Оверкилл

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья There Is No Kill Like Overkill. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Бедняги-роботы погибли садистской смертью — в них сходу была выпущена половина моего боезапаса из всего моего арсенала… »
— Из мемуаров одного геймера, игравшего в Fear Effect
«

— Вы опять в дядю Васю кирпичом кидались? — Мы больше не бу-у-у-дем… — А ему больше и не надо!

»
— Анекдот

Удар! Ещё удар! Комбо! Блок! И вот наконец Rage-bar заполнен и можно провести суперприём, который уж точно снесёт противнику минимум треть жизни… А смысл? У бедолаги всего-то осталось два-три процента, и добить его можно одним пинком. Но не пропадать же с таким трудом накопленной энергии? И на голову едва живого врага обрушивается сверхмощный всесокрушающий приём!

Вот это и называется overkill («переубой», если буквально) — слишком мощный приём, применять который совершенно необязательно — враг и так еле дышит. Другой вариант — бить уже мёртвого врага, например, в бешеном гневе или в качестве посмертной казни.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Из пушки по воробьям — русский народ таких мудрёных слов, как «оверкилл», не знал, а вот понятие такое имелось.

Театр[править]

  • Эжен Лабиш (в нашей стране более известна поздняя, уже начала XX века, переделка этой пьесы, выполненная другим драматургом), «Убийство на улице Лурсин». Пародия на троп: один из двух «нечаянных дружков», решивший убить своего приятеля (к счастью, до этого так и не дошло), размышляет: «Подумать только, каких-нибудь двадцать ударов этим поленом по голове — и он будет мёртв, и исчезнет моя проблема!».

Литература[править]

  • Джеймс Фенимор Купер, «Пионеры» — буквально стрельба из пушки по голубям.
  • Агата Кристи, «Убийство в Восточном экспрессе» — на теле убитого 12 ножевых ранений, большинство уже в труп. Что является одним из ключей к разгадке дела.
  • «Сварог» — подсвечивается в «По ту сторону льда»: стрельба по деревянному фрегату мощной противокорабельной ракетой, рассчитанной на куда более крепкие и крупные цели, это именно что сабж.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — план Волдеморта по обезвреживанию исходящей от пророчества угрозы: «Сейчас мы будем действовать в следующем порядке. Сначала Гарри Поттер будет оглушён. Потом ему отрежут руки и ноги и прижгут раны. Мистер Дружелюбный и мистер Честный обследуют его на наличие следов какой-либо необычной магии. Один из вас выстрелит в мальчишку несколько раз из моего магловского оружия, а затем все из вас, кто на это способны, поразят его Смертельным проклятием. Только после этого мистер Грим размозжит ему череп обычным могильным камнем. Я осмотрю труп, после чего он будет сожжён Адским огнём. Затем мы проведём здесь экзорцизм на случай, если от Гарри Поттера останется призрак. Я лично задержусь здесь на шесть часов, потому что я не до конца доверяю собственным защитным чарам против временных петель, а четверо из вас обследуют окрестности на предмет чего-либо необычного. И даже после этого мы должны будем бдительно следить, не появятся ли новые следы существования Гарри Поттера, на случай, если Дамблдор воспользовался каким-то невообразимым трюком. Если кому-то из вас приходит в голову упущенный мной способ дополнительно удостовериться, что с угрозой Гарри Поттера покончено, пусть говорит и я щедро его вознагражу…».
    • С одной стороны, конечно, некая логика в такой схеме была, а раз так — попадание под троп сомнительно. С другой — едва ли Волдеморта можно назвать специалистом в области пророчеств. Не говоря уже о том, что в итоге из всего этого получилось: за те 60 секунд, в течение коих Волдеморт планировал узнать от Гарри ещё что-нибудь, Гарри просто отрубил Волди руки, а слугам — головы
    • Тот же Волдеморт, чуть раньше: «Стандартное оружие против боггартов — Адский Огонь».
      • Что, кстати, в очередной раз подсвечивает его кретинизм: в этом сеттинге применение Адского Огня требует от мага пожертвовать одну каплю своей крови н а в с е г д а.
        • Так он бессмертный похититель тел... Ему пофиг. Не учить же ему потенциальных врагов реальным способам противостоять ему?
  • Метавселенная Рудазова — на грани тропа балансирует Трой, убивая Ванессу. Хотя в его действиях есть прямой резон: помешать Креолу её воскресить. Убийство Олегом Джемулана уже ближе. Хотя и тут его можно понять: живучесть Джемулана уже привела к неприятному сюрпризу, лучше перестраховаться. И, наконец, гибель белого киига — похоже, самое оно.
    • Учесть, впрочем, надобно и то, что Олег и Шаб-Ниггурат в двух последних случаях ещё и кипели от демонической ярости.
  • Шуваев, «Цветок камнеломки». Во весь рост: по целям долбят с многократным перекрытием, разными боеприпасами с разными поражающими факторами — авось, хоть что-то пробьётся через защиту.
  • Между дьяволом и глубоким синим морем Олега Дивова — Кеслер расстрелял шпионов с крыши и застрелился сам, придавив телом винтовку. Подъехавшие копы увидели на крыше тело, торчащий вперёд ствол… Сначала они предлагали ему сдаться — труп, ясное дело, молчал. Затем вели по крыше подавляющий огонь — стрелок даже дулом не повёл. Затем взбежавшие на крышу бойцы увидели лежащего и куда-то целящегося стрелка и расстреляли его для верности.

Кино[править]

  • Японская трэш-короткометражка «Жестокая месть Милли» (Hard Revenge Milly) — казалось бы, Милли наконец-то свершила свою месть за свою семью, проткнув теменную область главгада ножом и вот он еле стоит на ногах, дёргаясь в конвульсиях и фонтанируя кровью. Но нет — Милли, ставшая киборгом из-за его действий, сначала простреливает ему грудную клетку с запрятанного в её ноге ружья, а потом из чего-то неописуемого в её грудной клетке шинкует его на мелкие кусочки и сжигает то, что осталось от его тела.
  • «Рэмбо 4» — уничтожение катера главгада. Сам Рембо расстреливает его из пулемета, превращая решето и убивая всех, кто находится внутри, снайпер убивает пулеметчика, а в конце ещё и подрывают его выстрелом из базуки.
  • Gamera — Гуйрон сначало отбивает луч Космического Гяоса и отрезает тому правую ногу, после чего прыжком отрезает одно из крыльев. Покалеченного монстра после лишает последнего крыла, отрубает голову и шинкует его мертвое тело.
  • «Айболит-66» — «Поджигай пистолеты, заряжай хворост!».
  • «Герой» Чжана Имоу (2002) — в финале показывают стену, плотно утыканную стрелами, и лаконичный пустой кусочек на месте, где стоял собственно, герой…

Мультфильмы[править]

  • «Кунг-фу панда» — пальцевый захват «У-си». Тай Лунг в конце первого фильма и так уже, по сути, выдохся, и его можно брать голыми руками. Но По с наслаждением демонстрирует самостоятельно освоенный «Скыдыщь!».

Мультсериалы[править]

  • Gravity Falls — аркадный боец добивает еле стоящего на ногах (и вообще, сдающегося на милость победителя) Диппера самым своим мощным суперударом с невероятно длинным и крутым названием.
  • RWBY — всадив в Пирру две стрелы, Синдер решила её ещё и добить, заживо кремировав. Один вопрос: зачем? У неё и так одна стрела пробила грудную клетку насквозь, задев если не сердце, то аорту точно — смерть от обильных внутренних кровотечений и так была бы гарантирована.
    • Вот уж не факт, медицина в этом мире продвинутая, и если бы Синдер сразу ушла - возможно, Пирру кто-то нашёл бы и спас. А то и вовсе нашёлся бы кто-то с Проявлением-лечилкой (привет, Жон).

Аниме, манга, ранобе[править]

  • BLAME! Педаль в пол — пистолетище Килли сравним по разрушительной мощи со Звездой Смерти, а другого оружия он не использует.
  • В ранобе «Sword Art Online» Кирито при первой встрече с Асуной обращает её внимание на то, что она убивает полудохлого противника мощным приёмом и предупреждает об опасности такой тактики (выдохнешься, ослабеешь и не сможешь выбраться из данжа). Позже, в бою с подручными босса уровня Асуна сражается уже рациональнее.
    • «Алисизация» - Рыцарь Всецелого Элдри, принявший целиком на себя каст ведьм Тёмной Территории, целью которого было уничтожение большого отряда армии Мира Людей. Погиб на месте.
  • JoJo's Bizarre Adventure — знаменитые сцены избиения Стили Дэна и Чоколатты. У первого и так уже было переломано множество костей от всего лишь пары ударов Стар Платинума, у второго голова была пробита изнутри, но это не помешало обоим главгероям занять по тридцать секунд экранного времени шквалом атак своих стэндов. Однако, с фитильком, потому что первый каким-то чудом это пережил, второй же умер немного позже, и не от этого.
    • Ну, строго говоря, там неясно, окочурился Стили Дэн или не окочурился. То же самое, что и с многими злодеями недели в Stardust Crusaders. И скажите, кому-то их жалко?
  • Shinchou Yuusha: Kono Yuusha ga Ore Tueee Kuse ni Shinchou Sugiru. Просто Shinchou Yuusha: Kono Yuusha ga Ore Tueee Kuse ni Shinchou Sugiru.

Видеоигры[править]

Широко распространённая в недостаточно сбалансированных Стратегия в реальном времени или просто на лёгких уровнях сложности ситуация, когда игрок ещё до активных столкновений с противником прокачивается настолько, что выносит искусственного идиота с полпинка, засыпав его многократно превосходящими силами. То же самое обычно бывает результатом игры опытного игрока против начинающего.

  • «Battle City», танчики на Dendy же! Помните ту бомбочку, при взятии которой все вражеские танки на карте взрывались? Правда, уважающие себя игроки её не брали, дабы не упустить возможность подбить мигаюший танк.
  • Fallout: New Vegas — испытание, вы будете смеяться, «Из пушки по воробьям» — требование убить 20 животных. Из «Толстяка». Тактическим ядерным снарядом.
  • Механика Final Fantasy X поощряет оверкилл. Если вы убьёте монстра намного большим уроном, чем требовалось, то получите больше бонусов за победу над ним.
  • Поощряет оверкилл и Dark Souls — нанеся врагу одним ударом урон больше его собственного здоровья (не обязательно убивать его одним ударом, главное, чтобы последний был оверкиллом), получите за него на 20 % душ больше.
  • Частое поведение игроков в Worms. Последний вражеский червяк с 5 очками жизни сидит на краю обрыва. Стрельнуть по нему из пистолета? Просто подползти и толкнуть в воду? Неееееет, непременно нужно бросить в него святую гранату, чтобы даром не пропала! (В зависимости от навыка и удачи победителя иногда вместо эффектного фаталити с издевательством получается ой-ой-ой.)
  • Sacred — оверкилл полезен против скелетов: есть шанс, что скелета разнесёт на куски, и нечему будет подниматься обратно.
  • Кратос из God of War просто обожает этот троп.
  • Mortal Kombat — сыграно прямо в виде фаталити, бруталити и прочих добиваний. А в в MK9 и MKX вдобавок педаль в пол — X-Ray атаки: обычного человека может убить (и уж точно вывести из строя как бойца!) каждый отдельный удар в таких приёмах, не говоря уже про комбо. Однако воины Смертельной Битвы — это вам не «обычные люди» (а кое-кто из них и вовсе даже не человек): всё мигом вправляется, срастается и регенерирует. А вот энергия на это тратится, и иногда помногу.
  • Vanguard Bandits — максимальный опыт за уничтожение противника даётся при нанесении урона, равном или превосходящим максимальный уровень здоровья юнита, независимо от оставшихся у него жизней. Наиболее выгодная для прокачки стратегия — сбить вражине здоровье пунктов до 1-5 (опыт идёт за любой успешный удар по противнику), а затем добить ударом посильнее.
  • Touhou Project — Мастер-спарк Марисы. Огромный луч света и тепла шириной в пол-экрана, гудящий как вертолёт, стрелять которым всегда весело. Если выстрелить им в тот момент, когда у босса осталось пару процентов хп, но это не последняя его жизнь, запустится его следующая фаза и босс не получит урона вовсе, но ему придётся стоять внутри всё ещё горящей вспышки секунды 3-4, сполна получая всю вашу «любовь» к нему. Ну а если вы успешно дошли до последней атаки плохой девочки, не растратив все бомбы, то можно вместо возни успешно их в неё одну за другой разрядить, устроив этим самым оверкилл.
  • Doom — если в зомби любого вида или импа выстрелить из ракетомёта, BFG9000 или просто ударить кулаком в состоянии берсерка, то они не просто упадут, а превратятся в фарш.
    • А в Brutal Doom прямо добавлены анимации красочный добиваний почти мёртвых врагов. Это же перекочевало и DOOM (2016).
    • Quake — слишком большой урон "сверх остатка хп" разрывает любого врага. В случае с зомби, это — единственный способ избавиться от них окончательно, так как если просто "убить" их, они встанут обратно. Как написано в мануале, "мёртвых нельзя убить, но можно порвать их". А павер-ап Quad Damage поможет сэкономить те же ракеты: для тех же зомбей под этим эффектом достаточно выстрела из дробовика.
  • Такое откровенно не любят в DotA (см. также ниже) и вообще в этом жанре. Если условная Лина/Луна/Леон использует свою убер-способность, чтобы прикарманивать себе фраги — это называется kill stealing. Однако, убитый враг почти всегда лучше не убитого, и если никто другой добить не сможет, можно в принципе и бахнуть по ситуации.
  • Supreme Commander — на поздней стадии игры, особенно в командных матчах, встречается ядерный оверкилл (см. реальную жизнь). Ракета из стационарной установки наносит 75000 урона. Пережить такое способны только два юнита в игре, а для всех остальных это будет оверкил минимум в районе половины здоровья. И мало этого, так ещё их вываливают в одно место по 4-6 штук разом, иногда несколько таких залпов подряд, просто потому что не знают, сколько у противника осталось противоракет.
    • Педаль в асфальт — экспериментальная ядерная ракетница «Йоллона Осс» с 1000001 урона с ракеты.
    • Кстати, о ПРО. Обычная стратегическая ракета убивается одним зарядом, из Йолоны — двумя. Но иногда ПРО отстреливают больше, чем нужно, таким образом тратя ресурсы и время на постройку противоракет впустую.
    • От убитых юнитов остаются обломки, которые можно как разобрать на ресурсы, так и уничтожить. В случае дорогих эксперименталок такой оверкилл делают специально с помощью артиллерии или тактических ракет, чтобы не дать врагу то, до чего самим не добраться.
    • «Персивали» ОФЗ могут легко загрызть БМК и чуть менее легко экспериментального «Царя обезьян» благодаря своему огромному урону с выстрела, но стреляют медленно и потому уязвимы для спама войск меньшего уровня. «Галактический колосс» аналогично помимо луча смерти имеет два захвата, которыми притягивает и ваншотит почти любые наземные юниты. Против всё тех же «Персивалей» это даёт нехилую прибавку эффективности, но чем слабее вражеские войска, тем меньше толку от таких ваншотов.
  • Dead Space — игра поощряет оверкилл. Во-первых, поскольку все враги здесь технически уже мёртвые, им ничего не стоит прикинуться убитыми и «ожить» за спиной Айзека когда он пройдёт рядом, поэтому нужны «контрольные». Хотя бы раздавить ногой. С обычными трупами, кстати, тоже так делают, вроде бы оверкилл защищает их от той мерзкой твари, которая делает новых некроморфов. А во второй части лут выпадает только после такого вот оверкилла.
  • Star Wars: The Force Unleashed — самая сильная комбинация ударов в игре работает довольно забавно — её можно применить к любому уязвимому к телекинезу противнику, но тех, что не умрут на середине комбинации, можно пересчитать по пальцам на всю игру, но ничто не мешает Старкиллеру оверкильнуть труп.
  • Ex Machina — оружие в игре имеет прочность, и урон ему наносится в бою. При этом чем меньше прочность, тем меньше цена, вплоть до единички при полной неработоспособности. Автор правки столкнулся с проблемой оверкилла при фарме городских охранников. Залп двух «флагов» их ваншотил без шансов огрызнуться, но большая часть лута оказывалась убита в хлам. Заметно большая, чем у автолевельных врагов, и это при расчёте на десятки тысяч за энергооружие.
  • Total Warинверсия, поскольку оверкилл становится причиной недостаточного урона. Дело в том, что юниты представляют собой отряды, и их здоровье является суммой здоровья всех бойцов. Если, скажем, стрелять ядрами по широкому строю пехоты, они будут уносить одного-двух солдат и всё, а если по глубокому — соответственно, смогут натворить дел гораздо больше благодаря пробитию навылет. Картечь же и стрелки страдают от этого меньше благодаря размазыванию урона по большему числу снарядов (но и силу отряда при равном нанесённом уроне снижают тоже меньше). Относится, впрочем, только к играм серии начиная с Total War: Rome II, в более ранних играх солдат умирал от одного удачного попадания как ядром, так и стрелой.
  • Severance: Blade of Darkness — практически любая «красная» комбо-атака рассчитана таким образом, чтобы любого монстра, кроме мини-босса (вроде голема или тролля/минотавра), валить одним ударом. Слабая биомасса гибнет еще на середине удара, а для отдельных типов, вроде Темных рыцарей показана тактика: первым красным ударом развалить весьма прочный щит, второй — протыкающий или рубящий в корпус, чтобы вынести с одного удара. Особенно эффектно с Темными расправляется Рыцарь, вооруженный дагой (неверно переведенный Dagger) — подкатывается под ноги и ВНЕЗАПНО наносит мощный протыкающий удар с упора снизу вверх. И варвар, вооруженный тяжелым двуручником — мощный проламывающий все и вся удар двумя руками от плеча.
  • «Armies of Exigo». Священники людей в этой RTS могут воскрешать своих юнитов, что при умелом использовании дает весомое преимущество. Но только не в случае оверкилла. Как понять, что тушка непригодна для табельной светлой некромантии? Все просто: при получении урона, многократно превышающего куцый остаток здоровья, страдалец либо на пару секунд становится воздушным юнитом, красиво взлетая по параболе, либо просто превращается в кровавые брызги.
  • Warframe — если враг умер от режущего урона, его труп может развалиться на несколько частей. Если не развалился сразу, то продолжайте долбить и развалится. Зачем? Чтобы добыть больше лута абилкой Некроса, которая каждый такой кусок воспринимает как отдельный труп!
    • А ещё мобы часто исполняют пулемётный танец и заставляют игрока всаживать несколько лишних пуль в невыносимо медленно падающий труп. Оружие с эффектом расчленения тоже от этого помогает.
  • Detroit: Become HumanДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ УДАРОВ НОЖОМ!!!
  • Painkiller — бывает, когда игрок, неправильно рассчитав поглощенные души, превращается в демона под конец очередной битвы, и неуязвимая машина смерти, разносящая врагов в клочья с одного удара, выступает против полутора калек, а то и вовсе проходит вхолостую.
  • Сирия: Русская буря — местный тактический ИИ не умеет адекватно оценивать соотношение цены/эффективности выстрела, поэтому сплошь и рядом лупит из танковой пушки по одиноким пехотинцам. Педаль в нефтеносные слои — когда тот же одинокий пехотинец провоцирует залп союзной тяжёлой РСЗО. Для справки: стоимость снайперского патрона (которого пехотинцу обычно хватает на билет в Джанну) в местных условных единицах — 3. Залпа из 10 ракет — 10 000.
  • Trails — противник уже едва жив, но вашему персонажу выпало бесплатное использование магии — зачем сдерживаться?

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — какое-то время правила дуэлей работали именно так: каждый боец лупил другого пока не закончатся атаки, а за оверкилл вражеская армия получила дополнительные штрафы к боевому духу.
  • «Манчкин» — пример полезного оверкилла: герой-орк, победив в битве без помощников с перевесом в 10 и более, получает дополнительный уровень.
    • Там же есть карты «Утилизация трупов» и «Излишняя жестокость».

Прочее[править]

  • The Dota 2 Reporter — После того, как Радиант хотели убить Рошана на ранней стадии, Акс умирает, оповещая команду Дайр о происходящем. У них всех низкое здоровье, и они отказываются уходить, позволяя Энигме и Найджелу/Фениксу легко прикончить их с Black Hole или Supernova. А если вместе?
« Ну, это был оверкилл. »
— Да, Энигма, это был оверкилл.

Реальная жизнь[править]

  • По легенде, убийство Юлия Цезаря — 21 рана. Впрочем, большинство ранений были символическими и нанесены уже после смерти желающими «приобщиться» к делу.
  • Штурм Константинополя в 1453 200-тысячной армией турок. Защищало город 7000 человек. С прикрученным фитильком: аннексировать (читай — удержать) город с таким населением, как Константинополь, меньшими силами дело гиблое. Они просто не хотели оказаться в положении Ганнибала Барки, который, громя римлян раз за разом, не мог даже подойти к Риму, потому что такой мегаполис (по факту — сжатое в сингулярность государство), просто прожевал бы их и выплюнул, не заметив.
  • Сам термин «overkill» появился во времена Холодной войны и гонки вооружений (около 1946). Обе стороны (и СССР, и США) ближе к концу этой гонки обладали достаточным ядерным потенциалом, чтобы полностью уничтожить противника… А потом ещё раз. И ещё. И продезинфицировать местность, чтоб уж наверняка.
  • Modus operandi значительного количества современных войн, когда небольшие страны «загоняются в каменный век» бомбами целой коалиции высокоразвитых государств. Например, во время войны 1999 с Югославией потенциал всех стран НАТО превышал таковой у Сербии в 600 с лишним раз.
  • Иногда встречается в острых конфликтах — когда в раненого, а то и уже мёртвого врага всаживают десятки пуль. Без особого смысла, видимо, насолил при жизни сильно. Фирменный способ оверкилла из Южной Америки — когда убить клиента можно только один раз, а принять участие хочется многим, желающие буквально строятся в очередь и каждый тыкает связанного клиента ножом. Понятно, что пятый-десятый и далее будут колоть уже труп, но это дает чувство сопричастности.
    • Сюда же расстрел целой командой. Смысл обратный — снять с каждого отдельного исполнителя чувство вины за лично совершённое убийство. Клиенту, впрочем, без разницы.
  • Спортивная охота с «Desert Eagle» на сурков и прочих хомячков.
    • Насчёт «Пустынного орла» спорно, но варминтинг (стрельба из винтовки по грызунам) имеет место быть.
    • Охотничье оружие в целом под троп не попадает. Хоть оно часто мощнее стрелкового боевого, но задача у него другая: не просто поразить цель, а гарантированно и моментально убить добычу. Чтобы избежать и лишних страданий животного, и сомнительного удовольствия гоняться за подранком (или наоборот). В варминте снайперская винтовка нужна не чтобы разрывать хомячков на куски, а чтобы попадать за несколько сотен метров и не дать раненому сурку (размером со среднюю собаку) скрыться в нору. Потому имеет обычно небольшой калибр. По белкам, крысам и воронам же стреляют из мелкашки или пневматики. Снайперский пистолет или обычный дробовик компенсируют точность количеством.
  • Аверсия: курс антибиотиков. С вероятностью 99,9 % хватит и вдвое меньшего (в организме носителя именно с этой вероятностью просто не останется ни одной клетки возбудителя). Только вот с учётом массовости заболевания число (1-0.999)N может оказаться весьма внушительным. А если нет стойкого иммунитета к возбудителю, такая глупость, как прерывание курса при улучшении самочувствия, может за счёт «воспитания Бабы-Яги в собственном коллективе организме»[1] оказаться несовместимой с жизнью не только посторонних организмов, но и собственного.
  • Ядовитые змеи одним укусом могут убить животных намного больше себя, а вот для их добычи это будет лютый оверкилл. Опять же, смысл в том, чтобы несчастный грызун сдох наверняка и побыстрее, потому что змеи глотают добычу целиком.
  • Оверкиллом занимаются вообще все хищники, которые могут пострадать от недостаточно убитой добычи. Например, кошки с мышами «играют» в том числе для этого, а что им это приятно — ну так выгодное поведение (ведущее к непокусанной морде) и подкрепляется.

Примечания[править]

  1. «Нас бьют, а мы крепчаем». Если микробов не добить полностью, выжившие тут же размножатся обратно, имея уже устойчивость к антибиотику. Окончательное решение здесь единственное приемлемое.