Оно того не стоило

Материал из Posmotreli
Версия от 18:44, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Цель достигнута, но оказывается, что она не стоила таких жертв.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Ах, Эльдорадо, Эльдорадо… Загадочная золотая страна… Ты лежишь, поверженная, у ног конкистадора, но нет радости в его глазах… »
— С. Толкер. «Золото Эльдорадо»
Файл:Фрёдстайн.jpg
Это доктор Фрёдстайн. Он убил всю свою семью и ещё кучу других людей ради бессмертия. Он гниёт, но он бессмертен. Он бессмертен, но он гниёт. Оно того стоило?

Протагонист/антагонист шел к цели всеми возможными путями, не гнушаясь никаких действий. И цель была достигнута. Вот только… не стоило оно того. Бессмертие оказалось дефективным, или каннибальским, или, того хуже, одновременно и дефективным, и каннибальским. Воскрешенный из мёртвых родственник вернулся не таким. На кладе, ради которого герой преодолевал немыслимые препятствия, лежало проклятие. Девушка, отбитая у лучшего друга, в браке оказалась невероятной стервой, к тому же изменяющей направо и налево. А состояние, нажитое непосильным трудом и невообразимыми жертвами, принесло только обман, горе, кучу врагов и грызню между наследниками, либо просто не дает покоя совести.

Смягченный вариант — желаемое просто оказалось совершенно никчемным.

В данном случае вопрос, оправдывала цель средства, или нет, уже не стоит. Персонаж может думать как угодно, но читателю/зрителю со стороны видно: не стоило оно того.

Ни в коем случае не нужно приводить здесь примеры, где усилия персонажей просто оказались бесплодными.

Где встречается

Литература

  • Классика: «Франкенштейн» Мэри Шелли. Стоило ли не спать ночами, похищать трупы, доводить себя трудами до изнеможения и лихорадки, чтобы в итоге создать монстра, погубившего всех твоих родных, а потом положить жизнь на попытки его уничтожить?
  • «Холодный воздух» Говарда Лавкрафта — нафиг такое бессмертие, когда вынужден жить в холоде, рискуя превратиться в лужу зловонной жижи из-за сломавшейся холодильной установки?
    • Его же «Герберт Уэст, реаниматор» — стоило ли так трудиться над воскрешением мертвых, чтобы в итоге создать толпу ужасных тварей, которые тебя же и растерзали?
    • Его же «Единственный наследник» — кому нужно быть бессмертным, но жить в колодце, в облике человекообразного крокодила?
  • «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга — стоило ли тратить столько усилий, выкапывая тело своего маленького сына и перезахоранивая его на древнем индейском кладбище, чтобы он вернулся безжалостным зомби-убийцей и зарезал твоего друга и твою жену?
    • Его же «1922» — стоило ли убивать жену и вовлекать в это сына, чтобы в итоге пустить его и свою жизнь под откос?
  • «Сундучок, в котором что-то стучит» Василия Аксёнова — в сундучке, за которым шла такая масштабная охота, лежала всего-навсего древняя рукопись с нравоучительной песнью. Герои, конечно, были слегка разочарованы, но всё же решили, что и это неплохо. Попади сундучок в руки злодеев, рассчитывавших найти в нем несметные сокровища — их досаде и вовсе не было бы границ.
  • «Золото Эльдорадо» С. Толкера — испанцы добрались до города индейцев и разграбили его. Молодой конкистадор, потрясённый зверствами своих товарищей в отношении мирного населения, не может радоваться еще недавно вожделенному богатству.
  • «Золотой телёнок» — стоило ли Корейко разными подлыми и мошенническими путями сколачивать состояние в десять миллионов, чтобы жить в постоянном страхе, да еще и в бедности, не смея потратить лишнего рубля и тщетно надеясь, что политическая система однажды сменится? А Остап Бендер вскоре обнаружил, что даже с одним миллионом жизнь в Советской России беспросветно тосклива.
  • Dragonlance. Стоило ли рваться к божественной власти, если не сумел дать подвластному миру жизнь? Рейстлин Маджере посчитал, что участь хуже смерти и то лучше вечности наедине с безжизненным миром, и переиграл все.
  • И. А. Крылов, басня «Разбойник и извозчик» — целиком об этом. «Убил Извозчика злодей. Убил — и к добыче скорей. Что ж он завоевал? — Воз целый пузырей!». И мораль соответствующая: «Как много из пустого на свете делают преступного и злого».
  • Александр Куприн «Аль-Исса» — отказ от семьи, годы кровопролитных войн, тяжёлые испытания ради ночи с богиней смерти (и последующей гибели на костре). Эта богиня, как выясняется впоследствии, «дряхлая старуха, сморщенная, беззубая, со слезящимися глазами и потухшим взором».

Кино

  • «Дом на краю кладбища» Лючио Фульчи — доктор Фрёдстайн открыл секрет бессмертия: всего-то и надо поддерживать регенерацию тела, питаясь человеческой плотью. Вот только стоило ли убивать столько людей, включая своих жену и дочь, чтобы вечно жить… в подвале, тяжело дышащей, кишащей червями, гниющей развалиной?
  • Советский фильм «Вооружен и очень опасен» — не так уж много радости принесла Габриэлю Конрою найденная им нефть!
  • Британский фильм ужасов «Асфикс» — мало того, что герой, добившись бессмертия, потерял всех родных, так еще и бессмертие оказалось дефектным — к концу фильма он от старости уже непохож на человека. А когда попал под машину — смерть не пришла, чтобы избавить его от страданий.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — стоило ли участвовать в танцевальном марафоне на выносливость, танцевать сутками напролёт на потеху зажравшейся публике и подрывать своё и без того шаткое здоровье, если в итоге победителю вместо заветного выигрыша достанутся лишь жалкие гроши?
  • «Малефисента» же! Стоило ли предавать свою подругу детства и отрезать ей крылья, чтобы стать королём… измождённым полубезумным параноиком, лишившимся жены и дочери и утратившим всё человеческое?
  • «Мумия»: Имхотеп убил своего фараона, пытался воскресить любимую женщину, даже устроил апокалипсис местного разлива в Каире и вообще натворил кучу дел, а что в итоге? Анксунамун просто бросила его в аду и трусливо сбежала. Даже Рик и Иви, глядя на все это, не испытывают к своему врагу какой-либо злобы.
  • «Однажды в Америке» Серджио Леоне состоит из этого тропа чуть более, чем полностью.
  • «Трясина» Григория Чухрая — стоило ли героине беречь младшего сына от ухода на войну, чтобы держать его в темном погребе, сломав жизнь себе и ему, а в итоге умереть и оставить его жалким, никому не нужным полубезумцем, всеми презираемым дезертиром?

Аниме, манга и ранобэ

  • Zero no Tsukaima — король Галлии Жозеф получил трон, убив своего младшего брата Шарля. После этого он занял вожделенный престол… но Жозефу это не доставило никакой радости: после убийства своего любимого несмотря на годы соперничества родственника он полностью эмоционально выгорел и психологически надломился. С того момента, по словам безумного короля, он полностью утратил возможность чувствовать и сопереживать другим людям. Его жизнь утратила всякий смысл, и все злодейский поступки Жозефа де Орлеанса были направлены именно на то, чтобы преодолеть эту внутреннюю пустоту.

Комиксы

  • Marvel — исповедь Тони Старка телу Кэпа, в которой тот объясняет причины, побудившие его принять столь активное участие в Гражданской войне, подводит её итоги, сначала спокойно, но постепенно срываясь на рыдания, и в конце концов прямо отвечает на заданный ему двумя днями ранее вопрос: «Оно того не стоило».

Музыка

  • Король и Шут — «Рецепт Монаха». Стоило ли отдавать деньги за какое-то сомнительное пойло, якобы дающее бессмертие, если в положенный срок душа все равно отлетит, а тело так и останется бродить по земле бездушным живым мертвецом?
  • Coppelius — To My Creator. Песня от лица картины, обращающейся к написавшему ее художнику: картина говорит, что тот напрасно потратил жизнь, работая над ней все молодые годы, его оставили все друзья, он стар, и хотя искусство останется в веках, никому нет дела до создателя, и скоро он умрет, одинокий и всеми забытый.