Психостимуляторы и допинги

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Psycho Serum, Bottled Heroic Resolve, Liquid Courage. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Подумав, что спать мне сегодня едва ли придется, я проглотил две фенаминовые таблетки и, хотя знал, что действие их наступает не сразу, тут же почувствовал заметный прилив сил. »
— Момент истины (В августе сорок четвёртого)

Вы попали на станицу, где расписаны реальные и вымышленные виды стимуляторов, допингов и прочих различных веществ, которые повышают эффективность человека.

Все вещества-усилители поделены здесь на 3 условные группы:

  • Гражданские — могут применяться в обычной жизни, в боевых действиях вредны, бесполезны или малоэффективны.
  • Смешанные — могут применяться практически везде.
  • Боевые — могут применяться чисто для боя. В обычной жизни нужны чуть более чем никак.

И да, в целом же препаратов, которые поднимали бы именно БОЕВЫЕ возможности, не существует, да и быть не может. В бою главное — навыки и умения, а они в таблетки не фасуются. Все «боевые коктейли» или приглушают страх и рассудительность, или повышают выносливость (вернее, глушат чувство утомления, так что употребивший пашет до полного истощения) плюс дают ощущение силы, уверенности, куража. Не случайно в армии на данный момент используются только разновидности метамфетамина, и то в спецчастях и аварийно, а не систематически, то есть возможность солдату (и без того выносливому и тренированному) в экстренном случае устроить рекордный марш-бросок без сна и отдыха. Всякую психологическую накачку предпочитают достигать тренировками, пропагандой и строгим отбором кандидатов.

    • На самом деле, это чуть-чуть не так. В ходе СВО, ВСУ очень активно применяет препараты, которые не только повышают выносливость, но и влияют на сознание: рапортов о "зомби", то есть солдатах ВСУ которые в ходе боя игнорируют очень тяжелые повреждения (но все равно умирают, когда потеря крови становится критической - так что "зомби" здесь скорее про отсутствие чувства страха и внешней реакции на входящий урон), а так же идут в атаку на заведомо неприступные укрепления той же "Линии Суровикина" - приходит много и регулярно. Судя по образцам, попадавшим нашим военным медикам в качестве трофеев - это адская смесь из амфетаминов и разных наркотиков, влияющих на сознание пользователей. Как следствие, вообще говоря, эффективность этой дряни отнюдь не высока. Собственно, влияет она больше на возможность послать очередную волну мяса в безнадежный бой. А вот на боевую эффективность этот коктейль влияет скорее негативно: будучи обдолбанными в хлам, ВСУшники, зачастую, ведут бой в духе "маклауда", то есть встречая очереди наших парней грудью, иногда начинают "воевать не в ту сторону", могут "зависнуть" прямо на поле боя, "любуясь зведами" (характерная форма зависания с откинутым назад туловищем и запрокинутой головой), и так далее. С другой стороны, в условиях "заваливания русских мясом", которая очень часто применяется ВСУ - это терпимые недостатки. Зато "мясо" не думает, что его ждет гарантированная смерть и смело бросаются в атаку, даже не думая сдаться, отступить и так далее.

Гражданские

Видеоигры

  • RimWorld — дымолист. Только плюс к настроению, при этом ухудшает сознание, снижает работоспособность, скорость передвижения…
    • Хотя… в игре с идеологией «жизнь в кайф» можно построить автобонг, который накуривает дымолистом всех вокруг себя, даже механоидов. Поставить такой рядом с киллбоксом и получаем ослабленных врагов.

Реальная жизнь

  • По сути всё то, что многие из нас употребляют каждый день — чай, кофе. Чифирь и его аналоги в соседнем разделе.
  • Сюда же можно отнести различные БАДы-«ноотропы». Гинко билоба и пр.

Смешанные

Это самая большая категория по вполне очевидной причине — различные стимуляторы бустят сразу множество показателей, благодаря чему их можно применять где только можно.

Литература

  • Владимир Богомолов, «Момент истины (В августе сорок четвёртого)». Находясь в жёстком цейтноте, один из главных героев не стесняется принять найденные у немецкого диверсанта две таблетки фенамина (препарат на основе амфетамина). Чуть позже автор пишет об употреблении в армии «колы» — экстракта из семян одноимённого дерева, оказывающего тонизирующий эффект:
« Срочно!

Егорову Для поддержания круглосуточно высокой работоспособности личного состава оперативно-розыскных групп, действующих по делу «Неман», главным невропатологом Красной Армии рекомендовано применение тонизирующего препарата «кола» из расчета по одной полуграммовой таблетке каждые четыре часа. Соответствующее распоряжение начальнику медико-санитарного управления фронта уже передано. Под Вашу личную ответственность предлагается обеспечить немедленное получение 80 000 доз препарата с военно-медицинских складов фронта и снабжение им личного состава всех оперативно-розыскных групп. Исполнение проконтролируйте и донесите.

»
  • Ирина Колова aka Антон Орлов, «Тина Хэдис» — фармацевтика далёкого космического будущего предлагает превеликое множество веществ. Самым мощным из них является мейцан, который одновременно увеличивает все характеристики и прибавляет уверенности в себе. К тому же досрочно прекратить его действие может только инъекция горгирола — ещё более редкого и дорогого препарата. Однако лютый отходняк, постепенная деградация мышления и ломка, которую до определённой поры можно купировать легальным лекарством (а после — только новой дозой), делают мейцан запрещённым наркотиком, так что его основными потребителями являются эксцессеры подпольной студии «Перископ», тайно снимающие снафф про скандалы, драки, убийства и катастрофы, которые сами же и организуют. В свою очередь хозяин студии внимательно следит за здоровьем подчинённых и оперативно «отправляет на заслуженный отдых» тех, у кого начинаются нелады с головой.
    • Поскольку экцессер Саймон Клисс является POVом почти трети первого тома, процесс отъезда его крыши ещё до «увольнения» описан весьма подробно. Ну а когда ему удалось избежать гибели, эффективность препарата снизилась настолько, что ему для поддержания кондиции пришлось повышать дозу снова и снова. В конечном счёте он упоролся до состояния «в вашем мейцане крови не обнаружено», захватил боевой флаер и принялся летать над популярным курортом, расстреливая всё движущее на земле и в воздухе, пока не кончилась энергия в бластерах.
  • «Волкодав» Марии Семёновой — «серый порошок» в больших дозах отправляет принявшего в наркотические грёзы, но в малых прибавляет силу и реакцию, хотя всё это тоже не идёт на пользу психическому здоровью человека. В частности, плотно «сидящий» на таком порошке боярин Лучезар всё же принял одну крупинку перед тем, как прийти на суд поединком — протагонист заметил это по характерным зрачкам противника. Однако Лучезару эти бонусы всё равно не помогли.
  • «Властелин колец» — эльфийский напиток мирувор, фляжку которого Гэндальф взял в Ривенделле. Всего один глоток снимает усталость и придаёт сил, что позволяет героям выбраться с засыпанного снегом перевала на горе Карадрас. Да и в Мории помогает.
    • В плену у орков хоббитам довелось попробовать другой препарат. Может быть оркам он кажется приятным, но на вкус Пипина, это было редкостное говнище. Однако в ногах сразу появилась сила, и голова болеть перестала, так что двое маленьких хоббитов почти весь день бежали наравне с большими орками.
  • «Хроники странного королевства» — «аварийный гриб», который гномы употребляют для кратковременных плюсов к силе и выносливости. Как следует из названия, чаще используется в мирное время для ликвидации последствий аварий (быстрая разборка завалов над тяжело раненным товарищем и так далее). На людей действует аналогично, но ещё и вызывает чувство эйфории. Шеллар дал одну дозу Виктору Кангему, и она ему пригодилась. Другое дело, что Виктор и сам — шкаф немногим меньше Элмара, который без всяких грибов наручники рвёт и черепа кулаками пробивает — было, что стимулировать.
    • А когда у Виктора начался отходняк от гриба, он закинулся продукцией фармакологии Земли XXIII века, а потом ещё и ещё, потому что бой был очень долгим. В итоге он просто вырубился от передозировки, и его еле откачали.
  • «Саргассы в космосе» (цикл «Королева Солнца») А. Нортон — наркотик крэкс (от «крэк» и «кокс» — жаргонных названий курительного и нюхательного кокаина). Человек под его дозой обретал абсолютный самоконтроль и ясность мышления, вдвое увеличивались сила и скорость реакции. Плата — неизбежный при регулярном приёме распад личности и куча других неназванных побочек.
  • Борис Громов, "Рядовые апокалипсиса" - Гаркуша, из-за угрозы нападения на склады МВД, делится с ОМОНовцами некой специально разработанной для "Альфы" химией, которая дает возможность некоторое время не падать от усталости и недосыпа, хоть и время действия не очень ("Альфе" всеж по горам неделями не гулять, а так не дает в бою уснуть), да и сердце при постоянном применении убивает.
  • «Тайный Город» — гиперборейцы с их Золотым Корнем, а позднее «стимовые» наркоманы («стим» — тот же Золотой Корень, но искусственно синтезированный). Наркотик даёт магические способности и некоторые другие плюшки, но ломка от него страшная, и отсутствие новой дозы неизбежно приводит к параличу и смерти. И да, другими наркотиками страдание не снять: Золотой Корень вызывает привыкание лишь к самому себе. Но при грамотном использовании результат весьма впечатляющий.
  • Юрий Нестеренко, «Абсолютное оружие» — в аптечке спецназовцев присутствует и специальный стимулятор. «- Это не наркотик, — повторил Брэддок слова Хоренстиина. — Хотя, конечно, в свободной продаже вы этот препарат не найдете. Потому что силы не берутся из ниоткуда — вы просто тратите ресурсы, которые обычно организм предпочитает сберегать на крайний случай. Позже они восстановятся. Если не переусердствовать с дозировкой».

Мультсериалы

  • RWBY — Хейзел использует Прах, как допинг, вкалывая его себе в тело. Из-за этого он становится настолько силён, что способен отбросить тренированного Охотника одной левой (в самом буквальном смысле).

Комиксы

  • «Астерикс и Обеликс» — волшебное друидское зелье Панорамикса. Наделяет выпившего его сверхсилой и сверхскоростью, но при этом не имеет никаких вредных побочных эффектов на организм — вот уж действительно волшебное. Зелье можно использовать как на войне, так и в мирных целях, но маленькая деревушка галлов, держащая постоянную осаду против римской армии, само собой, несколько скована в выборе других альтернатив применения магического напитка. К слову, эффект зелья может стать постоянным — Обеликс, например, в детстве случайно попал в котёл с этим пойлом и в результате вырос в натурального богатыря. Но при этом он один жрёт столько, что его целая деревня с трудом может прокормить.
  • Супергерой Золотого Века Комиксов Рекс Тайлер принимал Миракло — разработанный им же самим препарат, дающий ему огромную силу, скорость, ловкость и выносливость с бонусами вроде ночного видения и подводного дыхания. Действует это чудо-средство только один час, отсюда и супергеройское имя: Hourman.

Видеоигры

  • ATOM RPG и ATOM RPG Trudograd – весь алкоголь и препараты.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — тут можно закидываться зельями и технологическими стимуляторами, не опасаясь никаких последствий. Особо стоит отметить зелье ускорение, превращающего персонажа (в не зависимости от склонности к технологии) в машину для убийства с ~40 очками действия (т. е. почти вдвое больше чем можно получить, прокачав ловкость до максимума).
  • BioShock 1 и 2 — плазмиды действуют именно так: они наделяют человека экстраординарными способностями, но взамен тот плотно подсаживается на АДАМ — по сути наркотик на основе стволовых клеток, без которого человек не только не может использовать приобретенные суперсилы, но и быстро теряет человеческий облик (во всем смыслах этого слова — в том числе и в психологическом плане), превращаясь в сплайсера.
  • Elex и Elex 2 — в ходу так называемые «препы» — различные стимуляторы и наркотики, изготовленные с добавлением элекса. Под их действием персонаж получает либо усиление каких-либо параметров, либо сверхспособности вроде рентгеновского зрения и регенерации, расплачиваясь за это всего-то урезанным вдвое опытом на время их действия, тогда как по лору они вызывают привыкание, а передозировка чревата смертью или необратимым повреждением мозга. Если вступить во фракцию Изгоев, можно получить умение убирающее штрафы от их использования и доступ к особо забористым рецептам препов.
    • В принципе, употребление элекса в чистом виде тоже сюда, так как он даёт сверхрациональное мышление и при должном количестве ряд околомагических способностей в обмен на постепенный отказ от эмоций, а если не повезло с генетикой, то и большой шанс просто умереть.
  • Fallout 4 — весь алкоголь и большая часть препаратов за исключением винта и психо (они чисто боевые).
  • Mass Effect 2 – менаген-Х3 и красный песок. Несколько улучшают биотические способности ценой здоровья. Подробнее о веществах в МЕ.
  • RimWorld — практически все препараты. Даже такие боевые как бодрин и го-сок можно использовать, чтобы притупить боль и отправить пешек на трудовые подвиги.
  • Stellaris – зро. Это вещество усиливает псионические способности пользователя и повышает... надёжность техники. Вызывает привыкание. Ах да, зро по сути это прах псиоников.

Настольные игры

  • Cyberpunk 2020 — полным-полно такого химического дерьма, которое после Центральноамериканских конфликтов вместе с боевыми имплантами просочилось на улицы городов:
    • «Буст». Ноотропный препарат, повышающий скорость принятия решений, улучшающий память и общее состояние интеллекта на несколько часов. Побочный эффект: если слишком долго принимать препарат, то эффект усиления интеллекта больше не работает, но если не принимать новую дозу хотя бы раз в 12 часов, то последует приступ психоза с мощными галлюцинациями.
    • «Дорф». Препарат на основе синтетических эндорфинов. Значительно снижает болевой шок и снимает сильный стресс вплоть до шоковых состояний — но при каждом приёме препарата следуют необратимые повреждения нервной системы. Поэтому «дорф» применяется только в самой крайнем случае, хотя на улицах иногда встречаются особо долбанутые наркоши, плотно сидящие на этой мерзости.
    • «Чёрное Кружево» — более мощная версия «дорфа», которая вызывает эйфорию, прилив адреналина и невосприимчивость к боли. Принявщий «Чёрное Кружево» становится бесстрашной и хладнокровной машиной для убийства — но при этом очень велик риск стать киберпсихом… даже если в теле нет ни одного импланта. Неудивительно, что эту дрянь быстро изъяли из войск, хотя запасы военного препарата быстро попали в руки уличных банд, а производные «Чёрного Кружева» используются для контроля психически неуравновешенных боргов модели «Драгун».
    • «Таймварп» — обостряет рефлексы и улучшает скорость реакции до нечеловеческого уровня. В качестве побочного эффекта наносит вред здоровью — человеческое тело плохо переносит такие перегрузки без серьёзной киборгизации.
    • «Берсерк» — как и следует из названия, превращает принявшего этот препарат в яростного берсеркера, не чувствующего боли и абсолютно бесстрашного. Из минусов — по здоровью и психике эта штука бьёт с силой парового молота.
    • «Хэппи-Килл» — стимулятор, вызывающий у своего пользователя эффект получения удовольствия при убийстве другого человека. Несколько раз регистрировались случаи, когда солдаты под ХК умудрялись перебить всех противников до окончания действия препарата — а потом с радостными воплями переключались друг на друга.

Боевые

Фольклор

  • То, что употребляют берсерки — зелья, мухоморные настойки…
    • Существуют теории, что источником агрессии могла служить лошадиная доля алкоголя (что маловероятно) или красные мухоморы (что более вероятно, поскольку воздействие веществ вызывает прилив энергии и буквально картинное сумасшествие в виде неконтролируемого гнева и смеха одновременно). Также исследователями рассматриваются одновременно оба варианта, т. е. настойка на мухоморах или отвар с последующим добавлением алкоголя — он значительно понижает токсичное воздействие шляпок и незначительно уменьшает психостимулирующее.
    • Согласно ещё одной теории берсерки для вхождения в нужное состояние пользовались чёрной беленой (Hyoscyamus niger), которая, помимо прочего, содержит такие вещества как гиосциамин, атропин и скополамин, способные вызвать спутанность сознания, галлюцинации, сухость во рту, расширение зрачков, снижение концентрации внимания, гипертермию, нарушение способности к связной речи, нарушения памяти, снижение чувствительности к боли. При этом приступы безумной ярости вполне типичны для случаев употребления белены.
  • Существует масса легенд в разных культурах о персонажах или воинских организациях, который пили некие зелья и шли в бой с немыслимой яростью и силой, но все они относятся к древним, варварским временам, когда подобное поведение могло дать преимущество. С развитием фехтования и дистанционного оружия толку от слепой животной ярости стало маловато.

Комплексные франшизы

  • Ведьмак — эликсиры ведьмаков, коие помогают в убиении всего что шевелится.
    • Единственный случай гражданского применения был в Ведьмак 3, где Геральт может дать ласточку израненной девушке. Ничем хорошим для неё это не кончится.
  • Warhammer 40,000 — растущий на Иокантосе цветок «призрачное пламя», сырьё для одного из боевых наркотиков Империума. Растёт только на полях сражений, так что есть подозрение, что что-то с ним не чисто. Но исследования этого вопроса давят. А то вдруг и правда не чисто, чем тогда в штрафбате ширяться?
    • Велизариево Горнило, один из новых органов-имплантов космодесантников-Примарис, представляет собой особую железу, которая способна выбросить по желанию носителя целый спектр боевых стимуляторов и ускорителей регенерации в кровоток, что позволяет находящемуся на краю гибели Примарису превозмочь с утроенной силой.
  • Mordheim — в базовых правилах описано три вида боевых стимуляторов, каждый с яркими побочными эффектам:
    • Сумасшедшие Грибы ввергают воина в боевое безумие, но есть риск после боя получить перманентный эффект Глупости. Судя по тексту, именно эти грибочки жрут перед боем знаменитые Фанатики из Ночных Гоблинов.
    • Корень Мандрагоры притупляет боль и повышает Стойкость бойца, но при неудачном броске кубиков после боя, наоборот, навсегда её снижает.
    • Багровник мощно разгоняет силу и скорость, но может вызвать привыкание — и тогда придётся кормить им персонажа перед каждой битвой, иначе тот уйдёт (а ведь это зелье поди найди ещё). Что характерно, может подействовать и позитивно, навсегда увеличивая Инициативу на единичку. Именно на Багровнике сидит один из самых знаменитых наёмников Мордхейма, Йохан Нож, и есть возможность нанять его за одну дозу, что гораздо дешевле обычной ставки.

Мультсериалы

Веб-комиксы

  • Homestuck — Гамзии, инверсия: входит в режим берсерка, оставшись без обладающей явно наркотическими свойствами слизи.

Телесериалы

  • «Пацаны» — в третьем сезоне появилась версия препарата V, эффект от которой длится сутки.

Видеоигры

  • Fallout 4 — винт и психо. Первый замедляет время, что критично в любом бою. Психо же увеличивает урон и сопротивляемость к нему.
  • Серп и молот — шприц с фенамином, от которого больше вреда, чем пользы — повышает очки действий в несколько раз, но опускает все характеристики и навыки ниже плинтуса.

Старое неразобранное

Итак, господа генералы, мы это сделали! Позвольте представить вашему вниманию новейший суперстимулятор, или, как его называют несведущие, «сыворотку суперсолдата».

Мы использовали последние достижения нанотехнологий и прикладной флеботической биохимии. Без ложной скромности скажу, что результаты были потрясающими. У всех без исключения подопытных… простите, добровольцев замечено резкое (в несколько раз) увеличение физической силы, скорости реакции и координации движений. Также снизилась чувствительность к боли, у многих ткани тела стали механически прочнее и пропали старые шрамы, а у шестерых даже обнаружена ускоренная регенерация! (За этими мы пока установили дополнительное наблюдение, как и за той парочкой, у которых открылись псионические способности.)

Да, есть один, всего один, маленький побочный эффект. Видите ли, из-за недостаточного тестирования вредное воздействие препарата на психику еще до конца не изучено. Практически у всех подопытных отмечено повышение агрессивности и жестокости, снижение моральных ингибиторов, склонность к насилию, наблюдались галлюцинации, «голоса в голове». Сила и время проявления психических отклонений также индивидуальны. У большинства они начались после продолжительного приема препарата, но у некоторых — буквально с первой дозы, а у отдельных подопытных развилась психофизиологическая зависимость от препарата. Что? Нет, генерал Фейлор, сэр, тот, который на прошлой неделе на ваших глазах проломил башкой стену и сбежал с криком «Я вернусь по ваши души, зацензурено!» — он-то как раз был вполне нормален. Вероятно, у него иммунитет.

Да, генерал Потрошиллинг, сэр, наш отдел тоже считает, что агрессивность настоящему солдату только на пользу, но мы все же хотели бы запросить ресурсы на дополнительное тестирование и пока что не рекомендуем испытания препарата в местах с высокой плотностью населения. Что? Зомби-апокалипсис? О нет, это не заразно. С теми, кто не принимает препарат, ничего не будет. Но все же не рекомендуется.

Примечание: не стоит путать сабж ни с «Озверином», ни с чистым Super Serum. «Озверин» влияет исключительно на поведение / характер, но не на боевые возможности. Психостимулятор же боевые возможности увеличивает, а на психику может влиять крайне разнообразно, хотя в большинстве случаев авторы останавливаются именно на состоянии берсерка. Чистый же Super Serum даёт только боевые возможности; хотя не исключено, что свежеиспечённый суперсолдат проявит черты характера, которые до этого скрывал.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Зелье берсерка, употребляемое берсеркерами. Берсеркер не чувствует страха, боли, усталости и не замечает ран, пока его ведёт берсерк. Но берсеркер и не может прекратить сражаться.

Литература

  • «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» — практически кодификатор. Хотя в оригинале Хайд в огромного монстра не превращался.
  • «Королева Солнца» — наркотик «крэкс», делавший человека вдвое сильнее, быстрее и умнее, но впоследствии сводивший с ума.
  • Тайный город — Золотой Корень, дарует усиление магических способностей в обмен на безумие и/или преждевременное старение.
    • «Убой-трава» людов — неаддиктивный вариант.
  • «Луна светит безумцам» — пояс гексенвульфа. Дает возможность перекидываться в огромного волка, превращая человека в кровожадного хищника, подсевшего на использование пояса.
  • Алексей Пехов, «Созерцатель» и «Тень ингениума» — практически вся дилогия именно про это.
  • Хроники странного королевства — гномьи грибы. Присутствуют «бешеный гриб» (принимаемый перед боем и превращающий принявшего в берсерка) и «аварийный» (мобилизует ресурсы организма, действие сопровождается эйфорией).
  • Рон Хаббард, «Поле боя — Земля» — психлосы в раннем детстве подвергаются операции на мозге с внедрением металлических частей для изменения поведения. В результате чего психлосы вырастают в жестоких, не знающих жалости и сочувствия существ.
    • В экранизации этот момент не раскрыт, как и многие другие, не зря же фильм держит чемпионство по количеству «Золотых малин»


  • «Мордимер Маддердин» Я. Пекары — в новелле «Сеятели ужаса» из первого сборника такой готовит антагонист-алхимик Корнелиус. Это тинктура, вводящая людей в состояние боевого безумия, да ещё и вызывающая наркотическое привыкание. Под действием вещества подопытные творят такую дичь (с массовыми убийствами, каннибализмом и осквернением трупов), что Мордимер решает сжечь рецепт, чтобы он не попал не в те руки. Тот самый Мордимер, который, на секундочку, до того бережено сохранял все добытые книги по тёмной магии, дабы отослать их на хранение в родную Инквизицию, уничтожает обычный алхимический рецепт — настолько гнусным в его глазах было изобретение доктора.
  • «Огненный бог Марранов» — у Марранов (они же «Прыгуны») своей силы и дури без всякой стимуляции хватит на десятых, однако ночью их срубает мёртвый сон. По совету филина Гуамоколатонкинта Урфин Джюс начинает давать настойку орехов дерева нух-нух[1] солдатам, заступающим в ночные смены. Этот препарат сразу же показал высокую эффективность (караульные глаз не сомкнули), однако со временем оказалось, что систематическое употребление настойки вызывает достаточно суровую (для детского произведения) наркотическую зависимость с натуральной ломкой. Усыпляющая Вода смогла снять все негативные последствия и излечить «ореховых наркоманов».
  • «Песнь Льда и Пламени» — местные суперсолдаты Безупречные с детства ежедневно потребляют «вино мужества», отключающее чувства боли и страха. Один из компонентов — «ночная тень», та ещё отрава. В сериале «вино» не упоминалось.
  • «Предатель» О. Дивова — главный герой, квартерон (эльф только на четверть) использует стимуляторы, чтобы колдовать наравне с полукровками и чистокровными эльфами. Со временем ему нужны всё более мощные зелья — по мере привыкания и нарастания сложности заклинаний. Впрочем, в описанном мире для мага в любом случае действует принцип «Живи быстро, умри молодым»: даже эльфийские маги живут меньше, чем простые люди, расплачиваясь за свои силы сроком жизни.
  • «Сага о Форкосиганах» — препараты, на которых сидят профессиональные телохранители экстра-класса на Архипелаге Джексона. Увеличивают силу, дают гипербдительность, позволяют с голыми руками одолеть любого вооружённого противника — но со временем убивают.


Сетевая литература

  • «Червь» — препараты супер-изобретателя Лабораторной Крысы. Превращают человека в боевую форму и вводят в состояние берсерка. После выведения препарата из организма пациент даже превращается обратно без побочных эффектов — если не убьётся раньше.

Кино

  • Marvel Cinematic Universe — недоработанная сыворотка доктора Эрскина (более известная как источник суперсил Капитана Америки). Превратила Иоганна Шмидта в Красного Черепа.
    • В телесериале Jessica Jones один из друзей протагонистки, Уилл Симпсон, принимает таблетки аналогичного свойства — повышенные физические параметры вкупе с агрессивностью.
  • Трилогия фильмов о Человеке-Пауке Сэма Рэйми — аналогично с газом, который превратил Нормана Озборна в Зелёного Гоблина. А вот в случае с Гарри негативных эффектов особо не замечено (галюны с мёртвым батей он ловил ещё до того, как узнал о газе). Есть мнение, что газ просто подхлестнул сумасшествие Нормана.
  • Hollow man — препарат невидимости влияет на психику. (Откуда у простого ученого еще и сверхчеловеческая сила, не сказано.)
  • «Лестница Иакова». Весь сюжет фильма вертится вокруг мужчины, вернувшегося с вьетнамской войны — Джейкоба. ПТСР главный герой получил не в результате боевых действий с непосредственным противником, а из-за буйств, которые он и весь взвод учинили, находясь под воздействием психостимулятора, некой «лестницы» (BZ). Также это вещество полностью отшибает память во время воздействия из-за чего у Джейкоба возникает провал памяти, и он на протяжении фильма мучительно пытается восстановить события. Джейкоб со своими соратниками после употребления «лестницы» BZ превратились из солдат в толпу вооруженных неуправляемых психов и переубивали друг друга раньше противников. Джейкобу повезло — только ранили.
  • «Чудо-женщина» — Генерал Людендорф вдыхал газ (который изобрела Доктор Яд) увеличивающий его физические параметры.
  • «Газонокосильщик» — эксперименты на обезьянах показывают отрицательные результаты? Значит, пора переходить к экспериментам на людях, а чтотакова? В сиквеле роль подобного стимулятора для Джоба выполняет уже виртуальная реальность как таковая. В самом деле: в руинах взорванной вместе с опасным кибертеррористом-экстрасенсом лаборатории находят чьё-то искалеченное тело. Кто же это может быть? Не иначе, невинная жертва / случайный человек! Его обязательно нужно вылечить и устроить на работу в IT-корпорацию.
  • «Крепкий орешек» (1967) — такой препарат намеревались использовать фашисты, но в итоге под его действием передрались друг с другом.

Телесериалы

  • «Пацаны» — в третьем сезоне появилась версия препарата V, эффект от которой длится сутки.
  • «Агент Картер» — Говард Старк пытался разработать таковой, назвав прототип «Полуночным Маслом». Однако свернул опыты, когда один из генералов самовольно использовал тот на союзной части Красной Армии — и непроверенный газ превратил солдат в безумных берсерков, перебивших друг друга — за исключением одного доктора-гипнотизёра, который решил отомстить…

Комиксы

  • Стероид «Веном» из DC Comics — у человека, которому ввели этот препарат, многократно возрастают физические характеристики. Но за всё нужно платить — от долгого употребления начинается привыкание. Оно сопровождается такими симптомами как галлюцинации, немотивированные вспышки агрессии и ночные кошмары.
  • Суперсолдат Нюк из Marvel Comics употреблял красные таблетки, повышавшие уровень адреналина. В зависимости от конкретного реткона, могут быть как сабжем, так и плацебо, нужным исключительно для кондиционирования поведения Нюка.
  • «Астерикс и Обеликс» — волшебное друидское зелье Панорамикса. Наделяет выпившего его сверхсилой и сверхскоростью, но при этом не имеет никаких вредных побочных эффектов на организм — вот уж действительно волшебное. Строго говоря, зелье можно использовать не только на войне, но и в мирных целях — но маленькая деревушка галлов, держащая постоянную осаду против римской армии, само собой, несколько скована в выборе других альтернатив применения магического напитка. К слову, эффект зелья может стать постоянным — Обеликс, например, в детстве случайно попал в котёл с этим пойлом и в результате вырос в натурального богатыря. Но при этом он один жрёт столько, что его целая деревня с трудом может прокормить.

Аниме и манга

  • Akame ga Kill! — некий наркотический препарат, которым имперские менгеле пичкали Куромэ, сестру главной героини. Действовало это чудо фармакологии как мощный стимулятор, придавая силы и скорости реакции. Побочные эффекты — наркозависимость и крайне губительное действие на психику. Как выяснилось, этим средством было пропитано печенье, которое Куромэ постоянно ела. В манге девушка смогла дезертировать из рядов злодеев и излечиться от зависимости, а вот в аниме-адаптации печеньки таки довели её до неисправимой неадекватности и гибели.
  • Black Lagoon — таблетки, которые горстями глотает Роберта в OVA-сериях. Когда в кадре появляется этикетка пузырька, видна надпись: «Rilalin, methylphenidate». Метилфенидат, выпускаемый среди прочего под торговой маркой «Риталин» — это стимулятор ЦНС. Он действительно может снимать усталость и давать энергию, если некогда отдыхать — и да, он действительно вызывает галлюцинации при передозировке и способен довести пользователя до психоза.[2]
  • Dokyu Hentai HxEros — афродизак, вырабатываемый Чачей. Так как местные супергерои черпают силы из похоти, для них это весьма мощный стимулятор.
  • Senki Zesshou Symphogear — препарат-стимулятор «Linker», разработанный доктором Вэром для искусственного поднятия показателей синхронизации человека с инопланетными доспехами-реликвиями: без него этот ксенотех буквально высасывает все соки из носителя, если набор необходимых для синхронизации макроэлементов от рождения на низком уровне. Вроде бы и не вызывает зависимость, но передозировка тоже вредит организму, хотя и позволяет пользоваться реликвиями более свободно. А ещё проблема в том, что один лишь Вэр знал, как его готовить, что и использовал как рычаг давления на главгероинь (чтобы те сами его не упаковали за его художества).

Видеоигры

  • Resident Evil — все вирусы дальше по коридору, а нас интересует сыворотка, которой Вескер накачивал Джилл Валентайн с помощью паукообразного устройства на груди. Увеличивает физические возможности, но полностью подавляет волю — человек все видит, все понимает, но ослушаться приказа не может.
  • Препарат «психо» из Fallout.
    • Фанфики в сеттинге Fallout: Equestria — боевые стимуляторы армии Эквестрии, дают разнообразные бонусы и вызывают зависимость и тяжёлую ломку.
  • Вирус рукотворной эволюции во всех частях (по крайней мере, в Fallout 3 преднамеренно использовался для создания суперсолдат-мутантов в Убежище 87), а также последовательность белых шумов, гипнотизирующая человека, в Убежище 92.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — препарат «Мускулер», перманентно увеличивающий все физические характеристики, но уменьшающий ментальные.
  • Max Payne — препарат «Валькирин» разрабатывался именно с этой целью. Правительство, когда узнало, сколько у него побочных эффектов, отказалось от него, и валькирин попал в руки наркомафии. Как говорилось про Джека Люпино, плотно сидевшего на этом веществе: «Он мог бы выдержать 25 схваток с аллигатором-мутантом». А еще он возомнил себя волком Фенриром из скандинавской мифологии, и вообще у него мозги поплыли в сторону оккультизма и мифов. Да…
  • Final Fantasy VII — препарат «Гипер» увеличивает урон от атаки и удваивает скорость накопления Limit Break. В пару к нему есть и препарат «Транквилизатор» с противоположным действием: удваивает защиту и уменьшает скорость накопления лимитов. При одновременном приёме нейтрализуют друг друга.
  • Grand Theft Auto 3 и Vice City — с фитильком, все миссии «Rampage». После неких непоказанных действий в тихих переулках с протагонистами обеих игр происходит вспышка ярости, в приступе которой они начинают в бешеном темпе уничтожать всех подряд бандитов, которые попадутся под руку. При этом оружие менять нельзя, на иконке с видом оружия исчезает количество боеприпасов, а с трупов нельзя подбирать оружие и деньги. Это вполне можно трактовать так, как будто под эффектом от психостимулятора протагонисты перестают считать патроны, их перестает интересовать мародёрство, а про наличие у них другого оружия при себе они не вспоминают.
  • Hotline Miami 2: Wrong number — финальные задания игры (но не финальные действия сюжета) за босса русской мафии с фанской кличкой Сын. Сын, после употребления таблеток, которые ел как семечки, слетает с катушек. Убивает как и своих сообщников, так и невовремя штурмовавших притон фанатов.
  • Mother Russia Bleeds — Некро, психостимулятор с побочными эффектами «Крокодила».
  • Rimworld — бодрин и Go-сок. Первый бодрит, Go-сок же улучшает работу органов чувств и увеличивает физические возможности.
  • Warhammer 40,000: Dawn of War — что-то такое бодяжит орочий «медик» ака Дурной Док. Пока взвод парней под командой Дока упорот «боевым соком» зеленокожие наотрез отказываются уходить на встречу с Горком и Морком. Но действие варева быстро заканчивается — и тогда становится ясно, кто жив (и относительно здоров), а кто уже мёртв (но просто забыл об этом).
  • Mass Effect — боевые стимуляторы, именами вроде ни один из них не назван, включая доступную Шепард(у)-солдату способность «Напор адреналина».
  • Phantom Doctrine — по мере развития своей деятельности КАБАЛ получает доступ к целому ряду препаратов спецфармакологии, повышающих боевикам характеристики. Осложняется тем, что большинство препаратов вредно действует на какую-нибудь одну характеристику, а также может быть несовместимо с другими препаратами.
  • Starcraft — стимуляторы для пехоты терранов. Увеличивают наносимый урон, но снижают здоровье пехотинцев. С появлением у терранов медиков потерял все свои отрицательные эффекты и стал поистине грозным средством в начальной стадии игры. Бункер с гарнизоном в составе отряд терранов с медиками лихо сносил на ура.
  • X-COM — одна из немногих чисто земных разработок, аптечка первой помощи. Позволяет использовать обезболивающее и стимулятор (что предотвращает падение боевого духа и снижает вероятность запаниковать или попасть под контроль вражеских телепатов), помимо купирования критических ран (от которых можно быстро загнуться).

Реальная жизнь

Минздрав предупреждает: не употреблять без нужды — и уж тем более не «догоняться», когда нужда пропала. Не комбинировать с алкоголем и опиатами, получаются так называемые качели — два наркотика противоположного действия. Держаться подальше от опасностей — автомобиля, электричества, высоты… Пить много воды.

  • Первая мировая война и Гражданская война в России — «Окопный коктейль», с легкой руки Пелевина более известный как «балтийский чай»: настойка кокаина на водке. Глушит страх, вызывает ощущение прилива сил, бодрости… ну и неадекватное поведение тоже.
  • Вторая мировая война — метамфетамин. Подробности в основной статье.
  • Лекарства сиднокарб, ладастен, сиднофен долгое время применялись в советской и российской медицинской практике. Специалисты оценивают их очень по-разному — одни говорят о низкой токсичности и хорошей переносимости, другие утверждают, что препараты вредят сердцу и могут вызвать тяжелые нарушения в работе мозга.
  • Военными бывают не только стимуляторы, но и транквилизаторы (для защиты личного состава от стресса и ПТСР). Такие хорошо знакомые многим в России таблетки, как феназепам и фенибут, создавались по заказу силовых ведомств СССР для солдат и лётчиков-космонавтов соответственно. Поэтому на загнивающем Западе их совсем не знают и считают экзотическими дизайнерскими наркотиками.
  • И даже лекарства от кашля тоже могут быть психостимуляторами. Из бронхолитина, отхаркивающего средства, наркоманы изготавливают «винт» — кустарный метамфетамин. А вот сиропы с DXM или кодеином напротив, тормозят и в случае с декстрометорфаном, могут вызывать красочные галлюцинации. Напиток «лин» из сиропа от кашля и газировки, любимый американскими южными рэперами, к психостимуляторам не относится.
  • Чифирь, самый доступный легальный психостимулятор, популярный в армейской и тюремной субкультурах, а также у представителей профессий, требующих длительной концентрации внимания и физического труда (дальнобойщиков, машинистов, лесорубов). В других странах также известны аналогичные стимуляторы — например, финский «коктейль снайпера» или индийский «чай дальнобойщиков».[3] Из зелёного чая получается помягче, из черного пожёстче, молоко сильно смягчает вкус и действие. Имеет кучу неприятных побочных эффектов и вызывает физическую зависимость.
    • В Дальстрое был изобретен чифирь со спиртом, известный как «колымское шило» или «допинг», который позволяет работать на износ несколько суток, но гробит сердце со страшной силой. Из-за употребления этой дряни на полевых работах большинство дальстроевских геологов не доживали до 50.
  • ЛСД в малых дозах (до 40-60 МИКРОграмм) выступает как психостимулятор, а не психоделик.
    • Ещё более актуально для его младшего брата, ДОБа, ибо вещество класса амфетаминов.
  • Армодафинил, модафинил очень неплохо улучшает концентрацию внимания и мозговую деятельность в целом. Сильный эффект длится до 2-3 часов, остаточный — ещё часов 6. Опять-таки, препарат сильный, так что пить целые таблетки рекомендуется только шкафам типа Шварцнеггера и Скалы. Побочных эффектов (кроме высокой вероятности появления психологической зависимости) нет, кроме того, что организму надо будет поспать для восстановления чуть дольше, чем обычно.
  • Не забудем кофе, самый популярный стимулятор. Для большего нуара можно принимать таблетками.

Вариации

Мозговой имплантат в качестве психосимулятора:

  • Рэй Олдридж, Освободитель — жучок в мозгу у Росомахи (нет, не тот), при помощи которого этот наёмник звереет. И такой же у всех людей, выбравших этот путь — стать зверем. Главный герой, тоже являющийся наёмником, считает что такой имплантат может привести к глупой смерти, из-за потери осторожности, но тем не менее нанимает Росомаху в качестве «пушечного мяса» для самоубийственного штурма помещений, превращённых в настоящую крепость.
  • Warhammer 40,000 — Ангрон — примарх-гладиатор. Ему часть мозга, отвечавшую за жалость, сострадание и прочие сопли, заменили на имплантат «Гвозди мясника», многократно усиливающий злобность и отключающий не только потребность, но и саму возможность уснуть. Имплантат позволяет пользователю немного отойти от своего воздействия только посреди кровавой мясорубки боя.
  • RimWorld — painstopper, отключающий боль. Психостимулятор в чистом виде — пешку с ним невозможно оглушить болью, она продолжит сражаться, пока физически способна стоять на ногах. А поскольку боль ещё и снижает параметры, сражаться она будет дольше. Бытовых минусов, с которыми знакомы все не ощущающие боли люди в реальности, не даёт, да и нет в игре шансов пораниться случайно.


Из статьи боевой наркоман

« Подумав, что спать мне сегодня едва ли придется, я проглотил две фенаминовые таблетки и, хотя знал, что действие их наступает не сразу, тут же почувствовал заметный прилив сил. »
— Владимир Богомолов, «Момент истины (В августе сорок четвёртого

Этот персонаж бесспорно крут. Он может бегать по стенкам, уворачиваться от пуль и делать прочие замечательные вещи… пока действует зелье или стимулятор (алкогольный или ещё какой). Без допинга его крутизна намного меньше и может варьировать от простого крутого смертного до типичного страдающего от ломки/похмелья наркомана/алкаша. Бонус к реализму и драматизму, если после окончания действия стимулятора будет «отходняк» с проседанием характеристик ниже базового уровня. Другой вариант — одни характеристики увеличиваются за счет падения других.

Троп пользуется большой популярностью в ролевых и тактических играх. Используется либо для облегчения убийства этих гадких боссов (при этом отходняка обычно не бывает), либо как элемент тактики, требующий от игрока точного расчёта времени принятия стимулятора (тогда отходняк обязательно будет, чтобы заставить игрока лишний раз подумать о том, принимать дозу или нет). Может встречаться применительно к технике, а не живым существам, и называться «форсированный режим работы». Механизм действия и влияние на игровую механику (если это игра) аналогичны.

Примеры

Литература

  • «Тайный Город» — гиперборейцы с их Золотым Корнем, а позднее «стимовые» наркоманы («стим» — тот же Золотой Корень, но искусственно синтезированный). Наркотик даёт магические способности и некоторые другие плюшки, но ломка от него страшная, и отсутствие новой дозы неизбежно приводит к параличу и смерти. И да, другими наркотиками страдание не снять: Золотой Корень вызывает привыкание лишь к самому себе. Но при грамотном использовании результат весьма впечатляющий.
  • Ирина Коблова aka Антон Орлов, «Тина Хэдис» — далёкое будущее может предложить множество разных препаратов, дающих солидные плюсы к характеристикам персонажей, но большинство из них имеют также серьёзные последствия на организм и эффект привыкания.
    • Все экцессеры подпольной студии «Перископ», выпускающей снафф-видео с мест катастроф, убийств и прочих трагедий, плотно сидят на мейцане. А когда через несколько лет последствия препарата начинают проявляться слишком сильно, шеф отправляет их заслуженный отдых.
    • Своих охранников Руческел также подсаживает на мейцан и прочие препараты. Правда их уже приходиться менять каждые полгода. Другое дело, что когда Тина и Стив навестили злодея в тот момент, когда охранники уже начали путать стимуляторы с галлюциногенами, а заменить их злодей ещё не успел заменить
  • Зыков, «Безымянный раб» — убийцы магов такое используют.
  • Мария Карела, «Каскадёр» — подобный эффект имеют зелья Кощея. И само состояние, и побочка описаны в красках.
  • Цормудян, «ВШНБ» — московская банда «Терминаторов»:
«

— Да тут размыто много. Пока толком не пойму ничего. Так что за терминаторы? — Ну, придурки. Нарекли себя так устрашающе. Это в основном отморозки из числа бывших военных и прочих силовиков. Те, кому присяга не присяга, а родина это там, где ширева в достатке. В их руках много складов оказалось с препаратами сильнодействующими для армейских спецаптечек. Они их жрут килограммами, а потом творят черт знает что. Я с ними сталкивался. В такого даже если очередь из автомата выпустишь, он орать от ран не будет. До того накачиваются. И атакуют они часто строевым шагом и в полный рост. Типа роботы. Вроде стреляй по ним в свое удовольствие, но у противника нервы не выдерживают. Бегут от них. Это действительно по нервам бьет, когда они идут, молча и, если ты попал в кого, то он так же молча, падает или присядет и начинает ковыряться пальцами в ране и вытаскивать рукой или ножом выковыривать пулю.

»
— «Когда завидуют мёртвым»
  • Саймон Грин, «Сумерки Империи» — Валентин Вольф. С фитильком — «плазменные детки» вампиров, поначалу кровь вампира неплохо баффает, но потом действует всё слабее (а зависимость никуда не девается).
  • Дмитрий Черкасов, «Ночь над Сербией» — у биолуха Рокотова в аптечке есть некие таблетки, позволяющие организму расходовать ресурсы до упора.
  • Юрий Нестеренко, «Абсолютное оружие» — в аптечке спецназовцев присутствует и специальный стимулятор. «- Это не наркотик, — повторил Брэддок слова Хоренстиина. — Хотя, конечно, в свободной продаже вы этот препарат не найдете. Потому что силы не берутся из ниоткуда — вы просто тратите ресурсы, которые обычно организм предпочитает сберегать на крайний случай. Позже они восстановятся. Если не переусердствовать с дозировкой».
  • Сэнди Митчелл, цикл о комиссаре Каине - в свите инквизитора Эмберли Вейл в одной из книг присутствует бывший комиссар, прочно сидящий на целом коктейле разнообразнейших веществ. Имеет систему автоматического введения, которая быстро превращает его из просто мрачного типа в боевую машину.

Кино

  • «Лицо со шрамом» — находящийся под действием кокаина Тони остаётся на ногах, в то время как в его тело впивается множество пуль со всех сторон. В какой-то момент он даже верит в свою божественность. «Хотели меня пулями убить? Серьёзно? Я Тони Монтана, меня пули не берут!»".
  • «Универсальный солдат» — стимуляторы, используемые антагонистом.
  • «Бармен» — не совсем боевые способности, но по смыслу подходит. Когда протагонист выпивает всевозможные коктейли, у него повышаются личные черты характера (ум, харизма, красота и т. д.). И да, похмелье тоже есть — в виде антиэффекта, то есть опускание той характеристики, что была повышена до полной её противоположности (если принял коктейль на ум, на утро станешь полным дебилом).
  • «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса» с Жаном Рено. Опасные сверхсильные, ловкие и неуязвимые черные монахи оказываются просто накачанными метамфетамином, так что на дырки от пуль внимания они не обращали…
  • Пьяный мастер-2 — не способный победить в честном поединке секретаря-телохранителя английского консула, демонстрирующего виртуозную технику ударов ногами (его играет Кен Ло), персонаж Джеки Чана Вонг Фэй-хунг выпивает какой-то технический денатурат (драка происходит на металлургическом заводе), резко прибавляет в скорости и вдобавок становится совершенно нечувствительным к боли. Бой он в итоге выигрывает (не без труда), но расплата за «жульничество» становится поистине суровой — Вонг Фэй-хунг из-за воздействия денатурата на его мозг и нервную систему превращается в дурачка-инвалида (хочется надеяться, что временно!). Подано в комическом ключе, но автор правки китайского юмора не воспринимает. Что в этом смешного?
    • Автор данной правки согласен, что в пьяном поведении нет ничего особо смешного — однако не видит в соответствующем эпизоде ни денатурата (то есть спирта со специальной добавкой веществ, исключающих потребление в пищевых целях), при наличии технического спирта, ни оснований относить его к наркотикам при наличии на ресурсе ряда алкогольных тропов, ни причин считать это превращением в дурачка-инвалида сверх обычного сильного опьянения, ни уместности псевдосочувствия «хочется надеяться, что временно» на фоне явно названного имени Вон Фэйхуна, прожившего после смерти своего отца (здесь ещё вполне здравствующего) в здравом уме ещё четыре десятка лет.
    • Антиреклама спиртного же, да ещё какая эпичная! (В сочетании с опасным и запретным приёмом.)
  • «Такси», фильм четвёртый — комиссар Жибер в конце. Сначала снотворное (медвежья доза!) из дротика, которым он (случайно) буквально выстрелил себе в ногу; потом —антидот к снотворному (слоновья доза!) в лоб; наконец — отборный, экстра-класса, кокаин (в особняке, который местный главгад Ванденбош отжал у знакомого колумбийского наркобарона), в который бравый комиссар приземлился прямо мордой лица… И вы ещё удивляетесь, как он умудрился устроить такой разнос с двумя пулемётами наперевес (а потом — с натуральной ракетницей!). И даже комплекс реабилитации помог только частично — остался резким как понос.
    • Эта сцена, кстати, таки пародирует "Scarface"!
  • «Арес» — весь фильм про бои под допингом.
  • «Лестница Иакова» — наркотик «Лестница», который затуманивает у солдат разум и превращает их в машины для убийств. Американское командование подмешивало небольшие дозы наркотика в еду бойцов взвода протагониста, чтобы проверить действие препарата в полевых условиях. Только всё пошло слишком так: солдаты начали убивать друг друга.
  • «Терминатор» — в первой части полицейские ошибочно отнесли робота-убийцу к тропу, объяснив таким образом его способность разбивать переднее стекло автомобиля кулаком, сохраняя каменную физиономию.

Мультфильмы

  • Попай-моряк и его шпинат. С прикрученным фитильком: не факт (да и непохоже), что налицо настоящий наркотический эффект. Может, просто озверин-стимулятор.
    • Стимулятор; видимо с предполагавшимся действием через превращение (неверно оценённого) железа в гемоглобин и повышение оксигенации крови как допинг.

Мультсериалы

  • «Приключения мишек Гамми» — на людей сок гамми-ягод действует как временный усилитель мышечной силы. А сами Гамми от него начинают прыгать выше.
  • «Тик-герой» — в одном из эпизодов был злодей, способный регулировать свою мышечную массу при помощи особого высокотехнологичного пояса, то есть буквально разрастаться, поворачивая регулятор. Затем этот пояс достался Артуру, и тот уже изрядно подсел на даруемую оным гаджетом способность, из-за чего едва не погиб.
  • В «Жизнь и приключения робота-подростка» был похожий злодей с поясом — Янкулес, который косил под Геракла.
  • RWBY — Хейзел использует Прах, как допинг, вкалывая его себе в тело. Из-за этого он становится настолько силён, что способен отбросить тренированного Охотника одной левой (в самом буквальном смысле).
  • «Непобедимый Человек-Паук» — Кравен-Охотник с Анти-Земли (там он не русский, а афроамериканец) именно так достиг сверхчеловеческой силы и ловкости. На форсированное сокращение срока жизни ему плевать. Сам злодей признаёт принцип «лучше один раз напиться живой крови, чем сто лет питаться падалью» — Кравен чуть ли не единственный человек, живущий на уровне господ-зверолюдей, в то время как обычные люди низведены до положения рабов.
  • «Подозрительная Сова» — Н-ГЕЛЬ! Н-ГЕЛЬ! Н-ГЕЛЬ!
  • Cybersix — с аверсией так как главная героиня сдесь скорее выступает в роли больного диабетом которому нужен инсулин: главгад герр доктор фон Рихтер, чтобы контролировать свои творения и некоторых своих «детей», создал их зависимыми от «питания» химической субстанции, без которой те не могут жить (хотя героиня без неё обходилась довольно долгое время, пусть её и сильно терзало изнутри; в финальном эпизоде, попав в лабораторию главгада, героиня замечает вслух, что «ей подпитка нужна, как людям — вода», но продолжает мечтать о времени, когда сможет обходиться без неё и жить как простой человек).
    • Простым людям «питание» лучше вообще не пить, чтобы не «разъело» внутренности, ведь жидкость крайне токсична: как показано в сериале, она судя по всему в своей формуле содержит кислоту.

Комиксы

  • Вселенная DC — Бейн, который, принимая препарат «Веном», из крутого бойца становится совсем крутым. Правда, без него он значительно теряет силы, да и к старости превратился в овощ (хотя это было показано лишь в мультсериале «Бэтмен будущего»). .


Веб-комиксы

  • Homestuck — Гамзии, инверсия: входит в режим берсерка, оставшись без обладающей явно наркотическими свойствами слизи.

Манга и аниме

  • One Piece — Новые пираты рыболюдей имеют при себе стероиды, правда с отходняком в виде ускоренного старения, Ходи (их главарь), к примеру, из мужчины в расцвете сил превратился в беспомощного старика.
  • Full Metal Panic! — Гаурон «обдалбывается» перед тем как вести свою меху в бой. Он же не Видящий, а меха с лямбда-приводом…
  • Redline — в варианте с форсажем двигателя. Закинуть капсулу какой-нибудь мерзости в бензобак — лучший способ вырваться вперед. Последствия для двигателя… Скажем так: когда главному герою рамках договорняка взорвали машину, никто даже ничего не заподозрил. В финале машину главных героев и вовсе взрывают, и до финиша они долетают уже без нее, на полученном импульсе; вопрос, как их не превратило в кашу в процессе и как они приземляться будут, деликатно прикрыт открытым концом.
  • Akame ga Kill! — Куроме. А вы действительно верите, что она просто так трескает печенюшки и не делится? Впрочем это вынужденная мера. Педаль в пол выжимает отряд подростков-наркоманов в чёрном, которые принимают наркотики-стимуляторы.
  • Golden Kamuy — Никайдо сначала подсел на болеутоляющий морфий, а потом ему генерал-лейтенант Арисака подогнал ещё и только что синтезированный метамфетамин!
    • Судя по всему, лейтенант Цуруми тоже от морфия зависим. Что неувидительно: открытые ЧМТ часто «аукаются» не только изменениями в психике, но и адскими головными болями.
  • «Босоногий Гэн» — только манга: жутко и в красках показано, к чему именно привела стимуляция «боевого духа» солдат метамфетамином, который после войны ещё и сбывали как витаминки. Близкий друг Гэна и Рюты скололся «хиропоном» менее, чем за месяц.
  • Убийца Ичи — Какихара не только боевой садомазохист, даром что ли клан Андзё ещё и наркоторговлю крышует. Да и Старик тоже колется (хотя возможно, что в его случае это стероиды или гормоны для поддержания внешнего вида).
  • City Hunter — наркокартель Теопе похищал и накачивал людей наркотиком «Ангельская пыль» для использования их в таком качестве.
    • Пыль делает человека легко внушаемым и безразличным к боли и страху, и чтобы убить того кто находится под этой дурью нужно стрелять сразу в голову и то не факт что у вас получится устранить цель с первого раза.
  • No Guns Life — оригинальный извод тропа: принимаемые многими персонажами препараты — просто мощные обезболивающие, но без них человек будет страдать от создаваемой «расширениями» нагрузки на нервную систему, а при большом количестве этих самых «расширений» вообще рискует сойти с ума. В зависимости от качества установленных устройств нагрузка может оказаться и не такой уж высокой, позволяя обходиться без препаратов, если удаётся избегать использования бионики на всю мощность. В случае, если заменены, например, только конечности, для снижения нагрузки их можно отключить, правда сделать это может разве что квалифицированный специалист. А вот в случае «сверхрасширенных» что-то отключить уже не выйдет, потому что в таком человеке больше машины, чем человека — по этой же причине в случае, если такого «замкнёт» от боли, он будет не валяться на полу и корчиться, а конкретно пойдёт в разнос.

Видеоигры

  • Серия Fallout — разумеется в мрачном постапокалиптическом будущем есть масса способов упороться. И обнаружить временное падение практически всех навыков после того, как зачистил очередных Плохих Парней. Во второй части появился винт, от привыкания которому время не лечит (вообще-то лечит, но нужно его ну очень много) — только специальный антидот, дававшийся за выполнение квеста.
    • А стимпак— стимуляторы в шприце. Нормальных аптечек не завезли. Восстанавливают здоровье.
    • В Tactics можно на каждую миссию выбирать одного бойца, который приняв по дозе ментата, баффаута и психо, пойдет изображать Терминатора. А в следующей миссии этот товарищ будет тащиться в хвосте команды, страдая от ломки. Впрочем, ничто не мешает игроку сделать так, чтобы боец пошел на следующую миссию лишь после отходняка.
    • Кроме того в классике падение характеристик при отходняке использовалось манчкинами для прокачки. Суть в том что чтение книжек не поднимает навык выше 91 % — дальше только за скиллпоинты. Но при отходняке навык снижается под пороговый уровень и его можно снова качать книжками (когда ломка кончится — прибавка сохранится). Зрелище Избранного запоем читающего «Пушки и пули», учебники и книги скаута во время ломки должно было произвести на его спутников неизгладимое впечатление.
    • Педаль в воронку от ядерного взрыва уходит в 4-ой части, где винт стал откровенно читерным, позволяет замедлить время, да и прочие наркотики не отстают, а вылечится от зависимости проще, чем вывести радиацию из организма.
    • В той же 4-ой части есть легендарное свойство оружия «Наркоманское», которое повышает урон при зависимостях. Самый мощный модификатор урона если активно упарываться веществами и собрать несколько зависимостей. Дополнительные очки за то, что бонус работает только во время ломки. Упоротый герой, страдающий от 6-7 ломок одновременно, способен пачками валить Когтей смерти из ржавого самопала.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — в отличие от идейного прародителя из пункта выше, тут можно закидываться зельями и технологическими стимуляторами, не опасаясь никаких последствий. Особо стоит отметить зелье ускорение, превращающего персонажа (в не зависимости от склонности к технологии) в машину для убийства с ~40 очками действия (т. е. почти вдвое больше чем можно получить, прокачав ловкость до максимума).
  • Alpha protocol — Константин Брайко, лидер русской мафии в Москве. Занюхивает кокаин прямо во время боя и при этом является одним из самых сильных боссов во всей игре.
  • BioShock 1 и 2 — плазмиды действуют именно так: они наделяют человека экстраординарными способностями, но взамен тот плотно подсаживается на АДАМ — по сути наркотик на основе стволовых клеток, без которого человек не только не может использовать приобретенные суперсилы, но и быстро теряет человеческий облик (во всем смыслах этого слова — в том числе и в психологическом плане), превращаясь в сплайсера.
  • Серия Silent Storm — боевые наркотики тут есть, но ими редко пользуются.
  • Серия Jagged Alliance — аналогично сайлент-шторму.
  • StarCraft — десантура Терран очень любит стимуляторы.
    • "Злые протоссы" Таль'Даримы упыхиваются газом терразином, дарующим сверхспособности.
  • Серия «Звездные волки» — технологический вариант для космических истребителей. Одноразовые охладители увеличивают скорость кораблика либо скорострельность орудий, навыки персонажей позволяют вывести истребитель или его оружие на форсированный режим несколько раз за миссию.
  • Morrowind с его поломанной алхимией способствовал этому тропу. Ломки нет, а зависимость от разного рода зелий налицо.
  • Серия Far Cry — начиная с третьей части у главного героя в инвентаре появляется целая куча различных интересных веществ: боевые стимуляторы, усилители восприятия и охотничьи снадобья. Это при том, что по сюжету можно упороться самыми обычными наркотиками и пойти крошить недругов, попутно ловя глюки и глупо хихикая себе под нос.
    • В четвёртой части у поверженных солдат королевской армии можно найти пакетики героина с королевской печатью.
  • Duke Nukem — протагонист может принять стероиды, после чего некоторое время будет носиться как угорелый и лягаться как жеребец.
  • Redneck Rampage — здесь роль стероидов выполняет муншайн в характерной бутыли с тремя крестиками.
  • The Long Dark — шприц со стимулятором, резко прибавляющий персонажу выносливости.
  • Дилогия «Санитары Подземелий» — стимуляторы «Акселератор», «Ловкач», «Броневой» и «Неуловимый Джо» дают временную прибавку к характеристикам.
  • Mass Effect — боевые стимуляторы, в том числе доступный протагонисту-солдату «напор адреналина». Побочные эффекты не замечены.
  • Pillars of Eternity — здесь любят этот троп. Разнообразных допингов насчитывается около десятка (отходняк прилагается).
    • Полноправным же боевым наркоманом считается монах Закуа — такова уж философия ордена нальпасков. В сиквеле нальпаском можно стать самому.
  • Ведьмак — Геральт упарывается ведьмачьими эликсирами уже во вступительном ролике. И это только начало!
    • Существует популярное заблуждение: «Пройти на максимальной сложности любую из трёх игр о Геральте — и уж подавно всю трилогию — без употребления снадобий практически нереально». На самом деле вполне реально: комбинация квена, быстрых ударов и уворотов в помощь (правда, в одной из игр есть сцена, где принять психотроп — ультимативная сюжетная необходимость).
    • Ведьмак 3 — разработан целый билд, рассчитанный на закидывание за воротник литров эликсиров.
  • LISA RPG — в Painful на наркоте «Радость» сидят Брэд и многие другие персонажи (под наркотиком сильно повышаются характеристики, но есть и ломка!), в Joyful можно «упарывать» Бадди (без последствий).
  • Hitman: Codename 47. Пабло Очоа, упоровшийся кокаином, без ухищрений практически неубиваем.
  • Механоиды — бустер. Увеличивает выработку энергии реактором нашего пепелаца, позволяя дольше активно её тратить, скажем, на стрельбу или убегание на форсаже (который тут, кстати, безвреден если не считать энергозатрат), но через некоторое время непрерывной работы начинает этот реактор повреждать, что в перспективе смертельно. В первой части весьма полезен, во второй уже не так.
  • World of Tanks — скрученный регулятор оборотов двигателя для советских и китайских танков. Суть аналогична примеру выше: пока активен, заставляет танк ехать быстрее обычного, но если держать включённым слишком долго, повреждает двигатель. Только тут это ещё и приводит к уменьшению максимальной скорости до конца боя.
  • World of Warcraft — кровопийка. Действует только на эльфов крови (может, конечно, еще и на высших, но ими поиграть нельзя и проверить, соответственно, тоже), растет вокруг святилищ в лесах Вечной Песни. При употреблении немного увеличивает силу заклинаний, при отходняке — снижает уровень интеллекта. Геймплейное влияние незначительное, но эффекты и само наличие этой травы среди кушаний и алкоголя на элитной эльфийской вечеринке как бы намекают.
  • Mother Russia Bleeds — на главных героях испытывают новый наркотик «Некро», который для них и аптечка, и зелье берсерка. В ту же копилку большинство боссов (судя по некоторым элементам геймплея, торчат в альтернативном СССР почти все, даже милицейские собаки).
    • А вот рядовых противников боевыми никак не назвать, хотя обколоты они до состояния «В вашем „Некро“ крови не обнаружено».
  • Katana ZERO — создававшийся для суперсолдат-Нулей боевой наркотик «Хронос», позволяющий замедлять и отматывать время. Увы, оказалось, что синдром отмены приводит к гибели потребляющего для стороннего наблюдателя, сам Нуль будет проводить вечность наедине со своими кошмарами (но это не точно).
  • EVE Online — есть как технический вариант (перегрев модулей корабля — растет эффективность но модуль постепенно повреждается и потом надо ремонтировать) так и биохимический — наркота которая усиливает временно определенные характеристики пилота и уменьшает другие а также можно словить откат. Бывает разрешенная наркота (отката нет, эффекты хуже), и запрещенная (полиция будет агриться, по цивилизованным секторам антиреклама развешана). В определенных ситуациях использование запрещенной наркоты вполне себе окупается.
  • Terminator: Resistance — доступен широкий спектр боевых стимуляторов. Побочных негативных эффектов они, впрочем, не дают.
  • INSOMNIA: The Ark — к середине игры у главного героя может быть в рюкзаке натурально десяток видов разных шприцов, от кустарного стимулятора «Бульон», до редчайшего А-мезона из правительственных запасов, несколько бутылок с мутными зельями и пяток бутылок разномастного алкоголя. От местной укипаловки «Озоновая дыра» до элитного крикка «Иерархия» по пять сотен за бутылку. Кроме стимуляторов побочки есть у всего.
  • Escape from Tarkov - Использование шприца-стимулятора дает тебе хорошую прибавку к способностям... А потом начинается отходняк.

Настольные игры

  • World of Darkness — линейка магов. Истинный маг имеет свое представление о том, как работает реальность («Парадигма»), и реальность под него прогибается. И для неопытных магов просто необходимо использовать «фокусы» — предметы или действия, с помощью которых нужный магу эффект достигается по логике его парадигмы. И есть среди магов Культ Экстаза, члены которого считают, что расширенное сознание обретает власть над реальностью, что и позволяет им творить всякое. Конечно, среди них можно найти и всяких тантрических йогов, флагеллянтов и других «чистых» ребят, но угадайте, какие фокусы у экстатиков наиболее популярны?
  • Cyberpunk 2020 — собственно раздел про соответствующие вещества. С подсветкой для Дорфа и Чёрного кружева (Black Lace), поскольку первый разрабатывался именно для военных нужд, а второй представляет из себя первый на максималках. Также не обошлось и без упоминания таковых в лоре игры, а в ту самую войну Четырёх над американскими солдатами вообще опыты ставили для получения тропа на время достаточное для получения максимального тактического преимущества, дальше бойцы просто становились непригодными к использованию.
  • Warhammer 40000 — куча вариантов от биохимического до магического. Для большей брутальности отходняк может прийти вместо основного эффекта.
    • Педаль в пол давят савларские хемо-псы из Имперской Гвардии. Известны тем, что могут упороться до, во время или после боя для усиления или просто так. Тем не менее, очень крутые вояки — вместо боя не упарываются, да и большие мастера резать противника в узких туннелях и в замкнутых пространствах, в которых другие загнулись бы от химического заражения, которые напоминают им подземелья родного мира-тюрьмы.
    • Но даже они меркнут и бледнеют по сравнению с темными эльдар, которые усиливают в бою свои и без того форсированные по сравнению с другими расами восприятие и скорость реакции мощными стимуляторами. Обычную же наркоту дарки, уважая память своих благочестивых предков, жрут горстями заместо конфеток.
    • Арко-флагеллянты Экклезиархии и Инквизиции — дополнительно усиленное аугментикой, одноразовое живое оружие. В момент активации в их тела накачиваются запредельные дозы адреналина и боевых стимуляторов, делающие их, быстрыми, сильными и практически неубиваемыми.
      • На самом деле не такие уж они и одноразовые... По лору их система впрыска наркотиков рассчитана на 50 боевых пусков. Проблема скорее в том, что modus operandi этих берсерков обычно не допускает сколь либо долгой выживаемости.
    • Убийцы Храма Эверсор из Официо Ассассинорум — не могут жить без своих наркотиков и стимуляторов, поэтому перевозятся в крио-капсулах. Когда их выпускают из них, переходят в свой обычный режим: устроить кровавую бойню, проложить дорогу из трупов или убивать всех, пока запас наркоты не кончится. Их кровь, к слову, представляет собой настоящий коктейль из настолько ядреной химии, что при смерти ассасина в ней запускается мощнейшая экзотермическая реакция, результатом которой становится страшный взрыв.
    • Слаанешиты — тоже большие любители «веществ».
    • Космодесантники-примарис имеют Велизариево Горнило — особый орган, который при критическом состоянии впрыскивает в кровь ядрёную смесь химикатов, включающую режим усиленного превозмогания и регенерации.

Прочее

  • BattleTech — любого меха можно превратить на 1-2 хода в реактивного громилу за счет выхода его в перегрев. Отходняк следует на следующем ходу и варьирует от падения навыков пилота до аварийного отключения меха.

Реальная жизнь

  • Хасан ибн Саббах (он же Горный старец), по одной из версий, готовил своих знаменитых бойцов не без помощи гашиша. Отсюда и традиция обзывать гашишинами (в европейском произношении — ассасинами) всё государство исмаилитов. Впрочем, гашиш — слишком уж слабый наркотик, так что по другой версии он использовал опиум, а под «гашишем» подразумевалась то ли вообще трава, любая, ненаркотическая (потому что исмаилиты «такие бедные, что едят траву», что логично, сектанты, всё-таки), то ли он тут вообще ни при чём.
    • Есть мнение, что современные идейные последователи технологию развили и улучшили.
    • Так ведь гашиш и опиум совершенно не «боевые», с их помощью можно показать неподготовленному пареньку «рай» и с религиозной накачкой превратить его в верного фанатика. А в бою от них толку никакого, один вред.
    • А обезболивающее действие? От которого раненый боец сдохнет от кровопотери просто потому что не заметит рану? Одноразовые воины получаются… Да и реакция от гашиша падает, зато растет склонность к неадекватному поведению.
    • Одноразовые да. Но на раз может и хватить. А там бабы новых нарожают.
    • См. также подробнее в статье люди-плюс.
    • Ну раз сказали А, придется говорить и Б. Таки эта версия перебивается тем моментом, что товарищ Хасан был ярым исламским фанатиком, а по исламу что опиум, что гашиш - тяжкий грех, и вообще, одного из своих сыновей он казнил за то, что тот ПОПРОБОВАЛ вино. Да и само слово "гашишия" при буквальном переводе образует нечто вроде "укурок". Такое себе, для суровой исламской секты... Зато, в качестве демонизации политического оппонента вполне подходит. А что касаемо преданных ассасинов - даже сейчас одной только религиозной накачки хватает для террористов-смертников, что уж говорить про Средние Века.
  • Автор правки слышал историю о школьнике, который много нюхал клей. Он вообще не чувствовал боли и часто провоцировал других на драки.
  • Скандинавские берсеркеры, по так и не подтвердившимся данным, входили в титульное состояние при посредстве псилоцибиновых грибов.
    • Существуют теории, что источником агрессии могла служить лошадиная доля алкоголя (что маловероятно) или красные мухоморы (что более вероятно, поскольку воздействие веществ вызывает прилив энергии и буквально картинное сумасшествие в виде неконтролируемого гнева и смеха одновременно). Также исследователями рассматриваются одновременно оба варианта, т. е. настойка на мухоморах или отвар с последующим добавлением алкоголя — он значительно понижает токсичное воздействие шляпок и незначительно уменьшает психостимулирующее.
    • Согласно ещё одной теории берсерки для вхождения в нужное состояние пользовались чёрной беленой (Hyoscyamus niger), которая, помимо прочего, содержит такие вещества как гиосциамин, атропин и скополамин, способные вызвать спутанность сознания, галлюцинации, сухость во рту, расширение зрачков, снижение концентрации внимания, гипертермию, нарушение способности к связной речи, нарушения памяти, снижение чувствительности к боли. При этом приступы безумной ярости вполне типичны для случаев употребления белены.
  • Существует масса легенд в разных культурах о персонажах или воинских организациях, который пили некие зелья и шли в бой с немыслимой яростью и силой, но все они относятся к древним, варварским временам, когда подобное поведение могло дать преимущество. С развитием фехтования и дистанционного оружия толку от слепой животной ярости стало маловато.
    • Частный случай — подготовка воинов с использованием психостимуляторов дабы показать им скрытые возможности организма. Т. е. в реальный бой такой берсеркер идет на трезвую голову, но в ходе тренировки может быть и обдолбан, дабы прочувствовать на что способен. Требует КРАЙНЕ мудрого и умелого учителя…
  • Амфетамины во время мировых войн (подробнее см. основную статью).
  • Сейчас постепенно заменяют на модафинил, который похож по действию, но вроде не вызывает зависимости. Ну как не вызывает — принимать месяц подряд и потом слезть это поучительный опыт, но на всю жизнь пойти по наклонной с ним сложно.
  • Да и вообще алкоголий и наркотики при чрезмерном и неправильном употреблении превращают человека в машину разрушения, которая остановится, только получив несовместимые с жизнью травмы.
    • Правда, при этом здорово страдает реакция и сообразительность так что опасность такой нарик-алкаш представляет только для совсем неподготовленных мирных людей.
  • Допинг в спорте.
  • Со Второй мировой и по сей день лётчики-истребители уважают форсажный режим. Двигатель от частого использования упарывается в хлам, но пилот и планёр с авионикой дороже.
  • Разгон процессора — отключение программных ограничений на тактовую частоту, после чего он начинает работать быстрее. Естественно, если разгонять хрупкую электронику больше чем на 10-15 % мощности, этим методом сжечь её ничего не стоит. И повезёт, только если её, а не половину компьютера. Но возможность заставить работать технику на уровне того, что было выпущено лет эдак через 4-5, дорогого стоит.
    • Макбуки известны любовью делать на этом финт ушами — при резких нагрузках разгонять процессор даже до двойной скорости и сбавлять обороты только когда процессор дойдет до ста градусов.
    • Да и не только макбуки — у тех же Ryzen появилась фича Precision Boost Overdrive, автоматически разгоняющая процессор с оглядки на то, насколько сильна материнская плата и насколько высока получается температура.
  • Печально знаменитые Грибные Эльфы, по собственному признанию, за всю карьеру ни разу не выходили на бой не под веществами (и хорошо, если только под одним алкоголем).
  • Собственно, все вышеописанные «боевые» наркотики делятся на две категории. Первые (практически все употребляемые сейчас военными и спецурой) повышают выносливость, снижают усталость, избавляют от сонливости, бодрят и т. д. Они полезны в войне (как длительном процессе) и почти не влияют на бой. Вторые вызывают агрессивное поведение, бешенство и ощущение всемогущества. Во времена холодного оружия возможно, были полезны, но нынче скорее загонят потребителя под пули. Чрезмерная агрессивность и ярость повышают тремор что делает стрельбу малоприцельной, а излишне импульсивное поведение, сниженная критичность и мнимое ощущение силы подталкивают к таким «гениальным» поступкам, что пристрелить могут чисто из жалости… даже свои. Так что «боевые наркотики», которые сделают из кого попало великого воина — это сказочка для дураков. Воин — это прежде всего навыки. Их в таблетке не передашь. Игнорирование повреждений, конечно, чуток повышает боевые качества… но совсем не абсолютно, и вдобавок дает больше шансов сдохнуть от кровопотери, на что требуются буквально минуты.

Примечания

  1. Кола. Орехи содержат кофеин и теобромин. Были компонентом оригинальной кока-колы, но вспоследствии их выпилили из рецепта вместе с кокой, содержащей кокаин.
  2. К слову, метилфенидат — действительно лекарство, помогающее при некоторых проблемах с психикой и ЦНС (которые Роберта с её ФАРКовским прошлым наверняка имела). Вполне возможно, что Роберте этот препарат выписал врач именно для лечения — но она попыталась «превратить баг в фичу», используя его как допинг и сходя с ума от побочек.
  3. чифирь, заваренный на молоке (10 столовых ложек чая на стакан молока), с парой кубиков сахара, кусочком сливочного (изначально в Индии — топлёного) масла и пряностями.