Лютиэн

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Выбор мой, Владыка, будет скор,

Сделан он и без сомненья верен.
Для чего мне вечный Валинор,
Если не со мною будет Берен?

Знаю — буду счастлива я с ним,
Стану жить я, сердце успокоив.
Даже день с бессмертием сравним,
Вечность в песнях — это путь героев.

»
— Скади, соло-мюзикл «Лэ о Лэйтиан»
Кодификатор на полотне Фабио Леоне

Итак, нашему романтическому герою не посчастливилось любить Луну или просто долгоживущее существо. Нет, его чувства совершенно взаимны, более того, пара даже счастлива. И это не пошлая эйфория с бабочками в животе, и уж подавно не созависимость и не вытягивание жил: влюблённые успели плечом к плечу пройти сквозь огонь, воду и регулируемые перекрёстки, победили не только злодея, но и проблемы с коммуникацией. Их чувство — это уже не яркий, но быстро сгорающий фейерверк, а мощно и ровно пылающий очаг, который вот-вот станет (если уже не стал) семейным.

Но это сейчас — а что потом? Пять, десять, ну пусть даже пятьдесят лет — а там один из возлюбленных будет вынужден страдать от неумолимо надвигающейся старости, а другой — ничуть не менее страдать, глядя на то, как любимый дряхлеет, болеет и перестаёт его узнавать. И это ещё милосердный случай, если им позволено будет быть вместе до конца — а то ведь кое-где такие отношения запрещены на административном, религиозном, а то и реальностном уровне. И одному из возлюбленных придётся другого оттолкнуть, чтобы спасти, иначе тому грозит беда. Или им обоим. Или всей вселенной…

«А вот вам ху… дожественно выполненная аверсия!» — свирепо и решительно (или тихо, но твёрдо) говорит «Луна». Раздирает в клочья своё бессмертие, комкает всемогущество, швыряет о землю и растирает каблуком. Нет бессмертия — нет проблемы! Нет всемогущества — нет геморроя! Я теперь тоже смертный, и под ваш закон мы не подпадаем, так что дайте нам спокойно состариться вместе и воссоединиться в смерти! А не то, — с совсем уж нехорошей ухмылочкой продолжает Лютиэн, — мы можем и напомнить, что бывает с теми силами, которые посмели встать на пути у истинной любви!

В общем, троп заключается в ситуации, когда бессмертие и/или сверхспособности мешают любви — и их обладатель делает выбор именно в пользу последней. Возможно, благодаря этому он откроет в себе ещё более могущественные силы взамен утраченных, возможно, нет — но в любом случае не пожалеет. Любовь, ради которой пришлось пожертвовать настолько значительной частью себя, определённо стоила того.

И почему-то всё ещё очень мало сюжетов о том, как от бессмертия ради любви не отказываются, а делятся оным с партнёром, либо ищут способы отключить у него старение. Или даже обоюдно стремятся измениться таким образом…

Отчасти надтроп — С чем не справишься ради любви. Смежный троп — Жена декабриста.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — собственно, давним предком Мефа был светлый страж Диомед, сложивший крылья ради того, чтобы быть с любимой женщиной. Фанаты долго ждали, что по его стопам пройдёт Дафна, но Буслаев всех надурил: выбился в стражи сам.
  • А. Коростелёва, «Цветы корицы, аромат сливы» — субверсия: Сюэли пытается отказаться от бессмертия, чтобы обрести счастье с Цзинцзин. Однако Ди, отправившийся вместе с ним к Небесному Императору, чтобы якобы тоже отказаться от бессмертия — просто за компанию, — так валял дурака на приёме, что Император отказал им обоим. Остыв, Сюэли понимает, что Ди спас его от опрометчивого шага, и скрепя сердце расстаётся с возлюбленной.
  • Генри Лайон Олди, «Мой дедушка — Истребитель» — жена Персея Андромеда, она же Медуза Горгона, которая осознанно выбрала участь смертной, но сохранила малую толику былой силы. Взошла вслед за мужем на его погребальный костёр, где так же, как и он, стала новым созвездием.
  • А. Больных, «Дорога» — Рюби прошла под радугой, отдав магическую силу и бессмертие, и стала человеком. Правда, непонятно, сделала она это ради Хани, или просто так.
  • Александр Рудазов, «Архимаг» — Креол, который ради жены и нерождённого сына отказался от поста Азаг-Тота, от демонических и даже магических сил. Причём отказался в своей характерной манере — с жертвами и разрушениями.
  • Элеконора Раткевич, «Ларе-и-таэ'» — инверсия: полюбив кого-нибудь из эльфов, человек получает вечную молодость, а ответная любовь одарит его вечной жизнью.

На других языках[править]

  • Джон Рональд Руэл Толкин, история Берена и Лютиэн во всех существующих вариациях — тропнеймер и кодификатор. Собственно, эльфийка Лютиэн Тинувиэль ради того, чтобы остаться с человеком Береном, прожила жизнь как смертная и стала первой из эльфов, кто не воплотился в чертогах Мандоса, а именно умер.
    • Две эпохи спустя её далёкая правнучка Арвен Ундомиэль повторила её поступок: как и все потомки Элронда, она имела возможность выбирать.
    • Третий пример любви человека и эльфийки у Профессора — зигзаг. Идриль не стала смертной ради Туора… во всяком случае, не заявила об этом официально. Когда они уплыли в одной лодочке на Запад, стали говорить, что Валар сделали Туора эльфом. Но это не более чем легенда. Нет точных данных, что они вообще доплыли. Возможно, Идриль воссоединилась в смерти с Туором в море.
      • В некоторых черновиках они спят на одном из островов поблизости от Валинора, и проспят так до конца света.
  • Бен Ааронович, цикл книг о Питере Гранте — редкая инверсия, когда Луна делит бессмертие с возлюбленным. Оксли, бог одноимённой реки, взял в жёны смертную, и они живут вместе уже не первый век. Ситуация, судя по всему, нечастая: когда несколько книг спустя леди Тайберн жалуется Питеру, что переживёт не только мужа, но и своих детей, она не только капает герою на мозги, чтобы отвадить от романа со своей сестрой Беверли Брук, но и явно вполне искренне переживает это обстоятельство. Герой, позднее вспомнив пример четы Оксли, раздумывает: леди Тай чего-то не знает/не учитывает, или тут всё далеко не так просто?
  • В какой-то мере подпадает «Русалочка» Андерсена. Русалки живут 300 лет, но героиня просит сделать ее человеком даже ради гипотетической возможности быть рядом с принцем.

Фанфики[править]

  • Не самый редкий сюжет в фанфиках по DCAU — после событий «Бэтмена будущего» Чудо-женщина покупает Брюсу Уэйну вторую молодость и возможность прожить жизнь с ней ценой своего бессмертия.

Телесериалы[править]

  • Angel — зигзагом. В одной из серий Ангел, вкусив крови демона Мора, становится человеком. Сначала он рад — ведь теперь он может быть с Баффи. Но какое-то время спустя он понимает, что в качестве простого смертного не может так эффективно бороться со злом, как будучи вампиром. И… возвращает себе вампирскую сущность. Что как бы многое нам говорит о его любви к Баффи.

Кино[править]

  • «Кровь и шоколад» — субверсия: оказаться от оборотнической природы Вивьен не могла и инициировать возлюбленного тоже не стала, но предпочла жизнь простой смертной девушки с ним вечной охоте со своими сородичами под полной Луной.

Мультфильмы[править]

  • Советский «Янтарный замок» — бессмертная владычица морская Юрате отказывается от бессмертия ради любимого и уходит с ним на землю. Где её тут же убивают молнией с неба.
  • «Кубо: Легенда о самурае» — дочь Лунного Короля полюбила самурая Ханзо, и ради него отказалась от своего божественного статуса. К несчастью для героини, её отец и сёстры это так не оставили — сначала они перебили весь клан Ханзо, а потом Лунный Король вырвал глаз собственному внуку Кубо, дабы тот мог обрести божественность. Да и сёстры потом долго выслеживали и Кубо, и его маму.
  • Диснеевский «Геркулес» — главный герой отказывается от полученного потом и кровью статуса бога и жизни на Олимпе ради Мегары.

Мультсериалы[править]

  • Steven Universe — Роза Кварц, «мама» главного героя. Педаль знатно выжата: бессмертное существо с прорвой сверхъестественных способностей ради любимого земного мужчины не просто выбрала участь смертной, но и фактически умерла (осознанно и целенаправленно) в процессе «рождения» сына.
    • Субверсия — «Роза Кварц», а на деле — Розовый Алмаз, одна из властителей цивилизации драгоценных камней, инсценировала свою смерть, спрятавшись в свой камень (на животе Стивена).

Музыка[править]

  • Истории Лютиэн и в меньшей степени Арвен, разумеется, нашли множество музыкальных воплощений.
  • Аэлла, «Крылья валькирии» — заглавная героиня, полюбив смертного, отказывается забирать его жизнь и вообще дальше быть валькирией.
  • КняZz, «Ангел и демон» — мужской вариант с переходом в обоюдный, потому что двум столь разным сверхъестественным существам, чтобы быть вместе, явно нужно обоим отказаться от своей природы.