Gundam: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Gundam''' | '''Gundam''' — японская [[Научная фантастика|научно-фантастическая]] [[метавселенная]] и прилагающаяся к этой вселенной [[франшиза]], включающая [[аниме]]-сериалы разной продолжительности, полнометражные аниме-фильмы, [[Манга|мангу]], повести, романы, [[видеоигры]] и разнообразный [[мерчандайз]] (прежде всего, сборные модели военной техники). | ||
[[Gundam/Mobile Suit Gundam 0079|Mobile Suit Gundam 0079]], вышедший в 1979 году, снимался в качестве концептуальной и эстетической антитезы [[супермеха|super robo]], т. | [[Gundam/Mobile Suit Gundam 0079|Mobile Suit Gundam 0079]], вышедший в 1979 году, снимался в качестве концептуальной и эстетической антитезы [[супермеха|super robo]], т. е. [[меха]]-аниме 1960-70х, и считается родоначальником жанра [[Реалмеха|real-robo]]. | ||
== Сеттинг == | == Сеттинг == | ||
Мнимые миры почти всех произведений метавселенной построены вокруг нескольких ключевых элементов из следующего набора: | Мнимые миры почти всех произведений метавселенной построены вокруг нескольких ключевых элементов из следующего набора: | ||
# космическая | # космическая экспансия — значительная часть человечества переселилась на [[Gundam/Космические колонии|космические колонии]], группы которых находятся в точках Лагранжа; | ||
# между обитателями Колоний и жителями Земли возникает конфликт, рано или поздно выливающийся в военные действия той или иной масштабности; | # между обитателями Колоний и жителями Земли возникает конфликт, рано или поздно выливающийся в военные действия той или иной масштабности; | ||
# изобретён тот или иной «вечный | # изобретён тот или иной «вечный двигатель» — компактный, мощный и долговременный мощный источник энергии, размером чуть меньше легковой машины. В некоторых сеттингах он действительно является вечным в буквальном смысле, позволяя неограниченно долгую работу техники. В других — просто позволяет очень долгую работу на одной заправке; | ||
# дистанция ведения боя равна дистанции визуального обнаружения, почти всё оружие наводится | # дистанция ведения боя равна дистанции визуального обнаружения, почти всё оружие наводится вручную — развитые системы постановки помех затрудняют радиосвязь, радарное и инфракрасное обнаружение — чаще всего супер-эффективная система постановки помех основана на той же технологии, что и «вечный двигатель»; | ||
# военные действия в космосе и на поверхности Земли ведутся с использованием [[Gundam/Mobile suit|мобильных доспехов]] | # военные действия в космосе и на поверхности Земли ведутся с использованием [[Gundam/Mobile suit|мобильных доспехов]] — маневренных, универсальных антропоморфных боевых машин, силовой установкой которой является «вечный двигатель» (необходимость и возможность создания этого типа военной техники обусловлена пп. 3 и 4), а также «мобильной брони» — во всём аналогичной, но не антропоморфной (и как правило, но не обязательно, более массивной). | ||
== Ключевые особенности == | == Ключевые особенности == | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Настолько велик, что, являясь родоначальником жанра real robo, не сильно потерял бы, если бы в нём не было собственно mecha. | Настолько велик, что, являясь родоначальником жанра real robo, не сильно потерял бы, если бы в нём не было собственно mecha. | ||
Во-первых, | Во-первых, Гандам — не про войну и не про роботов, а про людей. Про личности и про человечество в целом. | ||
Произведения метавселенной различаются проработкой и отделкой, но все они посвящены исследованию тех этических проблем, перед которыми людей ставит война. Симпатичные положительные персонажи нередко совершают тот или иной выбор, оказывающийся в конечном счете ошибочным; многие «отрицательные» персонажи, с другой стороны, руководствуются несимпатичными, но понятными соображениями. | Произведения метавселенной различаются проработкой и отделкой, но все они посвящены исследованию тех этических проблем, перед которыми людей ставит война. Симпатичные положительные персонажи нередко совершают тот или иной выбор, оказывающийся в конечном счете ошибочным; многие «отрицательные» персонажи, с другой стороны, руководствуются несимпатичными, но понятными соображениями. | ||
Хороший | Хороший пример — [[Gundam/Герцогство Зеон|Княжество Зеон]]. События [[Gundam/Universal Century|UC-таймлайна]] GUNDAM начинаются с того, что группа колоний объявляет о суверенитете и развязывает войну за независимость против земного правительства, гниющего изнутри. При ближайшем рассмотрении «благородные повстанцы» оказываются наследниками идеологии и стратегии Третьего Рейха — поскольку после прохождения точки невозвращения у них есть только два выхода из ситуации: либо полный крах, либо завоевание всего обитаемого космоса. | ||
Во-вторых, | Во-вторых, Гандам — это хорошая работа сценаристов. Развитие сюжета подчиняется внутренней логике мира — [[Бог из машины|deus ex machina]], разрешающего неразрешимые вопросы для вящего дидактического эффекта, нет даже в тех произведениях метавселенной, которые считаются откровенно слабыми. | ||
В-третьих, многие произведения | В-третьих, многие произведения мультивселенной — это хорошая, крепкая научная фантастика. «Физика Миновского» построена на внутренне непротиворечивом наборе фантастических допущений и за пределы этих допущений не выходит. Инженерные решения и технологии, как правило, оправданы с прагматической точки зрения. Многие элементы мнимого мира вообще либо придуманы задолго до Гандама (колонии О’Нила, ядерные ракеты, размещение спутников в точках Лагранжа), либо осуществимы без «физики Миновского», либо не имеют отношения к технологиям как таковым (это, среди прочего, психология героев, политика и культура описываемого мира). | ||
== Real-robo в метавселенной Gundam == | == Real-robo в метавселенной Gundam == | ||
: ''(Примечание: соображения, излагаемые в этом разделе, касаются прежде всего технологий, описанных в произведениях [[UC-таймлайн]]а.)'' | : ''(Примечание: соображения, излагаемые в этом разделе, касаются прежде всего технологий, описанных в произведениях [[UC-таймлайн]]а.)'' | ||
Мобильные доспехи (англ. и яп. | Мобильные доспехи (англ. и яп. — ''mobile suit'') во вселенной Гандам, в отличие от фантастических боевых роботов 70-х — пусть специализированная, но все же массовая военная техника, «[[Реалмеха|Real-robo]]». | ||
Супер-робот Мазингер, управляемый сидящим в голове робота пилотом, был придуман для того, чтобы было красиво. Ничем, кроме эстетических соображений сценариста, существование [[Супермеха|супер-роботов]] не оправдано. | Супер-робот Мазингер, управляемый сидящим в голове робота пилотом, был придуман для того, чтобы было красиво. Ничем, кроме эстетических соображений сценариста, существование [[Супермеха|супер-роботов]] не оправдано. | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
Мобильные доспехи применяются для решения конкретных тактических задач и практически всегда работают в связке с другими родами войск (как минимум, с кораблями базирования). | Мобильные доспехи применяются для решения конкретных тактических задач и практически всегда работают в связке с другими родами войск (как минимум, с кораблями базирования). | ||
Операция «Метеор» из [[Gundam/Mobile Suit Gundam Wing|Gundam Wing]] | Операция «Метеор» из [[Gundam/Mobile Suit Gundam Wing|Gundam Wing]] — любопытное исключение: пять мобильных доспехов с пилотами были отправлены на Землю пятью ''независимыми'' повстанческими группами для ведения партизанской войны. Без поддержки со стороны колоний. | ||
Наконец, большинство пилотов мобильных | Наконец, большинство пилотов мобильных доспехов — не избранники судьбы (дети или внуки гениальных ученых, например), а солдаты, прошедшие специальную подготовку. | ||
Исключение — главные герои нескольких сериалов, попадающие в кокпит мобильного доспеха случайно — [[Gundam/Amuro Ray|Амуро Рэй]], например. Амуро — гик, технарь божьей милостью, сын главного конструктора ''RX-78-2 Gundam'' и вдобавок ко всему латентный [[Gundam/Newtype|Ньютайп]]. Освоил базовое управлене ''RX-78-2 Gundam'' за 15 минут по руководству пользователя, через несколько часов участвовал в бою против трех мобильных доспехов.<ref>Впрочем, в манге [[Реткон|«Gundam: the Origin»]], а также ее экранизациях последних лет, находится и еще один обоснуй — паренек случайно залез в мастерскую папаши и нашел там полную документацию на свою будущую машину.</ref> | |||
Можно, впрочем, предположить, что на одного Амуро Рэя, приходится десяток бедолаг, в аналогичной ситуации (см. первую серию первого сериала) сумевших забраться в кокпит оказавшегося рядом мобильного доспеха, но не справившихся с управлением. | Можно, впрочем, предположить, что на одного Амуро Рэя, приходится десяток бедолаг, в аналогичной ситуации (см. первую серию первого сериала) сумевших забраться в кокпит оказавшегося рядом мобильного доспеха, но не справившихся с управлением. | ||
Родословная супероружия, обеспечившего Зеону [[Gundam/One Year War|господство в космосе]], вообще показательно прозаична: «мобильный доспех» происходит непосредственно от «мобильных | Родословная супероружия, обеспечившего Зеону [[Gundam/One Year War|господство в космосе]], вообще показательно прозаична: «мобильный доспех» происходит непосредственно от «мобильных капсул» — маленьких корабликов с манипуляторами, тысячи которых использовались при строительстве космических колоний. | ||
Две руки позволяют гибко варьировать вооружение (бросил лучевую пушку, взял плазменный резак для ближнего | Две руки позволяют гибко варьировать вооружение (бросил лучевую пушку, взял плазменный резак для ближнего боя — и все без захода в ангар). Две ноги — отталкиваться при экстремальном маневрировании в ближнем бою и при необходимости — перемещаться на своих двоих (по корпусу своего или чужого корабля, например). Третий закон Ньютона (действие равно противодействию) позволяет точно ориентировать МС в пространстве — пилот указывает, куда повернуть, бортовой компьютер смещет конечности относительно корпуса, вызывая поворот МС относительно центра масс. Руки-ноги доспеха перестают быть мертвым весом. Аэродинамика же вакуумному истребителю не нужна вообще. | ||
Антропоморфность real robo, таким образом, есть побочный результат решения проблемы манёвренности, оправданный не только с точки зрения удовлетворения эстетических запросов зрителя, но и с точки зрения внутренней логики мнимого мира. Помимо этого, она обусловлена вполне очевидными коммерческими соображениями: компания Bandai бóльшую часть своего дохода получает от продажи игрушек. В этом смысле любое произведение метавселенной можно рассматривать как масштабную рекламную компанию новой линейки кукол для мальчиков (что, однако, не умаляет его эстетических достоинств). | Антропоморфность real robo, таким образом, есть побочный результат решения проблемы манёвренности, оправданный не только с точки зрения удовлетворения эстетических запросов зрителя, но и с точки зрения внутренней логики мнимого мира. Помимо этого, она обусловлена вполне очевидными коммерческими соображениями: компания Bandai бóльшую часть своего дохода получает от продажи игрушек. В этом смысле любое произведение метавселенной можно рассматривать как масштабную рекламную компанию новой линейки кукол для мальчиков (что, однако, не умаляет его эстетических достоинств). | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
=== Были ли альтернативы ОБЧР? === | === Были ли альтернативы ОБЧР? === | ||
Были. Причем засветились непосредственно в сеттинге. '''Мобильная броня''' | Были. Причем засветились непосредственно в сеттинге. '''Мобильная броня''' — общее название для не-антропоморфной боевой техники с реактором Миновского (в других сеттингах — с любыми другими «вечными двигателями»). Авторским произволом, как правило, в массовое производство не поступает, и по сюжету исполняет для главного героя, пилотирующего Гандам (антропоморфный суперпрототип), одну из трёх ролей: [[чудовище недели]], [[дракон (персонаж)]] или [[финальный босс]]. | ||
== Хронологии == | == Хронологии == | ||
Строка 72: | Строка 72: | ||
=== Остальные хронологии === | === Остальные хронологии === | ||
* Хронологии '''[[Gundam/Future Century|Future Century]] (FC)''' соответствует сериал '''[[Gundam/Mobile Fighter G Gundam|Мобильный боец Джи-Гандам (Mobile Fighter G Gundam)]]'''. Ключевая | * Хронологии '''[[Gundam/Future Century|Future Century]] (FC)''' соответствует сериал '''[[Gundam/Mobile Fighter G Gundam|Мобильный боец Джи-Гандам (Mobile Fighter G Gundam)]]'''. Ключевая особенность — события сериала происходят в мире, где Колонии добились не просто независимости от земного правительства, а контроля над Землей. Каждые четыре года на поверхности Земли проходит турнир, на который каждая из колоний выставляет уникальный мобильный доспех. Турнир проводится в качестве относительно дешевой альтернативы политической борьбы — колония, доспех которой одержал победу, следующие четыре года управляет всеми остальными (и Землей). | ||
* Хронологии Сериалу '''[[Gundam/After Colony|After Colony]] (AC)''' соответствует сериал '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam Wing|Новые бронемобильные хроники Гандам Дубль-Ве (New Mobile Report Gundam Wing)]]'''. Моментом начала летоисчисления считается создание первой обитаемой колонии на орбите Земли. В этом варианте сеттинга Земля, наоборот, жестко контролирует и колонии, и их население с помощью оккупационных войск. Сюжет сериала построен вокруг долгой и трудной борьбы колоний за независимость, и последовавшей за освобождением колоний гражданской войны. | * Хронологии Сериалу '''[[Gundam/After Colony|After Colony]] (AC)''' соответствует сериал '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam Wing|Новые бронемобильные хроники Гандам Дубль-Ве (New Mobile Report Gundam Wing)]]'''. Моментом начала летоисчисления считается создание первой обитаемой колонии на орбите Земли. В этом варианте сеттинга Земля, наоборот, жестко контролирует и колонии, и их население с помощью оккупационных войск. Сюжет сериала построен вокруг долгой и трудной борьбы колоний за независимость, и последовавшей за освобождением колоний гражданской войны. | ||
* В хронологии '''[[Gundam/After War|After War]] (AW)''' происходят события '''[[Gundam/Gundam X|Новая бронемобильная эпоха Гандам Икс (New Mobile Century Gundam X)]]'''. Сеттинг сериала несет определенный отпечаток [[Постапокалипсис|постапокалиптичности]] | * В хронологии '''[[Gundam/After War|After War]] (AW)''' происходят события '''[[Gundam/Gundam X|Новая бронемобильная эпоха Гандам Икс (New Mobile Century Gundam X)]]'''. Сеттинг сериала несет определенный отпечаток [[Постапокалипсис|постапокалиптичности]] — в этом варианте вселенной события разворачиваются после того, как война между колониями и Землей вышла из-под контроля полностью: практически все колонии были сброшены на поверхность Земли. В результате наступившей ядерной зимы погибло 99 % человечества, поверхность планеты превратилась в то, что во вселенной [[Fallout]] называется «wasteland». Сюжет сериала строится вокруг истории «Стервятников» — группы выживальщиков, обшаривающей пустоши в попытках найти (и защитить) одиноких [[Gundam/Newtype|Ньютайпов]]. | ||
* Хронология '''[[Gundam/Correct Century|Correct Century]] (CC)''', к которой относится '''[[Gundam/Turn A Gundam|∀ Гандам (∀ Gundam)]]''' и сопутствующая манга. События сериала происходят в отдаленнейшем будущем (остальные таймлайны, таким образом, [[Retcon|ретконятся]] как фрагменты не полностью известного прошлого), в котором давно и основательно обособившиеся жители Луны пытаются завоевать Землю, цивилизация которой находится на технологическом уровне первой трети XX века (с неизбежным использованием [[дизельпанк]]овой стилистики). | * Хронология '''[[Gundam/Correct Century|Correct Century]] (CC)''', к которой относится '''[[Gundam/Turn A Gundam|∀ Гандам (∀ Gundam)]]''' и сопутствующая манга. События сериала происходят в отдаленнейшем будущем (остальные таймлайны, таким образом, [[Retcon|ретконятся]] как фрагменты не полностью известного прошлого), в котором давно и основательно обособившиеся жители Луны пытаются завоевать Землю, цивилизация которой находится на технологическом уровне первой трети XX века (с неизбежным использованием [[дизельпанк]]овой стилистики). | ||
* В хронологии '''[[Gundam/Cosmic Era|Cosmic Era]] (CE)''', точкой начала летоисчисления в котором является опять же создание первой космической колонии. В ней происходят события '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam SEED|Мобильный воин Гандам: Поколение (Mobile Suit Gundam SEED)]]''' вместе с [[сиквел]]ами и спин-оффами. В произведениях этого таймлайна роль Ньютайпов (людей с непредсказуемо возникшими благоприятными мутациями) играют целенаправленно созданные методами генной инженерии Координаторы. | * В хронологии '''[[Gundam/Cosmic Era|Cosmic Era]] (CE)''', точкой начала летоисчисления в котором является опять же создание первой космической колонии. В ней происходят события '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam SEED|Мобильный воин Гандам: Поколение (Mobile Suit Gundam SEED)]]''' вместе с [[сиквел]]ами и спин-оффами. В произведениях этого таймлайна роль Ньютайпов (людей с непредсказуемо возникшими благоприятными мутациями) играют целенаправленно созданные методами генной инженерии Координаторы. | ||
* В хронологии где не сменили календарь '''[[Gundam/Anno Domini|Anno Domini]] (AD)''' снят сериал '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam 00|Мобильный воин Гандам 00 (Mobile Suit Gundam 00)]]'''. | * В хронологии где не сменили календарь '''[[Gundam/Anno Domini|Anno Domini]] (AD)''' снят сериал '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam 00|Мобильный воин Гандам 00 (Mobile Suit Gundam 00)]]'''. Возможно, это связано с обстановкой в мире на момент старта сериала — [[Три сверхдержавы|три геополитических альянса]], созданные для строительства орбитальных лифтов, во многом отражают текущий расклад на политической карте (Союз Солнечной Энергии и Свободных Наций — [[Америка захватит мир|воплощение доктрины Монро]], Интернациональная Реформационная Лига — [[Китай захватит мир|реорганизованная]] [[Медведь снова зол|ШОС или АСЕАН]], Новый Европейский Союз — без комментариев). | ||
* Хронология '''[[Gundam/Advanced Generation|Advanced Generation]] (AG)''' представлена сериалом '''[[Gundam/Gundam AGE|Mobile Suit Gundam AGE]]'''. Люди уже давно освоили ближний космос и строительство Гандамов. Примечателен тем что в качестве антагонистов там пришельцы {{spoiler|не совсем}}. | * Хронология '''[[Gundam/Advanced Generation|Advanced Generation]] (AG)''' представлена сериалом '''[[Gundam/Gundam AGE|Mobile Suit Gundam AGE]]'''. Люди уже давно освоили ближний космос и строительство Гандамов. Примечателен тем что в качестве антагонистов там пришельцы {{spoiler|не совсем}}. | ||
* В хронологии '''[[Gundam/Regild Century|Regild Century]] (RG)''', которая официально продолжает хронологию UC с частицами Миновского и орбитальными лифтами представленная сериалом/фильмами '''[[Gundam/Gundam Reconguista in G|Gundam Reconguista in G]]''' (гусары, молчать!). | * В хронологии '''[[Gundam/Regild Century|Regild Century]] (RG)''', которая официально продолжает хронологию UC с частицами Миновского и орбитальными лифтами представленная сериалом/фильмами '''[[Gundam/Gundam Reconguista in G|Gundam Reconguista in G]]''' (гусары, молчать!). | ||
* В хронологии '''[[Gundam/Post Disaster|Post Disaster]] (PD)''' происходят события '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS|Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты (Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS)]]'''. Как и в Gundam X, отсчёт времени ведётся от глобальной войны, порушившей весь предыдущий миропорядок. Только здесь она была давно (триста лет назад), и [[Развитой постапокалипсис|человечество успело оправиться]]. Никаких глобальных войн с оружием массового уничтожения здесь нет (предыдущей хватило) | * В хронологии '''[[Gundam/Post Disaster|Post Disaster]] (PD)''' происходят события '''[[Gundam/Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS|Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты (Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS)]]'''. Как и в Gundam X, отсчёт времени ведётся от глобальной войны, порушившей весь предыдущий миропорядок. Только здесь она была давно (триста лет назад), и [[Развитой постапокалипсис|человечество успело оправиться]]. Никаких глобальных войн с оружием массового уничтожения здесь нет (предыдущей хватило) — только частные разборки между наёмниками разной степени крутости и с одной [[Тоталитарный миротворец|полицейской мегакорпорацией]]. | ||
* Так же существуют произведения вне хронологий | * Так же существуют произведения вне хронологий | ||
**'''SD Gundam''' — Чиби-вариации на тему Гандамов. Созданы, в основном, для детей и представляют из себя Гандамовские комедии/Сёнены, где Гандамы по размерам не очень велики и вообще являются самостоятельными героями. Некоторые из сериалов могут даже принести лулзов. | **'''SD Gundam''' — Чиби-вариации на тему Гандамов. Созданы, в основном, для детей и представляют из себя Гандамовские комедии/Сёнены, где Гандамы по размерам не очень велики и вообще являются самостоятельными героями. Некоторые из сериалов могут даже принести лулзов. |
Текущая версия на 17:47, 8 мая 2022
Gundam — японская научно-фантастическая метавселенная и прилагающаяся к этой вселенной франшиза, включающая аниме-сериалы разной продолжительности, полнометражные аниме-фильмы, мангу, повести, романы, видеоигры и разнообразный мерчандайз (прежде всего, сборные модели военной техники).
Mobile Suit Gundam 0079, вышедший в 1979 году, снимался в качестве концептуальной и эстетической антитезы super robo, т. е. меха-аниме 1960-70х, и считается родоначальником жанра real-robo.
Сеттинг[править]
Мнимые миры почти всех произведений метавселенной построены вокруг нескольких ключевых элементов из следующего набора:
- космическая экспансия — значительная часть человечества переселилась на космические колонии, группы которых находятся в точках Лагранжа;
- между обитателями Колоний и жителями Земли возникает конфликт, рано или поздно выливающийся в военные действия той или иной масштабности;
- изобретён тот или иной «вечный двигатель» — компактный, мощный и долговременный мощный источник энергии, размером чуть меньше легковой машины. В некоторых сеттингах он действительно является вечным в буквальном смысле, позволяя неограниченно долгую работу техники. В других — просто позволяет очень долгую работу на одной заправке;
- дистанция ведения боя равна дистанции визуального обнаружения, почти всё оружие наводится вручную — развитые системы постановки помех затрудняют радиосвязь, радарное и инфракрасное обнаружение — чаще всего супер-эффективная система постановки помех основана на той же технологии, что и «вечный двигатель»;
- военные действия в космосе и на поверхности Земли ведутся с использованием мобильных доспехов — маневренных, универсальных антропоморфных боевых машин, силовой установкой которой является «вечный двигатель» (необходимость и возможность создания этого типа военной техники обусловлена пп. 3 и 4), а также «мобильной брони» — во всём аналогичной, но не антропоморфной (и как правило, но не обязательно, более массивной).
Ключевые особенности[править]
Гандам дважды, трижды, многажды велик.
Настолько велик, что, являясь родоначальником жанра real robo, не сильно потерял бы, если бы в нём не было собственно mecha.
Во-первых, Гандам — не про войну и не про роботов, а про людей. Про личности и про человечество в целом.
Произведения метавселенной различаются проработкой и отделкой, но все они посвящены исследованию тех этических проблем, перед которыми людей ставит война. Симпатичные положительные персонажи нередко совершают тот или иной выбор, оказывающийся в конечном счете ошибочным; многие «отрицательные» персонажи, с другой стороны, руководствуются несимпатичными, но понятными соображениями.
Хороший пример — Княжество Зеон. События UC-таймлайна GUNDAM начинаются с того, что группа колоний объявляет о суверенитете и развязывает войну за независимость против земного правительства, гниющего изнутри. При ближайшем рассмотрении «благородные повстанцы» оказываются наследниками идеологии и стратегии Третьего Рейха — поскольку после прохождения точки невозвращения у них есть только два выхода из ситуации: либо полный крах, либо завоевание всего обитаемого космоса.
Во-вторых, Гандам — это хорошая работа сценаристов. Развитие сюжета подчиняется внутренней логике мира — deus ex machina, разрешающего неразрешимые вопросы для вящего дидактического эффекта, нет даже в тех произведениях метавселенной, которые считаются откровенно слабыми.
В-третьих, многие произведения мультивселенной — это хорошая, крепкая научная фантастика. «Физика Миновского» построена на внутренне непротиворечивом наборе фантастических допущений и за пределы этих допущений не выходит. Инженерные решения и технологии, как правило, оправданы с прагматической точки зрения. Многие элементы мнимого мира вообще либо придуманы задолго до Гандама (колонии О’Нила, ядерные ракеты, размещение спутников в точках Лагранжа), либо осуществимы без «физики Миновского», либо не имеют отношения к технологиям как таковым (это, среди прочего, психология героев, политика и культура описываемого мира).
Real-robo в метавселенной Gundam[править]
- (Примечание: соображения, излагаемые в этом разделе, касаются прежде всего технологий, описанных в произведениях UC-таймлайна.)
Мобильные доспехи (англ. и яп. — mobile suit) во вселенной Гандам, в отличие от фантастических боевых роботов 70-х — пусть специализированная, но все же массовая военная техника, «Real-robo».
Супер-робот Мазингер, управляемый сидящим в голове робота пилотом, был придуман для того, чтобы было красиво. Ничем, кроме эстетических соображений сценариста, существование супер-роботов не оправдано.
Мобильные доспехи разрабатываются конструкторскими бюро (а не престарелыми гениальными учеными со скверным характером).
Мобильные доспехи подчиняются законам физики, нуждаются в ремонте, дозаправке и боеприпасах и могут быть уничтожены обычным оружием.
Мобильные доспехи применяются для решения конкретных тактических задач и практически всегда работают в связке с другими родами войск (как минимум, с кораблями базирования).
Операция «Метеор» из Gundam Wing — любопытное исключение: пять мобильных доспехов с пилотами были отправлены на Землю пятью независимыми повстанческими группами для ведения партизанской войны. Без поддержки со стороны колоний.
Наконец, большинство пилотов мобильных доспехов — не избранники судьбы (дети или внуки гениальных ученых, например), а солдаты, прошедшие специальную подготовку.
Исключение — главные герои нескольких сериалов, попадающие в кокпит мобильного доспеха случайно — Амуро Рэй, например. Амуро — гик, технарь божьей милостью, сын главного конструктора RX-78-2 Gundam и вдобавок ко всему латентный Ньютайп. Освоил базовое управлене RX-78-2 Gundam за 15 минут по руководству пользователя, через несколько часов участвовал в бою против трех мобильных доспехов.[1]
Можно, впрочем, предположить, что на одного Амуро Рэя, приходится десяток бедолаг, в аналогичной ситуации (см. первую серию первого сериала) сумевших забраться в кокпит оказавшегося рядом мобильного доспеха, но не справившихся с управлением.
Родословная супероружия, обеспечившего Зеону господство в космосе, вообще показательно прозаична: «мобильный доспех» происходит непосредственно от «мобильных капсул» — маленьких корабликов с манипуляторами, тысячи которых использовались при строительстве космических колоний.
Две руки позволяют гибко варьировать вооружение (бросил лучевую пушку, взял плазменный резак для ближнего боя — и все без захода в ангар). Две ноги — отталкиваться при экстремальном маневрировании в ближнем бою и при необходимости — перемещаться на своих двоих (по корпусу своего или чужого корабля, например). Третий закон Ньютона (действие равно противодействию) позволяет точно ориентировать МС в пространстве — пилот указывает, куда повернуть, бортовой компьютер смещет конечности относительно корпуса, вызывая поворот МС относительно центра масс. Руки-ноги доспеха перестают быть мертвым весом. Аэродинамика же вакуумному истребителю не нужна вообще.
Антропоморфность real robo, таким образом, есть побочный результат решения проблемы манёвренности, оправданный не только с точки зрения удовлетворения эстетических запросов зрителя, но и с точки зрения внутренней логики мнимого мира. Помимо этого, она обусловлена вполне очевидными коммерческими соображениями: компания Bandai бóльшую часть своего дохода получает от продажи игрушек. В этом смысле любое произведение метавселенной можно рассматривать как масштабную рекламную компанию новой линейки кукол для мальчиков (что, однако, не умаляет его эстетических достоинств).
Были ли альтернативы ОБЧР?[править]
Были. Причем засветились непосредственно в сеттинге. Мобильная броня — общее название для не-антропоморфной боевой техники с реактором Миновского (в других сеттингах — с любыми другими «вечными двигателями»). Авторским произволом, как правило, в массовое производство не поступает, и по сюжету исполняет для главного героя, пилотирующего Гандам (антропоморфный суперпрототип), одну из трёх ролей: чудовище недели, дракон (персонаж) или финальный босс.
Хронологии[править]
Изначально даты в сериала имели префикс UC, что расшифровывалось как Uchū Seiki - космический век (в официальном переводе на английский Universal Century), по аналогии с AD - Anno Domini (Н.Э. наша эра). Однако, когда под маркой франшизы решили издать никак сюжетно не связанное с предыдущими произведение, то было решено чтобы избежать путаницы сделать в нём другой календарь. Традиция сохранилась и в дальнейшем, так что различать разные хронологии можно по буквам в датах. См. также схему взаимосвязей различных тайтлов франшизы Gundam
Uchū Seiki (яп. 宇宙世紀, космический век, Universal Century) (UC)[править]
К этой хронологии относится половина всех сериалов и фильмов, потому полный список произведений лежит в отдельной статье.
Большая часть человечества живёт в так называемой Земной сфере (пространство вокруг Земли и Луны). За пределами Земной сферы бывают лишь Юпитерианский флот добывающий из атмосферы Юпитера гелий-3 и космошахтёры пригоняющие в Земную сферу астероиды из которых добываются ресурсы. Люди живут в космических колониях представляющих из себя в основном Цилиндры О'Нила, хотя встречаются и Стэнфордский тор и Сфера Бернала. Именно от создания первой колонии и отсчитывается местный календарь. Колонии строятся группами расположенными попарно вращаясь вокруг точек Лагранжа. Каждая группа колоний называется Сторона и имеет собственное правительство. Однако, местное правительство полностью подчинено правительству Земной Федерации.
Если в первом поколении колонистов были в основном энтузиасты и романтики, то уже во втором это были экономические мигранты которым просто не где было найти пропитание на Земле. Многих из них ссылали в колонии насильно как нежелательных элементов. Возможно поэтому жители колоний в избрании федерального правительства никак не участвуют. Третье поколение представлено уже потомками предыдущих двух и разумеется подобное понижение в правах перед землянами не слишком устраивает. Подобное напряженное отношение между Землёй и колониями в конечном итоге приводит к войне за независимость колоний, которой посвящён оригинальный сериал, и последующим конфликты, которым посвящены последующие произведения.
Спусковым крючком конфликта послужили технологии основанные на использования частиц Миновского. Это высокоэнергетические частицы позволяющие создавать миниатюрные энергоэффективные реакторы. Помимо прочего выпущенные в открытое пространство частицы Миновского искажают, а при высокой концентрации даже блокируют радиоволны. Это делает не эффективным использование в бою систем наведения, радаров, дальней радиосвязи и позволило создать и успешно применять в бою мобильные доспехи.
Так же важную роль в сюжете играет идеология зеонизма (названа по имени основоположника - Зеона Зум Дайкуна) учащая, что космонойды (живущие в космосе люди) постепенно эволюционируют в так называемых ньютайпов - следующую ступень эволюции человека приспособленную для жизни в космосе.
Остальные хронологии[править]
- Хронологии Future Century (FC) соответствует сериал Мобильный боец Джи-Гандам (Mobile Fighter G Gundam). Ключевая особенность — события сериала происходят в мире, где Колонии добились не просто независимости от земного правительства, а контроля над Землей. Каждые четыре года на поверхности Земли проходит турнир, на который каждая из колоний выставляет уникальный мобильный доспех. Турнир проводится в качестве относительно дешевой альтернативы политической борьбы — колония, доспех которой одержал победу, следующие четыре года управляет всеми остальными (и Землей).
- Хронологии Сериалу After Colony (AC) соответствует сериал Новые бронемобильные хроники Гандам Дубль-Ве (New Mobile Report Gundam Wing). Моментом начала летоисчисления считается создание первой обитаемой колонии на орбите Земли. В этом варианте сеттинга Земля, наоборот, жестко контролирует и колонии, и их население с помощью оккупационных войск. Сюжет сериала построен вокруг долгой и трудной борьбы колоний за независимость, и последовавшей за освобождением колоний гражданской войны.
- В хронологии After War (AW) происходят события Новая бронемобильная эпоха Гандам Икс (New Mobile Century Gundam X). Сеттинг сериала несет определенный отпечаток постапокалиптичности — в этом варианте вселенной события разворачиваются после того, как война между колониями и Землей вышла из-под контроля полностью: практически все колонии были сброшены на поверхность Земли. В результате наступившей ядерной зимы погибло 99 % человечества, поверхность планеты превратилась в то, что во вселенной Fallout называется «wasteland». Сюжет сериала строится вокруг истории «Стервятников» — группы выживальщиков, обшаривающей пустоши в попытках найти (и защитить) одиноких Ньютайпов.
- Хронология Correct Century (CC), к которой относится ∀ Гандам (∀ Gundam) и сопутствующая манга. События сериала происходят в отдаленнейшем будущем (остальные таймлайны, таким образом, ретконятся как фрагменты не полностью известного прошлого), в котором давно и основательно обособившиеся жители Луны пытаются завоевать Землю, цивилизация которой находится на технологическом уровне первой трети XX века (с неизбежным использованием дизельпанковой стилистики).
- В хронологии Cosmic Era (CE), точкой начала летоисчисления в котором является опять же создание первой космической колонии. В ней происходят события Мобильный воин Гандам: Поколение (Mobile Suit Gundam SEED) вместе с сиквелами и спин-оффами. В произведениях этого таймлайна роль Ньютайпов (людей с непредсказуемо возникшими благоприятными мутациями) играют целенаправленно созданные методами генной инженерии Координаторы.
- В хронологии где не сменили календарь Anno Domini (AD) снят сериал Мобильный воин Гандам 00 (Mobile Suit Gundam 00). Возможно, это связано с обстановкой в мире на момент старта сериала — три геополитических альянса, созданные для строительства орбитальных лифтов, во многом отражают текущий расклад на политической карте (Союз Солнечной Энергии и Свободных Наций — воплощение доктрины Монро, Интернациональная Реформационная Лига — реорганизованная ШОС или АСЕАН, Новый Европейский Союз — без комментариев).
- Хронология Advanced Generation (AG) представлена сериалом Mobile Suit Gundam AGE. Люди уже давно освоили ближний космос и строительство Гандамов. Примечателен тем что в качестве антагонистов там пришельцы не совсем.
- В хронологии Regild Century (RG), которая официально продолжает хронологию UC с частицами Миновского и орбитальными лифтами представленная сериалом/фильмами Gundam Reconguista in G (гусары, молчать!).
- В хронологии Post Disaster (PD) происходят события Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты (Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS). Как и в Gundam X, отсчёт времени ведётся от глобальной войны, порушившей весь предыдущий миропорядок. Только здесь она была давно (триста лет назад), и человечество успело оправиться. Никаких глобальных войн с оружием массового уничтожения здесь нет (предыдущей хватило) — только частные разборки между наёмниками разной степени крутости и с одной полицейской мегакорпорацией.
- Так же существуют произведения вне хронологий
- SD Gundam — Чиби-вариации на тему Гандамов. Созданы, в основном, для детей и представляют из себя Гандамовские комедии/Сёнены, где Гандамы по размерам не очень велики и вообще являются самостоятельными героями. Некоторые из сериалов могут даже принести лулзов.
- Gundam Evolve — фантасмагорическое нечто/калейдоскоп из сериалов 80-90х и своего материала.
- Build — уже три серии произведений про миры в которых Гандам сверхпопулярная франшиза, модельки по которой можно оцифровывать и загружать в виртуальный мир, где на них можно сражаться.
Примечания[править]
- ↑ Впрочем, в манге «Gundam: the Origin», а также ее экранизациях последних лет, находится и еще один обоснуй — паренек случайно залез в мастерскую папаши и нашел там полную документацию на свою будущую машину.
Gundam | |
---|---|
Вселенная Gundam | Gundam • Космические колонии • Сторона |
Хронологии | UC • AC • FC • CC • AD |
Сериалы | 0079 • 0080 • 0083 • Zeta • G • Wing • Seed • Seed Destiny • 00 • … |
Герои и стереотипы | Чар Азнабль • Блондин в маске • Кира Ямато • … |
Государства и кланы | Зеон • Заби • Земная федерация • … |
Виды | Ньютайпы • Координаторы • Сиды • Натуралы • … |
Прочее | Белая База • Архангел • … |