Повелитель драконов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dragon Tamer. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Драконом трудно управлять? Безусловно. Но иметь под своим началом огромного крылатого огнедышащего ящера (а лучше — нескольких) хочется многим. И тот, кому это удаётся, определённо будет очень, очень крутым. Настолько, что вполне может удостоиться громкого титула Повелитель Драконов. В зависимости от того, насколько сильны и разумны драконы сеттинга по сравнению с другими видами, троп играется в двух основных вариантах:

  • Король-дракон — один из драконов, управляющий своими родичами. Может удерживать лидирующее положение за счёт грубой физической силы (как правило, верховный дракон больше и сильнее всех сородичей), магии или, что бывает гораздо реже, тем же способом, что и человеческие правители — благодаря личной харизме и/или традициям.
  • Укротитель драконов — человек или другой гуманоид, умеющий контролировать драконов. Достигают этого либо магией, либо доскональным знанием драконьих повадок. В случае с разумными драконами возможны и другие варианты, основанные на взаимных договорённостях. Частный случай — драконий наездник.

В тех мирах, где драконов особенно много, могут присутствовать Повелители и первого, и второго типов. Отдельно стоит упомянуть о драконоведах, недостаточно могущественных, чтобы драконами управлять, но питающих к этим рептилиям живой интерес и профессионально занимающихся их изучением.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Как существа хтонические и крайне могущественные, драконы зачастую не подчиняются даже богам, тем не менее, есть и обратные примеры:

  • В шумеро-аккадской мифологии драконов сотворила Тиамат в качестве оружия против богов, и именно ей они подчинялись. Учитывая её внешность на сохранившихся изображениях, ближе к первому типу.
    • Потом сотворённый ею дракон Мухшуш стал символом и атрибутом победителя Тиамат, бога Мардука — тот уже скорее второй тип.
  • В мифах Древнего Китая — первый тип, правящие драконами лун-ваны, Цари Драконов, живущие на дне морей. Из них выделяют четырёх главных (по одному на каждую из сторон света) и подчинённых им драконов-хозяев отдельных водоёмов.
  • Христианские святые в основном не ходили на драконов с мечом и копьём, а усыпляли/подчиняли их крестом и молитвой. Впрочем, дракон после такого обычно жил недолго — благодарные ему за всё хорошее местные жители добивали обезвреженную рептилию.
  • В древнегреческой, а затем в европейской мифологии встречаются запряжённые драконами колесницы. Как правило, они принадлежат могущественным магам и чародеям (например, на такой ездила Медея).

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — Кристобаль Хунта, второй тип. Привёл в дружину Карла Великого китайского дракона, натасканного на мавров.
  • Генри Лайон Олди, «Мессия очищает диск» — даосы-чародеи умеют призывать драконов и заставлять их биться друг с другом за контроль над погодой в той или иной местности.
  • «Хроники странного королевства»:
    • Первый тип — лидеры драконьих стай, в частности, золотой дракон Урр.
    • Второй — люди, заключившие сделку с драконами-изгнанниками. До начала событий книг так делали только маги (что обычно плохо заканчивалось и для дракона, и для мага, которому наличие дракона внушало необоснованные амбиции). Вероятно, одним из таких магов и была создана Сфера Обуздания, позволяющая брать дракона под ментальный контроль. Но уже по ходу действия цикла пара драконов становится подданными его величества Шеллара.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Первый тип — Цари Драконов. Изредка у драконов случается Великий Гон, во время которого драконы-самцы беспощадно истребляют друг друга в борьбе за самку. Победитель становится отцом нового поколения змеёнышей и получает титул царя. На Парифате на момент действия книг два драконьих царя и две царицы, на Земле последним был Горын (отец сиамских близнецов, известных как Змей Горыныч).
    • Второй тип — особо могущественные маги могут себе позволить подчинить истинных драконов (а всякую мелочь приручают все, кому не лень). В книгах это были лорд Бельзедор (хозяин внушительного драконьего выводка, включая очень крупного чёрного дракона Растаэрока), Кащей Бессмертный (покровитель вышеупомянутого Горыныча) и Мардук в бытность его архимагом (дракона звали Мушхуш). Хотел заполучить ездового дракона и Креол, но не сложилось.
      • Не обязательно маги. Кащей, вспоминая резню, учинённую Добрыней потомству Горына, мысленно утирает со лба пот: если бы у богатыря хватило ума вместо этого забрать драконышей к себе и воспитать, то такая «Киевская Валирия» быстро подмяла бы под себя всю Евразию.
      • Не смогла бы. Кощей рассуждает с позиций могучего и бессмертного волшебника, которому ничего не стоит договориться с драконом. Обычное средневековое государство банально не потянуло бы содержание драконьего подразделенья, к тому же рудазовские драконы становятся разумными только в возрасте 200 лет, а до этого ведут себя как агрессивные и непредсказуемые монстры[1].
  • Илона Волынская, Кирилл Кащеев, «Ирка Хортица» — первый тип: лично Тиамат (пережившая события Энума Элиш, но потерявшая большую часть силы) и её дети, царствующие драконы-лун. Среди последних выделяются четыре Повелителя Стихий, которым подчиняются все драконы соответствующего вида. Вся власть в Ирии, где обитает большая часть шкажошных шушеств, вымерших на Земле, находится в когтях драконов. Изредка, впрочем, достаточно сильным человеческим колдунам и ведьмам удавалось какого-нибудь дракона вызвать из Ирия и подчинить себе.
  • Сергей Лукьяненко, «Непоседа» — за разрешение жить на территории Самаршана драконы дали тамошним султанам право на протяжении тысячи лет трижды призвать их для какой-нибудь цели. Два раза Самаршан таким образом отражал полномасштабные вражеские вторжения.
  • Елена Белова, цикл «Приключения дракоши» — вожди драконьих кланов, первый тип.
  • «Тайный город» — упоминалось, что само имя Ярги означает «Повелитель драконов». У заурда действительно есть слабость к этим грозным созданиям, и в какой-то момент он решил оправдать прозвище, угнав у рыцарей крутого дракона с тяжёлым характером. Общение и полёты с драконом добавили Ярге человечности. Однако протянула рептилия очень недолго. У древних навов, заставших войну с асурами, драконы были куда более стойкими, а дракон чудов вскоре поехал крышей, не выдерживая тёмной мощи своего наездника.
  • Межавторский цикл «Девятимечье» — каждый из миров Девятимечья управляется триадой Меча, Дракона и Духа (последний реинкарнирует в человеческие тела). Соответственно, Дракон почти всегда является лидером расы младших драконов (кроме Чёрного мира, где они взбунтовались и действуют против триады). С подчинением драконов людям ситуация разнится — в Сером мире почти все драконы находятся в рабстве у магов, в Жёлтом живут на отдельной планете и являются одной из доминирующих политических сил.
  • Леонид Кудрявцев, «Чёрная стена» и «Клятва Крысиного короля» — собственными драконами владеют как минимум Ангро-майнью и Ахумурадза.
  • «Гнев Дракона» Джорджа Локхарда — особые люди, чей приказ драконы не могут нарушить. Судя по всему, созданы Рейденом; он же может и дать дракону защиту от них.

На других языках[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Первый тип — Глаурунг (прародитель всех драконов вообще) и Анкалагон Чёрный (первый и величайший из крылатых драконов). Целенаправленно созданы в качестве предводителей своего вида, а Глаурунг, по некоторым данным, вообще майя в теле дракона.
    • Второй тип — лично Мелькор, и никто, кроме него. С большим успехом применял драконов в качестве ударной силы своих армий, но против объединённых сил валар не вытянул. После его заточения драконы перестали подчиняться кому бы то ни было и, в большинстве своём, перешли на одиночный образ жизни.
  • Урсула Ле Гуин, «Земноморье» — тропнеймер для современного фэнтези, но с титулом связано некоторое внутримировое недоразумение. Учитывая эпическую силищу здешних драконов, Dragonlord-ами называют магов достаточно могущественных, чтобы дракон согласился признать в них разумных существ и поговорить. Подчинить же дракона (ни магией, ни другим способом) для человека принципиально невозможно. Но далеко не все местные жители в курсе, поэтому некоторые собеседники главного героя на полном серьёзе считают его Повелителем Драконов в смысле этой статьи.
  • Dragonlance — Повелителями Драконов назывались командиры войск богини Такхизис, которым подчинялись стаи цветных драконов. Как правило, весьма незаурядные личности (вроде жреца Верминаарда или наёмницы Китиары Ут-Матар), но под конец войны Повелителем успел побыть даже тупой и трусоватый младший командир Тоэд. А вот у героев светлой стороны с драконами скорее партнёрские отношения.
  • Роджер Желязны, дилогия «Одержимый магией» — главный герой, а особенно его отец, лорд-чернокнижник Дет Морсон Рондовал. В последнем сражении бросил в бой орду монстров, среди которых была целая стая драконов. Один из них, Лунная Птица, стал в итоге постоянным спутником его сына.
  • «Гарри Поттер» — к большому огорчению драконологов и лично Хагрида, драконы, по всей видимости, не поддаются ни дрессировке, ни магическому управлению.
    • Ну как не поддаются… Украинскому бронебрюху в подземельях «Гринготтса» по меньшей мере привили условный рефлекс: если звякает, значит, сейчас будет больно. Но вот выполнять команды — да, похоже, хрен заставишь.
    • «Таня Гроттер» — аверсия: здесь с подчинением драконов нет никаких проблем. Они играют роль ворот в драконболе. В пасть рептилиям попадают мячи, а иногда (и без серьёзных последствий) — и игроки.
  • «Досье Дрездена» — Великие Драконы, первый тип. Именно к их числу принадлежит Ферровакс и принадлежал Сириотракс. Неизвестно, предпринимались ли чародеями попытки покомандовать меньшими драконами.
  • Гордон Диксон, «Рыцарь-Дракон» — титул «Лорд Дракон» является почтительным прозвищем главного героя, Джеймса Эгберта, за его способность превращаться… ну, собственно, в дракона. И хотя драконы живут общинами без чёткой центральной власти, именно он несколько раз возглавлял крупномасштабные акции с участием десятков драконов, не говоря уж о том, что он единственный среди всех драконов владеет магией.
  • МИФы — существует два способа подчинить себе дракона. Первый — использовать специальный магический кулон, который за умеренную цену продадут тебе на Базаре Девы. Второй — покормить чем-то дракона из рук. Если он согласится взять у тебя пищу, то привяжется и станет твоим верным спутником на ближайшие несколько сотен лет. Причём на привязавшихся драконов управляющие амулеты уже не действуют. Именно так заполучил себе дракона главный герой Скив (точнее, дракон заполучил его себе, слопав часть рукава). Как мы узнаём из дальнейшего повествования, для драконов подчинение гуманоидам является чем-то вроде игры и культурной традиции. При этом они воспринимают «хозяев» как своих питомцев.
  • «Второй Апокалипсис» — драконы являются порождением Консульта, чьи члены (эхехе) проходят тем самым по второму типу (хотя сами кто нелюдь, кто чужеродное чудовище, до захвата Консульта пленными дунианами там был всего один человек). Но есть и первый тип, прародитель всея драконов, странствовавший ещё на Ковчеге.
  • Exterminatus, Everybody Loves Large Chests — так устроено общество драконов Расколотых Островов. Каждый остров заселён драконами соответствующей острову стихии и управляется самым древним и могущественным из них.
  • «Песнь Льда и Пламени» и сериальная адаптация — второй тип: древние валирийцы и их потомки Таргариены, завоевавшие с помощью драконов весь Вестерос. Никого другого драконы слушаться не будут. Теоретически их можно по новой подчинить с помощью магии, да вот беда, магия ушла из мира. Впрочем, по мере возрождения драконов она тоже должна возвращаться… Наиболее яркий представитель из основных героев — Дейнерис «Матерь Драконов» Таргариен.
    • Будут слушаться и без магии — а вот валирийская кровь, по ходу пьесы, необходима. В ходе Танца Драконов четверым т. н. отпрыскам дракона (бастардам и потомкам бастардов Таргариенов) удалось подчинить себе ящеров и оседлать их. Особого внимания заслуживает Крапива — крестьянская девчонка, которая банально таскала дикому дракону Овцекраду зарезанный скот, пока он не начал её узнавать.
    • ИЧСХ, в Валирийской Республике Таргариены не были ни самой богатой, ни самой родовитой, ни самой обеспеченной драконами семьёй. По меркам Валирии, непобедимый Эйгон Завоеватель верхом на чудовищном Балерионе — средней руки боярин верхом на среднестатистическом же ящере, правящий грудой солёного камня на самых задворках Узкого моря. Другое дело, что только эта груда камня и позволила драконьим владыкам уцелеть — столичные аристократы вместе с их драконами сгорели в Роке Валирии.

Кино[править]

  • «Черепашки-ниндзя: Новая мутация» — Король Драконов, он же Dragonlord. С классификацией трудно, потому что здешние драконы (и он сам) довольно антропоморфны.
  • Dungeons & Dragons (фильм) — имеется жезл, позволяющий управлять драконами.

Телесериалы[править]

  • «Merlin» — Балинор, отец Мерлина. После смерти способность контролировать драконов унаследовал его сын.

Мультфильмы[править]

  • Франшиза «Как приручить дракона»: первый тип — гигантские драконы-вожаки, вида Красная Смерть (мегадракон из первой части) или Великий Смутьян (драконы Валки и Драго) обладают способностью подчинять разум меньших сородичей. Впрочем, некоторые другие виды, как та же Ночная Фурия, могут вступить с ними в схватку за место вожака и освободить сородичей от подчинения. А на мелких дракончиков ментальный контроль не действует вообще.
  • «Полёт драконов» — злой колдун Оммадон, второй тип. Заколдовал и командует целой флотилией драконов, а его дракон в обоих смыслах служит Оммадону за идею.

Мультсериалы[править]

  • «Принц Дракон» — у здешних драконов монархия не хуже, чем у людей или эльфов. Соответственно, драконьи короли относятся к первому типу.
  • «Блэкстар» — аверсия с Властелином, который подчинил себе кучу разных чудищ, но драконов среди них нет. Единственный дракон в сеттинге — Верный, на котором ездит Блэкстар. Но этот дракон для всадника не слуга, а друг.
  • «Джим Баттон» — миссис Скалозуб, первый тип.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

Поскольку игр, позволяющих игроку порулить драконами, очень много, просьба помещать в статью только тех персонажей или фракции, для которых управление драконами является эксклюзивным или сюжетно значимым.

  • The Elder Scrolls — братья-полубоги Алдуин и Партурнакс, первый тип. Но с помощью драконьего крика любой, овладевший им в достаточной степени (что, мягко говоря, весьма непросто) может подчинить своей воле одного из младших драконов. Кроме того, история знает несколько случаев, когда драконы работали на людей по соглашению.
  • В некоторых играх серии Final Fantasy класс «драгун», тематически связанный с драконами, умел призывать виверн для помощи в бою.
  • Heroes of Might & Magic — на протяжении всей серии драконами управляли чернокнижники. Но по мере выхода игр отдельные группировки драконов находили себе новых покровителей:
    • HoMM II — в кампании Арчибальда появился Король Драконов, которого можно победить и взять в плен, и тогда нейтральные драконы будут присоединяться к героям игрока.
      • В новеллизации этой игры (книге Анны Гуровой) свой Король Драконов есть в каждом городе драконов, и один такой — Ширван — активно участвует в повествовании. Иногда в облике человека.
    • HoMM III — вдобавок к драконам Темницы, зелёные и золотые драконы появились в армии эльфов АвЛи.
      • Одним из персонажей игры является Мутара, самоназвания королева драконов. В своей кампании она шла к тому, что бы полностью соответствовать своему титулу. В кампании «Схватки Драконов» её немаленьких подчинённых надо победить.
    • HoMM IV — эльфы лишились зелёных и золотых драконов, получив взамен волшебных. Кроме того, у Хаоса (куда теперь относились чернокнижники) в аддонах появился нейтральный юнит Мегадракон — летать не умеет, и к магии не иммунитет, а всего лишь сопротивляемость, зато в два с половиной раза толще чёрного и дышит огнём веером а-ля цербер. Локализаторов остаётся только похвалить за то, что перевели его как «Царь Драконов» — очень уж оригинальное название отдаёт фантазией школоты[2].
    • HoMM V и далее — мифологию серии основательно перетрясли. Теперь творцами мира и всех разумных рас выступают именно Боги-Драконы, каждый из которых (кроме старших и Илата) направил часть своих меньших потомков на помощь сотворённым им гуманоидам.
      • Небольшое уточнение: лесным эльфам помогают зелёные и изумрудные драконы (потомки Силанны), тёмным эльфам - сумеречные и чёрные (потомки Малассы), гномам - огненные и лавовые, в седьмых Героях - красные и пламенные (потомки Арката). У нагов в шестых Героях похож на дракона кирин, но воплощением Шалассы считается водяной угорь Хаи Ро. В седьмых героях появляются золотые драконы (потомки Эльрата), но как нейтралы, и их редкость описывают словами "истинный идеал недостижим". А вот Илат своих потомков не отправил - Вольные Города, где ему поклоняются, не появилась как фракция.
      • А в невышедшей HoMM V от NWC, судя по концепт-артам, собирались делать играбельный город драконов.
  • King's Bounty — драконов можно вербовать в армию на протяжении всей серии. Но у Амели, героини второй части, есть личный дракончик, подчиняющийся только ей и обладающий способностями, каких нет ни у одного дракона в игре. Как оказалось, со временем из него должен вырасти Великий Дракон, хранитель всего мира Теаны.
    • Способностью призывать других драконов на поле боя обладают появившиеся в «Воине Севера» ледяные драконы и нижеупомянутые драконьи наездницы.
    • «King’s Bounty: Тёмная Сторона» — здесь можно натырить некоторое количество принцесс и надрессировать из них наездниц на драконах — самых мощных юнитов в игре. Принцессы, впрочем, не обязательно должны быть настоящими — драконы подслеповаты и родословную прочесть не могут. Однако если запороть квест на острове викингов (с о-о-очень неочевидным правильным вариантом), бесконечного источника принцесс не получится, а по игре их разбросано штук тридцать, не больше.
  • Disciples — эльфийская королева Таладриэль.
  • Mortal Kombat — не совсем понятно, как правильно переводить титул Онаги «the Dragon King» — Король-Дракон или Король Драконов? Во втором случае он попадает под троп.
  • Pokémon — второй тип, тренеры покемонов, специализирующиеся на драконьем типе, как, например, Айрис из аниме-адаптации.
    • Педаль в пол Во второй части Pokémon Mystery Dungeon Диалга (легендарный Покемон Стального/Драконьего типа) возглавляет эдакую негласную организацию по охране Временных Шестеренок и Башни Времени, где сам является единственным с Драконьим типом.
  • WarCraft — к первому типу относятся Драконы-Аспекты, лидеры пяти крупнейших драконьих стай, которых титаны оставили присматривать за Азеротом. Одной из них (Алекстразой) при помощи артефакта под названием Душа Дракона пытались командовать орки — именно поэтому во Второй Войне красные драконы сражались на их стороне. Но кончилось это для орков довольно печально. Позже супруга свернувшего налево Аспекта Земли создала сумеречных драконов, которые служили Смертокрылу в его апокалиптических планах. А драконы-нежить, известные как ледяные змеи, подчиняются Королю-Личу и его высокопоставленным приспешникам.
  • Warlords Battlecry 3 — драконы доступны для найма всем расам, но только эльфийский король Лунарион отваживается лететь в бой верхом на одном из них.
  • «Кодекс войны» — героиня эльфийской кампании оригинала, Тейя Таэль, принадлежит к древнему роду Говорящих-с-Драконами (наличие которых дало эльфам возможность рекрутировать драконов на роль авиации). На геймплее это, впрочем, особо не отражается.

Настольные игры[править]

  • Сёги, японские типа-шахматы — при достижении зоны превращения колесница (ладья) превращается в фигуру под названием Король-Дракон (Рю О), которая ходит как ладья, и как король.
  • Magic: The Gathering — мироходец Сархан Воль, большой фанат драконов, любящий и умеющий призывать их на поле боя. Второй тип.
  • Warhammer Fantasy Battles — только очень выдающиеся личности могут подчинить себе дракона или договориться с ним. У Империи, например, такой всего один, лично Император Карл Франц. У эльфов мастеров побольше, драконьи всадники есть у всех трёх эльфийских фракций. Например, Драконьи Князья Каледора когда-то вылетали в бой на драконах полным составом, но сейчас большая часть драконов находится в спячке(будят по большим войнам), так что большинству приходится на лошадках рассекать. Титул Повелителя Драконов носят два особо выдающихся представителя аристократии этого горного княжества правящий князь Каледора Имрик и ставший наёмником изгнанник Азарнил.
    • Предок Имрика, великий эльфийский маг Каледор Пророк, сумел в словесной магическом поединке победить предводителя драконов и заключить союз с крылатыми гигантами (здешние драконы по разуму сопоставимы с эльфами), что спасло его родные края от вторжения демонов. Собственно, поэтому горное княжество и получило имя архимага, а каледорские драконьи всадники вкупе с магией Каледора помогли Аэнариону отстоять Ултуан. Сам же чародей ещё до создания Вихря получил прозвище Повелитель Драконов. Из уважения к предку внук и правнук Каледора принимали его имя как тронное, когда стали Королями-Фениксами.
  • «Берсерк: вселенная магических битв» — Царь Драконов, мультистихийный повелитель (имбокарта, используемая в специальной серии турниров одновременно как босс и как трофей). Сам, правда, не дракон, а драконид, но позволяет нанимать драконов в отряд бесплатно, да и по хитам толще среднего дракона раза в два.

Примечания[править]

  1. Поэтому в начале и было указание про магов. В смысле, потенциально, конечно, простые смертные тоже что-то такое могут, но из появлявшихся в тексте фактически драконами управляли только чародеи, притом обладающие достаточной силой, чтобы приструнить рептилию в случае чего. Богатыри, в принципе, тоже годятся, но Добрыня предпочёл не рисковать.
  2. Правда, в одной из кампаний действует персонаж Megadragon King. Как должен звучать перевод этого титула — «Король Царей-Драконов»? Впрочем, можно предложить «Владыка Драконов» — это выше «Царя». Да, а как перевели в официальной локализации?