Блистательный соперник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Always Someone Better. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

»
— Эталон тропа от Нашего Всего

У героя есть соперник или противник. Неважно, в каком деле: в спорте, расследовании преступления или борьбе за сердце возлюбленной. Важно, что этот соперник его превосходит. Он намного красивее, умнее, богаче, популярнее, талантливее, имеет за спиной яркие победы и достижения, обладает интересными навыками и т. д.

Понятно, что герою надо приложить все силы, чтобы побороться с ним на равных, и победить получается далеко не у всех. Иногда соперник даже не воспринимает протагониста всерьёз, тогда выходит троп Одностороннее соперничество или даже Моська лает на слона.

Бывает, что герой дорастает до соперника по ходу произведения. Тогда соперник, привыкший быть лучшим и не желающий терять позиции, может прилагать усилия для устранения конкурента: от небольших интриг до прямого убийства. Если же он встречает героя с открытым забралом и вступает в честную борьбу, то ситуация перетекает в троп Достойный противник.

Возможно пересечение с тропами Бетти и Вероника, магнит для противоположного пола, бой-девка против альфа-суки, чувствительный парень и брутальный мужик.

Подтроп, завязанный на физическом противостоянии (в спорте, бою и т. д.), — Давид против Голиафа.

При утоплении педали в пол получается Злая Сью.

Примеры[править]

Театр[править]

  • А. Н. Островский, «Бесприданница» — богатый и обаятельный Паратов для всех мужчин, которые интересуются Ларисой, но прежде всего, конечно, для бедного, не очень умного и не умеющего себя подать Карандышева.

Литература[править]

  • «Белоснежка и семь гномов» во всех вариантах (см. эпиграф) — мачеха завидует красоте падчерицы (пока та не подросла, первой красавицей в целом свете была она сама).
  • Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр» — светская красавица Бланш Ингрэм для бедной дурнушки Джейн. С прикрученным фитильком: Рочестер не собирался жениться на Бланш, а видимость отношений с ней создавал, чтобы проверить чувство собственного достоинства протагонистки.
  • Дафна Дюморье, «Ребекка». Представьте, что предыдущая жена вашего мужа — ходячее воплощение красоты, стиля, гостеприимства… Образец тропа, эталон, возможный кодификатор. И ничего, что Ребекка — посмертный персонаж. Главной героине, затюканной сравнениями с ней, от этого ничуть не легче.
  • А. И. Куприн, «Молох» — Квашнин для Боброва. Первый сказочно богат, щедр, готов исполнять желания не только Нины, но и всей Нининой семьи. Второй способен предложить девушке только разговоры о высоком, не больно-то ей и интересные.
  • Ю. Олеша, «Зависть» — сразу две пары героев. Братья Бабичевы: Андрей (герой гражданской войны, а ныне крупный чиновник) и Иван (изобретатель-неудачник). И претенденты на внимание Ивановой дочери Вали: Володя Макаров (известный футболист, красавчик и всеобщий любимец) и Николай Кавалеров (потерявшийся в новой жизни интеллигент без определенного рода занятий). Протагонист в этой повести Николай, который воспринимает и Володю, и Андрея как Злых Сью. От той самой зависти.
  • Т. Харрис — доктор Ганнибал Лектер. Очень умный. Невероятно образованный — его лекция о Данте впечатлила самых известных и придирчивых специалистов. Всегда спокойный и хладнокровный. Мастер импровизации. Обладатель запредельного умения воздействовать на людей и манипулировать ими. Даже его обоняние куда острее обычного человеческого. В целом добрый доктор воспринимается как то ли вампир, то ли вельможа-фейри среди людей.
  • Эдуард Успенский, «Любимая девочка дяди Фёдора» — та самая девочка Катя. Красива как Барби, прекрасно рыбачит, не по годам разбирается в маркетинге, сочиняет стихи экспромтом и ещё много чего умеет. К тому же несколько лет прожила в Америке и видела там немало интересного. Вот только злодейка она лишь в глазах ревнивых Шарика и Матроскина, а на самом деле — просто хорошая девчонка с небанальным набором навыков.
  • Ник Перумов, «Воин Великой Тьмы» — Атор, лучший воин всея Халлана и телохранитель Владычицы. И пусть под конец выяснилось, что он был лишь мерзавцем и тираном, помыкавшим узурпаторшей, но для заочно влюблённого в её образ протагониста Трогвара, до самого поединка с ним оставался именно блистательным соперником.
  • Джордж Мартин, «Песнь Льда и Огня» — для Станниса таким был старший брат, которому всё давалось легче и быстрее. Вышло плохо для обоих: Роберт отрастил немереный козлизм, а Станнис — таких же размеров комплексы.
  • Дарья Донцова, цикл о Виоле Таракановой — писательница Милада Смолякова. Виола изо всех сил делает карьеру писательницы, добивается кое-каких успехов, но у Милады всегда и тиражи выше, и внимания журналистов больше, и работоспособность запредельная, а уж народной любви столько, что на семерых Виол хватило бы.
  • Вениамин Каверин, «Много хороших людей и один завистник» — художник, отец главной героини Тани, для Великого Завистника. В общем, Завистник потому и стал Завистником, что с детства всегда был на шаг позади своего приятеля.
  • Валерий Медведев, «Свадебный марш» — главный герой Валентин отказался жениться на своей девушке Юле, а всего через пару недель та объявила, что выходит за другого. Шокированный Валентин думает, что его соперник — блестящий мажор Эдик, спортсмен и студент МГИМО: друг героя видел, как тот привёз девушку на дачу на своей машине с букетом цветов. Но вскоре становится ясно, что герой не на того подумал, и его настоящий соперник ещё круче — это отец Эдика, 38-летний дипломат.
  • Людмила Матвеева, цикл романов про 5-9 «А» — дважды:
    • «Коварство и любовь в 9 „А“» — молодой учитель физики для Димы, Арбуза, Алексеева и Саши. Высокий, красивый, с юмором, разбирается в рок-музыке… И вскоре очень бесславно заканчивает карьеру.
    • «Невеста из 7 „А“» — Дима Маскин узнаёт, что у него появился соперник, очень талантливый повар, который ещё техникум не закончил, а уже зарабатывает бешеные деньги на обслуживании элитных мероприятий. Это оказалась имитация романа — интриганка Юля просто хотела заставить Диму поревновать.
    • В этом же цикле на протяжении всех книг бедняге Адынину по прозвищу Арбуз приходится мириться с мыслью, что Ксенечка, которая давно и стабильно ему нравится, влюблена не в него, а в солиста популярного бойз-бенда (в котором угадывается Андрей Григорьев-Аполлонов). Встречается она, правда, все-таки с Арбузом, но это потому, что до кумира не дотянуться.
  • Надежда Опрышко, «Кумир мой, кумир мой…» — молодой, но уже известный и блестящий актёр Илья Игрин для симпатичного и порядочного, но скромного студента Сергея Скалова. К счастью для последнего, идол разбился, и девушка Катя, из-за которой весь сыр-бор загорелся, предпочла Сергея, как человека более надёжного.
  • Стивен Кэрролл, «Венецианские сумерки» — знаменитый виолончелист Паоло Фортуни для скромного начинающего музыканта Марко. В итоге девушка Люси, за сердце которой они боролись, не досталась ни тому, ни другому и уехала из Венеции.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — Палпатин в фильмах периода приквелов для Ордена джедаев. В способностях Силы и мастерстве фехтования не уступает лучшим из джедаев, в способностях искать союзников превосходит их на голову, а в политических интригах уделывает орден, как слепых котят.
    • Скорее, так в расширенной вселенной, да и то спорно. В фильмах же больше похоже на другой троп, которому от всей души подыгрывает сценарист. Про девятый же кусок эпизод лучше не будем.
  • «Разные судьбы» — двойной отыгрыш тропа! Красавица Таня для простушки Сони (в борьбе за сердце Степана). И талантливый, богатый, знаменитый композитор Рощин для Феди и того же Степана (в борьбе уже за сердце Тани).
  • «Не могу сказать „прощай“» — Марта для Лиды. Красавица-бухгалтерша очень выигрышно смотрится на фоне пацанки, которая целыми днями пашет за баранкой грузовика. Да и вообще на фоне местных девчонок-работяжек выглядит как райская птичка.
  • «Покровские ворота» — молодой, веселый, бойкий и перспективный Костик для пожилого, выпивающего, не очень удачливого Аркадия Велюрова. Не поделили они хорошенькую молодую пловчиху Светлану.
  • «Рок-н-ролл для принцесс» — внезапно принцесса Ори, которая явно не задумывалась как злодейка. Перфекционистка до мозга костей, для которой выиграть абсолютно не нужный ей турнир — дело чести. И ничего, что главный приз (принц) ей даром не сдался. И что одна из конкуренток искренне в него влюблена, а другой он нужен, чтобы выйти из крайне бедственного положения. Ори в поддавки играть не станет просто потому, что «ничего не умеет делать плохо».
    • В финале дарит принцессе Тюле волшебные туфельки, в которых много лет назад вышла замуж ее мама, тем самым помогая именно Тюле победить.
  • «Пурпурная роза Каира» — сложная игра с тропом. Официантка Сесилия, разочаровавшаяся в муже, влюбляется в вымышленного персонажа — романтичного красавчика-археолога Тома Бакстера. Однажды происходит чудо, и герой сходит с экрана, чтобы предложить Сесилии свою любовь. Но вскоре оказывается, что он не приспособлен к жизни в реальном мире, и Сесилия разочаровывается и в нем тоже. Тем временем из Голливуда приезжает актер, сыгравший Тома, чтобы вправить мозги персонажу и вернуть его в фильм. Для этого ему надо добиться, чтобы Сесилия бросила Тома, и уже ему самому приходится стать блистательным соперником для собственного персонажа…
  • «Последний богатырь: корень зла» — Финист Ясный Сокол для главного героя Ивана. Иван, хоть и сын Ильи Муромца, никак не может ощутить в себе богатырскую силу, а Финист — лучший из богатырей, самый сильный и ловкий, к тому же красивый и острый на язык. До кучи Финист начинает заглядываться на Ванину невесту Василису, и противостояние героев переходит в острую фазу…
    • В первом фильме франшизы выясняется, что Добрыня воспринимал как блистательного соперника Илью Муромца, хоть и изображал дружбу с ним. Зависть к Илье и толкнула его на путь тьмы.
  • «Круэлла» — баронессу-кутюрье начинает буквально бомбардировать дерзкими перформансами молодая, блестящая, очень талантливая конкурентка, в которой та не может признать свою скромную помощницу Эстеллу.

Мультфильмы[править]

  • «Чемпион» — прославленный лыжник Волк, с которым предстоит соревноваться главному герою Бобику.
  • «Шрек» — таким поначалу выглядит принц Чарминг, но быстро выясняется, что он дурак и подлец.
  • «Том и Джерри» — соперник Тома Мистер Бутч из серии «Блюз грустного кота». Богат, самоуверен, обаятелен, ездит на километровом лимузине, дарит кошечке парфюм цистернами и бриллианты, на которые без маски сварщика не взглянешь. Переиграть Бутча Тому не удалось.
  • «Смешарики»:
    • Серия «Новогодняя сказка», где Бараш, к ужасу Нюши, поддаётся массовому помешательству и влюбляется в заезжую красавицу Тигрицию.
    • Серия «Массы и расстояния», где Нюша, в свою очередь, вызывает у Бараша ревность к своему кумиру, знаменитому певцу Микки Полю.

Аниме и манга[править]

  • Naruto:
    • Изначально для Наруто таким был Саскэ; желание превзойти надменного мрачного одиночку, лучшего во всём, было почти главной движущей силой его тренировок. Однако примерно с момента совместной атаки Деревень Звука и Песка Саскэ замечает, что Наруто заметно поднял уровень крутизны, отчего роли в соперничестве меняются. Неуверенность в своих силах, которая возникает у Саскэ, в конечном счёте толкает его на сторону зла.
    • А вообще, эта история повторяется из поколения в поколение: для Обито таким же блистательным соперником был Какаси, для Дзирайи — Оротимару, для Дандзо — Хирузен (Третий Хокагэ).
  • «Порко Россо» Хаяо Миядзаки — Кёртисс: харизматичный красавец, ловелас, атлет, прославленный лётчик от Бога. На фоне мрачноватого и неразговорчивого Марко «Красного Свина» Паготта, с его лишним весом и (буквально) свиной физиономией, а также сомнительной славой и проблемами с законом, действительно смотрится много выигрышнее. А то, что как пилот Красный Свин оказывается лучше, и первый проигрыш был не в счёт — зрители узнают только на соревнованиях. Да и в импровизированном боксёрском поединке Марко, будучи явно хуже как боец, тем не менее, продержался с Кёртиссом на равных.
  • Familiar of Zero — два примера.
    • Для Сайто в борьбе за Луизу таким является виконт Вард: красивый и импозантный дворянин, равный Луизе по статусу, маг, прекрасный боец, явно не за красивые глаза назначенный капитаном Рыцарей Грифона. Как вишенка на торте — он официальный жених Луизы, а их свадьба ещё и выгодна её семейству. К счастью для Сайто (или нет, учитывая взрывной характер избранницы), идол разбивается в особо циничной форме.
    • Луиза же так воспринимает принцессу Генриетту, положившую на Сайто глаз. Логика в этом есть: что может младшая дочь знатного дома в сравнении с принцессой, которая по мановению руки может наделить избранника землями и титулами? А ещё у неё грудь больше.

Музыка[править]

  • Тимур Шаов, «Романс-посвящение автомобилю „ВАЗ-2109“». Лирический герой мечтает подъехать к любимой женщине на «девятке», угостить коньяком и сосисками, подарить её коту рыбки, тестю — бензонасос, а тёще что-нибудь попроще, чтобы не баловать. Но тут появляется конкурент — нахал на «Феррари», который даме купил ананасы и виски, коту — осетра, тестю — пианино, а тёще — песцовую шубу. «Мораль этой басни, ребятки — уже не престижны „девятки“!».
  • Иванушки International, «Билетик в кино». Герой смиряется с тем, что симпатичная ему девушка влюблена в персонажа фильма, с которым простому пареньку не сравниться.