А для меня это был вторник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодей (или иной провинившийся) не помнит вменяемого ему прегрешения, потому что оно лишь маленький эпизод в общей череде его прегрешений, ставшей его повседневной рутиной.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья But for Me, It Was Tuesday. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я не помню, как я убил твою семью, и твою смерть я тоже вряд ли буду помнить. »
— Ронан, «Стражи Галактики»
« День, когда Байсон почтил твою деревню своим присутствием, стал для тебя самым главным в жизни. А для меня это был вторник. »
— Байсон, «Уличный боец»
« Только психи считают людей и помнят их »
— Веласкес Васкьюс, киллер Эскобара
Вторник.jpg

Герой прошёл огонь, воду и медные трубы, чтобы добраться до злодея, но перед тем, как заставить негодяя расплатиться за свои злодеяния, герой хочет ему напомнить, за что именно мерзавец сейчас понесёт заслуженное наказание.

Упс! Злодей не может вспомнить. Событие, перевернувшее жизнь героя, было одним из столь многочисленных злодейств, что куда там упомнить их все!

Что это даёт автору? Возможность показать, какая сволочь этот злодей, не показывая самих злодейств и даже не перечисляя их: куда уж там их перечислить… Или, возможно, он просто холодный профессионал, для которого в злодействах нет ничего личного, и он не считает нужным забивать память каждым «клиентом».

В случае же геройской инверсии аудитория увидит, какой молодец герой: он даже не помнит всех, кого спас и облагодетельствовал.

Кодификатор тропа — фильм «Уличный боец», где главный злодей произносит фразу, ставшую вторым эпиграфом. Особый цинизм фразе придаёт то, что обсуждаемый день не был вторником — Байсон просто взял день недели от балды, настолько ему было плевать.

Родственные тропы:

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Избиение младенцев, упоминаемое в Евангелиях, не упоминается в светских хрониках того времени — скорее всего, потому, что Ирод Великий казнил людей тысячами, он убивал членов своей семьи, и на этом фоне смерть от 4 до 20 младенцев (Вифлеем был совсем маленьким городком) не заметил никто, кроме их несчастных матерей. Если, конечно, забыть о том, что вся эта история вообще миф, а исторический Ирод умер за 4 года до описываемых событий.
    • Ирод Великий, конечно, умер «за 4 года до», но вот его наследник именовался, согласно тогдашним правилам, Ирод Архелай. А позже его брат Ирод Антипа, тоже «Царь Ирод», вошёл в историю тем, что отмазался от попытки повесить на него популярного в народе государственного преступника.
    • По хронологии, основанной на трудах Иосифа Флавия, Ирод Великий таки умер в 1 до н. э., а не в 4 до н. э., согласно распространённым представлениям. Так вполне мог быть причастен к вышеуказанным событиям.
    • Насчёт проблем датировок всё гораздо проще: год рождения Христа был «установлен» только в 532 году нашей эры, когда один из Римских пап решил соотнести положение светил в своё правление с их положением в год рождения Спасителя. Всё, что был до этого, корректно датировать с привязкой к Библии невозможно.
    • Современные христианские библеисты приняли расчёты, что Христос родился в 749/750 гг. от основания Рима — то есть именно в год смерти Ирода. И всё.
  • «Сокровенное сказание» — монгольская летопись, созданная около 1240 года. Рассказывая о деяниях преемников Чингисхана, автор в самом конце и как бы между делом замечает: «Также они совершенно разгромили и полонили урусутов». Это — о походе Батыя на Русь. Всего одна небрежно брошенная фраза. То есть то, что было для русских величайшей трагедией, самими монголами воспринималось как рядовая военная операция, не стоящая и того, чтобы сообщать о ней в подробностях.

Театр[править]

  • Михаил Лермонтов, «Маскарад» — по молодости Арбенин вчистую обыграл в карты некоего молодого человека, а когда тот умолял его простить долг — посмеялся. Проигравшийся жизнь положил на зарабатывание денег и месть Арбенину — а тот узнаёт его только после длинного и прочувствованного монолога. Персонаж, кстати, введён по требованию цензуры и даже имени своего не имеет: в пьесе его именуют Неизвестным.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Александр Твардовский подсвечивает в поэме «Василий Тёркин» такую же ситуацию.
«

Речь идет о том болоте, Где война стелила путь, Где вода была пехоте По колено, грязь — по грудь;

Где в трясине, в ржавой каше, Безответно — в счет, не в счет — Шли, ползли, лежали наши Днем и ночью напролет;

Где подарком из подарков, Как труды ни велики, Не Ростов им был, не Харьков, Населенный пункт Борки.

И в глуши, в бою безвестном, В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них.

Пусть тот бой не упомянут В списке славы золотой, День придет — еще повстанут Люди в памяти живой.

И в одной бессмертной книге Будут все навек равны — Кто за город пал великий, Что один у всей страны;

Кто за гордую твердыню, Что у Волги у реки, Кто за тот, забытый ныне, Населенный пункт Борки.

»
— «Бой в болоте»
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — Посещение изменило очень многое в жизни человечества, но для таинственных пришельцев это был просто рутинный привал на отдых по пути к другой цели. Может быть.
  • Метавселенная Рудазова — Трой далеко не сразу и не очень уверенно вспоминает, из-за чего же, собственно, у них с Креолом пошла вендетта.
  • «Приговор» Юрия Нестеренко: Эвелина, долго мечтавшая отомстить Контрени и наконец получившая такую возможность, говорит ему о своей вырезанной семье, но тот искренне не помнит, о каком эпизоде его богатой военной биографии идет речь. (Впрочем, ему всё же приходится вспомнить, когда Эвелина наступает на его выпущенные из живота кишки)[1].
  • Ольга Куно, «Тайна Темного Оплота». На вопрос лорда Александра Уилфорта, почему Элайна Кенборт не просто сбежала из своей родной страны в Тёмный оплот, но и стала шпионкой, а потом попыталась убить его самого, девушка в ярости показывает ему шрамы от жестокой порки: ее на пустом месте обвинили в краже, основываясь фактически только на цвете волос. Лорд Уилфорт впадает в холодную ярость и спрашивает, кто отдал приказ, явно намереваясь жестко разобраться с мерзавцем. Узнав, что на приговоре стояла его собственная подпись, искренне изумляется, но вспомнить тот случай не может. Даже перечитав все документы — не вспоминает. Справедливости ради — было это три года назад, Александр тогда только начал заниматься государственными делами, а приговоров таких ему присылали по десять-двадцать в день. За недобросовестным расследованием стоял мэр-расист, а если бы девушка обратилась-таки к «знатному лорду из столицы» с апелляцией — он бы во всё вник и разобрался.
  • М. Ясинская, «Лестница героев». Трис рей Дор, много лет мечтавший отомстить за смерть сестры, добрался наконец до Красного Барона, а тот и помнить не помнит никакую сестру, он вообще считал, что Трис к нему лезет просто потому, что они оба единственные достаточно крутые противники друг для друга.
  • С. Логинов, «Свет в окошке» — новоприбывший стражник рискует спросить Понтия Пилата, помнит ли тот Христа. Понтий искренне не понимает, о ком идет речь, а солдат еще и наказание заработал за разговор с постояльцем Цитадели.
  • Борис Акунин, «Седмица Трехглазого» — Кричевский, убийца бабушки и друга протагониста.
  • Павел Марушкин «Старая Контра» — пиратский капитан Ёкарный Глаз пытается выяснить, за что обезьянец Себастьян собирается ему мстить, но единственное объяснение, которого он добивается: «Морш де Камбюрадо, капитан „Аквамарина“, был моим дядей», — ничего ему не говорит. Зигзаг: дирижабль, о котором идёт речь, капитан прекрасно помнит, просто ему неоткуда знать его название и уж тем более имя капитана, а Себастьян не считает нужным давать дополнительные пояснения.

На других языках[править]

  • Артур Конан Дойл, «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки» — день, когда Шарки убил жену и детей Копли Бэнкса, он вспоминает с большим трудом, потому что в те времена его корабль топил по десять судов в неделю.
  • Роберт Говард, цикл рассказов «Соломон Кейн» — Кейн в разговоре с бандитским вожаком, чьих людей он только что перебил, говорит, что это было возмездие за изнасилованную ими и брошенную умирать девушку. Бандит в ответ хмурится и восклицает «Боже мой, да разве упомнишь всех девок, которых я где-то бросил?»
  • Эрих Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен» — для протагониста это последние минуты его жизни, а для военных газет этот бой даже не стоит упоминания в новостях.
  • Анатоль Франс, «Прокуратор Иудеи» — иллюстрация на материале Нового Завета.
  • Роберт Хайнлайн, «Кот, проходящий сквозь стены» — шутки ради:
«

— …Ричард, ты все больше и больше начинаешь смахивать на моего третьего мужа. Он был почти так же прекрасен, как и ты. И очень заботился о собственном здоровье, а умер в расцвете лет. — Отчего же? — Это произошло во вторник, насколько я помню… или, может, в среду. Во всяком случае меня рядом не было. Я находилась далеко, закрутив с неплохим мужичком. Мы так и не узнали толком, что же с беднягой приключилось. Очевидно, ему стало плохо в ванне, и он погрузился в воду с головой… Что ты там бормочешь, миленький? Какая там еще «Шарлотта»?

»
  • Ларри Коррейя, Monster Hunter Alpha — вервольф Николай Петров, отыскав вервольфа и охотника на монстров Эрла Харбинджера, бросает ему обвинение: «Ты убил мою жену!» Эрл в ответ просит уточнить, поскольку, как он говорит, «Я много кого убил» (подразумевая монстров-убийц, на которых Эрл профессионально охотится). Но на самом деле это субверсия, потому что жену Николая Эрл не убивал (и даже не знает, что она была человеком, а не оборотнем): её убийцы специально оставили фальшивые улики, чтобы стравить двух вервольфов.
    • А в Monster Hunter Nemesis уже Эрл Харбинджер так же обвинил «человека в чёрном» Фрэнкса: «Ты убил её!». Фрэнк в ответ попросил уточнить, о ком идёт речь. И это снова субверсия: подругу Эрла, о которой идёт речь, Фрэнк в бою ранил, но убивать не стал; просто Эрл на тот момент думал, что она погибла.
  • Сеттинг WarHammer 40,000:
    • Э. Рейнольдс, «Тёмное кредо» — едва переживший междоусобицу Тёмный Апостол Мардук требует наказания стоящего за ней высокопоставленного иерарха Кора Фаэрона. Однако, начальник Мардука Эреб недвусмысленно заявляет — всё произошедшее для него, Эреба, не более чем мелкая, ничего не значающая, стычка со старым добрым другом — и если Мардук будет этим возмущаться, то за неповиновение его, Мардука, ждёт участь хуже смерти.
    • Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Повелитель клонов» — Алкеникс намеренно проговаривает троп в бою с лоялистом. Для него, помнящего ещё Великий Крестовый, этот бои и это убийство значат на самом деле мало.
    • Дж. Своллоу, «Чёрная волна» — Фабий Байл (местный доктор Менгеле галактического масштаба) давит педаль в асфальт: по его мнению, пленный протагонист-космодесантник помрёт от старости[2], составляя список байловских преступлений.
  • Ли Бардуго, «Продажное королевство» — Пекка Роллинс облапошил столько народу, что брата Каза Бреккера не помнит совершенно. Каз же лет десять мечтал отомстить и считал Роллинса своим заклятым врагом.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого — в финальной сводке Совинформбюро о положении на фронтах звучит следующая фраза: «В течение третьего июня на фронте ничего существенного не произошло. На некоторых участках фронта происходили бои местного значения». И именно в результате одного из таких боёв погибли пятеро молодых девчат…
  • «Не бойся, я с тобой!» ― ответ Джафара на слова старика, которого он хочет ограбить: «Если б ты знал, сколько у меня грехов! Одним больше, одним меньше — ни я не замечу, ни Аллах!»

Зарубежные фильмы[править]

  • «Конан-варвар» — Конан бросает Тулса-Думу обвинение в геноциде своего племени и убийстве своего отца. Что же Тулса-Дум? «А, я тогда был моложе…».
  • «Принцесса-невеста»:
    • Героиня обвиняет Ужасного Пирата Робертса в том, что тот убил её жениха. Тот отвечает: «Возможно. Я убил много людей». Впрочем, это была просто шутка Робертса. В части убийства жениха, потому что он и есть её жених. Про остальных людей — неизвестно.
    • Иниго Монтойя наконец-то встречает Ругена, который убил его отца. Реакция Ругена: «И ты прошёл полмира, чтобы сказать мне это и облажаться? Чуть ли не худшее, что я в жизни слышал. Чудесно».
  • «Пираты Карибского моря» — сыграно шутки ради: две шлюхи по очереди отвешивают Джеку пощёчины, но он не может толком вспомнить, за что именно.
    • Всё он помнит, просто считает, что не заслужил.
  • «Последний киногерой» — обстёбано: ГГ сходу выявляет предателя за счёт того, что видел того же актёра в роли злодея в другом фильме («Он убил Моцарта!»). Когда предатель демонстрирует свою предательскую натуру, Слейтер сообщает ему об этом («Ты убил Моу Царта! — Какого Моу? — Царта!»), и тот искренне верит, что убил какого-то Моу, просто не запомнил…
  • «Олдбой» — с прикрученным фитильком, поскольку О Де Су сломал жизнь своему мстителю не со зла, а по дурости и легкомыслию. Но по тому же легкомыслию он и значения этому не придал, полностью забыв об этом инциденте. В конце, встретившись с антагонистом, он считает, что тот загипнотизировал его — оттого воспоминаний и не сохранилось. Но нет, говорит антагонист, ничего подобного. Просто этот момент стал определяющим, поворотным и трагичным только для него, антагониста, и его любимой — а сам О Де Су об этом полностью забыл, так как для него это был просто вторник…
  • «Американский ниндзя 5» — пародия на предыдущие четыре фильма и еще на многие фильмы, снятые в таком же духе. Мальчик-японец гневно кричит суперзлодею: «Ты убил моего отца!». Суперзлодей в ответ: «Я многих отцов убил».
  • «Стражи Галактики»: в ответ на обвинения Дракса в убийстве его жены и дочери Ронан говорит: «Не помню, как убивал твою семью, и вряд ли запомню и твою смерть».
  • С лютой иронией играется в «Мстители: Финал». Ванда — Таносу, о событиях прошлого фильма: «Ты забрал у меня всё!» Танос: «Я даже не знаю, кто ты такая». По виду — наш троп, но по факту-то Танос говорит чистейшую правду: он не из той временной линии и действительно никогда до того не встречался с Вандой и не убивал Вижна. Впрочем, не факт, что он бы её запомнил, даже будь это тот Танос…
  • «Снова ты» — игра с тропом. На самом деле Джоанна не забыла, как в школе издевалась над одноклассниками и особенно над Марни. Просто умело делает вид, что она ничего этого не помнит, а причина — неприязнь к себе прошлой и желание таким образом наладить отношения со своей бывшей главной жертвой, которая, к тому же, почти стала её золовкой.
  • «Цельнометаллическая оболочка» — диалог с пулемётчиком в вертолете: «Как ты можешь стрелять в женщин и детей?!» — «Легко. Упреждение меньше беру». И это ни разу не очередная шутка от весельчака-пулемётчика, учитывая то, как он на протяжении всего полёта развлекает себя, увлеченно стреляя в работающих на полях крестьян.
    • В них же попасть труднее! Выходит, он развлекался как «виртузи».
  • «Логово монстра» (Bad Samaritan) — Кейл во время своего злодейского монолога заявляет, что происходящее — экстраординарное приключение для Шона, но обычный день для него самого.
  • «Круэлла» — когда Эстелла обвиняет баронессу в убийстве своей матери, та лишь просит «чуточку сузить круг».
  • «Спасатель» — инверсия. Герой Костнера отчётливо помнит за всю свою карьеру всего двадцать человек. Это те кого он пытался, но как не старался, не смог спасти, и они не дают ему теперь спать. Счёт спасённых же идёт на сотни, а может и на тысячи.
  • «Быстрее пули» — Коровка говорит Волку, что впервые его видит и вообще не знает. На самом деле просто забыл. Волк-то прекрасно помнит, кто толкнул его на свадьбе.
  • «Человек за солнцем» — во все поля. На фоне до омерзения жестоких убийств подопытных Сиро Исии жалеет солдата, которого тошнит от этих зверств, надеется, что он скоро привыкнет и рекомендует ему отдохнуть. Работник крематория, сжигая изуродованные трупы, напевает песни. Учёные по-дружески обещают угостить офицера ужином, если он найдёт им в качестве подопытного (для извлечения заживо органов) молодого мальчика.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов»: Мэрину Транту, судя по выражению лица, встреченная в борделе девочка-торговка кажется очень смутно знакомой, но откуда, он не задумывается. А зря — ведь это Арья Старк, у которой он пару лет назад убил любимого учителя фехтования и которая его очень хорошо запомнила.
  • «Баффи — истребительница вампиров» — субверсия: Робин Вуд хочет убить Спайка за то, что тот убил его мать. «Я убил много матерей», — возражает Спайк. — «О, эту ты должен помнить. Она была Истребительницей».
  • «Доктор Кто», «Глубокий вздох» — роботы с космического корабля, пытавшегося во Франции использовать мозг мадам де Помпадур в качестве части компьютера («Девочка из камина»), отлично помнят, из-за кого так и не убрались с Земли, а вот Доктор, для которого с тех пор прошла тысяча лет и три регенерации, так и не вспомнил, где и когда сталкивался с такими существами. У этого же Доктора — инверсия. «Далеки уничтожили миллионы миров». — «Миллионы миллионов, поверь, я стараюсь вести учёт».
    • Вообще-то это были другие роботы. Первые были с корабля «Мадам де Помпадур», а вторые — с однотипным «Марии-Антуанетты». Причём оба с родного столетия Джека Харкнесса.
  • «Мушкетёры» (ВВС) — д’Артаньян приходит в тюрьму к бывшему гасконскому управителю Лабарджу с напоминанием «Ты сжёг мою ферму». На что получает в ответ «Я сжёг немало ферм. С чего ты взял, что твою я запомню?»
  • «Флэш» (1990) — в первой серии, Барри впервые одевает костюм Флэша и встречается с Пайком, который недавно убил его брата. Когда тот спрашивает что он ему такого сделал, Барри отвечает, что он убил его брата. Пайк говорит, что он убил слишком много братьев, чтобы это хоть как-то помогло ему определить его личность.
  • «Каратель» — субверсия от Бретта Махоуни в 12 серии 2 сезона: «Угон скорой помощи и похищение. Может, для тебя это просто вторник, но я не такой».
  • «След» — старший сын пытается найти отца своей сводной сестры, которого та никогда не видела. Один из претендентов просит его уточнить: «Я [трахал] много мамаш. Может, [трахал] и твою. Уточни, чей именно ты сын.»
  • «Ответный удар» — командир спецназа после упрека вдовы албанского мафиоза, что он сделал с ее мужем, ответил: Что сделал? Мы едва его помним. Для тебя это трагедия, но для меня обычный день. Очередная цель. Она ответила, что когда видела смерть его подчиненного, то же так подумала. Обычный день.
  • «Локи» — Сильвия спрашивает у Равонны, по какой же причине ТВА сломало ей жизнь, но Равонна спокойно отвечает, что просто уже не помнит.
  • «Зачарованные» — в одной из серий сестры, охотясь на демона, встречают женщину, которая пытается отомстить тому же демону за смерть своего любимого. Только оказывается, что убил его не этот демон, а Бальтазар… И Коул этого не помнит, ведь до встречи с Фиби он убил очень многих людей.

Мультфильмы[править]

  • «Два справедливых цыплёнка»: Баба-Яга, столкнувшись в небе с журавлём, в сердцах превратила его в колодец, да и забыла. Впрочем, на деле бабуля оказалась вовсе не злой, просто память в таком возрасте уже не та. И, вспомнив про журавля, тут же даёт героям совет, как его расколдовать.
  • Инверсия во второй «Кунг-фу панде». Лорд Шэнь уверен, что По пришёл мстить за своих родичей, в то время как сам герой никак не может взять в толк, что тот имеет в виду. Он ведь был младенцем и почти ничего не помнит.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен». Супермен сражается с Дарксайдом.
«

Супермен (бьёт злодея по морде): Это тебе за Дэна Турпина! Дарксайд: Это еще кто? Супермен: Хороший человек, которого ты убил. Дарксайд (злобно усмехнувшись): Знал бы, что тебя так ранит смерть одного человека — убил бы ещё. И непременно убью! Помни об этом, умирая!

»
— Legacy
  • «Бэтмен будущего»: Терри МакГиннис (новый Бэтмен) встречается лицом к лицу с суперзлодеем Дереком Пауэрсом (он же Блайт).
«

Пауэрс: Кто ты, чёрт возьми, такой?! Терри: Ты убил моего отца! (пауза) Пауэрс: Ты вообще понимаешь, насколько мало это сужает круг? Терри: Уж прости, но других подсказок не получишь.

»
— Ascension
  • RWBY — том 5, эпизод 11, момент где Жан корит Синдер за совершенные ей преступления, а она искренне не может вспомнить кто он вообще такой, и что она сделала именно ему.
  • «Возвращение тёмного рыцаря»: Во время финальной разборки между Бэтменом и Джокером.
«

Бэтмен: Довольно! Скольких людей я убил, сохранив тебе жизнь! Джокер: Я их не считал. Бэтмен: Зато я считал! Джокер: Знаю. За это я тебя и люблю!

»
— Dark Knight Returns
  • М. Байсон отжигает и в старом мультсериале по мотивам Street Fighter II:
«

Чунь-Ли: Чудовище! Ты убил моего… Байсон: Да, да, я убил твоего отца. Ну и что с того, дамочки? Я и своего отца убил, и что-то я не ною по этому поводу!

»
— Street Fighter: The Animated Series, Cammy Tell Me True (S2E13)
  • В одном из мультсериалов про Лигу Справедливости Черная Манта в ответ на обвинение в убийстве дорогого своему противнику человека просит сузить круг, а то он точно не упомнит, стольких убил.
  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Каменный город. Часть 2» (2 сезон, 10 серия). Когда Демона сорвала маску с первого Охотника и обнаружило под ней лицо, обезображенное шрамами от её когтей, тот обвинил её в своём уродстве и спросил, помнит ли она, как сотворила это с несчастным мальчишкой. Оказалось, что Демона не помнит. Зато Охотники оказались поразительно злопамятными.

Комиксы[править]

  • Звёздные войны, новый комикс от Marvel (см. иллюстрацию). Вскоре после событий на Звезде смерти Вейдер и Люк Скайуокер встречаются в бою. «Ты убил моего отца», — бросает обвинение Скайуокер, на что Повелитель тьмы замечает: «Я убил много отцов. Уточни, чей именно ты сын». Буквально через несколько минут Вейдер обезоруживает Люка и узнает меч, который когда-то сделал сам, и вопрос отпадает.
    • В «Тенях империи» принц Ксизор, глава преступного синдиката, не сразу узнаёт в напавшем на него громиле сына человека, которого Ксизор разорил когда-то.
    • А мастер-джедай Люк Скайуокер не сразу признаёт в тёмной владычице Люмии имперского агента Ширу Бри, которую он когда-то сбил в бою.

Веб-комиксы[править]

  • Wonderella: инверсия. Злодейка прекрасно помнит, как похищала помощницу Вандереллы Риту, — но Риту так часто похищают, что она не может вспомнить именно этот случай. «Для меня это обычный способ провести вторник!»

Аниме и манга[править]

  • «Детектив Конан»: наёмный убийца Дзин даёт Кудо Синъити экспериментальный яд, который, вместо смерти вызывает превращение в ребёнка (Дзин ушёл раньше и думал, что ГГ мёртв), и Синъити начинает поиски Чёрной Организации. Когда впоследствии при Дзине заводят разговор о Кудо Синъити, он искренне удивляется: «Я что, должен помнить всех, кого убил?!»
  • JoJo's Bizarre Adventure — когда Дио спросили о том, скольких людей он убил, тот выдает ответ: «А ты помнишь, сколько буханок хлеба съел за свою жизнь?».
  • Code Geass — для головореза британских спецслужб Роллона Халлибуртона убийства — это просто рутинная работа, совершенно лишенная эмоциональной нагрузки. Одной цитатой: «Я не помню, сколько людей я убил. Никто не считает, сколько раз он чистит зубы или ест — и с этим так же» 
  • One Piece — ситибукай Дракуль Михоук нанёс поражение огромному числу мечников. Некоторые из них, прокачавшись после поражения, бросают новый вызов, явно надеясь, что тот их вспомнит. Но ответ обычно безжалостен: «Не вижу причин запоминать лица жалких червей!». Вдвойне обидно, если учесть, что действительно перспективных (даже если они ещё не столь сильны) бойцов Михоук вполне отмечает и запоминает.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — с прикрученным фитильком и на очень сложной грани с противотропом. Ирите всю жизнь не давал покоя случай, когда Харлок ограбил его корабль. Очень долго он боялся (и за это ненавидел) пирата, потом, вследствие кое-каких драматичных событий, стал им восхищаться. Кончилось тем, что Ирита совершил самопожертвование — непонятно, тупое или вполне осмысленное по законам мира сериала, — перед этим коротко пересказав Харлоку всю эту историю. Так и осталось неизвестным, помнит ли его Харлок, но это нападение явно не было для него чем-то особенным.
    • Осмысленнее некуда — он симулировал тупое самопожертвование, чтобы Нуу думали, что оно тупое, и его после смерти не обыскивали. А сам затащил к ним радиомаячок для Харлока. Который только что вылез из ихней ловушки — самое оно, чтобы снова гадов догнать.
  • Ilegenes — Сержант. Когда Фортинбрас напомнил ему об убийстве Милфилдов, он даже не сразу сумел вспомнить кто это, хотя они были весьма известны. И даже когда вспомнил, просто отмахнулся, сравнив их с мошками.
  • Hunter x Hunter — Пауки давно забыли, у кого они там повыковыривали красные глаза, когда к ним таки пришел мстить Курапика.
  • Vinland Saga — Аскеладд нарочно отыгрывает это (на самом деле он прекрасно помнит Торса, величайшего воина и притом крайне незаурядную личность), чтобы вывести Торфинна из себя во время поединка: «За свою жизнь я столько людей убил. Я даже не могу вспомнить твоего отца. Я точно убил этого Торила? Как я его убил? Ты точно ничего не путаешь, Торфинн? … Ах, да! Теперь вспомнил! Это ведь был тот дурак, отдавший жизнь в обмен на жизнь своего ребенка». Работает.
    • Зигзаг с Торфинном и Хильдой: когда Хильда рассказала, кто она и какое отношение имеет к ней Торфинн, тот быстро вспомнил девочку, упавшую в реку с обрыва. А вот о каких жестоких словах (поразивших её до глубины души) она толкует — не понял.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age 2: обстёбано в «Клейме убийцы». В один момент Таллис и Хоук заведут базар, в котором Таллис спросит — как это называется, когда кого-то замочили с целью захапать всё имущество. Хоук-агрессор скажет: «Вторник» (переводчики то ли дали жуткого маху, то ли решили пристёбнуть, и написали «Понедельник»).
  • Fallout: New Vegas: в дополнении Old World Blues если спросить у доктора Бороуса насчет касадоров и когда он их создал — тот ответит «2003-й? Май?.. Вторник. Точно вторник».[3]
  • Star Wars: Knights of the Old Republic: просто посмотрите на диалог главного героя с Дартом Бэндоном: «Ты был на Шпиле Эндара! Это ты убил Траска! Ты ответишь за это!» — «Твои слова для меня ничего не значат…»
  • Touhou Project пародирует Дио из примера выше:
« Ремилия: А ты помнишь, сколько кусков хлеба съела?
Мариса: Тринадцать штук. Я предпочитаю японскую кухню.
»
— Embodiment of Scarlet Devil
  • Suikoden: когда один из спутников главного героя напоминает о уничтожении его деревни вампиру Неклорду, тот говорит, что название деревни ему ни о чём не говорит.
  • Crash Twinsanity — Злые Близнецы сообщают, что они такие злые потому, что Кортекс сломал им жизнь. Когда у Кортекса настойчиво требуют рассказать, кто такие Злые Близнецы, тот нерешительно говорит, что он уничтожил так много жизней, что не может помнить каждого, кому такое сотворил (учитывая, что Кортекс в этой игре злодей-недотёпа, его слова скорее вызывают усмешку).
  • Gothic II — судья города Хоринис, который в первой части отправляет Безымянного героя на каторгу в Долину рудников, пытается вспомнить, где же он его видел. В итоге он его так и не вспоминает и бросает фразу в стиле «все вы, отбросы общества, на одно лицо». Поскольку в Долину отправляют даже за самые мелкие преступления, создается именно впечатление тропа.
  • Assassin’s Creed 3 — Радунхагейду/Коннор спросил имя Чарльза Ли, чтобы впоследствии найти его и отомстить за сожжённую деревню. Через много-много лет оба встречаются. «— Чарльз Ли! — Простите, а мы знакомы? Я вас не помню. — Конечно, с чего бы тебе помнить?»[4]
  • «Evil Genius 2: World Domination» (2021) — подсвечивается прямо-таки прожектором ПВО в кампании Красного Ивана: суперсолдат М. О. Л. О. Т Ядерная Ольга напоминает ему о гибели её солдат при свержении его диктатуры, на что получает именно такой ответ (причём даже в английской озвучен там не Tuesday, а именно что Vtornik!).
    • У него и мундир как у Байсона…
  • Cyberpunk 2077: продавцы чёрных брейндансов видели столько смертей детей, что задают массу наводящих вопросов, дабы понять об убийстве какого именно мальчика говорит Ви. Да, конкретно именно эти двое никого не убивали, но в целом вполне наш случай.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — безжалостный прокурор Карума Го (Манфред вон Карма), ища материалы в полицейских архивах и встретив Наруходо (Феникса), не сразу признал его, несмотря на то, что они противостояли друг другу в суде все пару часов назад. «Я не запоминаю всех адвокатов, которые стоят напротив меня в суде».

Телевидение[править]

  • КВН, команда «Так-то»: «Если для вас фильм Звягинцева это претендент на „Оскар“, то для Егора это обычный вторник».

Реальная жизнь[править]

  • Обыкновенная реакция любителей уличных гонок на пришедший по почте штраф — если у тебя скапливается за месяц по десятку штрафов, сразу и не разберёшь, откуда взялся конкретно этот.

Примечания[править]

  1. Иннервация кишечника осуществляется через брыжейку, поэтому уже отрезанная от таковой кишка к боли нечувствительна (хотя в процессе отрезания можно и умереть от болевого шока). Однако в тексте подчеркивается, что Эвелина наступила на кишку «возле самого живота», то есть рядом с местом, где связь с брыжейкой еще сохранялась. Надо полагать, уроки Дольфа не прошли даром.
  2. Даже постоянно рискуя жизнью, Адептус Астартес вполне могут прожить 400 и более лет. Рекорд держит магистр Кровавых Ангелов Данте — ему 1500, и старость только подступает. Байл, скорее всего, издевательски преувеличивает масштабность своих злодеяний… но вовсе не так сильно, как можно было бы подумать.
  3. Пояснение для тех, кто провел 200 лет в Убежище: Касадор — это мутировавшая здоровенная хищная оса. Даже в одиночку представляет большую опасность, а в стае эти твари просто ужас, летящий на крыльях ночи. Одни из самых опасных чудовищ постядерной пустыни Мохаве.
  4. В итоге окажется, что Ли вообще здесь ни при чём. Деревню спалили люди Вашингтона.