А нам всё равно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А нам всё равно, а нам всё равно,

Пусть боимся мы волка и сову,

Дело есть у нас: в самый жуткий час

Мы волшебную косим трын-траву!

»
— "Песня про зайцев"

(link)

Кодификатор

Персонаж сильно напуган. Однако вместо того, чтобы панически убегать или застыть от ужаса, он прячет это либо за серьёзностью, либо за агрессивностью. Может, просто бежать уже некуда, может, бегство приведёт к чему-то ещё хуже, а может, персонаж просто такой принципиальный и печётся о своей репутации, либо он просто хочет себя убедить, что не боится.

Вариантов у тропа два: героический и комический. В первом случае это демонстрирует стоицизм и героизм персонажа, готового выполнять свой долг любой ценой, во втором — неумелые попытки изобразить такового.

Родственный троп, связанный с юмором — Насмешник с мордой кирпичом.

И чур, не путать с тропом «Диссонирующее спокойствие». Совместимо меж собой, но не одно и то же. Одно возможно и без другого.

  • «Диссонирующее спокойствие» — феномен поведения, и за ним может мало ли что стоять: реальная невозмутимость и нерастревоженность… либо, наоборот, то самое «А нам всё равно» (но не обязательно именно оно)… либо ГЭС… либо тщательный и расчётливый отыгрыш (чтобы друзья и/или враги впечатлились)… либо последствия психологического шока… либо безумие, нафиг поломавшее все нормальные реакции… либо запредельный садизм и/или пресыщенность, когда персонаж «всё это уже сто раз видел», и оно стало для него скучной рутиной… либо иная психология совсем непохожей расы… и т. д, и т. п. Вариантов много.
  • Что же касается «А нам всё равно» — это феномен мотивации: в рамках ЭТОГО тропа персонаж совершенно точно боится, и, как правило, сильно, — то есть искренняя нерастревоженность не присутствует, по определению, — но притом, перемогаясь, всё равно делает то, что считает нужным, и СТАРАЕТСЯ выглядеть поспокойнее (не факт, что еще и получается), потому что уверен, что сочетание определённых действий с «попытками в самообладание» поможет делу… И как возможный вариант — это ещё и реально помогает.
    • Кроме того, в рамках этого тропа персонаж, как уже говорилось, может изображать не сдержанную суровость, а, к примеру, буйную свирепость. Так или иначе — выказывать нечто вроде бы противоположное страху, который его охватил. Сунь-цзы ведь заповедал: «Если слаб — покажи силу».

Героические примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Кино[править]

  • «Властелин колец: Две крепости» — Теоден прекрасно знает, что армия Сарумана идёт на Хорнбург, чтобы истребить роханцев, однако в речи намеренно врёт и одёргивает Арагорна, чтобы тот не говорил правду и не разводил панику.
  • «Бэтмен: Начало» — в результате обучения в Лиге Теней фобия летучих мышей у Брюса Уэйна никуда не делась. Он просто научился прятать страх за суровой физиономией.
  • «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» — Нарнийцы, не успевшие сбежать до того, как ворота замка тельмаринов закрылись, разворачиваются и идут в последнюю атаку на численно превосходящие силы противника.

Видеоигры[править]

  • Серия «Total War» — окружённые отряды, даже полностью утратив желание сражаться за своего командира, всё равно никуда не бегут, а стоят насмерть, пока не пробьют коридор для отступления.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые животные (в частности, крысы, змеи, кабаны и почти все крупные травоядные), если им угрожает опасность, впадают в состояние берсерка и будут сражаться, пока не погибнут.

Комические примеры[править]

Литература[править]

  • «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» — в первом бою Питера с волками королевы паренёк только держит меч перед собой, но не решается ударить.

Кино[править]

  • «Хоббит: Нежданное путешествие» — первое время Бильбо общается с Голлумом, выставив перед собой меч и иногда помахивая им, чтобы выглядеть более угрожающим или осадить странное существо, но при этом говорит неуверенно и несколько раз даже заикается.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls V: Skyrim — официантка Садия, узнав, что её разыскивают воины из Хаммерфелла, выхватывает кинжал и угрожает разрубить главного героя пополам, если тот на них работает. Среди возможных ответов даже присутствует реплика «убери кинжал, порежешься ещё»…
  • Любой X-COM — запаниковавший оперативник (да и пришелец тоже) действует непредсказуемо, и вместо того, чтобы пропустить ход, может запросто разрядить очередь в того, кто его шуганул, под крик «Я хочу домой!» или «Нам нужна эвакуация!».

Музыка[править]

  • «Песня про зайцев» из фильма «Бриллиантовая рука» — кодификатор. Зайцы из песни не бегут с поляны и продолжают косить траву только из уверенности, что если они устоят в самый жуткий час, то больше бояться не будут.

Реальная жизнь[править]

  • Напуганные животные (главным образом, хищники) имеют привычку либо вставать на задние лапы, либо у них шерсть встаёт дыбом, чтобы казаться больше и страшнее, а могут в панике и напасть без предупреждения. Как правило, это делают хищники, но могут и просто убежать, если сочтут противника сильнее и опаснее них самих.