Конгрегация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обложка пятой книги

«Конгрегация» (в бумажном издании — «Инквизитор»[1]) — отечественный фэнтези-цикл Надежды Поповой, рассказывающий о приключениях инквизитора Курта Гессе. На данный момент написано восемь книг и автор обещает ещё одну. За недолгий срок цикл обзавелся хорошей фан-базой и некоторым количеством хейтеров.

Содержание цикла по внутренней хронологии событий:

  • «Ради всего святого» (рассказ-приквел, обычно в составе серии не учитывается);
  • «Ловец человеков»;
  • «Стезя смерти» (авторское название — «По делам их»);
  • «Пастырь добрый»;
  • «Ведущий в погибель»;
  • «Природа зверя» (авторское название — «Natura bestiarum»);
  • «Утверждение правды»;
  • «И аз воздам»;
  • «Тьма века сего».

Автор известна своим лояльным отношением к сетевым пиратам — именно благодаря Флибусте и СИ первые книги стали известны в сети, а затем нашли издателя.

В 2019 году цикл получил премию имени тётушки Агаты за лучший исторический детектив.

Мир[править]

Европа конца XIV — начала XV века. История пошла другим путём[2]. Одиозный «Молот ведьм» был создан на полтора века раньше, чем в реальной истории; Инквизиция появилась на сотню лет раньше, чем соответствующая организация в нашем мире. Раньше появились и её противники, возмущённые методами и действиями насквозь коррумпированной и безжалостной системы. Однако существование людей, обладающих сверхъестественными способностями, является не вымыслом, а злободневным фактом, и наличие организации, препятствующей им использовать свои умения во зло, всё-таки необходимо.

Пока католический мир пытается решить эту проблему или же попросту игнорирует её, в Германии зарождается новая Инквизиция. Конгрегация по делам веры Священной Римской Империи создает особую академию, чьи ученики наряду с богословскими премудростями постигают азы следовательской науки, психологии и искусства ведения боя. Инквизиторы «старой гвардии» повсеместно заменяются выпускниками академии, работающими уже на основе иных знаний, убеждений и целей…

Тропы[править]

  • Бой-баба — Адельхайда фон Рихтхофен.
  • Воинствующая церковь — как есть. Зло в этом мире более чем реально.
  • Дикая Охота в «Утверждении правды» была вызвана магическим ритуалом как часть зловещего плана, направленного против Императора и Конгрегации.
  • Жертвенные агнцы и жертвенные львы в немалом количестве.
  • Зловещий музыкант — хамельнский крысолов, он же Фридрих Крюгер. Да, тот самый.
  • Изменение реальности — в «Тьме века сего» самозваный Антихрист намерен стереть из истории, ни много ни мало, рождение Христа, уничтожив соответствующую ветвь Древа Миров. Его останавливают, но повредить ветвь он успел. В финале герои задаются вопросом: может быть, прошлое всё же изменилось, а они просто не могут этого заметить, поскольку их память изменилась вместе с ним?
  • Инквизиция — субверсия. Инквизиция здесь добрее и мягче, чем в обычной массовой культуре. По крайней мере, сотрудники Конгрегации пытаются всё-таки найти виновного, а не просто казнить кого попало.
  • Католичество — это круто! — инквизиторы здесь круты, и они католики[3].
  • Кающийся грешник — в детско-подростковом возрасте Курт нагрешил изрядно (был малолетним бандитом, убил четверых людей: двоих при грабеже, и двоих подельников, одного ради его доли, второго чтобы защитить свою часть добычи. И это в одиннадцать лет), потом пытается хоть как-то загладить вину.
    • Альберт Майнц — в тексте до восьмой книги не фигурирует[4], ибо умер задолго до начала истории, но известен. Колдун-малефик, приносивший в жертву детей, попав в застенки Инквизиции, полностью перевоспитался и стал инквизитором. Конгрегация — в значительной мере плод его идей.
    • Александер фон Вегерхоф — искренне раскаивается в том, что он натворил будучи вампиром. Свою работу на Конгрегацию рассматривает в том числе как искупление.
    • Монахи внутреннего круга тайной обители, именуемой «Abyssus» — «Бездна». Каждый из них — бывший малефик и массовый убийца. Каждый посвящает свои дни тому, чтобы не просто молиться и каяться, а, используя свои колдовские способности, заставить себя ежечасно чувствовать то, что чувствовали перед смертью их жертвы. Покаяние у бывших малефиков настолько сильно, что каждый из восьмерых выживших если и не достиг святости, то предельно близок к ней.
  • Крутой агент — с поправкой на место действия, инквизитор Курт Гессе по прозвищу «Молот ведьм». Также под троп подходит и Адельхайда фон Рихтхофен, и Александер фон Вегерхоф (который вообще способен голыми руками вырвать сердце у вампира).
  • Крутой в плаще + Чёрный кожаный прикид — начиная с пятой книги многие инквизиторы, включая главгероя, ходят в кожаных плащах-фельдроках, придуманных «кем-то из курьеров, кому надоело морозить себя на ветру и выставлять под дожди и снега». По описанию — весьма круто и практично. Впоследствии фельдрок становится «фактически уставно утверждённой формой следователей Конгрегации».
  • Крутой гей (точнее, крутая би) — злодейский вариант с Маргарет фон Шёнборн: Рената Бенеке, внебрачная дочь её отца, была ей не только преданной служанкой, но и любовницей.
  • Магия — это плохо — большинство злодеев цикла используют магию со злыми намерениями. Впрочем, положительные или хотя бы нейтральные колдуны тоже встречаются, хотя их заметно меньше.
  • Магия вероятностей — ею владеет злодей седьмого тома, инквизитор-предатель Петер Ульмер.
  • Мастер пыток — как ни странно, но положительные герои. Профессия обязывает.
  • Мраккультист — различные приспешники сил зла и само зло.
  • Мы бы тебе сказали, но… — во второй книге Бруно ничего не знал о том, что «предательство» Курта — лишь «операция по внедрению к противнику», чтобы застать злодеев с поличным. Когда всё закончилось, Курт именно так и объясняет: «я не был убеждён в том, что ты сможешь притворяться должным образом».
  • Направо кругом — главный герой, бывший преступником исключительно по причине малолетства и беспризорности. Перевоспитался…
    • Оздоровительная порка — …благодаря ей.
    • Эпичнейший поворот направо — предыстория Александера фон Вегерхофа.
    • Да и Бруно поначалу был сообщником Каспара.
  • Мультивселенная — в поздних книгах герои узнают, что их мир — лишь одна из многочисленных ветвей Древа Миров.
  • Не хочу быть плохим — как минимум один вампир и один оборотень, а также энное количество колдунов, пошедших на службу Конгрегации.
    • С колдунами всё немного сложнее: чем дальше, тем больше выясняется, что сверхобычные способности не являются «плохими» сами по себе. К последним томам всё чаще встречаются ситуации вида: «У нас в деревне тоже ведьма есть. Хорошая баба, добрая. Помогает всем. Инквизиторы её проверили, сказали — можно».
  • Невероятно отстойный дар — головная боль, которая мучает главного персонажа, если он упустил важную зацепку в расследовании.
  • Носитель — третья книга, «Пастырь добрый»: дух Гамельнского Крысолова.
  • Оборотень — встречаются двух разновидностей: одни в нечеловеческой форме выглядят как «двуногие страшилища с лапами, похожими на руки»; другие, более редкие и старшие в иерархии, превращаются в полноценных волков. Те и другие — исключительно злобные и опасные твари. Правда, высказываются предположения, что их злобность скорее социально обусловлена, нежели является частью «природы зверя»; но факт остаётся фактом: добрый оборотень на все книги известен ровно один.
  • Постмодернизм — автор деконструирует представления о традиционном историческом фэнтези, вводя узнаваемых персонажей и сюжеты из массовой культуры (братья Винчестеры; одно из дел, мимоходом рассмотренных Куртом Гессе — это, по сути, пересказ песни «Ели мясо мужики» группы «Король и Шут») и иногда стилизирует текст под современный.
  • Простой крутой смертный — Курт Гессе.
    • Впрочем, если брать чисто боевые данные, то есть бойцы и покруче: наставник зондергрупп Хауэр или Адельхайда фон Рихтхофен (одновременно и личный агент императора, и сотрудник Конгрегации).
  • Рояль в кустах — способ, которым Курт Гессе обычно раскрывает преступления, заключается в том, что, когда он оказывается в тупике, происходит некая случайность, благодаря которой он обнаруживает улику.
  • Сорвать ритуал — для инквизиторов это часть работы. А если сорвать не удалось, им же приходится разбираться с последствиями.
  • Убийца магов, равно как и охотник на оборотней, охотник на вампиров — зондергруппы Конгрегации, по сути — этакий средневековый спецназ. Стараются больше брать живьём для суда — но при необходимости без колебаний убивают.
    • А также полулегендарное сообщество Охотников.
  • Школа волшебства — инверсия. В Академии святого Макария учат с магами бороться. Хотя… среди студентов-макаритов есть и будущие expertus’ы, которые обладают сверхъестественными способностями, но служат Конгрегации.
    • Воспитанники двух отделений: обычного[5], где готовят следователей, курьеров и бойцов зондергруппы — и особыми курсами, и того, где обучаются «maleficanes»[6], любят придумывать друг другу клички и упражняться во взаимных подколках.
  • Умные люди знают латынь — персонажи переходят на латынь довольно часто, благо инквизиторам её знать положено. Помимо прочего это помогает избежать лишних анахронизмов: например, слово «эксперт» в средневековом сеттинге не смотрится, а вот «expertus» (буквально «опытный, знающий по опыту») выглядит достаточно естественно и при этом понятно для читателя.
  • У нас не такие вампиры — одному вампиру не понравилась его новая сущность, он покаялся и стал работать на Конгрегацию. Но это исключительный случай: остальные кровососы — те ещё твари, и в отличие от оборотней это однозначно природное свойство, с которым даже после покаяния приходится ежеминутно бороться.
    • Никто не знает слова «зомби» — славянское слово «вампир» то ли ещё не добралось до Западной Европы, то ли не получило распространения; здесь в ходу название «стриг» (от латинского strix — сова-неясыть, которая, по римскому поверью, высасывает кровь у детей; возможно, через румынское «стригой» или албанское «штрига»).
  • Философский камень — играет значительную роль в восьмой книге.
  • Фобия — после событий первой книги у главного героя остались ожоги и боязнь огня. Иронично, как для инквизитора. После второй специфическая фобия возникла ещё у его подопечного.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Первые книги издавались как «Конгрегация», но издательство решило, что «непонятное название отпугивает покупателей», так что цикл переименовали.
  2. На прямой вопрос автору: «Где точка бифуркации?» — ответ был дан: «В районе Большого Взрыва. Этот мир похож на наш — но не наш».
  3. Ну… отчасти. В мире «Конгрегации» католическая церковь расколота, есть два папы — в Риме и Авиньоне, и один из них отлучил всю Конгрегацию скопом; потом ещё и третий появляется — всё как в реальной жизни. Кто же из пап истинный — вопрос ещё не решён. В «Тьме века сего» вопрос наконец решается в пользу Конгрегации.
  4. Точнее, фигурирует лишь в небольшом рассказе-приквеле, и лишь в «Тьме века сего» появляются эпизоды-флэшбеки, где Майнц ещё жив и действует.
  5. «Быдлятника» на жаргоне будущих expertus’ов.
  6. Игра слов: «maleficus» — малефик, вредоносный колдун, «canes» — псы (от лат. «Domini canes» — «Псы господни», народная расшифровка названия ордена доминиканцев, чьи монахи часто шли в Инквизицию. В итоге — что-то вроде «псов-малефиков».