Porco Rosso

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску


Porco Rosso
Porco rosso cover.jpg
Общая информация
ЖанрМагический реализм, военная драма
Автор первоисточникаХаяо Миядзаки
СтудияStudio Ghibli
РежиссёрХаяо Миядзаки
Когда выходил1992 г.
Длина серии94 минуты

Порко Россо (международное название Porco Rosso от ит. «красный свин», оригинальное японское название Курэнай-но бута, «малиновый свин») — одно из самых взрослых, серьезных и наименее популярных среди широких масс[1] аниме Хаяо Миядзаки. Выпущено студией Ghibli в 1992 году. Огромный оммаж авиации и кино ревущих двадцатых и не столь оптимистичных тридцатых годов XX века.

В «Порко Россо» есть все, что любит Миядзаки: старые самолеты, Италия, сильные женщины, свиньи. При этом в картине затрагивается много серьезных тем: ПТСР, становление фашизма, разочарование в людях, поиск себя.

В общих чертах основано на манге Hikotei Jidai (яп. «Век летающих лодок»), которую Миядзаки нарисовал в 1989 году. Изначально он хотел сделать легкую историческую комедию, которую показывали бы на рейсах Japan Airlines. Но потом началась война в Югославии, и получилась гораздо более мрачная история о ветеране Первой мировой войны.

Миядзаки еще в 2010 году подумывал о продолжении «Порко Россо», действие которого происходило бы во время гражданской войны в Испании. Но потом отказался от этой идеи.

Сюжет

Конец 1920-х годов, альтернативно-историческая Адриатика. Здесь процветает воздушное пиратство. А там где пираты, там и охотники за головами. Самый знаменитый из них — антропоморфная свинья Порко Россо.

Когда-то он был обычным человеком… ну почти обычным. Ветеран авиации Regia Marina капитан Марко Пагот был лучшим пилотом гидросамолета в Италии (а может быть и на всем Средиземноморье), летчиком-асом и единственным пережившим войну из своей эскадрильи. По не совсем ясным причинам (возможно от полнейшего разочарования в человечестве) после войны он вдруг стал свиньей.

После прихода к власти фашистов Пагот-Порко дезертировал и сбежал в соседнее с Италией прибрежное государство, вдохновленное Республикой Фиуме. Там он живет в палатке на необитаемом острове, выбираясь в люди только чтобы поохотиться на пиратов на своей красной летающей лодке, купить топливо, патроны и припасы да послушать как поет его давняя подруга, хозяйка популярного ресторана Джина.

Одна из пиратских банд, которой надоело страдать от рук непобедимого Порко, нанимает молодого наглого американца Кёртисса, чтобы тот разделался с итальянцем.

Кёртисс удачно ловит Порко, когда тот летит в Италию чинить свой самолет, и сбивает его. Охотник за головами выживает и добирается вместе с тем, что осталось от самолета, в Милан. Там на небольшой авиационной фабрике старый друг Марко и отец его бывшего сослуживца Пикколо вместе со своей безбашенной 17-летней внучкой Фио и кучей родни женского пола (мужчины все на заработках, а для женщин в Италии работы нет) перестраивает самолет так, что он становится лучше нового.

Порко встречается со своим старым другом майором Феррарином. Тот предупреждает, что у тайной полиции Муссолини к экс-капитану Паготу очень большой счет. Единственный шанс на прощение — вернуться в ряды ВВС. «Я лучше буду свиньей, чем фашистом», — отвечает Порко и несколько дней спустя сбегает из Италии. Вместе с ним летит Фио, которая хочет приключений и не хочет отпускать Порко в полет на не прошедшем испытания самолете.

Тем временем Кёртисс уговаривает Джину уехать с ним в Америку. Молодой нахал хочет сделать карьеру в Голливуде и мечтает стать президентом США. Трижды вдова Джина признается, что ей нужен только один мужчина, который упрямо не хочет приходить — Марко.

Когда Порко и Фио возвращаются на остров, где живет охотник за головами, их там поджидает засада пиратов. Фио взывает к совести и благородству банды, после чего уговаривает решить вопрос дуэлью между Порко и Кёртиссом. Если выиграет Порко, Кёртисс покроет его огромные долги перед Пикколо за ремонт самолета. Если победит Кёртисс, Фио выйдет за него замуж и уедет с ним в Америку.

Посмотреть на дуэль собирается куча народу. Пираты подумывают переквалифицироваться в букмекеров. Порко и Кёртисс не добиваются результата в воздухе и устраивают боксерский поединок без внятного результата. В процессе Кёртисс доносит до Порко очевидную для всех, кроме циничного и разочарованного в жизни свина истину: Джина все еще любит Марко Пагота, пусть он и свинья.

Тем временем, итальянские власти решают воспользоваться возможностью покончить и с пиратской вольницей под боком, и с ненавистным им дезертиром Паготом. Они отправляют эскадрилью гидросамолетов, чтобы разделаться с дуэлянтами. Кто-то (вероятно Феррарин) сообщает Джине о готовящемся налете, и она успевает предупредить собравшихся. Пираты и зрители бросаются врассыпную, а бывшие соперники объединяются, чтобы задержать фашистов.

Из эпилога мы узнаем, что Фио и Джина пережили Вторую Мировую войну. Фио строит реактивные самолеты уже в демократической Италии, а Джина по-прежнему пленяет сердца посетителей своего ресторана, несмотря на возраст. Бывшие воздушные пираты теперь благообразные старички в старомодных костюмах. Кёртисс покорил Голливуд, стал кинозвездой и успешным продюсером. А как сложилась дальнейшая жизнь Порко Россо, Фио никому не расскажет.

Что здесь есть

  • Аллюзия — множество, особенно в плане техники.
    • Кёртисс — это и пионер авиации Гленн Кёртисс, и знаменитый голливудский актер Тони Кёртисс.
    • Майор Феррарин основан на реальном итальянском пионере авиации Артуро Феррарине.
    • «Джина» — прозвище итальянского реактивного истребителя-бомбардировщика Aeritalia G.91
  • Бетти и Вероника — Фио (Бетти) и Джина (Вероника) для главного героя. С сильно прикрученным фитильком: явных романтических чувств ни к одной из них Порко то ли не испытывает, то ли не демонстрирует. Да и по типажу они скорее Пацанка и леди — юный сорванец-авиамеханик и инженер-конструктор Фио и элегантная зрелая бизнесвумен и певица Джина, которая ей в матери годится.
  • Блистательный соперник — обыгрывается с Кёртиссом. Молодой красавчик-американец, физически крепкий, талантливый и харизматичный — не чета толстому циничному мизантропу и в буквальном смысле слова свинье Порко. Но летает ветеран Первой Мировой лучше, да и в боксерском поединке оказался если не сильнее, то немного выносливее.
  • Дизельпанк — с очень сильно прикрученным фитильком. Некоторые особо монструозные самолеты в кадре — художественное преувеличение реальных уродцев, летавших в 1920-е.
  • Добродушный толстяк — с прикрученным фитильком. Порко однозначно толстяк, но вот его добродушие надо разглядеть за маской мизантропии.
  • Злодей-недотёпа — банда воздушных пиратов Mama Aiuto. Они даже со взятыми в заложницы девочками из младших классов справиться не могут, куда им до ветерана Первой мировой… А уж как ими командует 17-летняя Фио — любо-дорого глядеть.
  • Знают именно за это/Аниме и Манга — знаменитый бронебойный ответ Порко на совет Феррарини вернуться на службу.
« Лучше быть свиньей, чем фашистом »
— капитан Марко Пагот доходчиво объясняет свое отношение к фашистской Италии
  • Красный Барон — «Красный свин» — очевидный оммаж оригинальному «Красному барону» Манфреду фон Рихтгофену. Также в некоторой мере — Роберто Оросу ди Бартини, советскому авиаконструктору аристократического итальянского происхождения, которого тоже называли «Красным бароном».
  • Круто, но непрактично — SIAI S.21[2] Порко Россо. Построен в единственном экземпляре. Не пошел даже в малую серию как спортивный самолет, потому что очень уж сложный в управлении. Взлет и посадка даже для такого аса как капитан Пагот — проблема, во время побега из Милана Порко едва не угробился, если бы не установленные Фио триммеры элеронов. Зато в воздухе ему равных нет.
  • Крутой водила — Порко не только в воздухе крут. Он умудряется проделать полицейский разворот на седельном тягаче!
  • Нижнее бельё вместо купальника — Фио после разговора с пиратами снимает напряжение, бросившись плавать в море в нижнем белье. Порко, хоть и свинья, но как истинный джентльмен отворачивается.
  • Оливы, макароны и серенады — Милан при фашистах не самое приятное место.
  • Открытый финал — в эпилоге Фио рассказывает, что случилось со всеми основными персонажами… кроме главного героя. Она знает, просто не хочет делиться чужим секретом.
  • Поцелуй истинной любви — Фио пытается применить этот троп к Порко. Как он и предполагал, не сработало. Только смутила свина до красноты.
  • Ружьё Чехова — чтобы сделать место механика, Фио пришлось снять один из курсовых пулеметов S.21. Потом, во время дуэли с Кёртиссом, оставшийся пулемет заклинивает, а второго-то нет!
  • Смешные деньги — вознаграждение Порко выплачивают буквально чемоданами местной валюты. Видимо, курс ее пребывает на дне моря.
  • Супруг-рецидивист — обыгрывается для трагедии. Джину интересует только один тип мужчин — пилоты гидросамолетов. И за 11 лет она потеряла уже троих мужей-летчиков. Первого — через два дня после свадьбы. Последнего ждала три года, пока останки пропавшего без вести летчика не нашли в индийских джунглях.
  • Технический пацифист — капитан Пагот свое отвоевал. Порко Россо — не солдат, а охотник за вознаграждением. Он не убивает пиратов, он выводит из строя их самолеты, давая возможность для аварийной посадки. Да и в дуэли с Кёртиссом старается не стрелять по его самолету, чтобы случайно не убить оппонента. Зато против боксерского поединка ничего не имеет.
  • Техническое порно — сектор газа до упора. Самолеты прорисованы с множеством деталей и с любовью, да и единственная сцена автомобильной погони тоже очень детализированная. Это 1992 год, никакой компьютерной графики, все вручную!
  • Торговец оружием — Порко покупает новый пулемет и патроны у подпольного торговца оружием. Хотя перед дуэлью с Кёртиссом Пагот проверяет все патроны, пулемет все равно заклинивает.

Примечания

  1. Зато культовое среди любителей авиации и Интербеллума
  2. На самом деле больше похож на гоночный Macchi M.33, хотя со многими отличиями от прототипа