Махо-сёдзё
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Махо-сёдзё — жанр аниме, в котором главными героинями выступают девочки-волшебницы. По целевой аудитории может являться сёдзё — для девочек, или сёненом — для мальчиков (когда снятый для девочек аниме-сериал неожиданно оказывает очень успешным у противоположного пола, его на ходу переделывают в сериал для мальчиков).
Собственно, элементы:
- Главная героиня и её подруги, часто неожиданно получившие на руки комплект сверхъестественных способностей, а вместе с ними — и Миссию. Разные типы внешности и характеров — для каждого фана должна найтись персональная любимица.
- Сцена превращения в девочку-волшебницу. Традиционно состоит из полного исчезновения одежды, с последующей поэтапной материализацией геройского костюма и геройского оружия, а также всяких разных спец-эффектов в фоне. Но возможны варианты. Скажем, третья полнометражка Мадоки имеет достаточно необычные сцены превращения, в которых никого не раздевают. Тогда как сериал эти сцены по большей части просто пропускает. Ну, разве что в опенинге вполне таки традиционный хэнсин самой Мадоки. Чем больше усилий аниматоров вбухано в эту сцену, тем лучше. Тогда как на последующем бое можно и сэкономить, или забить хеншинами эдак 5-7% хронометража.
- Собственно, боевые костюмы уместные скорее на косплей-вечеринке или показе мод. Сейлор Мун скажем, имеет вторую трансформацию в которой рассекает в свадебном платье.
- Традиционно героиня снабжается какой-нибудь милой зверюшкой или другим мелким существом, которое обучает ее азам волшебства. Иногда вместо зверюшки идет (поза)прошлое поколение девочек-волшебниц.
Если девочек-волшебниц несколько, сериал данного жанра может являться сэнтаем.
Примеры[править]
Классика жанра[править]
- «Ведьма Салли» — первое в истории аниме данного жанра.
- «Милашка Хани» — махо-сёдзе от Го Нагаи (да-да, от Старого Дьявола!), с ориентацией на мужскую аудиторию. Первая работа, где впервые применился хэнсин с обнажёнкой и переодеванием (хотя способности ГГ имеют механическую, а не магическую природу).
- «Секрет Акко-тян».
- «Волшебница Мако» — переосмысление «Русалочки» Андерсена.
- «Кудесница Мэгу-тян».
- «Лулу — дитя цветов» (первое на нашем ТВ. Роад-муви по Европе).
- «Принцесса-волшебница Минки Момо» (и первое аниме про айдолов).
- «Волшебная поп-звезда Пастель Юми»
- «Fancy Lala».
- «Волшебная звезда Магическая Эми».
- «Юная волшебница Лалабель».
- «Волшебная фея Пелсия».
- «Волшебный ангел Крими Мами».
- «Волшебный ангел Сладкая Мята».
- «Красная шапочка Чача» (да не бухло!).
- «Ленточка Химэ».
- «Сейлор Мун». Именно с неё пошла популярность жанра вообще по миру, и в особенности в России (фактически, именно на ней и выросло первое поколение русских анимешников).
- «Ёко — охотница на демонов».
- «Медсестра-ангел Ририка SOS».
- «Свадебный персик».
- «Принцесса-шаман».
- «Magic Knight Rayearth» от CLAMP.
- Их же «Cardcaptor Sakura».
- «Kamikaze Kaito Jeanne».
2000-е и наше время[править]
- «Хорошенькое лекарство» — в настоящий момент один из самых долгоиграющих сериалов жанра; на момент февраля 2019 года уже выходит шестнадцатый сезон.
- «Mahou Shoujo Lyrical Nanoha».
- «Легенда о Новой Белоснежке Притиар».
- «Принцесса в балетной пачке» — махо-сёдзе на тему оперы-балета. Главным аниматором, кстати, была Ито Икуко, ранее работавшая над «Сейлор Мун».
- «В поисках полной луны».
- «Мелодия Русалки: Пити Пити Питч».
- «Ангел Раби».
- «Сахарная руна».
- «Токийские кошечки».
- «Чара-хранители».
- «Отряд волшебниц Алисы» или «The Adventures of Tweeny Witches».
- «AKB0048» — про айдолов, дающих нелегальные концерты в антиутопичном мире будущего.
Неяпонские представители жанра[править]
- «Winx» и «WITCH» — примеры западного подхода к махо-сёдзё. Что забавно — оба тайтла итальянского производства. Правда, в первом больше фансервиса, а второй — немного посерьезней.
- Star vs. the Forces of Evil — в то время как сам сериал можно интерпретировать как американский подход к махо-сёдзё, в нем присутствует персонаж Мина Лавберри, которая является махо-сёдзё именно анимешного разлива. Вот только она этот нездоровый образ жизни ведет слишком долго и, похоже, успела слететь с катушек, и уже не различает, где добро, а где зло.
- Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — немного шаблонное махо-седзё на французкий манер с лёгким корейским налётом. Причём, гендерного ограничения на хэнсин нет — героев-парней тоже хватает с избытком.
- «Сказочный патруль» и «Царевны» — русский ответ японцам. Мир вне эпох в стилистике русских народных сказок.
Деконструкция, пародия и прочие игры со штампами[править]
- В качестве игры с жанром в своё время былы популярны тайтлы поджанра «меха-мусумэ» (или «меха-сёдзё», кому как угодно называть) — тоже про девочек-героинь с превращениями, но силы их завязаны не на магии, а на технологиях и подобных приблудах. Наиболее запоминающиеся из них примеры:
- Sailor Mu, оно же при переводе - Sailor Nothing. Как бы не первая деконструкция. ГГ сражается со злом уже 5 лет, и ужасно устала. Кошмары, ПТСР, изнасилования и гуро прилагаются. В конце после деконструкции ждёт реконструкция.
- Senki Zesshou Symphogear — пример с деконструкцией: врагами выступают культисты-алхимики, их пехота — эталонные чу-чу, а вне сражений внимание уделяется политическим интригам вокруг героинь и незримой гонке вооружений, в которую они ввязались.
- Ore, Twintail ni Narimasu — ещё одна деконструкция: главгероиня — трап, его/её напарницы — одноклассницы с различными формами пубертатного крышесноса (одна — сталкер, вторая — эксгибиционистка), а их постоянные враги — инопланетные отаку с фетишами на женские атрибуты, из которых главгерои и черпают свои силы. Мда.
- Hyperdimension Neptunia — хэнсинами здесь владеют так называемые «богини», совмещающие обязанности правительниц и главных защитниц собственных наций от чудовищ, подрывающих порядки анархистов и... богинь из соседних королевств и других измерений (ресурсную конкуренцию никто не отменял).
- Busou Shinki Moon Angel — хэнсин как особая функция у некоторых «шинки» (15-сантиметровые робо-дюймовочки). Правда, тут больше уклон в технический прагматизм такой формы, нежели в фансервис.
- Mai-Otome
- Strike Witches
- Vividred Operation
- Kämpfer — битва на роялях + фансервисное махо-седзё со старшеклассницами. Причём, из превращений у них неснимаемые браслеты, дарующие суперсилы в виде привязанного к ним оружия и переклинивающее альтер-эго. А вот главгерой-парень, втянутый в эту игру, ради соответствия правилам уже полноценно превращается в тян на время битв, но уже в своём уме.
- Mahou Shoujo Madoka Magica — ввергающая в ужас деконструкция жанра.
- Mahou Shoujo Site — тоже изрядно злобная деконструкция с элементами триллера и чернухи. Или же что ближе к правде, наоборот, чернушный триллер с элементами махо-сёдзё, и его деконструкции. Можно сказать, удар Чака Норриса ногой с разворота ниже пояса всему жанру: палочки высасывают жизнь из переживших страшное (травлю, смерть родственников, долги, одиночество, даже осознание того, что родилась парнем) владелиц под надзором сюрреалистичных рож Админов.
- Мне надоело быть девочкой-волшебницей! — старательная аверсия всего и вся. Миссия по спасению Земли? Все миссии уже завершены предыдущим поколением волшебниц. В нынешнем поколении никакой особой нужды нет и в волшебницы они записались чисто из любопытства. Черт знает какие костюмы, которые всеми воспринимаются как должное? Неа, Юдзука как раз таки бесится из-за того, что ей достался купальник. Причем, у всех остальных то костюмы вполне нормальные, поэтому даже волшебные зверушки удивляются, что за фигня у Юдзуки произошла. Главная героиня — обычная школьница с кучей подружек? Вообще-то, Юдзука — гений-социопат, обходящаяся одной подружкой (тоже не самой общительной). В аниме-адаптации кстати, от асоциальности пошли открещиваться. Видимо, такой нестандарт только в манге и прокатывает. И 75% населения Японии и так живут в одиночку, а население всё стабильное.
- Dai Mahou Touge — на сей раз злая пародия. Главная героиня Пуниэ — принцесса волшебной страны с пряничными домиками, прям таки кричащей о своей сказочности… Вот только пряничные домики соседствуют с хрущобами, в которых живет нищие население (угадайте с трех раз, кто приводит в движение волшебные поезда). А правительство мало того что откровенные тираны, так еще и отношения принцесс напоминают отношения пауков в банке. Что не мешает им искренне любить друг друга в перерывах между семейной грызней. Сама Пуниэ — добрая волшебница, но лишь до тех пор пока проблемы можно разрешить волшебством. Иначе она включает режим Кенширо и решает все вопросы кулаками, да так (а больше всего эта маньячка любит прагматично выворачивать суставы и ломать кости), что местные боги потом будут удирать при одном её появлении. Ну и ещё у нее есть милый, маленький маскот. Отслуживший в армии и ранее бывший авторитетом в местной деревеньке головорезов. Кстати, он хоть Пуниэ и верен, но попыток её убить всё ещё не оставил. А Пуниэ и не против — ну что это из неё за принцесса, если никто её убить не хочет?
- Развеселый час Акахори — ещё одна злая пародия с главгероинями-педофилками, что в борьбе со злом, не моргнув глазом, взрывают целые улицы, искренне не понимая, чего все так возмущаются. А местные «злодейки», неспособные и муху обидеть, набиваются к этим маньячкам в ученики, как к образцовому злу.
- Ох, не ту девушку я сделал волшебницей — сама история не слишком оригинальна, но её тащит главгероиня: милая и богатенькая (вычурный причесон в наличии) гопница-психопатка, которая пьёт пивас банками, дымит как паровоз, корчит страшные рожи и выносит монстров с кулака не хуже Сайтамы. Причем её маскот под этот кулак попадает едва-ли не чаще, чем монстры. Да и волшебницей-то маньячка согласилась быть только потому, что можно кого-нибудь убивать. Дополняет картину фансервисный костюмчик, какой не в каждом этти увидишь, и регулярное сверкание труселями, но как раз на это психопатке наплевать.
- Судьба/Девочка-волшебница Иллия — поначалу кажется обычным махо-сёдзё, просто привязанному к популярному сеттингу, но со временем набирается серьезности, да и то что будущее у этого мирка, как бы не хуже оригинального мира Насувёрса, тоже несколько выбивает из колеи.
- Проект воспитания девочек-волшебниц — на удивление жуткий пример. На первый взгляд самое обычное аниме про девочек-волшебниц, но уже во второй серии умирает (правда, за кадром) Нэмурин, а чем дальше идёт сюжет, тем всё становится страшнее и кровавее. Ох, не зря в одном из любительских переводов это аниме назвали «Королевская битва девочек-волшебниц».
- Kantai Collection (сериал и ОВа, в игре с жанрами хуже) — начиналось как нечто среднее между махо-сёдзе и фансервисным кейоном, к ОВАшке превратилось в гримдарк с махосёдзями.
- «Magical Change» — пародия на жанр. Главный герой Хироми Манака вынужден оборачиваться именно что девочкой-волшебницей, в результате лорд демонов ищет встречи с Манакой… чтобы взять её в жены и искренне считает девичью форму подлинной. Сам Манака же в первой главе первым делом использует свой жезл с сердечком… чтобы трахнуть его по макушке, а потом и вовсе избивает его ногами.
- Mahou Shoujo Tokushusen Asuka — даже сразу и не поймешь: то ли деконструкция, то ли пародия, то ли просто солянка жанров сабжа с западным боевиком категории Б. Девочки-волшебницы в этой истории победили монстров из другого мира ещё до начала сюжета, но… вы, таки, правда думаете, что в обычных земных делах не найдется вакансии для трудноуязвимой летающей бестии с магической вундервафлей? В итоге в сериале постоянно кого-то убивают или пытают, зачастую довольно кроваво и больно, волшебные жезлы соседствуют с «калашами», а заодно уж и с «волшебными калашами», противниками оказываются наркоторговцы и террористы, спецслужбы, не сильно-то внешне от последних отличающиеся, одну волшебницу может, в принципе, заменить рота спецназа со спецподготовкой, появляется русская махо-седзя в тельНЯшечке и прочий восторг!
- Puni Puni Poemi — ещё одна пародия на жанр. Чего только стоит одно начало, где главгероиня колошматит других девочек-волшебниц из более старых аниме, от ведьмочки Салли до Сейлор Мун!
- Venus 5 — хентайная пародия на «Сейлор Мун».
- Моя жена — волшебница — главной героине Урэшико уже 26 лет, она замужем и считается остальными волшебниками слишком взрослой, чтобы управлять волшебным городком. Для этого старейшины посылают парочку более молодых волшебниц, но Урэшико наотрез отказывается уступать им пост, так как небезосновательно боится, что молодняк, с помощью магии перекраивая реальность под свои капризы, разрушит до основания всё прежнее. Ах, да — ещё волшебницам нельзя целовать простых смертных, иначе лишатся всей своей силы.
- Красавцы-старшеклассники на страже Земли во имя Любви! — пародия с парнями вместо девушек.
- Figure 17 — своеобразная помесь махо-сёдзё с мехой и попытка реалистичного подхода к теме. Волшебному превращению дается НФ-обоснование, а девочка ему подвергаемая психологически достоверна, а потому необходимость по ночам воевать с инопланетными монстрами оборачивается для нее психической травмой.
- Рыцари магии Райета — не такая глубокая и впечатляющая деконструкция, как выше перечисленное, но всё же. Принцесса, захваченная злым жрецом, вызвала в свой мир девочек-волшебниц. Наверняка, чтобы спасти мир и освободить её! Ну, для спасения мира придётся делать кое-что резко противоположное.
- В прицнипе, выше упомянутые Токийские кошки тоже с натяжкой сюда подходят. То, что один из помощников девочек-волшебниц окажется альтерэго парня главной героини, более чем ожидаемо, а вот как вам то, что главзлодей - его второе альтерэго?
- Jahy-sama wa Kujikenai! — очень смелый эксперимент по совмещению махо-сёдзе с исекаем и намеренным сдвигом титульной героини на второй план. А чего вы хотели от тайтла с протагонисткой-злодейкой в отставке?
- Date A Live — зигзагом: местные девочки-волшебницы — это духи различного происхождения (кто-то — посмертно, кто-то получил эту силу при жизни, а кто-то и человеком изначально не был), при первом контакте действующие в полную силу, пока главгерой их не влюбит в себя и не запечатает их силы поцелуем любви (именно в таком порядке — иначе нельзя). Впрочем, принципы работы запечатывания не особо пояснены лором тайтла, потому истинная сила уже запечатанных духов временами прорывается наружу... с соответствующим одеянием и вооружением. И нет — в таком виде они сражаются не с какими-то мобами, а друг с другом или корпоративными армиями, стремящимися их поймать ради своей выгоды или уничтожить.