Козёл отпущения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Scapegoat. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж, на которого постоянно сваливают вину за все несчастья.
«

В заповеднике (вот в каком забыл) Жил да был Козёл — роги длинные, — Хоть с волками жил — не по-волчьи выл — Блеял песенки всё козлиные. … Жил на выпасе, возле озерка, Не вторгаясь в чужие владения, — Но заметили скромного Козлика И избрали в козлы отпущения!

»
— Владимир Высоцкий, «Песенка про Козла отпущения»
«

Ползёт муравей и видит: муха вся счастливая. Спрашивает: — Что случилось? — Там слон застрял, и все его пинают. — И что? — Так я же тоже разок пнула! Ползёт муравей обратно и видит: та же муха вся в слезах. Спрашивает: — Что случилось? — Так тот слон умер, а всю вину на меня свалили.

»
— Анекдот
« Если за неделю вы не поняли, кто в коллективе козел отпущения - ищите его в зеркале. »
— Народное

Козёл отпущения — это, как ни парадоксально, не Козёл.

То есть исторически — да, причём в прямом смысле слова. Был когда-то в Иудее обычай — раз в год торжественно взваливать все грехи народа на козла (обычного, с рогами и бородой) и выгонять его в пустыню.

Но в наши дни козёл отпущения — это тот, кто, по всеобщему мнению или согласно официальному правительственному указу во всём виноват. Также таких типов называют стрелочниками[1].

Как правило, козёл отпущения не является истинным виновником произошедших бед. По крайней мере, не единственным, и уж точно — не главным. Это просто тот, на кого оказалось удобно свалить всё, что в ином случае могло бы… скажем так, осложнить жизнь другим, более уважаемым людям. Близкий троп — вешалка для собак: на вешалку наводят подозрение, а не реально вешают чужую вину.

Oglaf в теме

Не следует путать с зиц-председателем: он берет на себя все косяки намеренно и за щедрое вознаграждение. На козла отпущения же косяки вешают, не спрашивая его согласия и не заботясь о его дальнейшей судьбе.

Примеры[править]

Религия[править]

  • Первоисточник названия — древнеиудейский обряд, в котором козла отпускали на волю, чтобы он символически унёс с собой все грехи и бог отпустил их людям. Аверсия: самого козла в бедах не обвиняли, он просто становился «носителем» всего плохого. Для самого козла это было не так уж и плохо: пока его товарищей приносили в жертву богу и кушали, он отправлялся на голодную, но всё-таки волю (недаром он козёл отпущения, а не наказания).

Театр[править]

  • И. Шток, «Божественная комедия» (театр им. Образцова) — внезапно, сам дьявол (изначально — просто Архангел «Б»). Он, конечно, действительно надоумил Еву сорвать запретный плод и прекрасно осознавал, чем обернётся для людей такое ослушание. Однако действовал будущий сотона с подачи второго архангела, который тоже презирал людей и который в итоге не только подставил коллегу, но и вообще ушёл чистеньким.
  • Мюзикл «Тампль» — во всех житейских неурядицах обвиняют тамплиеров:
«

Налог растёт, казна пуста! Кто виноват? Они!

Неверным отдан гроб Христа! Кто виноват? Они!

Сгорел кабак второго дня! Кто виноват? Они!

Мой муж в сердцах побил меня! Кто виноват? Они!

Сосед увёл вязанку дров! Кто виноват? Они!

А я с похмелья нездоров! Кто виноват? Они!

Среди небесных тел бардак! Кто виноват? Они!

И замуж не берут никак! Кто виноват? Они!

»
— Народная сцена
  • Н. В. Гоголь, «Ревизор»: когда в конце комедии всплывает истинное лицо Хлестакова, городничий сокрушается, что позволил «тряпке» себя обмануть… и тут же: «Ну, кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте.» Стрелочников, Бобчинского и Добчинского, долго не искали.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — Сириус Блэк. Весь колдовской мир Англии был убеждён в том, что Сириус предал Джеймса и Лили Поттер, да ещё и кучу народа во главе с Питером Петтигрю перебил до кучи.
    • Именно поэтому в пятой книге Министерство магии, чтобы отрицать возвращение Волдеморта, все преступления Волдеморта валило на Сириуса, пока его не убили и Дамблдор не вправил Министерству мозги. А начал Дамблдор с того, что с помощью двух оживлённых им статуй показал Министру магии и толпе свидетелей живого Волдеморта.
  • ПЛиО:
    • Дом Фреев — исполнители одного очень кровавого заговора, известного как Красная Свадьба, но далеко не заказчики. Заказчики (Ланнистеры) и «менеджеры среднего звена» (Болтоны) остались как бы чистенькими — а Фреев после этого возненавидел весь Вестерос, вплоть до того, что охота на Фреев стала новым видом спорта (что особенно смешно, учитывая огромную любовь Фреев друг к другу).
    • Из Тириона Ланнистера сделали козла отпущения дважды: сперва за покушение на Брана, а потом для ещё одной смертельно закончившейся свадьбы. В обоих случаях «стрелочник» вовсе непричастен к тому, в чём его обвиняют.
    • Странствующего певца Мариллиона Петир Бейлиш объявил виновником смерти Лизы Аррен. Учитывая, что оный певец успел себя выставить самоуверенным мерзавчиком в глазах окружающих лордов, Бейлишу поверили. Ну или хотя бы сделали вид — тем более что леди Лиза, пока была жива, задолбала всех своими причудами и некомпетентностью.
    • Педаль в пол: Варго Хоут прозван Козлом, и он по жизни козёл и маньяк, и он поклоняется Чёрному Козлу… и он, Варго, впоследствии сыграл роль козла отпущения.
      • А по некоторым признакам, на эту роль Варго был изначально обречён. Он по приглашению могущественного грандлорда явился в Вестерос грабить, насиловать, мучить, пускать красного петуха (как привык делать) — но поначалу не осознавал, что слепо ломится в аккуратно расставленную ловушку. Похоже, лорд Тайвин Ланнистер с самого начала не собирался ни платить Хоуту, ни подтверждать его скороспелый лордский титул, а собирался обвинить его в военных преступлениях (ворОна вОрону на черноту попеняла!), повесить на него всех собак и казнить. В конце концов Варго, надо думать, осознал, какую роль ему готовят — и перебежал от Тайвиновского ставленника к другому королю, известному честностью и правильностью. А когда узнал, что его, Варго Хоута, вместе с его нанимателем Русе Болтоном собираются впихнуть обратно под руку Ланнистерам — отложил кирпичей и попытался срочно расстроить намечающуюся интригу. В итоге Хоута всё равно казнили — но предельно долгим, мучительным и жутким способом. Напрасно Хоут в довершение ко всем своим художествам решил покалечить тайвиновского наследника (именно в попытке предотвратить своё возвращение под юрисдикцию Ланнистеров)! Ох, напрасно.
  • «Маленький принц» — крыса, которую каждый день король объявлял виновной, приговаривал к казни, а затем миловал.
  • «Досье Дрездена» — роман «Продажная шкура» весь об этом.
  • Ю Несбё, «Сын» — главный герой Сонни в начале истории — глубокий наркоман, который не слишком отвечает за свои действия и движим только стремлением получить новую дозу. Этим пользуется руководство тюрьмы, в которой он сидит: по норвежским законам заключённые имеют право на отпуск на пару дней, поэтому заинтересованным личностям достаточно лишь позвонить в колонию и занести денежки, чтобы их преступления повесили на Сонни.
  • Ларри Нивен, Молот Люцифера - Если поначалу отношение людей к одному из первооткрывателей заглавной кометы, которая грозила врезаться в землю и устроить апокалипсис, было более-менее ровное и адекватное, то со временем и нарастанием паники, большинство людей стали этого ученого ненавидеть, начали считать его изобретателем кометы, как бы это абсурдно не звучало, а под конец, когда народ совсем сдурел от страха, мелькнула попытка убийства этого ученого, так как в воспаленном разуме обезумевшей толпы, засела гениальная логическая цепочка - "Убьем изобретателя кометы - она исчезнет, и не упадет на землю".

Кино[править]

  • «Тёмный рыцарь» — Бэтмен добровольно берёт на себя убийства, совершённые Харви Дентом, чтобы сохранить в жителях Готэма веру в Белого Рыцаря.
  • «Робокоп 2» — директор ОСР в конце фильма решает обвинить в погроме, устроенном заглавным киборгом, доктора Факсс. Справедливости ради, именно ей принадлежала «гениальная» идея сделать нового Робокопа из отмороженного криминального лорда и наркомана.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе», четвёртый сезон («Схватка»). Органы правопорядка громят филиал ОПГ в Шахтинске, задержав всех, кто состоял при криминальной автомастерской. Всё хорошо? Ан нет, не спешите радоваться: «папу», получающего доходы с этой мастерской (и с краденых машин, «переодеваемых» в ней, и с наркоты, переправляемой в тачках…), крышует крупный полицейский чин. Поэтому почти всех задержанных отпускают — а «стрелочником» назначают мужика, который тоже там работал, но был почти ни при чём.
  • «Гримм» — Норман Брюстер из серии «Добрый пастырь» был бухгалтером, на которого свалили крупную кражу, предварительно убив и уничтожив труп. Оказался не первым.
  • Narcos — когда УБН взяли Хильберто Родригеза, картель начал искать ответственного за это и нашел Карлоса Кордобу, чья смерть подтолкнула Хорхе Сельседо к предательству.

Мультфильмы[править]

  • Советский мультфильм «Стрелочник» — работники воровали имущество со склада, а в суде свалили вину на маленького мышонка. Суд признал малыша виновным.

Мультсериалы[править]

  • Южный Парк — Баттерс регулярно становится объектом.
  • Гравити Фолз — Диппер. Когда он, Мейбл, Зус и Венди гадят Стен всегда ругает и наказывает только его. Когда они с Венди работали спасателями нарушали правила по приколу, Мистер Крутой ругал только его, наконец они с Венди смеялись над группой «Пару раз» и называли их фальшивыми, но проникая в гримерку группы, Мейбл говорила :А ДИППЕРУ придётся признать, что мальчиковые группы — не фальшивка".
  • Мой шумный дом - Линкольн для своих сестёр. В "Спасти свидание "был обвинён Лори в том что довёл Ронни Энн до слез и поставил под угрозу её с Бобби отношения, при этом к тем кто над ним смеялся не было предъявлено никаких претензий. В "Этот громкий, громкий дом" его сестры огрызались на него каждый раз когда не находили клад (больнее всего от того что Луна тоже обвиняла его — вот и называй её после этого клёвой старшей сестрой). Педаль в пол давит "Нет такой удачи" где даже родители решили что он им все портит одним только своим присутствием и выгнали его из дома. И он является сабжем не только для семьи. В "Вундеркинды рулят" когда Лиза стала учится с ним в одном классе и из-за неё им увеличили домашку всем, его кринжовые друзья запретили сидеть с ними загнобили его и заставили сидеть за худшим столом. Ронни Энн в ту же копилку. В "Относительный хаос" разозлилась на него только потому что он сказал что ей будет хорошо с её семьёй, а в "Проклятые" вымещала на нём злобу, когда её бабушка решила что их семья переедет в лес, несмотря на то что это была её идея убедить её в том что неудачи могут быть где угодно.
    • Начнём по порядку - в серии «Спасти свидание» Линкольн повёл себя не самым лучшим образом, и, скажем честно, любой бы на месте Ронни Энн серьезно обиделся, а учитывая, что Бобби Инстинкт старшего брата свою сестру любит, то ему пришлось сообщить такое Лори - чтобы Линкольн извинился пере Ронни Энн. Что касается насмешников, то те были в шоке, когда Ронни Энн ударила Линкольна и даже начали высказывать ему своё сочувствие(расслабьтесь, Сантьяго потом кинула Линкольну лёд, чтобы он приложил его к синяку). В серии «Этот громкий, громкий, громкий дом», как уже было сказано в статье Популярное заблуждение, ситуация несколько иная - там все были на пределе, и огрызнулись на Линкольна только один раз - после тихой потасовке в комнате Лили, и то потому, что у него в руках было письмо Дели ДеМонетт. Будь на месте Линкольна кто-нибудь из его сестёр - все сложилось точно также. Про эпизод «Талисман Неудачи» мне сказать нечего. Эпизод «Вундеркинд Рулит» - тут есть как вина Лизы(у неё большие беды с социальными навыками) и самого Линкольна тоже(нет, в начале с ним поступили не очень справедливо, но его «гениальная» идея изменить Лизу, при условии, что её интеллект семье нужен, привела к большим проблемам). В «Относительном хаосе» Ронни Энн разозлилась не только на него, но и на Лори, однако на козла отпущения это не тянет - девочка не хотела переезжать в другой город, и она ждала помощи от Линкольна и Лори, но не получила, потому её эмоции понятны. В серии про проклятие злобу на нем никто не вымещал - Ронни Энгель сказала, что она и ее кузены будут сопротивляться перед бабушкой.
  • «Поросенок Престон» — во многих сериях заглавный герой тем или иным образом разносит все на своем пути, но попадается «с поличным» всякий раз скрытно преследующий его мистер Волк, которого на радость зрителю тут же, не дав объясниться, крепко избивают.

Телевидение[править]

  • Примеры козлов отпущения есть и в выступлениях команд КВН. Самый свежий пример — команда КВН «Есть смысл спасать», где для майора козлом отпущения становится молодой сотрудник МЧС Назаров. Впрочем, козлы отпущения здесь шутки ради.
  • «Мистические истории» — над Настей издевались все девчонки, но после её смерти винили лишь Анджелу.
  • Ещё шутки ради объясняется в серии шоу «Куклы», где депутаты являются библейскими персонажами. Так Моисей/Ельцин объясняет еврейскому народу, что такое отпущение грехов.
« Берётся козёл — скажем ты. На тебя мы возлагаем все наши грехи. И теперь ты — не просто козёл, а козёл отпущения »
— Моисей/Ельцин

Аниме и манга[править]

  • Hell Girl — эпичнейший пример во втором сезоне, когда практически все жители одного городка начали активно пользоваться услугами Энмы Ай и отправлять своих обидчиков в Ад. При этом, чтобы избежать ответственности за свои «заказы», многие горожане обвинили в массовых исчезновениях одного единственного пацана, которого не так давно подставили в убийстве собственных родителей.
  • Дзюндзи Ито, «Hellstar Remina» — недавно открытая планета Рэмина оказалась хищной НЁХ, которая уже сожрала большую часть Солнечной системы и собирается зохавать и нашу Землю. Как думаете, кто виноват в грядущем апокалипсисе? Конечно же, учёный-первооткрыватель и особенно его дочь, в честь которой планета и получила своё имя!
  • Форма голоса — когда вскрылся факт издевательств над Нисимией, одноклассники превратили Шою в троп — хотя издевался над ней не он один.
  • Хроники Эвиллиоса — второй проект «МА» прошёл удачно, дети родились без проблем. Но Мета Зальмхофер, их мать, сбежала с близнецами. Королевской страже не удалось их поймать (женщину с двумя детьми и подростка пусть и бывшего руководителя преступной организации, боже, что за идиоты…). Козлом отпущения сделали руководителя проекта, Сета Твайрайта.
  • «Основатель Тёмного пути» — Вэй Усянь. Когда виноват не он один и он не главный виновный. Есть и примеры, когда на него вешали и то, в чём он вообще не при чём (например, Проклятье Сотни Язв и Тысячи Дыр Цзинь Цзысюня). После его смерти во время Первой осады Луаньцзан окончательно установилось «если произошла какая-то муть, вини Старейшину Илин и/или его последователей!»
  • Sailor Moon — в 80-ой серии все ребята в школе (кроме главных героинь и Нару) организуют травлю на Ами, обвиняя её в том, что она списывает, но почему-то Усаги и Макото агрятся только на Умино. Хотя не исключено, что он просто является местным аналогом Баттерса, тем более что всё своё экранное время в предыдущих эпизодах он повторял его сцены один в один (его колотят, преследуют, заставляя говорить правду, подтрунивают над ним, когда в конце серии он оказывается по уши в проблемах и т. д., когда он видит как Усаги разговаривает с переведенной ученицей, грустно говорит, как она легко сходится с людьми, что намекает на то что у него проблемы в общении со сверстниками и т. д.)
  • Youjo Senki — в ранобэ фон Цеттур сознательно берёт на себя всю вину за действия Империи в Великой войне, чтобы Таня могла сбежать в Соединенные Штаты.

Видеоигры[править]

  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — чтобы не ссориться с СССР и обезопасить свою репутацию, вину за устроенный Волгиным на советской территории ядерный взрыв (Волгин сделал это, чтобы подставить США, т. к. в то время в советском воздушном пространстве находился американский самолёт, и радары его засекли) США сваливает на своего двойного агента, Босс. Босс ничего не остаётся, кроме как смириться и принести себя в жертву, потому что иначе между СССР и США разразится война.
  • Why Am I Dead At Sea — когда с корабля таинственным образом исчезли (возможно, были убиты) Донован и Пауло, с подачи истинного преступника козлом отпущения стала Гвен. Это было удобно — тихая, некоммуникабельная, параноидальная и странно себя ведущая девушка являла собой идеальную мишень; чудо, что ей вообще хоть кто-то поверил.
  • Far Cry 2 — с главным героем такое иногда случалось. Он и сам называл себя так в своём дневнике.
  • Dishonored — это вторая причина, почему союзники предали Корво — ну не самим же отвечать за гибель или исчезновение важных людей?

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: в одной персидской деревне существовал обычай, аналогичный козлу отпущения. Только жертвой становился не козёл, а человек. Именно этот человек после смерти стал Авенджером Ангра Манью, мстительным фантомом и воплощением Всего Зла Мира (короче — зороастрийским богом зла Ариманом).

Реальная жизнь[править]

  • Классика жанра — наивный простак, устраивающийся на работу, которая обещает ну слишком сладкие условия. Сидит, ничего не делает, иногда, возможно, не глядя подписывает какие-то бумаги, которые ему приносит красивая секретарша (которая возможно, даже даст себя полапать, если документы ну уж очень важные). Дальнейшие развития событий (по возрастанию возможных проблем):
    • На него вешают крупную недостачу (причем, товар скорее всего и вовсе существовал только на бумаге).
    • На него вешают налоги на восьмизначные суммы.
    • Дверь в его квартиру выносится ОБЭПом с ноги.
  • Реально существовавшая должность мальчика для битья, которого наказывали за проступки принца.
  • Все помнят, что Рим якобы поджёг Нерон? Так вот, он его не поджигал. Просто после пожара римская беднота, оставшаяся без крова, взбунтовалась, и пошли разговоры, что это-де греховный император навлёк гнев богов. Чтобы не стать тропом, он тут же нашёл другого козла отпущения и свалил всё на христиан. На них устроили жестокие гонения с казнями, а Нерон навеки вошёл в историю как тиран.
  • Уильям Сидней Портер, кассир и счетовод. Был обвинён в растрате и незаконной выдаче кредита (местные банковские традиции шли несколько вразрез с точкой зрения ревизора), бежал, скрывался в Гондурасе и Южной Америке. По возвращении всё же сел в тюрьму, где и начал писать рассказы под псевдонимом О. Генри.
  • По иронии судьбы, евреи, придумавшие понятие «козёл отпущения», сами часто выступали в качестве коллективного козла отпущения. Их часто обвиняли в войнах, магии, разжигании эпидемий чумы, финансовых кризисах и вообще всём, на что фантазии хватало. Если в кране нет воды… (Да и даже если есть, то откуда она взялась? То-то же.)
    • Современная альтернативная версия: «Даже детям знать пора бы: воду выпили арабы!»
  • Аналогично и негры в США до сих пор — особенно в южных штатах. Автоматически становятся первыми подозреваемыми в любых преступлениях — от кражи до убийства, что нередко заканчивается «судом Линча».
  • Может, и не в таких масштабах, но автора правки (кыргыза) задолбало, что в России на людей с Центральной Азии и Кавказа нередко вешают чуть ли не все преступления (особенно по отношению к женщинам).
  • Американского машиниста Кейси Джонса, который ценой своей жизни спас пассажирский состав попытались сделать главными виновником этой аварии. Неудачно. Зато в одной из популярных американских песен изобразили его штрейкбрехером (хотя он им не был).
  • В 1930-е дворяне часто становились очень удобными козлами отпущения в качестве «классовых врагов». Например, в 1937 расстреляли графиню Дарью Евгеньевну Богарнэ — правнучку императора Николая I и императрицы Жозефины Бонапарт (той самой).
  • Первая мировая война: фактически в её начале обвинили Германию. На деле та, конечно, тщательно готовилась и отнюдь не была невинной овечкой, но и единственным зачинщиком войны считать её нельзя, ибо свой повод для войны так или иначе имел едва ли не каждый её участник, а ответ на вопрос о том, кто именно стоял за убийцами Франца-Фердинанда — Сербия, Россия, Австро-Венгрия, или всё-таки Германия — мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
  • Вторая мировая война — когда Гитлер напал на СССР и пошли поражения, Сталин много кого из командиров расстрелял. Конечно, сколько там их вины, спорить ещё долго, но когда начальника армии объявляют героем только потому, что не смогли его вовремя из окружения вызвать на расстрел, а вместо него расстреливают начальника складов с ветеринаром — это уже перебор.
  • Холодная война — в основном ответственность за её начало взваливают на СССР. На самом деле, скорее, тот самый случай, когда виноваты обе стороны.
  • Во время гражданских войн в бывшей Югославии в 1990-е годы в этой роли выступили сербы. Кроме реально совершённых ими военных преступлений, на них стали вешать все, особенно резонансные — независимо от истинного виновника. На площади произошёл взрыв? Найдено захоронение явно непризывного контингента? Конечно же, виноваты они! Даже если потом расследование выяснит, что первоначальная версия была далека от истины, для западных политиков это уже неважно: благовидный повод для расправы над неугодными уже получен.

(link)

«Виновата Украина в наших бедах круглый год!»
  • Туда же — возродившаяся после событий 2013—2014 гг. привычка на Западе в любых неприятностях искать Руку Москвы™. В самой же России, в свою очередь, пропагандисты часто списывают проблемы на происк врагов из Европы/США/Украины (нужное подчеркнуть).
  • Если в семье что-то испортилось, сломалось или потерялось, часто козлом отпущения становится ребёнок.
  • Сергей Владиленович Кириенко — Председатель Правительства в РФ в 1998 году. Известен прежде всего, что именно при его правительстве случился дефолт под который он был подставлен, так как накануне его назначения готовился рухнуть рынок государственных краткосрочных облигаций — государственная финансовая пирамида.
    • Учитывая, что пресловутый «киндер-сюрприз» (35 лет для премьер-министра выглядит действительно почти детским возрастом!) потом не канул в Лету, а остался на госслужбе и даже стал главой Росатома — перед нами скорее зиц-председатель.
  • В некоторых коллективах излишне придирчивые начальники могут начать травить кого-то из сотрудников просто потому, что он им не нравится. Как правило к такой травле относится критика за малейшую неудачу и заваливание обязанностями. Зачастую, к травле присоединяются и сотрудники, которые считают, что на жертве моббинга можно отыграться, а так же переложить под шумок на него часть своих обязанностей. А жертва не сможет сопротивляться, так как изначально в положении пария и ему по поределению никто не верит. Но, уход такого сотрудника — отнюдь не повод для радости: в коллективе всенепременно найдут нового «петуха» и начнут травить уже его. Судя по отзывам, особо этим грешит Почта России
    • Педаль в пол: друг автора правки, работающий на почте, стал свидетелем того, как каждого из вновь пришедших парней-новичков травили в женском коллективе соседнего отдела, ругая даже за то, что они не делали. Впоследствии, когда они психовали и увольнялись один за другим, выяснилось, что начальством двигал весьма абсурдный вывод: «Женщины — слабые, а значит, наказание за них должны нести мужчины». Само-то данное поведение на моббинг не тянет, а идея вроде бы благородная: «хрупкие девушки не подвергаются прессингу, но, видя, как за их косяк ругают другого, поймут, что это плохо, и перестанут косячить», но… Результат оказался прямо противоположным: девушки решили, что «можно косячить сколько угодно, а наказание всё равно понесет другой». Результат: поток мужчин, желающих устроиться в этот отдел иссяк, девушки были обречены таскать тяжеленные посылки без помощи мужчин, а уменьшение количества рабочих рук приводил к тому, что они уходили домой не в 7 часов, как положено, а в 8-9 часов вечера, а то и в 10…
      • Если бы это был единичный случай. Такое поведение в порядке вещей на Почте России: штатный «шакал» заискивает перед «тигром-начальством» ради перспективы повышения, а, при появлении умелого работника делает все, чтобы его затравили, лишь бы убрать конкурента. Стоит ли пояснять, что в таких случаях «шакал» лишает себя лишних рабочих рук и вынужден будет все делать сам?

Примечания[править]

  1. В старом, «культурном» значении этого слова, бытовавшем в 1920-х — 1980-х годах («тот, кого всё равно объявят виновным, виновен он или нет — как на железной дороге, кто бы ни был виновен в крушении поезда, ответственность всё равно взвалят на рабочего-стрелочника»). Именно в этом смысле употреблено штурманом в фильме «Через тернии к звёздам» (1980). Не путать с «новым», дворовым значением слова (стрелочник — это тот, кто «переводит стрелку на другого», в частности сваливает вину, будучи замешан сам): оно появилось только в 1990-е, из-за чего в 2010-е не всякий молодой человек правильно понимает ту сцену из упомянутого фильма Р. Викторова.