Forgotten Realms

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Забытые Королевства (англ. Forgotten Realms) — наиболее известный и популярный мир Dungeons & Dragons[1], кодификатор штампа «стандартный фэнтези-сеттинг».

Мир

География

Планета Абир-Торил (на местном языке «Колыбель жизни») или просто Торил представляет собой слегка искажённый в художественных целях глобус всё той же матушки-Земли.

Основное место действия большинства кампаний — Фэйрун (Faerun, иногда транслитерируется как Фаэрун), местный аналог Европы. Сооответственно, здешние люди = европейцы, море на западе, земля на востоке. Портрет эпохи сопоставим с веком этак XIV—XV: изобретён «дымящийся порошок», так что закон об оружии в фэнтези пока нерешительно, но уже регулярно нарушается, а Великие географические открытия протягивают свои шаловливые лапки к дальним землям — но для среднестатистического обитателя это пока ещё привычное средневековье с замками, лордами, магами в бородах и мантиях, рыцарями в доспехах и быдлопехотой с копьями и арбалетами.

  • Побережье Мечей (Sword Coast) — северо-западное побережье, условная Франглиспания и самое популярное среди игроков место на планете. Здесь расположились такие значительные для мировой истории города как Уотердип, Невервинтер и Врата Бальдра.
  • Долина Ледяного Ветра (Icewind Dale) — замороженный Север, клюквенная викингосия.
  • Море Падающих Звёзд — огромное внутреннее море, аналог одновременно Балтийского и Средиземного, с очень изрезанными, фьордистыми берегами, на которых проживают СФК германских и славянских народов. Есть даже нехилый архипелаг под говорящим названием Пиратские Острова. Северный берег иначе называется Побережьем Дракона.
  • Эвермит (Evermeet) — островное государство, эльфийское королевство в изгнании.
  • Лантан (Lantan) — островное государство, где недолюбливают магию, зато очень уважают аналоговые механизмусы.
  • Муншае (The Moonshaes) — крупный архипелаг, СФК раннесредневековой Британии в духе «если бы кельты не были выпилены англами и саксами, а лично давали отпор норманнам».
  • В километре под поверхностью Фэйруна лежит Подземье (Underdark) — мегаподземелье, вмещающее целые государства и даже парочку подземных морей. Главная ценность — питьевая вода; дождей в пещерах по понятным причинам не бывает, так что приходится либо докапываться до водоносных слоёв, либо хватать то, что просачивается с надземья. Ближе к поверхности живут в основном гуманоиды — дроу, несколько разновидностей гномов (дуэргары, свирфнеблины, дэрро) и кобалоидов. Глубже гнездятся иллитиды, бехолдеры, аболеты, микониды, рыболюди куо-тоа и прочие чужеродные ояебу.

На восток от Фэйруна простирается Кара-Тур (Kara-Tur) — Дальний Восток с клюквенно-утайской эстетикой: самураи, ниндзя, азиатские драконы, монахи а-ля Шаолинь. От Фэйруна он отделён Землями Орды (Hordelands, самоназвание Таан), так что повторить подвиг Марко Поло отваживаются немногие приключенцы. Из этих земель некогда вышло завоевательное войско во главе с Яман-ханом и установило над Фэйруном татаро-монгольское иго… на какое-то время. Теперь восточное приграничье очень нервирует мысль о том, что кочевники могут повторить. Далеко на восток от побережий Кара-Тура лежит Оссэ (Ossё) — почти квадратный континент, гипертрофированная Австралия, о которой известно только то, что она есть.

К югу от Фэйруна, за Великим Морем, простирается Закхара (Zakhara), она же Земля Судьбы — континент, занимающий место Африки, но отыгрывающий культурный шаблон фэнтезийных Аравии и Магриба с коврами-самолётами и джиннами.

В западном полушарии лежит Мацтика (Maztica) — Америка, открытая буквально на днях. Северная — собственно, Мацтика, исследована фэйрунцами примерно на широтах Мексики, ещё около 80 % ждёт своих Морганов и Фробишеров. Конкистадоры её старательно лутают, а местные индейцы (среди которых не только люди, но и халфлинги, и спасибо что не рептилоиды) попытались открыть портал в Фэйрун, чтобы нанести удар возмездия, но слегка промахнулись и открыли в Подземье. Южная — Какаш Катыш Каташака, полнейшая терра инкогнита. Есть ещё пара крупных островов на крайнем севере и по одному — на востоке и западе, но о них можно сказать только то же самое.

Культурология

Теогония и демонология

Ао — местный Единый или просто верховный бог (версии разнятся), деистический Абсолют, который сотворил других богов, оставил их творить мир дальше и с чистой совестью удалился… куда-то. На молитвы он не отвечает, заклинаний клирикам не дарует, и вообще достоверно о нём известно только то, что он вообще есть (или, по крайней мере, был).

Менее значительные божества делятся на великих, средних и меньших богов — в зависимости от количества и активности паствы. Из светлой части пантеона наиболее меметичны Мистра, богиня магии и знания, и Сэлунэ — местная Луна во плоти. Из тёмных выделяются великая проклятая Ллотх (Lloth), покровительница пауков и дроу, Асмодей Архиизверг — сатанинский архетип, чуть ли не зубами прогрызший себе путь наверх от рядового дьяволёнка до владыки всего Баатора, и его квартирантка Тиамат (числится здесь меньшим божеством, ибо основная часть её паствы проживает в другом мире).

Этнография

Значимые персоналии

Где воспет

Литература

  • Роберт Сальваторе, цикл «Тёмный эльф».
  • Эд Гринвуд, «Сага об Эльминстере».

Кино

Мультсериалы

Видеоигры

  • Baldur's Gate 1-3
    • Icewind Dale с двумя дополнениями и Icewind Dale 2.
  • Neverwinter Nights 1-2
  • Предыдущие перечисленные игры - лучшие среди современных. А если брать старинные игры, то лучшей считается серия, получившая название "Gold Box", - ролевые игры 1988-1992 года (не все из них по Forgotten Realms, но здесь мы возьмём именно их). Это RPG "старого образца", где сражения очень длинные. Но и сюжеты тоже не короткие, а пространства обширные (хоть часто и описываемые словесно, а графически бедные). Вот они: 1) Pool of Radiance (приключения в великом Флане и его восстановление), 2) Curse of the Azure Bonds (бродим по окрестностям Лунного моря и боремся со злом), 3) Secret of the Silver Blades (шахтёры Драконьего Хребта докопались до тварей подземных и зовут героев побороться) и, наконец, 4) Pools of Darkness (финальный эпик с огромным миром и хардкором - здесь не только возвращаемся во Флан, но и ходим по всем его окрестностям вплоть до Миф Драннора). И ещё есть спин-оффы Gateway to the Savage Frontier и Treasures of the Savage Frontier, где приключения не эпические, а бытовые - команда авантюристов ищет сокровища.
  • Eye of the Beholder 1-3 - легендарные игры в жанре dungeon crawl (по крайней мере, первые две части). Дедушка серии Gothic, отец серии Ultima Underworld.
  • Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor (2001) - 3D-продолжение серии Gold Box. На этот раз Сияющий Источник открылся в Миф Дранноре, куда и отправятся уже другие герои.
  • Neverwinter Nights (1991) - бороться надо с чудовищами и пиратами. Первая часть серии про Невервинтер. Современные игры с ней связаны, но очень слабо.
  • Menzoberranzan (1994) - игра про родину дроу Дриззта (Дзирта) До'Урдена - того самого "тёмного эльфа", с книг о приключениях которого и началась история "Забытых Земель".
  • Blood & Magic (1996) - нестандартная стратегия от студии Interplay в реальном времени в том же мире. Кто-то мог бы сказать "клон варика", но Warcraft 2 тогда только вышел.
  • Descent to Undermountain (1997) - необычная экшен-RPG от студии Interplay... на "авиадвижке" серии Descent, поэтому уровни здесь вовсе не привычно-коридорные. Повествует, что понятно из названия, о спуске в Подгорье (Андермаунтайн) под городом Глубоководье (Вотердип). Кроме того, есть довольно много "мирных" вариантов решения квестов с помощью выбора вариантов разговора с монстрами. И юмора. И музыка, которая считается одной из лучших среди игр 90-х. Только вот геймплей... на любителя.
  • Forgotten Realms: Demon Stone (2003) - экшен. За трёх персонажей надо играть, чтобы снова заключить случайно освобождённых ими же злодеев.

Примечания

  1. Порядок дальнейших призовых мест оспаривают Эберрон, Кринн и Равенлофт.