Космическая опера

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Космоопера»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Звёздные войны — фэнтезяяя! »
— Red Cynic
Роман «меча и звездолёта»

Космическая опера или просто космоопера — это такой жанр.

Описание[править]

Характерной особенностью космооперы является перенос привычных для различных приключенческих (в широком смысле) жанров (плащи и шпаги, фэнтези, вестерн, киберпанк) в футуристический антураж (не)научной фантастики (полеты к звёздам, оружие, работающее по неведомым высокотехнологичным принципам, космические баталии).

Комикс из «Мира фантастики», объясняющий суть (худ. А. Ремизов)

Первым произведением жанра космооперы стал роман Роберта Уильяма Коула «Битва за Империю: История 2236 года» (The Struggle for Empire: A Story of the Year 2236, 1900 г.). Однако произведение, вышедшее в 1900, особых подражаний не вызвало, т. к. тогдашний мэйнстрим соответствовал классике Жюля Верна и Герберта Уэллса. Тема же космоса стала по-настоящему популярной уже после Первой мировой, когда то, что незадолго до Первой мировой воспринималось скептически настроенными прагматиками как нереальная фантастика, стало превращаться в обыденность и уже было опробовано в войне.

Термин космоопера — слово-склейка «космоса» как основного места действия и сентиментальных перипетий «мыльной оперы», а также крайне популярной в то время «лошадиной оперы» — бесконечных произведений о приключениях бравых ковбоев, чей образ отличался идеализированностью и героизмом.

Техническая основа[править]

Это неограниченная, дармовая энергия и сверхсветовые полёты. Благодаря этому цивилизации в космоопере огромны, охватывают межзвёздные пространства и могут похвастаться гигантскими проектами вроде сфер Дайсона или боевых станций, разносящих планеты в пыль. А вот информационные технологии в классической космоопере середины XX века, как правило, были недоразвиты. Максимум — забавные говорящие роботы; изредка попадается разумный компьютер, чаще всего в качестве злодея, иногда — помощника и товарища главных героев. Тогдашняя фантастика вообще отличалась громоздкими и медленными компьютерами-шкафами того времени.

Суперэнергия позволяет строить гигантские космические корабли с неограниченным запасом хода, стреляющие из лазерных главных калибров почём зря, терраформировать планеты и строить в космосе мегаструктуры, полностью заменить пороховое огнестрельное оружие электрическими бластерами. С другой стороны, редко поднимается вопрос экономической значимости суперэнергии. Возможно, впрочем, что власти намеренно используют 99,99999% суперэнергии на строительство космических линкоров и мегаструктур, чтобы население не привыкало к халяве. Ещё это может быть обосновано неким супер-ресурсом с высокой энергетической ценностью.

Звездолёты могут пересекать межзвёздные расстояния так же легко, как вы на машине — съездить за город на шашлыки. В особо махровых случаях они спокойно пересекают галактики из конца в конец или даже перемещаются из одной галактики в другую. Для этого они используют некую резиновую технологию, не существующую в реальности, позволяющую искривлять пространство, перемещаться в некое параллельное измерение или телепортироваться.

Поджанры[править]

  • Затерянный ковчег — поджанр, в котором нет путешествий с превышением скорости света, а местом действия является корабль поколений (классика — «Пасынки вселенной»).
  • Имперская космоопера — поджанр, в котором власть принадлежит диктаторам или императорам, ведущим войны, и это хорошо (или не очень).
  • Космический вестерн — поджанр, основанный на идее фронтира. Когда-то был очень популярен — на заре появления жанра космооперы был одним из двух основных её поджанров, наряду с планетарным романсом. Позднее практически полностью вытеснен более пафосным — «звёздные короли».
  • Космическое фэнтези — поджанр, где работают не только сомнительные с точки зрения реальной науки технологии, но и прямая мистика.
  • Планетарный романс — поджанр, действие которого разворачивается на одной планете, зачастую весьма экзотичной, но порой и очень напоминающей Землю. Классика — романы Ли Брэкетт и Урсулы ле Гуин, у нас — «Трудно быть богом» Стругацких и «Час Быка» Ефремова. Из чего поновее — «Владыка Ледяного Сада» Гжендовича. Зачастую такие произведения скорее напоминают фэнтези или приключенческие романы, а от НФ там только бэкграунд. Грубо говоря, протагонист прилетает на звездолете в начале и улетает на нем в конце, а на протяжении тысячи страниц между этими эпизодами приключается по законам фэнтезийного романа.
    • В отличие от космического вестерна, популярность поджанра хоть и пошла на спад, но он не стал таким же редким, а тесно переплёлся со «звёздными королями». Так что в длинной космической саге про звёздных королей наличие одной, а то и нескольких книг в жанре планетарного романса — отнюдь не редкость. Пример — «Дюна». Жанр популярен также в видеоиграх. Иногда действительно все действие происходит на одной планете (Endless Legend), иногда с прикрученным фитильком — в сюжете фигурирует множество планет, но каждая конкретная игровая сессия происходит на поверхности одной из них (Age of Wonders: Planetfall).
  • Развитие компьютерной техники и широкая распространённость её в повседневной жизни привели к тому, что космопанк, чьи зачатки просматривались ещё в классическом киберпанке Брюса Стерлинга, стал обретать популярность. В космопанке демонстрируются гипертрофированные капиталистические отношения, больший акцент — на информационных технологиях. Запрет на трансгуманизм, как правило, отсутствует. Практически все значимые книжные космооперы от 1980-х и младше относятся именно к этому жанру («Гиперион», цикл Бэнкса про Культуру, романы В. Винджа и А. Рейнольдса). Зачастую самый «твёрдый» жанр.

См. также[править]