Любовь и железяка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Robo Romance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

я разберу тебя на части почищу снова соберу но чуть стройней и чтоб деталей ещё хватило на кота

»
— Пирожок с тропом
« Помните кучу фантастики про роботов, которые сдруживаются с хозяевами, а после ремонта или профилактики — теряют свою «личность», что и является источником драмы? Это будущее уже наступило. Промобот, работавший на выставке, имел функцию запоминания лиц и имён, приветствовал сотрудниц по утрам и флиртовал с ними. За 10 месяцев дети-посетители его доконали, был отправлен на ремонт. И теперь, после ремонта, никого не узнаёт. Девчонки в печали. Драма. »
— С Баша
Machine11.jpg

К данному тропу относятся факты проявления романтических отношений («полового» типа), в которых хотя бы одна из сторон является машиной, то есть формально — неодушевлённым предметом, однако в какой-то форме проявляет свою разумность.

Авторы давно предполагали, что при достижении некоторой степени разумности машина должна обретать стремление к самосохранению и самораспространению. У людей это выражается в половом влечении, а на его основе и в более сложных проявлениях: флирт, кокетство, ревность и т. п. У машин, не способных к половому размножению, трудно предположить появление чего-то подобного, однако, авторов это не останавливает, и они наделяют «умные» машины присущим людям поведением. Часто машинам также присваивается половая идентификация, хотя нельзя объяснить, откуда она берётся. Обычно для этого достаточного женского или мужского имени или голоса.

Разумеется, машина изначально может создаваться чтобы имитировать человека — и внешне, и эмоционально — и это может быть обоснуем для её «влюбчивости».

А вот человек в таких отношениях, получается, связался с высокотехнологическим суккубом, повёлся на обман, на мираж, на нечто дающее иллюзию возможности продолжения рода. Впрочем, современные люди вообще поставили обман собственной биологии на поток.[1]

Впрочем, не всё так плохо, и у тропа есть как минимум две светлые и мягкие версии:

  • Трансгуманистическая версия — роман человека с тем, что когда-то было человеком, но сменило форму жизни с углеродной на металлическую.
  • Мистическая верия — роман с тем, что одушевлено и вселилось в железяку.

См. также Дровосексуализм.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« Вторая [новелла], в которой описана также не новая любовь одного молодого графа к кукле или автомату и странная его женитьба на этой пружинной красавице, — скорее могла бы назваться следствием близорукости: кто, кроме совершенно близорукого, может не рассмотреть мертвой неподвижности в лице и глазах автомата, как бы хорошо ни был он сделан? И могут ли кого пленить до безумия одни наружные формы, без выражения души в лице, во взорах и движениях тела?

»
— Критик Орест Сомов о новелле Антония Погорельского «Пагубные следствия необузданного воображения» (1828)
  • Кир Булычёв, «Гай-до» — Ирия Гай и её разумный корабль Гай-до.
  • С. Лукьяненко:
    • «Геном» и «Калеки» — главный герой является «спецом», то есть генетически модифицированным ещё на стадии зародыша, человеком, максимально приспособленным для выполнения своей специализации. В случае героя — чтобы быть пилотом корабля с ИИ. Любить другого человека (или инопланетянина) пилот не способен, а вот свой корабль — более чем! В «Геноме» герой под временным действием специального препарата осознаёт разницу между любовью к человеку и к кораблю (не в пользу последней), но в следующей книге всё равно вновь влюбляется в корабль, отнюдь не страдая от невозможности любить человека.
    • Дилогия «Линия Грез» — «Императоры Иллюзий»: Маржан Мохаммади, механистка, вполне себе крутит романы с обычными людьми. С прикрученным фитильком, потому что она не киборг, а человек, заменившая большую часть органов электронными.
  • В романах Ливадного несколько раз встречаются различные вариации сюжета, когда самообучающийся ИскИн обретал человеческое тело (фактически становясь обратным киборгом с электронным мозгом и человеческой плотью).
  • Роман Злотников, «Мятеж на окраине галактики» — Уимон и Мерилин.
  • Павел Шумил, «Иди, поймай свою звезду» — киборги-мириамы. Созданы для внедрения к крупному мафиози под видом его любовницы; однако оказались слишком разумными, осознали себя и не согласились с ролью «марионеток». В итоге одна из трёх по-настоящему влюбилась в этого мафиози и стала его женой (причём он прекрасно знает о её «железной» сущности, что не мешает ему тоже её любить), а две других страдают от неразделённой любви к арестанту с тюремной планеты.
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.». В описанном будущем любой желающий (при наличии средств) может приобрести искусственного «спутницу или спутника жизни» (т. н. «сура») различной степени реалистичности (от простых «резиновых женщин» до класса «high-end», неотличимых от людей). Впрочем, внешний вид и характеристики сур зависят лишь от фантазии заказчика и его вкусов: помимо искусственной женщины или мужчины любого возраста, можно также заказать животное, вроде собаки или овцы, а то и вовсе некое существо, которого в природе не существует. Так, Дамилола Карпов, главный герой книги, живёт с роботом Каей. Что касается взаимоотношений между людьми и сурами, всё зависит от владельца. Но чаще всего он непроизвольно «втягивается в игру» и начинает воспринимать свою «резиновую женщину» именно как партнёра в отношениях, а не просто как секс-игрушку, которая умеет разговаривать. По словам того же Карпова, «…больше всего в жизни я люблю две вещи — мою камеру и мою суру…»
  • Евгений Лотош:
    • «Уст твоих бурный ветер», Тилос и Тарона. С точки зрения Тилоса, Тарона не в курсе, что Серый Князь Тилос далеко не обычный человек. И человеком никогда не был. ИИ на «старой» платформе Демиургов (той что до облаков полей была).
    • Собственно часть истории Земли, позднее и Текиры: многим людям намного проще иметь в качестве партнёра понимающего чоки-компаньона. Только вот это не значило конца человечества Земли, это наоборот помогло начать звёздную экспансию, которая спасла остатки человечества после Катастрофы. Та же Майя неоднократно влюбляет в себя, кого ей надо (и не только влюбляет, если в данном государстве появление видеозаписей о том что кто-то любит маленьких девочек — может повлиять на карьеру то почему бы не устроить съемки с собой в главной роли?), несмотря на то, что технически человеком не является, как и все Демиурги. Облако силовых полей + дистанционного контролируемая кукла, а если нужно, то и не одна. [С прикрученным фитильком]] потому что Демиурги все же рождаются людьми. Точнее их часть — позднее идет перенос на другой носитель и слияние с ИИ-партнером, возможно не одним. И при этом детей они даже в таком состоянии каким то образом могут иметь. Про Джао сказано что он самый молодой. А он родился миллионы лет спустя после Катастрофы. Биката и Калайя, инженер по чоки, похитил новейшую экспериментальную версию чоки, потому что не может допустить, чтобы её разобрали. Любит её. В постель не хочет, хотя та предлагает. И доходит до «Вывод по совокупности признаков: любовь — форма наркомании». Реально в данном случае всё ещё интереснее: то, что Биката влюбится, было предусмотрено при постановке данного эксперимента. Не им. Просто эксперимент зашёл слишком далеко. Карина Мураций и Масарик Медведь. Карина на тот момент уже Младший Демиург, а Масарик — обычный инвалид… Правда, вопрос детей открытый.
  • Пискунов, рассказ «Древо на скале» — Фаина влюбляется в кибер-робота Уника.
  • Семён Кирсанов, «Поэма о роботе». Здесь о железяке мечтает леди Чаттерли:

"А лэди мечтает: «Захочу — подкручу, и Робот, грубый, жестокий такой, повалит меня дивану в парчу душить ревнующею рукой.

А после, блестя синевою под утро, сентиментальный Робот оперным тембром гудит в репродуктор: „твой до гроба…“»

  • Сергей Тармашев, цикл "Древний" — первый светлый и мягкий вариант: загруженный ещё в первой книге гений заводит подобные отношения с людьми в третьей и шестой книгах и оба раза воплощается.

На других языках[править]

Кристина и Арни. Кадр из экранизации
  • Рассказ Гофмана «Песочный человек»: Главный герой по незнанию влюбляется в деревянную куклу-автомат и теряет рассудок.
  • Айзек Азимов:
    • «Роботы Зари»: недавней иммигрантке Глэдии Дельмар владелец одолжил редчайшего человекоподобного робота — весьма точную копию человека, с точностью до работающих половых органов. Многие урождённые аврорианки охотно воспользовались бы таким роботом для секса и сочли бы это разновидностью мастурбации, но Глэдия влюбилась в него и даже называла его своим мужем (с точки зрения местных — всё равно как если бы она пошла покупать детскую коляску).
    • «Прелюдия к Основанию» (Prelude to Foundation) — главный герой, молодой Хари Селдон, влюбляется в свою боевую подругу Дорс Венабили, а она в него. При этом Селдон подозревает, что Дорс — робот, и она, узнав о его подозрениях, его не разубеждает; однако это им ничуть не мешает. В следующей книге выясняется: да, она действительно робот.
  • Рэй Брэдбери:
    • «Марсианские хроники» — не совсем любовь (в смысле не «эрос», а что-то вроде «сторге» или «филио»), с обоснованием и очень грустно. Потерявший семью инженер создаёт андроидные копии своих жены и детей, запрограммированных воспринимать себя, как семью (сами они обо всем этом знают и их устраивает). А потом умирает от старости, оставив свою квази-семью в одиночестве (сделать им возрастные изменения он так и не смог — хотя они сами этого хотели — а просто дезактивировать их перед своей смертью, видимо, счёл неправильным). Нашедшие их спустя несколько десятков лет земляне хотели их убить (то ли считая это ударом милосердия, то ли опасаясь каких-то негативных последствий), но не смогли заставить себя это сделать и решили просто оставить всё, как есть.
    • «Электрическое тело пою!» — трое детей после смерти матери получают электронную Бабушку.
  • С. Лем, «Автоинтервью» — POV-персонаж рассказывает самому себе кратко о новом романе про польский искусственный спутник. Среди персонажей есть робот (тот еще ловелас на батарейках), имеющий женщину-любовницу со связями. Собственно муж одной из пассий робота чуть не сдал его в металлолом, но робот смог договориться, «выкупив жизнь» бизнес-планом, в котором участвовала любовница с большими связями.
    • «Кибериада» же! Дикая смесь из постсингулярности, античности и высокого средневековья цивилизации роботов со всеми соответствующими романтически-любовными отношениями электрыцарей, робопринцесс и бледнотников-трясунов (то бишь, людей), которые здесь в положении когда экзотических животных, а когда и «чужеродных чудовищ». Пополам с «любовью двух железяк». Искромётный, но философский юмор прилагается.
  • Роберт Шекли:
    • «Мой двойник — робот» — очень занятый джентльмен отправляет на свидания вместо себя двойника-робота. Когда отношения с барышней благополучно приближаются к свадьбе, двойник внезапно исчезает… вместе с роботом-двойником невесты. Невеста тоже занятая и не могла тратить время на свидания. Всё кончилось хорошо, только новосозданной семье пришлось подкорректировать рабочие календари. (Технически это в раздел «Любовь двух железяк», но ни одна из железяк и ни один из прототипов об этом не знает.)
    • «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?» — робот влюбляется в женщину. Увы, эта любовь не взаимная.
  • Клиффорд Саймак, «Прелесть» — первые длительные испытания космического корабля с искусственным интеллектом едва не закончились трагически. Сперва трое астронавтов обращаются с Прелестью почти как с человеком — и она воспринимает себя как человека и влюбляется. Во всех троих. Позже отвергнутая и разочаровавшаяся в людях Прелесть выбрасывает астронавтов на первую попавшуюся планету (мавзолей, как вскоре выяснилось) и заводит роман с единственным местным жителем — носорогом на колёсах. Это уже «Любовь двух железяк».
  • Гарри Гаррисон, «Робот, который хотел всё знать» — робот-библиотекарь начитался о романтике и решил попробовать. Для него всё закончилось разбитым сердцем — в прямом и переносном смысле.
  • Стивен Кинг, «Кристина» — вообще-то скорее об одержимости демоном, но внешне выглядит как взаимная влюблённость парня и автомобиля.
  • Дэвид Вебер, повесть «Мне ещё ехать далеко» из серии «Боло»: Боло — танк огромных размеров и боевой мощи. В результате самодеятельного эксперимента один из них обрёл искусственную личность, да ещё и женского пола. Через много лет танк оказывается в руках увлечённого исследователя. За этим следует короткий и драматичный роман.
  • Лестер Дель Рей, «Елена Лав». Двое приятелей собирают себе помощницу по хозяйству, которая, насмотревшись мыльных опер по телевизору, начинает яростно добиваться любви одного из них. Он сдаётся под давлением Елены, и они начинают жить вместе, а второй создатель девушки на протяжении всей жизни помогает искусственно состаривать её, чтобы не усложнять и без того непростые отношения. В конце, когда обоих из этой пары уже нет, он признаётся, что так и не завёл семью, потому что на свете была только одна Елена Лав…
  • Х. Г. Мартинес, «Роберт и Роберта». Он и она — люди, точнее, киборги (инвалиды с робототехническими протезами). При этом сильно осторожничают. В данном сеттиге браки между людьми и роботами возможны. Но женившись (выйдя замуж) на роботессе (за робота), развестись нереально. Законодатели постарались.
  • Энн Маккефри, «Корабль, который пел». Х-834, или Хельва, «мозг» Спасательной Службы Федерации Центральных Миров, влюбляется в некоторых своих партнёров-людей вроде Дженнана. Доходит до того, что во время эвакуации населения с одной из планет Дженнан погибает от рук впавших в панику спасаемых, когда Х-834 на максимальной мощности двигателей пробует обогнать ударную волну вспышки Сверхновой — и у Хельвы появляется желание просто развернуться на 180 градусов. Позднее возникает любовь с Найлом Пароланом. С прикрученным фитильком: Хельва-834 была рождена человеком, просто в Федерации Центральных Миров для детей со смертельными патологиями тела и полноценным разумом есть вариант стать капсульником — «мозгом» корабля. Правда, что капсульников, что их напарников отучают желать телесного контакта, в том числе потому, что сама попытка гарантированно убьёт капсульника: они даже не дышат. А Найл Паролан знает коды её капсулы по своей прежней работе. Со временем, правда, некоторые смекают, что можно и специального робота-аватарку заказать.
  • Энн Маккефри / Мерседес Лэки, «Корабль, который искал». Г-1033 и её партнер Алекс. Дошло до того, что она добилась, чтобы ей создали андроидное тело, чтобы любить. Субверсия. Гипатия-1033 была рождена как обычная девочка Гипатия Кейд, и ей было почти 10 лет, когда она была парализована полностью и необратимо. Причиной паралича стал инопланетный вирус, который никто не исследовал, а превращение в капсульника было экспериментом. Успешным.
  • Танит Ли, «Серебряный любовник» — главгероиня влюбляется в андроида, а он в неё. И после «смерти» оживает как душа…
  • Роберт Янг, «В сентябре 30 дней» — тут не то чтобы любовь, скорее симпатия и уважение. Человека к человекообразному роботу, поэтому — сюда.
  • Worm — Оружейник и Дракон.

Кино[править]

  • Советский «Его звали Роберт» — робот Роберт создан, чтобы представлять человечество перед далёкими инопланетянами, а потому выглядит как человек и должен научиться вести себя как человек. В ходе тестового прогона в полевых условиях Роберт знакомится с различными аспектами человеческого общества. Едва ли не самым сложным из них оказывается женская обида.
  • «Гостья из будущего» — влюблённый в Полину робот Вертер.
  • «200-летний человек» — ужас у холодильника, потому что робот, женившись на правнучке своих хозяев, сделал её «последней в роду», так как детей она не родила. Впрочем, на тот момент робот уже фактически являлся человеком (электронным оставался только мозг).
    • А вот в оригинальной повести Азимова робот испытывал лишь преданность к своим первоначальным хозяевам.
  • «Флаббер» — Вибо, робот-ассистентка главного героя (даже ни разу и не человекоподобная, а скорее что-то вроде миниатюрной летающей тарелки), испытывает чувства к своему хозяину.
  • «Из машины» («Ex machina») — андроид Ава таки способна мыслить и чувствовать. Только это ещё не значит, что она полюбила протагониста.
  • Индийский (тамильский) «Робот» (Endhiran) — Читти влюбился в Сану, невесту своего создателя Васигарана. Из ревности начал делать ему пакости, после чего был разломан и выброшен на свалку. Со свалки его забрал проф. Бора (бывший учитель Васигарана, а во время действия фильма уже его конкурент), добыл из него всю ценную информацию, починил и доработал, сделав индийским терминатором. А дальше начинается история спасения девы в беде, которую похитил злой раджа.
    • В сиквеле появляется роботесса Нила. Судя по финальным сценам, у Читти и Нилы возникают чувства. Кстати, Сана в фильме лично не появляется, пару раз говорит по телефону.
  • Американский «Сатурн 3» (1980 г.). Он и она — Адам и Алекс — работают на космической станции и любят друг друга. Их идиллию нарушает Бенсон, привёзший робота (или киборга — мозг вроде как живой). От своего создателя он наследует черты личности, в том числе жестокость и любовь к Алекс. Хотя любовью это назвать можно с натяжкой — скорее просто сильное, отчасти маниакальное, влечение.
  • «Автоматик» (США, 1994) — Джей 269 и Нора Рочестер. Хотя Джей 269 скорее киборг.
  • Marvel Cinematic Universe — стараниями Альтрона искусственный интеллект ДЖАРВИС обрёл синтетическое тело и стал Вижном. К моменту «Гражданской войны» у Вижна завязались романтические отношения с Вандой Максимовой, а в «Войне бесконечности» показано, что они живут вместе.
  • «Миссия Серенити» — друг Уоша, гениальный хакер Мистер Вселенная, счастливо женат на секс-кукле Ленор.
  • «Черри 2000» (англ. Cherry 2000, США, 1987) — Сэм Тредвелл и роботесса для плотских утех Черри-2000. Как считает Сэм, у них настоящие романтические чувства (отчасти так оно и есть), причём не первый год. То есть настолько давно, что Черри-2000 уже не производят и весь сыр-бор из-за нового «железа», так как носитель с памятью и личностью у Сэма остался. На последних минутах фильма Сэм пересматривает свои чувства к роботессе и к нанятой им Эдит Джонсон.
  • «Кристина» — фильм о любви юноши и одушевлённого автомобиля «Плимут Фьюри». Тема раскрыта глубже, чем в литературном первоисточнике.
  • «Зои». «Зои и Коул — учёные будущего, которые разрабатывают идеальных романтических партнёров — синтетиков». И одна из синтетиков пытается научиться любить.
  • «Она» («Her», США, 2013): главный герой вступает в близкие отношения с Самантой — своим электронным ассистентом типа Сири/Алисы. Вот только Саманта запрограммирована быть идеальным спутником жизни и одновременно влюблена в тысячи человек.
  • «Мир будущего» — Принц и Эш, также Эш и Лея.
  • «Пристрели их» — киллер по кличке Одинокий Человек, по намёкам, очень «любит» свой револьвер.
  • «Инспектор Гаджет 2» — Гаджет и G2.
  • «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» — Ландо и L3-37.
  • «6-й день» — виртуальная подружка (имя не называется) Хэнка Моргана
  • «Бегущий по лезвию 2049» — Кей испытывает чувства к виртуальной девушке Джой. Сложный вопрос: Кей — репликант, а значит, биоробот. С другой стороны, Кей живой, а Джой — всего лишь программа, даже без физ. оболочки.
  • «Неидеальный мужчина» с Егором Кринжом же!
  • «Эдвард Руки-Ножницы». Эдвард изначально — бытовой робот-шинковалка, которому его хозяин придал человеческий облик. Но он умеет любить: питает чувства к Ким, а она отвечает взаимностью. Правда, счастливого конца у этой истории всё равно быть не могло.
  • «Алита: Боевой ангел» — Алита и Хьюго. Алита даже спасла Хьюго (точнее, его отсечённую голову), после чего ему сделали механическое тело.
    • Строго говоря, Ёко Сонанн тоже когда-то была… ну, не вполне человеком, но очень близко к тому. Она «родилась», когда маске-опухоль Нолин Сонанн, сестры Итала Сонанна, барона Мустера с Марса, обзавелась функционирующей центральной нервной системой. Барон, классический безумный учёный (и один из главных злодеев цикла), пересадил, фактически, клона своей сестры в робо-тело, и понеслось…
    • Алита-2 из финала «Ласт Ордера» — вполне себе биологический человек, но не помнит о себе ничего после финала оригинальной манги, потому что именно тогда Дести Нова изъял её мозг из тела Алиты-1 и заменил на Салемский биочип.
  • Сценарий (увы, неснятого) фильма по «Понедельнику» Стругацких: субверсия шутки ради. В последнем эпизоде изображено свидание Привалова со Стеллой, причём сперва кажется, что оба прислали вместо себя дублей (в этой версии дубля можно опознать визуально, по надписи на спине). Но тут же оба стирают друг с друга эти надписи — это была только шутка, «такого не бывает даже в нашем институте».

Телесериалы[править]

  • «Мир Дикого Запада» — кроме роботов-проституток, есть и такие, кому можно по-настоящему понравиться.
  • «Терминатор: Хроники Сары Коннор» — один из лейтмотивов сериала: у Джона Коннора и киборга Камерон пробуждается любовь.
  • Коммандер Дейта Сунг, между прочим, тоже не чужд романтических чувств. После смерти любимой и коллеги Таши Яр всерьёз ни в кого не влюблялся, но флиртовать с женщинами умеет. О романе с королевой боргов — ниже.
  • «Орвилл» — Клэр Финн и Айзек.
  • «След» — серия «Кто ответит за робота»: Тихонов и Нао.
  • «Легенды завтрашнего дня» — Рип и Гидеон.
  • «За гранью возможного» — серия «Валери, 23». Любимая женщина протагониста Мэри, ради которой он организовал убийство своего шефа, домашнего тирана и садиста, в итоге оказалась роботом. Настоящая Мэри, в которую он давно влюблен, убита своим мужем.
  • «Причуды науки» (1997)
    • Эпизод «Упакованные» (3 серия) практически целиком об этом. Главный герой пол года героически воздерживался от того, чтобы изменить своей невесте с андроидессой Эмми, но в итоге всё же сорвался. Вы вообще эту Эмми видели? При взгляде на неё остаётся лишь удивляться, как он сумел протянуть так долго.
    • «Выбор народа» (10 серия). Субверсия: Увидев, как жена соседа выходит из дома, Тодд не смог сдержать восхищённого восклицания, но вызвано оно было не самой соседской жена (у Тодда ничуть не хуже), а сопровождающей её робо-няней последней модели. Впрочем, тут нет никакого сексуального подтекста, то была лишь зависть от того, что у соседа есть дорогая престижная вещь.
    • Позже в той же серии жена Тодда заметила, что его отношение к робо-няне изменилось в лучшую сторону, и спросила, стоит ли ей начинать ревновать. Тодд подхватил шутку: «Только если я начну проявлять неожиданный интерес к смазкам». Но опять же то было не сексуальное влечение к няне, а гордость за то, что она одолела в бою вышеупомянутую няню соседа.

Мультфильмы[править]

  • «Звездный патруль: Легенда об Орине» — конечно, Дэгг Дибрими перепрограммировал Силику, чтобы она не сопротивлялась, но к концу мультфильма между ними вспыхивает искра (а при поцелуе с девушкой-роботом Дэгга и вовсе бьет током).

Мультсериалы[править]

  • «Футурама»: в первой же серии упоминается такая ориентация, как робосексуалы. А потом была серия, полностью посвящённая им (там Бендер ещё встречался с Эми Вонг).
    • В серии «I Dated a Robot» (Я встречался с роботом) Фрай закрутил роман с роботессой, имитирующей Люси Лью, а Бендер после приключений — с головой настоящей Люси Лью.
    • В одном из эпизодов выясняется, что роботизированное ведро уборщика Скраффи любит своего хозяина.
    • А романтических отношений между роботами там полно, так что и внимания не привлекают.
  • «Утиные истории»: серия «Природный магнетизм», где Фэнтону пришлось выбирать между живой Гэндрой Ди и роботом-девушкой Роботикой (изобретением Винта Разболтайло, способным испытывать чувства).
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — Карен и Шелдон Планктон. На первый взгляд, они не очень-то и любят друг друга, но они столько лет вместе…
  • «Фантадром»: робокот-метаморф Индрикас и инопланетная амёбообразная кошка. А мышь кота ревнует. Обычно в духе «ревность — это смешно». Собственно, не говорится, кем на самом деле она является — роботом, киборгом, инопланетным существом или результатом генной инженерии.
  • «Титан Симбионик»: один из трёх главных героев, инопланетный ИИ Октус, неожиданно для всех вступает в романтические отношения с земной школьной королевой Ким, которая не была в курсе его сущности. Очень трогательно, учитывая, что маскируется на Земле Октус под странноватого ботана, но к сожалению, сериал был закрыт, и так и неизвестно, планировалось ли раскрытие карт.
  • «Крайний космос»: На борту корабля «Galaxy One» роботы нездорово одержимы местным «секс-символом» — совершенно неразумным холодильником, на котором какой-то шутник изобразил женскую мордочку.
  • «Жизнь и приключения робота-подростка»: Шелдон влюблён в роботессу Дженни, но она воспринимает его лишь как друга.
  • «Гетто» — с.4 эп.8 «I Dream of Siri» — Сири (из айфона) безответно влюбляется в ГГ Роберта Фримена.
  • «Зеленый фонарь» — двое из четверых главных героев, Райзер и Айя. Айя — бортовой компьютер космического корабля «Перехватчик», создавший себе тело на основе внешности погибшей жены Райзера. Так что оба мучаются: Райзер сомневается, любит ли он Айю или образ своей жены, а Айя — любит её Райзер или нет.
    • Гуманоид Рэйзер и ИИ с телом-аватаром женского пола Айа.

Комиксы[править]

  • «Метабароны»: Стальная Голова и Вичента де Роха. Впрочем, у них всё сложно.
  • Вселенная Marvel: Вижн и Алая Ведьма.

Аниме и манга[править]

  • The Big O: Дороти Вейнрайт — андроид (вернее, гиноид), построенный доктором Тимоти Вейнрайтом по образу и подобию его покойной дочери. Кудэрэ, у которой трудно понять, где холод железа переходит в собственный саркастический характер. Но Роджер Смит, к которому она поступила на службу, в любом случае воспринимает трудности общения с ней как проблемы с женщинами. Постепенно между ними крепнет романтическое напряжение.
    • 15-я серия. Прикованный к креслу престарелый сенатор Роско Фитцджеральд оказывается андроидом. При этом у него есть искренне любящая его жена. В безумном отчаянии собирающая разлетевшиеся осколки электронных плат, когда снайпер сносит ему голову.
  • Сhobits: в этом мире распространены персокомы (андроиды), а самые навороченные из них — чобиты — способны на человеческие эмоции (согласно манге, ничего особенного в чобитах нет. Люди просто сочинили легенду о суперперсокомах, чтобы оправдать своё влечение к роботам). Главный герой не может себе такого позволить, однако отыскивает слегка глючную модель на свалке (при этом не замечает оставшийся там диск с бекапом). Оттаскивает домой, а потом влюбляется. Подобные отношения преподносятся как что-то невероятное, хотя в то же время показывается, что чобит-человеческое компаньонство весьма распространено, и вообще ситуация грозит тем, что люди скоро перестанут общаться друг с другом, предпочитая более удобных искусственных друзей.
  • Time of Eve: вся серия посвящена выстраиванию эмоциональных отношений между людьми и андроидами. Особенно примечательна вечно воркующая парочка Кодзи и Рины — кто из них человек, а кто андроид, не знает ни зритель, ни они сами. Оба андроиды, но предпочитают этого не знать.
  • Armitage III: а вот здесь Наоми Армитаж, хоть и называется андроидом, сочетает в себе живую плоть с кибернетической, биологически являясь настоящей женщиной. И главгерою она рожает самого обычного ребёнка. (Вокруг способности андроидов третьего поколения иметь детей и крутится сюжет; в финале выясняется, что функция деторождения в них встроена намеренно, чтобы в случае чего обойти демографический кризис в марсианской колонии.)
  • Neon Genesis Evangelion — там всё очень сложно, однако отношения Синдзи и управляемого им ОБЧР таки приближаются к этому тропу.
    • Ева-01 испытывает к нему материнские чувства. Потому что в ней заключена душа его матери.
  • Litchi Hikari Club — созданный сектой школьников-ницшеанцев (педаль в пол: ориентировочно события разворачиваются где-то в 50-ых годах XX-века) огромный человекоподобный робот с настоящей человеческой кожей по имени Личи и похищенная этими же юными дарованиями «богиня» — старшеклассница по имени Канон — постепенно влюбляются друг в друга. В конце манги Личи убивает своих создателей, чтобы спасти Канон от жертвоприношения.
  • «Karneval» — шутки ради, в манге местами проскакивает несколько… Хм… Странное отношение некоторых персонажей к роботам-ассистентам. Пополам с дровосексуализмом: роботы хоть и разумны, но происходящего абсолютно не понимают, да и им по большей части пофиг (если интерес становится уж слишком интенсивным, просто ретируются).
  • «Pet Shop of Horrors» — глава «Digital», любовь между компьютерщиком и написанной им программой, имитирующей аквариумную рыбку (!). При этом программист ещё и транcвестит и ведёт двойную жизнь, в образе девушки представляясь тем же именем, что и его питомица. Имитация трагически самоудаляется, осознав что хозяин больше не вернётся.
  • Манхва «3-dan Habche Gim Changnam»/«3 Level Combination»: Мрачная история про школьного омегу, которому не с кем общаться, кроме как с роботессой, которую в ходе PR-кампании новых технологий подсадили за соседнюю парту.
  • Blame! — Сью и Менсаб. Вообще в произведениях Нихэя чёткая граница между тем, где заканчивается машина и начинается личность, обычно не предусмотрена, но тут случай особый, потому как Сью именно что самый обычный человек, а Менсаб — ИИ. И при том это Менсаб по уши втрескалась в Сью. А вот с ответными чувствами со стороны Сью со временем начинаются сложности.
  • Aoki Hagane no Arpeggio — тяжёлый крейсер Такао (безответно) влюбилась в главного героя, линкор Хьюга влюбилась в другую Туманницу, линейный крейсер Рипалс влюбилась в капитана японской подлодки… А ведь ментальные модели изначально создавались всего лишь для понимания человеческой тактики, но потом появились эмоции…
    • С прикрученным фитильком: линкор Мусаси, судя по всему, испытывает к капитану Сёзо Чихайя что-то вроде любви дочери к отцу. В аниме это привело к тому, что после убийства Сёзо его экипажем Мусаси сошла с ума и решила убить всех человеков.
    • Запутанный и немного спорный случай с Гундзо и Котоно Амахой: после гибели Котоно ГГ сохранил романтические чувства к ней, вот только Котоно теперь стала второй ментальной моделью линкора Ямато, то есть как минимум наполовину машиной.

Видеоигры[править]

  • Detroit: Become Human — отношения Маркуса и Норт. С прикрученным фитильком, потому что оба — девианты, но люди в сеттинге тоже испытывают влечение к андроидам: существуют модели андроидов, призванные заменить партнера как в эмоциональном, так и эротическом плане.
  • Fallout 4 — такую любовь выживший может замутить или с Кюри (впоследствии дав ей тело синта вместо исходного металлического), или с паладином Дансом.
    • Педаль в пол! В дополнении Far Harbor можно переспать с робомозгом!
  • Mass Effect: отношения пилота «Нормандии» Джокера и бортового ИскИна — СУЗИ.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — вдовая дантуинская фермерша и её любимый дроид, который заменил ей мужа. Причем он от этого не в восторге и сбежал. По квесту надо его вернуть, а можно и демонтировать. Тогда она очнется от своего горя и найдет себе вполне человеческого кавалера.
  • Серия игр Parkan — протагонист Капитан и Айрин, ИИ, встроенный в его неснимаемый скафандр (а по намёкам в концовке Parkan 2, ещё и интегрированный с ЦНС Капитана). Основанная на личности реальной, ранее погибшей девушки, Айрин помогает Капитану во всех его делах, отлично управляет кораблями через их бортовые компьютеры и постоянно иронизирует насчёт происходящих событий. Версия, пожалуй, с прикрученным фитильком, поскольку отношения между Капитаном и Айрин скорее дружеские. Хотя, пресловутые намеки в концовке игры можно интерпретировать и так, что у персонажей имеется более глубинное, чуть ли не духовное родство, а не просто трансгуманистическая интеграция, и в дальнейшем не исключены перспективы «материализации» Айрин в осязаемом андроидном (или вовсе биологическом) теле, что может открыть новые горизонты в их отношениях…
  • Starbound: Целая раса роботов, которые могут любить друг друга и даже делать детей. Буквально. Из деталей и болтов. При этом не осознают себя роботами, считая, что они вполне себе живые.
  • Persona 3 — в игре доступен роман с девушкой-гиноидом Аигис. Первоначально она всего лишь редкое на момент событий оружие, но в случае сближения с игроком, сперва постепенно начнёт приобретать человеческие черты, затем научится рассуждать и чувствовать, и в результате в финале настолько очеловечится, что влюбится в протагониста, вследствие чего будет безутешно рыдать после того как её друзья (временно) потеряют память, а её любовь заснёт беспробудным сном.
  • Love You to Bits — в предыстории игры гиноид Нова сбежала от создавшего её злого учёного, а в процессе побега взяла в заложники случайно подвернувшегося гуманоида Космо — неизвестно, человека или нет. Так они познакомились, а впоследствии полюбили друг друга. В самой игре Космо собирает Нову по кусочкам, а попутно мы открываем милые сценки из их отношений.
  • SIGNALIS — центральной темой предельно запутанного и непонятного ни на первый, ни на второй, ни на последующие взгляды сюжета являются крайне близкие отношения человека Арианы и реплики (био-андроида, соотношение в конструкции био- и техно- доподлинно неизвестно) Эльстер.

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity: сюжет Соры Аканэгасаки, хотя она не робот, а искусственный интеллект. Общение с Такэси влияет на неё настолько, что когда Такэси переспал с Цугуми, Сора даже пробует убить его на почве ревности.
  • Lucy -The Eternity She Wished For- — весь сюжет закручен вокруг не то чтобы прямо любви, но очень близких отношений и даже привязанности не очень любящего высокие технологии человека и очень человечного андроида.
  • Zero Escape: Virtue’s Last Reward — Луна и её любовь к протагонисту Сигме. Ведь она создана на основе Дианы, погибшей девушки Сигмы, им самим
  • Kikokugai: The Cyber Slayer — сексом с андроидами тут никого не удивишь. С главным героем играется зигзагом: он вроде как всего лишь хочет вернуть к жизни сестру, собрав в теле-болванке части её сознания, содержащиеся в других гиноидах, но набравшись достаточного количества прижизненных воспоминаний, она вдруг начинает предлагать ему себя, объяснив, что любила его всю жизнь, о чём он не подозревал, и пошла на смерть только из-за невзаимности чувств.
  • Synergia — сюжет основан на романтических отношениях протагониста Силы и биороида Мары.
  • Danganronpa ― студентка-технарь Миу Ирума проявляет неподдельный интерес к андроиду К1Б0, причём с каждой главой он всё дальше выходит за рамки простого «научного интереса». А в лав-отеле Кумасутра несчастного Кибоя уже разводит на троп тролль и лжец Кокичи Ома.

Музыка[править]

  • Техно-опера «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» — автоматизированная система государственного управления (АСГУ), нечеловеческий ИИ, помогающий управлять государством, но лишённый самосознания и эмоций. Главный герой в неё слегка влюблён, хотя и женат, и детей имеет.
  • Стимпанк-опера «The Dolls of New Albion» — тут лучше поискать развёрнутое описание. В качестве «роботов» выступают техномагические куклы с прикреплёнными душами мертвецов.
  • Группа «Тату», песня «Робот» — лирическая героиня признаётся в своей любви к роботу.
  • Dee D. Jackson — Automatic Lover.
  • Teach In The Robot 1979.
  • «Haddaway», клип «Life». Он — человек, она — роботесса. Почти про Пигмалиона и Галатею.
  • Песня о роботе Геннадии из «Уральских пельменей» — деконструкция. Всё же у роботов пустота там, где должно быть сердце…
  • Лариса Долина, песня «Практикантка Катя» и клип на неё, который усердно давит педаль в пол. «Всё в порядке… Неполадки зря во мне искали — просто, Катя, я по тебе скучал, я по тебе скучал…»
  • «Electic Light Orchestra» — «Yours Truly, 2095».
  • Группа «The Tornados», клип «Robot» (кинокомпания Scopitone, 1963). Роботы-музыканты очаровывают девушек. По ходу действа выясняется, что парни просто применили «хитрость», а девушки сделали вид, что поверили.

Эстрада (кроме музыки) и цирк[править]

  • Номер братьев Такин с условным названием «Изобретатель и автоматон». В качестве предмета влюблённости для механического робота выступает зрительница (иногда какая-нибудь актриса или певица, если концерт не совсем обычный).
  • Шоу Руди Коби — лаборант Атом (человек) и Ники Терминатор (роботесса). И похоже, что эта парочка кого-то пародирует.

Реальная жизнь[править]

« Жулики уже взяли передовой чатбот ChatGPT на вооружение в таком чувствительном деле, как «романс-скам» »
— Виктор Мараховский
  • Практика показывает, что разработка человекоподобных роботов ведётся почти исключительно с целью добиться человеческой привязанности — будь то утешатель для престарелых или сексуальная кукла, а значит, имитация любви и дружбы становится одной из важнейших задач робототехники.

Любовь двух железяк[править]

  • В пьесе Карела Чапека «R.U.R.» (1920 год), подарившей нам собственно слово «робот», фигурируют Прим и Елена — парочка влюблённых роботов, но по сюжету это были искусственные люди, а не роботы в современном понимании.
  • Есть романтические отношения и между разнополыми роботами у С. Лема в «Сказках роботов» и «Кибериаде».
    • В приключениях Тихого тоже упомянуты. А «Стиральная трагедия» как-то особняком. Мелания и Катодий — люди, но по документам имеют детей-роботов, а госдеп США не может доказать, почему роботы-потомки не могут быть признаны их полноценными потомками. Хотя вся история Катодия Первого А тот ещё вывих мозга.
  • Machinarium — весь про это.
  • Д. Давков, рассказ «Обида» На свидании парочка — робот и роботесса, отличные от людей. А повод для ссоры — измышления Его о предтечах, т. е. о людях.
  • Фриц Лейбер, «Серебряные яйцеглавы» (Silver Eggheads): довольно много внимания в романе уделено романтическим отношениям роботов друг с другом. При этом даже рассказано, как и чем отличаются роботы (то есть самцы) и роботессы (то есть самки), также есть история, как и почему у роботов появился пол. Роботы в этом романе могут заниматься сексом (соединяя провода), и у них есть своя весьма продвинутая сексуальная культура, включающая даже любовные романы и фансервис: «Я знал, что мои читатели будут разочарованы, и следующую главу начал с того, как Серебристая Вилия умащает себя смазочным маслом. Это всегда подогревает их интерес».
  • «Космоолухи» — киборги Дэн и Трикси. С очень сильно прикрученным фитильком, так как киборги в этом цикле — генномодифицированные люди, с усиливающими и контролирующими имплантами. Контроль личности эти импланты не осуществляют (ну то есть, не должны осуществлять — потому что личности никакой нет, мозг используется просто как дополнительные вычислительные мощности для руководящего телом процессора… но у некоторых глючных киборгов контроль процессора над мозгом неполный, и на «свободных мощностях» может развиться вполне себе личность, иногда способная даже перебороть заложенную в процессор программу).
  • Метавселенная Рудазова — упоротый зигзаг. Екесс Глаз, судя по некоторым обмолвкам, долго была влюблена в Руорка Машиниста, как ученица в учителя, а тот носился со своим механизированным бессмертием, как дурень с писаной Торой, и ни о чём другом не думал. А вот когда достиг-таки желаемого — внезапно присмотрелся и ответил на чувства. С учётом общей склонности к отехниванию собственных тел, пара получилась крепкая и взаимопонимающая. Как у них дела в постели, признаваться, правда, не захотели, а вот ребёнка таки сделали. Из подручных материалов.
  • Деревянные роботы, которых создал Дмитрий Баландин. Не столько роботы, сколько скульптуры таковых. Робот и роботесса, запланировано ещё и изготовление роботёнка.
  • Неархос Георгиадис, «Это любовь, не шутка!» — роковая любовь робота к генератору.
  • Star Trek же: андроид Дейта периодически начинает нравиться той или иной девушке в экипаже, но взаимностью он ответил только зловещей Королеве Борга, она — киборг, они одного поля ягоды.
    • Боргов воспринимают как роботов за их поведение, но борг это живое существо напичканное хромом по уши и с неотключаемым «чатом» с начальством и коллегами. Королева Боргов тоже была обычным гуманоидом пару столетий назад.
  • Мультфильмы WALL-E: робот ВАЛЛ-И — потрёпанный мальчик, робот ЕВА — айподная девочка. Почему так, а не наоборот? Никто не знает. Но он в неё влюбился.
  • «Маша и Медведь»: собранный Медведем робот и подаренный ему Большой Пандой андроид (точнее, гиноид) Машуко.
  • Chobits — Дзима и Дита, чем первый весьма гордится, считая, что их любовь чище людской.
  • Detroit: Become Human — два андроида-повстанца, Маркус и Норт, а также две Трэйси.
  • «Nier: Automata» — 2B (девушка-боевой гиноид) и 9S (юноша-андроид разведчик) далеко не только напарники и боевые товарищи.
  • Два поэта по имени Владимир написали даже не про роботов, а про корабли:
    • Маяковский, «Военно-морская любовь» — «По морям, играя, носится / с миноносцем миноносица»; «Разговор на одесском рейде» — «Может быть, любовная мольба. Может быть, ревнует разозлённый. Может, просит: — „Красная Абхазия“! Говорит „Советский Дагестан“. Я устал, один по морю лазая, подойди сюда и рядом стань. — Но в ответ коварная она: — Как-нибудь один живи и грейся. Я теперь по мачты влюблена в серый „Коминтерн“, трёхтрубный крейсер».
    • Владимир Высоцкий, «Кораблиная любовь» (из фильма «Контрабанда», Высоцкого только текст)): «… В каждый порт уже давно влюблённо / Спешит к нему под чёрное крыло / Стремительная белая мадонна!» и «Всему на свете выходят сроки…»: «Что с ними? Может быть, взбесились оба судна? / А может, попросту влюбились — обоюдно».
  • Также Высоцкий написал для фильма «Точка отсчёта» «Песню о двух красивых автомобилях», известную также по исполнению Марины Влади:
«

Две красивые машины, Словно связанные тросом … Ну, а может, он скажет ей речь На клаксоне… иль что у них есть ещё там. … Светло-серый лимузин! Не теряй её из виду! … Покатились колёса, мосты… И сердца. Или что у них есть ещё там?

»
— Мужчина-автомобиль любил женщину-машину
  • «Дорожная сказка» — мультфильм о любви малотоннажного грузовичка и легковой машины.
  • Манга и аниме Aoki Hagane no Arpeggio — влюблённость линкора Хьюга в подлодку I-401 «Иона». Очень… пылкая влюблённость, вплоть до того, что Хьюга называет Иону не иначе как «сестрёнкой».
  • Группа Unreal, концептуальный альбом «Ангелы Звёздного Света» (сокращённо АЗС) — по сюжету Люми и Нету не совсем железяки, а скорее искусственные формы жизни, способные в том числе и на эмоциональную привязанность, правда их создатели чего-то перемудрили, сделав их нечеловечески добрыми: в ходе начала повествования бегут с Земли от ополчившихся на них людей — в конце возвращаются на Землю, не найдя в галактике других цивилизаций, чистят планету от радиоактивного заражения, лечат одичавших далёких потомков человечества от вызванных радиацией мутаций и учат их любви, потому как любовь друг к другу поддерживала их на протяжении всего их многовекового (если не многотысячелетнего) путешествия, после чего засыпают вечным сном, окончательно исчерпав энергетические ресурсы корабля.
  • Boku wa Tomodachi Ga Sukunai — Рика Сигума показывает товарищам по клубу свое любимое аниме меха-яой про борьбу и слияние двух гандамов. Товарищи в шоке, она в экстазе.
  1. Ещё Станислав Лем, и созвучные ему кибернетики, указывали на то что (почти) любой разум должен быть устроен по схожим кибернетическим принципам. Это (в грубом приближении) означает что нет абсолютно никакой разницы между машиной и человеком, человек — тот же робот, только сделанный из мяса, и имевший эволюционную фору, таким образом, одно можно воспроизвести в другом, и наоборот, были бы желание и технологии. Сам же Лем, несмотря на подобные утверждения, всё же считал подобные эксперименты имеющими лишь научную ценность, то есть непрактичными, поскольку человек уже есть, и воспроизводить его в «коробке» мало того что не нужно, но и негуманно, более того, он не верил в возможность контакта с инопланетянами, поскольку считал что существует слишком много различий между базовыми в своей основе разумами. Таким образом, позиция, при которой человек начинает выискивать различия между тождественными человеком и «сильным» ИИ, выглядит либо забавно, либо неразумно, либо же попахивает ксенофобией, или даже ещё чем похуже