Магический реализм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magic Realism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Магический реализм — художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. Может быть выражен как в сверхъестественной сути каких-то персонажей, так и в сюрреалистической атмосфере.

Большинство латиноамериканских авторов XX в. писали в этом направлении. Произведения, написанные на других континентах, сложнее определить, потому что они часто размещаются на грани фэнтези, поэтому стоит помнить следующее:

  1. Это реализм. Действие таких историй происходит в нашем мире, в историческом прошлом или настоящем. Всевозможные миры, где эльфы и вампиры живут бок о бок с людьми — это не наш жанр.
  2. Он магический. Волшебство в реалистическом мире — это чудо. Даже если волшебство внутренне непротиворечиво, оно никогда не объясняется. Всевозможные школы волшебства и заклинания — это не наш жанр.
  3. Персонажи никогда не оспаривают логику магических элементов. Зачастую никакого удивления у них нет. Они даже могут не обращать внимание на творящиеся чудеса. Если персонаж при виде чуда срочно вызывает людей в чёрном — это не наш жанр.

Жанр очень плотно переплетается с низким фэнтези (т.е. фэнтези, где действие происходит в реальном мире, в том числе городским). Границу можно провести по вопросу: происходящее — это чудо или элемент устройства мира? Скажем, чудесный целитель: он закончил школу магов-целителей, и в неё можно поступить? Это фэнтези. Он просто творит чудеса, потому что иначе и быть не может? Магический реализм.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Упомянутые латиноамериканские авторы. Южноамериканский МР имеет свою специфику. К примеру, большинство главных героев там негры или индейцы — выразители латиноамериканской самобытности. Также одной из ключевых тем является несоответствие мировоззрения коренного населения Южной Америки с мировоззрением западного общества.
    • Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес с его романом «Сто лет одиночества» является самым ярким представителем литературы этого континента.
    • Отдельная песня — Карлос Кастанеда. Воспринимать учение дона Хуана как руководство к действию — удовольствие сомнительное, ибо самообман, но книжки, особенно ранние, читаются как прекрасный образец жанра.
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — роман иногда относят к этому жанру.
  • Стивен Кинг, «Зелёная миля».
  • Филиппа Грегори, «Белая королева». Вполне исторический роман о Войне Роз, но главная героиня, Элизабет Вудвилл, считает себя потомком феи Мелюзины и чувствует свою связь с водной стихией. Читателю остаётся гадать: Эдуард IV влюбился в протагонистку сам по себе, или тут сыграло роль колдовство её матери? Элизабет наслала шторм, которые не позволил кораблям Уорвика войти в Кале - или буря разыгралась по естественным причинам? Окончательного ответа нет.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Магический НИИЧАВО и творящиеся вокруг него чудеса поначалу удивляют протагониста, однако позже он привыкает к ним, как и все жители городка. Сотрудники института не скрываются, к ним приезжают журналисты, их изобретения внедряются в быт. И вообще это вполне обычные учёные, со всеми положительными и отрицательными вытекающими. Только волшебники.
  • Французский писатель Марсель Эме, рассказы «Человек который умел проходить сквозь стены», «Сабины», «Ключ под циновкой», «Мартен сочинитель романов», романы «Зелёная кобыла» и «Красавчик» (и другие). Все эти произведения объединяет один и тот же приём: в повседневную жизнь вносится небольшой элемент магического реализма. Иногда буквально один элемент «однажды великосветский взломщик сбежал со страниц детективного романа», «герой внезапно и без объяснений становится красавцем», «герой умеет проходить сквозь стены». Иногда чуть больше — в «Сабинах» кроме самой главной героини, которая умела одновременно находиться во множестве тел, появляются обсуждающие её судьбу господь Бог с ангелами, а в «Зелёной кобыле» кроме собственно необычных свойств кобылы есть эпизод, в котором герои приходят на кладбище и выслушивают жалобы похороненных там предков. При этом, как и положено в тропе, происходящие чудеса никак не объясняются и никого не удивляют.
  • В. Орлов, «Альтист Данилов». Полудемон живёт в Москве почти как самый обычный обыватель, играет в оркестре на альте. Для него «купание в молниях» и поход в пивную — явления приблизительно одного порядка.
    • А ещё в Москве живёт масса других магических существ, которые скрывают своё существование от людей. По сути это просто городское фэнтези.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Англия периода наполеоновских войн, только с магией и эльфами.
  • «Буря в летнюю ночь» Пола Андерсона. А здесь уже Гражданская война.
  • «Мифогенная любовь каст». Всё-таки МР или городское (низкое) фэнтези? Что такое психоделика и медицинская герменевтика от живописцев?
  • Генри Лайон Олди, «Нам здесь жить». Для живущих в городе большую часть жизни после Большой Игрушечной нет ничего странного в том, чтобы усилить напор в водопроводных трубах принесением жертвы св. Никите Новгородскому. На конфорке плиты. Или в приглашении сперва батюшки для освящения новой машины, а потом Тех-ника для её же заговора.
  • Романы Мураками. Например, в «Хрониках Заводной птицы» описывается современная Япония, но при этом главный злодей — псионик, использующий свою сестру как усилитель своих способностей (разумеется, с неприятным инцестуальным душком). А главный герой — мало того что, неожиданно для себя самого, псионик-целитель, так ещё и периодически попадает в «отель» — странное и жутковатое место, находящееся, видимо, вне нашей реальности.
    • Обоих Мураками, или же всё-таки только Харуки? Впрочем для японской литературы это характерно. Кобо Абэ, Акутагава.
  • А. Сапковский, «Сага о Рейневане». Действие происходит в реальных Чехии и Силезии XV в. Существует магия ведьм, зелья, оборотничество, тот самый пражский голем, под конец случается даже явление архангела. Никого из обитателей мира наличие мистики не шокирует — как и реальные люди того времени, они верят в колдовство и нечисть. По ходу сюжета не происходит ничего такого, что радикально поменяло бы историю Земли и не превратилось к нынешней эпохе в рассказ о чуде или миф.
  • Константин Леонтьев, «Дитя души». На основе греческого и молдавского фольклора. Вроде как действие происходит где-то на оккупированных турками землях, но к сюжету быстро добавляются сказочные элементы. В дальнейшем протагонист и дьявола встречает, и попадает в чисто фэнтезийный мир, магия и чудеса уже повсюду, но никто ничего не замечает (родители шлют Петро записки, он передаёт ответ с гонцом).
  • Пимен Карпов, «Пламень». Мистические переживания героев могут оказаться их галлюцинацией, учитывая, какой образ жизни (сектантский, пьяный, оргиастический) ведут большинство из них. А могут и не оказаться, роман по сути лютый хоррор и сюр.
  • Некоторые из произведений Леонида Андреева. Что есть Красный Смех? Что есть Бездна? Что случилось с Василием Фивейским? Сюжет балансирует на грани мистики или же её содержит.
  • Мариам Петросян «Дом, в котором...» Дом полон чудес, необъяснимых и мистических, но его обитатели не воспринимают это как «о боже, вызывайте охотников за привидениями» — они полностью привыкли к такому образу жизни.
  • Владимир Дрозд, «Ирій» (это древнеславянское представление вечно тёплого мира, куда отходят души и зимующие птицы, змеи). Жанр этой повести определяют, как «химерна проза» - украинский аналог магического реализма. Мир, в котором субъективное восприятие человеком (возможно, только главным героем) событий вокруг него влияет на сами события, при этом, зачастую — доводя происходящее до абсурда: примером, в одной из глав, пока главный герой наблюдал за своей неразделённой любовью возле катка, его буквально замело, он буквально замёрз и впал в анабиоз до самой весны (и после того, как он очнулся, окружающих беспокоило не то, что он пропал на два месяца, а исключительно его неопрятный вид). В остальном — вполне соответствует реальному миру времён действия повести.
  • А.Иванов, А.Устинова «Команда отчаянных» — современная на момент написания романа Москва рубежа девяностых-нулевых, обычная школа… и чудесный дар одной из героинь Марго, способной по камушкам предсказывать в общих чертах будущее, что является одной из составляющих в раскрытии героями преступлений. Также «Загадка сапфирового креста» делает отдельный упор на мистику — в ней герои уже сами пробуют гипноз (со спорным результатом), на жертву якобы навели порчу, а помогает героям некая Дарья Максимовна, которая таинственно исчезает из всех бумаг сразу после конца расследования.

Кино[править]

  • «Кто подставил кролика Роджера» — мультяшки, т. е. нарисованные существа, живут бок о бок с людьми и никого этим не смущают. Есть даже особая локация Мульттаун, состоящая целиком из «красочной материи».
  • «Трасса 60» — концентрированный образец жанра.
  • «Крупная рыба» — тоже эталон.
  • «Приключения пана Кляксы» — в кино выражено лучше, чем в литературном первоисточнике.
  • «1612» — фильм в целом реалистический, повествует о Смутном времени в России, но единорог является гармоничным элементом мира. В него не верят, но так же русские XVII в. могли не верить в существование жирафа или кенгуру. И если единорога ещё можно списать на видение, то уроки, который давал главному герою его мёртвый хозяин, на сон или видение списать уже вряд ли получится.
  • «Чародеи» — в этом мире официально существует институт волшебства НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг), в котором работают ведьмы и колдуны (прототипом послужили произведения Стругацких о НИИЧАВО, так что неудивительно).
  • «Яркость» — в одном мире с людьми живут орки, эльфы и кентавры, есть и магия.
    • Это просто фэнтези в современном антураже. «В одном мире с людьми есть орки, эльфы и магия» — так можно описать даже «Властелин колец».
  • «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего в зоне военных действий в Луганске. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-клоуны «Шарапов» и «Жиглов» из цирка «Лунатики», и за этим читается намёк на ужасы войны. На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру.
  • «Пена дней» по одноимённому роману Бориса Виана.
  • «Корпорация „Святые моторы“».
  • «Фонтан» Аронофски (да и вообще элементы нередки в его творчестве)

Телесериалы[править]

  • «Викинги» — очень интересно сделано. Главные герои — норманны, язычники, которые искренне верят в присутствие рядом с собой богов — Тора, Локи, Одина, Фрейи… Поэтому, когда начинают происходить в поначалу довольно «реалистичном» сериале мистические события — вещие сны у троих женщин, сбываются предсказания жреца, героев (Рагнара, Ательстана, Флоки, Ролло) посещают странные видения и даже, возможно, боги из саг ходят не узнанными среди людей, дабы испытать их — всё это не выдумки, а правда жизни для этих людей, часть их мира.
    • Не возможно, а таки ходят. О смерти Рагнара его сыновьям сообщил лично Один, включая тех, что в этот момент были в Средиземноморье.
  • «Фарго» — в сюжете есть ряд намёков на мистику и паранормальные явления (НЛО, загадочный боулинг-клуб, наёмный убийца Лорн, про которого намекается, что он не вполне человек), однако они всегда остаются слегка «за кадром», играют роль скорее художественного приёма, и никогда не получают развития в виде попыток их расследовать.

Мультфильмы[править]

  • «Казаки» же! Наряду с историческим инквизитором Торквемадой, Анной Австрийской и кардиналом Ришельё — вполне реальные черти, инопланетяне, ковёр-самолёт и античные боги.
    • Если записывать любые приключения с фантдопущением в «реализм», им окажутся даже «Пираты Карибского моря».
  • «Князь Владимир» — работают напрямую и молитвы, и языческая магия. Всё воспринимается героями как должное.
  • «Необыкновенное путешествие Серафимы» — субверсия. Дореволюционный мир был в жанре сабжа, но при государственном атеизме люди перестали верить в Бога, и потому мистика «загоняется» на уровень урбан-фэнтези.
  • «Фильм, фильм, фильм» — аверсия. Никакой магии, конечно, нет (кроме пресловутой «магии кино») — только очень гротескное и во многом метафорическое изображение съёмочного процесса. Но намеренно показано, как сабж (чего только стоят Баба-Яга и курящий скелет).

Мультсериалы[править]

  • «Эй, Арнольд!» — история рассказывает об обыкновенном мальчишке, Арнольде, его друзьях и знакомых, которые живут простой жизнью в тихом городке. Вот только иногда попадаются такие странные персонажи, как Человек-голубь, канализационный король и т. д. Также намекается, что некоторые городские легенды могут быть правдой (например, история о поезде-призраке).
  • «Финес и Ферб». Просто «Финес и Ферб». Викинг в современном городе, горшочек с золотом у края радуги, реальное становление вампиром, потерявшие ключ зажигания от своей тарелки инопланетяне — обыденные вещи.
  • «Дарья» — где-то по одной серии в сезон. То к Дарье за помощью заявляются вполне человекообразные праздники, то одна из рассказанных городских легенд (причём единственная раскритикованная!) оказывается реальной… Хотя внутри фэндома есть крепенький обоснуйчик — девица-то МТА, и в одной серии её писанину уже вставляли в видеоряд. Такой обоснуй катапультирует эти серии в шоу внутри шоу.
  • «Гриффины»: то бог появится, то сама Смерть, то ещё что-нибудь…
  • Аналогично и в «Южном Парке».
  • «Ugly Americans» — нарочитое обыгрывание тропа с подсветкой. Фабула сюжета: в Америке рядом с людьми живут демоны, зомби, монстры, но при том жизнь изображена нарочито обыденно. Мистические существа пашут в офисах, платят кредиты, ругаются с мужьями и жёнами и т. д. и т. п.
  • Star vs. the Forces of Evil — дом Диасов оброс фэнтезийными башенками, Марко выгуливает щенков с лазерным взглядом, учительницу превратили в тролля… и это никого не волнует. Школьная альфа-сука так вообще с презрением обращается к Стар «Эй ты, волшебница или как там тебя!»
  • «Супер Монстры» — никого не смущает, что главные герои вообще-то монстры.

Комиксы[править]

  • «Джо-варвар». Приключения в Комаляндии мальчика, страдающего от сахарного диабета.
  • «Я убиваю великанов». Классический образец: героиня живёт обычной реальной жизнью... и убивает великанов, символизирующих её проблемы.
  • «Три тени»

Аниме и манга[править]

  • Lucky Star — сериал окунается в это один раз, когда к главной героине приходит её покойная мать в виде призрака.
  • Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai — именно так всё и происходит. С героями происходят весьма странные вещи, но сверхспособностями это вряд ли назовёшь (шрамы на груди и раны от буллинга в сети?) — формально их все объединяют в т. н. «пубертатный синдром», но объяснения, почему и как это происходит, заканчиваются на аналогии ситуаций пострадавших с физическими феноменами вроде квантовой запутанности и существами вроде демона Лапласа. Да, в итоге кое-кому удается помочь, но строится это на разрешении кризисов, которые переживают пострадавшие, и абсолютно не научно.
  • «Порко Россо». Вполне реалистичный контекст межвоенных лет, но при этом главный герой — лётчик, превратившийся в антропоморфную свинью. Данный факт всеми персонажами воспринимается как нечто вполне обыденное.
  • Основной жанр позднего Макото Синкая, в частности «Твоё имя» и «Дитя погоды». Объяснение чудес не дано прямо, но подразумевается, что религиозное. Пополам с низкое фэнтези, так как для героев чудеса всё же удивительны, но они быстро приспосабливаются.
  • «Фронт с натёртыми мозолями: Война ведьмы Васеньки» — двухтомник Хаями Расендзина, отправляющий персонажей русского фольклора (и не только — например, в качестве антагониста выступает эльфийка-эсэсовка, а ближе к концу появляется пражский голем) на Вторую мировую войну.
  • «Первая любовь в потерянном времени» — герои строят теории, что вызывает «потерянное время», но выясняется лишь причина его появления: героине необходимо было поговорить с отцом, который упорно избегал её из-за болезни, не желая рисковать благополучием себя и своей новой семьи. А герой оказался вовлечён в «потерянное время», потому что Шиномия регулярно видела его из окна больницы и нарисовала в своём альбоме — но он всё равно сыграл ключевую роль в истории, уговорив отца встретиться с дочерью.
  • «Biorg Trinity» — герои живут в одном городе с биобагами — существами, способными поглощать неодушевлённые и не очень предметы и перенимать их отличительные особенности. Впрочем, такое соседство давно никого не удивляет, что подсвечивается уже в первой главе, когда главный герой ищет утонувший в реке телефон, не обращая внимания на проплывающее по этой же реке огромное чудище, а ещё через несколько страниц персонажи ведут непринуждённую беседу на фоне сражающихся над городом кайдзю.
  • Wonder Egg Priority
  • «Princess Tutu» — в городке Кинкан, после того, как его затянуло в сказку, постоянно творится какая-то чертовщина: часть жителей является антропоморфными животными, в пригороде есть бездонное озеро, в котором вполне можно дышать, кукла-ювелир с шарманкой продаёт драгоценности, периодически по улицам носятся сказочные принцессы... А жители не обращают на это особого внимания. Хотя кто-то нет-нет, а задастся вопросом «А разве наш лидер всегда был электрическим угрём?»

Видеоигры[править]

  • Мор (Утопия) — вроде бы просто Россия начала XX в. Сибирский городок посреди степи, охваченный эпидемией. И тут: истекающие гноем заражённые дома, облака чумы в виде ангелов, степняки-одонги, выползшие из глубин зловещей долины, шабнак-адыр (Мара) и Многогранник.
  • Серия Age of Empires. Несмотря на то, что она в общем и целом историческая, в ней проскальзывают мистические элементы. Например, во второй части, если играть кампанию за викингов, ваши корабли в океане будет топить неведомая сила. В третьей части есть мистический источник вечной молодости.
    • А чего стоят жрецы/монахи с их чудесным лечением и обращением вражеских юнитов.
  • Пошаговая Legends of Eisenwald. На первый взгляд обычное позднее Средневековье и грызущиеся германские феодалы, но и сверхъестественное случается. Нарочито-«реалистичное», приземлённое, на уровне тогдашних суеверий про колдовство и нечистую силу.
  • «Цезарь 3». Если строить много храмов и часто проводить фестивали, то боги тоже будут одаривать игрока различными благами. Марс так вообще может умертвить всю вражескую армию на подходе к городу. Но горе тому правителю, который станет экономить на «опиуме для народа»…
  • Metal Gear — во все поля. Психо-Мантис, который использует и телекинез, и телепатию, и вообще кто он такой? А Фортуна откуда обладает способностями к отражению пуль (что, в общем-то, подсвечено перед её смертью). А Боль откуда умеет так руководить пчелами? Никто даже не задается этими вопросами, все понимают, что так и должно быть.
  • Kentucky Route Zero. Главный герой по пути встречает призраков, человекоподобных роботов, мальчика, братом которого является гигантский орёл, по ночам переносящий здания из одного места в другое (команду главных героев он тоже захватит), путешествует по, собственно, таинственной нулевой трассе, пролегающей под землёй. Она действительно имеет форму круга, но приводит в разные места в зависимости от того, в какой точке развернуться. И это только первые два акта!
  • The Sims же! Хоть игра по задумке должен быть реалистичным симулятором жизни, но в её мире проживает немало фантастических существ, включая русалок, вампиров, фей, инопланетян и волшебников. И все они живут ну почти нормальной жизнью.
  • С первого взгляда мир Stardew Valley может показаться вполне похожим на наш. Но со временем мы тут обнаруживаем, что в местной заброшенной шахте обитают монстры, и по ходу сюжета придётся посетить местного волшебника.

Визуальные романы[править]

  • Почти любой визуальный роман от Key. Key концентрируется на развитии персонажей, магические элементы просто обеспечивают рамки для этого.