Фильм ужасов
« | Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью. | » |
— Стивен Кинг |
« | Мы щекочем себе нервы, потому что фильмы ужасов имеют некий терапевтический эффект. Мы проецируем на экран свои тайные страхи, учимся с ними справляться. Мы воспитываем инстинкт самосохранения. | » |
— Владимир Селезнёв |
Фильм ужасов — фильм особого жанра, цель которого — напугать или, как минимум, стимулировать зрителя. Обычно в таких фильмах царит атмосфера некоторой таинственности, недосказанности, перемежаемая эффектами внезапности, которая и привлекает зрителя. С помощью особых приёмов фильм ужасов запускает в мозгу человека механизм, который поднимает на поверхность все его глубинные страхи, заставляя вздрагивать от малейшего шороха. По вполне определённой причине (будоражить нервную систему — одно из главных удовольствий существ с высокоразвитой оной) фильмы ужасов достаточно популярны, часто их предпочитают смотреть ночью и в одиночестве, чтобы усилить эффект.
См. также Литература ужасов.
Классификация[править]
Фильмы ужасов можно разделить на так называемые поджанры в зависимости от сюжета и, собственно, основного предмета, вызывающего страх.
- Джалло.
- Слэшер.
- Фильмы про зомби. Главный субъект ужаса — живые мертвецы, встающие из могил и пожирающие человеческую плоть и внутренности. Страх внушает как факт того, что мёртвые, которые должны спокойно себе лежать в земле, ходят вокруг (как такое может быть? тайна!) и максимально недружественны (норовят сожрать главных героев), так и общий суровый фон: крупный кадр разлагающейся плоти, оторванных конечностей, текущей кровищи и прочих неприятных вещей.
- Фильмы про вампиров. Готические замки, мрачная музыка, гробы, в которых спят вампиры — всё это создаёт соответствующее гнетущее настроение. Есть, конечно, и исключения — фильмы про бессмысленную резню полчищ вурдалаков, укушенных вампирами, но это обычно именно исключение, не заслуживающее внимания.
- Фильмы про оборотней. Полная луна, которая заставляет несчастных героев против воли покрываться шерстью и отращивать когти, создаёт особую романтику ужаса. Зачастую присутствует и этическо-психологическая проблема — ведь оборотень не хочет совершать преступления, но, сам того не зная, совершает их под губительным влиянием лунного света.
- Фильмы про сумасшедших и маньяков-убийц. Невообразимые пытки и убийства, чудовищная изобретательность безумного убийцы делают его непредсказуемым, не повинующимся логике обывателя, мистическим существом со сверхспособностями, монстром, живущим по иным, извращённым законам. Это ставит в тупик и вызывает нутряной ужас, реакцию отторжения и болезненное, тёмное любопытство. Короче, полностью захватывает внимание. Добавляет эффектности и тот факт, что маньяки-убийцы реально существуют, в отличие от зомби, оборотней и вампиров.
- Фильмы про привидений и духов умерших, жаждущих мести. Привидения — это страшно. Они полупрозрачны, гремят цепями, завывают, роняют предметы и гасят свет — всё вопреки известным законам физики и логики. Если дух умершего не упокоился — жди беды! Зачастую духи в фильмах привязаны к какому-то месту, часто дому или замку, делая эти места «проклятыми», и сами здания приобретают жутковатый (haunted) облик и соответствующую репутацию. Ну а уж про духов на кладбищах и говорить нечего — зачем туда еще ходить, как не затем, чтобы нарваться на призраков?
- Фильмы про различные культы, племена и вырождающиеся общества. Население богом забытых городишек — страшное дело! Никому не известно, что у них на уме, ведь они варятся в собственном соку (во всех смыслах — внутриклановые браки страшная вещь) не один десяток лет. Поклонения странным культам, человеческие жертвоприношения, каннибализм — закону здесь не место, как и случайному путнику из большого мира. Здесь свои порядки, и счастлив тот, кто смог избежать страшной участи быть съеденным или принесённым в жертву.
- Фильмы про дьявола и экзорцистов. В человека вселяется дьявол, наделяя его тело сверхъестественными способностями, искажая его разум и заставляя творить зло. На помощь придёт начитанный священник, экзорцист, который сумеет провести необходимые ритуалы изгнания, и несчастный одержимый, возможно, выживет. Другое дело — когда сатана сам приходит в наш мир. Или кто-то из нашего мира приходит в ад. Дьявол — само зло, и размениваться по мелочам не собирается!
- Фильмы про монстров и животных. Громадные медведи, ящеры, кальмары, акулы, пираньи, генетически модифицированные ходячие растения и прочие твари, не обладающие разумом, но максимально агрессивные. По какой-то причине они собираются разорвать каждого несчастного, который потревожит их покой. Обилием кровавых сцен это напоминает фильмы про зомби. Делятся на зоохорроры (про реально существующих животных) и монстр-муви (про вымышленных монстров). Фильмы про кайдзю в своё время также были фильмами ужасов, но когда франшизы о Годзилле, Конге, Ультрамене и прочих начали набирать обороты, кайдзю-эйга почти полностью отошла в жанр приключений.
- Фильмы про инопланетян. Инопланетяне прилетают на Землю с целью уничтожить/поработить человечество. У них технологии и сверхспособности, а люди бессильны и не готовы к такому развитию событий. Неприятно получается.
- Ужасы мировых масштабов, Лавкрафтианские ужасы. Что-то ужасное вот-вот произойдёт со всеми нами, а мы об этом и не догадываемся. Человечество обречено, и лишь немногие знают об этом, но предпочитают молчать — всё равно ничего нас не спасёт, да и кто поверит в то, что древнее зло пробудилось? Атмосфера гнетуща, недосказанность заставляет нервничать.
- Психологические фильмы ужасов. Фильмы о безумии, об угрозе безумия, о том, что заставляет зрителя содрогаться и беспокоиться о своём душевном спокойствии после того, что он видел. Часто психологические ужасы присутствуют в других поджанрах, иногда — в произведениях, вообще не являющихся ужасами. Психологические ужасы отличаются особой привязанностью к самым глубинным, подсознательным страхам человека, более глубоким, чем инстинктивное отвращение при виде крови, смерти или демонов. Часто это что-то неосязаемое, но необычайно страшное. Необъяснимое. Неизведанное. Чрезвычайно жуткое и почему-то опасное, хотя и не грозит физической смертью или чем-нибудь в этом роде. Короче говоря, жуть.
- Есть ещё нестрашные хорроры. Это либо там, где в итоге преобладает не страх, а другое чувство, пример: в «Анабиоз: Сон разума» и «You are empty» монстры страшными не выглядят, и разложения нету (В первом они заморожены и потому прекрасно сохранились, во второй монстры нарочито плохо нарисованы и биологически представляют людей под воздействием неправильных волн). Тут, скорее, грусть за нормальных людей в Северном Ветре/окрестностях Излучателя. Или если ничего «страшного», кроме скримеров, нет (тут эффект неожиданности + некрасивая картинка со звуком).
Триллер разграничивается с фильмами ужасов по признаку воздействия на эмоции зрителя. Если фильм ужасов старается напугать и заставить зрителя не спать ночами от страха, то главная цель триллера — держать зрителя в напряжении, иногда даже не применяя специальные приёмы, боди-хоррор, мистику, etc. Например, история про захват заложников, где в центре простые человеческие отношения или детектив, в котором жертвой серийного убийцы может стать кто угодно и когда угодно — в этих случаях судьба героев находится под угрозой буквально каждую минуту экранного/книжного времени, что заставляет переживать и думать о вполне осязаемой угрозе. Вышеупомянутый жанр «нестрашных хорроров» и две представленные игры используют великолепно созданную атмосферу, которая сама по себе способна создать дискомфорт для зрителя, но без особого использования дополнительных средств. Однако следует понимать, что в искусстве всё относительно, поэтому восприятие конкретного произведения может зависеть от самых разных факторов, в данном случае, от пола, возраста, эпохи, позиционирования и прочая.
Приемы, усиливающие эффект[править]
В фильмах ужаса используются разные приёмы для создания необходимой атмосферы. Вот некоторые из них:
- Тусклый или мигающий свет
- Полная темнота
- Резкие звуки, сопровождающие особо страшные моменты
- Пугающая таинственная музыка или диссонирующий саундтрек
- Наоборот, полная тишина
- Внезапные движения
- Затянутость сцен, изображающих ужасное
- Жуткие увеселения