Dragon Ball

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первая обложка манги

Dragon Ball (ドラゴンボール, Жемчуг дракона) — одна из самых известных франшиз манги и аниме в мире. Влияние произведения на жанр сёнен хорошо заметно и по сей день. Впрочем, как это часто бывает, кодификатор массы классических сюжетных клише остался в своём роде уникальным явлением. Аниме также многократно входило в списки лучших мультфильмов.

Акира Торияма[1] начал рисовать мангу в 1977, от скромных одноглавок развиваясь к небольшим сериям. Одной из популярнейших стала манга «Доктор Сламп». В 1983 году у Ториямы накопился неплохой архив работ, и он на пробу выпускает две манги-одноглавки, концептуально предшествующих грядущей серии, а в 1984 году, собрав все наброски, приступает к работе над «Драконьим Жемчугом».

Манга выходила 11 лет, на её основе на 2021-ый год выпущены: две ТВ-адаптации оригинальной манги; два сезона-сиквела, из которых один остаётся онгоингом параллельно с новой мангой за авторством Тойотаро; пара десятков анимационных фильмов, эпизоды-спешлы и множество игр. До сих с успехом выпускаются мерч и прочая околофутбольная продукция. Наиболее культовой стала вторая часть оригинального «Драконьего Жемчуга», в экранизации получившая название «Dragon Ball Z».

О серии в общих словах[править]

Тот самый жемчуг

Мультиверс «Драконьего жемчуга» обширен и причудлив, населён множеством самых разных существ и отстроен плеядой богов всех величин. Большую часть времени же герои проводят на планете Земля. Собой она являет своеобразный микс из: футуристичных городов с летающими машинами, небоскрёбами, домами-полусферами и технологиями вроде карманного пространства; высоких гор, лесов, долин и пустынь, где мирно живут разодетые под китайцев крестьяне, корольки и прочий народец, место которому в какой-нибудь сказке; совсем фантастических существ, как то зверолюди, динозавры, пришельцы, чему тут никто, понятное дело, не удивляется. Оригинальный стиль рисовки и приятный дизайн персонажей прилагаются.

Всё это служит лишь любопытным фоном для сюжета, а он, в свою очередь, стоит на трёх китах — путешествия, усиленные тренировки и напряжённые схватки. Главный герой, Сон Гоку, активно совершенствуется в боевых искусствах и по ходу дела даёт по носу злодеям, посягающим на мирную жизнь землян, попутно заводит новых друзей. Причём очень быстро он и его соперники преодолевают порог человеческих возможностей, начинают прыгать на десятки метров вверх, дробить руками каменную арену, а потом подключается местный аналог боевой магии — техники манипуляции энергией жизни Ки. В виде сгустков разноцветной энергии, лучей и прочих проджектайлов они запускают ею друг в друга с разрушительными последствиями. Каждый новый враг, как водится, сильнее предыдущего и требует от героев поиска новых ещё более изнурительных методов тренировок.

Макгаффином во многих арках являются те самые Драконьи жемчужины — семь артефактов, собрав которые, можно вызвать дракона, который исполнит желание на выбор. Да, даже вернуть человека с того света их силой совсем не трудно. В поисках жемчужин и в погоне за новыми вершинами герои оказываются в удивительных уголках Земли и космоса, у легендарных мастеров, им даже удаётся повидать рай и ад и исполняющих обязанности местных богов. Таким образом, у такого пёстрого мира есть вполне чётко прописанная, пусть и замысловатая космология. Всё это всегда преподносится с долей юмора. Со временем эпизодический комедийный сюжетец разрастается до размеров эпической саги, в которой активное участие принимают пришельцы с других планет, способные играючи превратить Землю в пыль.

Манга/аниме по сезонам[править]

Есть две крупных манги «Драконий жемчуг» — 42 тома от Акиры Ториямы, в аниме разбитые на два больших сезона, труъ канон для всех фанатов; также их продолжение «Dragon Ball Super», которое рисует Тойотаро, обсуждая предварительно с Ториямой, пока он сам занят экранизацией. В DBS старый мастер и подмастерье умудряются рвать канву (в «Драконьем жемчуге» весьма гибкую) и устраивать комедию играми в мяч, так что многие фанаты относятся к сиквелу скептически. Ну а о «Dragon Ball GT» предпочитают не вспоминать ничего, кроме новой трансформации саян. Между тем, каноничность как таковая создателями никогда не обсуждалась, все расхождения сезонов, фильмов по мотивам, глав-спешлов можно списывать на параллельные миры.

Драконий жемчуг (первая половина, до «Зет»)[править]

Главные герои в арке Теншинхана

Вдохновением для автора послужил китайский роман «Путешествие на Запад», откуда он позаимствовал общую атмосферу большого путешествия и прототипы основных персонажей. Главный герой, маленький мальчик Сон Гоку с обезьяньим хвостом (так читается по-японски китайское имя Сунь Укуна из «Путешествия на Запад») живёт в лесу и не знает бед; он был воспитан ныне покойным дедушкой и никогда не видел других людей. Всё, что у него осталось, — это оранжевый шарик с четырьмя звёздами на нём. При этом он необычайно силён и без труда ловит огромных рыбин на обед. Такая жизнь продолжается, пока он не встречает Бульму — юную девушку, которая собрала специальный радар и ищет жемчужины дракона, чтобы исполнить своё желание. Гоку не согласен просто так отдать ей последнее, что осталось ему от дедушки, но готов помочь в поисках других жемчужин, чтобы, когда её желание будет исполнено, просто забрать свою.

Завязка сюжета строится вокруг легенды о семи волшебных жемчужинах (шариках сантиметров 8 в диаметре), собрав которые вместе, герои смогут вызвать дракона Шенрона (по-китайски было бы Шеньлун), и тот выполнит любое их желание (на самом деле рамки есть, но широ-о-окие). Эти жемчужины разбросаны по всему миру, так как после каждого исполнения желания, во избежание немедленного повторного использования, они разлетаются в разные стороны света и превращаются в камни на год. Развивается повествование как классический сёнен, небольшими историями комедийного толка, со множеством шуток, которые даже попадали под цензуру вне Японии (как вам каламбур с «шарами», которые вынесены в название, или сцена, где Гоку снимает трусы с Бульмы, потому что озадачен отсутствием мужских органов).

Вскоре Гоку встречает пожилого мастера Роши и начинает тренироваться в боевых искусствах стиля Черепахи. Он оказывается талантливым бойцом и с новым другом Криллином без труда проходит в финал турнира. Но со временем их компания приключенцев обзаводится новыми сильными врагами, как, например, Армия Красной Ленты (подозрительно похожи на одну всем известную армию), сильнейший в мире наёмный убийца, боец другой школы Теншинхан и так далее. Гоку ищет способы стать ещё более сильным, чтобы защитить своих друзей и невинных от злодеев. Со временем он учится использовать в бою и жизненную энергию Ки, которой обладает каждое живое существо, но лишь единицы могут сделать её своим оружием. В том числе он изучает технику Камехамеха, луч разрушительной энергии, который вырывается из ладоней и сжигает противника, самую известную в серии.

«Драконий жемчуг» одним из первых вводит у себя «протагониста-раздолбая», не от мира сего, но совсем не таким, каким он устоялся в будущих популярных тайтлах: Гоку в чём-то наивный, но не совсем уж прост, не ищет приключений на своё седалище, не страдает от потери родителей и семьи (но действительно их потерял), не любит влезать в драку по первому поводу, пусть никогда не бежит от схватки, и не демагог-морализатор с острым желанием объяснить противнику, какой тот порочный и гадкий. Дело в той особой нерафинированности, присущей даже детским мультфильмам и комиксам 70-80-ых, пониженном градусе нравоучительности. Гоку убивал совсем закоренелых злодеев, и вопросов к нему у зрителя не было. Многие авторы жанра признаются, что черпали вдохновение в этом произведении. «Драконий жемчуг» фактически стал «отцом» многих современных сёненов и каноном их создания.

Драконий жемчуг Зет[править]

(link)

Опенинг «Dragon ball Z».

Казалось бы, всё давно вошло в колею, мир изведан вдоль и поперёк, персонажи остепенились, герой сильнейший на целой планете. А манга и не думает завершаться. Что же дальше, — очередной злодей из ниоткуда, охотящийся за жемчугом?..

Да, примерно так. Но вектор повествования по-крупному изменился: теперь на первый план выходят пришельцы из космоса. Оказывается, некоторыми не объяснёнными до сих пор событиями Земля обязана именно им. Дракон — творение местного бога, а он оказался выходцем с планеты Намек, там и не таких мастерили. К Гоку же — тот успел обзавестись сыном, — на огонёк заходит старший брат и объявляет ему: «Ты инопланетянин, Какарот!» — и не простой, а представитель расы воинов, поэтому такой сильный и выносливый от природы. Только вот другие саяны ещё сильнее, и служат они Фризе, который ну прям вообще сильный и, видимо, злой.

В общем-то ещё за две арки до «Зет» сюжет начал становиться всё темнее и острее, а здесь и подавно за одной битвой на выживание сразу следует другая. Торияме было непросто рисовать боевые сцены с коротышкой-ребёнком, и он заставил Гоку повзрослеть, чтобы всерьёз взяться за экшн. Герои вышли на новый уровень силы, где мощные энергетические снаряды и смертельные лучи стало возможно использовать многократно, а скорости сделались такими, что простому человеку просто невозможно уследить ни за одним движением бойца. Вместо тесных арен воины перебрались на бескрайние равнины Земли и других планет, чтобы без зазрения совести пробивать скалы насквозь и сносить горы одной шальной бомбочкой. Именно в этом сезоне читатель/зритель знакомится с таким важным для «Драконьего жемчуга» и для сёненов в целом явлением, как трансформации и новые формы старых персонажей.

Раз сказочные пейзажи и турниры боевых искусств уступили место бескрайнему космосу, логичным к нему дополнением сделалась научная фантастика (нет, обоснуев работы местной науки от этого не прибавилось, но всё-таки наука, а не сила Ки). В кадр стали попадаться классические для жанра технологии: например, звездолёты, искусственная гравитация, человекоподобные и биороботы, путешествия во времени. В то же время, большое сюжетное значение имеет местный загробный мир, а ещё боги Кайошины, так что Торияма продолжил обращаться к китайской мифологии и развивать чисто магические столпы мироздания вселенной.

Если вне сражений история так и осталась комедийной, то в бою с появлением менее однозначных героев и злодеев протагонисты Гоку, Гохан, Транкс и гордый Веджита часто оказываются в трудных обстоятельствах, где недостаточно дежурных храбрости или сообразительности. Конфликты по типу угнетатель-спаситель замещаются внутренними конфликтами героев и столкновениями их идеалов.

Драконий жемчуг Grand Tour[править]

Супер Саян 4. Reject godhood, return to monke

Торияма совершил таймскип к третьему поколению героев и закончил мангу, в релизе за пределами Японии называемую «Драконий жемчуг Зет», после третьей арки. И хотя усталость людей от бренда в целом только нарастала, и арка Маджина Буу внесла свою немалую лепту, — работу надо было продолжать. Уже имелась сценарная группа для аниме. Почему бы не дать тем же людям сделать продолжение?

Так родился «Драконий жемчуг GT». Из-за случайного желания, загаданного драконьим жемчужинам Пикколо, которые хранились в храме Ками подальше от загребущих рук, Гоку обратился в ребёнка. Он отправляется путешествовать по космосу с сыном Веджиты и собственной внучкой, в поисках этого самого нового жемчуга, который теперь разлетается по всему космосу. Ведь условие выполнения им желания — смерть планеты, на которой оно было загадано, если только его не соберут повторно и не загадают ему ещё одно где-нибудь на другой.

Новый сериал был принят зрителями тепло, но после нудной прошлой арки лайтовым путешествием в духе старого «DB» было тяжело по-настоящему зацепить аудиторию, и пришлось поскорее подходить ко второй арке. Именно она ближе всего подошла к уровню старых добрых, запустила цепь масштабных событий на Земле, ввела антагониста с личными счётами и планами на саян. Гоку получает очередную трансформацию, отрастив обратно саянский хвост, а заодно и шерсть, сражается с новыми антагонистами, которые приходят на Землю сводить счёты, — не только с главным героем, но и со всей его расой, — а под конец даже становятся результатом бездумного загадывания желаний пресловутому жемчугу.

Драконий жемчуг Супер[править]

Под эффектом с большой экспозицией никто не заметит кривые лица

Хронологически начинается до конца Зет, но уже после победы над Буу, — т.е. внутри самого сериала «Зет». Но чем дальше, тем больше кажется, что он где-то в своей параллельной реальности.

На Землю заявляется бог разрушения Бирус, который угрожает стереть планету, если там не окажется бойца, способного дать ему интересный бой[2]. Герои вдруг узнают, что ОКАЗЫВАЕТСЯ у их вида была ещё одна легенда про ещё одно легендарное превращение, которое наделяет саяна божественной Ки. Так Гоку с Веджитой начинают тренировки, чтобы превзойти сильнейших из сильнейших, — по ходу сюжета бросая вызов уже не необъятному причудливому миру, а лишь двенадцати тематическим группкам бойцов по интересам (размеры же обитаемой вселенной сужены до 28 планет с живностью). Назвали это красиво «12-ю Вселенными». Ну и надзитарелям всего этого бедлама, конечно, тоже, — будь то смертные или задуманные непобедимыми ангельские сущности.

Вас ждут: вся палитра расцветок саянских волос (красный, голубой, зелёный, белый); закадровые баффы старых и новых персонажей до уровня, который когда-то доставался потом, кровью и грыжей; антизлодеи... а нет, обыкновенные психи; управители вселенных с сомнительным КПД (впрочем, уже не новость); изрядно расшатанная логика повествования, что авторы предпочитают разгребать методом «навались!» или хитроумной тактикой уровня «соски в тиски!» как оправданием бесконечным рояльным победам, порой опуская свою планку ещё ниже, чем она была на начало сериала; и конечно же море «юмора», целиком построенного на том, что персонажи ведут себя совершенно абсурдно. Добавим сюда новенькую рисовку, ставшую современнее в плохом смысле этого слова, негласное главенство аниме над мангой, хотя они заметно между собой расходятся, и вот вам рецепт популярного продукта, стабильно раскупаемого новой фанбазой.

Аниме уже завершено (и пока продолжается только новыми фильмами) и фактически на всём своём протяжении не занималась почти ничем, кроме переосмысления на новый лад своих же старых сюжетов, а также «канонизацией» всего самого популярного из многочисленных не сочетающихся с основным сюжетом фильмов. В не так давно вышедшем в релиз фильме «Dragon Ball Super: Broly» — первом фильме, в авторах сценария к которому значится Акира Торияма, — умудрились адаптировать пять давно известных персонажей, вышедших из-под пера других сценаристов: Бардока с женой Гине, родителей Гоку и Радица; Броли с отцом Парагасом; и слияние Гоку с Веджитой, Годжиту. То ли ещё будет.

И многое другое...[править]

Такая крупная франшиза, конечно, включает в себя ещё массу продукции по мотивам, которая активно продвигалась и продвигается всеми лицами, занятыми при создании аниме и манги, даже если там совсем мало общего с основной серией. Вот примерный список тайтлов, к которым Торияма не имеет отношения:

  • полнометражные фильмы, которые или являются просто пересказом арки с небольшими изменениями, или вклиниваются где-то между арками; есть и для первого сезона аниме, и для второго, и для «Драконьего жемчуга Супер», всего 20 на 2021-ый год; злодеи, а то и трансформации, которые в них можно наблюдать, никогда не упоминаются в работах Ториямы, исключением является лишь фильм «Драконий жемчуг Супер: Броли»;
  • эпизоды-спешлы, некоторые основаны на главах-спешлах и повествуют о том, что осталось за кадром в манге; есть два спешла отца Гоку Бардока, спешл Гохана и Транкса из альтернативного будущего; также странные спешлы и OVA, где творится неизвестно что, вплоть до кроссоверов;
  • игра «Dragon ball Heroes» для игровых автоматов, к которой покупаются настоящие карты; у неё есть собственный сюжетец, который уже даже адаптируют в виде коротких аниме-сезонов, в основном крутится вокруг путешествий во времени и между параллельными мирами, так что здесь можно встретить любых персонажей и любые трансформации;
  • «Dragon Ball FighterZ», файтинг, копирующий механики «Marvel vs Capcom» и подобных игр; имеется сюжет, интересный разве что с точки зрения уникальных диалогов между персонажами перед боем;
  • игры «Dragon ball Xenoverse» и «Dragon ball Xenoverse 2», файтинги с зачаточным открытым миром, тоже есть свой сюжет, пул персонажей включает кого угодно откуда угодно;
  • «Dragon Ball Z: Kakarot», RPG в открытом мире класса B, по боевой системе тоже является файтингом; примечательна тем, что повторяет сюжет «Драконьего жемчуга Зет» во всех культовых сценах;
  • гача «Dragon Ball Z: Dokkan Battle», ищите сообщество ВКонтакте;
  • десятки других почивших игр, как то Tenkaichi Budokai, Fusions и пр., и пр.;
  • настольные игры, фигурки, фестивали и другие безобразия.

Примечания[править]

  1. Да, тот самый, который делал Tobal и Tobal 2. Но кто в наши дни помнит эти видеоигры-файтинги? Только узкие специалисты.
  2. Забавный факт: судя по всему, был персонаж, который мог дать Бирусу отпор похлеще Гоку, но на тот момент он, видимо, зависал за периферией авторской мысли и пропустил всё веселье.