Синдром хронического героизма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chronic Hero Syndrome. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Часто слышим мы упрёки от родных: Что работаем почти без выходных, Что разлуки нескончаемы порой, Встречи ненадолго… Только снова поднимает нас с зарёй И уводит за собой в незримый бой Наше чувство долга.

»
— А. Горохов, «Незримый бой», из цикла фильмов «Следствие ведут ЗнаТоКи»

— Садитесь, голубчик. Что-то вы бледно выглядите. Не высыпаетесь? Ну-с, рассказывайте, что вас беспокоит?
— Понимаете, доктор, я последнее время стал за собой замечать… Прямо как бзик какой-то… В общем, если я вижу, что кто-то в беде, я не могу пройти мимо и не помочь. Вот вчера пошёл за хлебом, смотрю — на дереве сидит котёнок, маленький такой, мяучит жалобно… Полез, снял пушистика. Дальше иду, вижу — хулиганы к ботанику пристают. Ну, спина к спине отбились с ним от них, но губу мне таки разбили. А когда уже обратно шёл, смотрю, вор схватил кошелёк и бежит; ну я ему подножку, а он вскочил и на меня. Правда, после пары тумаков передумал, бросил кошелёк и убежал. А, да, и ещё я двух бабушек через дорогу перевёл.
— Так-так… продолжайте…
— И так каждый день, доктор! Нет, не подумайте, мне это всё даже приятно, да и в газете пару раз печатали, и с такой девушкой недавно познакомился… Но я же не железный. Вот три месяца назад мне руку сломали и два ребра. А из синяков так вообще не вылезаю. И устаю как собака, на себя времени почти не остаётся. А ещё каждый третий гопник орёт, что он знает, где я живу, я ему, конечно, даю по зубам за такое, но стрёмно — а вдруг и правда знает… а у меня дома пятеро щенков подобранных… Да и просто страшно иногда бывает. Страшно, а поделать с собой ничего не могу — пока не помогу, прямо душа не на месте.
— Голубчик! так у вас синдром хронического героизма!
— А это серьёзно, доктор?
— Сейчас скажу… Вы по ночам по тёмным подворотням не бродите? или по крышам? Полицейскую волну не слушаете?
— Да нет…
— Ну, значит, в лёгкой форме. Жить будете, если только во время очередного подвига не помрёте.
— А это лечится?
— Увы, батенька, наука здесь бессильна. Разве что с возрастом может само пройти, а может только ослабнуть. Или даже усилиться. Как повезёт.
— Эээ… а если я в отпуск поеду? На море? Или на деревню к дедушке?
— Голубчик, ну кого вы обманываете? Вы ведь и там найдёте приключений на свои gluteus maximus.
— (вздох) И то верно. Так что же мне всё-таки делать?
— Сходите в спортзал, подкачайтесь, научитесь драться. Синдром от этого не пройдёт, но возьмёте пару уровней крутизны, глядишь, и будете полегче переносить последствия. Только смотрите, не зарывайтесь. Время сейчас тяжёлое, от случайностей никто не застрахован.
— Ладно… Ой, доктор, смотрите, там на той стороне улицы у женщины сумочку вырвали! У вас окно открывается? да? Здорово! Ну, я побежал! Спасибо, доктор!

Часто этот троп переплетается с героем поневоле, так как окружающие воспринимают постоянные попытки избежать смерти за смелость и отвагу!

Надтроп — Мыши плакали, кололись… Противотроп — Крокодилушка.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — заглавному герою свойственна эта черта.
  • Братья Стругацкие. Если вдуматься, среди землян Мира Полудня это распространенное явление. Создать институт прогрессоров? Да! Участвовать в опаснейшей эвакуации просто потому, что больше некому? Конечно, ведь это абсолютно естественное поведение нормального человека! Ввязаться в военную разборку на чужой планете и наломать дров, а потом разгребать? Да, и это сюда.
  • «Волкодав» — наиклассичнейший пример. Сам это осознаёт, мысленно клянёт свой хронический героизм последними словами, но ничего поделать не может.
  • «Хроники странного королевства» — синдромом хронического героизма страдает Элмар: даже сейчас, когда ушёл в отставку. Отчасти также Ольга, регулярно находящая приключения на нижние далеко не девяносто. Характерно, что в обоих случаях эти склонности были использованы разведкой: в случае Элмара лондрийской, а Ольги — ортанской.
  • «Тина Хэдис»/«Сонхийский цикл» Антона Орлова — Поль Лагайм. Крайне болезненно реагирует на любую несправедливость, использует малейшую возможность, чтобы помочь людям в беде — как правило, с последствиями для себя.
  • Лорд Сварог не любит троп (как минимум на словах) и в третьем томе прямо так и говорит: «Для нормального человека противоестественно слишком часто совершать подвиги».

На других языках[править]

  • Дон Кихот давит педаль в пол — и одновременно деконструирует троп.
  • А. Конан Дойл, «Затерянный мир». С прикрученным фитильком — Джон Рокстон: «Три года назад мне пришлось выступить с этой винтовкой против перуанских работорговцев. В тех местах меня называли бичом божиим. Я вел там нечто вроде войны. Сам её объявил, сам воевал, сам довел её до конца. Каждая зарубка — это убитый мною мерзавец. Смотрите, целая лестница! Самая большая отметина сделана после того, как я пристрелил в одной из заводей реки Путумайо Педро Лопеса — крупнейшего из работорговцев…». Бедняга Джон не знал, что у работорговца есть мстительный брат Гомес…
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — аналогично.
  • Гарри Поттер. К сожалению, его злейший враг прекрасно об этом осведомлён и неоднократно использует это против него.
    • Факультет Гриффиндор вообще этим славен. В фандоме даже есть фразеологизм «Гриффиндор головного мозга».
    • Впрочем, сам Гарри считает, что он скорее герой поневоле. Истина где-то посередине.
  • Гарри Дрезден. Причём он сам полностью в курсе этого, но всё равно продолжает так себя вести, невзирая на болезненные последствия. По мере своего развития он, с одной стороны, учится распознавать, когда его внаглую используют и когда стоило бы надавить на тормоза и подумать — а с другой стороны, расширяет зону своего героизма, вплоть до того, что в середине цикла фактически берёт под свой личный протекторат весь Чикаго и в лицо угрожает тысячелетним монстрам страшной смертью, если они станут бесчинствовать в его городе. Монстры, что характерно, слушают очень внимательно.
  • Super Powereds — Винс просто не может пройти мимо человека в беде. Так его воспитал приёмный отец, который тоже является сабжем. Он до того в душе герой, что когда идёт работать в ресторан, где все работники одеваются в геройские костюмы, то он один выглядит как настоящий Герой. Друзей в беде он, разумеется, тоже не оставит.

Кино[править]

  • «Пипец» весь про это.
  • У Люка Скайуокера и вообще джедаев особо тяжелая, передающаяся по наследству или в процессе обучения форма синдрома хронического героизма.
  • Трилогия «Артур и минипуты» — хронический героизм свойственен как Артуру, так и Селении, причём иногда он может перерасти в самое настоящее безрассудство, но, благодаря помощи высших сил, без риска летального исхода.
    • Разве в этом мире есть высшие силы?

Телесериалы[править]

  • «В поле зрения» — Джон выжимает педаль в асфальт, что подмечает даже его психолог. Ситуация, когда он не вмешивается в барную драку (вернее, заставляет себя не вмешаться), призвана показать, насколько же ему плохо после гибели друга.
  • «Удивительные странствия Геракла» — сам Геракл и Иолай.
  • «Зена, королева воинов» — главная героиня.
  • «Лесник», первый и второй сезон. У протагониста до отсидки на зоне был такой синдром, в весьма контролируемом и вменяемом варианте.
  • «Звёздный путь». Нет, конечно, экипаж «Энтерпрайза» иногда влипает в неприятности просто потому, что неприятности их сами нашли, но значительно чаще капитан Джонатан Арчер, капитан Джеймс Тиберий Кирк, капитан Пикар и их экипажи абсолютно сознательно лезут куда просят и куда не просят, разруливая чужие проблемы. И потом эти люди ещё удивляются, что вся Галактика считает «Энтерпрайз» не мирным патрульно-спасательным крейсером, а новейшим оружием Федерации!
    • К экипажу «Вояджера» это тоже, в общем-то, относится. Вместо того, чтобы лететь домой со всей доступной скоростью, капитан Джейнвей и ее команда периодически отвлекаются на разнообразные гуманитарно-спасательные работы.
  • «Звёздные врата». Опять-таки, исследующие Вселенную земляне просто неспособны не влезть во все конфликты в радиусе обозрения и не причинить добро!
    • В «ЗВ-1» особо выделяется настоящий полковник Джек О’Нил, который, похоже, ищет в этом что-то вроде искупления за свою ужасную ошибку. Приехал, значит, к семье, оставил пистолет без присмотра, а любопытный сын взял поиграть…
      • Точнее, это был Джек О’Нил из фильма, в сериале он мало того, что перестал напоминать внешне Курта Рассела, так еще и превратился в тролля, раздолбая и пофигиста.
    • В «Атлантиде» его сменяет подполковник Джон Шепард. В прошлом воевал на Ближнем Востоке, и в этой же войне погибли все его друзья; а одного он вообще тащил на себе до своих и не дотащил. С тех пор спасает всех, кого только может.
  • Впрочем, Доктор, уроженец планеты Галлифрей, смотрит на ребят из предыдущих примеров как на жалких дилетантов, ведь он (вернее, уже она) наслаждается синдромом хронического героизма уже овер черт-знает-сколько тысяч лет! А возможно и дольше, ведь Доктор оказывается старее почти всех известных галлифрейцев, да и вообще не является членом этой расы.
  • «Игра престолов» — Дейнерис Таргариен и её кампания против рабства.
  • «Gotham» — Джеймс Гордон стремится помочь каждому встречному, отчего периодически страдает.
  • «The Expanse» — Джеймс Холден не может пройти мимо чужой беды; в общем, из-за этого и начались его приключения с командой, состоящий из выживших после попадания в ловушку из-за его желания помочь
  • «Строго на юг» - Бентон Фрейзер. И малых детей от бандитов спасает, и старушек через дорогу переводит, и отдаёт побродяжке последний доллар, хотя дома ни еды, ни даже мебели...

Мультфильмы[править]

  • «Суперсемейка» — Мистер Исключительный. Причём тут оно действительно хроническое: продолжал тайно геройствовать даже вопреки закону. И все жертвы Синдрома тоже были пойманы именно на это.

Мультсериалы[править]

  • «Трансформеры» — Оптимус Прайм. Его потомок Оптимус Праймал — тоже сабж.
  • Wander Over Yonder — Вандер. Когда оказался на планете, где никому помощь не требовалась, у него началась ломка.
  • RWBY — Руби. Эталон: в каждой бочке затычка, бросается на любого врага. Прямо декларирует свою мечту. Субверсия — её сестра Ян. Она просто любит острые ощущения, а спасение невинных — приятный бонус. И если Руби на краю гибели не сдаётся, то Ян — напротив, теряет уверенность в себе и желание биться. Также на этом поприще отметился Крутой козёл с золотым сердцем Кроу, дядя обеих девочек. Педаль в асфальт — он действительно член тайной ложи спасителей мира. А глава (Озпин) этой компании спасителей мира изначально делал добро просто потому что мог. И, в итоге, спас девушку, из-за которой мир и летит к чертям уже второй раз.
  • «Конан искатель приключений» — заглавный герой. С периодической деконструкцией: «— Я защищаю тех, кто мал и слаб. — Кого ты там называешь слабым, наглец!»
  • «Охотники на драконов» — принц Граньон, он же карикатурный рыцарь в сияющих доспехах. С фитильком Лиан Чу тоже проходит.
  • «Самурай Джек» — протагонист. Несколько раз имел шанс вернуться к себе в прошлое и остановить Аку там, но всегда отказывался ради того, чтобы помочь людям из будущего с какой-то бедой.

Комиксы[править]

  • Из-за того, что каждый первый супергерой страдает сабжем, уже в шестидесятые годы авторам пришлось реконструировать троп. «Зачем это мне всех спасать? Лучше деньжат заработаю!» — решил Питер Паркер. Заработать-то заработал, и грабителя не стал ловить. Только бандит этот впоследствии убил взрастившего Питера дядю Бена. И Питер осознанно стал Спайдерменом, чтобы не допустить такого впредь. Ведь чем больше сила — тем больше и ответственность!
    • Собственно сам дядя этим страдает во многих адаптациях: часто злодей и не собирался его убивать, если бы тот сам на него не полез, спасая добро какого-нибудь козла.

Аниме и манга[править]

Да практически в любом сёнене главный герой страдает это напастью, спасая налево и направо дам, попавших в беду, и бедовых дам, да вообще всех, кому это спасение нужно и не нужно.

  • «Покемон» — Сатоси(Эш) и его команда, путешествуя по миру, практически в каждой серии разруливает очередную проблему местных жителей или местных покемонов. Почти всегда это сопровождается уничтожением очередной машины команды «Ракета» и спасением Пикачу/любого другого похищенного покемона.
  • Bakugan — Драго. Ибо «зло всех поглощает».
  • One Piece — команда Мугивар практически все такие, а Луффи так вообще пробивает педаль в Рафтель, бездумно бросаясь на противника, даже многократно превосходящего его по силе, в итоге вовлекая всю команду в очередные разборки по спасению целых государств
    • Забавно при этом то, что сам Луффи, и особенно его команда порой не замечают своего синдрома. Намеренно спасать обделенных не стремятся, бить гадов тоже, и вообще каждый раз спасают страну нового друга/друзей/понравившихся ребят, то есть вполне эгоистично помогают своим. Ну кто ж виноват, что "порог вхождения" в друзей и тд катастрофически низкий! Будь хорошим, накорми героя, или просто мило побеседуй – поздравляю, за тебя намнут бока самым опасным сволочам!
  • Naruto — сам Наруто и еще пара десятков других персонажей
  • «Основатель Тёмного пути» — Вэй Усянь. Что интересно, в первой жизни он яркий представитель тропа и ничем хорошим это для него не закончилось. Во второй он тропу тоже соответствует, но вместе с тем становится более сдержан в порывах.
  • Raildex — Камидзё Тома же!

Видеоигры[править]

Собственно это профессиональное заболевание протагонистов ролевых игр. Если отыгрывать хорошего парня, конечно. А иногда игра и вовсе не оставляет выбора, предлагая выполнять сюжетные задания только лишь из героизма или вообще не двигаться по сюжету.

  • Mass Effect — «парагон»-Шепард. Да, у нас галактика в опасности, но как же попутно котёнка с дерева не снять?
    • В принципе, «умеренный ренегат» тоже подходит: если стараться не пропускать ни одного квеста, то… у нас получится грубоватый антигерой, не чурающийся и испачкать руки, ради доброго дела.
  • Тогда уж и Star Wars: Knights of the Old Republic. Нам надо быстренько найти нашего товарища и смыться с недоброй планеты? Но можно заодно найти лекарство от эпидемии, защитить нескольких персонажей от бандитов и помочь танцовщице поступить в труппу. Дальше становится проще — при «светлом» отыгрыше работает принцип — раз уж все равно туда идем, надо бы заодно помочь тем-то и тем-то.
  • DreadOut — да, в самую первую переделку Линда попала совершенно случайно, но даже тогда рисковала ради спасения друзей. В «Хранителях Тьмы» же и вовсе работает экзорцистом по призванию.
  • Wispering Willows — даже парагон Шеппард не такой няша, как местная шаманка-индианка. Она помогает КАЖДОМУ встречному… ПРИЗРАКУ!!! За «Спасибо».
  • Baldur's Gate — Минск.
  • Tales of Vesperia —у Юрия в достаточно адекватном варианте, у Эстель в более безрассудном.
  • Марио же!

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Широ. Он не просто рискует своей жизнью ради других: он стремится ею рисковать.
    • Рин тщательно отрицает такую склонность. Но де-факто она ввязывается в неприятности из-за неумения пройти мимо ничуть не хуже.
  • Monster Girl Quest — главный герой Лука страдает им в запущенной форме, а если добавить к этому мортидо (как искупление грехов отца) плюс зашкаливающий идеализм, то получается поистине гремучая смесь.