Того человека больше нет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{TVTropes|ThatManIsDead|That Man Is Dead}} {{q|— Джек? Джека больше нет. Теперь я — Джокер. И как видишь, я безумно счастлив. |Джек Напьер, Бэтмен, 1989}} {{q|Это имя более ничего не значит для меня.|Дарт Вейдер, услышав от своего сына своё настоящее имя.}} Итак, пе...»)
м (1 версия импортирована)
(нет различий)

Версия 19:37, 9 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья That Man Is Dead. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Джек? Джека больше нет. Теперь я — Джокер. И как видишь, я безумно счастлив. »
— Джек Напьер, Бэтмен, 1989
« Это имя более ничего не значит для меня. »
— Дарт Вейдер, услышав от своего сына своё настоящее имя.

Итак, персонаж меняет личность. Например, по-настоящему становится тем, кем притворялся. Или сильно меняется характером, вплоть до становления перерожденцем того или иного типа. Так или иначе, в процессе он отказывается от прошлого вместе с именем.

Вот только что с ней делать, с предыдущей личностью? Ну… образно говоря, она мертва. Стало быть, нужно хоронить, что персонаж и делает. А все, кто попытается воззвать к прошлой личности, услышат теми или иными словами ответ вроде: «Того человека больше нет, а я просто очень на него похож».

Соседний троп — Это уже не он.

Примеры

Литература

  • П. Мериме, «Души Чистилища» — напуганный видениями загробной жизни дон Жуан принял постриг в монастыре, и когда к нему явился брат его жертв требовать мести, именно так ему и ответил: дона Жуана больше нет, есть лишь скромный брат Амбросьо.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец» — Гэндальф после воскрешения и преображения. С прикрученным фитильком, называть себя прежним именем он разрешает, но говорит, что это не вполне справедливо, и своей прежней личности он не особо помнит:
«

— Гэндальф! Ты ли это возвратился в час нашего отчаяния? Как мог я тебя не узнать, о Гэндальф! — Гэндальф, — повторил старец, как бы припоминая давно забытое имя. — Да, так меня звали. Я был Гэндальфом. Он сошел со скалы, поднял сброшенную серую хламиду и снова облачился в нее — будто просиявшее солнце утонуло в туче. — Да, можете по-прежнему называть меня Гэндальфом, — сказал он, и голос его зазвучал, как прежде, стал голосом старого друга и наставника. — Встань, мой добрый Гимли! Нет за тобой вины, и вреда ты мне не нанес. Да, по правде говоря, и не мог: я неуязвим для вашего оружия. Гном поднял глаза и внезапно рассмеялся. — Точно, Гэндальф! — признал он. — Но почему ты в белом? — Теперь мне пристало белое одеяние, — отвечал Гэндальф. — Можно даже сказать, что я теперь Саруман — такой, каким ему надлежало быть. Я не тот, кого вы знали! Я сгорел в чёрном пламени, захлебнулся в ледяных подземных водах. Забылось многое из того, что было мне ведомо прежде, и многое ведомо заново — из того, что было забыто. Я отчётливо вижу дали, а вблизи все как в тумане. Рассказывайте о себе!

»
  • Дж. Мартин, «Песнь Льда и Огня»:
    • Теон Грейджой погиб в Винтерфелле, а эта несчастная жертва пыток Рамси — Вонючка, рифмуется с «колючка», «скрипучка», «злючка». В последней книге вспомнил себя: «Теон... Да... Теон... Человек должен помнить своё имя…»;
    • Старший брат на Тихом острове. Появился благодаря гибели рыцаря.
  • Надежда Попова, «Конгрегация» — человек, ставший стригом, сохраняет память, но от прежних ценностей и мировоззрения скоро не остаётся и следа. Рыцарь, узнавший в пойманном стриге бывшего соратника по ордену, после разговора с ним прямо заявляет: «Это — не наш брат. Наш брат умер где-то в жемайтских лесах, а вместо него возродилось это сатанинское создание с его памятью. Сейчас я в этом убедился».
  • Макс Фрай — этот троп практически дословно цитирует Макс в «Гугландских топях» по отношению к себе самому и Меламори. Макс из попаданца превратился в Вершителя (и узнал много интересного о своём происхождении), Меламори же из «взбаламошной девчонки» превратилась в мудрую леди и вообще буривуха.
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — дракон Сфайрат, странствуя за пределами Эвиала, наткнулся в одном из миров на умирающего боевого мага из Долины Магов по имени Аветус Стайн. После смерти Аветуса Сфайрат принял его обличье и наведался в Долину, где закрутил роман с Кларой Хюммель, подарив ей кольцо. А потом ушёл, якобы на задание, и инсценировал свою смерть. Когда Клара оказывается в логове Сфайрата в «Одиночестве мага» Сфайрат признаётся, что во время их романа «того Аветуса уже больше не было».
  • «Хроники странного королевства» — прямо говорится, что посвящение третьей степени в ордене Небесных Всадников равняется убийству прежней личности. «Тот человек мёртв. Его место занял другой. Навсегда и необратимо».
    • В первых книгах Кантор примерно так отзывается о своей прошлой жизни. Только это не совсем так — маэстро Эль Драко вполне живой в виде внутреннего голоса Кантора.
  • Нил Стивенсон, «Семиевие» — расовая особенность мойрян: в стрессовой ситуации у них может запустится т. н. эпигенетический криз, под влиянием которого личность и тело перестраиваются. Иногда незначительно, иногда кардинально.
  • Дмитрий Мансуров, «Кащей Бессмертный» — потеряв память, герой «с нуля» создал себе новую личность, и даже всё вспомнив, предпочел остаться Кащеем.
  • В. Зыков, «Дорога домой»:
    • Именно так реагирует Ярослав при встрече с Олегом, когда Олег напоминает Ярославу об их общем прошлом. Ведь как считает К’ирсан Кайфат, он родился тогда, когда умер Ярослав.
    • Похоже реагирует и Лакриста Регнар при встрече с К’ирсаном. Ведь на момент попадания землян на Торн они были Настей и Ярославом. И вообще на напоминания о своём происхождении. Потому что род Регнар, обласкавший амбициозную попаданку, в действительности рассматривал её исключительно как ценный объект программы селекции магов, а на выходе получил сквиба.
  • «Ангел Экстерминатус» Г.Макнилла (цикл Ересь Хоруса Warhammer 40000). В финале книги пребывание Третьей и Четвёртого Легионов а также демоническое «вознесение» примарха Фулгрима в Оке Ужаса оказало серьёзнейшее влияние на Барбана Фалка, который после этого стал просто Кузнецом Войны и свыше 10000 лет занимался собственным повышением до демон-принца (что ему и удалось в «Железном Шторме»).

Кино

  • «Гладиатор» — Максимус так ответил взывающей к его чести Луцилле, мол, «её брат хорошо постарался». Субверсия, так как менее благородным он не стал, хоть произошедшее неслабо ударило по нему, а этой фразой скорее попытался Луциллу оттолкнуть, чтобы спасти от гнева Коммода.
  • «Город Бога» — Малыш Фишка в день совершеннолетия был «перекрещён» шаманом в Малыша Зе, о чём не преминул напомнить Чёрному. Правда, его сущность от этого сильно не поменялась.
  • Звёздные войны — классика и общеизвестный спойлер: Дарт Вейдер, предавший и убивший Энакина Скайуокера. Ну, с определённой точки зрения.
    • Бен Соло тоже умер. Вместо него теперь Кайло Рен. Папа Бена попытался достучаться в Кайло до родного сына, но это стоило ему жизни. Два фильма спустя таки достучался и таки вернул на Светлую сторону — как фантом в его же голове, из-за сомнений, вызванных Леей.
  • «Каратель» — в адаптациях 1989 и 2004 года Френк Касл мёртв, зато жив Каратель.
  • «Матрица» — Нео, а не мистер Томас Андерсон. Смиту, впрочем, фиолетово.
  • «Новый Человек-Паук 2: Высокое Напряжение» — после принятия паучьего яда, Озборн-Младший буквально сходит с ума и становится бесповоротно злым. «Гарри уже сдох!».
  • «Отряд самоубийц» — Аманда Уоллер попыталась уговорить Эль Дьябло присоединиться к Отряду, показав видео с его бунтом на тюремном дворе, В ответ он заявил, что на видео не он, а другой, давно умерший парень, так как отказался впредь использовать пирокинез после случайного убийства своей семьи.
  • «Титаник» — на борту лайнера плыла Роза Дьюитт Бьюкейтер, а в списке выживших оказалась никому не известная Роза Доусон.
  • «Хроники Риддика» — Джек «был слаб и не смог выжить», а перед Риддиком на Крематории предстал «совсем другой зверь», Кира.

Мультфильмы

  • «Король Лев» — Симба, ушедший в изгнание и познавший с Тимоном и Пумбой «хакуну матату», говорит Нале, что не может вернуться — он не тот Симба, которого она помнит. Впрочем, Рафики это вылечил за один сеанс.
  • «Рапунцель» — обыграно: Флинн самой первой фразой заявляет, что это история о его смерти. Фишка в том, что его настоящее имя — Юджин Фицерберт, а в конце он действительно чуть не умирает, но спасается благодаря волшебным слезам Рапунцель, после чего завязывает с воровским прошлым и принимает настоящее имя. Так что да, всё относительно честно.
  • «Суперсемейка» — Синдром взрывается гневом, когда Боб называет его Бадди: он больше не Бадди и даже не Исключиш — «этот поезд ушёл».
  • «Холодное сердце» — Эльза в своей знаменитой песне «Let It Go» ознаменовывает троп.

Мультсериалы

  • «Spider-Man: The Animated Series» — «ЭДДИ? НЕ НАЗЫВАЙ МЕНЯ ТАК, ОТНЫНЕ Я ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — в первом сезоне Леди Баг, вступая в схватку акуматизированным Бражником суперзлодеями, сперва пыталась воздействовать на них словами, обращаясь к их истинным личностям (всегда без толку) и получала в ответ сабж.
« Леди Баг: Аля!…

Леди Вайфай: Аля вне зоны доступа! Я — Леди Вайфай!

»
— например, так…
  • Sonic SATAM — «Моё имя больше не Джулиан. С этого дня я Роботник!».
  • «Бэтмен будущего» — «Это был не мой отец».
  • «Мстители. Величайшие герои Земли» — герои в противостоянии с Желтым жакетом и Змеиным обществом неожиданно узнают, что Жакет это Хэнк Пим, ранее инсценировавший смерть. Джанет пытается его образумить, на что Жакет отвечает «Но я не Хэнк! Я все, чего в нем не хватало.» Аверсия: это один из немногих случаев, когда героям удается образумить перерожденца

Комиксы

Злодеи в комиксах отвергают свое прошлое чаще, чем герои.

  • Marvel Comics — «Нет больше Эдди Брока! И нет больше симбиота! Отныне мы — Веном!»(с)
    • И это только самый известный пример.

Аниме и манга

  • Black Lagoon — Рок в разговоре с бывшим начальством «похоронил» клерка Рокуро Окадзиму, ознаменовав тем самым присоединение к «Лагуне». Но во многом только на словах: «хоронить» прошлого себя он будет ещё долго.
  • Bleach — субверсия. Ренджи думает на троп в случае Айзена Сосуке после раскрытия его настоящей личности, но тот отвечает, что личности доброго капитана не существовало изначально — была лишь удобная маска.
  • Crying Freeman — главный герой после того, как над ним поработали люди из Триад. В манге его подружка тоже.
  • Fullmetal Alchemist — Шрам, дважды. Первый раз, когда ишварский монах отказался от своего имени и бога, чтобы стать орудием мести по имени, собственно, Шрам. Второй раз — когда чудом выжил после финального сражения с Брэдли.
  • Naruto — после того, как ГГ разбил Тоби маску, оказавшийся под ней Учиха Обито сказал, что герои могут называть его как угодно, ибо настоящее имя больше ничего для него не значит.
  • Attack on Titan:
    • Во время своей исповеди об этом заявил Райнер Браун;
    • Криста Ленц после становления Хисторией Рейсс.

Видеоигры

  • Внезапно положительный пример в Assassin's Creed. Когда Альтаир просит прощения у Малика, тот говорит, что тому не нужно извиняться: того человека, который нанёс ему обиду, больше нет, перед ним стоит новый, исправившийся.
  • «Восточный Фронт: Крах Ананербе» — брат подруги главного героя Дитрих
    • «Дитрих, как ты до этого докатился. Установка ZE8, я был создан отцом Шаффером, чтобы подарить ему бессмертие, твоего брата больше нет в живых, Мария».
  • AI: The Somnium Files — В истинной концовке: «Я не Фалько. Я Канаме Дате. Детектив из спецподразделения ABIS. Псинкер.» Редкий положительный пример использования этого тропа.
  • Mortal Kombat X — воскрешённый Смоук не признаёт свою прошлую личность, называя себя Энэнрой.
    • Скорее смиряется со своей сутью, потому что эненра — демон, которого в него поместили в детстве.
  • Overwatch — Жнец по отношению к Габриэлю Рейесу, хотя это скорее это уже не он. Солдат 76 тоже грешен, и вот он — стопроцентное попадание.
  • Parasite Eve — Я… Мелисса… Я… НЕТ…! Я… Я… Ева.
  • Pathfinder: Kingmaker — гном Тартуччио, после своей гибели в пещерах под Старым Платаном, был воскрешён Сияющим Королём в виде того, кем притворялся — кобольда Тартука. О прошлой жизни помнит, но с трудом. Характер же даже стал немного лучше.
  • Saints Row 4 — Шаунди очень негодует, когда встречает себя прежнюю и заявляет, что «этой „меня“ больше не существует». Прежняя Шаунди в свою очередь удивляется, как умудрилась превратиться в себя нынешнюю.
  • Seiken Densetsu 3 — инверсия: Мой отец ПОГИБ! Он был золотым рыцарем! Он НИКОГДА не присоединялся к Императору-Дракону.
  • Super Paper Mario — «Блехехехехехе… Человек[1], известный как Блуимер уже давно умер. Теперь есть только Блек!»
  • Tales of Vesperia — об этом команде сообщит Рейвен, мол, под обломками храма погиб капитан Шванн Ольторейн.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines:
    • ВиВи, если протагонист(ка)-малкавиан, будучи безумным прорицателем, «угадает» её прежнее имя — Сьюзан, потребует оставить это имя в прошлом и скажет, что оно принадлежит покойнице;
    • То же самое может сказать и протагонист, встретив подругу из прошлого, Саманту. Сама личность ГГ не сильно поменялась, вот только «есть, Петька, один нюанс».
  • World of Warcraft — «Объяви, что Король-Лич мёртв. И вместе с ним умер Болвар Фордрагон».
  • «Клуб Романтики», «Секрет Небес» — зигзаг: Мальбонте говорит героине, что Бонта не вернуть потому лишь, что он и не уходил. Бонт — это он. Но он — это не [только] Бонт.

Визуальные романы

  • «Kara no Shoujo 2» — Хинагами Аято желал навсегда расстаться со своим прошлым и семьёй, поэтому переехал жить в Токио под другим именем (погибшего сослуживца без семьи), на которое теперь и откликается.

Музыка

  • Встречается в аудиосериале «Котуйская история». Молодой бандит Лёха Змей, сбежав с зоны вместе с любимой женщиной, потерял её, сам попал в передрягу и выжил только потому, что его спасли коренные жители тех мест. Пожив с ними несколько лет, герой вернулся на большую землю, но встретившему его другу заявил: «Лёхи Змея уже больше нет. Совсем».
  • Nine Inch Nails, «The Becoming».
  • Мюзикл «Последнее Испытание»:
« Рейстлин:
Поверить не могу... ты ли мой послушный брат?
Где преданный твой вид? Где твой покорный взгляд?
Тот брат, что верил мне, в огонь за мною шёл!

Карамон:
Тот брат сгорел в огне, который ты разжёг!
»
— «Битва близнецов»

Интернет-творчество

  • Retrozor — Писака, за которым гонятся Коммандос является к Доку и просит вывезти его на Вояку, чтобы тот помог ему достать трайфорс, на что Док заявляет, что «Вояки, которого мы знали больше нет». Как оказывается, тот смирил свою тягу к немотивированному насилию, обосновался в деревне и стал фермером.

Примечания

  1. Автор правки понятия не имеет, как перевести „Man“ в данном случае