Доза для всех одинакова

Материал из Posmotreli
Версия от 08:11, 8 декабря 2021; commons>Aspid (→‎Зигзаги и нюансы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья One Dose Fits All. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Персонажу нужно попасть куда-то, где он быть не должен, и при этом там есть люди, доступ к их питанию, и он внезапно разбирается в фармацевтике.

Конечно же, самым разумным вариантом покажется напоить этих людей, к примеру, снотворным, после чего они одновременно отрубятся, не подняв тревогу, персонаж пойдёт, куда ему нужно, а зритель прихлебнёт кофейку, довольный таким интересным способом избавления от противников….

…Пока до зрителя не дойдёт, что персонажи эти отрубились одновременно. Несмотря на разницу в полцентнера веса, лет десять возраста, и вдогонку еще и пола, расы и медицинских показателей. А бухнул персонаж им одинаковый препарат в одной и той же дозировке.

И в итоге на свет появляется характерный для множества видов массовой культуры троп, о том что доза для всех одинакова, независимо от того что потребляет персонажи — яды, лекарства, допинги, и даже алкоголь: эффект всегда будет одинаков для них, и при этом автор не пытается пояснять почему так происходит, или объяснения получаются на уровне акулы-вуду.

Иногда троп появляется из-за незнания или забывчивости автора о том как работают различные препараты, но чаще всего он приводится в жизнь ради того, чтобы не переусложнять работу с ними, для тех произведений, где это не имеет первостепенное значение.

Троп работает только в тех случаях, когда что-либо потребляет более чем один персонаж в примерно одинаковых количествах, и эффект при этом одинаков.

Исключение в массовой культуре делается разве что для слабительного. Зато с ним невозможно переборщить — многократное превышение дозы приведёт только к усилению эффекта.

В реальности детям лекарства назначают в пересчёте на килограмм массы тела, а подросткам (обычно с 12 лет) и взрослым — исходя из тяжести заболевания, реакции организма и др.

Примеры

Кино

  • «Гарри Поттер и тайная комната» — упитанные, крепкие и сильные, но разного роста и веса мальчики Крэбб и Гойл одновременно начали жрать пирожные с «хитрой начинкой» (видимо, в полной уверенности, что это приятный сюрприз от «благородного Драко», или, по крайней мере, от каких-то неровно дышащих к ним юных ведьмочек со Слизерина). Почти сразу у обоих крепышей закатились глаза, и оба синхронно вырубились. Дохленький обоснуй: снотворное было магическим, ну да кто его там знает…
    • Эта статья же про одновременность срабатывания? А по росту-весу-возрасту они примерно одинаковы.
  • «Мир юрского периода 2» — Уиттли стреляет в Оуэна снотворным, предназначенным для динозавров, и того лишь «отключает» на полчаса.
  • «Ведьмы» (экранизация одноименной книги Роалда Даля) — зигзаг: отравленный шоколад действует на худенького Люка и его упитанного приятеля спустя разное время. А вот та же самая отрава, которую протагонист подмешивает ведьмам в суп, срабатывает практически моментально, несмотря на то, что едят все ведьмы с разной скоростью, да и комплекцией различаются.

Телесериалы

  • «След» — при массовом отравлении все нередко умирают/вырубаются синхронно и никто не успевает позвать на помощь.
    • Зигзаг: столь же часто, для разнообразия, в сериале встречаются и другие варианты, в том числе и приближенная к реальности схема «кто съел больше — в морге, кто съел меньше — под капельницей, кто только попробовал — в допросной». Отдельно можно упомянуть серию «Слабаки», где классическое одновременное отравление и худеньких девушек-спортсменок и накачанных бодибилдеров оказалось просто истерической реакцией на смерть единственного отравленного по настоящему
  • «Игра престолов» — когда Арья травила Фреев, они умерли одновременно, при том что с средневековыми технологиями, она могла определять индивидуальные дозировки в лучшем случае на глаз, а умерли все с разбросом в несколько секунд от силы.
    • В случае ядов, пожалуй, возможен обоснуй — доза спланирована с большим запасом в расчёте на самого устойчивого члена отравляемой группы. А слугам Многоликого, искушённым во многих тайнах бытия, произвести такие расчёты ещё легче, чем обычным людям.
  • «Десятое королевство» — аналогично: тролли, поджидавшие в засаде Злую Королеву, схватились за животы все одновременно сразу после того, как она сказала, что отправила все яблоки в саду, притом, что невозможно было просчитать, кто из них когда и сколько яблок съест. Дойлистский обоснуй: смертельный яд содержал в себе магический аналог таймера, запущенного в момент смешивания.
    • Одновременная «смерть» всех гостей на коронации принца Уэндела (ну это понятно — король произнёс тост) и столь же одновременное пробуждение. Обоснуй: Волк вместо яда добавил в вино волшебную пыльцу троллей, срок действия которой не зависел от дозы.

Мультфильмы

  • «Зверополис» — типовые капсулы с озверином вызывают одинаковую реакцию у зверей любых видов и размеров, от белых медведей до выдр.
    • С другой стороны, если, скажем, тот же мистер Манчас одичал мгновенно, то Выдрингтон ещё какое-то время сохранял остатки сознания и даже успел про «Ночных Горлодёров» что-то покричать.

Мультсериалы

  • В «Симпсонах» было и такое. Изрядная доза транквилизатора вызвала абсолютно одинаковый эффект и у медведя, и у городского алкаша.

Видеоигры

  • В играх с этим всё просто. Либо яды/лекарства отнимают/лечат определённые значения здоровья, либо определённые проценты. Разница если есть, то зависит она от отдельного сопротивления к яду, но никак не массы и здоровья (если отнимает/лечит проценты).
    • Если проценты, то понятно, но при чём тут фиксированные значения? Сто хитов для хрупкой девушки, у которой их полторы сотни, и для амбала с полутора тысячами — это отнюдь не одно и то же.
  • Hitman — играется прямо: кому ни подсунь отраву, все умрут, причем с одинаковой скоростью. Вялый обоснуй: Сорок Седьмой использует заведомо конскую дозу яда, чтобы свалить любого человека быстро и с запасом.
    • А вот со снотворным сложнее.
  • Dwarf Fortress — большинство ядов привязаны к массе, и поэтому реакция на них неодинакова. Но некоторые яды производят свой эффект независимо от того, кому его вкатили.

Настольные игры

  • Dungeons and Dragons — Есть вялые подвижки в виде борьбы с этим тропом, в виде того что яд может сработать или не сработать в зависимости от спасброска стойкости, а зависит от в том числе и от физических характеристик и состояния персонажа. Но если уж подействовал, то одинаково на всех.
    • С другой стороны, чем выше значение Телосложения, тем легче пройти спасбросок и тем больше хитов у цели. 3d6 хитов — сильный удар по разбойнику или магу, но суровый варвар даже не поморщится. И не забываем, что у некоторых рас есть частичное или полное сопротивление яду — человек умрёт сразу же, дварфу поплохеет, но он выживет, а какие-нибудь юань-ти могут цианидом еду приправлять.

Зигзаги и нюансы

  • Жюль Верн, «Пятьсот миллионов бегумы» — персонаж, приговорённый к смерти главгадом, сумел убедить двоих приставленных к нему охранников покурить листья некоего растения. Отрубились они почти синхронно. Тут с прикрученным фитильком, ибо оба комплекцией были схожи… со шкафом.
  • «Кавказская пленница» — тут сыграно мягче и сложнее. Во-первых, снотворное сработало не мгновенно — эффект этого препарата отсрочен на целых полчаса, о чём «усыплятели» знали с самого начала. Во-вторых, медбрат Эдик явно ввёл каждому из троих различные дозы, учтя разницу весовых категорий (Бывалому вообще шутки ради вкололи офигенно большой шприц, в реальной жизни применяемый для промываний). В-третьих, когда биохимическая реакция наконец завершилась — какое-то время негодяи «засыпали», «медленно вырубались», «плыли», «клевали носом и позёвывали», из-за чего чуть не получилось ДТП. Но в итоге все три злодейчика, мужчины где-то между 35 и 48 годами — огромный и могучий толстяк, долговязый худой (некогда тренированный, но растренировавшийся?) оболтус и щуплый невысокий дяденька — окончательно заснули, практически одновременно.
  • «Король и Шут» — «Месть Гарри». Означенный Гарри подсыпал сообщникам-бандитам яду в еду, но точную дозу не рассчитал. В результате, отравленные бандюки успели его связать и перед смертью попытались отвести душу.
  • «Доктор Хаус» — в серии с вооруженным пациентом, взявшим заложников в больнице, Хаус попытался использовать хитрый план: убедить захватчика принять укол снотворного под видом лекарства, при этом введя то же самое одному из заложников для гарантии безопасности. Расчёт на то, что заложник, человек крупного телосложения, сможет продержаться при введённой дозе на ногах достаточно долго, чтобы усыпить бдительность преступника, не оправдался, его вырубило практически сразу.

Аверсии

  • Р. Киплинг, «Маугли» — один из людей, похитивших драгоценный анкас, подсыпал яд в пищу своим товарищам и хотел сбежать с добычей. Но яд подействовал не на всех одновременно, и один из отравленных перед смертью успел расправиться с предателем.
  • А. Конан Дойл, рассказ «Дьяволова нога» — злодей, уходя из гостей, бросил отраву в камин; от ядовитого дыма девушка умерла, а её братья сошли с ума.
  • Произведения Агаты Кристи, фармаколога по образованию. Например, в историческом детективе «Смерть приходит в конце» два брата пили вино из одного кувшина вместе, но один залпом, а второй не спеша потягивал, в результате второго смогли откачать, а вот первого нет. Конечно же, выживший это и подстроил.
  • Роман «Дюна» — упоминается, что снотворное Джессике и Полу подсунули с учетом метаболизма и прочих параметров.
  • Майкл Крайтон:
    • «Парк юрского периода» — персонаж помнит, что транквилизатор оказывает разное воздействие в зависимости от того, кому его вкатают, так что вынужден отдельно прикидывать сколько нужно динозавру… и ошибается, в результате чего транквилизатор на него действует аж на час позже чем нужно.
    • «Штамм „Андромеда“» — доза кураре, предназначенная для убийства крысы, не убивает одного из главных героев, хотя и доставляет немалые проблемы.
  • Борис Акунин:
    • «Левиафан» — отравленные в особняке лорда Литтлби умерли в промежутке между 10 часами вечера (шестилетний ребенок) и утром следующего дня (один из охранников). Также в полицейском отчете упоминается, что шестеро погибших сидят за столом со спокойными лицами а трое — охранники и привратник — явно удивлены или испуганы и лежат поодаль от стола.
    • «Смерть Ахиллеса» — яд в вине сваливает главаря банды отнюдь не сразу — в отличие от его собутыльников. Позднее Ахимас сам пьет со своей жертвой вино с повышающим давление препаратом — и у пожилого богача случается апоплексический удар, а молодой и здоровый киллер с железобетонным алиби (сам ведь пил то же самое вино!) спокойно уходит.
    • «Сокол и Ласточка» — лошадиная доза снотворного свалила двенадцать негров, но для их великанши-предводительницы даже такой дозы оказалось мало.
  • Байка про кота, которому, не разобравшись, вкололи человеческую дозу действующего на нервную систему препарата и который после этого получил очень странные проблемы с моторной функцией (начал ходить задом наперед; до конца не прошло). Хотя в реальности, конечно, все было бы хуже.
  • Александр Волков, «Семь подземных королей» — когда Смелому льву прописали порошки от бронхита тот объел всю аптеку и принялся за бумажки в которые они были завернуты.