Да разве он негодяй?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Nominal Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Разъяренный людоед

Мигом съел мешок конфет! Закусил печеньем плотно… Он отъявленный злодей! Но совсем не ест людей И не трогает животных.

»
— Детский стишок поясняет суть

Эй, герой! Этот парень — злодей! Тебе нужно его убить. А, ты технический пацифист? Ну ладно, тогда не убий. Но чтоб хотя бы в тюрячку его засадил, понял? Он очень-очень злой и опасен для общества! Правда-правда!

Что он такого сделал?

Ну, э-э… он убил твоего отца! Чего говоришь? Это было на войне, и вообще твой отец был начальником концлагеря? Так всё равно ж родная кровь там, все дела… неужели отомстить не хочешь?

Нет, не хочешь? У-у, какой ты нехороший, батьку не любил совсем… Тогда слушай: ты должен убить злодея потому, что он собирается развязать войну с соседним государством! В смысле «оно само нарывается»? В смысле «там у власти поехавший людоедский режим, который надо удавить в зародыше»? Ну они же пока ни на кого не напали! Ну как так можно, на опережение-то бить!

Слушай, ну он же хочет захватить мир! Что ты сказал? Мир под руководством такого умного человека станет только лучше? Да как ты смеешь! Ты что, самый умный? Ещё скажи, что не хочешь защищать существующий миропорядок! А ну марш бороться со злодеем, кому сказано!

Этот троп — о тех персонажах, которых будто бы тупо назначили злодеями, потому что ну кто-то же должен. То есть, вроде бы все вокруг говорят об их злодейских злодеяниях, но при этом не совсем понятно, в чём конкретно они провинились. А даже если понятно, за что их ненавидят некоторые персонажи — непонятно, за что их должен ненавидеть сам герой.

Неоднозначность морали? Да вроде нет — защитников у нашего персонажа не наблюдается. А если и наблюдается, то уж они-то точно будут либо самыми настоящими злодеями, либо простаками, либо ещё кем-то, чьему мнению доверять не стоит.

Героический антагонист? Нет, его все рисуют именно как глубоко отрицательного персонажа. Да и героическим он быть вовсе не обязан — он вполне может быть тем ещё фруктом себе на уме, но и Злом с большой буквы при этом не являться.

Злодей по должности? Возможно. Но злодей по должности злодейства всё же совершает, пусть и не испытывает восторгов по этому поводу. Наш же персонаж ничего плохого не делает — ну, или хотя бы он не сильно хуже героев, которые произведением считаются положительными.

Болеть за Империю? Опять же — возможно, но не обязательно. Вы можете не быть фанатом этого персонажа, но всё равно искренне не понимать, чего на него все так взъелись.

Казался злодеем, оказался героем? Разве что в рамках фанатских теорий — ни в самом произведении, ни в его официальных продолжениях этого персонажа так и не обелят.

И вообще, главная отличительная черта злодея по назначению — в том, что сам автор всеми силами ясно даёт понять, что этот персонаж плохой. Вот только автор не потрудился дать внятного объяснения, почему он плохой. В самом лучшем случае персонажа просто будут мазать чёрной краской без какой-либо логики и последовательности. В худшем — никаких пояснений вообще не будет.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Комплексные франшизы[править]

  • Ведьмак — коллективный злодей по назначению в лице Нильфгаардской империи. Если сериал от Netflix хотя бы не поленился густо обмазать нильфгаардцев отходами жизнедеятельности, то книги Сапковского вообще не объясняют, в чём эти ребята неправы. В том, что это большая империя, пытающаяся всех захватить? Как говорится, перечислите минусы — да и короли севера тоже не дураки себе лишний кусок земли отжать. Военные преступления? Опять же — а армии северных королевств военных преступлений разве не совершают? Суровое законодательство? Палка о двух концах — глядя на Северные королевства, иногда задумываешься, что им нильфгаардские порядки бы не помешали. Чародеев гнобят? Да-а-а, ох уж этот гадкий император — низвёл, понимаешь, положение магиков до уровня ценных специалистов на службе Империи! Нет чтобы позволить этим поехавшим серым кардиналам творить чад кутежа, как оно принято в цивилизованных странах! При этом Нильфгаард, по сути, является самым прогрессивным государством этого мира, которое изжило ксенофобию и уже эволюционировало из феодализма в ранний капитализм. Доходит до того, что игры от CD Projekt Red, кажется, разделяют эту точку зрения и откровенно симпатизируют Нильфгаарду: концовка третьей части, в которой Эмгыр таки выигрывает третью войну с Северными королевствами, отнюдь не ощущается плохой.
    • Король Хенсельт, особенно в вышеупомянутых играх CDPR. Да, личность он не самая приятная, но что он натворил прям злодейского? Попытался отжать себе долину Понтара? Опять-таки — обычное дело для этого сеттинга, ну и вообще, добро пожаловать во взрослый мир. Сжёг Сабрину Глевиссиг? Молодец же — наказал за военные преступления, и не посмотрел, что она своя. Перевешал Синих Полосок? «А как вы в Темерии относитесь к шпионам — медали им раздаёте?» Держит советником при себе откровенную гниду Детмольда? Так Филиппа Эйльхарт, стоящая за спиной Саскии, ничем не лучше — только она, в отличие от своего визави, ещё и кукловод, магией подчинивший разум Саскии, в то время как Хенсельт собой командовать не позволяет.
      • Разгадка в обоих случаях одна: общая мораль книг Сапковского — это мораль доброго самаритянина. То есть добро всегда делается для тех, кто в нём нуждается здесь и сейчас, а любые глобальные идеи, оправдывающие обратное — зло, и те, кто их исповедует, одним калом мазаны вне зависимости от того, под какими знамёнами и во имя какого будущего блага это делают.
      • Хенсельт же плох в основном тем, что (зло-)действует не тонко-политически, как тот же Эмгыр, а грубо и жлобно. Жлобов в принципе редко кто любит, а жлобов, поставить которых на место мешает корона на том месте, которым им следовало бы соображать, не любят вдвойне.
  • «Звёздные Войны» — Конфедерация Независимых Систем. Да, они марионетки Дарта Сидиуса, которых возглавляют лидеры мегакопрораций. Но Республика в не меньшей степени подчиняется Дарту Сидиусу, а её Сенат дико коррумпированный орган. Но джедаи в Войне клонов сражаются на стороне Республики, и поэтому Конфедерация плохая. Педаль в пол — ситуация с генералом Гривусом. Его мотивы воевать с джедаями весьма понятны — они весьма жестоко и несправедливо поступили с его родной планетой. Но Гривус всё равно злодей.
    • Разгадка, опять же, таится в общей морали саги: демократия — это хорошо. Поэтому именно её последовательно уничтожает Палпатин в обоих подконтрольных ему государствах, причём в КНС — гораздо жёстче (пассионарную Мину Бонтери устранили именно за это, в то время как её республиканские единомышленники Амидала и Органа дожили до установления Империи). А на свято место, разумеется, приходят либо индивиды, прямо подконтрольные ситхам, либо нуты ганреи и уоты тамборы, готовые на любые преступления ради 300 % чистогана. Показательный факт: после усекновения глав сепаров на Мустафаре остальные члены КНС, сражавшиеся действительно за свободу, моментально влились в «хороший» Альянс повстанцев.
    • Плюс к тому, КНС категорически не дружит с концептом «война по правилам». Гражданские в качестве живого щита, нейтральные населённые пункты в качестве испытательного полигона и упивающиеся насилием потрошиллинги (включая Гривуса) в качестве командующих всем этим. Республиканцы, для которых война — это работа, смотрятся на подобном фоне куда как выгоднее.
      • В чуть меньшей степени Галактическая Империя. В фильмах она была однозначным злодеем, уничтожившим Альдераан, а вот в Расширенной Вселенной приобрела немало положительных качеств. Собственно, большой вопрос, что же хуже — жёсткие методы наведения «Мира и Порядка» у Империи или бесхребетность Республик, когда условно «хорошее» правительство закрывает глаза на творящиеся злодейства. И при этом герои на стороне Новой Республики порой задумываются о том, что Империя была куда эффективнее в вопросах решения проблем Галактики.
        • Собственно, главный недостаток что Республики, что Империи, что КНС — ситхи во главе. Когда власть в Империи брали нормальные люди или хотя бы нормальные диктаторы (адмиралы Траун, Пеллеон, новоканоническая Слоун… которую именно поэтому выкинули на мороз ситхские прихвостни, учредившие Первый Орден) — получался нормальный человеческий режим с нормальным человеческим лицом, вполне способный к мирному соседству и даже партнёрству с Новой Республикой. Педаль в пол — Империя Фелов из комиксов «Наследие», где Имперские рыцари (ручные форсъюзеры династии, альтернативные ортодоксальным джедаям) давали императору клятву его казнить, если он падёт на Тёмную сторону, ибо нефиг.

Литература[править]

  • Элиэзер Иудковский, «Меч добра» — автор попытался целенаправленно отыграть троп. Задача ГГ победить местного Темного Властелина, но… Что он такого злого сделал-то? Почему ради него злодеи умирают с честью? Почему на его стороне 5 рас, а на стороне добра только люди? Почему героя даже не учат магии, даже не приложив обосуя? Почему в команде героя всякие отщепенцы вместо солдат?

Видеоигры[править]

  • Kenshi — Безумный Кат-Лон. Вроде как считается главным злодеем игры, но по факту игрок, придя к нему, находит лишь старого сумасшедшего скелета, который сидит себе в никому не нужных Пепельных землях, добровольно изолировавшись от всего остального мира, и пытается размышлять над своим прошлым.
  • The Elder Scrolls
    • Morrowind — как остроумно заметили на лурке, в этой игре главный антагонист не является главным гадом, а кто является — вопрос с очень неочевидным ответом. Это, конечно, не значит, что Дагот Ур вообще не злодей — но уж точно не такой злодей, чьих мотивов невозможно понять и даже разделить. Отсюда и появляются глобальные моды вроде «Сердца Хаоса», предоставляющие именно такую возможность.
    • Skyrim — Партурнакс. В древние времена он явно был настоящим злодеем, о чём говорит даже его имя, переводящееся с драконьего языка как «Амбициозный Жестокий Тиран». Однако потом он раскаялся, причём, похоже, совершенно искренне — ведь если бы он не научил древних нордов Ту’уму, те не смогли бы победить драконов. На момент событий игры Партурнакс, по сути, представляет из себя добродушного и меланхоличного дракошу, который с радостью поможет Довакину победить Алдуина… и тут, словно ниндзя из табакерки, вылезают Клинки и без каких-либо просьб со стороны игрока требуют (!) убить Партурнакса за прошлые грехи, выдавая безальтернативный квест, который будет висеть у вас в журнале, пока вы не замокрушите-таки старого чешуйчатого пирожочка. Надо ли говорить, что почти все игроки были в ярости и забивали на этот квест/качали моды, позволяющие прямо отказаться от убийства Партурнакса/качали моды, снимающие неуязвимость с квестовых NPC, и мочили самих Клинков/завершали квест при помощи чит-кода… словом, делали всё, что угодно, но не трогали Партурнакса, как от них того хотела игра?
  • Call of Duty: Modern Warfare 2019 — ВНЕЗАПНО, Ж-12! Скорее шутки ради, но всё же:
« И кстати, почему мы решили, что этот парень — злодей? Заходя в дом, он закрыл дверь, чтобы газ с улицы не попал в помещение. Он вообще не сделал ничего агрессивного, и отец семейства напал на него первым! <…> Кстати, почему он это сделал? И как так вышло, что щуплый арабский мужчина чуть не завалил русского накачанного бойца? Мы явно чего-то не знаем… »
— Обзор Таганая на игру
  • Sonic the Hedgehog — и тут тоже есть свои примеры, начиная от Наклза, продолжая Хаосом, войсками GUN, Сэйдж, Сильвером, титанами с Островов Звездопада и заканчивая ящерицей Трип. А вот Шедоу с Эггманом не в счёт, сколько бы фанатов у них ни было.

Визуальный роман[править]

  • SunriderФонтана в The Captain's Return. Тот случай, когда можно процитировать шапку насчёт захвата мира. За всю игру никто внятно не сможет пояснить, чем плоха его политическая программа (в смысле в рамках вселенной — примеры из реальной жизни то привести можно, но раз сама игра этого не делает...), а личную неприязнь ГГ, основанную на убийстве Фонтаной Чигары, разделяют далеко не все игроки. Притом "злодей" даже войну не хочет развязывать — он уже её выиграл и хочет спокойно развалить зализывающего раны противника изнутри. Этому противнику кстати после событий предыдущей части сопереживать вообще не получается. На этом фоне ГГ выглядит скорее опасным террористом, разжигающим затухшую войну в и так настрадавшейся галактике по личным причинам. И судя по тому, что в финале он мнение насчёт противостояния не меняет, это именно баг, а не фича сценария.