Крутой для битья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Да, он крутой, и только самые крутые способны его побить. Потому для каждого действительно крутого персонажа «дело чести» хотя бы разок его побить. Может пересекаться с эффектом Ворфа — когда при непосредственной встрече со злодеем первым он атакует самого крутого.

Примеры[править]

Предания[править]

  • Старше, чем феодализм: безжалостный и кровожадный огромный филистимлянский воин Голиаф из библейской Книги Самуила.
  • Драконы как таковые. Вводятся в сюжет единственно затем, чтобы крутые герои их побеждали.

Литература[править]

  • Монтегью Силвер у О. Генри. В сборнике «Благородный жулик» он появляется всего раз, как отошедший от дел учитель Джеффа Питерса (причём Джефф, которого мы уже видели в деле, рекомендует его как лучшего жулика США). Когда два года спустя Силвер становится уже самостоятельным героем рассказа, читатели ожидали, что уж этот-то точно накажет нью-йоркских обывателей. В финале рассказа Силвер и его компаньон отдали две тысячи долларов за картину, чья номинальная стоимость составляла аж минус два цента.
  • Лорд Бельзедор из романа А. Рудазова «Властелин». Протагонист выступает одновременно как инверсия и деконструкция классического «Тёмного Властелина для битья». Почти каждый благородный герой в его мире как минимум раз сносил ему голову. Работа такая.
    • Олег Бритва тоже годится. Драконами глодали, молниями били, демонами травили, в застенках инквизиции морили…
  • Дзирт До’Урден из саги Роберта Сальваторе про Долину Ледяного Ветра. Каждый крутой фехтовальщик считает своим долгом сразиться в поединке с ним и победить. Первого обычно достигают, со вторым случаются проблемы.
  • Эльфы в Саге о ведьмаке. Устами самых разных персонажей нам нередко говорят о высоких боевых качествах Старшего Народа (в частности, ведьмачьи приемы классифицируются как «эльфьи трюки»). В то же время, никаких выдающихся мастеров фехтования из этого народа на страницах саги не появляется — Искра не превосходит в бою других Крыс, остальные и вовсе предпочитают сражаться с гражданским населением и имея численное преимущество. Между тем, Геральт регулярно отвешивает им люлей, самый выдающийся пример — резня на Таннеде.
    • Обоснуй: из слов Аваллак’ха известно, что войнухой увлекаются в основном молодые эльфы, у которых просто не было времени как следует обучиться фехтованию. Мастера в возрасте под тысячу могли просто ни разу не выходить на поле, потому что им эти игры уже неинтересны.

Кино[править]

  • Танк «Тигр» в фильмах о войне: мерило крутости — справиться с «Тигром» (для большего эффекта могут сначала показывать, насколько крут «Тигр», а затем главный герой показывает, насколько он крут, справляясь с «Тигром»).[1]
  • Персонаж, сыгранный Чаком Норрисом в фильме «Вынужденная месть». Этот боец очевидно и несомненно крут — но почему-то каждый злодей старается его задеть, унизить и спровоцировать на драку.
    • «Возвращение Дракона» (aka «Путь Дракона») — фильм, в котором персонаж Брюса Ли побил персонажа Чака Норриса.
  • «Терминатор» — Т-800 в каждом фильме появляется целым и с чистой кожей, но по ходу фильма обрастает шрамами и дырами от постоянных столкновений с противниками. Другие терминаторы (Т-1000, Т-Х) утапливают педаль в пол, процессу избиения ими Т-800 отводится немало времени, тогда как он сам до самого конца фильма не может им толком навредить.
  • Индиана Джонс — в первом, втором и четвёртом фильме нашего героя избивает какой-нибудь амбал.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе». Сам главный герой — Борис Богомолов.
    • В третьем сезоне добавился ещё один пример тропа — бандит Никита Черепанов по кличке «Череп».
  • Бен Лайнус из Lost. Опасный и загадочный персонаж, лидер Других, прирожденный манипулятор и интриган. При этом во всех драках является пассивной стороной, постоянно получающей по морде. И так не менее десятка раз. Впрочем, на статусе авторитета это не сказывается, возможно потому что зачастую разбитое лицо лишь часть его хитрого плана.
  • «Готем» — любой мало-мальски прокачанный злодей пытается первым делом уничтожить Джима Гордона.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony — Принцесса Селестия. Она — абсолютный монарх своей страны. Она каждый день поднимает и опускает Солнце. Её возраст составляет свыше тысячи лет, и она является одним из самых сильных магов в мультсериале. Безусловно, она крута. И она терпит поражение (как минимум, попадает в передрягу, откуда не может самостоятельно выбраться) в среднем раз в сезон. Каждый серьёзный злодей, появляющийся в сказочной стране Эквестрии, непременно должен принцессе Селестии вломить — чтобы, во-первых, у главных героев была мотивация что-то делать и, во-вторых, зрители поняли, что на экране действительно Серьёзный Злодей, а не шушера из подворотни. Так-то.
    • На самом деле били её действительно превосходящие противники
      • Найтмер Мун равна ей по силе, плюс психологический фактор.
      • Дискорд — настоящий всемогутор, без Элементов ему и все четыре аликорна не чета. К тому же, он Селестию и не бил — просто оставил (за что и поплатился).
      • В случае с Тиреком и Коузи Глоу — уникальный характер атаки.
    • Единственная злодейка, которой Селестия раз за разом проигрывает вчистую без вменяемого объяснения — Кризалис. Это действительно серьёзнейший косяк сценаристов. По состоянию на восьмой сезон — дважды.
    • Селестии гораздо чаще просто не было рядом в решающий момент. Трикси и Старлайт — эффект неожиданности. Дважды, каждая.
    • В случае с Сомброй она и Луна остались в Эквестрии. Обоснуй: гарантии успеха Mane 6 с молодожёнами (уже 8 поней плюс дракончик) не было, а лишняя пара голов бы там только мешалась. Да и к тому же, слишком много правителей расстались с троном, покинув столицу в неподходящий момент.
  • Маша и Медведь - Гималайский медведь. По факту, он хоть и спортсмен, но боец - никакой, сливается роботу, пчёлам и Маше с Пандой.
  • «Приключения капитана Врунгеля» — агент 00Х. Да, его постоянно бьют несколько недотёпистые гангстеры (порою даже откровенно нелепыми способами!). Однако эта явная пародия на Джеймса Бонда упорно встаёт и продолжает неумолимо преследовать бандитов.
    • Да если бы только вставал, побитый! Он даже буквально из праха может возродиться (с откровенно бафосной помощью своего многофункционального биоробота-пса).

Комиксы[править]

  • Бэйн в комиксах о Бэтмене. Как-никак, первый общеизвестный злодей, нанёсший мышке полное и безоговорочное поражение. Отчего и страдал — в тюрьме его хотели отмудохать все, охочие до славы. «Я побил Бэйна, который побил Бэтмена, значит я побил бы Бэтмена». Первому это, кстати, удалось агенту КГБ.
  • «Люди Икс» — Росомаха. Каждый злодейский громила считает своим долгом ввалить Росомахе. Вполне объяснимо — у него регенерация. Можно сколько угодно демонстрировать на нем силу и жестокость злодея, не задумываясь, что персонаж еще пригодится.
    • В киноверсии тоже.

Аниме и манга[править]

  • Rurouni Kenshin — кто только ни пытался наехать на Кэнсина только ради самой победы над ним. Впрочем, реально удалось это только Сисио Макото и Юкисиро Эниси, остальные отхватили тумаков (за исключением Сайто Хадзиме, поединок с которым шёл к ничьей и так и не был закончен).
  • Афросамурай — чтобы получить право сразиться с «номером 1» надо получить повязку «номера 2». А она одна единственная — у самого «номера 2», которого надо бы побить.
  • Black Lagoon — Наемники Extra order. Датч говорит о них, как о крутых вояках… чтобы, через минуту, на пару с Реви, массово разделаться с ними.
  • Pokémon — гим-тренеры. Как правило, считаются крутыми (причём уровень крутости от одного к другому заметно меняется), хотя все главные и заглавные герои побеждают их (пусть и с переменным успехом). С другой стороны — у них работа такая, испытывать тренеров и вручать значки достойным, а не заваливать одного тренера за другим. Когда же они сражаются не в спортивном режиме, то они показывают себя более чем способными бойцами. Шутка ли — лидеры гимов Юновы (в играх и Поколениях) были способны серьёзно затормозить продвижение элитных отрядов Команды Плазма, на чьей стороне было значительное численное преимущество, а лидеры гимов Калоса (аниме) смогли сильно замедлить практически неостановимый Мегалит, пока Зайгард не перешёл в стопроцентную форму и не уничтожил его Усилением Ядра.
  • Midori no Hibi: главный герой — гроза округи, запросто побивающий хулиганов из враждебных группировок, которые, тем не менее, не оставляют попыток его победить. В итоге даже берут в заложники друга ГГ, чтобы заставить того драться, однако в этот раз ГГ позволяет себя избить, чтобы от него отстали.
  • Bleach — Чад же! Выступает, как крутой реактивный громила. Но когда он пытается отмудохать кого-нибудь, кроме статистов, ему тотчас дают по шапке. Побуянил в Обществе Душ — продул Киораку, встретил арранкарра — чуть не помер, побил приварона — словил ваншот от действующей Эспады… В последних арках лучше не стало.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat — сын правителя (а позже и правитель) расы шоканов, принц Горо. С тех пор как он одолел Великого Кунг Лао, каждый воин Земного Царства мечтал его побить. Получилось только у монаха Лю Канга (в фильме, снятом по игре, Горо победил актёр Джонни Кейдж; а в одном из полнометражных мультфильмов той же франшизы, в заведомом альтернативном таймлайне — яростный ниндзя-нежить Скорпион).
    • А в экранизации-перезапуске 2021 года над тропом нарочно постебались: этого Горо сумел исколотить-победить тот, кто, хоть и имеет немалый боевой опыт, Избранным Земного Царства является без году неделя (а перед этим много фейлил, и даже личную «избранническую» абилку свою основал на ПОЛУЧЕНИИ люлей, а не на их раздаче). И даже супруга этого Избранного, у которой какая-либо боевая подготовка отсутствует, включила маму-медведицу и рубанула принца-гиганта разок топором по почкам. Справедливости ради: от одного лишь этого её удара великий Горо нипочём не умер бы и не утратил бы боеспособности — и вскоре отрегенерировал бы (из показанного в кадре это очевидно, а судя по лору в целом, у этого нечеловека откровенно нечеловеческая физиология); но отвлечь здоровяка на пару секунд отважная женщина всё-таки сумела.
  • Final Fantasy VIII: Сейфер Алмази несмотря на то что многие игроки считают парня грушей для битья, прелюдией перед действительно опасными боссами. Сюжетно и исторически этот персонаж довольно крут. В трех случаях из четырех он выступает против группы обученных, владеющих магией и могущественными Стражами, противников имея в резерве лишь собственное мастерство, знание магии и предельные удары. В определенный момент становится во главе целой армии. Является Рыцарем пожалуй самой опасной колдуньи в мире. И, при определенных обстоятельствах, одной контратакой уничтожающий Стража который убивает всех своих противников с одного удара. Постоянные же поражения парня связаны не столько с его личной силой, сколько с его самоуверенностью, потому что он на стороне зла; а еще и с тем фактом, что его поведение и поступки делают победы над ним еще более желанными.
  • Dragon Age — присутствует такая характеристика как «враждебность», которую можно изменять предметами инвентаря и включением соответствующих способностей. Означает она то, что чем она больше, тем активнее враги нападают на персонажа, что бывает полезно для отвлечения врагов на «танков» от лучников и магов (которые, тем временем, будут спокойно дамажить супостатов).
    • Здесь же — драконы. Здоровенные огне/электро/льдо/фигпоимешьчтодышащие бронированные животные, способные отужинать партией ваших спутников и вашим протагонистом быстрее, чем вы скажете «Ой, бл…». Зато, если завалите такую дурынду и в процессе этого действия останетесь живы — слава драконоборца будет греметь о вас по всему Тедасу.[2]
  • Baldur's Gate — в одном из регионов партия встречает NPC-воина, который спокойно заявляет, что он лучший фехтовальщик в мире, а на предложение проверить — грустно отвечает, что, дескать, тяжело быть лучшим фехтовальщиком, каждый встречный норовит проверить, ну да что уж там, защищайтесь, сударь! Впрочем, заканчивается это для него обычно печально, потому что редкий игрок из соображений чести проигнорирует тот факт, что великий фехтовальщик — один, а в партии героев — шестеро.
  • Middle-earth: Shadow of Mordor и сиквел — главный герой, бессмертный рейнджер Талион(он же Выходец из Могилы). Убить его хотя бы разок у орков в таком почете, что рядовые орки после этого моментально становятся капитанами, а капитаны — растут в рангах.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — легендарные воины юбазов. Воевать с ними придётся последовательно двумя героями: Мирой/Ханхарром, и главным героем, который рвёт их 1-2 ударами, во втором случае троп будет отыгрываться прямо.

Настольные игры[править]

  • Адептус Астартес в Warhammer 40,000: мерило крутизны — это суметь победить космодесантника, суперсолдата с двумя сердцами, которые (вместе с остальными внутренними органами) защищает костный панцирь из сросшихся ребер. Это еще не учитывая того, что в бой десантники идут в силовых доспехах, вооруженные стрелковым оружием с калибром ствола, который в наше время используется только на скорострельных орудиях, устанавливаемых на легкой технике и вертолетах!
    • Сторонники Империума могут попытаться вломить Космодесантникам Хаоса — тем же спейсмаринам, только осквернённым. Впрочем, особенные умственные качества командования этих десантников приводят к тому, что на той же Кадии Гвардия и Имперская Самооборона били их уже 13 (тринадцать!) раз чуть ли не ссанными тряпками саперными лопатами.[3]
    • Ну а самым-самым крутым может выпасть возможность побить Аватар Бога Войны Кроваворукого Каина (или героически сдохнуть, если попытка богоборчества провалится). И если один на один убивший Аватара примарх Фулгрим еще куда ни шел, то от магистров Калгара и Данте фанаты по сей день не отошли.
      • Есть ещё кое-что покруче: Алчущий Крови. Особенно если его зовут Ка-Бандха.
        • Покруче ли? В одном из рассказов Скарбранд и Аватар Кхейна в бою завалили друг друга оба, а ведь удар Скарбранда в лучшие времена «мог сокрушить любого демона»© (правда, этот удар он нанес малость не тому, Тзинч попутал). Так что Алчущий Крови вполне может быть покруче - но для этого он должен быть Анг’гратом Неудержимым.
    • Эталон крутости из Палаты Мер и Весов — тиранидский живой танк Карнифекс. Здоровенный бронированный жучара, жрущий маток Чужих на завтрак. Эпично живуч (способен еще полчаса яростно сражаться с несовместимыми с жизнью ранениями, прежде чем до него наконец дойдет, что он уже вообще-то мёртв), зубаст, когтист, плюется плазмой (!) и стреляет осколками ядовитых кристаллов. Если про какого-то персонажа в Вахе говорят, что он способен разорвать карнифекса от морды и до хвоста одним ударом левой — это, как минимум, серьезный повод для раздумий о целесообразности нападения на этого крутого засранца.
    • А танковые асы в этой вселенной могут рассчитывать на то, чтобы на основном танке побить Титан — тяжелый ОБЧР размерами от 9 метров в высоту и выше, который защищен, помимо толстой брони, еще и комплектом силовых полей.
    • Стратегически — у каждой фракции описана пара эпичных побед над кем-нибудь, но чаще всего огребают некроны и тираниды, как минимум по мнению фанатов оных. Первые упрекают авторов новых кодексов в приписывании всем подряд уничтожения некронских гробниц, что считается весьма нехилым подвигом, ибо неспособные восполнять потери достаточно развитые инопланетяне эти бункеры терять очень не хотят. И что уж говорить о тиранидах, которые несмотря на все победы ни одной войны не выиграли и всегда оказывались превозмогаемы то десантурой, то эльдарами, то некронами, то Тау.

Музыка[править]

  • «Сонный Рыцарь-2: Судный день», Алексея Свиридова. Несчастный главный герой.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — МОГ Дзета-9 «Кротокрысы», специалисты по залезанию в пространственные и просто труднодоступные аномалии для извлечения служащих их ядрами артефактов, которые затем ставятся фондом на содержание. В числе прочего в обязательном порядке проходят особо тщательную проверку стойкости психики, то есть даже на фоне остальных МОГ эти ребята выделяются. И при этом они регулярно теряют людей, потому что их регулярно же кидают в особо запущенные и особо же разросшиеся аномалии, которые без них осталось бы только огородить снаружи. Если вы видите в списке приложений к объекту отчёт о выезде Дзеты-9, вы уже сразу представляете, ЧЕГО следует ожидать — временами их прикладывает пожёстче, чем персонал D-класса.

Реальная жизнь[править]

  • Швейцарские наёмники в реальной жизни. Суметь хотя бы раз одолеть швейцарцев в Эпоху Возрождения являлось мерилом немерянной крутости.
  • Для доверчивых зрителей троп может играться как субверсия другого тропа. В старом дореволюционном цирке с борцами-рестлерами (как и в современном рестлинге, борьба была договорная и очень редко велась по гамбурскому счёту) среди борцов имелся якобы «мальчик для битья», проигрывающий все бои; однако, когда среди зрителей находился желающий побороться, этот «самый слабый борец» на поверку оказывался офигенно крутым борцом.

Неудачные попытки изобразить крутого для битья[править]

Бывает, что по сюжету у главгада имеются крутые суперсолдаты. Только вот если автор забыл продемонстрировать их крутость, то получается эффект штурмовика. Наиболее распространённый пример этого — «закон сохранения ниндзя», которые как бы крутые, но только вот часто дохнут пачками, в качестве безликих головорезов.

Примечания[править]

  1. И не только в фильмах — в одной из сюжетных миссий Company of Heroes 2 «Тигр» уничтожает колонну советской бронетехники, а потом игроку с помощью одной пехоты необходимо его подбить и отвезти в тыл.
  2. Собственно, это (а также то, что драконья кость, чешуя и кожа являются ценными ремесленными предметами) одна из главных причин того, почему в мире игры вплоть до недавнего времени летающие ящеры считались вымершими существами — когда каждый занюханный дворянин начал считать своим священным долгом прибить над камином доску с головой дракона, судьба последних была предрешена. Часть горе-охотников, конечно же, неизбежно сложила голову, но наиболее умные и осторожные из них начали изучать повадки и слабости этих животных…ну а дальше все повторилось, как в истории с мамонтами и пещерными людьми.
  3. В 8-ой редакции Кадии все же пала после 13 Крестового похода… Благодаря кривым ручкам архимагоса Велизария Коула, который пытался активировать пилоны некронов на поверхности планеты, чтобы закрыть Око Ужаса. Непонятная техника общим возрастом в несколько десятков миллионов лет ВНЕЗАПНО взяла и отказала, разорвав планету на мелкие осколки. То есть, дорогой анонимный читатель, в падении Кадии Космодесантники Хаоса по факту не имеют особой заслуги.
    • Так-то для того чтобы Кадия рванула, Абаддону пришлось взять и у…дарить по планете Чернокаменной Крепостью, а до того он крушил пилоны на других планетах.

См. также[править]