинстве случаев описанные тропы применяются в исекаях, объясняя невероятию силу гг тем, что у него есть знания из нашего мира, а потому он смотрит на магию иначе («Внук Мудреца», «Рыцари и магия») или ему за сам факт попаданства сразу дали имбовую силу («В другом мире со смартфоном», «Я же сказала, усредни мои способности», «Повелитель тьмы: Другая история мира»). В первом случае герой хотя бы создаёт видимость, что он чему-то учится, исследует и т. п., во втором он просто Сьюха в чистом виде. Кстати любимый многими «Оверлорд» тоже подпадает под эту категорию.
    • Вышесказанное можно сказать практически о всех первоисточниках нынешних исекаев.. Ну посмотрите, он же хорооший… Даже странно, что Марш смерти упомянули как что-то оригинальное, чем оно отличается от «Князь тьмы: Retry!» и других вышеуказанных аниме? Одинаковый троп с безлимитным главным героем (который старательно ныкается под лавку, но всемогущ и гениален), мир-мморпг и целомудренный гарем. При том что есть аниме действительно пытающиеся оригинальничать вместо копирки и сделать восхождение героя действительно трудным, как «Ре: Зеро» и «Я паук, и что же?»
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — большей частью реконструкция исекая и гарема.
    1. Превозмоганий тут с запасом, причём местами ради драмы, а местами для напоминания персонажам, что голова им не только для того, чтобы шапку носить.
    2. Прокачки тут хватает, по крайней мере большую часть из первой сотни глав. Выданная протагонисту в самом начале способность, конечно же, при развитом воображении и правильном применении даёт очень и очень много, но при этом является только первой ступенью на долгом пути.
      1. Ближе к концу первой арки приближается к тому, хотя и противники появляются такие, что публика начинает задаваться вопросом, а как им вообще набивать морду.
      2. Чёткая граница между прокачкой и придумыванием хитрых трюков отсутствует вообще — причём даже в самой игроподобной механике сеттинга.
    3. Персонажей дофига уже с самого начала, а дальше становится ещё больше — всё же в рассмотрении целый континент с несколькими странами: странно было бы ожидать от мира таких размеров демографического минимализма.
      1. Любые попытки драк за скамейки быстро заканчиваются щелбанами по носу и подзатыльниками от более рассудительных персонажей. Тренировочный спарринг не в счёт, потому что это всё же в первую очередь тренировка, хотя персонажи и могут делать ставки на его исход.
      2. Пару раз отдельные персонажи пытаются скатить всё к королевской битве — заканчивается это для них не лучшим образом.
    4. Фансервис в оригинале раз в десяток глав, причём местами это такой фансервис, что уже фан-диссервис. В адаптациях всё сильно хуже.
    5. «В СССР секса ещё как есть» — но за кадром, причём с намеком на то, что видеть вы этого скорее всего не захотите.
    6. Всем претендующим на каких угодно героев цундере и яндере сперва предлагается как минимум избавиться от своих шизанутых замашек, а только потом претендовать, иначе хуже будет (Эри не даст соврать).
    7. Бескорыстно?! Держи карман шире! За каждую оказанную услугу будет или взята плата, или запрошена ответная услуга. Условная бескорыстность встречается разве что в противостоянии общему противнику, причём только после того, как тот перейдёт дорогу лично герою. Помощь маленьким потерявшимся детям не в счёт — это всё же дети.

Примеры произведений[править]